Путь скандинавской брони. часть 1

Путь скандинавской брони. часть 1

О том, что у Швеции имеется собственное танкостроение, в Европе мало кто догадывался впредь до середины 30-х годов прошлого века. Всё изменилось в 1935 году, в то время, когда эта страна создала и продемонстрировала первый в мире серийный танк с торсионной подвеской. Не остановившись на достигнутом, Швеция создала до конца Второй мировой ещё пара хороших танков. Действительно, по окончании 1945 года шведы очень сильно утратили темп, не смотря на то, что и не специально.

Через чур скоро изменялись танки в других государствах, через чур много технических неприятностей приходилось решать конструкторам. В итоге очередной шведский серийный танк показался лишь через 2 десятилетия по окончании войны.

Шведская танковая школа всегда была одной из самых увлекательных в мире. И вот настало время ей прийти в World of Tanks. Перед вами — первый из двух материалов, говорящих краткую биографию новых жителей мира танков.

Strv fm/21

Условия Версальского контракта запрещали Германии, проигравшей Первую мировую, строить и проектировать танки. Выходом из положения для германских конструкторов стала работа на другие страны, в частности — на Швецию. В первой половине 20-ых годов двадцатого века Германия реализовала в том направлении 10 лёгких танков LK-II.

Дабы соблюсти букву Версальского контракта, автомобили вывезли разобранными.

В Швеции их собрали заново и дали обозначение Strv fm/21 (Stridsvagn — шв. «танк»). Так показались первые шведские танки. Strv fm/21 состояли на вооружении шведской армии достаточно продолжительно. К концу 20-х годов их двигатели очень сильно износились, так что танки было нужно модернизировать. «Обновлённую» модификацию назвали Strv m/21-29.

Часть танков взяла радиостанции, кроме этого для них разрабатывали проекты оснащения их пушками. Совсем Strv m/21 сняли с оружия лишь во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Strv m/38

Над собственным танком шведы начали работату во второй половине 20-ых годов XX века. Хорошего результата было нужно получать целых восемь лет, пока конструкторы компании Landsverk по заказу Ирландии не создали танк L-60. Показавшись в 1935-м, машина вызвала интерес и у других стран.

Для собственного времени танк был достаточно продвинутым: в частности, в нём в первый раз в мире употреблялась торсионная подвеска.

Шведские армейские в целом одобрили концепцию L-60, но наряду с этим "настойчиво попросили" внести в его конструкцию кое-какие трансформации. Так во второй половине 30-ых годов XX века на свет показался L-60-S, оснащённый шведским двигателем и 37-мм пушкой отечественного производства. 10 сентября 1937 года, по окончании опробования, танк приняли на вооружение как Strv m/38. Он стал первым танком шведской разработки, запущенным в довольно большую серию. Позднее была выпущена улучшенная версия автомобили, взявшая обозначение Strv m/39.

Правила, заложенные в Strv m/38, стали в будущем базой для разработки остальных шведских танков военного периода. Успешные технические ответы и грамотно проработанная конструкция стала источником долголетия Strv m/38. Эти танки прослужили в шведской армии более полутора десятков лет.

Strv m/40

К лету 1940 года нейтральная Швеция появилась в окружении соседей, каковые или пребывали в союзнических отношениях с нацистской Германией, или были ей оккупированы. В ответ на это усложнение интернациональной обстановки в конце 1940 года стартовала программа перевооружения шведской армии.

В октябре 1940 года компания Landsverk взяла заказ на улучшенный вариант танка, взявший обозначение Strv m/40. Ещё одну партию армейские мало позднее заказали компании AB Karlstads Mekaniska Werkstad (KMW). Технически эти автомобили мало различались между собой, исходя из этого им были присвоены дополнительные буквенные обозначения — «L» и «K» соответственно. Strv m/40L потом были модернизированы: на них установили экраны, каковые увеличили толщину лобовой брони до 50 мм.

В шведской армии Strv m/40 прослужили до 1957 года. В том же 1957 году 25 танков было реализовано в Доминиканскую Республику, где три года спустя они в первый раз поучаствовали в военных действиях.

Landsverk LAGO

Удачно выступив с танком L-60 на экспортном рынке, компания Landsverk сделала вывод, что это направление нужно развивать дальше. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века началась разработка среднего танка, взявшего внутреннее обозначение LAGO. Первый вариант автомобили готовься в октябре 1938 года.

Танк, главным потенциальным клиентом которого должна была стать Венгрия, весил 15 тысячь киллограм. Машина имела броню толщиной 34 мм, пушку калибра 47 мм и два двигателя, таких же, как у Strv m/38. Оказался в полной мере современный средний танк с подвижностью лёгкого.

Проблемой стало то, что с 1939 года венгры стали присматриваться к чехословацкому танку Škoda Š-II-c (T-21). Шведы постарались улучшить LAGO. Новый вариант танка имел боевую массу 17 тысячь киллограм и увеличенную толщину брони (до 50 мм). Шведы представили его в июне 1940 года. Увы, но тогда же в Венгрию прибыла на опробования соперничающая машина «Шкоды». В августе венгры сделали выбор в пользу чехословацкого танка.

Но, ресурсы, израсходованные на работу над LAGO, не пропали напрасно: позднее на его базе шведы создали Strv m/42.

Strv m/42

В апреле 1941 года руководство Королевской армии Швеции начало разработку тактико-технических требований к тяжёлому танку. Он должен был стать дополнением к лёгким Strv m/40. Разработку нового танка взяла на себя Landsverk, предложившая развитие экспортного среднего танка LAGO.

Работы над машиной, обозначенной LAGO II, начались в июне 1941 года. Первоначально танк должен был иметь пушку калибра 20 и боевую массу тонн 57 мм. Уже в сентябре 1941 года опытный образец LAGO II вышел на опробования, а 19 декабря 1941 года армейские заключили с Landsverk договор на постройку 100 танков.

Машину приняли на вооружение как Strv m/42. Вместо 57-мм пушки она взяла 75-мм орудие с длиной ствола 31 калибр.

Вторым подрядчиком при постройке Strv m/42 стала компания Volvo. В то время, когда сотрудники готовили производство танка, оказалось, что в наличии имеется всего 100 электромеханических коробок переключения передач. Помимо этого, Volvo внесла предложение применять вместо двух двигателей один, но собственного производства.

В следствии Strv m/42 выпускался сходу в трёх вариантах: LAGO II, LAGO III и LAGO IV, с тремя типами КПП и двумя типами силовых установок. Всего выстроили 282 танка данного типа, каковые прослужили до середины 50-х годов ХХ века. Затем автомобили со спаренными двигателями переделали в танк Strv 74, а танки с двигателями Volvo — в самоходную установку Ikv 73.

Strv 74

К середине 50-х годов шведская армия появилась в весьма непростом положении. Многие танковые разработки зашли в тупик, за 10 лет не было выпущено ни одной новой военной машины. Шведы сделали вывод, что временным выходом может стать глубокая модернизация уже существующих танков.

Среди остальных автомобилей для этого оптимальнее доходил Strv m/42.

Компания Landsverk внесла предложение пара вариантов улучшения конструкции данного танка. Один из них подразумевал установку башни от французского AMX-13, но со шведским оружием, второй вариант предполагал создание собственной башни. В итоге именно он был признан самые подходящим.

В сентябре 1955 года был подготовлен эскизный проект новой башни. В неё установили длинноствольное орудие калибра 75 мм, а сама башня стала трёхместной. В один момент из корпуса убрали место пулемётчика, а шасси модернизировали.

В феврале 1956 года на опробования вышли два умелых танка, по их итогам модернизацию Strv m/42 утвердили под обозначением Strv 74. Переделку ветхих танков под новый стандарт начали в начале 1957 года, всего подобным образом переделали 225 автомобилей. На вооружении они продержались до 1984 года.

Leo

В июне 1943 года шведские армейские эксперты смогли изучить в Финляндии трофейный коммунистический средний танк Т-34. Выводы были неутешительными. Кроме того лучший в то время шведский танк Strv m/42 практически во всём проигрывал советской машине. Шведы запустили программу по разработке нового среднего танка 30-тонного класса на базе Strv m/42. Машина, первоначально именовавшаяся Pricken, позднее была переработана и переименована в LS-46.

Но эта разработка в конечном счёте зашла в тупик.

Во второй половине 40-ых годов двадцатого века шведы опять начали изобретать замену Strv m/42. Потому, что в разработке приходилось ориентироваться на его базу, было нужно снижать боевую массу перспективного танка с 30 до 25 тысячь киллограм. Новую машину назвали Leo («Лев»). Корпус, если сравнивать с Strv m/42, мало удлинили, ширина автомобили достигала 3 метров. Толщина брони во многом совпала с предшествующим LS-46: в лобовой части корпуса она варьировалась от 30 до 70 мм, а во лбу башни — от 55 до 70 мм.

При применении самого замечательного двигателя от направляться m/42 EH удельная мощность Leo составляла 16,4 л. с. на тонну. Большую скорость разработчики оптимистично оценивали в 55 км/ч, не смотря на то, что кроме того менее тяжёлый Strv m/42 EH стремительнее 45 км/ч не ехал. Дальше стадии эскизного проекта Leo не продвинулся.

EMIL I

Определив о том, что на вооружении Советской армии состоит тяжёлый танк ИС-3, шведы встревожились: кроме того предварительные расчёты показывали, что каждые проекты шведских перспективных танков безнадёжно устарели если сравнивать с советским тяжеловесом.

8 ноября 1950 года Швеция создала спецификацию на 25-тонный танк со 105-мм пушкой. Концепция продолжительно не прожила, поскольку шведы выяснили, что Франция ведёт работы над средним танком AMX M4 (он же AMX 50). Шведских инженеров так увлекла мысль с качающейся башней, что они собственными руками до неузнаваемости «перекроили» изначальный план.

Эскизный проект нового танка, названного EMIL, был подготовлен к началу сентября 1951 года. Он был совсем не похож на то, что шведы делали доселе. Довольно маленький и низкий танк с качающейся башней должен был иметь боевую массу 28 тысячь киллограм.

В качестве силовой установки предлагался оппозитный 8-цилиндровый двигатель SFA мощностью 550 л. с. С таким мотором EMIL теоретически должен был разгоняться до 55 км/ч. В качестве оружия предполагалась 120-мм пушка с автоматом заряжания. Кроме этого танк имел возможность похвастаться замечательным бронированием в лобовой проекции и громадными углами склонения орудия.

EMIL был увлекательной машиной, но так и остался на бумаге, пав жертвой растущих аппетитов шведских армейских.

EMIL II

EMIL недолго прожил в собственном начальном виде. За растущими требованиями армейских его стали дорабатывать и изменять.

E1 — первый вариант переделки EMIL, предусматривал установку 120-мм пушки при длине корпуса танка 6,4 м и боевой массе 35,5 тонны. Е2 становился на 100 мм шире и выше, что разрешало установить на него более замечательные двигатели AV-1195 и AVS-1195. 120-мм пушки на нём не предусматривалось, выбирать возможно было между калибрами 105 и 150 мм.

Боевая масса варьировалась от 34,1 до 39,2 тонны, а скорость, в зависимости от двигателя, от 45 до 55 км/ч. Выросло и бронирование — до 145 мм в корпусе и 170 мм в башне.

EMIL E3 был самым громадным и тяжёлым. Протяженность корпуса выросла до 6,7 метра, а ширина и высота, если сравнивать с EMIL E2, увеличились ещё на 10 сантиметров. Боевая масса варьировалась от 36,4 до 41,8 тонны, помимо этого, выросла толщина бортовой брони.

Более замечательный мотор теоретически разрешал танку развивать большую скорость 60 км/ч. Этот вариант шведы решили довести до серийного производства.

Kranvagn (KRV)

По документам компании Landsverk проект EMIL E3 проходил как танкетка. Работы над машиной в целом завершились к концу 1954 года. Наряду с этим в конструкцию танка было внесено ещё некое количество трансформаций.

В соответствии с предстоящим замыслам, к маю — июню 1956 года шведы предполагали выстроить два корпуса для опытных образцов. Практически клиенты дали разрешение на постройку одного, в основном вследствие того что компания Bofors, трудившаяся над орудием, понемногу стала входить в тупик. Армейские думали, что 105-мм пушка для перспективного танка слабовата, а с снарядами для 150-мм орудия было большое количество нерешённых неприятностей.

Вдобавок в первой половине 50-ых годов XX века инженеры «Бофорс» никак не могли совладать с недочётами совокупности стабилизации.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века проект перспективного шведского тяжёлого танка наконец-то взял собственное имя, с которым и вошёл в историю. Машину назвали KRV, либо Kranvagn («Автокран»). Через год началась сборка опытного образца, что в октябре отправился на опробования.

В целом у шведов оказалась вправду хорошая машина, сочетавшая в себе замечательное лобовое бронирование и достаточно высокую подвижность. Увы, но ни орудия, ни башни для проекта так и опоздали подготовить — по большей части исходя из этого программу KRV и закрыли. А наработки по ней позднее понадобились для танка Strv S.

Создатель текста — Юрий Пашолок
  1. http://www.ointres.se/pansar.htm.
  2. http://ftr.wot-news.com.
  3. http://ritastatusreport.blogspot.cz.
  4. Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
  5. http://tanks.mod16.org.

Создатель высказывает громадную признательность шведскому историку Карлу Бломстеру (Karl Blomster) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Прохождение GOD OF WAR 4 [2018] — Часть 35: ВСЕ ВАЛЬКИРИИ УБИТЫ! ЭПИЧНАЯ БРОНЯ ВАЛЬКИРИЙ!

Темы которые будут Вам интересны: