Рождённый войной. как создавался наркомат танковой промышленности

С первых месяцев войны СССР стремился модернизировать собственные бронетанковые производства. Значимым шагом в этом направлении стало создание 11 сентября 1941 года Народного комиссариата танковой индустрии, в состав которого вошли имевшиеся в то время танковые, дизельные и броневые фабрики страны. В функции Наркомтанкпрома входило управление производственно-технической, денежной, хозяйственно-своевременной деятельностью подчинённых ему предприятий и организаций.

Предпосылки

«Многие раньше воображали себе войну, как картину неспециализированной безработицы тыла, ожидающего финиша войны, остановку всей торговой и промышленной жизни страны. В действительности картина получается совсем обратная; дабы иметь возможность поддержать фронт, тыл обязан развить лихорадочную промышленную деятельность».

Свечин А. А. «Стратегия».

Потребность в наращивании мощностей танковой индустрии в советском стране существовала с 1920-х годов и решалась различными дорогами. Первым шагом в этом направлении была принятая во второй половине 20-ых годов XX века трёхлетняя программа танкостроения. Столь сжатый срок программы обусловлен тем, что Совет Обороны СССР видел в интернациональной обстановке угрозу новой войны. Войны не последовало, программа к 1929 г. была выполнена только частично, но она стала причиной рождению первых серийных советских танков.

1930-е годы были ознаменованы обращением к зарубежному опыту танкостроения, а после этого и созданием собственных производственных центров в Харькове, Москве и Ленинграде.

В это время обозначились две значительные неприятности: невозможность реализации полного цикла производства в стенках одного завода и много брака при неспециализированном низком качестве продукции. Первую проблему решала кооперация с фабриками смежных отраслей. С качеством дело обстояло сложнее. Обстоятельством была не только новизна и низкая квалификация рабочих задач, но и постоянные трансформации в конструкции автомобилей.

Не обращая внимания на объективный темперамент трудностей, на фабриках и в министерствах искали «вредителей», в 1937–38 гг. многие руководители и сотрудники были отстранены от работ и арестованы. Это разрешило возможность прийти в отрасль новым людям, квалифицированным представителям поколения «культурной революции» начала 1930-х гг., одним из которых был будущий нарком танковой индустрии Вячеслав Александрович Малышев.

Рождённый войной. как создавался наркомат танковой промышленности

Вячеслав Александрович Малышев

ru.wikipedia.org

Малышев был выпускником Великолукского ЖД профтехучилища, в 1920-е годы был заместителем машиниста, после этого машинистом. В первой половине 30-ых годов двадцатого века он по окончании трёхмесячной подготовки начал учёбу в МВТУ им. Баумана. Партия целенаправленно формировала в эти годы новую техническую интеллигенцию.

Вячеслав Александрович поступил в университет в составе третьей партийной тысячи. Завершив обучение в первой половине 30-ых годов XX века, он отправился трудиться конструктором на Коломенский заводе им. Куйбышева. За четыре года работы он поменял последовательность должностей и сделал блестящую карьеру, став в 1938 г. директором завода. В феврале 1939 г. Малышева позвали в Кремль, где сказали неожиданную весть: Сталин назначает его наркомом тяжёлого машиностроения.

В данной должности Малышев участвовал в 18-м Съезде ВКП(б), на котором выступил с докладом о подготовке советской тяжёлой индустрии к вероятной войне с Германией. В следующем году его назначают наркомом среднего машиностроения и председателем Совета по машиностроению при СНК СССР. С этого времени Малышев сосредотачивается на производстве танков.

Рождение

24 июня 1941 г., спустя два дня по окончании начала ВОВ, Малышев выступил на совещании Политбюро ЦК ВКП(б) с докладом о потребностях советской танковой индустрии в военное время. В те дни его поражали вести с фронтов, обрисовывающие сражения с участием тысяч танков. Было ясно, что советская танковая индустрия в собственном нынешнем состоянии не сможет восполнять утраты фронта в технике.

На следующий сутки Политбюро решило об повышении выпуска тяжёлых и средних танков, отражённое в двух совместных распоряжениях ЦК ВКП(б) и СНК СССР: «О производстве брони и танков КВ» и «Об повышении выпуска танков КВ, Т-34 и Т-60, танковых дизелей и артиллерийских тягачей на III и IV кварталы 1941 года».

Работы по сборке тяжёлого танка КВ-1 на советском заводе

waralbum.ru

Для наращивания количеств производимой продукции предприятия были переведены на круглосуточный режим работы в три смены. Пришлось на время отказаться от новых разработок и всецело сосредоточиться на самых актуальных автомобилях. 1 июля к танковому производству подключились горьковский завод «Красное Сормово», что планировалось переориентировать на выпуск Т-34, и Челябинский тракторный завод, на котором предстояло организовать производство танков КВ.

Но принятых мер выяснилось не хватает для ощутимого трансформации обстановки. К тому же, стремительное наступление германских армий наладило работу многих фирм под угрозу: их необходимо было эвакуировать в тыл.

11 сентября 1941 г. был образован Народный комиссариат танковой индустрии, призванный исправить ситуацию . Малышев поднялся во главе нового ведомства, сохранив собственный пост в СНК. Наровне с партийным прошлым и широким кругом знакомств в управлении страны и на производстве, это дало ему дополнительные возможности для ответа задач собственного народного комиссариата. НКТП стал одним из наибольших промышленных министерств СССР.

За время войны на фирмах танковой индустрии было занято более 200 тысяч людей. С самого начала работы перед наркоматом стояло две главных задачи: наращивание количеств производства танков и эвакуация индустрии в тыл. На первый взгляд, меры по их ответу кажутся взаимоисключающими, но Малышеву удалось применять эвакуацию для как следует новой производственной базы на Урале.

Челябинские фабрики, которым лишь предстояло переориентироваться на производство танков, приняли в собственные стенки оборудование и умелых рабочих из Харькова и Ленинграда.

Справочные эти Народного комиссариата танковой индустрии СССР о размещении и производимой продукции фирм отрасли. 1942 г. РГАЭ. Ф. 8752. Оп.

5. Д. 32. Л. 4.

rgae.ru

В состав НКТП вошли многие предприятия по всей стране. Базу народного комиссариата составили фабрики, на которых производство танков велось с 1930-х годов. К их числу относятся:

  • — Харьковский машиностроительный (бывший паровозостроительный) завод №183, специализировавшийся на средних танках Т-34;
  • — Харьковский завод №75, создававший дизельные моторы В-2 для «тридцатьчетвёрок»;
  • — Ленинградский Кировский завод, производивший тяжёлые танки КВ;
  • — Ленинградский завод №174, занимавшийся производством лёгких танков Т-26;
  • — Столичный завод №37, делавший лёгкие танки Т-40;
  • — Мариупольский завод им. Ильича, создававший танковую броневую сталь;
  • — Подольский завод им. Орджоникидзе, производивший до войны танкетки и бронеавтомобили.

Опробование собранной коробки передач на испытательном стенде Уральского танкового завода в Нижнем Тагиле

waralbum.ru

Помимо этого, под управление НКТП перешли предприятия Народного комиссариата среднего машиностроения, не специализировавшиеся ранее на производстве танков: тракторные фабрики Сталинграда, Челябинска и Харькова, автомобильный завод им. Коминтерна в Москве, уральские турбинный и вагоностроительный фабрики. в течении осени 1941 г. происходило расширение Народного комиссариата танковой индустрии.

За это время в его состав вошло более 60 фирм, ранее относившихся к вторым министерствам.

Роль нового народного комиссариата в наращивании танкового производства

Формальная смена подчинения фабрик не имела возможность поменять обстановку сама по себе. Огромную производственную базу нового народного комиссариата необходимо было структурировать, опираясь как на неспециализированные задачи военной индустрии, так и на специфику конкретных фирм. Первую группу из 15 непрофильных фабрик прикрепили в танковому производству для выполнения заказов на отдельные подробности.

Потребность в этом существовала, к примеру, у завода «Красное Сормово»: предприятие не имело возможности самостоятельно создавать дизели и бронелисты для порученных ему Т-34. Кроме этого, в структуре НКТП были организованы ещё две профильные группы: 24 станкостроительных завода объединили во II Основное управление, 10 фирм абразивной индустрии составили IV главк.

Но уже зимний период 1941–42 гг. эти фирмы перешли в состав вторых министерств. Абразивная обработка бронелистов имела возможность понадобиться для лёгких танков, но не игралась громадной роли при КВ и Т-34, на производство которых переходило большая часть фирм. Механическая шлифовка поверхности снижала темп выпуска автомобилей, исходя из этого соответствующие фабрики передали Народному комиссариату среднего машиностроения.

По окончании того как был восстановлен Народный комиссариат станкостроения, в том направлении передали предприятия II главка, не смотря на то, что в возможности они имели возможность бы понадобиться и Наркомтанкпрому. Практически, к концу зимы 1942 г. в составе НКТП остались лишь фабрики из первой группы, переориентированные на производство танков.

Сварка корпусов танка Т-34 на Уральском танковом заводе №183 в Нижнем Тагиле

waralbum.ru

Эвакуация танковых фабрик имела последовательность негативных последствий: дефицит рабочих, станков, распад довоенных хозяйственных сырья (поставки и связей оборудования), неприятность размещения людей в новом месте. К концу зимы 1942 г. эти вопросы были в общем решены, и Народный комиссариат перешёл к ответу собственной второй задачи: наращивания количеств производимой продукции. Фабрики переводились на конвейерное производство танков, задействовались ранее не употреблявшиеся разработки.

Расточка картера коробки передач на станке. Уральский танковый завод в Нижнем Тагиле

waralbum.ru

При мелкосерийном производстве танков стендовая сборка автомобилей была действеннее конвейерной, литьё подробностей в многоразовых формах не оправдывало себя если сравнивать с ковкой. В условиях армейского времени количество производимых автомобилей стало ответственнее их качества: фабрики везде переходили к литью подробностей, поверхности больше не полировались абразивами, внедрялась автоматическая сварка корпусов по способу академика Е. О. Патона, конструкции танков по возможности упрощались.

Эти меры стали причиной значительному повышению выпуска танков если сравнивать с довоенным временем, но были и негативные последствия: надёжность автомобилей ощутимо упала. Исходя из этого с лета 1942 г. перед наркоматом поднялись новые задачи: разработка контроля новых и ужесточение качества моделей танков.

Таблица данных Народного комиссариата танковой индустрии СССР о выпуске танков, танковых дизелей и самоходных установок на фабриках народного комиссариата в 1941–1944 гг. и первой половине 1945 года. Май 1945 г.

РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 638. Л. 9

В короткие сроки СССР удалось обогнать Германию по количеству произведённых танков и САУ. В 1942 г. было выпущено 24 тысячи танков и самоходных орудий — практически в четыре раза больше, чем в 1941 г. В том же году Германия выпустила всего около 6,2 тысяч танков. Так, уже с 1942 г. германская индустрия на год отставала от советской по количеству автомобилей.

Сравнение этих цифр прекрасно демонстрирует, какое значение для роста танковой индустрии СССР имели мобилизационные реформы НКТП 1941–42 гг.

Источники:

  1. Ермолов А. Ю. Танковая индустрия СССР в годы ВОВ. М., 2009.
  2. Свирин М. Н. Военная техника Сталина. самоходки и Танки СССР. М., 2014.
  3. Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы роста поизводства, структура, управление и организация производства. М., 1996.
  4. Чалмаев В. А. Малышев. М., 1981.

Великая Война. 12 Серия. Война в Воздухе. StarMedia. Babich-Design

Темы которые будут Вам интересны: