Штурмовая «четверка»

Во времена Второй мировой фактически все воюющие стороны использовали специальную военную технику для яркой помощи пехоты на поле боя. В германских вооруженных силах для этого употреблялись «штурмовые орудия» (sturmgeschutze). Истоки идеи восходят еще к временам Первой мировой – уже тогда армейские поняли острую необходимость помощи пехоты в наступлении мобильной артиллерией.

Пушка, которая имела возможность бы оперативно реагировать на появляющуюся в сражении необходимость подавления вражеских огневых разрушения и точек полевых упрочнений, должна была быть подвижной, дабы наступать вместе с пехотой и конкретно взаимодействовать с ней, делая то, на что не может классическая тяжелая артиллерия. Соль была в том, дабы пехотный начальник не отправлял запрос об огневой помощи с вестовым (а скорее всего еще и через пара промежуточных инстанций), а имел возможность общаться с артиллеристами напрямую, а те, со своей стороны, били бы не вслепую, по отправленным координатам, а прямой наводкой, замечая цель конкретно.

Традиционно подобную роль игрались легкие пушки калибра 50–75 мм, перекатываемые расчетом вручную, но они были через чур уязвимы для ответного огня – единственный щиток из узкой брони не имел возможности надежно прикрыть ни от пуль, ни от осколков. Нужна была полностью бронированная установка – и приводить ее в перемещение было нужно бы уже мотором, мускульной силы артиллеристов не хватило бы. Средствами, каковые были дешёвы в Первую мировую, немцы решить эту проблему не смогли.

Позже был Версальский мир, и о самодвижущихся бронированных военных машинах Германии было нужно на долгое время забыть – по крайней мере, об их легальной разработке.

Штурмовая «четверка»

Генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг изучает местность с брони САУ StuG IV. Италия, 1944 г.

(http://www.worldwarphotos.info)

Много лет спустя, в 1935 году, Эрих фон Манштейн, бывший в то время полковником, внес предложение Людвигу Беку, начальнику штаба Сухопутных армий, создать штурмовую артиллерию (sturmartillerie), создав самоходную артиллерийскую установку яркой помощи пехоты на танковом шасси. Такая установка, очевидно, имела бы нехорошую маневренность огня из-за отсутствия башни, но данный недочёт полностью компенсировался бы намного меньшей заметностью и уязвимостью за счет более низкого силуэта, лучшей подвижностью из-за меньшей массы и, не в последнюю очередь, простотой и дешевизной в производстве.

В июне 1935-го компания «Даймлер-Бенц» взяла заказ на разработку данной САУ, и два года спустя на свет показалась известная StuG (сокращение от sturmgeschutz), выстроенная на шасси среднего танка PzKpfw III и вооруженная короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37. Эта машина выпускалась в огромных количествах на целом последовательности фирм (наибольшим производителем стала компания «Алкетт»), очень прекрасно зарекомендовала себя в начальный период Второй мировой и стала одним из знаков германского блицкрига.

По мере развития военных действий штурмовым орудиям все чаще приходилось, кроме других собственных обязанностей, еще и бороться с военной техникой. По окончании того, как немцы столкнулись сперва с французскими и английскими, а после этого и советскими тяжелобронированными танками, на самоходки StuG стали устанавливать замечательное 75-мм орудие StuK 40 с длиной ствола в 43 калибра, а после этого и 48 калибров. Такая модификация стала называться StuG 40.

StuG.IV, стёртая с лица земли в районе Понтекорво в Италии

(http://www.worldwarphotos.info)

В феврале 1943 года к выпуску штурмовых орудий StuG 40 было решено подключить компанию «Крупп». Так как она не занималась выпуском PzKpfw III, но с 1936 года создавала средний танк PzKpfw IV, сочли целесообразным создать вариант штурмового орудия на шасси последнего. Рубка от StuG 40 поднялась на корпус PzKpfw IV фактически гладко, заменив собой башню и подбашенную коробку.

Единственное, что было нужно поменять в конструкции рубки, – передвинуть вперед место механика-водителя (на PzKpfw IV оно размешалось значительно дальше от центра автомобили), сделав в лобовом странице рубки долгий выступ характерной формы. Оружие автомобили состояло, как и у «старшей сестры», из 75-мм пушки StuK 40 со стволом длиной 48 калибров и пулемета на внешней установке, управляемого дистанционно из боевого отделения. Дабы отличать самоходки друг от друга, им присвоили обозначения StuG III и StuG IV, по заглавию танков, на шасси которых они базировались.

StuG.IV перед погрузкой на паром

(http://www.worldwarphotos.info)

Изначально StuG IV создавалась «про запас» – предполагалось, что в скором будущем танки PzKpfw IV будут всецело заменены новейшими PzKpfw V «Пантера», их выпуск будет прекращен, а освободившиеся производственные мощности задействуют в производстве штурмовых орудий на их базе. Действительность распорядилась в противном случае – PzKpfw IV массово производился до конца войны, а будущее StuG IV сложилась совсем не так, как было запланировано, поскольку последовательно случились два ответственных события.

В августе 1943 года на заседании у Гитлера был сделан вывод о том, что штурмовые орудия способны делать большую часть боевых задач, возлагающихся в большинстве случаев на танки, а так как наряду с этим они еще и дешевле обходятся, то производить прежде всего стоит как раз их. В ноябре того же года фабрики компании «Алкетт» подверглись массированному налету бомбардировочной авиации Союзников, и это нанесло серьезный ушерб производству штурмовых орудий, поскольку в то время как раз «Алкетт» являлась главным их поставщиком. Германскому армейскому управлению безотлагательно потребовалось скомпенсировать утраты – тогда и отыскали в памяти про компанию «Крупп» и ее проект StuG IV.

StuG.IV с самодельной дополнительной защитой из запасных траков

(http://www.worldwarphotos.info)

Безотлагательно был изготовлен опытный образец (его переделали из танка), и 16 декабря 1943 года Гитлер его осмотрел и одобрил. Производству StuG IV был дан зеленый свет, и замыслы были наполеоновскими – за оставшиеся до нового года 14 дней предполагалось выпустить 350 автомобилей, а в январе 1944-го довести месячный выпуск до 500 автомобилей.

Управление «Крупп» только подогрело эти неадекватно оптимистичные замыслы, объявив, что в самое ближайшее время предоставит 600 шасси с бронекорпусами, каковые возможно будет скоро достроить как штурмовые орудия. Действительно, оно забыло уточнить, что эти шасси и корпуса предполагалось забрать из цехов, создающих PzKpfw IV, и значит, Панцерваффе не досчитались бы шести сотен заказанных танков. Настоящие количества выпуска были значительно скромнее.

Для сравнения, год спустя, в декабре 1944-го, обращение шла уже о том, дабы довести месячный выпуск до 130 автомобилей, но кроме того это выяснилось не по силам. Штурмовые орудия StuG IV производились с декабря 1943 г. до мая 1945 г., и всего за это время было сделано 1139 штук, другими словами в среднем около 63 орудий в месяц.

StuG.IV на улицах города. Прекрасно видно антимагнитное покрытие «циммерит» на рубке и надгусеничных полках

(http://www.worldwarphotos.info)

Историю боевого применения StuG IV проследить достаточно тяжело. Во-первых, легендарный германский порядок был порядком лишь на словах, а на практике многие из составлявших отчеты, без капли колебаний, записывали обе разновидности штурмовых орудий легко как «StuG», не делая различий.

Во-вторых, в армии первые из StuG IV попали в феврале 1944-го, в то время, когда будущее войны была фактически предрешена, и деятельность армии Фашисткой германии все стремительнее скатывалась от ответа задач к затыканию дыр. Соответственно, новые штурмовые орудия (как, но, и ветхие) употреблялись не только в рамках собственной тактической ниши, но и везде, где может понадобиться бронированная пушка на гусеницах.

Они довольно часто использовались в качестве противотанковых САУ (panzerjager в германской классификации), а во второй половине 44-го и в 45-м везде направлялись в танковые части, дабы восполнить недочёт, фактически, танков. К примеру, во 2-й танковой дивизии одна из рот 3-го танкового полка была с ноября 1944-го оснащена только штурмовыми орудиями. В 1253-й роте легких истребителей танков имелось некое количество StuG IV, но употреблялись они только в качестве тягачей.

Командир роты быстро отрицательно отзывался об этих автомобилях из-за… слабости их пулеметного оружия. Достаточно необычная претензия со стороны противотанкиста, которая, но, в полной мере определенно показывает, что в условиях нестабильного фронта и отступлений кроме того тем, кто штатно обязан заниматься отстрелом военной техники соперника с надёжного расстояния, довольно часто приходилось вступать в ближний бой и отбиваться от пехоты.

Самоходки StuG.IV в Греции, 1944 г.

(http://www.worldwarphotos.info)

Задокументированные эпизоды боевого применения StuG IV по вышеуказанным обстоятельствам не блещут славными победами. Одно из немногих исключений – действия 394-й бригады штурмовой артиллерии летом 1944-го на Западном фронте. Самоходками StuG IV в бригаде было оснащено две батареи. 6 августа бригада заявила об уничтожении 26 американских танков, из них 6 записал на собственный персональный счет капитан фон Йена, батареи 3-и командир.

Действительно, особенного влияния на ход военных действий это не оказало, и через 14 дней бригада, попав в окружение под Фалезом, утратила все собственные автомобили.

Другие бригады штурмовой артиллерии не могли похвастаться кроме того такими удачами. 311-я встретила финиш войны в осажденном Бреслау (сейчас польский Вроцлав), и на момент капитуляции в ней, среди другой немногочисленной сохранившейся техники, числилась одна самоходка StuG IV. 239-я бригада, имевшая в собственном составе роту StuG IV, принимала участие в германском наступлении у озера Балатон в Венгрии в марте 1945 года.

В 912-й бригаде, действовавшей в Курляндии (сейчас – территория Латвии), числилось около трех десятков StuG IV – фактически все они стали трофеями Советской Армии, в то время, когда бригада сдалась в мае 1945 года.

912-я бригада штурмовых орудий сдается в плен. Курляндия, 1945 г.

(http://www.worldwarphotos.info)

САУ StuG IV выпускалась достаточно массово – количества ее производства, само собой разумеется, меркнут по сравнению со «старшей сестрой» StuG III, но сопоставимы, к примеру, с числом выпущенных танков «Тигр» (1139 и 1347 автомобилей соответственно). Но значительного влияния на ход войны она не оказала – но, и не имела возможности оказать. В 44-м будущее империи Гитлера была предопределена, и ни поменять, ни какое количество-нибудь значительно отодвинуть финал не могли ни проекты «чудо-оружия», ни простые «рабочие лошадки» войны – такие, как StuG IV.

Восстановленная до ходового состояния StuG.IV в музее бронетанковой технике в Познани, Польша

(http://www.wikipedia.org)

До наших дней дожило весьма мало экземпляров данной самоходки. До 1999 г., фактически, по большому счету считалось, что не сохранилось ни одного, но в августе 1999-го на территории Польши была обнаружена StuG IV, увязшая в болоте. На данный момент она восстановлена до ходового состояния и демонстрируется в музее бронетанковой техники в Познани.

Еще один экземпляр находится в экспозиции музея Белого Орла в польском городе Скаржиско-Каменна – действительно, это не в полной мере аутентичный экземпляр, поскольку для восстановления много было нужно применять подробности от StuG III и PzKpfw IV. В октябре 2011 года в Латвии удалось извлечь из болота еще одну машину, и на данный момент она находится в личной коллекции.

ТАКТИКА ШТУРМОВЫХ ГРУПП. Четверка, 3 окна

Темы которые будут Вам интересны: