Самая массовая немецкая самоходка

За время Второй мировой промышленность Фашисткой германии произвела 9675 StuG III модификаций и всех серий, что делает эту САУ самой массовой бронированной машиной, поступившей на вооружение вермахта. StuG III была весьма успешной самоходкой. направляться подчернуть, что в первой десятке германских танковых асов седьмое и восьмое места занимают начальники как раз этих САУ

История германских самоходных артиллерийских орудий (потом – САУ) началась с меморандума о сотрудничестве пехотных частей, подвижной артиллерии и артиллерии, опубликованного генералом вермахта Эрихом фон Манштейном в 1935 году. В частности, в этом документе доказывалась целесообразность создания дивизионов штурмовых самоходных орудий трёхбатарейного состава (по шесть автомобилей в батарее), предназначавшихся для помощи наступающей пехоты, подавления ДзОТов, узлов и Дотов сопротивления соперника, и борьбы с его бронированной техникой.

«Броня» для помощи пехоты

Меморандум привёл к оживлённой дискуссии среди германских военных, но во второй половине 30-ых годов двадцатого века компания Daimler-Benz взяла заказ на осуществление проектных работ по созданию штурмовых самоходных орудий на шасси новейшего в то время танка Z.W. (будущего Pz.Kpfw.III). В конце 20-х годов уже делалась попытка создать САУ на базе трактора Hanomag WD-25, но это были автомобили с открытой артиллерийской площадкой, и от их серийного выпуска отказались.

Позднее, в первой половине 30-ых годов двадцатого века конструкторы Daimler-Benz разрабатывали проект штурмовой САУ для… СССР – в рамках деятельности совместной немецко-советской Техкомиссии (TEKO). Самоходку собирались защитить бронёй толщиной от 15 (борта и корма) до 30 мм (лоб), вооружить 76-мм орудием, наряду с этим её вес не должен был быть больше 12 т. Германская сторона сорвала все сроки, указанные в соглашении, а по окончании завершения работ в середине 1932 года выставила за собственные разработки цену, в разы превышавшую утверждённую. Представители СССР отказались от предстоящего сотрудничества, но полученные наработки понадобились компании Daimler-Benz в будущем, при проектировании штурмовой САУ для армии Фашисткой германии.

Во второй половине 30-ых годов XX века на заводе Daimler-Benz в Берлин-Мариенфельде было собрано пять прототипов новой САУ (для их сборки применяли шасси танков Pz.Kpfw.III Ausf.В). Для удешевления и ускорения работ боевые рубки автомобилей изготовили не из бронелистов, а из простой конструкционной стали. Рубки крепились к шасси болтами.

Четыре члена экипажа размещались в одном боевом отделении, что для военной техники того времени было новшеством.

Самая массовая немецкая самоходка

Один из прототипов StuG III нулевой модификации. Видны круглые смотровые лючки в нижнем лобовом бронелисте (они имелись лишь у прототипов)

Источник – worldwarphotos.info

Главным оружием новой САУ стала 75-мм пушка StuK 37 L/24 c длиной ствола в 24 калибра производства эссенской корпорации Krupp. Горизонтальное наведение орудия осуществлялось в пределах ±12?, вертикальное – от ?10? до +20?. Боекомплект составлял 44 боеприпаса.

В боевой рубке автомобили дополнительно размещали пулемёт MG-34. Позднее к оружию самоходчиков добавили пистолет-пулемёт MP-40.

С 1938 года прототипы проходили интенсивные опробования на разных полигонах Германии. В один момент с началом опробований возобновились споры относительно целесообразности создания САУ, поскольку существовали танки Pz.Kpfw.IV, нёсшие такое же оружие. Особенно возражал против создания САУ генерал Хайнц Гудериан, но инициатор нового проекта Эрих фон Манштейн настаивал на собственной мнению.

Скоро реалии Польской кампании наглядно показали необходимость наличия в распоряжении пехотных частей бронированных мобильных артиллерийских подразделений, и все вопросы были сняты. В конце 1939 года началось серийное производство новых САУ.

Прототип StuG III. Прекрасно видны восемь опорных катков, объединённые в тележки

Источник – worldwarphotos.info

В январе-феврале 1940 года первые серийные экземпляры вышли из ворот завода Daimler-Benz, а уже 28 марта новой САУ было присвоено армейское обозначение Sturmgeschutz III (сокращённо – StuG III). В будущем самоходка претерпела множество модификаций.

Первые серийные автомобили именовались StuG III Ausf.А и отличались от прототипов применением модернизированных шасси танка Pz.Kpfw.III Ausf.F. У пяти экспериментальных самоходок в ходовой части насчитывалось по восемь опорных катков на борт, каковые планировали попарно в четыре балансировочные тележки. У серийных же САУ опорных катков стало шесть, и в тележки они не планировали.

Оружие серийной автомобили от прототипа не отличалось. Лобовое бронирование рубки составляло 50 мм, заднего бронелиста – 26 мм, а бортовой брони – 30 мм. В передней части рубки её бортовая бронезащита усиливалась дополнительными 9-мм бронелистами, каковые приваривались к корпусу под углом 60?.

Толщина крыши рубки достигала 11 мм. Толщину кормового бронелиста увеличили с 21 до 30 мм. Помимо этого, для повышения прочности конструкторы убрали боковые эвакуационные люки. Неспециализированный вес САУ достигал 19,6 т.

Схема бронирования StuG III Ausf.Е слабо отличается от бронирования САУ первых серий

Источник – hisofweapons.ukoz.ru

Члены экипажа обеспечивались оптическими устройствами наблюдения. В распоряжении начальника пребывала стереотруба SF 14z, для установки которой в крыше рубки был предусмотрен особый люк. Наведение орудия осуществлялось при помощи перископического прицела Sfl ZF, расположенного слева от орудия, а механик-водитель руководил машиной, применяя прибор Fahrersehklappe 50 с бинокулярным перископом KFF2.

Единственный, кто не был обеспечен оптическим прибором – это радист (в его распоряжении пребывала УКВ-рация, размешавшаяся в особом бронированном коробке на левой надгусеничной полке).

StuG III Ausf.A на улице западноевропейского города, 1940 год

Источник – skaramanga-1972.livejournal.com

За период с января по июнь 1940 года завод компании Daimler-Benz выпустил 30 автомобилей StuG III модификации Ausf.А.

В июне 1940 года на берлинском предприятии Alkett (Altmarkische Kettenfabrik), входившем в госхолдинг Reichswerke AG, начался выпуск модификации StuG III Ausf.B. С этого момента данное предприятие стало главным производителем штурмовой самоходки StuG III. Новые автомобили собирались собирать на базе шасси Pz.Kpfw.III последней модели Ausf.G, но так как их не хватало, первые САУ выпустили на шасси прошлой серии Ausf.F.

Последние самоходки модели StuG III Ausf.B выпускались уже на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.H.

StuG III Ausf.B. Отличительная изюминка – асимметричные промежутки между 1-м и 2-м, и 2-м и 3-м поддерживающими роликами

Источник – dishmodels.ru

От прошлой модификации самоходка отличалась новой шестискоростной механической коробкой передач, установленной вместо пятискоростной преселекторной коробки того же производителя ZF Friedrichshafen AG. Помимо этого, была модифицирована совокупность зажигания в 12-цилиндровом 300-сильном двигателе Maybach HL 120 TRM. Ширину гусениц с 360 мм увеличили до 400, соответственно подняв и размер опорных катков.

вооружение и Боевая рубка никаких трансформаций не претерпели. Неспециализированный вес автомобили увеличился незначительно – до 20,2 т. За год (с июня 1940 по май 1941 года) германская индустрия выпустила 360 САУ данной модификации.

Красноармейцы из трофейной команды выводят в тыл захваченную САУ StuG III Ausf.С. Лето 1942 года

Источник – rgakfd.ru

Модификации Ausf.B ещё выпускались , в то время, когда в цехах Alkett началось производство автомобилей серии StuG III Ausf.С. На этих самоходках убрали амбразуру прицеливания в лобовом странице рубки, а окуляр прицела перенесли на крышу рубки, разместив в особом лючке (вследствие этого изменилась её форма). Антенну сделали складывающейся, предусмотрев для неё особый защитный древесный жёлоб.

Весной 1941 года изготовили 100 таких «изделий», по окончании чего предприятие приступило к выпуску StuG III Ausf.D. Новые самоходки практически ничем не отличались от прошлой серии, исходя из этого в германской статистике учёта автомобили обеих модификаций учитывались как StuG III Ausf.С/D. Внешней отличительной изюминкой StuG III Ausf.D было наличие защитных скоб на фарах.

За период с мая по сентябрь 1941 года германские фирмы изготовили 150 САУ данной модификации.

САУ StuG III Ausf.D, захваченная британцами в Северной Африке

Источник – skaramanga-1972.livejournal.com

В сентябре 1941 года начался выпуск самоходок StuG III Ausf.Е, каковые собирались использовать в качестве командирских автомобилей. Ими желали заменить лёгкие полугусеничные бронетранспортёры Sd.Kfz.253 наблюдателей-корректировщиков, каковые вывели из подразделений самоходок StuG. Для этого в бронированных коробках над обеими надгусеничными полками каждой самоходки разместили несколько, а две радиостанции.

Они не всецело занимали отведённое им пространство, исходя из этого в левом из коробок дополнительно размещалось шесть снарядов, что увеличивало боекомплект САУ до 50 выстрелов. От наклонных бортовых дополнительных бронелистов конструкторы отказались. Общее число автомобилей данной модификации, изготовленных с сентября 1941 по март 1942 года, составило 284 единицы.

Ausf.E – последняя модификация StuG III, вооружённая короткоствольным 75-мм орудием

Источник – waralbum.ru

ТТХ StuG III до перевооружения пушкой StuK 40 L/43 (эти сайта panzerschreck.de)

Модель

Прототип

Ausf.А

Ausf.В

Ausf.С

Ausf.D

Ausf.Е

Масса, т

Экипаж

Протяженность, м

Ширина, м

Высота, м

Толщина лобовой брони корпуса, мм

Большая скорость, км/ч

Модель двигателя

Мощность двигателя, л. с.

Пушка

Пулемёт

Произведено

Годы выпуска

15,9

19,6

20,2

20,2

20,2

20,8

4

4

4

4

4

4

5,69

5,38

5,4

5,4

5,4

5,4

2,81

2,91

2,91

2,91

2,91

2,91

1,95

1,95

1,98

1,98

1,98

1,98

30

50

50

50

50

50

40

40

40

40

40

40

Maybach HL 120 TR

Maybach HL 120 TR

Maybach HL 120 TRM

Maybach HL 120 TRM

Maybach HL 120 TRM

Maybach HL 120 TRM

300

300

300

300

300

300

1 x 75 mm StuK 37 L/24

1 x 75 mm StuK 37 L/24

1 x 75 mm StuK 37 L/24

1 x 75 mm StuK 37 L/24

1 x 75 mm ЖД 37 L/24

1 x 75 mm StuK 37 L/24

1 x 7,92 mm MG 34

5

30

320

50

150

272

1937

1940

1940–41

1941

1941

1941–42

С новыми пушками в новую судьбу

28 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ, в котором потребовал расширить бронепробивную свойство орудий германских танков и САУ, чтобы те имели возможность на равных бороться с последними примерами советской военной техники. Во выполнение этого приказа для модернизации Sturmgeschutz III выбрали 75-мм орудие компании Rheinmetall-Borsig AG StuK 40 L/43 с длиной ствола в 43 калибра.

Новая пушка превосходно доходила для противодействия танкам Т-34 и КВ-1, но не имела возможности вести навесной пламя, что уменьшало её эффективность в борьбе с пехотой, Дзотами и артиллерией соперника. На одну из самоходок StuG III Ausf.Е в экспериментальных целях установили StuK 40, ещё одну машину вооружили 105-мм гаубицей. Всё это послужило базой для новой серии StuG III и создания на её базе самоходной гаубицы StuH 42.

В марте 1942 года началось производство модернизированной САУ StuG 40 Ausf.F (употреблялось кроме этого обозначение «StuG III Ausf.F»), не считая нового орудия, слабо отличается от StuG III Ausf.Е. На крыше боевой рубки установили электрический вентилятор, а боезапас новой автомобили увеличили до 54 снарядов. Вместо прицела Sfl ZF наводчик взял улучшенный прицел Sfl ZF la.

Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F из состава 5-й танковой дивизии СС «Викинг» движется по настилу из ЖД шпал недалеко от Харькова

Источник – waralbum.ru

В июне 1942 года броню боевой рубки и корпуса начали усиливать дополнительными 30-мм бронеплитами, в следствии чего неспециализированная толщина лобовой брони выросла до 80 мм. Это увеличило вес автомобили на 450 кг и снизило её большую скорость. Всего выпустили 182 единицы с усиленным бронированием, у которых, помимо этого, две фары со светомаскировочными крышками заменили на одну компании Notek, которая первоначально крепилась на левом крыле, а позднее переместилась на середину верхнего лобового страницы корпуса.

Летом 1942 года ещё 31 единицу StuG 40 Ausf.F вооружили 75-мм орудиями StuK 40 с длиной стволов 48 калибров. За период с марта по сентябрь 1942 года германская индустрия изготовила 364 StuG 40 Ausf.F всех модификаций.

В сентябре 1942 года в цехах Alkett всецело остановили производство танков Pz.Kpfw.III, и предприятие сконцентрировалось на выпуске САУ StuG III, которую в очередной раз модифицировали. Новая серия взяла маркировку StuG 40 Ausf.F/8. Главные трансформации коснулись корпуса самоходки (его сделали более технологичным и эргономичным). Толщину кормового бронелиста увеличили до 50 мм, наряду с этим толщина лобового бронирования оставалась неизменной (80 мм).

Буксировочные серьги конструкторы выполнили в виде кронштейнов, воображавших собой продолжение корпуса. Помимо этого, изменился внешний вид люков доступа к трансмиссии (в передней части автомобили) и к двигателям (в кормовой части).

Конструкторы отказались от прибора дымопуска прошлых моделей, что употреблялся для маскировки САУ, и от складывающихся антенн, исходя из этого древесные предохранительные короба для них убрали.

Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F/8 в экспозиции Армейского музея в Белграде, Сербия

Источник – wikimedia.org

На StuG 40 Ausf.F/8 устанавливалась пушка, имевшая однокамерный дульный тормоз. В начале 1943 года над люком заряжающего с правой стороны крыши на автомобили модификаций F/8 начали устанавливать защитный щиток для пулемёта MG-34. С мая 1943 года на САУ, сохранившиеся в битвах, начали монтировать бронированные бортовые экраны, каковые действенно защищали их от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль ПТР.

С сентября по декабрь 1942 года было произведено 250 САУ StuG 40 Ausf.F/8.

С декабря 1942 по март 1945 года предприятие Alkett производило последнюю, самая удачную и самую массовую серию САУ – StuG 40 Ausf.G, которая в разных источниках упоминается кроме этого как StuG III Ausf.G.

Больше всего трансформации коснулись бронекорпуса. Бронированные коробки для раций убрали, а борта раздвинули до середины надгусеничных полок. На первых автомобилях серии сохранялась 50-мм лобовая броня, которую усиливали накладными 30-мм броневыми страницами, крепившимися к корпусу болтами либо сваркой.

С апреля 1944 года для изготовления лобовых подробностей на предприятии начали применять 80-мм бронепрокат.

Электрический вентилятор первоначально размещался в том месте же, где и у автомобилей серии StuG 40 Ausf.F, но позднее его перенесли в заднюю часть крыши рубки. Был ликвидирован прибор наблюдения механика-водителя, амбразуру под что в рубках первых автомобилей серии G . Позднее конструкторы отказались и от прибора наблюдения механика-водителя, что размещался в левом борту САУ.

С ноября 1943 года на часть самоходок начали вместо ветхой сварной орудийной маски 75-мм пушки StuK 40 L/48 монтировать новую литую, которая именовалась Saukopfblende (нем. – «кабанье рыло»). Обе маски устанавливались на автомобили до конца войны. С июня 1944 года в сварных масках начали монтировать спаренный пулемёт MG-34, а в октябре того же года он показался и в литых масках.

В САУ, выпущенных по окончании мая 1944 года, в крыше рубки показалось отверстие для мортирки, стрелявшей дымовыми и осколочными гранатами. До этого часть самоходок оснастили дымовыми 90-мм гранатомётами NbK 39, каковые устанавливались в передней части рубки (по три слева и справа от орудия).

Ранний вариант штурмового орудия StuG 40 Ausf.G на марше в Италии. Видны дымовые 90-мм гранатомёты NbK 39, и дополнительная 30-мм броня, приваренная к нижнему броневому странице

Источник – militaryimages.net

StuG 40 Ausf.G выпускался с командирской башенкой, улучшавшей обзор для начальника автомобили. Так как бронирование стенок было не сильный, с октября 1943 года её стали оборудовать обтекателем – литым щитком, отражавшим пули и осколки.

Первоначально люк заряжающего, размешавшийся в передней правой части крыши рубки, складывался из двух створок – задней и передней, которая в поднятом состоянии являлась щитком для пулемёта MG-34. На поздних вариантах самоходки створки люка уже раскрывались влево и вправо, а пулемёт MG-42, устанавливавшийся на крыше, имел возможность управляться наводчиком дистанционно. Необходимость высовываться из люка сейчас появлялась лишь в момент перезарядки оружия.

В этом случае наводчика защищали боковые створки открытого люка, каковые в открытом положении находились вертикально, и небольшой V-образный щиток, монтировавшийся на пулемёте.

Германский танкист ведёт пламя из пулемёта MG-34, установленного на САУ StuG III Ausf.G

Источник – waralbum.ru

Для StuG 40 Ausf.G выпускались гусеницы двух видов – шириной 400 мм (простые) и 550-мм (так именуемые «восточные», предназначавшиеся для увеличения проходимости автомобили на скоро раскисающих тяжёлых грунтах и в снегах Восточного фронта). На поздних предположениях САУ конструкторы отказались от обрезинивания поддерживающих катков, что было связано с недостатком каучука, появившимся в Третьем рейхе к концу войны.

Фактически все самоходки серии G взяли 5-мм экраны, защищавшие их от попаданий кумулятивных снарядов. У автомобилей появилась только одна неприятность с экранами – при перемещении по пересечённой местности они довольно часто цеплялись ими за грунт, исходя из этого скоро нижние передние углы экранов стали срезать. С лета 1943 года на CАУ начали наносить особое покрытие циммерит, предохранявшее их от магнитных мин.

Германское штурмовое орудие StuG III Ausf.G с бортовыми противокумулятивными экранами и циммеритным покрытием корпуса

Источник – waralbum.ru

С декабря 1942 по апрель 1945 года на заводе Alkett выпустили 5191 САУ StuG 40 Ausf.G. В феврале 1943 года к их производству подключилась компания MIAG в Брауншвейге, где до марта 1945 года изготовили ещё 2643 автомобили данной модификации. Помимо этого, в первой половине 40-ых годов двадцатого века было выпущено 165 САУ на базе танков Pz.Kpfw.III Ausf.М., а в 1944 – 173 САУ на шасси «троек» вторых модификаций, проходивших ремонтно-восстановительные работы на предприятии Alkett.

Так, всего сборочные цеха поставили 8172 автомобили серии Ausf.G (по другим сведеньям – 7720).

ТТХ разных серий StuG III, вооружённых пушкой StuK 40 (эти сайта panzerschreck.de)

Модель

Ausf.F

Ausf.F/8

Ausf.G

Масса, т

Экипаж

Протяженность, м

Ширина, м

Высота, м

Толщина лобовой брони корпуса, мм

Большая скорость, км/ч

Модель двигателя

Мощность двигателя, л. с.

Пушка

Пулемёт

Произведено

Годы выпуска

21,6

23,2

23,9

4

4

4

6,31

6,77

6,77

2,91

2,91

2,94

2,15

2,15

2,15

50

50

80

40

40

40

Maybach HL 120 TRM

Maybach HL 120 TRM

Maybach HL 120 TRM

300

300

300

1 x 75 mm StuK 40 L/43

1 x 75 mm StuK 40 L/48

1 x 75 mm StuK 40 L/48

1 x 7,92 mm MG 34

1 x 7,92 mm MG 34

2 x 7,92 mm MG 34

360

334

7720

1942

1942

1942–45

Всего же за время Второй мировой промышленность Фашисткой германии произвела 9675 StuG III модификаций и всех серий, что делает эту САУ самой массовой бронированной машиной, поступившей на вооружение вермахта.

StuG 40 Ausf.G с маской орудия типа «свиное рыло» и циммеритным покрытием

Источник – nevsepic.com.ua
новые модели и Всё новые

Боевые действия на Восточном фронте в первоначальный месяц войны продемонстрировали необходимость создания бронированных мобильных артустановок громадных калибров, нужных для опорных узлов пунктов и подавления сопротивления соперника. Ещё в июле 1941 года глава танковой рабочей группе Управления оружий сухопутных сил врач Фердинанд Порше выступил инициатором создания 150-мм САУ, которую было поручено создать конструкторам предприятия Alkett.

С декабря 1941 по январь 1942 года на базе двенадцати шасси САУ StuG III Ausf.E изготовили подобное количество 150-мм САУ. Для производства ещё двенадцати единиц применяли шасси САУ StuG III Ausf.F/8, на каковые бронированные рубки с гаубицами установили в осеннюю пору 1942 года. Новая САУ взяла обозначение StuIG 33В – к расшифровке особенностей орудия добавили слово Infanterie (нем. – «пехотное»).

В качестве главного оружия для новой самоходки была выбрана полевая гаубица 15 cm schweres Infanterie Geschutz 33, либо сокращённо 15 cm sIG 33 (150-мм тяжёлое пехотное орудие примера 1933 года), на которую установили противооткатное устройство, разрешавшее монтировать её на бронированные шасси. Дальность стрельбы 15 cm sIG 33 составляла 4,7 км, при это орудие имело возможность наводиться по горизонтали лишь на ±3°. По вертикали углы наведения достигали +25° и ?6°.

Боекомплект новой САУ равнялся 30 боеприпасам. Дополнительно в рубке самоходки устанавливался съёмный пулемёт MG-34.

150-мм САУ StuIG 33В на марше

Источник – plaza.rakuten.co.jp

В октябре 1942 года первые двенадцать орудий взяли собственное боевое крещение в битвах под Сталинградом в составе 177-го и 244-го отдельных батальонов осадных орудий, где они и погибли. Из остальных двенадцати САУ была организована 17-я осадная противопехотная артиллерийская батарея, которую придали 22-й танковой дивизии. Она учавствовала в попытке прорыва кольца, замкнутого Красной армией около 6-й пехотной армии вермахта в Сталинграде.

В этих битвах дивизия была разгромлена, и батарея утратила шесть САУ.

Оставшиеся шесть автомобилей передали 23-й танковой дивизии, где они были включены в состав 201-го танкового полка в качестве штурмовой батареи. Батарея принимала участие в битвах на Курской дуге, при обороне Днепровского предела, и по состоянию на сентябрь 1944 года исправными оставались лишь пять САУ. До наших дней сохранился только один экземпляр StuIG 33В, экспонирующийся в Музее бронетанкового оружия и техники в Кубинке (Российская Федерация).

150-мм САУ StuIG 33В в экспозиции Музея бронетанкового оружия и техники в Кубинке

Второй, более успешной и массовой самоходной гаубицей, созданной на базе StuG III, стала StuH 42. По окончании выполнения приказа Гитлера от 28 сентября 1941 года, в то время, когда орудие StuK 37 заменили на более долгое StuK 40, самоходки StuG 40 стали не всецело соответствовать функциям штурмового орудия. Настильная траектория полёта боеприпаса новой пушки усложняла борьбу с пехотой соперника, обороняющейся в траншеях и окопах, и с его огневыми точками.

Для восполнения появившегося пробела было решено создать гаубичную самоходную установку с орудием более большого калибра и навесной траекторией полёта боеприпаса.

В качестве главного оружия для новой САУ выбрали гаубицу 10,5 cm leFH18/40 примера 1918 года производства компании Rheinmetall-Borsig AG. Первая умелая StuH 42 была создана на шасси StuG III Ausf.E, пять следующих прототипов собрали на шасси StuG III Ausf.F и ещё четыре – на шасси StuG III Ausf.F/8.

Эшелон с САУ StuH 42 на станции Люботин

Источник – warallbum.ru

В серию машина отправилась с поменянным орудием, которое отличалось от полевого конструкцией противооткатного устройства и модернизированной формой затвора. С сентября 1944 года на ствол прекратили монтировать дульный тормоз. Боекомплект САУ составлял 36 снарядов, из которых 26 были осколочно-фугасными, а ещё 10 – кумулятивными, пробивавшими броню толщиной 90–100 мм.

Равно как и у StuG III Ausf.G, на крыше новых самоходок размешался щит, за которым укрывался пулемёт MG-34 либо MG-42, пламя из которого, при необходимости, имел возможность вести заряжающий.

САУ StuH 42 ранних серий, кинутая немцами на Восточном фронте. Гаубица без дульного тормоза, орудийная маска – сварная

Источник – warallbum.ru

Конструкция самоходной гаубицы мало чем отличалась от StuG III – иными были только размещение и компоновка орудия снарядов. Самоходные гаубицы, как и StuG III Ausf.G, со временем взяли литые маски орудий вместо сварных и кроме этого экранировались дополнительной противокумулятивной бронёй. На более поздние экземпляры наносилось циммеритное покрытие.

Всего за период с марта 1942 по апрель 1945 года германская индустрия выпустила 1299 единиц StuH 42.

САУ StuH 42 с десантом на броне. Дульный тормоз ранних модификаций, литая маска орудия

Источник – warallbum.ru
«Зажигательные» самоходки

В декабре 1942 года было решено создать на базе StuG III Ausf.F огнемётные самоходные установки StuG III Fl Flamm, каковые предназначались бы для штурма укреплённых опорных пунктов соперника. Работы над новыми автомобилями начались в феврале 1943 года. Вместо 75-мм орудия в боевой рубке САУ установили 14-мм огнемёты, защищённые металлическими трубами-кожухами (за монтаж огнемётного оружия отвечали компании WegmannCo. и Koebe).

Огнемётная САУ StuG III Fl Flamm

Источник – wehrmacht-history.com

Дальность стрельбы огнемёта составляла 50–60 м в зависимости от силы ветра (и погодных условий направления). Перед стрельбой огнесмесь около пяти мин. разогревалась тёплой водой, которая подавалась к ёмкостям из радиатора. Метание производилось посредством сжатого воздуха, за выработку которого отвечал компрессор, снабжённый отдельным двухпоршневым бензиновым двигателем.

Боезапас каждой автомобили составлял 1000 л огнесмеси. По горизонтали огнемёт имел возможность наводиться без доворота корпусом САУ на ±10°, а по вертикали вёл пламя на углах от +20° до ?6°. Всего германские машиностроители произвели 10 автомобилей данной модификации.

Огнемётная САУ StuG III Fl Flamm

Источник – moderndrawings.jexiste.be

В 1944–45 годах часть шасси StuG III Ausf.G применяли для БТР для перевозки снарядов (Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf.G), каковые употреблялись для подвозки 75-мм и 105-мм снарядов вместе с полугусеничными бронетранспортёрами Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, но так как их было произведено очень мало, предпочтение отдавалось двум последним автомобилям.

Трансформации в конструкции автомобили заключались в том, что пушка не устанавливалась, а амбразура в лобовом странице заваривалась броневой накладкой. Время от времени для удобства погрузки/выгрузки снарядов на крыше рубки монтировали стрелу-кран.

На шасси ноября года

23 и 26 большего 1943 размера летающие крепости союзников, постоянно бомбардировавшие промышленные объекты и военные Германии, очень сильно повредили производственные цеха предприятия Alkett в Берлине. Дабы не останавливать выпуск противотанковых САУ, потребность в которых на фронте росла с каждым днём, немцы решили поручить часть выпуска самоходок дочернему предприятию корпорации Krupp в Магдебурге (Krupp-Gruson-Werk).

Так как оно специализировалось на производстве средних танков Pz.Kpfw.IV, решили для экономии времени устанавливать рубки StuG III Ausf.G на шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Экономической целесообразности в таком ответе не было, но ситуация не оставляла германским инженерам иного выбора.

Так как шасси Pz.Kpfw.IV было дольше шасси, каковые употреблялись при сборке StuG III, место механика-водителя выяснилось вне пределов стандартной боевой рубки, и для него сконструировали отдельную бронированную рубку с эвакуационным люком и двумя перископами. Оказавшаяся совсем новая самоходная установка взяла обозначение StuG IV и модернизировалась вместе с трансформациями, каковые вносились в стандартную боевую рубку StuG III и шасси Pz.Kpfw.IV (к примеру, последние корпуса новой САУ монтировались на шасси «четвёрки» модификации Ausf.J).

Подбитое германское штурмовое орудие StuG IV

Источник – warallbum.ru

Так как конструкции рубок у САУ производства Alkett и Krupp-Gruson-Werk совпадали, дополнительное оружие (курсовой пулемёт и пулемёт на крыше рубки), радиостанции и другое оборудование были фактически аналогичны. За счёт более вместительного шасси StuG IV имела более бессчётный боезапас – 63 боеприпаса против 54 у StuG III Ausf.G.

За период с декабря 1943 по март 1945 года в Магдебурге выпустили 1108 автомобилей (по другим сведеньям – 1163) новой конструкции. Ещё 31 САУ переделали из готовых танков, каковые поступили на фабрики Круппа для капремонта. До наших дней сохранилось лишь три экземпляра этих САУ – два в Польше (один из них действующий) и один в Латвии.

StuG IV с дистанционно управляемым пулемётом на крыше, отверстием под спаренный пулемёт в маске орудия, экранами, но без циммеритного покрытия

Источник – militaryimages.net
«Штуги» вступают в бой

В первый раз штурмовые орудия StuG III участвовали в военных действиях весной и летом 1940 года во Голландии и Франции. Самоходки, из которых были организованы четыре батареи в учебном артиллерийском полку (Artillerie Lehr Regiment) в Ютеборг-Дамме, поддерживали наступление пехотных частей, которым они были приданы.

Батарея №640 поддерживала 3-й полк дивизии «Gro?deutschland» («Великая Германия»), батарея №659 – 13-й армейский корпус, №660 – танковую дивизию СС «Totenkopf» («Мёртвая Голова»), а №665 прибыла во Францию лишь в первых числах Июля и в битвах фактически не принимала участие. Боевая практика продемонстрировала необходимость повышения числа таких подразделений в составе вермахта.

Первые батареи StuG III формировались на основании штатной структуры, утверждённой ещё 1 ноября 1939 года. Любая батарея складывалась из трёх взводов по две автомобили в каждом, другими словами, численность батареи составляла шесть автомобилей. В любой взвод, кроме боевых САУ, включались автомобили обслуживания: командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, предназначавшаяся для артиллерийских наблюдателей, и фронтовой транспортёр снарядов Sd.Kfz.252 с прицепом Sd.Anh.32.

Так, батарея StuG III представляла собой внушительное по численности боевое подразделение.

Подразделение штурмовых орудий StuG III Ausf.B на Восточном фронте. В голове колонны – БТР комвзвода Sd.Kfz.253

Источник – waralbum.ru

К ноябрю 1940 года было произведено достаточное количество САУ, дабы начать формирование из них дивизионов трёхбатарейного состава численностью по 18 автомобилей (не считая бронетранспортёры обслуживания). С ноября в штат каждого дивизиона начали дополнительно включать отдельную САУ для его начальника, помимо этого, каждой батарее придавалось по одной машине для начальников батарей. Численность StuG III в дивизионе выросла до 22 автомобилей.

На переднем замысле – подвозчик снарядов Sd.Kfz.252, за ним – САУ StuG III Ausf.C/D

Источник – waralbum.ru

В это время дивизионы StuG III учавствовали в битвах в югославии и Греции. За всё время до начала кампании на Восточном фронте из всех Sturmgeschutz III, сражавшихся во Франции и на балканском полуострове, была утрачена только одна машина. Но летом 1941 года обстановка изменилась кардинально.

В Африке сражалось крайне мало StuG III. В начале 1942 года батарея из трёх самоходных установок StuG III Ausf.D прибыла в Триполи (Ливия) в составе отряда SonderVerband 288, организованного из личного состава 800-й дивизии особого назначения «Бранденбург». Численность подразделения сначала составляла 1400 человек, а к маю 1942 года была неспешно увеличена до 1800 при 610 единицах техники.

Руководил этим практически диверсионным полком полковник Отто Ментон. «Штуги» и «мардеры», приданные спецподразделению, предназначались для его штурмовой и противотанковой помощи. В составе отряда, которое кроме этого именовали «группой Ментона», StuG III Ausf.D участвовали в штурме английских позиций у Эль-Газалы и захвате Тобрука.

По окончании поражения под Эль-Аламейном SonderVerband 288 отступал до Туниса вместе с другими частями танковой армии «Африка». По дороге он утратил всю собственную военную технику, среди них и все три StuG III Ausf.D. Одну из этих САУ в исправном состоянии захватили британцы, и на данный момент она экспонируется в Бовингтонском музее.

Подбитые танк Pz.Kpfw.III и штурмовое орудие StuG III Ausf.D (справа) из состава SonderVerband 288 на дороге в Северной Африке. Мимо проезжает колонна английских танков M3 «Stuart»

Источник – waralbum.ru

Ещё шесть StuG.III Ausf.F/8 из состава 1-й батареи 242-го дивизиона штурмовых орудий, намерено подготовленных к войне в условиях пустыни, 31 декабря 1942 года послали из окрестностей Ютеборга в Неаполь. В том месте САУ загрузили на паромы и послали в Тунис с заходом в порт Трапания на Сицилии. По пути к острову один транспорт с двумя «штугами» союзной авиации удалось потопить.

Остальные четыре автомобили достигли Туниса, где их переименовали в Штурмовую батарею №90 и придали парашютно-десантному полку «Барентин». 1 мая 1943 года полк сдался, и батарею придали десантной бригаде генерала Бернарда Рамке, в составе которой она и сдалась союзникам 15 мая того же года.

Штурмовое орудие StuG III Ausf.A проломило мост. Балканы, 1941 год

Источник – waralbum.ru
На бескрайних восточных просторах

К началу замысла «Барбаросса» было организовано двенадцать дивизионов и пять отдельных батарей StuG III, каковые подчинялись командующим групп армий «Север», «юг» и «Центр». Отдельные подразделения самоходок вошли и в состав армий СС. Так, 22 июня 1941 года в составе дивизии СС «Totenkopf» Западный Буг форсировал 192-й дивизион StuG III, одна батарея которого преодолевала реку по дну (эту батарею ранее готовили к высадке в Британии).

В частях СС количество автомобилей в батареях имело возможность различаться от их численности в подразделениях вермахта. Так, в дивизии СС «Das Reich» («Рейх») отдельная батарея StuG III насчитывала восемь автомобилей, любая из которых имела собственное наименование в честь прославленных германских полководцев («Зейдлиц», «Лютцов», «Принц Евгений» и т. д.).

С началом военных действий StuG III, главный удельный вес которых составляли автомобили модификации Ausf.B, активно учавствовали в главных сражениях на Восточном фронте. Особенно они «отметились» при штурме укреплённых районов на границе СССР и «ветхой» советско-польской границе, при главном штурме Киева в августе 1941 года и в битвах в Крыму. В советских документах автомобили данной модели обозначались как «артштурм» (ни в одной второй стране мира их так не называли).

Жители Киева осматривают трофейную германскую САУ StuG III Ausf.С, захваченную у села Вита-Почтовая. Август 1941 года

Источник – waralbum.ru

Хорошее для того времени лобовое бронирование StuG III, которое 45-мм орудие (главное противотанковое средство Красной армии) не пробивало, и низкий силуэт делали их суровым оружием, среди них и для танков. Штатное орудие Т-34 имело возможность пробить лобовую броню StuG III лишь на ближних и средних расстояниях, наряду с этим возможность повреждения советского танка за время сближения с германской САУ была довольно большая. Быть может, как раз именно поэтому за первые полгода войны (с 22 июня по 31 декабря 1941 года) вермахт утратил только 96 самоходок.

В данный же период начинается применение трофейных StuG III Красной армией. Точно известно о двух самоходках, захваченных красноармейцами в первой половине августа 1941 года в районе села Вита-Почтовая под Киевом. Они выставлялись для обозрения жителей Киева на одной из главных площадей города, а после этого были посланы в армии (дальнейшее их будущее малоизвестна).

В начале 1942 года в связи с ростом количества САУ в армиях численность автомобилей во взводе увеличили. Так, численность батареи StuG III выросла до 10 единиц (включая командирскую машину), а численность дивизиона – до 31. Одвременно с этим, в связи с выявившимся недостаточным бронированием самоходок, начинается выпуск модели Ausf.F, толщину лобового бронирования которой довели до 80 мм. Помимо этого, на неё начали устанавливать новое орудие StuK 40 L/43, талантливое пробивать броню Т-34 и КВ-1.

Вот что вспоминал о новых StuG III коммунистический танкист-самоходчик Ю. Н. Поляков, сражавшийся на СУ-76: «Мы знали тот же «артштурм» 75-миллиметровый. Броня потолще отечественной была. Да и пушка хорошая у них».

Дивизионы StuG III/40 сыграли большую роль в третьем (последнем) штурме Севастополя в июне 1942 года, по окончании которого город пал. В этих битвах приняло участие от 50 до 65 StuG III, и германские дивизионы САУ понесли ощутимые утраты (197-й дивизион был стёрт с лица земли всецело). Самоходки гибли на минных полях, от огня батарей береговой обороны и зенитных орудий, от морских пехотинцев и гранат солдат.

Германские воины проходят по улице мимо САУ StuG III. Окраины Севастополя, 1942 год

Источник – waralbum.ru

Любопытно, что 30 июня 1942 года как раз экипажи нескольких StuG III 190-го дивизиона (первого на фронте взявшего автомобили модификации Ausf.F) совместно с воинами 72-го пехотного полка прорвались к строению севастопольской «Панорамы» и установили на нём флаг Фашисткой германии.

Ощутимые утраты понесли части, укомплектованные САУ StuG III, и в Сталинградской битве – в котле на Волге были полностью уничтожены 243-й, 244-й и 245-й дивизионы штурмовых орудий. В первой половине 40-ых годов XX века безвозвратные утраты StuG III составили 332 автомобили.

штурмовые орудия и Немецкие солдаты StuG III на улице уничтоженного Сталинграда, 1942 год

Источник – waralbum.ru

Со 2 марта 1943 года, в связи с возникновением самоходных гаубиц, созданных на базе StuG III (StuН 42), для придания универсальности батареям САУ их стали делать комбинированными, додавая к семи StuG III либо StuG 40 три автомобили StuН 42. Именно поэтому батарея становилась универсальной и имела возможность бороться как с военной техникой соперника (применяя настильную траекторию 75-мм снарядов САУ StuG III/40), так и с его полевыми упрочнениями, каковые подавлялись 105-мм гаубицами.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века случилось большое организационное изменение в управлении подразделениями САУ – они были переданы из ведения артиллерийского управления Вермахта в бронетанковое. Затем многие дивизионы САУ включили в состав танковых и моторизованных дивизий вермахта.

Самым знаковым сражением, в котором приняли участи StuG III/40 в первой половине 40-ых годов двадцатого века, стала битва на Курской дуге, в которой участвовало 455 этих САУ. По состоянию на 30 июня 1943 года на Восточном фронте были сконцентрированы 26 дивизионов штурмовых орудий, укомплектованных 35 САУ StuG III Ausf.А-Е, 727 StuG 40 Ausf.F-G и 57 штурмовыми гаубицами StuH 42. Так, под Курском вермахт сконцентрировал до 50% самоходок этого типа.

В бою немцы утратили 273 StuG III/40 и 38 StuH 42, а всего за 1943 год вермахт лишился 1492 самоходных самоходных гаубиц 73 и орудий данных типов (из этого числа германские ремонтники смогли вернуть в строй лишь 208 автомобилей).

В этом же году в Советском Альянсе началось производство самоходной установки СУ-76И, которая делалась на базе шасси трофейных танков Pz.Kpfw.III и самоходных установок StuG III/40. Всего с апреля по ноябрь 1943 года была выпущена 201 единица, но позже выпуск прекратили в пользу САУ собственного производства СУ-76м, поскольку поток трофейных танков являлся очень нестабильным, да и ремонт трофейной техники в поле приводил к массе сложностей.

СУ-76И в Центральном музее ВОВ, Москва

Источник – la-star.ru

В начале 1944 года в составе дивизионов StuG III/40 показались батареи четырёхвзводного состава (три взвода комплектовались StuG III/40, а один – StuН 42). До конца войны параллельно сосуществовали батареи численностью 10 и 14 САУ, одновременно с этим разросшиеся дивизионы САУ начали переименовывать в бригады, каковые имели возможность включать в себя разное количество батарей (от двух до пяти), что внесло дополнительные сложности в учёт настоящего количества автомобилей в частях.

Сначала Восточной кампании наблюдался постоянный рост численности САУ StuG III всех модификаций, но в 1944–45 годах германская индустрия, производственные мощности которой несли невосполнимые утраты в следствии бомбардировок авиацией союзников, уже не успевала возмещать утраты вермахта в бронетехнике.

Германская техника на улице Миттельтрагхайм в Кёнигсберге (по окончании штурма). На переднем замысле – штурмовое орудие StuG III Ausf.G, на заднем – истребитель танков Jgd.Pz.IV

Источник – waralbum.ru
Напоследок

StuG III была весьма успешной самоходкой. Она владела низким силуэтом и «держала» боеприпасы главных советских танков, что делало её хорошим противотанковым средством, в особенности если она действовала из засады. Кроме этого направляться подчернуть, что в первой десятке германских танковых асов седьмое и восьмое места занимают начальники как раз этих САУ.

Майор Ганс Зандрок вести войну в Африканском корпусе (танковой армии «Африка»), а после этого в дивизии Luftwaffe «Hermann Goring» («Герман Геринг») в парашютно-бронированном полку (германская статистика приписывает ему 123 танковых победы), а на счёт его коллеги вахмистра Фрица Ланга из 232-го дивизиона штурмовых орудий относят 113 подбитых автомобилей.

По окончании окончания Второй мировой StuG III находились на вооружении армий некоторых Ближнего Востока и стран Европы: Финляндии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Испании, Сирии и Египта. Последними военными действиями, в которых учавствовали эти автомобили, стала Шестидневная война 1967 года. В музее бронетанковой техники «Яд ле-Ширйон» в Латруне до сих пор экспонируется StuG III Ausf.G, захваченный израильтянами на протяжении той войны, а ещё как минимум две подбитые самоходки уже полвека ржавеют на возвышенностях Голанских высот.

Подбитый сирийский StuG III на Голанских высотах

Источник – waronline.org

ПУШКА \

Темы которые будут Вам интересны: