Самый безбашенный швед. strv 103

Самый безбашенный швед. strv 103

Во Второй мировой Швеция не принимала участие. Но ни страны, оккупированные Германией, ни СССР в глазах её обитателей не жили по соседству, которым возможно доверять. Исходя из этого шведы развивали собственные бронетанковые силы так деятельно, как имели возможность.

Действительно, в послевоенный период страна всё равняется вошла в состоянии «танкового голода». Ветхие разработки на фоне техники потенциального соперника были слабоваты, новых успешных автомобилей до тех пор пока создать не получалось.

Лишь во второй половине 50-ых годов двадцатого века конструктор Свен Берге переломил обстановку, создав машину, ставшую визиткой шведского танкостроения второй половины ХХ века. Мало позднее она стала известна как Strv 103. Вот только часть изюминок данной автомобили: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, активная подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). Strv 103 не показался сам по себе, по наитию.

Большая часть компонентов, из которых позже «сложили» данный танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых автомобилей. Попытаемся проследить, как шведы собирали данный «индустриальный конструктор».

Минус башня

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Свен Берге в первый раз задумался над идеей танка с безбашенной компоновкой. Причём он внес предложение не только убрать башню, но и в принципе лишить орудие подвижности. Роль башни должен был делать целый танк.

Для этого употреблялась активная подвеска, разрешавшая наводить орудие по вертикали перемещением всего корпуса, приседая либо задирая шнобель.

На разработку концепции Берге израсходовал одни выходные, каковые он совершил на рабочем месте. Уже в понедельник инженер продемонстрировал собственные наработки сотрудникам из KATF (Департамента оружий Королевской армии). Те пожали плечами, и лишь Эрик Гиллнер, руководитель Берге, показал интерес и, не обращая внимания на скепсис других инженеров, решил включить необычную машину в неспециализированный замысел. Танк взял обозначение Strv S.

В работах над Strv S сначала задействовали переоборудованную соответствующим образом самоходную установку Ikv 103. Позднее, весной 1959 года, в качестве испытательного стенда применяли переоборудованный Medium Tank M4A4. На обеих автомобилях прорабатывалась сама возможность наводить пушку лишь при помощи корпуса.

Применение аналогичных лабораторий разрешило свести к минимуму затраты: на отработку концепции Strv S конструкторы израсходовали всего 5000 шведских крон.

Новый танк разрабатывался в рамках долговременной программы перевооружения, охватывающей период с 1965 по 1975 год и имевшей ужасный для Швеции бюджет — полмиллиарда крон. О том, что тема Strv S совсем была утверждена, лишний раз говорит подача Свеном Берге 2 мая 1958 года заявки на патент совокупности активной подвески. Авторское свидетельство номер US2966828 он взял 3 января 1961 года.

Танк S обретает вид

Разработкой Strv S занималась компания Bofors, а не Landsverk, не смотря на то, что последняя участвовала в работах. Неспециализированное управление осуществляли KATF и лично Свен Берге. Первые концептуальные наработки компания представила Департаменту оружий в октябре 1958 года.

Самым занимательным элементом конструкции на раннем этапе разработки выяснилось фактически оружие. Клиенты сделали Bofors замечание о том, что 105-мм орудие, которое компания разрабатывала для перспективного танка KRV, владеет недостаточным бронепробитием. Компания приняла меры, создав пушку с более долгим стволом.

Именно поэтому начальная скорость бронебойного боеприпаса достигла 1100 м/с, а подкалиберного — 1455 м/с. Кстати, шведы так же, как и прежде думали, что орудие башенного танка должно быть оснащено автоматом заряжания.

Первый эскизный проект Strv S Bofors представила в первых числах Августа 1959 года. Уже по нему становилось ясно, что конструкция танка окажется неординарной. Как и на первых эскизах Свена Берге, танк имел клиновидную форму корпуса. В носовой части размешалось моторно-трансмиссионное отделение, причём сначала шведы сделали вывод, что силовая установка должны быть комбинированной.

В неё входили газовая турбина и дизельный двигатель.

Оружие Strv не сильный также смотрелось необычно. Пушка, без движений закреплённая в корпусе, была оснащена автоматом заряжания, что питался от нескольких магазинов в кормовой части танка. В соответствии с требованиям, боезапас оценивался в 50 выстрелов. Главная неприятность на этапе проектирования появилась в самой пушке: она была весьма долгой, целых 7 метров

Свен Берге стал безотлагательно проектировать особое ограждение, которое защитило бы орудие от столкновения с различными препятствиями и землёй.

По окончании дискуссии проекта, проходившего в августе 1959 года, конструкторы сделали вывод, что нужно отказываться от через чур долгого орудия. самая простой заменой была британская 105-мм пушка L7, Действительно, шведы решили не применять её в исходном виде, а запустили разработку собственной пушки на базе британского орудия.

Было кроме этого большое количество замечаний по танку в целом. В итоге танк очень сильно перепроектировали. В августе 1960 года был представлен переработанный вариант автомобили. Её боевая масса выросла на 4 тонны. Корпус «растянулся» в длину практически на метр, а в высоту — на 15 сантиметров.

За счёт этого шведы смогли уменьшить вылет ствола за габариты танка до 2 метров. Но опасения по поводу высокой возможности повреждения ствола о препятствия остались, так что инженеры предусмотрели установку особого защитного ограждения. Число курсовых пулемётов увеличилось до четырёх (!); инженеры планировали устанавливать их на верхнем лобовом странице.

На этом доработка Strv S не остановилась. Параллельно шведы стали конструировать гидропневматическую подвеску, более компактную и несложную, чем ветхая. К концу 1960 года вид Strv S наконец-то сформировался совсем. Совершённые опробования развеяли опасения по поводу того, что танк будет цеплять стволом препятствия. Выстроенный полноразмерный макет уже не имел защитного ограждения.

Как раз в таком виде танк и утвердили к постройке.

В соответствии с договору, что KATF заключил c Bofors в ноябре 1959 года, разработка Strv S подразумевала изготовление двух опытных образцов. Оба предполагалось выстроить в первой половине 60-ых годов XX века. Бюджет программы безбашенного танка составил 15 миллионов шведских крон.

Сумма весьма внушительная, но стоит иметь в виду, что с стоимостями армейского периода эти деньги сравнивать запрещено. Приблизительно столько же Швеции стоили меньше двух десятков британских «Центурионов».

Бронированная успех шведских конструкторов

2 января 1961 года Свен Берге утвердил замысел развития обоих образцов собственного танка. 9 февраля 1962 года Bofors представил эскизный проект танка установочной партии. Машина снова взяла дульный тормоз и ограждение орудия, но эти трансформации отнюдь не главенствовали .

По нескольким обстоятельствам конструкторы были вынуждены переделать корпус танка. Его высота по крышу выросла до 1900 мм, а основное — изменилась сама форма корпуса. Не в последнюю очередь это случилось ввиду того, что на танк решили ставить водоходное оборудование.

Идею с ОПВТ (оборудованием подводного вождения танка), которую испытывали на Strv m/40 и Strv m/42, признали неудачной. Вместо неё шведы создали совокупность, весьма похожую на ту, которую Николас (Миклош) Штраусслер создал во время второй мировой. Танк взял раскладную коробчатую конструкцию, снабжавшую ему плавучесть. Необходимо подчеркнуть, что руководить танком имели возможность все три члена экипажа, а наводить и стрелять — двое: механик и командир-водитель.

Параллельно был предложен и второй вариант переделки танка, что не имел ни дульного тормоза орудия, ни защитного ограждения. Его и приняли в выполнение.

испытания и Дальнейшие исследования стали причиной тому, что вид Strv S нулевой серии неспешно изменялся. Само собой разумеется, про новый корпус речи уже не шло, но последовательность мелочей переделали. Поменянная командирская башенка взяла одновременно и турельную установку ручного пулемёта.

От идеи ещё двух курсовых пулемётов конструкторы отказались совсем, вместо них сделали ящик ЗИП. Дополнительные коробки ЗИП разместились на корме. По ходу продвижения разработки танка к нему стали проявлять интерес в других государствах.

К примеру, взять Strv S на опробования желала Англия. А с Норвегией все зашло ещё дальше: в 1966 года эта страна пожелала закупить себе такие автомобили. Но, именно сейчас шли опробования Leopard 1, и в итоге норвежцы выбрали как раз их.

В марте 1966 года работы над улучшением Strv S наконец-то закончились. Через год,7 сентября 1967 года, танк приняли на вооружение шведской армии. Он взял обозначение Strv 103, не смотря на то, что в документах Bofors ещё некое время обозначался как Strv S.

У серийной автомобили было много отличий от предсерийных танков. Конструкцию коробок в лобовой части корпуса, где пребывали курсовые пулемёты и ЗИП, поменяли. Переделали кроме этого светотехнику и её ограждение.

Рост боевой массы кроме этого не был случайным: это случилось за счёт усиления бронирования. Кстати, танки первой серийной модификации так и не взяли оборудование для преодоления водных рубежей.

Именно на танках первой серии шведы начали обкатывать ещё одно ноу-хау. В отыскивании способов дополнительной защиты ещё во второй половине 60-ых годов двадцатого века в Швеции начали разработку противокумулятивных экранов. В будущем они трансформировались в очень необыкновенную совокупность из штырей, каковые вставлялись в переднюю оконечность корпуса.

Эта совокупность действенно боролась с кумулятивными боеприпасами. Конструкцию приняли на вооружение, но наряду с этим засекретили, гриф сняли лишь в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

По результатам эксплуатации Strv 103A был составлен перечень трансформаций, что реализовали в более поздней машине — Strv 103B. Данный танк стал главным в серии — всего их изготовили 220 штук. Поставки начались в первой половине 70-ых годов XX века, приблизительно одвременно с этим до отметки Strv 103B стали доводить ранее выпущенные Strv 103A.

Совсем шведская армия была укомплектована Strv 103 к концу 1971 года.

О том, как успешной машиной оказался Strv 103, свидетельствует срок его работы. С оружия эти танки стали снимать лишь во второй половине 90-ых годов двадцатого века, другими словами прослужили они 30 лет. Непременно, машину неоднократно модернизировали, но факт в том, что нехороший танк столько времени в армии не продержится.

Остаётся лишь поаплодировать Свену Берге, доказавшему, что танк и без башни возможно хорошей военной машиной.

Создатель текста — Юрий Пашолок
  1. http://www.ointres.se/pansar.htm.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz.
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  5. http://tanks.mod16.org.

Создатель высказывает громадную признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (Karl Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Безбашенный швед — Strv-103

Темы которые будут Вам интересны: