Самоходная артиллерийская установка су-5

В начале прошлого века армейские теоретики СССР условно дробили артиллерию на полковую, дивизионную и артиллерию особенного назначения (другими словами, артиллерию очень больших калибров). Полковая артиллерия практически представляла собой орудия первой линии, каковые имели возможность вести как навесной пламя, подавляя упрочнения и огневые точки соперника, так и пламя прямой наводкой. Дивизионная артиллерия должна была вести пламя из глубины боевых порядков, а потому владеть повышенной дальнобойностью и разрушительной силой боеприпаса, что влекло за собой повышение порохового заряда, веса боеприпаса, увеличение прочности конструкции орудия, а, следовательно, и его веса.

Самоходная артиллерийская установка су-5

76-мм дивизионная пушка примера 1902/30 годов

Источник – readtiger.com

Дивизионную артиллерию кроме этого условно дробили на три класса: пушки калибра 76,2 мм (трехдюймовые), гаубицы калибра 121,9 мм и мортиры калибра 152,4 мм. К 30-м годам значения калибров стали округлять. Отметим, что пушка есть более дальнобойным орудием, чем мортира и гаубица, поскольку владеет более настильной траекторией боеприпаса, соответственно, большей навеской пороха и более прочным стволом. Так, пушка – это, скорее, средство обороны, нежели наступления.

Гаубица же имеет меньший заряд пороха, чем пушка подобного калибра, исходя из этого траектория полета ее боеприпаса – более навесная. Специализация гаубиц – подавление укреплений противника и огневых точек на протяжении наступления. Мортира кроме этого имеет навесную траекторию полета боеприпаса, но отличается от гаубицы длиной ствола (орудия с длиной ствола, меньшей, чем 15 его калибров, классифицируются как мортиры, с большей – как гаубицы).

На рубеже 20-х и 30-х годов армейские теоретики придавали особенную важность мобильности артиллерии, увеличение которой разрешало бы своевременнее реагировать на трансформации обстановки на театре боевых действий. Многие европейские государства, потенциальные соперники СССР, упорно искали пути ответа этого вопроса. В Стране Советов знали об этом, и кроме этого старались не отставать в этом направлении гонки оружий.

122-мм гаубица примера 1910/30 годов

Источник – acemodel.com.ua

В первой половине 30-ых годов XX века из состава ленинградского завода №174 им. К. Е. Ворошилова, созданного в первой половине 30-ых годов двадцатого века на базе танкового производства завода «Коммунист», был выведен его умело-конструкторский машиностроительный отдел (потом – ОКМО). На его базе был создан завод №185 либо Умелый завод Спецмаштреста (с 1936 года – завод им.

С. М. Кирова). Еще в то время, в то время, когда ОКМО пребывал в составе завода «Коммунист», на нем велись работы по созданию экспериментальной САУ СУ-1, вооруженной 76,2-мм полковой пушкой примера 1927 года.

152-мм мортира НМ примера 1931 года

Источник – alternathistory.org.ua

В данный же период времени основной конструктор ОКМО Петр Николаевич Сячинтов назначается главой секции спецтехники и моторизации Управления и самоходов механизации (потом – УММ) РККА. Так, завод №185 стал главным центром разработки САУ в СССР, а серийное производство уже готовых автомобилей предполагалось наладить на заводе №174.

Весной 1934 года на заводе №185 начались работы по проектированию всех трех калибров дивизионных орудий в их самоходном выполнении. В качестве шасси для будущей артсистемы был выбран уже прекрасно узнаваемый конструкторам завода танк Т-26 – коммунистический вариант британского 6-тонного танка «Виккерс Мк.Е». Компоновку так именуемого триплекса САУ осуществлял важный конструктор Г. Н. Москвин под неспециализированным управлением конструктора С. А. Гинзбурга (будущего создателя СУ-76) и П. Н. Сячинтова.

Самоходка СУ-5-1

Источник – armchairgeneral.com

Для потребностей САУ шасси танка пара поменяли, поделив его на три отделения. В передней части автомобили пребывало отделение управления, где размешалось трансмиссия механика-и место водителя. В моторном отделении пребывали силовая установка с укороченным карданным валом, баки с горючим (бензин) и маслом, фрикцион, радиатор, вентилятор и другое.

Забор холодного воздуха двигателем осуществлялся через отверстие в крыше корпуса, забранное броневыми жалюзи, а выброс отработанного воздуха – через особые боковые отверстия. Также, над моторным отделением было сделано два люка для доступа к двигателю. Кормовое отделение являлось боевым и предназначалось для остальных 4-х членов экипажа – начальника, наводчика и двух заряжающих. Спереди отделение прикрывалось изогнутым 15-мм бронещитом.

Для устойчивости САУ при стрельбе в ее кормовой части крепились откидные упоры.

Первый вариант самоходки, вооруженный 76-мм дивизионной пушкой примера 1902/30 годов, взял индекс СУ-5-1. Машина весила 10,2 тонны. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный – от -5° до +60°. Пушка имела возможность наводиться как при помощи телескопического прицела, так и панорамным прицелом конструкции Герца.

САУ СУ-5-1 имела возможность перевозить боекомплект всего из 8 снарядов, исходя из этого для транспортировки остальных снарядов требовался дополнительный транспорт.

Самоходка СУ-5-2

Источник – armchairgeneral.com

Второй вариант САУ с индексом СУ-5-2 был вооружен 122-мм гаубицей примера 1910/30 годов. Первоначально машина имела возможность перевозить боекомплект из 4 снарядов и 6 снаряженных зарядами гильз (заряжание гаубицы было раздельным). Позднее количество снарядов кроме этого довели до 6. Углы наведения гаубицы были такими же, как и у пушки СУ-5-1.

На третий вариант автомобили – СУ-5-3 – установили 152-мм мортиру НМ примера 1931 года. Из-за громадных размеров орудия разместить его боекомплект в боевом отделении САУ не представлялось вероятным. По данной же причине углы наведения по горизонтали у данной артсистемы были меньше, чем у прошлых двух вариантов СУ-5 – всего лишь ±7°.

Но по вертикали угол был больше – от 0° до +72°. Вес таковой самоходки достигал 10,4 тонны.

Самоходка СУ-5-3 с откинутыми упорами

Источник – valka.cz

Все три автомобили были изготовлены к осени 1934 года, но их опробования на заводском полигоне совершили лишь через год – с 1 октября по 29 декабря 1935 года. СУ-5-3 кроме того успела поучаствовать в параде на Красной площади, для чего ее послали в Москву 1 ноября того же года. Опробования продемонстрировали, что первые два варианта САУ смогут приступать к ведению огня фактически мгновенно, поскольку для этого им не был нужен упор (другими словами, откидывать складной сошник им не требовалось).

Для третьего варианта автомобили, СУ-5-3, эта операция занимала 2-3 60 секунд.

При составлении замысла производства на 1936 год от запуска СУ-5-1 в серию решили отказаться, поскольку на опробованиях отличных показателей продемонстрировала самоходка АТ-1 с 76,2-мм орудием ПС-3 конструкции П. Н. Сячинтова. Наладить серийное производство СУ-5-3 кроме этого не представлялось вероятным, по причине того, что установленная на ней мортира так и не была разрешена войти в серию. Помимо этого, шасси танка Т-26 выяснилось через чур легким и непрочным для орудий таковой мощности.

Но заказ на первую экспериментальную партию, складывающуюся из 10 автомобилей СУ-5-2 (индекс – СУ-5), был размещен на заводе №174 и выполнен уже к лету 1936 года. Две САУ были направлены в 7-й танковый корпус, где проходили опробования уже в поле. Армейские выдвинули пара требований по усовершенствованию новой техники.

Стало известно, что вес самоходки через чур велик для имеющейся у нее силовой установки, исходя из этого двигатель необходимо было заменить на более замечательный. К тому же армейские просили расширить боекомплект до 10 зарядов, усилить рессоры, обеспечить место механика-водителя вентилятором и лучше звукоизолировать глушитель.

Батарея СУ-5 на параде в Хабаровске, 1937 год

Источник – vetrabotnik.narod.ru

Конструкторы выполнили эти требования только частично. Следующие двадцать автомобилей имели возможность перевозить боезапас из 8 зарядов. У них были усилены рессоры, но новый двигатель для шасси Т-26 так и не был создан. В это же время, 31 декабря 1936 года П. Н. Сячинтов был арестован по обвинению в измене Отчизне и 6 мая 1937 года расстрелян.

По окончании ареста конструктора все работы над предстоящим усовершенствованием СУ-5 были прекращены.

В отличии от САУ АТ-1 и танковых 76-мм орудий ПС-3 конструкции П. Н. Сячинтова, самоходки СУ-5 остались в механизированных частях РККА, но их производство было прекращено. Всего было собрано 32 единицы данной автомобили, из которых, по состоянию на 31 июля 1931 года, 29 штук пребывало на вооружении в разных механизированных частях, две – на испытательном полигоне в Колпино, и одна – в ремонте на заводе №174.

В первый раз СУ-5 участвовали в военных действиях в августе 1938 года, на протяжении конфликта недалеко от озера Хасан. Пять самоходок 2-й мехбригады Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА) вели пламя по японским армиям, поддерживая танковые атаки собственной бригады.

САУ СУ-5 – вид со стороны казенной части

Источник – armchairgeneral.com

Во второй раз СУ-5 принимали участие в военных действиях в сентябре 1939 года, на протяжении Польского похода РККА. Батарея СУ-5 в составе 32-й мехбригады совершила 350-километровый марш, но в боестолкновения так ни разу и не вступила.

По состоянию на 1 июня 1941 года на вооружении Красной армии числилось 28 СУ-5, из которых исправными были лишь 16 автомобилей. На западной границе имелось 17 таких самоходок: 9 – в Киевском Особенном армейском округе (КОВО) и 8 – в Западном Особенном армейском округе (ЗОВО). Процент исправных подробности и машин их участия в битвах автору малоизвестны.

Вероятнее, все эти самоходки погибли, были стёрты с лица земли экипажами из-за нехватки горючего, либо же стали германскими армейскими трофеями. К 1942 году все СУ-5 были сняты с оружия РККА в связи с отказом от производства автомобилей, созданных на базе танка Т-26 и запчастей к ним. Об применении САУ СУ-5 частями Вермахта у автора сведений нет.

Разбитая и кинутая на дороге САУ СУ-5 с демонтированным орудием.

Рядом – воины Вермахта на марше, 1941 год

Источник – alternathistory.org.ua

Да это же СУ-5

Темы которые будут Вам интересны: