«Приседающая» самоходка вермахта

К середине 1943 года танковые части Вермахта были укомплектованными достаточно широкой номенклатурой военной техники, что стало значительной проблемой. В случае если у Красной Армии главным средним танком был Т-34, главным тяжелым – КВ, а легким – Т-70, и все остальные бронированные автомобили (САУ, бронетранспортеры, противотанковые САУ) производились и развивались на базе их шасси, то в германских армиях таковой стройной совокупности не было. Благодаря этому СССР, не обращая внимания на утрату многих промышленно развитых регионов, смог создавать практически вдвое больше танков, чем давали Вермахту фабрики Фашисткой германии.

Такая обстановка не имела возможности устраивать управление Германии. В мае 1942 года Генрих Эрнст Книпкамп, глава Шестого департамента (Waffenprufamt 6, потом – Департамент) Управления оружий сухопутных сил (Heereswaffenamt, потом – УВС), нёсшего ответственность за поставку и разработку в армию военной техники, создал и возглавил исследовательскую группу (потом – Несколько), призванную создать целую серию новых танков.

Их конструкция должна была стать максимально технологичной, дабы предприятия Германии имели возможность создавать, а танковые части Вермахта – приобретать большее количество автомобилей. При создании новых танков должен был учитываться и опыт, купленный германскими конструкторами на протяжении первой половины Второй мировой (потом – ВМВ), помимо этого, предельное число узлов автомобилей новой серии нужно было сделать взаимозаменяемыми.

«Приседающая» самоходка вермахта

Глава конструкторской работы (Waffenprufamt 6) Управления по оружиям

германской армии (Heereswaffenamt) Генрих Эрнст Книпкамп

Источник – subscribe.ru

Она стала называться «Серия Е» от германского слова «Entwicklung» («разработка»), и у всех разрабатываемых автомобилей индекс начинался с буквы «Е», обозначавшей принадлежность к серии. Цифровая часть индекса означала нижний весовой предел, заданный для данной автомобили Группой УВС. Но, в большинстве случаев, по окончании окончания проектных работ над «Серией Е» вес созданных бронемашин не соответствовал присвоенным индексам.

Е-10 (небольшой танк серии) в действительности был не танком, а противотанковой самоходной артиллерийской установкой (потом – ПТ САУ). На ее разработку очень сильно повлиял успех применения в битвах таковой автомобили, как «Хетцер» – самоходной установки, созданной на шасси трофейного чешского танка Pz.Kpfw.38(t) и производившейся для потребностей Вермахта на оккупированном немцами чешском предприятии BMM (Bohmisch-Mahrische Maschinenfabrik AG).

САУ «Хетцер» из экспозиции Канадского военного музея в Оттаве

Источник – wallpoper.com

Техническое задание для Е-10 было сформулировано Группой в начале 1944 года и распространено среди компаний-производителей военной техники, готовых выделить инженеров и другие ресурсы, нужные для проекта новой автомобили. Как ни необычно, в конкурсе одержал победу проект концерна «Клокнер-Гумбольт-Дойц» (потом – KHD), чье автомобилестроительное подразделение «Магирус-Дойц» базировалось в городе Ульм почвы Баден-Вюртемберг. До этого компания совсем не занималась проектированием военной техники, а все ее знакомство с гусеничной техникой ограничивалось серийным производством тягачей RSO (Raupenschlepper Ost – гусеничный тягач «Восток»), куда конструкторы компании вместо «родного» двигателя компании «Штейр» установили бензиновый мотор собственного концерна KHD, что до начала ВМВ именовался «Дойц».

Концерн «Дойц» был основан в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века изобретателем четырехпоршневого двигателя внутреннего сгорания Николаусом Отто и специализировался на производстве стационарных двигателей. Он увлекателен тем, что в некоем смысле есть alma mater для германского (и не только) автомобилестроения. Такие узнаваемые конструкторы, как Готлиб Даймлер, Вильгельм Майбах, Роберт Бош, Рудольф Дизель, Проспер Л’Оранж, Этторе Бугатти, трудились в концерне «Дойц» либо сотрудничали с ним в начале собственной карьеры.

Е-10 в разрезе

Источник – galerie.palba.cz

Сейчас инженеры автомобилестроительного подразделения концерна (компании «Магирус») под управлением главного конструктора Ганса Хассельгрубера спроектировали новый танк, эскизные проекты и чертежи которого представили в августе 1944 года. Чтобы выполнить твёрдые ограничения по весу автомобили (10–12 тысячь киллограм), конструкторы отказались от установки на ней башни, в следствии чего танк превратился в САУ. Так как в качестве одной из главных функций Е-10 планировалась разведка, техническим заданием определялись ее небольшой высокая скорость и вес.

Маленькая высота автомобили разрешала выполнить ее лобовое бронирование из двух бронелистов: верхнего (толщиной 60 мм и расположенного под углом 60°) и нижнего (толщиной 30 мм и кроме этого расположенного под углом 60°), каковые сваривались ниже линии размещения орудия. Такое конструкторское ответ делало машину намного технологичнее самой массовой САУ Вермахта – StuG 40 Ausf.G, имевшей более сложную геометрию лобовых бронедателей. Бортовое бронирование формировалось из 20-мм бронелистов, расположенных под углом 10°, кормовое – из 20-мм бронелистов (углы наклона – 15° и 33° соответственно), днище и крыша – из страниц толщиной 10 мм.

Модель легкого истребителя танков Е-10, вооруженного 75-мм пушкой Рак 39 L/48

(модель изготовлена С. Федоровым)

Источник – technonavigator.com

Для экономии внутреннего пространства трансмиссия и силовая установка были выполнены единым блоком, что возможно было легко монтировать/демонтировать, поскольку кормовые бронелисты у Е-10 были сделаны откидными на петлях. Довольно того, какой двигатель устанавливать на САУ, окончательное решение принято не было, и рассматривались два варианта – бензиновые Maybach HL100 с мощностью и водяным охлаждением 400 л.с. либо Argus с мощностью и воздушным охлаждением 350 л.с. В возможности планировалось заменить их 550-сильным двигателем Maybach HL101 с прямым впрыском горючего.

Благодаря заднему размещению трансмиссии машину собирались сделать заднеприводной с передними направляющими колесами. Обрезиненные опорные катки диаметром один метр (по четыре на любой борт) и мелкозвенчатая гусеница шириной 400 мм снабжали бы хорошую проходимость довольно легкой САУ. Как и у всех танков «Серии Е», у Е-10 была внешняя продольно-торсионная подвеска с тарельчатыми пружинами, каковые в зарубежной литературе именуют «пружинами Бельвиля».

Эта совокупность подвески была создана конструктором компании «МАН» врачом технических наук Лером. Отказ от поперечной торсионной подвески, употреблявшейся ранее во всех автомобилях, к конструированию которых имел отношение Книпкамп, разрешал расширить внутренний нужный количество автомобили. В частности, именно поэтому в днище САУ был сконструирован дополнительный эвакуационный люк для экипажа.

Опорные катки автомобили размешались в шахматном порядке, что выдавало причастность к ее созданию главы Шестого департамента УВС – такое размещение катков было изобретением Книпкампа и его «визиткой».

Модель Е-10

Источник – alternathistory.org.ua

Изюминкой Е-10, отличавшей ее от остальных автомобилей серии, был гидравлический привод элементов подвески, созданный компанией «Фойт» и разрешавший изменять клиренс САУ в диапазоне 200 мм. Снабженная гидравликой подвеска разрешала бы при высоких скоростях, каковые должна была развивать Е-10, сохранять удобство наведения и плавность хода. Помимо этого, в засаде ПТ САУ имела возможность бы опускаться на грунт, как бы приседая, что уменьшало бы ее поражаемый силуэт.

Е-10 и более тяжелая САУ Е-25 во многом были ответом УВС на появление на Западном фронте легкобронированной американской САУ М18 «Хеллкэт», талантливой развивать на шоссе скорость до 90 км/ч при массе в 17,7 тонны. Уже по окончании старта проектных работ Шестой департамент дополнительно известил конструкторскую группу Хассельгрубера о необходимости большого увеличения скорости разрабатываемой автомобили. В следствии принятых конструкторских ответов Е-10, при ее осуществления в металле, развивала бы скорость в 70 км/ч (по шоссе).

Благодаря гидравлике высота Е-10 варьировалась от 1560 мм (в засаде либо на стоянке) до 1760 мм (в походном положении). Протяженность всей САУ с пушкой составляла 6,91 м, протяженность ее корпуса – 5,35 м, ширина корпуса – 2,86 м.

САУ Е-10 в походном (сверху) и боевом положении (снизу)

Источник – mediafire.com

В роли главного оружия для Е-10 планировалось применять 75-мм противотанковую пушку PaK 39 L/48 с длиной ствола в 48 калибров, которая прекрасно зарекомендовала себя в битвах, будучи установленной на САУ «Хетцер». Казенник пушки закрывала орудийная маска типа «кабанья голова». Экипаж САУ должен был складываться из трех человек – начальника, наводчика-и механика водителя.

Проект компании KHD был рассмотрен, но предстоящее его развитие функционеры от УВС посчитали нерациональным. Не обращая внимания на все усилия конструкторов, они превысили весовой лимит в 10–12 тысячь киллограм – вес Е-10 достигал 16 тысячь киллограм. Помимо этого, рассмотрение проекта происходило во второй половине 1944 года, в то время, когда положение на фронтах уже было катастрофическим и Вермахту безотлагательно требовались танки.

Запуск кардинально новой САУ в производство неминуемо привел бы к некоей паузе в производстве автомобилей этого класса, поскольку во время освоения фабриками нового изделия «ветхая продукция» не выпускалась бы.

Модель САУ Е-10 в походном положении. Прекрасно видна орудийная маска автомобили

Источник – tankolet.ru

Вследствие этого было решено проект в металле не реализовывать и всецело от него отказаться, продолжив выпуск САУ «Хетцер». В следствии ни один прототип Е-10 так и не был создан.

Самоходки и бронетранспортеры Вермахта

Темы которые будут Вам интересны: