Путь скандинавской брони. часть 2

Путь скандинавской брони. часть 2

Вторая ветка шведской техники World of Tanks — это противотанковые самоходные установки. Армейские конструкторы Швеции трудились над данным видом техники так же деятельно, как и над танками. И результаты получались столь же увлекательными.

В этом материале вы познакомитесь с историческими прототипами шведских ПТ-САУ и их изюминками.

Pvlvv fm/42

Фаворит шведской танковой отрасли, компания Landsverk, делала громадные ставки на зарубежных клиентов. Она предлагала им целый «модельный последовательность» разнообразных боевых автомобилей. В их числе во второй половине 30-ых годов двадцатого века был двухместный танк-разведчик с 20-мм автоматической пушкой Madsen.

Шведские армейские также заинтересовались этим танком и заказали два умелых примера: полноценную военную машину и отдельное шасси. Позже их интерес угас, и вместо танка от Landsverk Швеция закупила 45 танкеток чехословацкого производства.

В первой половине 40-ых годов XX века на базе оставшегося шасси L-120 шведы создали зенитную самоходную установку (ЗСУ), вооружённую 20-мм автоматической пушкой 20 mm Lvakan m/40 с орудийным щитом. Возможно орудие имело возможность вести пламя не только по воздушным, но и по наземным целям. Дальше опытного образца дело не пошло: ЗСУ, оснащённые 40-мм зенитной пушкой, смотрелись более перспективно.

Ikv 72

В начале 1949 года шведская армия начала разрабатывать концепцию военной машины для помощи пехоты. В её рамках Landsverk «озадачили» подготовкой проекта 6-тонной автомобили с вооружением и лёгким бронированием в виде пушки в лобовом странице рубки. Уже в апреле готовься эскизный проект 6 tons Tankett m/49, и бумажный макет. Спустя год на опробование вышел переработанный вариант автомобили.

Протяженность корпуса Tankett fm/49, если сравнивать с исходной машиной, выросла на полметра.

Первоначально машина была вооружена тремя пулемётами, но скоро её переделали под установку 75-мм пушки. Конструкторы кроме этого разглядывали вариант применения короткоствольной пушки калибра 84 мм. По результатам переделок боевая масса автомобили подросла до 8 тысячь киллограм, но наряду с этим она всё равняется сохранила высокую подвижность. В итоге установку приняли на вооружение в первой половине 50-ых годов двадцатого века как Ikv 72.

Было выпущено 36 автомобилей, каковые во второй половине 50-ых годов двадцатого века модернизировали, установив вместо 75-мм орудия более замечательную совокупность калибра 105 мм. Модернизированные автомобили взяли обозначение Ivk 102.

Sav m/43

Ещё для одной шведской самоходной установки конструкторы сначала планировали использовать шасси Landsverk L-60. Но у этого танка был малый ресурс нагрузки ходовой части. В это же время данный параметр имел большое значение, потому, что штурмовую САУ шведы желали обезопасисть достаточно толстой бронёй.

Вследствие этого работы с шасси L-60 так и не продвинулись дальше опытных образцов.

Совсем другая обстановка сложилась с лёгким танком Strv m/41. Он изначально имел более высокую боевую массу и более толстую броню, а подвеска разрешала повысить нагрузку ещё на несколько тысячь киллограм. Так что в первой половине 40-ых годов XX века шведы приступили к разработке штурмового самоходного орудия на базе Strv m/41.

В августе 1943 года был изготовлен опытный образец, взявший обозначение Pav m/43. Сперва на него установили 75-мм пушку 7,5cm Kan m/02, но скоро переделали под установку 105-мм орудия. Переделанную САУ переименовали в Sav m/43.

С марта 1944 года по январь 1945 года выпустили 36 автомобилей, но пушки они взяли лишь год спустя. В первой половине 60-ых годов двадцатого века автомобили модернизировали, что подняло боевую массу до 12,4 тонны. Прослужили Sav m/43 до 1973 года.

Ikv 103

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века шведы модернизировали собственные лёгкие САУ Ikv 72 до отметки Ikv 102. Кроме более замечательного орудия калибра 105 мм, автомобили взяли громадные откидные панели, образующие что-то наподобие крыши боевого отделения. По результатам модернизации раздельно был составлен перечень улучшений, что реализовали в следующей партии самоходных установок.

Автомобили, взявшие обозначение Ikv 103, во многом повторяли предшествующую модель. Главным отличием стало то, что вместо двигателя Ford самоходная установка взяла шведский мотор SFA B42. Габариты корпуса не изменились, но его конструкцию кроме этого пара улучшили.

Боевое отделение стало всецело закрытым, мало изменилась и сама его конструкция.

Модернизированную подобным образом машину производили в течение 1956–57 годов, всего шведская армия взяла 81 экземпляр Ikv 103. Они поступили на вооружение 13 пехотных бригад. Как и многие другие шведские военные машины, Ikv 103 довольно продолжительное время состояли на вооружении, пока их не заменили более идеальные самоходные установки Ikv 91.

Ikv 65 Alt.II

К середине 60-х годов шведская армия начала разрабатывать концепцию новой военной машины для помощи пехотных частей. В соответствии с данной концепции, вместо короткоствольной пушки калибра 105 мм предполагалось применять орудие калибра 90 мм. Кроме этого сохранялось требование высокой подвижности.

Одним словом, вместо самоходной короткоствольной пушки предполагалось взять лёгкий истребитель танков, практически не имеющий брони, но весьма манёвренный и с замечательным оружием.

В конкурсе участвовали три компании. Среди них была и Landsverk, в своё время создавшая Ikv 72, 102 и 103. Свой автомобиль она обозначила как Ikv 65. Конструкторы представили на конкурс пять вариантов автомобили. Первый из них базировался на шасси Ikv 103, второй, третий и четвёртый — на базе БТР PBV 302.

Как и потребовало задание, автомобили предполагалось вооружить 90-мм пушкой Bofors с длиной ствола 53 калибра. В целом эти варианты были похожи между собой и напоминали базисный БТР, которому в лобовой бронелист поставили пушку. Пятый вариант был похожим лёгкий танк и имел вращающуюся башню.

По многим причинам армейские отказались от автомобилей Landsverk, и дальше моделей их разработка не продвинулась.

Ikv 90 Type B

Кроме Landsverk, во второй половине 60-ых годов XX века в конкурс по созданию новой автомобили помощи пехотных частей вступила компания Bofors. Именно сейчас она занималась «доводкой» нового танка Strv 103. Исходя из этого варианты автомобилей, предложенные клиенту, чем-то напоминали данный безбашенный танк.

Bofors, как и Landsverk, внесли предложение пять вариантов самоходной установки. Все они базировались на 5-катковом шасси. Автомобили имели удельную мощность 20 л. с. на тонну и расчётную большую скорость 65 км/ч.

Часть предложенных концепций взяла устройства для преодоления водных рубежей, похожие на те, которыми оснащались Strv 103, другими словами складные «коробки» из влагонепроницаемого материала.

У Ikv 90 typ A и Ikv 90 typ T были вращающиеся башни, остальные САУ взяли рубочное размещение боевого отделения. Вариант Ikv 90 typ B имел очень необыкновенную форму корпуса. Боевое отделение размешалось в кормовой части, в рубке «рубленой» формы. Это пара увеличило количество боевого отделения, но ухудшило устойчивость к боеприпасам.

Но, при толщине брони всего 15 мм форма рубки особенного значения не имела. Все варианты Ikv 90 были вооружены 90-мм пушкой с автоматом заряжания. Будущее Ikv 90 была такой же, как и у разработки Landsverk — дальше эскизов дело не продвинулось.

UDES 03

В начале 70-х годов компания FMV запустила программу создания серии экспериментальных автомобилей под неспециализированным обозначением UDES (Underlagsgrupp Direkt Eld Stridsfordon, дословно — наземные военные машины прямого огня). Среди них был и проект UDES 03 — перспективной военной машины 20-тонного класса, похожей на Strv 103. В отличие от него, у UDES пушка не была жёстко закреплена в корпусе, она имела возможность наводиться в вертикальной плоскости.

Над проектом на конкурсной базе трудились компании Bofors и Hagglunds. В игре представлена самоходка, созданная Bofors весной 1972 года. Машина должна была быть приземистой (всего 1,75 м по крышу) и вооружённой 105-мм пушкой с длиной ствола 40 калибров, спаренной с 20-мм автоматической пушкой.

Подобно Strv 103, машина имела экипаж из трёх человек и совокупность активной подвески, разрешавшую изменять угол наклона корпуса. Проект много раз переделывался, для отработки совокупностей был создан сперва самоходный стенд на базе БТР PBV 302, а после этого и тестовое шасси. Но умелые работы затянулись, и в итоге программу UDES 03 шведы закрыли.

Strv 103-0

В осеннюю пору 1963 года началась постройка умелой серии танков Strv S. Всего шведы собрали 10 таких автомобилей. В них учли результаты опробований опытных образцов Strv S1 и не сильный S2. Танкам поменяли форму корпусов, а также после этого, дабы возможно было установить совокупность преодоления водных рубежей, не смотря на то, что не все автомобили взяли её в действительности. Кроме этого у новой версии Strv 103 мехвод и его ассистент попадали вовнутрь танка не через два двустворчатых люка, а через неспециализированный.

Были и другие переделки.

На протяжении предстоящих испытаний и исследований инженеры продолжали понемногу поменять вид танка. Не смотря на то, что это были уже как раз небольшие доработки. К примеру, опробования продемонстрировали, что командирская башенка имеет неидеальную форму.

Узел переделали, в один момент добавив к нему турель ручного пулемёта. От установки двух курсовых пулемётов скоро отказались, установив вместо них ящик ЗИП (принадлежностей и запчастей). Дополнительные коробки ЗИП добавили на корму автомобили.

Strv 103B

По результатам эксплуатации Strv 103A был составлен перечень трансформаций, что конструкторы реализовали в более поздней машине — Strv 103B. Данный танк стал главным в серии — всего шведы их изготовили 220 штук. Поставки начались в первой половине 70-ых годов XX века, приблизительно одвременно с этим до отметки Strv 103B стали модернизировать ранее выпущенные Strv 103A.

Совсем шведская армия была укомплектована Strv 103 к концу 1971 года.

Кроме разных небольших переделок, Strv 103B стал более подвижным. Вместо 300-сильного Boeing 502-10 на него установили газотурбинный двигатель Caterpillar 553 мощностью 490 лошадиных сил. Масса танка выросла до 39,7 тонны, но удельная мощность увеличилась до 18,4 л. с. на тонну.

Кроме этого танк взял полный набор оборудования для преодоления водных рубежей.

Конструкторы поменяли конструкцию гусеничных траков, предусмотрев для них съёмные резиновые подушки. Позднее показалась дополнительная бронезащита кормового бронелиста. Модификация Strv 103B эксплуатировалась до середины 80-х годов, а позднее эти танки довели до отметки Strv 103C.

Создатель текста — Юрий Пашолок
  1. http://www.ointres.se/pansar.htm.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz.
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  5. http://tanks.mod16.org.

Создатель высказывает громадную признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (Karl Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Военная приемка в Мьянме. Солдаты Будды. Часть II

Темы которые будут Вам интересны: