Сау для обречённых

В июле 1944 года на предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции врача Эрвина Адерса (главного инженера компании «Хеншель и сын»), и с шасси, созданным врачом Фердинандом Порше

В первой половине 40-ых годов двадцатого века битвы на Восточном фронте распознали один факт, ставший очень неприятным для вермахта. Оказалось, что уровень развития советской техники существенно превышал ожидаемый – особенно наглядно это проявилось при столкновении германских армий с новейшими танками КВ и Т-34, броню которых большая часть штатных противотанковых средств пробивало с большим трудом.

Настоящим спасением в борьбе с этими гигантами были 8,8-сантиметровые (в Германии калибр артиллерийских совокупностей традиционно измеряется в сантиметрах) зенитные орудия FlaK 36 и другие их модификации – FlaK 37 и FlaK 18. Лишь бронебойные боеприпасы этих зениток, разгонявшиеся замечательными пороховыми зарядами до начальной скорости 820 м/с, имели возможность пробить 75-мм броню КВ либо прошить 45-мм лоб «тридцатьчетвёрки». В германских частях эти пушки именовали «восемь-восемь» и старались перебрасывать их на самые танкоопасные участки фронта.

Конструкторы корпорации Круппа создали FlaK 18 ещё во второй половине 20-ых годов двадцатого века, и первые прототипы планировали вне пределов Германии – на заводе шведской компании «Бофорс». Это было связано с ограничениями производства оружий, наложенными на Германию по окончании окончания Первой Мировой. Фабрики Круппа в Эссене приступили к независимой сборке этих артсистем лишь в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Сау для обречённых

Артиллеристы Африканского корпуса вермахта готовят к стрельбе 88-мм зенитную пушку FlaK 36, 1940–41 годы

Источник – waralbum.ru

В первой половине 40-ых годов двадцатого века конструкторы создали 88-мм орудие FlaK 36, которое снабдили колёсными тележками для стремительного перемещения, и электроспуском и бронещитком для защиты расчёта от осколков и пуль при стрельбе по наземным целям. Практически это орудие создавалось как универсальное средство борьбы против самолётов и танков соперника.

Большим недочётом 88-мм зениток стал их большой поражаемый значительная стоимость и силуэт – плата за универсальность. Управление оружий вермахта (потом – УСВ) потребовало от конструкторов создать на базе FlaK 36 более недорогую противотанковую пушку, что и было осуществлено в конце 1942 года корпорацией Круппа.

Новая 88-мм пушка Pak 43 была одной из лучших противотанковых артсистем времён Второй мировой (потом – ВМВ). Её ствол длиной в 71 калибр разрешал разгонять бронебойные боеприпасы до скорости в 1000 м/с, а подкалиберные – до 1130 м/с. Именно поэтому Pak 43 с дистанции в два километра имела возможность поразить фактически любой коммунистический танк.

Германские артиллеристы разворачивают 88-мм противотанковую пушку Pak 43

Источник – waralbum.ru

Таблицы пробиваемости брони при стрельбе из 88-мм пушки Pak 43 при угле встречи боеприпаса с бронёй 60°, мм

Дальность, м

Калиберный бронебойный боеприпас Panzergranate 39/1, 39/4339/43 Al

Подкалиберный бронебойный боеприпас с вольфрамовым сердечником Panzergranate 40/43

100

203

237

500

182

217

1000

167

193

1500

153

171

2000

139

153

2500

127

нет данных

Главным недочётом данной противотанковой пушки была высокая масса – 4,4 тонны. Исходя из этого в случае если расчёт орудия вступал в бой, то смена позиции либо отступление становились значительной проблемой. Низкая мобильность столь успешной артсистемы не имела возможности не привести конструкторов к идее её установки на бронированные шасси.

На первый германский серийный тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» установка орудия Pak 43 была неосуществимой в силу больших габаритов последнего. Исходя из этого бронированного «хищника» в первой половине 40-ых годов XX века вооружили танковой пушкой KwK 36 для того чтобы же калибра (88 мм), но меньшей длины – всего 4,9 метра против 6,2. Конечно, баллистика этого орудия была хуже, чем у KwK 43 и StuK 43 (пушек, созданных на базе Pak 43 для установки, соответственно, на танки и САУ), но её в полной мере хватало, дабы подбивать советские КВ-1 и Т-34.

StuK 43 установили на тяжёлые противотанковые самоходные установки (либо, как их именовали в вермахте, – «ягдпанцеры») «Фердинанд». В них переделали шасси танка «Тигр (П)» конструкции Фердинанда Порше, каковые промышленность поторопилась изготовить по личному приказу Гитлера ещё перед тем, как УСВ приняло на вооружение «Тигр», сконструированный инженерами компании «Хеншель и сын».

На заводе «Нибелунгенверке» в австрийском городе Санкт-Валентин над шасси надстроили бронированные рубки с ужасным для того времени лобовым бронированием в 200 мм. В рубке разместили StuK 43, взяв самоходку, которая стала одним из ужаснейших соперников войск СССР в битве на Курской дуге. К счастью для советских танкистов, «фердинандов» германская индустрия выпустила мало – всего около 90 штук.

Помимо этого, ходовая часть этих САУ была достаточно ненадёжной, к тому же автомобили подводило отсутствие пулемётного оружия, в следствии чего самоходки становились беспомощными при ближнего боя против пехоты. Исходя из этого, не обращая внимания на вооружение и мощное бронирование, большое количество этих автомобилей было утрачено в битвах лета 1943 года.

САУ «Фердинанд» с 88-мм пушкой StuK 43 в бронетанковом музее в Кубинке

Источник – tankmuseum.ru

Опыт применения тяжёлых «ягдпанцеров» германские конструкторы учли, и в июле 1944 года на всё том же предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»).

Любопытно, что и сейчас история с преждевременно изготовленными шасси для танков конструкции Порше повторилась, лишь сейчас их собрали не 100 штук, а всего 7. В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции врача Эрвина Адерса (начальника отдела и главного инженера новых разработок компании «Хеншель и сын»), и с шасси, созданным врачом Фердинандом Порше. Последующие автомобили выпускались уже лишь на шасси конструкции Адерса, но их, как и «фердинандов», собрали мало.

Общее колличество произведённых «ягдтигров» оценивается примерно в 70–88 единиц, вес каждой из которых достигал 75,2 тонны – «ягдтигры» стали самыми тяжёлыми из всех серийных германских бронированных автомобилей. Для сравнения, масса «Королевского тигра» достигала 68 тысячь киллограм, а современный германский танк «Леопард-ІІ» А5 весит 62 тонны.

компании и Высокопоставленные представители вермахта «Хеншель и сын» (Эрвин Адерс – в чёрном костюме справа), 5 сентября 1942 года

Источник – pokazuha.ru

«Ягдтигр» владел стандартной германской компоновкой – в первых рядах пребывало отделение управления с установленной в нём трансмиссией, за ним – боевое отделение, размешавшееся в рубке и средней части корпуса. В корме разместили моторное отделение с V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения производства компании «Майбах» модели HL 230 P30.

Рабочий количество силовой установки достигал 23 095 см?, и она развивала большую мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин. Однако, масса САУ для для того чтобы двигателя была через чур громадна, исходя из этого по шоссе самоходка развивала скорость не более 38 км/ч, а на пересечённой местности – 17 км/ч.

Сборочный цех завода «Нибелунгенверке» с корпусами проходящих сборку «ягдтигров»

Источник – weaponscollection.com

Толщина верхнего лобового страницы у рубки «Ягдтигра» достигала 250 мм, корпуса – 150 мм, нижнего броневого страницы – 120 мм. Обе бронедетали корпуса размешались под углом 50°. Борта и корму самоходки германские конструкторы защитили 80-мм слоем стали, днище и крышу корпуса – 40-мм, крышу рубки – 45-мм.

Примечательно, что лобовые бронелисты рубки изготовили из брони ещё довоенного изготовления, которая была забрана из запасов кригсмарине.

В первой половине 40-ых годов XX века собирались собрать 150 «ягдтигров», но этим замыслам не суждено было сбыться. 16 октября 1944 года союзная авиация подвергла завод в Санкт-Валентине массированной бомбардировке, обрушив на него около 143 тысячь киллограм бомб. Производство на предприятии частично вернули, но выполнить госзаказ полностью оно уже не имело возможности.

Из ситуации пробовали выйти, передав часть заказа компании «Ам Юнг Локомотивфабрик», расположенной в Юнгентале, но и в том месте действия вражеской авиации сорвали все замыслы.

Вид цеха танкостроительного завода «Нибелунгенверке» по окончании бомбардировки союзной авиацией 16 октября 1944 года. На переднем замысле – повреждённые корпуса «ягдтигров»

Источник – waralbum.ru

Изначально все «ягдтигры» вооружались замечательным 128-мм орудием Pak 80. Эта пушка была весьма тяжёлой, исходя из этого её монтировали не в лобовом странице рубки (он просто не выдержал бы чрезмерной нагрузки), а на намерено сконструированной тумбе, установленной на полу боевого отделения. Орудие владело громадным числом недочётов – в частности, его отдача была такой значительной, что вести пламя САУ имела возможность лишь с места, в другом случае её ходовая часть рисковала выйти из строя.

В случае если же на марше орудие не закрепляли на особой стойке, то от покачиваний ствола механизм наведения имел возможность как минимум разрегулироваться, а как максимум – выйти из строя. Но самым серьёзным недочётом пушек Pak 80 в начале 1945 года стала их дефицит – на новые танковые шасси попросту нечего было устанавливать.

Моторный отсек «Ягдтигра»

Источник – scalemodels.ru

26 февраля 1945 года Гитлер издал приказ, в соответствии с которому производство САУ «Ягдтигр» взяло высочайший приоритет. Следующим приказом он "настойчиво попросил" передать заводу «Нибелунгенверке» все запасы 128-мм стволов. В том же направлении предписывалось отправлять и 128-мм буксируемые пушки Pak 44 на лафетах.

При дефицита 128-мм артсистем фирмам следовало применять 88-мм танковые KwK 43/3 и StuK 43/3, устанавливаемые на «королевские тигры» и САУ «Ягдпантера», либо кроме того противотанковые пушки Pak 43/3 L/71.

В марте 1945 года в Санкт-Валентине собрали всего три «ягдтигра», что было вызвано, в первую очередь, дефицитом стволов. В апреле из семи произведённых САУ четыре автомобили с номерами шасси 305078, 305079, 305080 и 305081 вооружили 88-мм пушками. К 4 мая на заводе изготовили последние три автомобили с номерами шасси 305082, 305083 и 305084, для которых нашлись 128-мм орудия.

«Ягдтигр» с 128-мм орудием Pak 80 в походном положении

Источник – russkiytankist.3dn.ru

К этому времени на завод чтобы получить новые автомобилей прибыли танкисты двух подразделений – 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков (начальник – лейтенант Ханс Книппенберг) и 501-го тяжёлого танкового батальона СС во главе с унтерштурмфюрером Вальдемаром Варнеке. Самоходчики утратили собственные автомобили в весенних битвах на территории стран и Германии Бенилюкса (где силы 653-го батальона распылили на группы численностью по паре автомобилей любая для помощи подразделений пехоты), а 501-й батальон потерял фактически всю собственную материальную часть (в строю осталось всего четыре автомобили) на протяжении неудачного мартовского наступления недалеко от озера Балатон.

Точной информации о том, какими пушками вооружались «ягдтигры», попавшие в то либо иное подразделение, нет. Исследователь Эндрю Девей в собственной книге «Jagdtiger Der starkste Konig» говорит, что эсэсовцам достались последние четыре автомобили, выпущенные на заводе и оснащённые 128-мм орудиями, а остальные автомобили, среди них и 88-мм KwK43/3 «Ягдтигр», взяли самоходчики 653-го батальона. Но по окончании сдачи Берлина 1 мая руководство военного батальона расформировало его, исходя из этого экипажи в соответствии с приказом взорвали собственные автомобили и отправились по зданиям.

Танкистов-эсэсовцев таковой финал войны не устраивал, а к Санкт-Валентину уже приближались войска СССР, от которых ничего хорошего ожидать не приходилось, поскольку солдат СС красноармейцы в плен старались не брать. Исходя из этого экипажи оставшихся «ягдтигров» самостоятельно заправили собственные автомобили, загрузили в них боезапас и двинулись на запад, дабы прорваться к позициям союзников и сдаться в том месте в плен. Две автомобили танкисты кинули по дороге из-за выхода из строя их ходовой части.

Ещё одним «ягдтигром» они перегородили мост, дабы затруднить проезд шедшим по пятам советским частям, и к американцам выехала единственная машина со всеми эсэсовскими экипажами на броне. Так, ни одна 88-мм САУ «Ягдтигр» в военных действиях участия не принимала.

Рисунок «Ягдтигра» 8,8 см Pak 43/3

Источник – world-of-tanks.eu

Во второй половине 90-ых годов XX века археологическое общество Simonides Military Archaelogy Group заявило о том, что его участниками на территории Польши были обнаружены останки «Ягдтигра» с номером шасси 305081. Следов пушки поисковые машины не нашли, но в стандартной маске для 128-мм пушки Pak 80 они нашли особый металлический вкладыш, употреблявшийся для установки ствола меньшего диаметра. Никаких фотографий в подтверждение собственных слов археологи-любители пока не предоставили.

Битва при Балатоне. Разгром германских танков.

Темы которые будут Вам интересны: