«Шнейдер» ca1

Танк CA1 компании Schneider-Creusot стал первой машиной для того чтобы рода, созданной во Франции. Во многом это творение французского технического гения иллюстрирует поговорку про первый блин, что вышел комом. Но «из песни слова не выбросишь», да и каждые технические новшества требуют продолжительного периода проверки практикой

Первая модель штурмового танка (как раз так, Char d’Assaut, расшифровывается обозначение CA1) от компании «Шнейдер» показалась благодаря закономерному в условиях вызовов всемирный войны совпадению направлений интеллектуального поиска армейских и гражданских технических экспертов. В первую очередь, запрос на гусеничную бронированную машину сформировался у французских артиллеристов. Действительно, те предполагали взять в первую очередь тягач либо самоходную артиллерийскую установку.

«Шнейдер» ca1

Танк Шнейдер CA1 на марше (http://wwimodeller.co.nz)

Заказ на разработку аналогичной автомобили взяла компания «Шнейдер» (ведущий производитель оружия в стране), которая направила собственного главного конструктора Эжена Брилье (Eugene Brillie) изучить гусеничную базу тракторов Holt, на базе которой пробовали в то время создать собственный танк британцы. Тот проанализировал опыт союзников и убедил управление компании взяться за разработку «бронированного и вооруженного трактора» на базе трактора Baby Holt.

В ходе работы данный проект был объединен с машиной Breton-Pretot, бронированным резаком колючей проволоки за авторством инженера Жюля-Луи Бретона (Jules-Louis Breton). Оказавшийся в следствии аппарат был представлен армейским чинам на опробованиях 9 декабря 1915 года в Суене.

Среди других за опробованиями следил и начальник штаба 22-го артполка французской армии полковник Жан Этьен (Jean Baptiste Eugene Estienne), что еще с конца 1914 года сам думал над возможностью боевого применения и создания самоходной бронированной автомобили для помощи пехоты. Так и случилась встреча двух талантов, создавших первый полноценный французский танк.

Танк Шнейдер CA1 на пересеченной местности (http://wio.ru)

Этьен владел четким видением того, что должно оказаться в следствии работ, у Брилье же был опыт разработки бронированных автомобилей на гусеничном ходу. В следствии уже 21 февраля 1916 года опробования прошли первые прототипы, а первый серийный танк был закончен 8 сентября. Машина складывалась из рамы с ходовой частью, на которую крепился корпус – коробка из броневых плит, собранная болтами на каркасе.

Как раз его форма и обеспечила танку легко узнаваемый и достаточно нелепый вид. Передняя часть корпуса, сделанная в форме носа корабля, облегчала этому «сухопутному броненосцу» преодоление рвов и разрешала резать проволочные заграждения, и пара улучшала показатели бронестойкости за счет рикошета. Позади корпус был оборудован маленьким «хвостом», кроме этого содействовавшим повышению проходимости автомобили.

Двигатель (карбюраторный с водяным охлаждением) ставился в передней части CA1 по левому борту, топливный бак размещался сперва под двигателем, позже его перенесли в кормовую часть танка. Ходовая часть была позаимствована у трактора Holt, но подверглась важной модификации. По каждому борту она складывалась из пары тележек с опорными катками (три на передней, четыре на задней) и двух колес – направляющего спереди и ведущего позади.

Плюсом конструкции CA1 была конструкция подвески – полужесткая, она существенно облегчала боевую работу экипажу, смягчая сотрясения и толчки корпуса.

Танки «Шнейдер» CA1 на выгрузке с ЖД платформ (http://pro-tank.ru)

Оружие танка было смешанным, пулеметно-пушечным. Его артиллерийское орудие, 75-миллиметровая гаубица Blockhaus-Schneider, было создано специально для установки в танк и стало, так, первым специальным примером оружия для того чтобы рода. Размещение данной пушки – чуть ли не самая запоминающаяся изюминка автомобили. Орудие, на манер корабельного, устанавливалось по правому борту танка и владело горизонтальным углом обстрела всего в 40 градусов.

Шофер (он же начальник) CA1 должен был показать незаурядную сноровку, дабы при маневрировании удерживать цель в зоне поражения орудия. По бортам танка, за полусферическими броневыми щитами, устанавливались два пулемета Hotchkiss калибра 8 мм. В целом, количество и разнообразие оружия играются в пользу CA1 при сравнении его с чисто пулеметными модификациями вторых танков времен Первой мировой (более идеальными технически Рено FT-17 и британским Mk.IV), но очень сильно ограниченные возможности ведения пушечного огня снижают значимость этого преимущества.

Французские танкисты разглядывают повреждения, полученные их танком в сражении

(http://images.forum-auto.com)

Размеры автомобили составляли 6,32 м в длину, 2,05 м в ширину и 2,3 м в высоту. В этого металлического короба с толщиной брони по 11,4 мм (лишь днище и крыша были защищены не сильный – 5,4 мм) помещалось шесть человек. Кроме начальника-водителя это были замкомандира (он же наводчик орудия), два пулеметчика (левый – в один момент механик), заряжающий пушки и подносчик пулеметных лент.

Вовнутрь танка они попадали через дверь в корме автомобили и три люка на крыше: один размешался над местом водителя и два – сзади пулеметных установок. Масса танка достигала 14,6 тысячь киллограм, большая скорость по шоссе составляла до восьми километров/ч, но ближе к действительности оценки в 4 км/ч по шоссе и 2 км/ч по пересеченной местности. Общее число выпущенных танков оценивается приблизительно в четыре много.

Один из них, сохранился в танковом музее Сомюра по сей день и все еще на ходу.

Подбитый в сражении «Шнейдер» CA1 (http://www.chars-francais.net)

Эффективность боевого применения танков CA1 компании «Шнейдер» тяжело назвать однозначной. С одной стороны, неудачная конструкция (а также через чур маленькая ходовая часть для для того чтобы массивного корпуса) и медлительность делали машину сложной в эксплуатации, не хватает проходимой и уязвимой для вражеского огня. Недостаточным выяснилось и бронирование – по окончании первых боев его было нужно усилить дополнительными страницами толщиной от 5,5 до 8 мм, наваренными на главную броню с зазором в 40 мм.

Иначе, всегда, в то время, когда получалось достигнуть высокой степени слаженности в действиях подразделений CA1 и пехоты (для помощи которой в сражении он и был создан), результаты намного превосходили те, каковые пехота имела возможность достигнуть при помощи одной только стационарной артиллерии. Кроме того самое первое сражение CA1, 16 апреля 1917 года при местечке Берри-о-Бек, окончившееся провалом французского наступления и утратой 76 из 132 участвовавших в нем танков, продемонстрировало, что пехота с танками способна прорвать две лини германской обороны на целом отрезке фронта и выйти к третьей, а без них – лишь в отдельных местах преодолеть первую.

Применение танков при ликвидации Мальмезонского выступа 23–26 октября того же года и при наступлении 18–24 июня 1918 года недалеко от Марны обеспечило достижение по-настоящему блестящих тактических удач. Не смотря на то, что, справедливости для, нужно заявить, что в последнем сражении принимали участие не только CA1, но и Сен-Шамоны, и FT-17. Последний бой на протяжении Первой Мировой CA1 приняли во время с 26 сентября по 3 октября 1918 года в Шампани.

По окончании войны во Франции они были сняты с оружия.

Данный CA1, похоже, стал жертвой замечательного внутреннего взрыва (http://images.forum-auto.com)

Однако, история танка на этом не закончилась. Шесть автомобилей в первой половине 20-ых годов XX века было передано Испании, по окончании чего с 1922 по 1926 год их деятельно использовали против повстанцев в Марокко. Спустя десятилетие сохранившиеся в тех битвах четыре танка снова вступили в сражение, в этом случае на стороне республиканцев на протяжении Гражданской войны.

Один из них был захвачен франкистами, а последние три в итоге были сосредоточены в Мадриде, что и обороняли до самого падения города.

Schneider Tank

Темы которые будут Вам интересны: