Самый спортивный танк в мире

Танк Т-72 принимал участие фактически во всех военных конфликтах на территории бывшего СССР: войне в Приднестровье, войне в Карабахе, чеченских войнах, войне в южноосетинской республике и войне в восточной части Украины. И все же самым необыкновенным в продолжительной «карьере» танка Т-72 есть не участие во множестве войн, а его применение в качестве главной автомобили в новом военно-прикладном виде спорта – танковом биатлоне

«Северные» против «южных»

В 60-е годы прошлого века борьба между сложившимися в СССР тремя танкопроизводящими центрами достигла собственного апогея. Около возвратившегося из эвакуации в Харьков конструктора А.А. Морозова сложилась так называемая группировка «южных». Данной группе танкостроителей, трудившейся на заводе №75 (будущем заводе им.

Малышева), пришлось тяжело – по окончании возвращения в первой половине 50-ых годов двадцатого века из Нижнего Тагила приходилось опять создавать коллектив конструкторского бюро (потом – КБ), восстанавливать культуру производства, обучать инженеров и рабочих завода новым разработкам. Иначе, костяк КБ Морозова владел и самым обширным опытом в разработке новых танков. Эти люди создавали танки Т-34, Т-34–85, Т-44, и Т-54, а у управления страны Морозов и его подчинённые владели непререкаемым авторитетом.

Пара на обочине советского танкостроения была ленинградская группировка, которая на протяжении войны и в первые послевоенные годы специализировалась на разработке тяжёлых танков весом до 60 тысячь киллограм. В то время, когда же в конце 50-х годов стало ясно, что будущее за универсальными средними танками, целая конструкторская школа была не у дел. Иначе, у данной группировки из года в год росла помощь в национальных органах, нёсших ответственность за оружие армии.

Это обуславливалось тем, что Глава Высшего Совета народного хозяйства СССР Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов в прошлом трудился директором ленинградского танкостроительного предприятия «Коммунист».

Самый спортивный танк в мире

Александр Александрович Морозов

Источник — morozov.com.ua

На арену выходят уральцы

Одновременно с этим на Урале сложилась третий коллектив, складывавшийся из молодых амбициозных конструкторов, поменявших команду Морозова на заводе №183 (будущем «Уралвагонзаводе»). До войны предприятие размешалось в Харькове, а в сентябре 1941 года было эвакуировано в Нижний Тагил, где и взяло постоянную «прописку». Ленинградский и уральский коллективы составили так именуемую группировку «северных».

По окончании отъезда Морозова на Украину на пост начальника КБ завода №183 был назначен Л.Н. Карцев. Первоначально возглавляемому им КБ отводилась функция сопровождения техдокументации танка Т-54, его усовершенствование и модернизация.

Это не устраивало Карцева, и он постарался «вклиниться» в конкурс на новый главный танк, но уральский «Объект 140» был такой неудачной машиной, что разработчики сами попросили исключить его из конкурса. Вместо этого они близко занялись модернизацией Т-54, в следствии чего показались новые его модификации (Т-54А и Т-54Б), а во второй половине 50-ых годов двадцатого века на вооружение был принят новый танк, созданный уральцами – Т-55.

Он столь незначительно отличался от прошлой модели, что во многих источниках эти танки показывают через дефис Т-54/55. Созданный позднее танк Т-62 кроме этого не имел кардинальных отличий от двух прошлых моделей. Такая обстановка очень злила Морозова, что весьма ревниво относился к своим конструкторским достижениям.

Леонид Николаевич Карцев

Источник — topwar.ru

Т-64 — плод работы двух КБ

В это же время, в Харькове готовили «прорывную» машину, которая должна была вывести танковые армии СССР на более большой качественный уровень, в следствии чего на свет показался проект «Объект 432» – будущий танк Т-64. В первый раз в мире на нём была установлена комбинированная броня, что существенно повышало устойчивость автомобили перед бронебойными оперёнными подкалиберными боеприпасами (потом – БОПС) и кумулятивными снарядами. Харьковчане продолжали предстоящее усовершенствование собственной автомобили, в то время, когда на неё обратили внимание их уральские соперники.

Танк Т-64Б1 Владимирского танкового учебного центра

Источник — rufor.org

По собственной инициативе Карцев начинает работы по усовершенствованию танка Т-64. Шёл 1965 год, харьковчане ещё не довели Т-64 до серийного производства, а КБ Морозова уже трудилось над установкой в башню нового танка более перспективного 125-мм гладкоствольного орудия Д-81 (так, был создан проект «Объект 434», будущий танк Т-64А, что позднее и примут на вооружение). В Нижнем Тагиле начались параллельные работы по установке для того чтобы же орудия в башню танка Т-62.

Так как Карцеву не пришолся по нраву автомат заряжания МЗ, употреблявшийся в Т-64, он распорядился вместе с установкой 125-мм орудия начать и работы над разработкой нового автомата заряжания для Т-62. Согласно точки зрения уральского конструктора, главным неудобством была укладка снарядов в башне в вертикальном положении, что усложняло доступ из боевого отделения в отделение управления при эвакуации оттуда механика-водителя. По плану Карцева, в новом автомате заряжания АЗ боеприпасы должны были размешаться горизонтально, в два последовательности под вращающимся полом башни.

В 1965 году Нижний Тагил обязали производить харьковскую разработку, которую харьковчане никак не могли совсем завершить, а уральцы не желали создавать. Карцев продемонстрировал танк Т-62 с установленной в его башне 125-мм автоматом и пушкой заряжания АЗ министру оборонной индустрии СССР С.А. Звереву.

Тот осознавал, что разрешение на ведение предстоящих работ в этом направлении на «Уралвагонзаводе» угрожает скандалом с Морозовым, исходя из этого внес предложение установить на Т-64А более успешный автомат заряжания. Но Карцев начинал исследовательские работы не для того, дабы позже создавать в Нижнем Тагиле «морозовский танк» и в будущем зависеть от харьковчан. Он подал министру встречное предложение модернизировать Т-64, установив на него танковый дизель В-45К мощностью 730 л.с. разработки челябинского КБ №75 с вентиляторным охлаждением, которое было менее экономичным, чем эжекторное, употреблявшееся на Т-64, но более надёжным (согласно точки зрения уральцев).

«Объект 172» в Бронетанковом музее в Кубинке

Источник — ru.wikipedia.org

«Объект 172»

Ходовую часть нового танка Карцев кроме этого внес предложение поменять – на ходовую созданного уральцами «Объекта 167», что ранее проиграл борьбу танку Т-64. Она отличалась громадным размером опорных катков, каковые изготавливались из дюралюминия, что стало новшеством, и применением лопастных гидроамортизаторов – в отличие от телескопических, применённых на харьковском танке. «Уралвагонзаводу» первоначально отказали в применении новой ходовой, а новый проект взял индекс «Объект 172».

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Л.Н. Карцев перевёлся с должности начальника КБ завода №183 в Москву в аппарат Минобороны, и предстоящие работы над «Объектом 172» возглавил его помощник В.Н. Бенедиктов, 7 января 1970 года занявший должность главного конструктора завода.

Умелый средний танк «Объект 167» в Бронетанковом музее в Кубинке

Источник — comgun.ru

В 1968–1970 годах проводились полигонные испытания и заводский «Объекта 172», каковые продемонстрировали ненадёжность употреблявшейся на нём ходовой танка Т-64. На ходовую часть танка приходилось 29,9% неисправностей и 53% отказов, но по этим показателям появляется множество вопросов, поскольку проводившиеся в будущем сравнительные опробования танков Т-64 и Т-72 продемонстрировали как минимум не меньшую надёжность ходовой Т-64 если сравнивать с Т-72.

Не смотря ни на что, уральцам всё-таки дали использовать ходовую их собственной конструкции. В новом проекте, взявшем обозначение «Объект 172М» от Т-64 остались только элементы конструкции корпуса с комбинированной и дифференцированной бронёй, и трансмиссия.

На «Объекте 172М» была установлена двухступенчатая кассетная совокупность воздухоочистки – такая же использовалась на Т-62. Масса нового танка возросла до 41 тонны (у на данный момент-64А – 38,5 тонны), но за счет большей на 80 л.с. мощности двигателя и более широких (на 40 мм) траков, Т-72 владел лучшей динамикой. Он разгонялся стремительнее, чем Т-64А, а при работе на дизельном горючем владел лучшей проходимостью (по некоторым данным, последнее утверждение не всегда было правильно).

На его башню вместо оптического дальномера установили лазерный (разработку Красногорского механического завода), что повысило уровень качества прицеливания. Равно как и на Т-62, на новой машине был установлен механизм удаления порохового поддона (заряжание 125-мм орудий раздельное) через особый кормовой лючок башни.

Танк «Объект 172М»

Источник — karopka.ru

В первой половине 70-ых годов двадцатого века «Объект 172М» вышел на полигонные опробования с новой ходовой частью и новым двигателем – вместо 730-сильного В-45К танк взял 780-сильный В-46. Помимо этого, 125-мм гладкоствольное орудие Д-81 было заменено на 2А26М2 подобного калибра. Начиная с 1972 года, стали проходить войсковые опробования «Объекта 172М» во всех климатических и дорожных условиях, а 7 августа 1973 года танк был принят на вооружение Советской Армии называющиеся Т-72.

В 1975 году ему было присвоено имя «Урал».

Танк Т-72 — продолжительная история улучшений

Т-72 претерпел множество модернизаций – как для экспорта, так и при поиске новых более идеальных технических ответов. Так, на умелый экземпляр Т-72МН установили 130-мм нарезную пушку 2А50 (ЛП-36Е) – данный танк демонстрировали главу МинОбороны маршалу А.А. Гречко, но в серию он не отправился.

Большую модернизацию танк состоялся в 1979 году, взяв в следствии индекс Т-72А. На нём был установлен лазерный прицел-дальномер ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3–49 с осветителем Л-4, целые бортовые противокумулятивные экраны, а пушка 2А46 заменила 2А26М2. На танке была установлена совокупность запуска дымовых гранат 902Б, совокупность защиты от напалма, совокупность дорожной сигнализации, ночной прибор механика-водителя ТВНЕ-4Б, и новая модификация двигателя – В-46–6.

Танк Т-72А с антинейтронным надбоем на башне, 1983 год

Источник — karopka.ru

В 1985 году на танки начали устанавливать навесную динамическую защиту «Контакт», созданную НИИ «Стали», и комплекс управляемого оружия 9К120 «Свирь». Двигатель заменили на В-84–1 мощностью 840 л.с., приспособленный к работе на дизельном горючем, реактивном горючем (Т-1, ТС-1, Т-2) и автомобильном бензине (А-66, А-72). Вместо 125-мм гладкоствольной пушки 2А46 установили пушку-пусковую установку 2А46М.

На танк кроме этого была установлена совокупность управления огнём СУО 1А40. Новой машине присвоили и новый индекс – Т-76Б.

Модернизация Т-72 по окончании распада СССР стала причиной созданию в первой половине 90-ых годов двадцатого века танка Т-72БУ, что был принят на вооружение под совсем новым индексом – Т-90. По окончании смерти главного конструктора танка Владимира Ивановича Поткина ответом правительства РФ ему присвоили имя «Владимир». На танк был установлен новейший комплекс управления огнём 1А45 «Иртыш», до этого устанавливавшийся на танки Т-80У и Т-80УД.

По окончании его доработки под совместную работу с автоматом заряжания танка Т-72 АЗ (на Т-80-УД стоит такой же автомат МЗ, как и на Т-64), он взял обозначение 1А45Т. Помимо этого, на машину были установлены комплексы динамической защиты «Контакт-5» (ЭДЗ 4С22) и оптико-электронного подавления совокупностей наведения ТШУ-1 «Штора-1».

Танк Т-90

Источник — hotwalls.ru

Ещё одна занимательная модернизация танка Т-72 – Т-72Б3, была в первый раз представлена широкой публике на Первых интернациональных состязаниях по танковому биатлону, проводившихся в 2013 году в подмосковном Алабино. На машину установили новейшую совокупность управления огнём, снабжённую тепловизором, лазерным дальномером, лазерным каналом управления ракетой, многоканальным прицелом «Сосна-У», автоматом сопровождения и датчиком ветра цели.

Совокупность разрешает обнаруживать цели типа «танк» днём на расстояниях до 5000 метров, ночью – до 3500. Помимо этого, танк снабдили встроенной динамической защитой «Контакт-5», двигателем В-84–1 мощностью 840 л.с. и новейшими средствами связи. Автомат заряжания пушки доработали под новые так именуемые «долгие» снаряды и усовершенствовали конструкцию гусениц. С 2014 года на T-72Б3 устанавливается двигатель мощностью в 1130 л.с.

Кое-какие СМИ обвиняют команду России, выступавшую на интернациональных соревнованиях по танковому биатлону в 2014 году в том, что она применяла этот танк, а не такие же автомобили, какие конкретно были у всех остальных команд (не считая команды Китая, выступавшей на китайском танке «Тип 96А»). Стоит подметить, что в подтверждение этих выводов приводятся лишь беспочвенные умозаключения.

Первая демонстрация танка Т-72Б3 на соревнованиях по танковому биатлону в 2013 году

Источник — haborumuveszete.hu

Боевой путь нового танка

В первый раз танки Т-72 участвовали в военных действиях на протяжении Ирано-иракской войны 1980–1988 годов. В первой половине 80-ых годов двадцатого века СССР передал Саддаму Хусейну 100 этих танков, но по окончании разгрома им Компартии Ирака отказался от предстоящих поставок. Однако, уже в первой половине 80-ых годов XX века Польша поставила Ираку ещё 250 танков Т-72 собственного производства, а в сентябре того же года возобновил поставки и СССР.

Всего за время войны Ирак взял 1038 единиц танка Т-72.

В октябре 1980 года в сражении под Кесре-Ширин иракский батальон танков Т-72 разгромил иранский батальон, на вооружении которого были английские Mk V «Чифтен». Танки Т-72 принимали участие и во многих последующих сражениях той войны. Последней большой операцией Ирано-иракской войны, в которой принимали участие Т-72, стал захват острова Маджнун иракской армией во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Остров обороняли 60 иранских танков английского производства Mk V «Чифтен» и FV101 «Скорпион».

Иракская армия атаковала противника существенно громадными силами в 2000 танков. В следствии остров был захвачен, а все иранские танки – стёрты с лица земли либо в виде трофеев попали к иракцам. За всё время войны иракскими армиями были утрачены лишь 60 танков Т-72.

Следующим конфликтом, в котором участвовали танки Т-72, стала война в Ливане. 9 июня 1982 года 76-я и 91-я сирийские танковые бригады, на вооружении которых пребывали танки Т-62, попали в окружение к югу от озера Карун. На выручку этим бригадам сирийское руководство кинуло части 1-й бронетанковой дивизии, на вооружении которой были, а также, и танки Т-72. Вступив в бой с израильскими M60 и стёрши с лица земли часть из них, дивизия без утрат прорвала кольцо окружения.

Затем элитные части возвратились на границу Сирии, перегруппировались и продолжили перемещение к Захле.

11 июня от девяти до двенадцати сирийских танков Т-72 81-й бригады были подбиты ракетами класа "Земля-Земля" TOW в сражении с 409-м противотанковым батальоном ЦАХАЛа. Обстоятельством данной неудачи послужило продвижение сирийских танков без нормально организованной разведки. Однако, все повреждённые танки сирийцам удалось эвакуировать на собственную территорию, где они были восстановлены.

Стёртый с лица земли иракский Т-72

Источник — academic.ru

Следующая война, в которой принимали участие танки Т-72, очень сильно скомпрометировала их. На протяжении войны в Персидском заливе Т-72 вести войну в составе иракских и кувейтских армий. 2 августа 1990 года в 2:00 часа ночи иракская группировка, насчитывавшая 120 тыс. солдат и 350 танков, вторглась на территорию Кувейта.

В южном пригороде Кувейт-Сити танковая дивизия Национальной гвардии Ирака «Хаммурапи» нежданно для себя столкнулась с 35-й танковой бригадой Кувейта, на вооружении которой пребывали Т-72 югославского производства. Подробности боя автору малоизвестны, но уже к 4 августа вооружённые силы Кувейта были либо разгромлены, либо отошли в соседнюю Саудовскую Аравию.

В следствии совершённых интернациональной коалицией операций «Буря в Сабля» и «пустыня пустыни» в январе-феврале 1991 года Ирак утратил от 100 до 130 тыс. солдат, около 360 порядка и самолётов 2600 танков, из которых около 250 составляли Т-72. Главная часть армии коалиции была организована из подразделений сухопутных сил, ВМС и ВВС Соеденненых Штатов, исходя из этого главным соперником иракских танков были американские M1 «Абрамс».

Не смотря на то, что большинство иракских танков было стёрто с лица земли ударами с воздуха, пара боестолкновений случилось и на земле. По причине того, что и американская, и иракская стороны максимально фальсифицировали результаты этих битв, точно утверждать о утратах танков Т-72 и «Абрамс» не представляется вероятным. Так, США первоначально утверждали, что за всё время кампании не утратили ни одного «Абрамса», но позднее признали утрату девяти собственных танков.

Одновременно с этим, советские армейские наблюдатели, пребывавшие в Ираке, информировали о десятках бронированных автомобилей, потерянных американцами.

Иракский танк Т-72, горящий на окраине Саддам-Сити

Источник — paraparabellum.ru

В целом иракцев подвело отсутствие у их танковых армий новейших БОПС, и комплексов динамической защиты на всех танках. По окончании распада СССР американцы обстреляли на полигоне попавший им в руки танк Т-72, снабжённый комплексом ДЗ «Контакт-5». Стало известно, что машину производства СССР не могли пробить кроме того ОБПС M829A1, считавшийся в то время лучшими противотанковыми снарядами американского производства.

Американцам пригодились десять миллиардные инвестиции и лёт работы, перед тем как были взяты снаряды, талантливые пробить броню этого танка.

Последние иракские танковые армии были добиты американскими вооружёнными силами в следствии вторжения в Ирак в 2003 году, наряду с этим точные информацию о утратах военной техники обеими сторонами отсутствуют.

Ливийский повстанец на фоне горящего танка Т-72

Источник — photoblog.nbcnews.com

Танки Т-72 принимали участие и в таких конфликтах как чадско-ливийские войны 1981, 1983 и 1987 годов, а также в гражданской войне в Ливии (2011 год). Не считая Ливии в Африки эти танки употреблялись правительством Судана против Перемещения за равенство и справедливость – антиарабской исламистской повстанческой группировки, действующей в западном Судане. Помимо этого, индийские Т-72 употреблялись армейскими подразделениями данной страны на протяжении проведения миротворческой операции в Сомали.

В 1986–1990 годах Индия использовала Т-72 на протяжении миротворческой операции на Шри-Ланке, на протяжении которой часть их была утрачена, что известно из фотоснимков танков, подорвавшихся на минах, но неспециализированное число утрат военной техники точно неизвестно.

Индийские танки Т-72М1 AJEYA на параде

Источник — dishmodels.ru

Т-72 принимали участие и в Боснийской войне 1992–1995 годов (по большей части, тут находились модели югославского производства М-84), а Сейчас эти военные машины широко применяются в гражданской войне, уже пара лет длящейся в Сирии.

Танк Т-72 принимал участие фактически во всех военных конфликтах на территории бывшего СССР: войне в Приднестровье, войне в Карабахе, чеченских войнах, войне в южноосетинской республике и войне в восточной части Украины. На протяжении чеченских войн Т-72Б зарекомендовал себя как надёжная военная машина. Большие утраты среди танков этого типа были позваны по большей части нехорошим руководством, которое обычно отправляло танковые роты на штурм населённых пунктов без надёжного прикрытия их флангов пехотой.

На протяжении новогоднего штурма Сурового 31 декабря 1994 года для контейнеров динамической защиты, установленных на танках, не выяснилось взрывчатки – она была выдана экипажам уже по окончании штурма, в то время, когда подразделения понесли большие потери.

Трофейный танк Т-72А, захваченный войсками у незаконных вооружённых формирований на протяжении боев в Суровом. За характерные башни, окрашенные белой известью, эти автомобили взяли прозвище «белые вороны»

Источник — arm.boltai.com

На протяжении Второй войны в Чечне (1999–2009 годы) танковые подразделения армии РФ (потом – ВС РФ) уже не несли таких утрат, как это было в Первую чеченскую войну (1994–1996). Автомобили употреблялись под надёжным прикрытием пехоты и, по большей части, делали функции подавления и огневой поддержки опорных пунктов боевиков.

На протяжении войны в Осетии 2008 года Т-72 принимали участие в битвах как с грузинской, так и с российской сторон. Наряду с этим ВС РФ утратили два танка, а ВС Грузии – 18, из которых 8 единиц русский армия захватила в качестве трофеев. Знаком этого вооруженного конфликта стали два грузинских Т-72, стёртых с лица земли осетинскими ополченцами на улицах Цхинвала.

Взорванный грузинский танк Т-72 на дороге Цхинвал-Хетагурово

Т-72 — «танк-спортсмен»

И все же самым необыкновенным в продолжительной «карьере» танка Т-72 есть не участие во множестве войн, а его применение в качестве главной автомобили в новом военно-прикладном виде спорта, быстро набирающем популярность в Российской Федерации – танковом биатлоне. Первый этап соревнований по танковому биатлону проводится на полигонах армейских округов между лучшими экипажами танковых подразделений ВС РФ. После этого на подмосковном полигоне в Алабино состязаются лучшие экипажи округов, а финальной стадией являются соревнования лучших экипажей государств, согласившихся учавствовать в интернациональных состязаниях по танковому биатлону.

Танк Т-72Б на огневой позиции на протяжении соревнований по танковому биатлону

Источник — kragor.ru

Условия прохождения автострады, в большинстве случаев, изменяются от соревнований к соревнованиям. Так, в 2013 году в финале интернациональных состязаний экипажи трижды проходили маршрут, протяжённость которого составляла 6–10 км.

На начальной стадии они вели стрельбу из пушки одним управляемым противотанковым боеприпасом на дистанции 2000 метров по цели, имитирующей танк, на втором – из зенитного 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта НСВТ по мишени, имитирующей вертолёт на дистанции 1200 метров, и на третьем – тремя бронебойными боеприпасами по макету танка из орудия в положении «под 90°» с ходу на расстояниях 1800, 1700 и 1500 м. Как и в простом биатлоне, промахи чреваты штрафным кругом протяжённостью 500 метров. Автострада изобилует разными препятствиями – такими как водные рубежи, противотанковые рвы, колейные мосты, «минные поля», эскарпы. Наезд на «мину» либо съезд с «колейного моста» ведет к добавлению штрафных секунд экипажам, а неаккуратный наезд на эскарп либо неправильное преодоление танкового рва смогут привести к травмированию экипажа в танка.

В финале 2014 года от каждой страны между собой соревновались уже не отдельные экипажи, а группы по три экипажа, проходившие автостраду по эстафетному принципу. От стрельбы из НСВТ и пушки управляемым боеприпасом организаторы сейчас отказались (быть может, из-за плачевных показателей этих стрельб в прошедшем сезоне), и любой экипаж проходил два стрелковых предела: первый – для стрельбы из спаренного с пушкой 7,62-мм танкового пулемёта по мишени расчёта противотанкового гранатомёта на дистанции 600–700 метров и из пушки тремя бронебойными боеприпасами по макетам танков сходу в положении орудия «под 90°».

Команды от армии, слева направо: Беларусь, Российская Федерация, Казахстан, Армения

Источник — ru.wikipedia.org

В 2014 году существенно увеличилось представительство государств-участниц – в случае если в 2013 году в соревнованиях принимали участие команды России, Армении, Беларуси и Казахстана, то на данный момент данный перечень пополнили танкисты из Китая, Индии, Киргизии, Сербии, Монголии, Венесуэлы, Кувейта и Анголы. Имеется все предпосылки к тому, что география и количество государств-участниц, и перечень соревнующихся между собой моделей танков из года в год будут возрастать. Пока же главными «рабочими лошадками» танкового биатлона остаются автомобили Т-72Б3.

ТОП-10 САМЫХ ЛУЧШИХ И СОВРЕМЕННЫХ ТАНКОВ МИРА

Темы которые будут Вам интересны: