Серые кардиналы европейского танкостроения

Серые кардиналы европейского танкостроения

Перед Второй мировой войны войной Чехословакия была одной из ведущих танковых держав в мире. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века, по окончании оккупации Германией, она этого статуса лишилась. Но замечательнейший чехословацкий военно-промышленный комплекс работал и в армейские годы. Тут строили известные противотанковые самоходки Marder и Jagdpanzer 38(t) (ошибочно именуемый Hetzer), собирали корпуса «Королевских тигров».

Так, снабжая потребности собственной армии, Германия нечайно создала все условия чтобы по окончании освобождения Чехословакия опять смогла претендовать на место в «высшей лиге» танкостроения.

Уже к осени 1945 года, через считаные месяцы по окончании войны, конструкторы и чехословацкие военные развернули бурную деятельность в сфере бронетанковой техники. Результаты их труда сочетают в себе богатый персональный опыт, и успешные ответы советской и германской школ танкостроения. К сожалению, запустить большая часть из них в серийное производство у Чехословакии не получилось по экономическим и политическим обстоятельствам.

О самых увлекательных танках чехословацких конструкторов: от колёсно-гусеничного первенца до универсальной автомобили начала 50-х годов — в отечественном кратком обзоре.

Kolohousenka KH.50

Первенец чехословацкой танковой индустрии. Был создан общими усилиями компаний Ringhoffer, LaurinKlement и Breitfeld-Danek. Первые два шасси, выстроенные в первой половине 20-ых годов двадцатого века, создали на базе ответов германского трактора Hanomag WD-50PS. Машину оснастили опускаемым колёсным движителем конструкции германского инженера Генриха Фольмера. Двигатель танка кроме этого был германского производства.

В качестве оружия конструкторы планировали использовать 37-мм пушку, установленную в одноместной башне.

Благодаря колёсно-гусеничному движителю KH.50 превосходил простые танки-современники по запасу хода, ресурсу ходовой части и скорости. Вместе с тем выбранная схема движителя оказалась сложной. За двумя KH.50 было произведено два улучшенных примера, обозначенных KH.60, и один KH.70.

Инженерам удалось улучшить характеристики автомобили, но танк всё равняется получался через чур тяжёлым и сложным.

Работы над семейством Kolohousenka прекратили во второй половине 20-ых годов XX века. Два танка семь дней.60 было реализовано в СССР, KH.70 — в Италию. Новые обладатели изучили их и пришли к тому же выводу, что и их чехословацкие сотрудники: эта конструкция интереса для развития не воображает.

LT vz.35

Руководствуясь требованиями чехословацкой армии, в 1935 году компания Škoda создала кавалерийский танк Š-IIa. На опробованиях он превзошёл собственного соперника P-II-a компании CKD и был принят на вооружение под индексом LT vz.35 (лёгкий танк примера 1935 года).

На момент создания LT vz.35 являлся одним из лучших танков в собственном классе. Успешная конструкция ходовой части снабжала плавность хода, а 37-мм пушка vz.34 разрешала бороться с большинством танков того периода. Бронирование лобовой части, составлявшее 25 мм, защищало от крупнокалиберных пулемётов, одного из основных противотанковых средств в середине 30-х годов ХХ века.

Договор по производству новых танков был поделён поровну между Škoda и CKD, всего для потребностей чехословацкой армии выпустили 298 LT vz.35. Зарубежные клиенты кроме этого обратили внимание на впечатляющую новинку. 126 танков купила Румыния, где LT vz.35 приняли на вооружение под индексом R-2.

Ещё 10 улучшенных танков, взявших индекс T-11, закупила Болгария. По окончании оккупации Чехословакии LT vz.35 приняла на вооружение германская армия под обозначением Pz.Kpfw.35(t). Они употреблялись немцами вплоть до конца 1941 года.

LT vz.38

В конце 1937 года чехословацкая армия объявила конкурс на разработку лёгкого танка для замены LT vz.35. Компания CKD выставила на конкурс танк TNH-S, доработанный вариант экспортной военной машины, созданной по иранскому заказу. В июле 1938 года, по окончании неоднократных переделок и испытаний, машину приняли на вооружение под индексом LT vz.38 (лёгкий танк примера 1938 года).

Танк безотлагательно запустили в серийное производство, но к моменту оккупации Чехословакии Германией успели выстроить всего около десятка.

LT vz.38 был лучшим чехословацким танком предвоенного периода. Помимо этого, на начало войны это был лучший в мире лёгкий танк. Созданный под управлением инженера Алексея Сурина, он сочетал в себе мощное вооружение и хорошую манёвренность. Громадный потенциал для модернизации разрешил без ущерба для скорости нарастить толщину бронирования до 50 мм.

Успешная конструкция LT vz.38 стала обстоятельством того, что выпуск этого танка продолжился уже под германским контролем. Всего было выпущено 1414 автомобилей данного типа. Кроме германской армии, Pz.Kpfw.38(t) применяли румыны и венгры.

Лицензию на производство LT vz.38 купили шведы, производившие пара поменянный танк под индексом Strv M/41.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века LT vz.38, уже под обозначением и немецким флагом, было нужно встретиться с советскими Т-34 и КВ, в сражении против которых у него было мало шансов. Справедливости для, сейчас если сравнивать с советскими новыми танками устаревшими казались чуть ли не все германские автомобили.

ST vz.39

Работа над средними танками шла в Чехословакии с 1931 года: сперва инженеры желали делать колёсно-гусеничную машину, но в первой половине 30-ых годов XX века поменяли выбор в пользу чисто гусеничной схемы. В первой половине 30-ых годов XX века руководство чехословацкой армии заявило конкурс на создание среднего танка. Соперниками были компании Tatra и Škoda.

Первый прототип среднего танка CKD, взявшего заводской индекс V-8-He, был изготовлен в декабре 1937 года. Машина, которую разрабатывал коллектив под управлением Алексея Сурина, воображал собой синтез технических ответов LT vz.34 и другого проектного танка SP-II-b. На нём употреблялась схожая по конструкции ходовая часть, а башни стали и конструкция корпуса развитием лёгкой автомобили.

Первый прототип танка имел лишь макет башни, но уже во второй половине 30-ых годов XX века показался улучшенный пример, с полноценной башней и 47-мм пушкой Skoda A-9. Благодаря 250-сильному V-образному двигателю Praha NR танк развивал скорость более сорока километров/ч, а 32-мм броня в лобовой части надёжно защищала от огня крупнокалиберных пулемётов и малокалиберных автоматических пушек. По сумме черт оказался современный танк, сопоставимый с германскими и советскими автомобилями того периода.

В сентябре 1938 года танк приняли на вооружение чехословацкой армии под индексом ST vz.39, но наладить его производство перед тем, как Чехословакию оккупировала Германия, опоздали. В отличие от LT vz.38, новый чехословацкий танк немцев заинтересовал значительно меньше, так что запускать его в серию они не стали.

Škoda T-24

В конце 1941 года по инициативе германского директора компании Škoda Вильгельма Фосса началось проектирование среднего танка для германской армии. Новая машина не имела фактически ничего общего со средними танками, каковые Škoda проектировала ранее. В качестве ориентира был выбран коммунистический Т-34, что произвёл на немцев сильное чувство.

Информация о том, как как раз шла работа над новыми автомобилями, противоречива. Существует две версии событий. В соответствии с первой, сперва танк проектировался под индексом T-24, позднее проект переделали как T-25. По второй, более свежей версии, оба проекта развивались параллельно. Так или иначе, по проекту T-24 фактически никакой информации не сохранилось.

Существует чертёж, датированный маем 1942 года, на котором предположительно изображён Т-24.

Как и германские инженеры, КБ Škoda забрало от Т-34 лишь схему с рациональным наклоном брони, в остальном это была независимая разработка. Танк имел торсионную подвеску, по шесть опорных катков на борт, и 380-сильный двигатель. В соответствии с имеющейся информации, проект Škoda T-24 закрыли в сентябре 1942 года, сконцентрировавшись на более перспективном T-25.

Никаких работ по изготовлению танка в металле не проводилось.

Škoda T-25

В проекте среднего танка Škoda T-25 чехословацкое конструирование достигло громаднейшего развития. Его эскизный проект представили в мае 1942 года, а совсем вид T-25 сформировался к октябрю.

На танк оказал важное влияние коммунистический Т-34. Но чешская машина была похожим советскую лишь размещением бронелистов под рациональным наклоном. В остальном это был очень самобытный танк с уникальными техническими ответами. Ходовая часть имела по 6 опорных катков на борт и оснащалась торсионной подвеской.

На Т-25 предполагалось установить 500-сильный 12-циллиндровый двигатель Škoda. С ним 23-тонный танк должен был развивать скорость до 60 км/ч. Бронирование достигало толщины 50 мм.

Очень уникальным было оружие: на Т-25 планировалось установить 75-мм пушку Škoda A18 с автоматом заряжания револьверного типа. В барабане пребывало 5 снарядов.

В связи с тем, что средний танк Panther, созданный германской компанией MAN был признан более перспективным, проект Škoda T-25 отменили в конце 1942 года.

Konštrukta T-34/100

Во второй половине 40-ых годов XX века Чехословакия купила у СССР лицензию на производство среднего танка Т-34-85. Уже 1 сентября 1951 года первые танки сошли с конвейеров завода CKD в Соколово. С 1953 года производство переместилось в Мартин (Словакия).

Всего было выпущено 2736 танков этого типа.

За Т-34-85 Чехословакия купила лицензию на производство САУ СУ-100, вооружённых 100-мм замечательными пушками Д-10С. Появилась логичная мысль — оснастить Т-34-85 пушкой подобного калибра. Работу по теме организовали Konštrukta Trencin (Тренчин, Словакия) а после этого Военно-технический университет (Vojensky Technicky Ustav, либо VTU). Проект стартовал в первой половине 50-ых годов XX века, а в апреле следующего года VTU представил проект Т-34-85 с поменянной конструкцией башни. Её носовую часть удлинили, дабы разместить 100-мм пушку.

Орудие могло быть установлено двумя методами, незначительно различавшимися между собой.

Перевооружение Т-34-85 военных не заинтересовало. Тем более что во второй половине 50-ых годов XX века на фабриках в Мартине началась сборка танков Т-54 по советской лицензии.

TVP VTU Koncept

17 октября 1945 года Генштаб чехословацкой армии утвердил тактико-технические требования к среднему танку. Проект взял обозначение Tank Všeobecneho Pouziti (TVP) — основной боевой танк. Разработчиком TVP выступил Военно-технический университет, ориентировавшийся в собственной работе на коммунистический средний танк Т-34-85.

В частности — на толщину и рациональные углы наклона его брони, оружие и боевую массу.

Эскизный проект TVP разработчики представили 2 марта 1946 года. От Т-34-85 в перспективном танке не осталось ничего, не считая наклонной брони. В лобовой части корпуса предусмотрели спаренную установку огнемёта и пулемёта.

Самобытной была ходовая часть, где употреблялась рессорная подвеска по типу LT vz.38, и траки, имеющие германское происхождение. О силовой установке инженеры не сообщили ничего конкретного, не считая требования взять удельную мощность 20 л. с. на необходимости и тонну сделать двигатель дизельным. В конструкции башни употреблялись германские наработки.

В качестве главного оружия на танк должна была устанавливаться 88-мм германская пушка с длиной ствола 56 калибров.

На протяжении дискуссии проекта клиенты высказали пожелание усилить оружие. В качестве вариантов были предложены 88-мм германская зенитка со стволом длиной 71 калибр либо 105-мм зенитная пушка, кроме этого с германскими корнями. Дальше эскизов танка дело не продвинулось, потому, что проект передали компании Škoda, которая в конце 1946 года создала на его базе собственный средний танк Škoda T-40.

Škoda T 50 TVP T 50/51

Проект Škoda T-40 стал базой для предстоящего развития перспективного универсального танка TVP. Из-за всевозрастающих аппетитов чехословацких армейских машину было нужно серьёзно переделывать, так что по ходу правок она изменилась до неузнаваемости. Практически от исходного танка остались лишь ходовая часть и габаритные размеры с шестью опорными катками на борт.

По данным, которыми мы сейчас рассполагаем,, танк этого проекта носил индекс Škoda T-50 либо легко TVP.

О самом проекте известно мало. Чешские историки предполагают, что на него оказал определённое влияние коммунистический тяжёлый танк ИС-3. Косвенным подтверждением тому помогает чешский лёгкий танк Škoda T-17.

Форма его башни сильно напоминала ИС-3, а у корпуса был «щучий шнобель». TVP, согласно точки зрения историков, должен был напоминать увеличенный T-17, но правильных информации о том, что именно происходило с проектом в тот период, нет.

Информация о вероятном оружии TVP кроме этого весьма скудная. Но как мы знаем, что с 1949 года в качестве варианта разработчики разглядывали или зенитку R 11, или 100-мм противотанковую пушку А 20 — прорабатывалась их переделка в танковый вариант.

Škoda TVP T 50/51

Окончательный вид проект среднего танка Tank Všeobecneho Pouziti (TVP) получил 18 февраля 1950 года. В данный сутки Škoda и CKD, параллельно трудившиеся над машиной, представили её эскизный проект. В варианте компании CKD он носил заводской индекс TNHtA, но практически это был одинаковый танк, чертежи друг от друга практически ничем не отличаются.

Отличие имеется лишь в силовых установках и конструкции трансмиссии.

Если сравнивать с прошлой версией TVP разработчики внесли в проект важные трансформации, очень сильно поменявшие вид автомобили. От «щучьего носа» отказались, сейчас корпус напоминал французский тяжёлый танк AMX M4. Серьёзно переделали ходовую часть. Башню спроектировали заново, она взяла зенитный пулемёт ZK 477.

В качестве силовой установки предполагали применять X-образный дизельный двигатель мощностью 1000 л. с. Неизменным осталось оружие: или танковая версия чехословацкого зенитного орудия R 11, или танковый вариант 100-мм противотанковой пушки A 20.

Дальше древесных моделей в масштабе 1:10 проект TVP не продвинулся. Могильщиком данной танковой программы был коммунистический Т-34-85, лицензию на что Чехословакия купила во второй половине 40-ых годов XX века. В марте 1950 года проект TVP закрыли.

Просматривайте кроме этого:

  • Škoda Т-40: попытка танкового ренессанса.
  • БТ-7 Артиллерийский. Дебют танка помощи.
  • Последний коммунистический тяжеловес.
Создатель текста — Юрий Пашолок при участии Юрия Тинтеры (в течении) и Франтишека Роцкота (František Rozkot), Чехия

Источники:

  1. VHU Praha (Vojensky historicky archiv).
  2. Архив Юрия Тинтеры.
  3. http://forum.valka.cz.
  4. http://ftr.wot-news.com.
  5. http://ritastatusreport.blogspot.cz.

История танкостроения США

Темы которые будут Вам интересны: