Рожденный для глобальной войны герой локальных конфликтов

Сомнений в том, что следующая громадная война окажется ядерной, в 50-е годы XX века не было ни у кого. Каждая из сторон предполагаемого конфликта спешно запасала средства и ядерное оружие его доставки. Отсутствие спутников наблюдения и надежных межконтинентальных ракет порождало совсем апокалиптические концепции войны.

Рожденный для глобальной войны герой локальных конфликтов

Т-55 поздних серий выпуска, с навесными экранами и лазерным дальномером в танковом музее в Мюнстере (https://de.wikipedia.org)

практические наработки и Теоретические выкладки высшего военного управления неумолимо свидетельствовали, что мотопехоте и танкам предстояло идти в бой в буквальном смысле этого слова под зарево родных ядерных взрывов. Технологический разрыв между главными боевыми танками возможных соперников неумолимо уменьшался по любому из главных параметров. Тактическое атомное оружие по данной причине рассматривалось как одна из форм яркой огневой помощи, а, значит, появлялась потребность и в соответствующих модификациях боевой техники.

Т-55 стал одним из первых танков массового производства, вычисленным на тактику неограниченной ядерной войны. Базой для него послужила глубокая модернизация Т-54Б.

В соответствии с мемуарам Леонида Николаевича Карцева, главного конструктора Уралвагонзавода, создавался танк непросто. Таланты главы рабочего коллектива лавировать между ответами власти, соперничающими армейскими военным и заводами лобби сыграли в судьбе танка не меньшую роль, чем яркие новаторские решения и боевые качества.

Т-55 готовится форсировать водную преграду… (http://www.armyrecognition.com)

…своим ходом по дну (http://www.armyrecognition.com)

Действия главного конструктора в чем-то были похожим приключения Остапа Бендера – заявки на комплектующие смежным фабрикам пропихивались в момент реструктуризации власти, в то время, когда поинтересоваться у высших инстанций, как те заявки оправданны, их управление не имело возможности в силу физического отсутствия такового – не только как отдельного человека, но и всего министерства как единой рабочей структуры!

В силу тех же обстоятельств и обычной для эры генсека Хрущева логики принятия ответов, танк выяснилось несложнее сдать как «новый», а не как очередную модернизацию «ветхого» – так показался «объект 155», потом более известный как Т-55.

Сейчас, позиции советского оружия во многом были скомпенсированы упрочнениями оружейников возможного соперника. На вооружение военной техники их армий полным ходом шла длинноствольная 105-мм пушка Royal Ordnance L7, а броневая защита новых западных танков в заметной степени принижала эффективность 100-мм орудия производства СССР.

Танковый десант (http://www.armyrecognition.com)

Работы по усилению огневой мощи советских танков позднее закончились возникновением Т-62 с его 115-мм пушкой, но для танка на базе Т-54 количество потребных трансформаций конструкции очевидно превышало дешёвые пределы недорогой модернизации. Оставалось повышать тут и комплексную – эффективность машины, идеально, сыграли взоры на будущую войну.

Расчет сделали на огневую помощь ядерным оружием – в условиях наличия для того чтобы же оружия у второй стороны конфликта. Очевидно, эта вводная неминуемо снижала и значимость выживания отдельной автомобили – а потому, комплекс технических новинок в принципе не ставил задачу увеличения ярких боевых показателей танка. Для зачистки дезорганизованного ядерным ударом и по большей части небоеспособного соперника некий проигрыш в огневой мощи и средствах наблюдения за целью не имели значения.

Испытания ядерного оружия свидетельствовали, что сам танк имел возможность выдержать подрыв тактического заряда на куда меньшем расстоянии, чем его экипаж. Проникающая радиация вблизи от центра убивала танкистов независимо от экранировки заброневого пространства. Бессердечная логика термоядерной войны диктовала, что полная защита неосуществима, да и не имеет смысла.

Обращение шла прежде всего о сохранении экипажем приемлемой дееспособности – хотя бы на время боя.

Термическая дымовая аппаратура закрывает танковый десант (http://www.armyrecognition.com)

Для этого танк сделали по-настоящему герметичным: улучшили все уплотнители на технологических отверстиях и люках, убрали один вентилятор с крыши башни, и установили автоматическую совокупность отключения бортовой электросети и двигателя по сигналу детектора гамма-излучения.

За те доли секунды, что ударная волна проходила расстояние в семьсот метров от центра тактического ядерного взрыва до танка (минимальное расстояние, на котором противоатомная защита еще снабжала более-менее приемлемую защиту экипажа), он успевал загерметизироваться и убавить движение впредь до полной остановки. Шквал радиоактивной пыли накрывал уже защищенную от ее проникновения машину. На большем расстоянии шансы экипажа возрастали еще посильнее.

Забавная иллюстрация вызывающей большие сомнения сокровище – танковый десант покидает машину (http://www.armyrecognition.com)

Сепаратор-нагнетатель, собственного рода «пылесос напротив», обеспечивал, что с момента прохождения над танком ударной волны повышенное давление в танка не позволит радиоактивной пыли забиться в щели и попасть в отсек экипажа. У этого решения был и еще один итог – с этого момента танк имел возможность действенно преодолевать водные рубежи глубиной до пяти метров своим ходом – по дну. Требовалась только минимальная подготовка, куда несложнее наведения понтонов либо какой-то другой переправы – особенно в условиях вражеского противодействия.

Помимо этого, с башни танка убрали привычный для более ранних автомобилей зенитный пулемет – для стрельбы по бомбардировщикам и реактивным штурмовикам он уже не годился, а до появления ударных вертолетов с управляемыми ракетами класа "Земля-Земля" все еще оставались много лет.

Т-55 на учениях (http://www.armyrecognition.com)

Большим усовершенствованиям подверглась и ходовая часть. Мощность двигателя возросла с 520 лошадиных сил у Т-54 до 580 лошадиных сил у Т-55. Переговоры по данной работе, в соответствии с мемуарам Карцева, провели в том же решительном стиле, что и многие другие важные ответы – договорились напрямую с помощником главного конструктора СКБ № 75 Челябинского тракторного завода и директором завода, без участия главного конструктора Ивана Яковлевича Трашутина.

Каждые сомнения, каковые тот имел возможность бы высказать, и каждые официальные согласования, которых он имел возможность бы "настойчиво попросить", неминуемо задержали бы сдачу новаторских узлов танка в производство. А их в конструкцию ввели много:

В топливных баках-стеллажах предусмотрели ниши для боеукладки, что разрешило заметно расширить запас хода без ущерба для размера боекомлпекта. В условиях предполагаемого наступления через территорию тактических ядерных ударов не приходилось кроме того грезить о каком-либо постоянстве снабжения, так что подобное ответ в полной мере отвечало главным требованиям к машине ядерной войны. Опасения, что подобное размещение горючего и снарядов окажется более уязвимым, чем раздельное, на практике не подтвердились.

С моря – в бой! (http://www.armyrecognition.com)

Достаточно сложную конструкцию бесконтактной снарядной боеукладки между моторным отсеком и отсеком экипажа было нужно внедрять посредством классического уже для Карцева личного вмешательства – дабы доказать, что работа куда несложнее, чем думается, основной конструктор израсходовал ночь в цеху с инструментами в руках. Кроме того в собственных мемуарах он признал, что работа оказалась намного сложнее, чем он рассчитывал, не смотря на то, что и несложнее, чем утверждали сотрудники сборочного цеха. Проблему решил установленный прямо в цеху макет укладки, на котором цеховых рабочих обучали трудиться с нежданно сложной в сборке конструкцией.

Пехота идет за танками (http://www.armyrecognition.com)

Совокупность термической дымовой аппаратуры на базе впрыска горючего в выхлопной коллектор двигателя обеспечивала достаточную плотность дымовой завесы без необходимости возить отдельные дымовые шашки. На их место установили еще две бочки с горючим по 200 литров любая.

Вопрос пожарной безопасности танка решала унифицированная автоматическая совокупность противопожарного оборудования.

Компрессор воздушной совокупности на сто пятьдесят воздухов разрешил не пользоваться внешним устройством перезарядки воздушных баллонов и заметно ускорял запуск двигателя. Особенно актуальным это решение выяснилось зимний период. При наличии сжатого воздуха завести двигатель возможно было кроме того с всецело разряженными аккумуляторная батареями.

Т-55 в капонирах (http://www.armyrecognition.com)

Данный же компрессор наглядно доказал, что безоглядно заимствовать подробности в авиации больше не получается. Забранный «как имеется», он показал себя ненадежным и уязвимым к через чур высокой для начального варианта рабочей температуре и пылевому загрязнению. Для воздушного редуктора было нужно делать отдельный железный кожух, трубки воздухопровода всегда разрушались от вибрации – и работы по устранению неприятности затянулись на 6 месяцев.

К счастью для танковых конструкторов, авиаторы дали согласие доработать компрессор с учетом всех требований, но с этого момента конструкторы Уралвагонзавода старались куда осмотрительнее заимствовать подробности, первоначально созданные конструкторами вторых отраслей.

В середине 1957 года танк официально приняли на вооружение. В 1958 новая военная машина отправилась в серийное производство. Военный судьба Т-55 началась.

Огнеметная модификация ТО-55 (http://militaryrussia.ru)

Характеристики Т-55 ранних серий выпуска:

  • Масса, тысячь киллограм: 36
  • Протяженность с пушкой вперед, мм: 9000
  • Протяженность, мм: 6200
  • Ширина, мм: 3270
  • Высота, мм: 2350
  • Клиренс, мм: 425
  • Экипаж: 4 человека
  • Оружие: 100-мм пушка Д-10Т2С; 2?7,62-мм пулемета
  • Боекомплект пушки: 43 выстрела
  • Тип двигателя: В-55, дизельный
  • Мощность двигателя, л.с.: 580
  • Скорость по шоссе, км/ч: 50
  • Запас хода по шоссе, км: 500

Рисунок Т-55 в трех проекциях (https://de.wikipedia.org)

Очевидно, как и любой другой танк холодной войны, Т-55 практически без промедлений начал подвергаться модернизациям и улучшениям. Политики балансировали на грани близкой войны, так и не переросшей в активные боевые действия – а потому любую принятую на вооружение военную машину требовалось непрерывно совершенствовать.

К 1960 году танк взял совокупность принудительной воздушно-жидкостной очистки устройств наблюдения от радиоактивного пепла, жидкого ила, пыли, и любых иных загрязнений. Сейчас в предполагаемых боевых условиях экипажу не требовалось покидать защищенный количество, дабы привести в порядок средства наблюдения за полем боя.

Кроме этого были добавлены призматический наблюдательный прибор наводчика и дублирующий гидропневматический привод управления главным фрикционом. С ним кроме того неопытный шофер имел возможность заметно увереннее вести танк.

Т-55А поздних серий выпуска (http://armor.kiev.ua)

Напряженная политическая ситуация заставляла конструкторов относиться к термоядерной войне как возможному событию, а потому, совокупность противоатомной защиты деятельно совершенствовали. К 1962 году Т-55 подвергся комплексной модернизации средств защиты экипажа. Для сокращения потенциальных источников общего повышения и радиоактивного загрязнения живучести под обстрелом с лобовой подробности корпуса убрали курсовой пулемет, за счет чего боеукладка увеличилась еще на шесть снарядов.

Отсек экипажа обшили противорадиационным защитным подбоем, что в силу собственной толщины удачно дублировал функции противоосколочного.

Итог модернизации стал известен под индексом Т-55А. На его же базе создали командирскую машину Т-55АК с дополнительной радиостанцией, зарядным устройством и навигационной аппаратурой – на машину начальника батальона ставилось две отдельных радиостанции громадной мощности.

Брошеный Т-55 гниет на свалке в Боснии (https://de.wikipedia.org)

К тем же годам создается и поступает на вооружение ТО-55 – с огнеметом на месте спаренного пулемета и возможностью пусков огневой смеси стремительными сериями, фактически в автоматическом режиме.

К 1962 году на вооружении СССР состояло более 9000 автомобилей – достаточно, дабы начать поставки танка странам-союзникам. За период с 1962 по 1970 год в общем итоге 1800 Т-55 и Т-55А были поставлены на вооружение в ГДР. Польша и Чехословакия производили его по лицензии с 1964 г. до середины 1970-х.

Все это время танк непрерывно модернизировался в ожидании так и не произошедшей войны.

Польские Т-55А на протяжении положения, 1981 г. (https://en.wikipedia.org)

Гусеницы танка в 1965 году заменили более живучими, с ресурсом в 2000-3000 километров хода. Прогресс в баллистике разрешил удержать эффективность не подлежащей замене 100-мм пушки на высоком уровне. Во второй половине 60-ых годов XX века на вооружение танка поступил боеприпас БМ-8, талантливый пробить 275 мм брони с дистанции в два километра.

Более поздние боеприпасы владели еще лучшими бронебойными качествами.

К 1970 году на танк вернули зенитный пулемет – успешный дебют вертолетов на поле боя опять "настойчиво попросил" средство борьбы с довольно медленными, но страшными низколетящими воздушными целями.

Т-55 армии Сомали (https://en.wikipedia.org)

К этому времени Т-55 служил по всей планете. В СССР Т-54, Т-55 и Т-62 различных модификаций составляли до 85% неспециализированного танкового парка. По данным Jane’s, общее число выпущенных Т-55 всех модификаций на вооружении шестидесяти государств на конец XX века достигло 100.000 штук.

Низкий силуэт, малая требовательность к подготовке экипажа и высокая мобильность вкупе с эволюцией подкалиберных и кумулятивных снарядов удачно сохранили его позиции кроме того в наше время.

Да, глобальной ядерной войны так и не произошло. Однако, Т-55 завоевал репутацию неприхотливой, боеспособной и дешёвой автомобили в огромном количестве малых войн по всему земному шару… но это уже совсем вторая история.

Перечень источников:

  • Танки. – Минск: «ООО Попурри», 2003
  • Современные танки. – М.: «Арсенал-Пресс», 1995
  • Танкомастер. – М.: 2001, № 6
  • Карцев Л.Н. Воспоминания Главного конструктора танков // «Техника и оружие», 2008, №№ 1-5, 8, 9, 11.
  • Steven Zaloga. T-54 and T-55 Main Battle Tanks 1944-2004 – Oxford, Osprey.

Сценарий развития Третьей всемирный войны

Темы которые будут Вам интересны: