Шасси – немецкие, сау – советские

К концу 1941 года обстановка с военной техникой в Красной Армии была близка к катастрофической. В первые месяцы войны была утрачена большинство танков, имевшаяся в наличии на начало 1941 года. Производство восполнить утраты не имело возможности, поскольку большинство фирм была эвакуирована с захваченных соперником территорий и еще не успела поставить работу на новом месте.

Для частичного решения проблемы обеспечения Красной Армии (потом — КА) военной техникой 21 декабря 1941 года всем фирмам, подчиненным Народному комиссариату оружий, было вменено в обязанность изложить собственные предложения по применению трофейной техники, большое количество которой скопилось в боевых частях. Часть автомобилей употреблялась в том месте же, на местах, но по окончании израсходования боезапаса германские танки и самоходные артиллерийские установки становились ненужными, поскольку советские боеприпасы к их орудиям не доходили.

В начале 1942 года группе инженеров-конструкторов под управлением Е. В. Синельщикова, намерено созданной при Главном артиллерийском управлении (потом – ГАУ) КА было поручено проектирование самоходных артиллерийских установок (потом – САУ) на базе разных шасси. В качестве таковых рассматривались как автомобильные шасси (а также, приобретаемые по ленд-лизу), так и шасси трофейных танков и САУ (в советских документах они указывались как «артштурмы»).

Шасси – немецкие, сау – советские

Эскизный проект СГ-122(А), вид сбоку. Апрель 1942 года

Источник – topwar.ru

6 апреля 1942 года был утвержден эскизный проект самоходной гаубицы на базе шасси трофейной германской САУ StuG III. На заводе №592 в Мытищах, до войны создававшем вагоны метро, начались работы над созданием первого экземпляра автомобили, взявшей обозначение СГ-122(А) – самоходная гаубица 122 мм (артштурм). Созданная на заводе конструкторская несколько под управлением инженера Каштанова уже к началу лета смогла создать первый прототип.

Эскизный проект СГ-122(А), вид сверху. Апрель 1942 года

Источник – topwar.ru

В армиях требовалось мобильное бронированное средство артиллерийской помощи пехоты, талантливое как подавлять и разрушать полевые упрочнения соперника, так и, при необходимости, уничтожать его военную технику. Было решено установить в новой САУ полевую 122-мм гаубицу М-30 примера 1938 года, которая прекрасно зарекомендовала себя в сражениях 1941 года. Помимо этого, в ремонте пребывало большое количество этих орудий, лишившихся щитков либо колесной базы, что кроме этого оказало влияние на выбор этой гаубицы.

122-мм гаубица М-30 примера 1938 года в экспозиции Мемориала смелой обороны Одессы.

Создатель фото – Андрей Алексеев

Источник – dishmodels.ru

Так как «родная» рубка трофейной самоходки была через чур мелка, было решено ее демонтировать, а новую рубку спроектировать на 10 см выше. Толщина лобового бронелиста новой рубки достигала 45 мм, бортов – 35 мм, кормы – 25 мм, крыши – 20 мм. По окончании опробований, продемонстрировавших, что переднюю часть САУ перетяжелили, толщину лобового и бортовых бронелистов уменьшили на 10 мм – до 35 и 25 мм соответственно.

Орудие устанавливалось на особой литой тумбе, крепившейся к полу рубки. В лобовой части орудие защищалось особым бронированным кожухом. Над его казенной частью монтировался электрический вентилятор для своевременного удаления из рубки пороховых газов. Наведение гаубицы осуществлялось через монтируемую в рубке орудийную панораму.

Стрельба имела возможность осуществляться как в неподвижном положении, так и с хода (по площадям). «Родная» лобовая броня шасси StuG III усиливалась дополнительными 20-мм броневыми экранами.

Экипаж гаубицы составлял пять человек: начальник (кроме этого имевший обязанности наводчика по горизонтали), наводчик по вертикали (он же радист), механик-водитель и два заряжающих. В боевой рубке для экипажа были предусмотрены два люка: один – в кормовом бронелисте и один – справа, в лобовом бронелисте. По окончании проведения опробований от переднего люка решили отказаться, дабы повысить прочность САУ.

Для наблюдения за окружающей обстановкой начальник взял артиллерийский разведывательный перископ, под что в крыше рубки был предусмотрен особый выдвижной стакан.

Эскизный проект СГ-122(А), поперечный разрез. Апрель 1942 года

Источник – topwar.ru

Штатный боекомплект СГ-122(А) достигал 50 снарядов, каковые размещались на особых полках на протяжении кормовой стенки и бортов боевой рубки. Гильзы с зарядами (заряжание гаубицы М-30 было раздельным, исходя из этого в экипаже предусматривалось двое заряжающих) хранились на полу рубки в особых пазах.

В бак самоходки входило 320 литров топлива, плюс в навесные баки помещалось еще 120 литров. Запас хода автомобили составлял 180 километров.

Во время с 20 по 30 июня 1942 года первый прототип СГ-122(А) проходил опробование на полигоне столичного завода №8, а с 25 июля по 8 августа – на Софринском артиллерийском полигоне. Машина прошла по шоссе и распутью в общем итоге 125 километров, продемонстрировав управляемости и неплохие результаты проходимости. Сложности появлялись только при езде по пересеченной местности, поскольку передняя часть САУ была тяжелее «оригинала» на 2,6 тонны.

САУ кроме этого совершила артиллерийские стрельбы, каковые продемонстрировали кучность стрельбы и хорошую скорострельность орудия. В следствии было решено уменьшить боевую рубку методом уменьшения толщины брони, от чего она стала уже, чем у StuG-III, на шасси которой производилась новая САУ.

СГ-122(А), апрель 1942 года

Источник – aviarmor.net

19 октября Сталин лично подписал распоряжение ГКО №2429, которым предусматривалось изготовление ста двадцати СГ-122(А) на базе трофейных танков Pz.III, Pz.IV и StuG III и определялся график их поставки на завод №592.

Но по причине того, что большинство мощностей завода была эвакуирована на Урал, а другая часть была загружена вторыми армейскими заказами, замысел производства был сорван. Управление завода пробовало переложить ответственность за срыв замысла на военных функционеров из Главного автобронетанкового управления (потом – ГАБТУ) КА, но им это не удалось.

Неприятность пребывала в том, что время от времени завод не принимал отремонтированные трофейные шасси (поставляемые с танкоремонтного завода №8), потому, что не имел свободного места в цехах. Та же неприятность появилась и с поставками с Столичных фирм: рембазы №82 и завода №8. Наряду с этим танки Pz.IV заводом по большому счету не принимались.

Модель СГ-122(А). Создатель – Юрий Морозов

Источник – rumodelism.com

Однако, за период с октября 1942 по февраль 1943 года, по разным оценкам, завод №592 произвел от 21 до 27 экземпляров САУ СГ-122(А). 1 февраля 1943 года завод из Народного комиссариата оружий передали в ведение Народного комиссариата танковой индустрии и обязали сконцентрироваться на производстве новых легких танков Т-80. Наряду с этим завод взял новый номер – №40.

Самоходками СГ-122(А) комплектовался 1435-й самоходно-артиллерийский полк (потом – САП). В январе 1943 года он начал приобретать новые САУ, и сразу же от руководства полка стали поступать нарекания на уровень качества взятых автомобилей. В следствии в течении всего времени эксплуатации СГ-122(А) большое их количество пребывало в ремонте.

Содействовало этому да и то, что шасси танков Pz. III и САУ StuG III были очень сложны в управлении для советских механиков-водителей, а печатных управлений по вождению СГ-122(А) и Pz. III в армии не хватало либо не было вовсе – по крайней мере, до фронтовиков они не доходили.

По данной причине около 50% самоходок было утрачено из-за поломок.

В составе 1435-го САП самоходки СГ-122(А) успели повоевать чуть бельше семи дней (с 6 по 14 марта 1943 года) – совместно с частями 10-й армии Западного фронта в битвах по освобождению Калужской области. Владея хорошей огневой мощью, новые САУ продемонстрировали собственную техническую ненадежность. Очень негативную роль сыграла и нехорошая подготовка экипажей. 19 марта 1943 года сохранившиеся самоходки были посланы с ЖД станции Пробуждение в тыл для ремонта, и дальнейшее их будущее автору статьи малоизвестна.

На сегодня ни одной СГ-122(А) не сохранилось.

World of Tanks. Обзор САУ VI, VII и VIII уровней

Темы которые будут Вам интересны: