Реактор в бронекабину!!!

В середине прошлого столетия началось активное внедрение в повседневную судьбу источников энергии, основанных на ядерной реакции, начиная от проектов больших АЭС, подводных лодок и фантастических ледоколов до потребительских атомных автомобилей и бытовых нужд. К сожалению, большая часть этих задумок не реализовано до сих пор. Рвение человечества в один момент к глобализации и минимизации содействовало появлению в истории попыток применения реактора в том месте, где его нереально себе кроме того представить – к примеру, в танке

История ядерных танков началась (да и закончилась также) В США. В послевоенные годы во всем мире были популярны конференции, объединяющие профессиональных деятелей и любителей науки под одной крышей. Светила научной мысли устраивали популистский мозговой штурм, целью которого был поиск новых технических ответов для потребностей современного общества, талантливых перевернуть его жизнь раз и окончательно.

Одна из самых популярных таких конференций называлась «Question Mark» (англ. «Символ вопроса»). Именно на одном из таких собраний в 1954 г. в первый раз зародилась мысль создания танка, трудящегося на ядерной энергии. Такая военная машина имела возможность полностью избавить армию США от нефтяной зависимости, что было особенно актуально во времена немногословного ожидания ядерной войны.

Иметь полный запас хода по окончании марш-броска, а соответственно и возможность вступать в бой «с ходу», без нужного технического обслуживания, и было главной надеждой, возложенной на проект, названный TV-1 («TrackVehicle-1», англ. – «Гусеничная машина-1»).

Реактор в бронекабину!!!

Модель TV-1, представленная на конференции Question Mark (http://upload.wikimedia.org)

Самое первое техническое предложение на проект ядерного танка содержало следующие пункты: толщина брони – 350 мм, масса – не более 70 тысячь киллограм, оружие – пушка калибра 105 мм.

Конструкция танка была достаточно простой. Реактор размещался в передней части автомобили, а сходу за ним размешались экипаж, боевое и машинное отделение. Реактор для танка планировалось делать с принудительным воздушным охлаждением – тёплый воздушное пространство по окончании процесса теплообмена должен был приводить в перемещение двигательную турбину.

Предполагалось, что ядерного горючего будет хватать на 500 часов постоянной работы, но, в соответствии с теоретическим расчетам, за это время TV-1 передавал бы пара сотен кубов воздуха! Помимо этого, не было принято однозначного ответа по надежной аварийной защите самого реактора. Это делало танк более страшным для собственных армий, нежели для соперника.

За первым проектом последовал второй. В 1955 году был представлен модернизированный TV-1, взявший маркер R32. Главными отличиями от предшественника были масса и меньшие габариты, и более рациональные углы наклона брони.

Самое основное отличие было в понижении опасности реактора. От воздушной турбины отказались, равно как и сократили размеры самого реактора, и большой запас хода автомобили. Так увеличилась безопасность реактора для экипажа, но все равно этих мер защиты было не хватает для полноценной эксплуатации танка.

Модель ядерного танка TV-8 в музейной экспозиции (http://comicsia.ru)

На этом попытки заинтересовать армию ядерными проектами не закончились. Одной из самые «красочных» разработок был проект бронированной автомобили на базе тяжелого танка М103. С этим проектом выступила узнаваемая американская компания Chrysler, создавшая танк с ядерным реактором в рамках программы ASTRON.

Результатом разработки должна была стать действенная военная машина, талантливая превзойти военную технику соперника на многие десятилетия вперед. За индексом TV-8 спрятался экспериментальный концепт танка с уникальной башней – ее размер превышал длину корпуса автомобили! В башне помещались все члены экипажа, 90-мм боеприпасы и орудие.

В башне кроме этого предполагалось разместить и реактор, и дизельный двигатель. Как несложно додуматься, TV-8 (известный как «танк-поплавок») имел, мягко говоря, уникальный внешний вид.

Парадокс содержится в том, что TV-8 был самым успешным проектом танка с ядерным реактором и единственным, доведенным разработчиками до стадии макетирования. К сожалению либо к счастью, в будущем проект был закрыт из-за необоснованного соотношения возможностей и рисков, которые связаны с эксплуатацией танка.

TV-8 возможно отнести к одному из самых необыкновенных по конструкционному выполнению танков за всю историю бронетехники. на данный момент он выглядит как минимум смешно, а принцип компоновки представляется очень нерациональным – при попадании в башню в зоне поражения появились все жизнеобеспечивающие совокупности танка – от двигателя, экипажа и оружия до ядерного реактора, повреждение которого представлялось фатальным не только по отношению к самому танку, но и к окружающей среде.

Полноразмерный макет ядерного танка TV-8 в музейной экспозиции (на данный момент://iichan.hk)

Вдобавок автономизация работы ядерного танка все же не представлялась вероятной, поскольку боезапас и горюче-смазочные материалы в любом случае были ограничены, а члены экипажа подвергались постоянному радиационному действию, что ставило под угрозу человеческие судьбы. Вкупе с очень большой ценой таковой автомобили их эксплуатация и серийное производство и по сей день выглядят очень вызывающим большие сомнения предприятием. В итоге ядерный танк так и остался порождением ядерной лихорадки, охватившей мир в 50-х годах XX века.

Что будет, в случае если уронить ядерный реактор? Увы, это – не опыт

Темы которые будут Вам интересны: