Самая скорострельная гаубица в мире

Программа по созданию шведской послевоенной тяжёлой САУ превысила первоначально намеченные сроки более чем на 10 лет, но созданную в следствии машину Bandkanon 1, в отличие от многих «долгостроев», никак не было возможности назвать устаревшей. Экипаж тяжёлой артиллерийской совокупности, оснащённой автоматической совокупностью заряжания, имел возможность вести пламя с темпом, которому позавидовали бы расчёты некоторых реактивных ракетных установок .

В начале было техзадание

Предыстория шведской тяжёлой самоходной артиллерии началась во второй половине 40-ых годов XX века, в то время, когда по заданию армии компания «Бофорс» запустила работы по созданию рабочего прототипа 155-мм орудия для самоходной артиллерийской установки. В документах перспективная машина взяла пара названий — 15 cm kv fm/49, Akv 1949 и VK 152 S 49 (последнее наименование употреблялось как внутреннее обозначение в компании).

Планировалось, что новая САУ будет иметь массу до 30 тысячь киллограм, а её серийное производство со скоростью 2 экземпляра в месяц начнётся уже весной 1956 года. В итоге оказалось в противном случае: серийная версия САУ вступила в строй лишь во второй половине 60-ых годов XX века, а её боевая масса составила 52 тонны. Повышение веса военной машины разъяснялось во многом тем, что начальные требования 1949 года изменялись в сторону усиления бронирования и защищённости от ОМП отсека и боевого отделения с снарядами.

Что касается большого, более чем на 10 лет, превышения установленных сроков, то тут обстоятельством прежде всего была неприятность выбора подходящего самохода. Помимо этого, как указывалось в докладной записке от 1 апреля 1960 года, срыв сроков кроме этого был следствием постоянных трансформаций в спецификациях, нехватки квалифицированных постоянных сомнений и инженеров в жизнеспособности проекта в целом.

Изначально рассматривалось три варианта гусеничного шасси для новой военной машины: уже существующая ходовая от танка Strv m /42 с форсированным до 450 л.с. бензиновым двигателем «Вольво» А8В и коробкой передач VL 420, и два в то время ещё не существующих варианта. Первым из них был экспериментальный проект, основанный на ходовой части американского танка M4 «Шерман», а вторым – некоторый будущий тяжёлый танк. Возможно, имелся в виду проект Королевской администрации армейских фабрик (Kungliga Armeforvaltningens Tygavdelning , KAFT), взявший в будущем наименование EMIL, что в то время был ещё в совсем «бумажном» состоянии – его разработка стартовала в том же 1949 году.

Самая скорострельная гаубица в мире

Рисунок проектируемого тяжёлого танка Krv EMIL

ftr.wot-news.com

В протоколе заседания в компании «Бофорс» от 30 мая 1951 года среди замыслов по созданию орудий разных калибров находим и погодовой замысел по 15-см САУ, в соответствии с которому в первой половине 50-ых годов двадцатого века должны были завершиться проектные работы, в 1954-м планировалось выстроить макет, а в 1956-м — начать ходовые и артиллерийские опробования. По большому счету, данный протокол занимателен тем, что в нём отражена работа компании «Бофорс» сходу над несколькими артиллерийскими совокупностями среднего и громадного калибров.

Шведская компания в это время была так загружена новыми большими проектами, что в первой половине пятидесятых годов вооружённые силы страны были вынуждены закрыть потребность в буксируемом орудии громадного калибра, купив 96 французских 155-мм гаубиц М50. В шведской армии, до этого систематично и исправно снабжавшейся хорошей отечественной артиллерией, зарубежная гостья взяла характерное прозвище Fransyskan – «француженка».

Ещё один увлекательный фрагмент этого протокола может служить косвенным примером «исофобии», распространившейся в то время в Европе. В качестве технического задания для перспективной 105-мм противотанковой пушки (одного из вариантов оружия для танка EMIL) в нём приводятся не только градусы углов и гипотетические миллиметры брони встречи снарядов с ней, но и Josef Stalin-vagn собственной персоной.

Фрагмент протокола заседания в компании «Бофорс» от 30 мая 1951 года
Безбашенный «Эмиль» как шасси для САУ

Началом 1952 года датированы документы «Бофорс», в соответствии с которым из трёх вариантов шасси был выбран первый – танк Strv m/42. А в конструкторской программе от 24 ноября 1952 года детально описываются требования, предъявляемые к новой САУ. В целом они повторяли требования, изложенные армейскими во второй половине 40-ых годов XX века. Главным оружием установки должно было стать 152-мм полуавтоматическое орудие с гидравлическими тормозами отката, талантливое развивать скорострельность в 15 выстрелов в 60 секунд.

Наряду с этим должна была сберигаться резервная возможность заряжания орудия вручную. Протяженность орудия должна была составлять 50 калибров, либо 7,62 метра. Предусматривалось оснащение ствола орудия дульным тормозом, уменьшающим отдачу на 25%.

Большая дальность стрельбы 51-килограмовым боеприпасом определялась в 25 километров, а угол возвышения — в пределах от 0 до 45 градусов.

Гусеничное шасси должно было быть талантливым развивать скорость до тридцати километров/ч по пересечённой местности, и до сорока километров/ч – как большую. В качестве его двигателя так же, как и прежде рассматривался всё тот же «Вольво» А8В, действительно, уже не форсированный, а простой, мощностью в 420 л/с. Неспециализированный вес установки не должен был быть больше 33 тонны, что снабжало бы ей удельную мощность в 12,7 л.с/т, и, при ширине гусениц в 55 сантиметров — удельное давление на грунт не более 0,65 кг/ см?.

Попытки установить тяжёлое и скорострельное длинноствольное орудие в бронированной башне на шасси среднего танка предсказуемо так и остались на бумаге. А вот с ещё одним из вариантов шасси, предложенных во второй половине 40-ых годов XX века, всё обернулось пара успешнее. Работы по созданию уже упоминавшегося выше тяжёлого танка EMIL шли своим чередом. Задача по разработке данной автомобили считалась приоритетной – кроме того документы по нему изначально были отмечены грифом «Секретно.

Громадное значение для безопасности страны», в отличии от легко «тайных» документов по той же 15-см САУ. Из-за тех же мыслей секретности шведский тяжелый танк взял не классическое наименование Strv (Stridsvagn, «танк»), а именовался как Krv (Kranvagn, самоходный кран).

Макет одного из вариантов танка Krv EMIL

Практически детективная история с постройкой и проектированием совсем тайного танка EMIL хороша, как минимум, отдельной статьи. Исходно шведы не планировали строить собственный тяжелый танк, склонившись к концу войны к приобретению партии английских «Центурионов». Запрос о покупке был послан в Англию.

Британцы ответили, что в полной мере смогут удовлетворить шведскую заявку, но с одним мелким «но» – лишь по окончании того, как всецело закроют потребности в «Центурионах» для собственной армии. Наряду с этим срок, в который британцы планировали вложиться, оценивался в промежутке от пяти до пятнадцати лет.

Тем временем из-за Балтийского моря мерещились всё возрастающие веса ИС-ов, и по окончании английского отказа KAFT приступила к разработке шведского тяжёлого танка, талантливого дать им отпор. В качестве оружия для EMIL рассматривались три варианта орудий: 105-мм нарезное с длиной ствола в 67 калибров, и 120-мм нарезное и 150-мм гладкоствольное с длиной стволов в 40 калибров. Подача снарядов, независимо от выбора пушки, должна была осуществляться из автомата заряжания, включавшего два барабана со боеприпасами различных типов – один с бронебойными, а второй с осколочно-фугасными.

Разработка тяжёлого танка – дело не стремительное, в особенности в то время, когда опыта нет, а машина нужна хорошая. Исходя из этого параллельно шведы начали переговоры с Францией о покупке партии лёгких, но хорошо вооружённых танков АМХ-13. Вот здесь-то англичан и проняло.

Чувство уводимых из подноса французами шведских денег неожиданно поменяло приоритеты британских танкостроителей, и в декабре 1952 года Англия дала согласие реализовать «Центурионы». Перед французами, каковые отозвались на просьбу шведов безо всяких проволочек, было нужно продолжительно и не легко просить прощения, а для проекта самоходного крана EMIL наступил критический момент. Первые поставки «Центурионов» Mk III начались в первой половине 50-ых годов XX века, и уже в 1954 работы над шведским тяжёлым танком были свёрнуты.

Консорциум из компаний «Бофорс», «Ландсверк» и «Вольво», совместно разрабатывавший EMIL, внес предложение его как вариант для планировавшихся закупок на 1958 год, но и тут шведский тяжёлый танк был не у дел – его обошел значительно более недорогой S-танк.

Передняя часть корпуса одного из шасси танка EMIL «а-ля» ИС-3

ritastatusreport.blogspot.com.by

Однако, проект особенной национальной важности не был бесплодным. Перед тем, как другая документация и чертежи по нему угодили в архив, в металле успели воплотиться два варианта ходовой части для танка EMIL. Одно из шасси (с четырьмя опорными катками на борт) благодаря характерной форме броневых страниц в идее щучьего носа очень сильно напоминало корпуса советских танков ИС-3 и ИС-7.

Второе шасси, имевшее по шесть опорных катков на борт, имело более классическую, прямую форму лобовых бронелистов. У обоих шасси ведущие колёса размешались позади. Опробования безбашенных «Эмилей» продемонстрировали хорошие ходовые качества, и второе, более большое, шасси было выбрано как самоход под 15-см САУ.

Его изрядно доработали. У САУ корма и нос поменялись местами, и ведущие колёса были спереди, а боевое отделение – позади. агрегаты и Двигатель трансмиссии переместились в середину корпуса, а в носовой части, бывшей корме, было размещено отделение управления с местами для двоих человек – его помощника и механика.

Ленивцы, появлявшиеся в корме, оснастили механизмом, благодаря которому их возможно было опустить и зафиксировать в боевом положении, дабы они принимали на себя часть отдачи при стрельбе.

САУ с параметрами РСЗО

Но, все особенности ходовой части не делали шведскую САУ чем-то выдающимся. Особой её делало оружие.

К моменту постройки действующего прототипа САУ Artillerikanonvagn 151 (случилось это недалеко от 1960 года) поменялся калибр орудия, которым её планировалось оснастить. Сейчас это должен был быть «натовский» 155-мм калибр. Основной изюминкой оружия шведской тяжёлой САУ была автоматизированная совокупность заряжания.

Её конструкторы разместили в корме качающейся части башни, «подвешенной» на цапфах между двумя обитаемыми бронированными рубками орудийного расчёта, размещёнными на неспециализированной поворотной платформе.

Корма САУ Artillerikanonvagn 151 при установке магазина. Обратите внимание на опущенный ленивец

Тут же, в корме башни, размешался сменный магазин на 14 снарядов. Замена магазина занимала несколько мин., а опустошить его Artillerikanonvagn 151 имела возможность за 45 секунд. Как указывалось выше, в требованиях к перспективной САУ обозначалась скорострельность в 15 выстрелов в 60 секунд.

И с данной задачей конструкторы с блеском совладали: в случае если один боеприпас заблаговременно заряжался в ствол, то полный боекомплект именно составлял 15 снарядов, и «оприходовать» их за 60 секунд для Akv-151 было в полной мере по силам.

Масса прототипа составила 51 тонну. Двигатель САУ мощностью в 700 л.с. разрешал ей разгоняться до скорости в 55 км/ч. Экипаж автомобили складывался из семи человек.

Единственный выстроенный прототип Akv-151 находится на данный момент в частном шведском музее бронетехники Arsenalen, расположенном около маленького города Стренгнес.

САУ Artillerikanonvagn 151, неспециализированный вид. Ленивцы, как и орудие, установлены в походном положении

Artillerikanonvagn 151 не суждено было пойти в серию. К моменту создания прототипа в Швеции полным ходом шли работы над известным безбашенным S-танком, неповторимое шасси которого в полной мере подошло для артиллерийской совокупности, созданной компанией «Бофорс». Мысль унифицировать ходовые части танка и САУ показалась очень заманчивой, и в серию отправилась тяжёлая гусеничная самоходная артиллерийская установка Bandkanon 1 на базе Strv 103.

Оказавшаяся машина превзошла по массе прототип на базе тяжёлого танка – масса Bandkanon 1А составила 52 тонны, а Bandkanon 1С – ещё на тонну больше. Мощность двигательной установки осталась такой же, как у 39-тонного танка, что очевидно было недостаточным. С удельной мощностью в 10–11 л.с. на тонну Bandkanon 1 развивала скорость всего в 28 км/ч.

Однако, выдающаяся по скорострельности крупнокалиберная артиллерийская совокупность, талантливая менее чем за 60 секунд послать на 25 километров 15 47-килограммовых снарядов (показатели не хуже, чем у большинства РСЗО!), с 1967 по 2003 годы пребывала на вооружении, в полной мере удовлетворяя потребности шведских армейских. Планировалось выстроить 70 таких тяжёлых САУ, но ограничения армейского бюджета разрешили изготовить только 26 штук.

Шведская серийная тяжёлая САУ Bandkanon 1А

Говоря о шведских тяжёлых САУ, направляться упомянуть и о слухах, их окружающих. Существует вывод, что они разрабатывались прежде всего с целью применения в качестве средства доставки атомного оружия. С одной стороны, шведы вправду имели в полной мере важную программу по созданию собственного атомного оружия. Помимо этого, и СССР, и США создавали ядерные снаряды похожего калибра (152 и 155 мм соответственно).

Но эта догадка не подтверждается документально, в отличие от шведских разработок в области ракетных и авиационных носителей для атомного оружия.

Источники:

  • Конструкторская программа по Akv 1949 prototype, tanks.mod16.org
  • Технические и экономические эти для постройки прототипа 15-см самоходных орудий tanks.mod16.org
  • Протокол совещания в компании «Бофорс» от 30–31.05.1951 г. tanks.mod16.org
  • PM rorande akv 151, overarbetning av konstruktionen med hansyn till planerad tillverkning i serie, 01.04.1960, Kungliga Armeforvaltningens Tygavdelning tanks.mod16.org
  • Доклад о текущем состоянии проекта «EMIL» от 15.10.1952 г., Королевская администрация армейских фабрик, tanks.mod16.org
  • 15,5 cm Bandkanon 1F och 1C ointres.se

Александр Сирота
/
Последний средний танк Европы
Шведский средний танк Strv 74 пара «выбивается» из главного русла танкостроительных тенденций собственного времени

  • танки
  • военная техника
  • Швеция

Александр Сирота
/
Шведские танки Отто Меркера
Семейство шведских танков Landsverk L-5, L-10 и L-30, созданное под управлением германского конструктора

  • танки
  • Швеция

Топ 10 лучших самоходных гаубиц в мире 2017 — 2020

Темы которые будут Вам интересны: