«Серия е»: неродившийся убийца танков

К середине 1942 года германская армия столкнулись с чрезмерным разнообразием собственной бронетанковой техники. Через чур громадная номенклатура танков, противотанковых самоходных артиллерийских установок (потом – ПТ САУ) как германского производства, так и трофейных либо на трофейных шасси, создавала неприятности для снабженцев ремонтных подразделений танковых частей. Помимо этого, большие отличия в конструкции разных танков приводили к тому, что, при освоения новой продукции, германским фирмам приходилось всецело поменять наладку всех станков.

Уже первый год военных действий на Восточном фронте продемонстрировал, что германские танки во многом проигрывали «советам» по своим тактико-техническим данным и технологичности. Дабы исправить обстановку, советник Управления оружий (потом – Управление) очень способный германский конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал амбициозную концепцию предстоящего развития германского танкостроения.

Она подразумевала создание новейших моделей военной техники для исполнения стандартных боевых функций, каковые были сформулированы армейскими теоретиками в течение первых трёх лет Второй мировой. Созданная Книпкампом инициативная исследовательская несколько подвела под эту концепцию глубокую техническую и научную базу.

«Серия е»: неродившийся убийца танков

Генрих Эрнст Книпкамп

Источник — subscribe.ru

Военная техника должна была создаваться с учётом всех лучших технических новшеств, созданных германскими конструкторами либо «позаимствованных» у трофейных образцов вражеской техники. Для ускорения начала удешевления производства и серийного выпуска предельное число деталей и узлов новых танков должно было быть унифицировано. Помимо этого, новая серия танков и САУ должна была полностью «закрыть» все требования армейских к бронетехнике – танки и САУ должны были в совокупности мочь всё – от проведения разведки (лёгкие танки) до прорыва линий обороны соперника (тяжёлые танки).

Был составлен целый перечень танков так называемой «Серии Е» (от нем. Entwicklung – развитие, разработка) с кратким описанием их черт и указанием функций, каковые они должны были делать на фронте. Автомобили различались по массе, мощности двигателя, бронированию, оружию и, конечно же, стоимости.

По окончании того, как перечень был составлен, показан первым лицам страны и одобрен ими, Книпкампу было поручено создать конструкторскую группу из инженеров разных германских фирм для разработки проектной документации и создания прототипов новых танков.

Эскиз САУ Е-25

Источник — panzer-journal.ru

Дабы работа над «Серией Е» не сказывалась на поточном выпуске военной техники, уже поставляемой на фронт, было решено привлекать к разработке конструкторские бюро фирм, занятых не разработкой новых оружий, а только внедрением их в производство.

Третьим в перечне «Серии Е» значился средний танк массой 25–30 тысячь киллограм, вооружённый 75-мм пушкой 7,5cm KwK 43 длиной в 70 калибров. Ему был присвоен индекс Е-25 – по нижнему пределу и названию серии веса проектируемой автомобили. Подразумевалось, что он заменит собой все модели средних танков и ПТ САУ, эксплуатировавшиеся на то время Вермахтом: PzKpfw III, PzKpfw IV, StuG III/40, и автомобили, созданные на их базе.

Работы по проектированию Е-25 начались в конце 1943 года. К ним было привлечено конструкторское бюро (потом – КБ) Германа Кляу компании Adlerwerke, до сих пор располагающейся во Франкфурте. До войны она создавала машины (к примеру, именно на машине Adler Trimph ездят Трус, Балбес и Бывалый в известной комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»), пишущие велосипеды и машинки, а на протяжении войны – бронетранспортёры.

Сейчас конструкторам компании была предложена занимательная работа по созданию новой ПТ САУ. В реализации этого проекта им должно было помогать КБ компании Argus из Карлсруэ. Компания Porsсhe из Штутгарта параллельно вела личные конструкторские изыскания в соответствии с тактико-технических черт, установленных исследовательской группой Книпкампа.

По окончании скандала с конкурсом, совершённым при выборе серийной модели тяжёлого танка PzKpfw VI «Тигр», Фердинанд Порше никак не имел возможности забыть обиду Управлению собственного проигрыша и, где лишь имел возможность, соперничал с его конструкторами и конструкторами поддерживаемых им КБ.

Строение компании Adlerwerke – вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте

Источник — de.academic.ru

Разработчики учли хороший опыт участия в битвах ПТ САУ StuG III на начальной стадии войны. Низкий силуэт этих самоходок пришлось нелегко поразить артиллеристам и танкистам соперника, исходя из этого конструкторы решили создавать не средний танк, а ПТ САУ. Первоначально её собирались снабдить 400-сильным двигателем водяного охлаждения компании Maybach с 4000 оборотов в 60 секунд.

Но данный двигатель не был запущен в серию, и разработчики начали разглядывать 350-сильный летный двигатель компании Argus с прямым воздушным охлаждением и впрыском топлива. Но воздушное охлаждение создавало множество неприятностей для бронированных автомобилей, в каковые было затруднено поступление чистого незапылённого воздуха, исходя из этого в итоге остановились на втором проверенном двигателе с водяным охлаждением.

Серийный 12-цилиндровый 23-литровый карбюраторный Maybach HL 230 P30 уже вовсю употреблялся на танках «Пантера», «Тигр», САУ «Ягдпантера», и у германских танкистов нареканий на него не было. Мощность двигателя достигала 700 л.с. при 3000 об/мин, и, при его установки, САУ Е-25 имела возможность бы развивать скорость до 65 км/ч.

Двигатель HL 230 в музее техники в Зинсхайме (Германия)

Источник — de.academic.ru

По мере продвижения работ росли требования к мощности главного оружия Е-25, так как на фронте оказались всё более новые модели советских танков, уровень бронезащиты которых рос на глазах. Было решено заменить 75-мм орудие 7,5cm KwK 43 на более замечательную 75-мм пушку 7,5cm KwK 44, работы над которой совместно вели корпорации Shkoda и Krupp.

Это орудие с концентрическим размещением гидрооткатника и накатника, к которому в Чехии разрабатывали автозарядник, в возможности разрешило бы достигнуть скорострельности в 40 выстрелов в 60 секунд. По сути, с таким орудием скорость ведения огня самоходки ограничивалась бы только профессионализмом её наводчика.

Но до конца войны это орудие так и не было запущено в серию, исходя из этого проектанты разглядывали возможность установки на первые Е-25 вторых артсистем: легендарного 88-мм орудия 8,8cm KwK 43 и 105-мм гаубицы 10,5cm StuH 42. Последнее орудие уже устанавливалось на самоходные гаубицы, создаваемые на базе Pz.Kpfw.III, под индексом StuH 42. Гаубичный вариант Е-25 употреблялся бы, по большей части, для ведения огня с закрытых позиций.

Пушка 8,8cm Pak 43 была создана на базе ствола легендарного зенитного орудия Flak 41, которое в первой половине 40-ых годов двадцатого века разрешало немцам бороться с советскими танками КВ-1 и КВ-2, неуязвимыми для других пушек. С апреля 1943 года его ствол начали устанавливать на ПТ САУ «Фердинанд» под индексом KwK 43, с октября того же года – на ПТ САУ «Ягдпантера», с марта 1944 года – на танк Pz.Kpfw. VI Ausf.

B «Тигр II» («Королевский Тигр»). Вооружённая таким замечательным противотанковым орудием, самоходка Е-25 с её высокой скоростью и низким силуэтом стала бы важным доводом в борьбе с военной техникой соперника. Исходя из этого в документации создатели показывали данный вариант автомобили как Panzerjagerwagen (нем. – противотанковая САУ) Е-25 «Ягуар».

Германская 88-мм противотанковая пушка 8,8cm Pak 43

Источник — de.academic.ru

С левой стороны на крыше Е-25 планировалось установить маленькую башенку с 20-мм автоматической пушкой, предназначенной для противодействия пехоте соперника и его слабо бронированной техникой.

Бронирование новой ПТ САУ не отличалось громадной мощностью: верхний лобовой лист – 60 мм; нижний лобовой лист – 30 мм; борт, корма, днище и крыша – 20 мм. Такая не сильный защита была обусловлена тем, что ставка делалась на малозаметность Е-25 и высокую скорость смены позиции. Помимо этого, лобовой и кормовой страницы новой САУ были расположены под углом 45°, что существенно увеличивало её непробиваемость.

Для того времени это было новшеством, существенно отличавшим Е-25 от прошлых германских разработок. Пушка должна была защищаться новейшей в то время бронемаской типа «кабанье рыло».

Совокупность подвески Е-25 и шахматное размещение катков данной САУ, размешавшихся по различные стороны одного последовательности гусеничных зубьев, были творением Книпкампа. Более того, шахматное размещение катков характерно для всех автомобилей «Серии Е».

3-D модели ПТ САУ Е-25

Источник — juegaenred.com

Компоновка САУ Е-25 была похожа на компоновку самой массовой германской САУ – StuG III/40. боевое отделение и Отделение управления были совмещены. Слева от орудия, размещённого в лобовой части автомобили, был механик-водитель.

Справа – наводчик, позади слева – начальник автомобили, а позади справа – заряжающий. В кормовой части САУ был двигатель, размещённый поперечно.

Танк Е-25 и Е100 – единственные автомобили «Серии Е», по которым были выполнены проектные работы, и началась сборка прототипов. Бронированные корпуса для Е-25 запустили в производство во второй половине 1944 года на металлургических фирмах в городе Каттовиц (сейчас – Катовице, Республика Польша). По состоянию на 23 января 1945 года в том месте пребывало пара корпусов, готовых к отправке для сборки во Франкфурт-на Майне, но уже 27 января в город вошли подразделения Красной Армии.

Что случилось с этими корпусами в будущем, авторам статьи неизвестно.

Разработку варианта E-25 компании Porsche, которая назывались Mehrzweckpanzer (нем. – универсальный, многоцелевой танк) Porsche Typ 255, успели довести лишь до эскизного проекта. В соответствии с проекта толщина подробностей корпуса ПТ САУ составляла: в лобовой части – 120 мм; по бортам, в крыше и корме – 80 мм; днище в передней части – 50 мм; в кормовой части – 30 мм. Оружие – 105-мм пушка 10,5cm le.FH.43. Боекомплект орудия – 60 снарядов.

Скорострельность орудия – 10 выстрелов в 60 секунд. Для начальника монтировалась командирская башенка с десятью перископическими наблюдательными устройствами. В качестве средства борьбы с пехотой, слабо самолётами противника и бронированными целями в башенке планировалось установить 30-мм автоматическую авиационную пушку Mk-108.

Модель САУ Е-25, засунутая в историческое фото при помощи программы

Photoshop (пример «фейковых» исторических фото)

Источник – waralbum.ru

«Хризантема. Убийца танков». Военная приемка

Темы которые будут Вам интересны: