Pz.kpfw.38(t) по эту сторону фронта

Танки Pz.Kpfw.38(t) сыграли ключевую роль на протяжении сражений на советско-германском фронте 1941 года. К 22 июня 1941 года в германских частях пребывало 772 автомобили этого типа, каковые употреблялись в пяти германских танковых дивизиях. Неудивительно, что выстроенные в Чехии танки стали объектом пристального изучения со стороны советских экспертов.

Этот материал посвящен изучению трофейных Pz.Kpfw.38(t), и их применению в Красной Армии.

Из-под Крапивни на полигон

Во второй половине 30-х годов между Чехословакией и СССР развилось плотное сотрудничество в военной сфере. Сотрудничество шло взаимовыгодное: благодаря ему в чехословацких ВВС показались бомбардировщики Avia B-71 (чехословацкая версия СБ), а Красная Армия взяла орудия особенной мощности БР-17 и БР-18 (лицензионная версия орудий компании Skoda).

Развивалось сотрудничество и в сфере бронетанковой техники. Особенный интерес тут имела та же компания Skoda, которая в лице СССР видела потенциального клиента для собственных танков LT vz.35. Дело дошло до опробований опытного образца в СССР, но сделка не произошла, а также из-за опасений Skoda по поводу возможности нелицензионного выпуска LT vz.35.

На деле для СССР данный танк был прошлым днем, не смотря на то, что отдельные его детали и узлы приводили к интересу. В частности, советские инженеры обратили внимание на подвеску, которую испытывали на Т-26, и трансмиссию.

Pz.kpfw.38(t) по эту сторону фронта

Схема броневых страниц Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, которую весной 1941 года смогла добыть советская внешняя разведка

Достаточно плотным было и советское сотрудничество с компанией CKD. До опробований ее танков в СССР дело не дошло, но компания снабжала советскую сторону достаточно подробный информацией по своим тягачам и боевым машинам. К примеру, в Автобронетанковом управлении Красной Армии были прекрасно осведомлены о ходе работ по среднему танку V-8-H.

По окончании оккупации Чехии Германией сотрудничество закончилось, но кое-какие материалы по тамошним разработкам в СССР все же попадали. Это произошло благодаря работе советской внешней разведки и чешским инженерам, каковые, мягко говоря, очень неоднозначно восприняли оккупацию собственной страны Германией. В конце 1940 года удалось добыть образцы брони легкого танка LT vz.38, каковые послали в Ленинград на изучение экспертам НИИ-48.

По результатам изучения был сделан вывод, что чешская сталь не воображает интереса для советской танковой индустрии.

Весной 1941 года Основное бронетанковое управление Красной Армии (ГАБТУ КА; с лета 1940 года так начало называться Автобронетанковое управление – прим. ред.) взяло подробный материал по танкам TNH-P (LT vz.38), TNH-Sv (будущий Strv m/41) и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Кроме тактико-технических черт, была взята информация о башни и конструкции корпуса Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Так, к началу ВОВ советские армейские имели подробную данные по этому танку, массово употреблявшемуся германской армией.

Захваченный Pz.Kpfw.38(t) из 20-й танковой дивизии, сентябрь 1941 года

Познакомиться с Pz.Kpfw.38(t) поближе советским экспертам удалось в первых числах Августа 1941 года. 23 июля начались бои не на жизнь а насмерть недалеко от деревни Крапивня Смоленской области. С германской стороны тут сражалась 20-я танковая дивизия, в составе которой были Pz.Kpfw.II (по большей части модификации Ausf.C), Pz.Kpfw.IV (по большей части модификаций Ausf.D-E) и Pz.Kpfw.38(t).

Кроме этого совместно с дивизией действовал 643-й противотанковый батальон, на вооружении которого пребывали истребители танков Panzerjager I. С советской стороны немцам противостояли 107-я и, чуть позднее, 102-я танковые дивизии.

В целом качественное превосходство было на германской стороне: не обращая внимания на то, что в составе 107-й тд имелись КВ-1 и Т-34, базой силой являлись Т-26 и БТ. Это во многом растолковывает, из-за чего утраты советской стороны были громадными, чем у немцев. Однако, успех от 20-й танковой дивизии отвернулась.

Понеся большие потери в битвах в районе Крапивни, дивизия в последних числах июля была вынуждена отойти, утратив наряду с этим от 30 до 40 танков. Подбитые автомобили стали советскими трофеями. В «Красной Звезде» и других советских газетах показались материалы с фото разгромленной германской техники.

Данный же танк спереди. Прекрасно видна дивизионная эмблема

По одному танку каждого типа было послано на научно-испытательный полигон в Кубинку. направляться добавить, что под Крапивней началась история бронеавтомобиля БА-64. Среди трофеев были германские броневики Sd.Kfz.222 и Sd.Kfz.223.

Итогом изучения Sd.Kfz.223 стало начало работ по созданию похожего по классу броневика, что заменил БА-20.

Кроме этого, прямо на месте армейский совет Западного фронта провел работы по изучению германских танков. Кроме Pz.Kpfw.IV (в документах он шел как «танк средний тип IV обр.37 г.»), изучался Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. В первую очередь танк обстреляли из противотанкового ружья Рукавишникова.

Стало известно, что пулей Б-39 с 300 метров танк не пробивается, а пуля БС-41 из 7 выстрелов пробила борт танка в любых ситуациях. При стрельбе из 45-мм пушки в лобовую часть на дистанции 500 метров один боеприпас срикошетировал от экрана, сделав в нем трещину и вмятину, еще два в том же месте броню пробили. В целом был сделан вывод, что наличное противотанковое оружие в полной мере может бороться с этими автомобилями.

Кроме этого было составлено достаточно правильное описание танка, действительно, его боевую массу очевидно переоценили, указав ее как 18–20 тысячь киллограм. Были указаны и не сильный места автомобили. Таковыми являлись крыша моторного отделения, и ведущее колесо, при попадании в которое довольно часто имели случаи заклинивания.

не сильный была и защита моторного отделения от бутылок с зажигательной жидкостью.

На глушителе видно особое крепление, через которое проходил шланг от буксируемой бочки с бензином в топливный бак

Следующий этап изучения происходил уже на Полигоне в Кубинке, куда отправилась машина с башенным номером 44. Она кроме этого относилась к модификации Ausf.E. Примечательно, что эксперты Полигона кроме этого совершили ошибку с боевой массой, изначально оценив ее в 14 тысячь киллограм. Уже позднее цифру скорректировали до 11 тысячь киллограм.

Отмечалась высокая культура производства, особенное внимание было уделено планетарной коробке передач Praga-Wilson и планетарным механизмам поворота. К тому же, по общей конструкции и боевым возможностям, согласно точки зрения экспертов полигона, машина не очень сильно отличалась от LT vz.35. Лобовая защита танка имела возможность поражаться любыми типами артиллерии, а его борта были признаны уязвимыми для огня крупнокалиберных пулеметов.

Судьба автомобили с башенным номером 44 малоизвестна.

Хрупкий чешский болотоход

На более детальное изучение трофейного танка в осеннюю пору 1941 года времени не нашлось. В тот момент у Полигона были совсем другие приоритеты. В осеннюю пору 1941 года его эвакуировали в Казань, а вместе с ним – и часть трофейной техники. Среди нее был и танк с башенным номером 624, кроме этого из состава 20-й танковой дивизии. Наверное, данный танк также был в числе трофеев, захваченных в бою у Крапивни. Машина досталась Полигону в нерабочем состоянии, для ее ремонта пригодилось пара месяцев.

Закончился он лишь к весне 1942 года, не смотря на то, что, если судить по некоторым показателям, всецело работоспособным танк так и не стал.

Летом 1942 года было решено совершить совместные опробования зарубежных и трофейных танков. Принимал в них участие и Pz.Kpfw.38 (t). За время опробований, проходивших в июле 1942 года, машина прошла 120 километров, другими словами меньше всех участников.

Это наводит на идея о том, что ее состояние было далеким от совершенного. Об этом говорит и большая скорость, составившая на булыжном шоссе всего 30 км/ч. Соответствующими были и средние скорости, составившие 25 км/ч по шоссе, 16 км/ч по проселку и 13 км/ч по распутью. Расход горючего наряду с этим был мельчайшим среди участников – 132, 169 и 185 литров соответственно.

Большой угол преодолеваемого подъема составил 20 градусов, а крена – 25 градусов.

Танк на протяжении преодоления брода

В целом возможно заявить, что советских военных чешский танк не впечатлил. Кроме того если бы он был полностью исправен, характеристики вряд ли очень сильно улучшились. Помимо этого, при с преодолением подъемов ограничивающим причиной была не мощность двигателя, а сцепление гусениц с грунтом. В этом отношении танк был равным американским Light Tank M3 и Medium Tank M3. Приблизительно та же картина была и с большим углом крена.

Он ограничивался сбрасыванием гусениц, и тут Pz.Kpfw.38(t) был в числе аутсайдеров. Подобный большой угол крена продемонстрировал Medium Tank M3, остальные автомобили появились в этом замысле лучше.

Pz.Kpfw.38(t) прекрасно продемонстрировал себя при перемещении по болотистой местности

При с преодолением водной преграды сослаться на нехорошее состояние было уже сложно. Итоги были печальными: пройдя 35 метров, танк погрузился на 1350 мм, вода скоро залила его моторное отделение, и мотор заглох. Извлекать машину было нужно посредством тягача.

Справедливости для, германский Pz.Kpfw.III Ausf.H прошел еще меньше – 30 метров.

Реабилитировался чешский танк на протяжении опробований на преодоление болота. Машина пара раз прошла болотистую местность на протяжении и поперек, с уверенностью двигаясь по сложным участкам.

Выбоина по окончании попадания бронебойного боеприпаса 2-фунтовой танковой пушки

В сентябре-октябре 1942 года были совершены опробования обстрелом трофейных танков. Помимо этого, испытывались и огневые возможности пушек трофейных танков. При стрельбе из 37-мм пушки KwK 38(t) бронебойными боеприпасами по StuG III Ausf.B лобовой лист толщиной 50 мм не пробивался со всех расстояний, наряду с этим борта удачно поражались на дистанции 850 метров.

При применения подкалиберного боеприпаса лоб германской самоходной установки пробивался на дистанции 400 метров.

Составной лист лба корпуса по окончании поражения его боеприпасом 45-мм пушки с дистанции 200 метров

Потом был совершён обстрел корпуса Pz.Kpfw.38(t) с башенным номером 121. В целом толщина брони чешского танка смотрелась в полной мере достойно, но только до тех пор, пока не был совершён обстрел. Самый стойко броня продемонстрировала себя против бронебойных снарядов 2-фунтовой (40 мм) британской пушки.

На дистанции 200 метров из нее не удалось пробить ни лобовой лист корпуса, ни лоб подбашенной коробки, но наряду с этим попадания сопровождались трещинами. Это означало, что по окончании нескольких таких попаданий броня все равно будет пробита. При стрельбе из ДШК с дистанции 200 метров по корме корпуса было получено 100% пробитий.

На дистанции 200 метров при стрельбе по борту корпуса недалеко от моторного отделения из 13 попаданий удалось добиться 4 пробитий. При сокращении расстояния до 150 метров из 9 попаданий не пробили броню всего 2 пули.

Для американской 37-мм пушки, установленной на легком танке M3, броня чешского танка не была проблемой

Результаты стрельбы по чешскому танку из 45-мм пушки приблизительно соответствовали итогам обстрела, произведенного в августе 1941 года. На дистанции 200 метров из трех выстрелов два увенчались сквозным пробитием. На дистанции 400 метров пробивался первый лист.

Что же касается бортов, то они с уверенностью пробивались на дистанции до 1000 метров. Похожим образом продемонстрировала себя броня Pz.Kpfw.38(t) при обстреле из 37-мм пушки американского легкого танка M3.

Попаданием 37-мм боеприпаса американской пушки выбило шаровую установку башенного пулемета

Но, к тому моменту главным соперником Pz.Kpfw.38(t) были советские средние танки Т-34, встреча с которыми не сулила для него ничего хорошего. По танку с дистанции 800 метров из пушки советского среднего танка был выпущен всего один боеприпас, чего выяснилось достаточно. Лобовой лист подбашенной коробки сорвало и разбило на куски. Стрельба осколочно-фугасными боеприпасами дала весьма похожий эффект. При попадании рвало клепаные соединения и гнуло страницы.

Попадание в правый борт башни раскололо его на куски.

Попадание осколочно-фугасного боеприпаса 76-мм пушки Ф-34 в борт башни

Полученные результаты не должны очень сильно удивлять. Неприятности с броней у чехословацких танков начались еще в 30-е годы, и к началу войны их так и не удалось устранить. По итогам обстрела был сделан вывод, что чешская броня хрупкая. То же самое в собственном заключении отразили и эксперты НИИ-48, изучавшие в осеннюю пору 1942 года зарубежные танки. Изучения продемонстрировали, что присадки никеля, повышающие вязкость стали, сведены в данной броне на нет.

Дополнительная неприятность заключалась в том, что башня и корпус Pz.Kpfw.38(t) планировали при помощи клепаных соединений. При попадании боеприпаса внутренняя часть заклепки отрывалась и преобразовывалась в поражающий элемент.

Схема бронирования Pz.Kpfw.38(t), составленная в первой половине 40-ых годов XX века НИИ-48

Итоги изучения Pz.Kpfw.38(t) в СССР разрешают заявить, что данный танк рядом историков очевидно переоценен. В конце 30-х годов он вправду был одним из лучших танков в собственном классе, но наряду с этим неприятность с броней существенно снижала его боевую эффективность. Помимо этого, в 1940 – 1941 годах показалось пара танков подобного класса, каковые были очевидно не хуже.

В первую очередь, это относится Light Tank M3. По совокупности черт он очевидно превосходил Pz.Kpfw.38(t), прежде всего за счет подвижности. Больше того, и Strv m/41, шведский близнец Pz.Kpfw.38(t), был лучше его, в особенности это относится танков второй серии.

В отличие от чешской брони, шведская проблемами с хрупкостью не страдала.

Со звездой на борту

Этот материал будет не полным, если не упомянуть в нем об применении трофейных Pz.Kpfw.38(t) в Красной Армии. По-настоящему массово танки этого типа стали попадать в руки советских трофейщиков в конце 1941 года, в то время, когда началось наступление под Москвой. Трофеев выяснилось так большое количество, что в декабре 1941 года на территории завода «Подъемник» был организован бронетанковый ремонтный завод (БТРЗ) №82, главной задачей которого стал ремонт зарубежной и трофейной техники.

Эта специализация предприятия сохранилась до конца войны. Помимо этого, ремонтом трофейной техники занимались и на территории, которую ранее занимал эвакуированный в Свердловск завод №37. Неспешно на ветхих площадях был организован филиал завода №37.

Ремонт «Праги» на БТРЗ №82, Москва, май 1942 года

В целом трофейные чешские танки, каковые в советских документах значительно чаще назвались «Прага», были в полной мере надежными автомобилями. Однако не все из них доставались заводу в состоянии, которое разрешало их отремонтировать. Значительно чаще обращение шла о достаточно без шуток поврежденных танках. Не следует затем удивляться, что из 53 завезенных на ремзавод №82 «Праг» удалось отремонтировать всего 13 штук.

Филиал завода №37 отремонтировал еще 3 танка.

Для обучения танкистов было выпущено краткое руководство по эксплуатации

В феврале 1942 года показалась мысль перевооружения трофейных танков советскими орудийными совокупностями. При с «Прагой» предполагалось поставить или 20-мм автоматическую пушку ТНШ, или 45-мм танковую пушку. В качестве исполнителя работ выступало КБ завода №592 под управлением Е. В. Синильщикова и С. Г. Перерушева.

Если судить по документам, дальше задания дело тут не продвинулось, потому, что более приоритетной задачей являлся проект САУ 122-СГ (СГ-122) на базе StuG III. К тому же, часть танков, если судить по фотографиям, взяла советские пулеметы ДТ. Для обеспечения экипажей информацией об устройстве трофейных танков была издана краткая инструкция по эксплуатации.

Отправка матчасти ООТБ на фронт, лето 1942 года. Прекрасно видны пулеметы ДТ на крыше башни

Наверное, первый случай боевого применения трофейных Pz.Kpfw.38(t) имел место в Крыму. По крайней мере, пара таких танков из состава 22-й танковой дивизии вермахта удалось захватить, и они попали в распоряжение Крымского фронта. Что же касается автомобилей, каковые поступили с ремзавода №82, то массово их применила в сражении всего одна часть – ООТБ (отдельный особенный танковый батальон).

В некоторых публикациях он именуется ООТБ литер «Б», но это уже вторая часть, которая пребывала в составе 31-й армии. Что же касается ООТБ, то он был послан в 20-ю армию.

Батальон организовали в июле 1942 года, его начальником стал майор Ф.В. Небылов. Батальон всецело складывался из трофейных танков: кроме 10 Pz.Kpfw.38(t), в нем пребывало 2 направляться III, 12 Pz.Kpfw.III и 6 Pz.Kpfw.IV. Характерной подробностью «Праг» ООТБ были громадные белые звезды, каковые наносились на борта башни и лобовой лист корпуса.

Таковой отличительный символ был очень нужен, потому, что трофейные танки имели возможность подбить собственные же.

Схема действия ООТБ в обороне, 23 сентября 1942 года

По состоянию на 31 августа в батальоне было 8 «Праг, 6 Pz.Kpfw.IV, 10 Pz.Kpfw.III и 2 StuG III. К тому моменту батальон действовал совместно с 354-й стрелковой дивизией. 3 сентября батальон поддерживал наступление 1203-го стрелкового полка 354-й стрелковой дивизии недалеко от деревни Опокино. На следующий сутки одна «Прага» была подбита артиллерией, еще две автомобили были подбиты вражеской авиацией.

Из оставшихся танков один пребывал в распоряжении начальника 354-й сд. На следующий сутки было подбито еще 2 трофейных танка, но наряду с этим 1, поврежденный ранее, удалось ввести в строй. Днем позднее количество боеспособных «Праг» удалось довести до 5, из них 2 потребовали ремонта. Экипажи окопали автомобили и применяли как неподвижные огневые точки.

В тот момент батальон был северо-восточнее деревни Черниково.

Вадим Антонов
/
«Прага» в Подмосковье
38 фотографий захваченного Красной Армией танка Pz-38(t)

  • ВМВ
  • танки
  • Германия
  • Чехословакия

в течении следующей семь дней танки держали оборону совместно с 331-й стрелковой дивизией. По состоянию на 25 сентября в строю оставалось 3 «Праги». Из потерянных ранее танков 2 остались на территории соперника, недавно их фотографии «всплывали» на одном из интернет-аукционов. Позднее эти автомобили удалось эвакуировать. Батальон до конца октября 1942 года имел приблизительно такой же состав, по окончании чего его расформировали.

Федор Васильевич Небылов закончил войну в звании гвардии полковника, занимая к тому моменту должность замкомандира 67-й гвардейской тяжелой танковой бригады. В ее составе он дошел до Берлина.

Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы РГАКФД
  • Фотоархив автора

Посмотри в танк M3 Grant. В командирской рубке. Часть 2 [World of Tanks]

Темы которые будут Вам интересны: