Рабочая лошадка полковника де голля

Знаком французского танкостроения 30-х годов стал тяжёлый танк Char B1, с которым довольно часто связывают генерала де Голля. 36-тонный танк, вправду, был лучшим примером бронетанковой техники Франции входе боевых действий мая-июня 1940 года. Танк данный прекрасно показал себя благодаря толстой броне, притом что сама концепция Char B1 безнадёжно устарела.

Что весьма интересно, крупносерийное производство Char B1 имело возможность и не состояться, потому, что в первой половине 30-х годов французские армейские всерьёз разглядывали в качестве главного второй танк – с таким же оружием, такой же бронёй, но более чем в 1,5 раза более лёгкий. Им был Renault D2, на котором, фактически говоря, полковник де Голль и служил.

Улучшенный D1

О том, что танк Renault D1 не совсем соответствует их запросам, французские армейские задумались ещё в январе 1930 года. Одним из инициаторов пересмотра требований, предъявляемых к танкам, выступил капитан Дейга (F. J. Deygas), известный теоретик и один из начальников Технического отдела пехоты. Одной из главных претензий, выдвигаемой капитаном, стало недостаточное бронирование D1.

Частично претензии были честными, потому, что с D1 сложилась анекдотичная обстановка, в то время, когда толщина брони башни была на 10 мм больше толщины корпуса.

Опасения капитана Дейга основывались на том, что для 25-мм пушки, которую французы именно начали разрабатывать в начале 30-х, броня толщиной 30 мм не являлась проблемой. Предстоящие размышления приводили французских армейских к мысли, что не одни они такие умные, и скоро противотанковое оружие подобного типа покажется и в других государствах.

Рабочая лошадка полковника де голля

Спецификацию на улучшенный D1 компания Renault взяла в мае 1930 года. В соответствии с ей, требовался танк, подобный D1, но с увеличенной с 30 до 40 мм толщиной брони. Из-за утолщения брони ожидаемая боевая масса возрастала до 16 тысячь киллограм, но наряду с этим ожидалось, что в будущем она может вырасти и до 20 тысячь киллограм.

вооружение и Экипаж оставались такими же, что и у D1.

Будущему танку, взявшему в Renault внутреннее обозначение Renault UZ, не повезло сначала. Первым препятствием на его пути был экономический кризис, разразившийся во второй половине 20-ых годов XX века. Начался он в Соединенных Штатах, но отразился на экономике всей земли.

Не стала исключением и Франция. В первой половине 30-ых годов двадцатого века финансирование французской армии быстро сократилось, что ударило и по программе Renault UZ. Договор на изготовление и разработку опытных образцов танка был подписан лишь в декабре 1931 года, спустя более чем полтора года по окончании создания спецификации.

Первый опытный образец Renault D2 был выстроен в апреле 1932 года, причём на опробования его отправили без башни. Экономия…

Renault VA, узнаваемый кроме этого как Renault D3

На этом месте повествование о Renault D2 на время прервём и отыщем в памяти о вторых автомобилях, имеющих к нему прямое отношение. В один момент с Renault UZ в самом финише апреля 1932 года на опробования вышел второй танк. Он имел заводское обозначение Renault VA.

Но, он более известен как Char D3, либо «колониальный танк». В обстановке экономического кризиса Renault решила возродить интерес к закинутой машине программы 1926 года.

Предназначалась она отнюдь не для французской армии, утратившей к «колониальному танку» каждый интерес. Целью Renault являлся зарубежный рынок и в первую очередь Япония, главный клиент Renault NC-27. На волне успеха прошлого договора французы решили сделать для японцев и облегчённую версию Renault UZ.

Толщина брони понижалась до 20 мм, масса до 12–13 тысячь киллограм, а большая скорость возрастала до в полной мере приличных для того времени 35 км/ч. Ни одной фотографии данной автомобили не сохранилось, но на заводском чертеже танк изображён с башней Schneider, такой же, как у Renault NC-1 STCC. Получался довольно подвижный танк помощи пехоты, неуязвимый для винтовочно-пулемётного огня.

В отличие от Renault D3, его более лёгкий собрат Renault VO кроме того не покинул чертёжную доску

Параллельно с Renault VA для японцев был спроектирован ещё более лёгкий танк, по чертям весьма близкий к Renault NC-27. Базой для него кроме этого послужил Renault UZ, но на этот раз машина была двухместной. Её боевая масса составляла 9,9 тысячь киллограм, толщина брони понижалась до 16 мм, а башня бралась от Renault FT.

На выходе должна была оказаться шустрая и недорогая машина помощи пехоты.

Но, до постройки танка, взявшего обозначение Renault VO, дело так и не дошло. Опробования Char D3 привели к разочарованию у потенциального клиента. Незадолго до того японские Renault NC-27 принимали участие в битвах, где выявилась неприспособленность их ходовой части к условиям, в которых велись боевые действия. Финансировать предстоящие изыскания французских инженеров за счёт собственного бюджета японцы не захотели, тем более что их средний танк Тип 89 был очевидно лучше Renault NC-27.

История Char D3 на этом не закончилась, позднее на его базе была спроектирована самоходная установка Garnier-Renault, испытанная в 1935 году.

Опытный образец Renault UZ с башней ST1 №3 на опробованиях, 1933 год

Будущее самого Renault UZ была куда более удачливой, чем у его колониальных «братьев». Машина с номером 2001 взяла «временную» башню от Renault FT и в таком виде прошла первый этап опробований. В мае 1933 года танк послали в Рюэй-Мальмезон, где он прошёл капремонт, и взял башню ST1.

Не обращая внимания на то что эту башню в армиях подвергли критике, в то время её установка была в полной мере оправданным ответом, потому, что разрешила максимально объективно сравнить динамические характеристики нового танка и предшествующего ему Char D1. В таком виде танк, взявший обозначение Char D2 No.1 Mle.1932, был послан в 503-й танковый полк, В том же направлении, где проходили войсковые опробования Char D1.

Прототип 2001 с откинутыми экранами

Как и потребовало техническое задание, Renault D2 максимально повторял собственного предшественника. Прежде всего это касалось ходовой части, которая, но, всё равняется была легко переделана. Танк стал чуть шире, помимо этого, значительным трансформациям подверглась конструкция лобовой части его корпуса.

Курсовой пулемёт был смещён вправо, сейчас им пользовался радист.

Ходовые характеристики снаружи похожего на предшественника танка были в значительной мере улучшены, о чем красноречиво говорят отзывы из 503 танкового полка. Не обращая внимания на увеличившийся расход горючего (до 350 литров на 100 километров, "Наверное," речь заходит о езде по распутью), D2 очевидно превосходил собственного предшественника. За счёт более замечательного мотора выросла скорость, а руководить новым танком выяснилось намного легче.

самые восторженными были отзывы в адрес увеличившегося внутреннего количества боевого отделения.

Второй и третий прототипы имели значительное отличие, заключавшееся в типе соединения бронелистов

В декабре 1932 года, не ждя окончания опробований, пехотное руководство заказало ещё 2 умелых примера, взявших номера 2002 и 2003. В целом они повторяли умелый танк 2001, и в исходном виде кроме того имели башни от Renault FT. Но вместо клёпаных соединений страниц на танках французы, пока ещё в минимальной степени, стали внедрять гужоны.

В первую очередь это касалось лба корпуса как самая подверженной обстрелам части танка. Курсовой пулемёт был ещё посильнее сдвинут вправо, а его установка была переделана, что повысило её защищённость от вражеских пуль и снарядов.

Автомобили планировалось оснащать 120-сильным двигателем Renault, но в ноябре 1933 года, в то время, когда их уже выстроили, моторы стали меняться в лихорадочном темпе. Именно сейчас французские армейские заинтересовались дизельными двигателями, более экономичными, чем бензиновые. По окончании сравнительных опробований дизелей Lorraine-Dietrich и Renault, на месте всё-таки было решено покинуть начальный бензиновый мотор.

Позднее показался 9,5 литровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, что в итоге и «прописали» на новом танке как штатный.

Первый серийный D2, позднее взявший имя собственное Patay

Достаточно жаркая схватка случилась при выборе башни. Дело в том, что более замечательная броня, прописанная в техническом задании, оставляла за бортом не только ST1, но и ST2. Потяжелевшая башня уже еле могла вращаться вручную.

очевидно требовался электрический механизм поворота, а с подбашенным погоном, подобным погону Renault FT, установить его было невозможно.

В следствии от башни ST2 избавились и на D2, и на тяжёлом B1. Её место заняла башня, созданная AMX в декабре 1933 года. Она взяла обозначение APX 1. Возможно, французские танкисты облегчённо набрались воздуха. Всецело от «наследства» Renault FT избавиться не удалось, башня осталась одноместной.

Но её внутренний количество значительно вырос. Место начальника наконец прекратило смотреться орудием пытки человека, больного клаустрофобией. Так, в январе 1934 года вид Char D2 полностью сформировался.

Это был уже не лёгкий, а средний танк, боевая масса которого достигла 20 тысячь киллограм. 19 января руководство французской пехоты, не ждя окончания опробований, заказало сходу 50 танков. Но тут в дело вмешалась политика.

Громадная промашка

Приблизительно одновременно с этим, в то время, когда шла разработка Renault D2, в Европе достаточно деятельно протекали разные политические процессы. Для сдерживания гонки оружий по инициативе британского премьера Джеймса Макдональда в первой половине 30-ых годов двадцатого века прошла Английская конференция по разоружению. Подобные конференции проходили и в Женеве.

В большинстве случаев, при их упоминании вспоминается флот, но обращение на них шла и про танки. В частности, на них затрагивался вопрос об ограничении большой боевой массы танков 25-ю тоннами.

И тут над тяжёлым танком Char B1, что разрабатывался В первую очередь 20-х годов, начинали нависать облака. Дело было, но, не только в затянувшейся разработке. Открыто говоря, танк не имел особенных преимуществ перед Renault D2. Толщина его брони была такой же, таким же было оружие в башне (как и сама башня).

Схожими были и динамические характеристики обоих танков. А вот масса у B1 была выше более чем в 1,5 раза. Единственным преимуществом Char B было наличие 75-мм короткоствольной пушки во лбу корпуса.

Необходимо заметить, что особенного удобства в её применении не наблюдалось. Руководство французской пехоты всерьёз задумалось.

Схема ходовой части серийного Renault D2

На очередной конференции в Женеве, начавшейся в феврале 1932 года, английский глава правительства Джеймс Рамсей Макдональд внес предложение сократить калибр полевой артиллерии 105-ю миллиметрами, а массу танков 16-ю тоннами. Принципиально Renault D2 имел возможность вписаться и в эти рамки. Но на протяжении конференции началась твёрдая полемика, закончившаяся в июле 1932 фактически ничем.

В следующий раз конференция открылась в феврале 1933 года, спустя пара дней по окончании прихода к власти в Германии фашистов. Немцы сейчас очень и не скрывали, что собираются начать процессы, противоположные разоружению. 23 октября 1933 года Германия вышла из состава рабочей группы. Практически это стало началом новой гонки оружий.

Так, вопрос о предельной массе отпал сам собой.

В следствии довольно лёгкий D2, смотревшийся ещё сравнительно не так давно фаворитом, был в очень незавидном положении. Машина получалась ни лёгкой, ни тяжёлой, а о средних танках французы, наверное, в тот момент кроме того не вспоминали. «Манёвренный танк», к каким был причислен D2, был не сильно-то и нужным. Помимо этого, опробования опытных образцов продемонстрировали, что нужно мало переделать конструкцию его ходовой части и корпуса.

Танки 507 RRC на параде, Париж, 14 июля 1937 года

Заказ на 50 танков D2 был совсем утверждён 24 декабря 1934 года, а первые танки начали поступать в армии 9 мая 1936 года. Серийные Renault D2 взяли номера 2004–2053, последнюю машину первой серии армейские приняли 23 февраля 1937 года. От умелых автомобилей они пара отличались.

Кроме новой башни APX 1, танки взяли бортовые коробки и антенну радиостанции с правого борта. Очень сильно была переработана лобовая часть корпуса. От покатой верхней части лба конструкторы отказались, как и от отдельной рубки для механика-водителя. Вместо двухстворчатого люка стрелка-радиста сейчас был громадной люк, откидывавшийся вперёд. Механик-водитель взял более идеальный смотровой прибор по типу Char B1.

Переработанной была и ходовая часть.

Дав приоритет тяжёлым (боевым) танкам Char B1, французское пехотное руководство совершило ужасную неточность. При последовательности очевидных недочётов (довольно ряд проблем и низкая скорость с подвеской), Renault D2 был самоё сбалансированным французским пехотным танком. Лёгкий Renault R 35 был через чур плохо вооружённым, а его броня на ближних расстояниях (300 метров и ближе) не снабжала защиты от противотанковых пушек.

Char B1 имел определённый запас по модернизации, но его производство шло весьма медлительно. С декабря 1935 по июль 1937 года было выпущено всего 32 этих танка, а к началу осени 1939 года силами 4 компаний было выстроено ещё около 130 штук. Что же касается средних танков, то в декабре 1935 года пехотное руководство запустило программу танка Char G 20-тонного класса. Мысль сделать «мелкий Char B1» в итоге с треском провалилась

Такими были Renault D2 второй производственной серии

Весной 1938 года, наконец, был заключён сделку на изготовление танков Char D2 второй серии. К тому моменту сборочное предприятие Renault было национализировано, а завод переименован в AMX.

Снаружи автомобили второй серии пара отличались от предшественников. Основной их изюминкой стало оружие. Вместо короткоствольной 47-мм пушки SA 34 была установлена более замечательная SA 35, как на Char B2 bis и Somua S 35. На танке употреблялась та же башня APX 1, но с переделанными смотровыми устройствами. Параллельно с заказом новых танков пушками SA 35 планировалось перевооружить и ветхие D2.

Не смотря на то, что первые 2 танка ушли на перевооружение уже в сентябре 1939 года, часть D2 первой серии так и осталась со ветхими орудиями.

Что же касается выполнения договора по второй партии, то впредь до весны 1940 года пехотное руководство тянуло резину, наивно полагая, что из идеи с Char G что-то окажется. Результат был закономерным: первые пять танков с номерами 2054–2058 были приняты лишь 27 марта 1940 года. Десять автомобилей армейские приняли 12 апреля, десять 6 мая, ещё двенадцать к 25 мая.

В следствии к 6 июня было принято 37 автомобилей из 50, а 12 июня началась эвакуация фабрик Renault с севера Парижа.

Умелая установка огнемёта в модернизированный прототип 2002

Напоследок стоит подчернуть, что у французских военных был очень специфичный взор на будущее Char D2 первой серии. Предполагалось, что эти автомобили будут переделаны в огнемётные танки. И одну машину кроме того переделали под установку огнемёта.

В условиях бардака

В большинстве случаев, описание боевого применения танков Renault D2 ограничивается словами «ограниченно употреблялись». Время от времени всплывают рассказы о том, что танки довольно часто ломались. Действительность боевой работы D2 была не меньше неоднозначной, чем история его производства и создания.

Танки первой серии ушли в армии весной 1937 года, появлявшись в состав 507 танкового полка. В том месте они поменяли Renault D1, от которых у танкистов остались не самые приятные воспоминания. Новую технику они восприняли с куда громадным энтузиазмом.

Кроме техники, стоит упомянуть одного полковника, попавшего в полк летом 1936 года. Кликали его Шарль де Голль.

7 июня 1936 года он был назначен на пост временно ИО комполка. 5 сентября 1937 года де Голля официально прописали начальником 507 полка, а 25 декабря он получил звание полковника. Ещё раньше, 14 июля 1937 года, новые танки прошли парадным строем в Париже. В должности начальника 507 танкового полка полковник де Голль оттачивал на практике собственную теорию применения танков в будущих войнах.

Танкисты отзывались о нём положительно: танковый теоретик был хорошим начальником.

Помимо этого, де Голль самим фактом собственного существования опровергал распространённый тезис, гласивший, что танкистами смогут быть лишь люди маленького роста. Со собственными метром и 96-ю сантиметрами полковник удачно «складывался» в не очень просторный D2. В различное время де Голль применял 3 танка, самый известен из них 2025 с именем собственным Yorktown.

К слову, все танки 507-го полка взяли имена личные.

Танк 2025 с именем собственным Yorktown, командирская машина полковника де Голля

Интенсивные тренировки под управлением гениального начальника сделали собственное дело. К началу войны большая часть танков 507-го полка потребовала капремонта. Помимо этого, по требованию де Голля началось перевооружение его танков на более замечательные пушки SA 35.

27 августа 1939 года 507-й танковый полк был переформирован: его D2 были включены в состав отдельного 19-го танкового батальона, а имевшиеся в полку Renault R 35 появились в 20 танковом батальоне.

2 сентября де Голля прописали командующим танковыми частями 5-й армии, по окончании чего он покинул 19-й танковый батальон. Это стало началом череды проблем. 13 сентября танки послали в 120-километровый марш.

16 танков сломались на протяжении марша, а боеспособными в подразделении остались всего 10 автомобилей.

Настоящие же неприятности начались весной 1940 года. 11 марта начальник 19-го танкового батальона отдал приказ о начале перевооружения на пушки SA 35. К 8 апреля удалось перевооружить первый танк, но из 15 танков 8 к этому времени были в нехорошем состоянии .

26 апреля часть личного состава батальона отбыла в Версаль для комплектования экипажей новых D2, каковые предполагалось послать в Норвегию. В итоге в подразделении осталось 30 экипажей на 44 танка! Танки первой роты батальона остались со ветхими пушками, без прицелов и без экипажей. Во второй роте все 15 танков были перевооружены, но только 5 из них прошли капремонт.

Третья рота всё ещё проходила перевооружение. В следствии 19-й танковый батальон полностью утратил боеготовность ещё до начала активных военных действий во Франции.

Стёртый с лица земли в сражении танк 8082 из 350 CAAC, 18 июня 1940 года. Бессчётные отметины на лобовой броне красноречиво показывают, что французские армейские сделали ужасную неточность, не разрешив войти танк в по-настоящему большую серию

Не очень лучше обстояла обстановка и с танками второй серии. Стремительная по французским меркам приёмка этих новых автомобилей стала причиной тому, что танки ломались неизменно. К примеру, 345-я отдельная танковая рота, куда, кстати, и был направлен состав 1-й роты 19-й танкового батальона, 29 мая утратил половину танков из-за неполадок.

Это назвали саботажем, но в действительности неприятность была в том, что так существенно ускорить производство танков с сохранением обычного качества выяснилось нереальным.

Неприятность 346-го отдельного танкового полка оказалась в другом. В соответствии с докладу де Голля, экипажи очевидно не знали выданную им материальную часть. С учётом того что тренировали их на Char B1, это было неудивительно.

Все неприятности в один момент упали на 350-ю отдельную танковую роту, последнее подразделение, оснащённое D2. Из 15 взятых ротой танков 2 практически сходу сломались и ещё 3 отстали на марше из-за технических неприятностей.

Сломавшийся танк 2066 Denain из 345 CACC, кинутый французами и отремонтированный немцами

Из 84 Renault D2, взятых армией Франции, 21 был стёрт с лица земли в битвах, 26 сломались и были брошены на поле боя, 12 сломались и были эвакуированы. 12 танков было брошено уже на протяжении эвакуации. Немцы эвакуировали 12 танков, ещё 9 автомобилей они отобрали у французов по результатам перемирия.

Танки взяли обозначение Panzerkampfwagen D-2 733(f), но новые обладатели и не думали их применять кроме того в учебных целях. Одну машину послали на трофейную выставку, ещё одну – на полигон в Куммерсдорф. В апреле 1945 года данный танк послали защищать Цоссен, но, "Наверное," на марше он сделал то, что было для него более привычным: он вышел из строя.

литература и Источники:

  • Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • Renault D2, Pascal Danjou, TRACKSTORY №9, 2008
  • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Francois Vauvillier, HistoireCollections, 2014
  • GBM 79, 83
  • Фотоархив автора

ПН-6К. Прицел ночного виденья. Экспресс обзор.

Темы которые будут Вам интересны: