Размышления на тяжелую тему

Американская индустрия во время второй мировой производила в полной мере хорошие образцы средних и легких танков. На их базе строились и не меньше успешные самоходные установки. Единственной областью танкостроения, в которой американские инженеры потерпели неудачу, была разработка тяжелых танков.

Не смотря на то, что Heavy Tank M6 кроме того был принят на вооружение, от его применения скоро отказались. Машина оказалась через чур тяжелой и не хватает подвижной, не вписываясь в американскую теорию применения бронетанковой техники. Однако, разработка необычных американских тяжелых танков не останавливалась и порождала проекты наподобие Chrysler K.

Сверхтяжелый танк по-американски

Кроме входящих и Департамента вооружений в него подразделений, важных за разработку танков, бронетанковой техникой в Соединенных Штатах занимались и частные компании. самая успешной была Marmon-Herrington, единственная компания, которая смогла наладить массовый выпуск танков разного типа.

В большинстве собственном эти компании разрабатывали лёгкие и средние танки, но, как свидетельствует переписка по Главному автобронетанковому управлению Красной Армии (ГАБТУ КА), имелась как минимум одна компания, которая попытала счастье и в тяжёлом классе. Очевидно, ее шансы на успех были минимальными, но на протяжении войны подобный риск часто был оправданным.

3 января 1942 года в адрес министерства обороны пришел доклад от заведующего отделом американских государств Зарубина. В нём он поведал о переговорах, каковые прошли в осеннюю пору 1941 года с Анатолем Шелкиным. Тот являлся представителем «Лик Инжиниринг Компани» (в одном из документов указывалось наименование Leake), которая, по словам Шелкина, разрабатывала целую гамму тяжелых артиллерийских тягачей.

Выстроенную умелую модель таковой автомобили продемонстрировали представителям «Амторга».

Размышления на тяжелую тему

Таковой виделась концепция защиты перспективных американских тяжелых танков в марте 1945 года

Значительно занимательнее второе. На следующей встрече Шелкин объявил, что «Лик Инжиниринг Компани» создала проект сверхтяжелого танка. В соответствии с описанию, машина имела боевую массу 175 тысячь киллограм. К сожалению, никаких графических материалов по ней предоставлено не было.

По проекту сверхтяжёлый танк имел броню толщиной от 60 до 130 мм, в качестве оружия употреблялись «тяжёлые и зенитные орудия», и 6 станковых пулеметов. Приводили машину в перемещение два паровых (!) двигателя мощностью по 2,5 тысячи лошадиных сил.

Шелкин информировал, что сверхтяжелый танк должен был развивать огромную скорость, наряду с этим удельное давление на грунт не превышало то, что производилось ногой человека. "Наверное," в качестве базы для танка «Лик Инжиниринг Компани» применяла созданные ей тягачи. При заинтересованности компания готовься дать материалы по 175-тонному танку.

Но, дальше предложений дело не продвинулось, не смотря на то, что информация об этом танке проскакивала в советских разведывательных сводках пара раз.

К лету 1944 года американская программа разработки сверхтяжелых танков была в состоянии летаргического сна. Резкое пробуждение случилось во второй половине июля и было связано с первыми случаями боевого применением немцами тяжелого танка Pz.Kpfw.Tiger II. 28 июля компания General Electric внесла предложение дизайн-проект тяжелого танка Heavy Tank M6A2E1.

Срочный заказ на переделку 15 Heavy Tank M6A2 до отметки M6A2E1 отменили 18 августа, потому, что стало известно, что перегруженное шасси танка не может преодолевать кроме того маленькие подъемы.

155-мм орудие T7, которое предполагалось устанавливать на перспективном сверхтяжелом танке

14 августа была разрешена разработка тяжелых танков T29 и T30, вооруженных орудиями калибра 105 и 155 мм соответственно. В это же время, с конца 1944 года от германских пленных начала поступать противоречивая информация о разработке в Германии сверхтяжелых танков. Значительно чаще обращение шла о Pz.Kpfw.Maus, часто кроме того указывалось место, где его выстроили – Бёблинген. Это соответствовало действительности, да и упоминавшийся военнопленными врач Порше вправду имел прямое отношение к Pz.Kpfw.Maus.

Не следует удивляться, что на фоне данной информации в Соединенных Штатах стали прорабатываться личные концепции сверхтяжелого танка.

В марте 1945 года полковник Фредерик С. Бреккет (Frederick Sumner Brackett) из Лаборатории медицинских изучений бронетанковых армий (Armored Medical Research Laboratory, форт Нокс, штат Кентукки) совершил научно-исследовательскую работу по вопросу возможностей развития бронетанковой техники. Возможно высказать предположение, что базой для изучений Бреккета, физика и спектроскописта по профессии, стали бессчётные доклады и разведывательные отчёты по перспективным разработкам американской бронетанковой техники.

Результатом изучений Бреккета стал доклад, включенный в неспециализированный отчет совета офицеров по изучению вопроса оснащения американской армии в послевоенный период. Датирован доклад 20 июня 1945 года. Согласно точки зрения Бреккета, американским вооруженным силам требовался танк боевой массой 75 маленьких (68 метрических) тысячь киллограм, толщина лобовой брони которого достигала бы 267 мм, а борта – 102 мм.

В качестве оружия пятиместный тяжелый танк должен был взять пушку калибром 90 мм, талантливую пробивать броню толщиной 254 мм на дистанции 1829 метров и под углом наклона 60 градусов.

Концепция сочлененного танка боевой массой 150 маленьких (136 метрических) тысячь киллограм

Одна из глав этого доклада интригует самим заглавием – «Супер-танк». В соответствии с итогам изучения, на эту роль требовался танк боевой массой не меньше 150 маленьких (136 метрических) тысячь киллограм, имеющий башню кругового вращения с орудием калибра не меньше 105 мм, стабилизатором и автоматом заряжания. Толщина брони указывалась как «максимальная».

Для облегчения транспортировки танк требовалось сделать разборным.

Приложением к докладу выступал эскиз «танка-полуприцепа», выполненный сержантом Ковингтоном в марте 1945 года. Эскизная проработка концепции сверхтяжелого танка, выполненная в строгом соответствии с выводами Бреккета, смотрелась, мягко говоря, смело. Танк складывался из двух секций, любая из которых имела собственную силовую установку.

Соединялись секции между собой при помощи устройства, напоминающее то, что употребляется на тягачах, транспортирующих полуприцепы. В передней секции пребывало отделение управления, в котором сидели механик-его помощник и водитель. В задней секции была установлена башня, напоминающая ту, что ставилась на американские тяжелые танки серии T29/T30/T32/T34. В качестве оружия для перспективного сверхтяжелого танка была выбрана 155-мм пушка.

Кроме главной башни, над сцепным устройством была установлена еще одна, малая башня, в которую поставили два пулемета.

Очевидно, кроме того о более-менее проработанном техническом проекте в этом случае не было и речи. Вместе с тем направляться подчернуть, что в этом случае инициатива разработки этого экзотического проекта шла конкретно от армейских, причем из профильного учреждения. Более того, разработка сверхтяжелых танков входила в программу перспективных разработок армейского ведомства.

Возможность на букву K

Разгром Германии без шуток отразился на программе разработки американских тяжелых танков. Работа по программе T29/T30 пара замедлилась, то же касается и самоходной установки T28, которая в тот момент официально именовалась сверхтяжелым танком. Однако, работы длились, и уже скоро показался новый стимул к их ускорению.

7 сентября 1945 года на параде Победы в Берлине были показаны новейшие советские тяжелые танки ИС-3. Они стали очень неприятным сюрпризом для союзников. Имея ту же массу, что и ИС-2, новые танки владели существенно лучшей защитой. Еще более неприятным сюрпризом стало то, что в Берлине прошли не единичные автомобили, а целая колонна из 52-х танков.

В Челябинске к началу осени 1945 года эти автомобили выпускались числом 250 танков в месяц.

Колонна советских тяжелых танков ИС-3 на параде в Берлине 7 сентября 1945 года. В течение десятка лет эти танки были необычным эталоном для конструкторов бронетанковой техники в государствах Запада при разработке собственных боевых автомобилей

Новый коммунистический танк, продемонстрированный в Берлине, позвал на Западе состояние если не паники, то уж совершенно верно важной обеспокоенности. Холодная война формально еще не началась, но предпосылки к конфликту между бывшими союзниками уже имелись. Неудивительно, что в начале ноября 1945 года вопрос о перспективных работах по тяжелым танкам в Соединенных Штатах опять был поднят.

Совпало это с назначением на пост главы рабочей группы по выработке рекомендаций о модернизации армии очень специфичной личности. Ею был генерал Стилуэлл (Joseph Warren Stilwell), узнаваемый кроме этого под прозвищем «Уксусный Джо». На протяжении войны он руководил армиями, сражавшимися в Бирме.

Собственный прозвище Стилуэлл взял за постоянные разногласия с союзниками по коалиции и очень специфичному отношению к собственным воинам. У «Уксусного Джо» имелся богатый опыт военных действий. Но на тех фронтах, где он сражался, применение танков было очень ограниченным, да и японские танки – это совсем не германские.

Рабочая группа, которая взяла неофициальное прозвище «Совет Стилуэлла», занималась сходу целым рядом направлений. Среди них была и бронетанковая техника. Первоначально среди списка перспективных программ значился и сверхтяжелый танк, но данное направление стало первым среди тех, каковые были жертвами «Уксусного Джо».

В списке тем, каковые 16 января 1946 года утвердила рабочая группа, сверхтяжелых танков не выяснилось. Тактико-технические требования на подобные автомобили были убраны, потому, что возможностей не имели.

За ними в корзину отправились и истребители танков. Данное решение было принято по итогам изучения боевого опыта, в соответствии с которым выходило, что лучшим средством борьбы с вражеским танком есть сам танк. Самоходную артиллерию было решено развивать в виде гаубичных САУ и ЗСУ.

Нишу специальных истребителей танков частично занимали тяжелые танки, имевшие мощное вооружение и толстую броню.

Макет тяжелого танка Chrysler K. Май 1946 года

Приоритетными в развитии тяжелых танков стала программы T29/T30 и ее производные. Однако, работы шли и по вторым перспективным направлением. Одним из них стал проект, отправленный на рассмотрение 14 мая 1946 года. Разработчиком автомобили являлось танковое подразделение Chrysler Corporation.

Разработка, взявшая обозначение Chrysler K, частично опиралась на требования к тяжелым танкам, каковые обсуждались в течении 1945 – 1946 годов.

Не обращая внимания на то, что боевая масса как проектных, так и настоящих танков тяжелого класса варьировалась в пределах 70–75 маленьких (63,5 – 68 метрических) тысячь киллограм, кое-какие эксперты склонялись к мысли сократить ее 60 маленькими (54,5 метрическими) тоннами. Как раз такую планку установили для себя инженеры Chrysler Corporation. Удержать массу в таких пределах было не просто, в особенности с учетом того, что требования к защите ужесточились.

Неудивительно, что проект тяжелого танка у конструкторов Chrysler оказался очень неординарным.

Первое, что кидается в глаза – это схема размещения боевого отделения. Его разместили в кормовой части корпуса. Это разрешило заметно сократить неспециализированную длину танка, которая на считанные дюймы превышала длину танка M26 Pershing. Значительно увлекательнее то, что отделение управления в этом танке конструкторы «».

Механик-водитель вместе с остальными тремя участниками экипажа размешался в башне.

Подобная система показалась не на безлюдном месте: в первый раз возможность управления из башни взял Medium Tank T23. Благодаря электротрансмиссии, им возможно было руководить и из башни, и снаружи, применяя особый пульт. В будущем от подобной системы отказались, но эксперты Chrysler очевидно прорабатывали управление из башни не только как резервное.

"Наверное," проводились и практические испытания в данном направлении, каковые продемонстрировали в полной мере удовлетворительные результаты.

105-мм танковая пушка T5E1 была обычным оружием американских тяжелых танков в то время

Перенос отделения управления в башню разрешил рациональнее разместить агрегаты моторно-трансмиссионной группы. Как и при с T23, на Chrysler K предполагалось применять электрическую трансмиссию. Размещалась она, как и ведущие колеса, в лобовой части танка. Приводить в перемещение танк предполагалось при помощи некоего двигателя мощностью 1200 лошадиных сил.

Предполагаемые динамические характеристики автомобили малоизвестны, но при удельной мощности 20 л.с. на тонну подвижность ожидалась кроме того выше, чем у M26 Pershing. Неспециализированное построение ходовой части в целом было схожим с T29/T30, как и количество опорных катков, наряду с этим ширина трака выросла с 711 до 762 мм. Значительная отличие наблюдалась в размещении ведущих колес, еще одним отличием стал отказ от поддерживающих катков.

Такая схема была характерной для германской школы танкостроения позднего военного периода.

Несвойственными для американской школы были и корпус с башней. В отличие от вторых американских тяжелых танков того периода, имевших корпуса с литыми лобовыми подробностями, у Chrysler K корпус предполагалось делать сварным. Рациональные углы наклона взяли не только лобовые страницы корпуса, но и борта. Более рациональное применение внутреннего пространства разрешило значительно нарастить броню. По проекту толщина лобового страницы составляла 178 мм, а бортов 76 мм.

Таковой толстой лобовой брони не имел ни один американский танк (если не считать САУ T28/T95). Подобную толщину брони взяла и башня, имевшая необыкновенную для американского танкостроения полусферичесую форму

Реконструкция внешнего вида Chrysler K за авторством Всеволода Мартыненко

Главное оружие Chrysler K было в полной мере обычным для американских тяжелых танков того периода. Прорабатывалось три варианта орудий – калибров 105, 120 и 155 мм. Инженеры Chrysler забрали самый легкий вариант – 105-мм орудие T5E1, которое устанавливалось на тяжелые танки M6A2E1, Т29 и T28/T95. Частично это связано с тем, что количество заряжающих сократилось до одного.

Усложнение работы заряжающего планировалось частично компенсировать при помощи концентрического размещения боекомплекта.

Значительно более занимательным было вспомогательное оружие танка. Американские армейские еще с конца 30-х испытывали слабость по отношению к курсовым пулеметам. Целые батареи курсовых пулеметов красовались в корпусах как легких, так и средних танков. На Chrysler K эту идею воплотили на новом техническом уровне.

Два пулемета Browning M1919A4 пребывали в лобовой части корпуса, а по углам кормовой части корпуса устанавливались турели с крупнокалиберными пулеметами Browning M2HB. Для ведения огня из этих пулеметов на танк предполагалось установить совокупность дистанционного управления компании General Electric. Воображала она собой адаптированный вариант совокупности, которая использовалась на бомбардировщиках Boeing B-29.

С учетом того, что ведение огня из простых курсовых пулеметов по трассерам возможно назвать прицельным с очень большой долей условности, эффективность новой совокупности управления огнем имела возможность появляться как минимум не хуже.

Предвестник технической революции

Будущее у Chrysler K была несчастливой. С 1946 года длилось постепенное урезание финансирования армейских программ, коснулось оно и танков. Достаточно заявить, что количество заказанных еще в марте 1945 года тяжелых танков T29 к 1947 году сократилось с 1200 до 8. В этих условиях проект Chrysler Corporation, что потребовал важных вложений в разработку последовательности совокупностей, включая электрическую трансмиссию, систему управлений и силовую установку огнем, был не у дел.

Помимо этого, по результатам опробований американские армейские остановили собственный выбор на 120-мм орудии T53, которое было через чур громадным для Chrysler K. По данной причине работы над танком дошли только до технического проекта и стадии макета. «Уксусный Джо» ненадолго пережил проект Chrysler Corporation: генерал Стилуэлл погиб 12 октября 1946 года.

Концепция с размещением всего экипажа в башне была очень популярна у американских инженеров в 50-е и 60-е годы. В первый раз ее опробовали именно на Chrysler K

Не обращая внимания на таковой печальный финал, проект Chrysler K покинул собственный след в американском танкостроении. Во второй половине 40-ых годов XX века тамошние армейские заключили , что боевую массу тяжелых танков нужно ограничивать на уровне 58–60 маленьких (52,5 – 54,5 метрических) тысячь киллограм. Потом и эта планка продолжила понижаться, и концепция тяжелого танка с высокой подвижностью была приоритетной.

Помимо этого, с 1952 года стали появляться проекты танков, а также тяжелых, в которых кроме этого предусматривалось размещение всех членов экипажа в башнях. Ни один из них так и не вышел за рамки эскизных моделей и проектов, однако, мысль витала в воздухе. И в июле 1967 года на опробования вышел главной боевой танк MBT-70, в котором, наконец, была реализована мысль с размещением всего экипажа в башне.

литература и Источники:

  • Материалы NARA
  • Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы РГАКФД

Что ожидает Магадан? Размышления на тему.

Темы которые будут Вам интересны: