Раритет из-под сталинграда

Случаи, в то время, когда экспериментальные автомобили, так и не отправившиеся в серию, появились на поле боя, не столь уж редки. В случае если сказать о Советском Альянсе, возможно отыскать в памяти тяжёлые танки Т-100 и СМК, каковые испытывались в боевых условиях на протяжении советско-финской войны. В битвах под Москвой на протяжении ВОВ принимали участие Т-29 и А-20.

Похожие примеры возможно отыскать и у немцев. В первой половине 40-ых годов XX века под Сталинградом сражались две умелые самоходные установки, созданные, к слову, на базе так и не попавшего на конвейер тяжёлого танка VK 30.01(H). В отличие от собственного прародителя, автомобили на его базе не только принимали участие в военных действиях, но и достигли на этом поприще впечатляющих удач.

Эти истребители танков известны под прозвищем Sturer Emil.

На отвергнутом шасси

Мысль создания самоходной артиллерийской установки, талантливой бороться с долгосрочными упрочнениями, появилась в головах германских конструкторов ещё до начала Второй мировой войны. В начале 1938 года концерн Krupp начал разработку самоходного орудия, вооружённого 105-мм орудием K18. Машина разрабатывалась на базе танка PzKpfw IV и создавалась для в полной мере определённой цели — борьбы с долгосрочными укрепленными точками на оборонительных линиях. Машина взяла обозначение Pz.Sfl.IVa.

Вместе с тем германские армейские осознавали, что 10 cm K18 орудие замечательное, но для борьбы с самый защищёнными огневыми точками недостаточное. По данной причине во второй половине 30-ых годов двадцатого века был поднят вопрос о создании ещё более замечательного «истребителя ДОТов».

Раритет из-под сталинграда

12.8 cm Flakzwilling 40/2, самая известная модификация Flak 40. Эти орудия употреблялись в совокупности ПВО Берлина и Вены

Оружие для него нашлось достаточно скоро. Именно сейчас шли работы по созданию 128-мм зенитного орудия 12.8 cm Flak Gerat 40, принятого на вооружение как 12.8 cm Flak 40. Орудие создали конструкторы концерна Rheinmetall Borsig, во второй половине 30-ых годов XX века в том месте изготовили первый опытный образец. Зенитка оказалась выдающейся по чертям, но наряду с этим весьма тяжёлой.

В боевом положении её масса составляла 12 тысячь киллограм.

Забрав за базу зенитное орудие, конструкторское бюро Rheinmetall Borsig создало вариант, взявший обозначение 12.8 cm Kanone L/61. Оно выяснилось самым замечательным среди орудий самоходных артиллерийских совокупностей, использовавшихся в военных действиях. На расстоянии двух километров бронебойный боеприпас данной пушки пробивал металлической лист толщиной 130 мм, установленный под углом 60 градусов.

По своим чертям ближе всего новое орудие выяснилось к советской 130-мм пушке Б-13, которая, к слову, представляла собой одно из двух орудий, которых рекомендуют для советских «истребителей ДОТов». Вплоть до конца войны ни один танк антигитлеровской коалиции не имел надёжной защиты от огня для того чтобы орудия.

Но, на момент создания считалось, что основной целью для перспективной САУ должны будут стать не танки, а упрочнения. Для аналогичных задач переработанная версия зенитного орудия доходила идеально — упрочнения на Линии Мажино перед ней не устояли бы. Обратной стороной преимуществ орудия была его боевая масса. Она была ниже, чем у зенитной версии, но всё равняется большой — 7835 кг.

Шасси танка Pz.Kpfw.IV для для того чтобы орудия очевидно не годилось. Не весьма успешным ответом для самоходной установки было и раздельное заряжание.

Первый экземпляр Pz.Sfl.V во дворе Alkett. 9 марта 1942 года

Единственным подходящим шасси для САУ, которая изначально обозначалась как schwere Betonknacker (тяжёлый истребитель ДОТов), выяснилось шасси тяжёлого танка VK.30.01. Разработка Henschel именно во второй половине 30-ых годов двадцатого века подверглась важному трансформации, взяв в один момент благословение от Инспекции моторизованных армий (Inspekteur fur Heeresmotorisierung, In 6). Вопрос в том, что тяжёлый танк и затем эволюционировал .

К примеру, его ходовая часть совсем оформилась в январе 1940 года. Неудивительно, что начало проектных работ пара затянулось. Практически работы по проектированию шасси, взявшему обозначение Pz.Sf.V, начались в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

Шасси занимались эксперты Henschel.

Эта же машина с большим углом возвышения орудия

Сначала было ясно, что избыточной подвижностью машина различаться очевидно не будет. В соответствии с предварительным расчётам, боевая масса САУ составляла 36 тысячь киллограм. В качестве силовой установки предполагалось применять 11,6-литровый двигатель Maybach HL 116, тот же самый, что и на VK 30.01.

Компоновка Pz.Sfl.V планировалась весьма плотной. Выросшая боевая масса стала причиной неутешительному выводу: большая скорость автомобили не превысит 20 км/ч. Кроме этого установка громадного и тяжёлого орудия потребовала важной перекомпоновки корпуса.

Необходимо было не только переносить моторное отделение, но и удлинять корпус, чтобы удалось обеспечить приемлемые условия для работы четырёх человек.

Второй пример Pz.Sfl.V, у орудия большой угол склонения. Необычная подпись сделана американской разведкой

Совместная разработка Henschel и Rheinmetall Borsig взяла полное обозначение 12.8 cm Sfl. L/61 Pz.Sfl.V. С Rheinmetall Borsig был заключён сделку на изготовление четырёх орудий 12.8 cm Kanone L/61. Что же касается Henschel, то данный концерн взял договор на выпуск двух Pz.Sfl.V установочной партии со сроком изготовления в декабре 1940 года.

При успешного прохождения опробований предусматривался выпуск 100 автомобилей первой серии.

Вопрос в том, что в германском управлении, возможно, сидели большие оптимисты. За программой VK 30.01 программа Pz.Sfl.V неспешно задерживалась. И в случае если опытные образцы тяжёлого танка однако удалось выпустить в первой половине 40-ых годов двадцатого века, самоходная установка пребывала в состоянии эскизного проекта.

А целей для неё уже не осталось: в мае-июне 1940 года линию Мажино немцы забрали вместе с половиной территории Франции, а вторых оборонительных линий, каковые обозримой перспективе имели возможность бы стать препятствием для вермахта, в Европе не осталось.

Эта же машина с другого ракурса. В таком положении возможно было обслуживать силовую установку без демонтажа орудия

В «зачаточном» состоянии машина пребывала и в июле 1941 года. Тогда предполагалось, что два умелых примера готовься в августе-сентябре, но и данный срок был нереальным. Самоходные установки, к тому моменту переименованные в Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40, удалось сдать лишь к марту 1942 года. Сейчас они лишились уже не только целей в виде вражеских упрочнений, но и базы.

30 января 1942 года 6-й отдел Департамента оружий свернул программу VK 30.01(H) как лишённую возможностей, а шасси установочной партии переориентировали на изготовление учебных танков. Но, два шасси однако пошли на изготовление установочных образцов Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40.

Посадка расчёта производилась через люк в корме боевого отделения. Сам он был расположен достаточно высоко, так что пригодились ступени

По результатам переделок от исходного шасси VK 30.01(H) мало что осталось. Корпус был удлинён на полтора метра, по данной причине было нужно вносить трансформации в ходовую часть. С каждой стороны конструкторы добавили по паре опорных катков, изменилось расположение поддерживающих катков. Число траков с каждой стороны увеличилось до 85. Чтобы компенсировать повышенную нагрузку на кормовую часть, были усилены торсионы последних двух пар катков.

В наследство от VK 30.01(H) остались эвакуационные люки в бортах корпуса, причём их всецело переделали и сместили мало назад. Левый эвакуационный люк употреблялся механиком-водителем, а вот с правым произошёл конфуз. Дело в том, что проход к нему всецело закрывался топливным баком и воспользоваться люком было нереально.

Боевое отделение, вид слева. На фото виден номер орудия RV 3, как раз оно было установлено на втором примере Pz.Sfl.V

Крылья (с маленькими переделками) забрали от VK 30.01(H). В дополнение к ним позади показались ещё крылья, каковые крепились к бортам рубки. Рифлёные верхние страницы дополнительных крыльев были толще и имели второй рисунок. Усиленными были и боковые страницы. К правому дополнительному крылу крепилась установка прибора дымопуска. Комплект сигнальных приборов и фар был обычен для германских танков того периода.

Спереди пребывали две громадные фары головного света с крышками для ночной светомаскировки, в дополнение к ним слева ставилась носовая фара ночного вождения Notek, а справа размещался клаксон Bosch. Позади с левой стороны пребывала кормовая фара ночного вождения Notek, а с правой — габаритная фара Bosch.

Пронумерованные места укладки выстрелов. В креплениях пребывали боеприпасы, в пеналах — заряды

Вся верхняя часть корпуса, включая верхний лобовой страницу, подверглась переделкам. В передней части корпуса с левой стороны была установлена рубка механика-водителя. Справа от неё пребывала откидывающаяся вперёд фальшрубка, под которой размешалась крышка топливного бака.

Вопреки распространённому точке зрения, фальшрубку изначально сделали на обеих автомобилях.

В кормовой части была снабжена массивная рубка, занимавшая более половины длины корпуса автомобили. Она планировала из бронелистов толщиной от 15 до 30 мм. Солидную часть крыши рубки конструкторы сделали открытой, только над местами командира и наводчика устроили маленькой навес. Казённая часть 12,8 cm Kanone L/61 занимала солидную часть боевого отделения, так что оно кроме того при собственных больших размерах выяснилось достаточно тесным для четырёх номеров расчёта.

Вместе с орудием употреблялся панорамный прицел Sfl.ZF, для него был предусмотрен вырез в крыше рубки. Орудие установили на массивной тумбе, прямо под которой был двигатель Maybach HL 116. В вертикальной плоскости углы наведения составляли от –15 до +10 градусов, в горизонтальной — 7 градусов вправо и 5 влево.

Вид на наводчика и места командира. Начальник ещё не взял радиостанцию. Двигатель размещался под орудием, почему его замена преобразовывалась в увлекательное представление

В виду размещения двигателя под орудийной тумбой его ремонт, а тем более демонтаж был непростой задачей, в особенности в поле. Для доступа к разным агрегатам пол боевого отделения был выполнен из откидных древесных панелей. Боекомплект, складывавшийся из 15 выстрелов раздельного заряжания (8 бронебойных и 7 осколочно-фугасных), пребывал в особых пеналах по бортам рубки.

Для входа и выхода расчёта в боевое отделение в корме рубки имелся люк, для большего удобства была предусмотрена лесенка. В качестве защиты от непогоды предусматривался тент, что крепился на защёлках. На машине была установлена радиостанция Fu.Spr.Ger.a, её антенна размешалась на правой стенке рубки, около места начальника.

Из истребителей ДОТов — в истребители танков

Выстроенные на мощностях Alkett в Шпандау самоходные установки снаружи мало отличались друг от друга. Уже по окончании того как автомобили покинули завод, на втором примере установили крепления тросов по типу тех, что ставили на надмоторных плитах Pz.Kpfw.III и StuG III. Крепления приварили к верхней лобовой плите корпуса.

Это стало только началом достаточно широких метаморфоз, каковые Pz.Sfl.V претерпели на протяжении эксплуатации.

Второй пример Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40. Машина уже взяла крепление тросов, но ещё не лишилась фальшивой рубки

Ещё в конце 1941 года было ясно, что сфера применения автомобили будет поменяна. Дело в том, что немцы начали получать сообщения о разработке а также производстве в СССР сверхтяжёлых танков. Была ли эта информация отголоском настоящей программы разработки танков КВ-3, КВ-4 и КВ-5, неизвестно, но уже 1 ноября 1941 года подготовили спецификацию на сверхтяжёлый танк VK 70.01.

Кроме этого на немцев очень сильно повлияла встреча с тяжёлыми танками КВ-1 и КВ-2. Неудивительно, что истребители ДОТов оперативно «переквалифицировали» в истребители танков. Произошло это ещё весной 1941 года, в то время, когда два примера Pz.Sfl.IVa включили в состав 521-го батальона истребителей танков.

Итоги применения были неоднозначными. С одной стороны, огневая мощь орудий Pz.Sfl.IVa была на порядок выше, чем 47-мм пушки истребителей танков Panzerjager I, каковые состояли на вооружении этого батальона. Иначе, машина была достаточно медлительной.

Помимо этого, два раза не удалось подтвердить факт пробития КВ-1: любой раз автомобили, подбитые на дистанции в километр, эвакуировались советскими ремонтниками с поля боя. В следствии от серийного производства Pz.Sfl.IVa было нужно отказаться, но наряду с этим из батальона сохранившуюся САУ не изъяли. Самоходная установка отправилась на капитальный ремонт, а весной 1942 года появилась в Ютеборге, к югу от Берлина.

Первый пример Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40 в Ютеборге. Фальшрубка ещё на месте, но фары уже демонтированы

В мае 1942 года в Ютеборге были и оба примера Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40. Приказом от 15 мая 1942 года эти автомобили, и прошедшую капитальный ремонт Pz.Sfl.IVa свели в отдельный взвод, что был включён в состав 521-го батальона истребителей танков. Экипажи стали «обживать» автомобили, показались важные трансформации в их внешнем виде.

Во-первых, фальшрубки за ненадобностью убрали, причём на обеих автомобилях в один момент. Во-вторых, были предусмотрены крепления траков на лобовом странице рубки, слева и справа от орудия. В-третьих, показались крепления для запасных траков на лобовом странице. Помимо этого, если судить по фотографиям, второй пример Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40 лишился передних фар.

Одним словом, ещё на протяжении нахождения в учебном центре отличия Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40 от исходного «заводского» вида стали значительными.

Полгода боевой работы

На фронт все три автомобили попали не позднее начала июля 1942 года. За месяц до того батальон включили в состав 17-го военного корпуса 6-й армии. В промежутке между приказом о зачислении и поступлением в часть оба Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40 подверглись очередным видоизменениям. Больше всего в глаза кидаются новые фары в бронировках, подобные тем, что устанавливались на Pz.Sfl.IVa.

Их взяли обе автомобили, что в полной мере логично. Хотя бы по светотехнике самоходные установки взвода тяжёлых истребителей танков удалось унифицировать.

«Мориц» практически сразу после прибытия на Восточный фронт

О боевом применении Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40 информации относительно мало. Но известно, какое прозвище они взяли в армиях — Sturer Emil, другими словами «Упрямый Эмиль». Растолковать его несложно: теоретически большая скорость САУ составляла около 25 км/ч, но в действительности стремительнее 20 км/ч они не ездили.

Ещё одним основанием для для того чтобы прозвища стал очень специфичный опыт эксплуатации этих автомобилей, к которому мы ещё возвратимся.

Обозначение Sturer Emil относилось к самоходным установкам данного типа в целом, а отдельные автомобили взяли имена личные. В соответствии с отчёту начальника 521-го батальона истребителей танков оберлейтенанта Курта Хильдербрандта, первую машину назвали Max, а вторую Moritz в честь литературных озорников Макса и Морица. Тут стоит подчернуть, что похождения этих персонажей не хорошо кончились.

мощное вооружение и Умелое использование делали собственное дело. Действительно, экипажи жаловались на весьма мелкий боекомплект

По состоянию на июль 1942 года в 521-й противотанковый самоходный батальон входили 2 роты Marder III (SdKfz 139), одна рота Panzerjager I, и взвод тяжёлых истребителей танков (в составе второй роты). Тяжёлые истребители танков планировалось использовать против средних и тяжёлых танков, для борьбы с пехотой и лёгкими танками предназначались Panzerjager I. Низкая скорость перемещения тяжёлых истребителей танков стала причиной тому, что их применяли для ведения огня на дальних расстояниях.

У Max скоро начались неприятности с двигателем, и он на некое время был небоеспособным. Так что главная нагрузка пришлась на Moritz и САУ Pz.Sfl.IVa, которая взяла имя собственное Brummbar.

Max на протяжении исправления очередной неполадки. Частично как раз постоянные неприятности с двигателем и ходовой частью стали обстоятельством появления прозвища «Упрямый Эмиль»

В июльских битвах экипаж «Морица» добился впечатляющих результатов: правильное число стёртых с лица земли и подбитых им танков неизвестно, но на одной из фотографий у автомобили на стволе видны отметки, свидетельствующие о 31 победе. В соответствии с имеющимся данным, пламя вёлся на расстояниях от 800 до 1500 метров, причём удачно использовались как бронебойные, так и осколочно-фугасные выстрелы. Главными соперниками «Морица» были Т-34 и КВ-1.

Но, «Макс» кроме этого не простаивал всё время: на имеющихся фотографиях видны отметки побед, но, их число намного меньше.

В целом тактика применения таких автомобилей для стрельбы с дальних расстояний себя оправдала. Однако сильной любовью со стороны армейских тяжёлые истребители танков не пользовались. Во-первых, их боекомплект был весьма мелким.

Во-вторых, шасси выяснилось перегруженным, в особенности в кормовой части автомобили. В следствии САУ частенько приходилось ремонтировать, причём прямо в поле.

В перерывах между боями. В общем итоге за лето 1942 года экипаж «Морица» записал на собственный счёт не меньше 31 танка. Впечатляющий итог, в особенности для умелой автомобили

Интенсивная эксплуатация вносила собственные коррективы во внешний вид автомобилей, в особенности это относится «Морица». Кормовая часть была перегруженной, что сказалось на износе опорных катков. В следствии на месте фальшрубки у «Морица» прочно обосновалась пара (а время от времени и не одна) запасных катков, часто заваленная всевозможными вещами.

На левом крыле, сходу сзади упора для домкрата, прописались две 20-крепления и литровые канистры для них. На паре фотографий над креплениями лома, ножниц по металлу и молота, виден ящик, но он, "Наверное," не был жёстко закреплён. На правом крыле, чуть правее креплений частей банника, показались коробки для личных вещей. Один ящик, визуально пребывавший ниже основания антенны, был приварен, остальные, "Наверное," на крыле.

Число коробок на крыле варьировалось от одного до четырёх.

Таким Moritz стал ближе к осени 1942 года. Неприятности с опорными катками заставляли возить их запас на крыше корпуса

«Макс» не имел возможности похвастаться подобным обилием дополнительного обвеса. В отличие от собрата, катков на месте фальшрубки у него не было, а ящик на правом крыле был всего один (сходу сзади упора для домкрата). Но дополнительные задние крылья у него не пустовали: на левом всегда лежали вещи, прикрытые тряпками, а на правом расположился домкрат.

Экипаж «Морица» отправился дальше: на правой задней стенке рубки, с внешней стороны, показался вертикальный крепёж домкрата, а ещё один домкрат, как на «Максе», расположился на правом дополнительном крыле. Тент на обеих автомобилях был закреплён одинаково — на задней кромке крыши рубки.

Солидный трофей

521-й батальон истребителей танков оставался в составе 6-й армии и осенью-зимой 1942 года. К сожалению, сведения о боевом применении «Эмилей» в это время очень отрывочные, никаких фотоматериалов нет. Известно только, что по состоянию на 12 ноября 1942 года обе автомобили пребывали в составе батальона и принимали участие в битвах недалеко от Сталинграда.

Уже по состоянию на 1 декабря в батальоне числилась только одна машина: "Наверное," как раз в данный промежуток был потерян «Макс». В январе 1943 года 521-й противотанковый самоходный батальон прекратил собственное существование как боевая единица, поделив судьбу 6-й армии.

Захваченный Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40. Февраль 1943 года

О наличии на вооружении германской армии замечательной противотанковой самоходной установки управление Красной армии определило в последних числах Октября 1942 года. События получения информации очень интересные, они расписаны в информационном листке Арткома Главного артиллерийского управления Красной армии (ГАУ КА):

«Германская 150-мм самоходная пушка. У убитого вблизи города Воронежа германского ефрейтора 1 батальона 190 артдивизиона Вильгелма Визе отыскан фотоснимок, по которому возможно высказать предположение, что немцы поставили 150-мм пушку на самоходную установку».

Эта же машина на трофейной выставке в Москве

На отысканном у убитого ефрейтора снимке был запечатлён Pz.Sfl.V в момент тренировки экипажей, происходившей весной 1942 года в Ютеборге. Познакомиться с машиной поближе удалось в феврале 1943 года. В руки бойцов Красной армии попал «Мориц», что немцы кинули вместе с другой матчастью 521-го батальона истребителей танков.

Пребывала она в районе села Новоалексеевка, что к северо-западу от Сталинграда. К моменту захвата «Мориц» проходил полевой ремонт ходовой части, с правой его стороны не хватало нескольких катков. не меньше весьма интересно то, что количество победных отметок на стволе уменьшилось до 7. В полной мере быть может, что это связано со сменой экипажа.

Она же спереди. Видны остатки крепления троса, характерные для Moritz

Найденную самоходную установку доставили на НИБТ Полигон в Кубинку. Ввиду некомплектности по агрегатам ходовые опробования не проводились, как и огневые (из-за отсутствия боекомплекта). В марте 1943 года сотрудники полигона составили краткое описание, отличавшееся высокой точностью.

Техническое описание дополнялось показаниями пленных, отметивших, что машина употреблялась в особом подразделении. Задачей этого подразделения была борьба с тяжёлыми танками и советскими средними на дальних расстояниях. Военнопленные информировали кроме этого, что вести прицельный пламя из тяжёлых САУ по подвижным автомобилям выяснилось сложно.

Позднее машину отремонтировали, на данный момент с правой стороны имеется все опорные катки. Потерянные катки заменили новодельными

По окончании получения данной информации показалась мысль создать подобное самоходное орудие на базе КВ-1 с применением 122-мм корпусного орудия А-19. В некоем смысле это можно считать точкой отсчёта создания ИСУ-122, не смотря на то, что настоящее начало программы САУ с А-19 относится к апрелю 1943 года, в то время, когда был обстрелян захваченный тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.

С этого ракурса видно, что в машине в то время сохранялся интерьер боевого отделения. на данный момент рубка полностью безлюдная

По окончании того как машину изучили, её послали на выставку образцов трофейного оружия в Центральном парке отдыха и культуры им. Горького. Пребывала она в том месте довольно продолжительное время. Трофейная самоходная установка привлекла интерес американских армейских.

Они просили передать им машину на изучение, но получили отказ. Сама машина не представляла собой какого-либо секрета, но в распоряжении советских армейских был только один пример таковой САУ.

В отличие от большой части трофейных танков и САУ с трофейной выставки, каковые во второй половине 40-ых годов XX века отправились в металлолом, эта машина аналогичной участи избежала. САУ вернули в Кубинку, где из неё вынули все агрегаты (они отправились на изучение) и оставили на музейной площадке. Сейчас единственный сохранившийся пример Pz.Sfl. fur 12,8 cm K40 находится в Кубинке, являющейся филиалом парка «Патриот».

Наверное, позднее машина отправится в главную экспозицию парка.

Изображения самоходной установки и её ТТХ попали в советские справочники, выпущенные по окончании лета

1943 года

Не обращая внимания на то что захваченой была всего одна такая самоходная установка, она покинула заметный след в истории. Подвергшийся изучению пример попал в специальную литературу. Информация о машине появилась в справочниках, а с фронтов много раз приходила информация о её применении.

К примеру, 20 июля 1944 года за «самоходную установку 128 мм» приняли Elefant из состава 653-го батальона истребителей танков. Эта машина употреблялась в засаде, в которую попал 71-й гвардейский тяжёлый танковый полк. В следствии три ИС-2 были сожжены и три подбиты.

В этом бою погиб комполка гвардии полковник Юдин.

Вражескую машину подбил ИС-2 под руководством лейтенанта Слюняева. Он же 24 числа стёр с лица земли ещё один Elefant, на этот раз под Магеровом. В некоторых документах и эта машина проходила как «самоходная установка 128 мм».

литература и Источники:

  1. Panzer Tracts 7–3 Panzerjaeger (7.5 cm Pak 40/4 to 8.8 cm Waffentraeger) — development and employment from 1939 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006, ISBN 0–9771643–3–0.
  2. Материалы ЦАМО РФ.
  3. Материалы NARA.
  4. Архив автора.
  5. Архив Михаила Свирина.

Сталинградская битва. Часть 1 | Канал \

Темы которые будут Вам интересны: