Приключения «центуриона» в скандинавии

Не обращая внимания на рвение Швеции вооружаться собственными разработками, танки зарубежного производства не были таковой уж большой редкостью в шведской армии. В случаях, в то время, когда собственная промышленность пробуксовывала или итог работы конструкторов выяснялся не совсем успешным, шведские армейские решали проблему зарубежными закупками.

Достаточно отыскать в памяти Strv m/37, самый массовый шведский танк в начале Второй мировой, что на деле являлся экспортной танкеткой AH-IV-Sv производства чехословацкой компании CKD. Пара позднее у шведов показался Strv m/41, лицензионная копия ещё одной чехословацкой автомобили, LT vz.38. Весьма похожая история произошла и по окончании войны.

Устав ожидать, пока отечественная индустрия произведёт современный танк, шведские армейские закупили британские танки Centurion, каковые стали самыми массовыми танками хорошей компоновки в шведской армии в послевоенный период.

В ожидании танка EMIL

Во многом сложную обстановку, которая сложилась в шведском танкостроении к началу 50-х годов, создали сами шведские армейские. В первой половине 40-ых годов двадцатого века они инициировали разработку танка, талантливого противостоять советскому Т-34. Техническое задание изменялось пара раз, в один момент изменялись и проекты. Сперва это был 28-тонный Landsverk Pricken. Его поменял 30-тонный LS 46, после этого показался 25-тонный Landsverk Leo, от которого шведские армейские также отказались. Позднее на базе Leo был создан Landsverk Lansen.

Наряду с этим ни одна из перечисленных боевых автомобилей кроме того не была выстроена в виде опытного образца. Максимум, что смогли сделать на Landsverk, — изготовить полноразмерные макеты Lansen в нескольких вариантах для демонстрации потенциальным зарубежным клиентам.

Приключения «центуриона» в скандинавии

В марте 1950 года сотрудникам Департамента оружий Королевской армии (KATF, Kungliga Armeforvaltningens Tygavdelning) стало известно о том, что на вооружении Советской армии находится тяжёлый танк ИС-3. Анализ его защищённости продемонстрировал, что шведские перспективные разработки безнадёжно устарели. Это означало, что в требования к новому танку будет необходимо опять вносить важные коррективы.

Спецификацию на новую машину, вооружённую 105-мм пушкой, департамент KATF подготовил 9 ноября 1950 года. От прошлых проектов, действительно, очередной перспективный танк отличался мало. При боевой массе 25 тысячь киллограм он должен был иметь удельную мощность 18 л. с. на тонну, в качестве базы предусматривался Strv m/42. На этот раз, но, шведские армейские решили подстраховаться.

Решено было поискать подходящий танк и за границей.

Шведская рабочая группа осматривает Centurion Mk.3 в Швейцарии, ноябрь-декабрь 1951 года. На переднем замысле (со шляпой в руке) стоит Эрик Гиллнер, одна из главных фигур в шведском танкостроении

По состоянию на 1950 год богатого выбора у шведов не было. Танки армейского выпуска ими не рассматривались, потому, что уже морально устарели. Так, число вероятных кандидатур сократилось до двух западных автомобилей. Первой был американский танк M26 Pershing и его предстоящее развитие, M46 Patton.

Танк боевой массой 44 тонны в качестве главного оружия имел 90-мм пушку, по чертям близкую к германской 88-мм зенитной пушке Flak 18. Для финиша Второй мировой это было хорошо, но для действенной борьбы с тем же ИС-3 для того чтобы орудия уже не хватало. За счёт более замечательного, чем у M26, двигателя M46 имел максимальную скорость и лучшую подвижность, но в целом и эта машина скоро устаревала.

Второй кандидатурой был британский средний танк Centurion. Эта машина стала настоящим прорывом для британского танкостроения, которое во второй половине Второй мировой войны открыто отставало от фаворитов. Под самый занавес войны британцам удалось сделать танк, в котором сочетались довольно мощное орудие и неплохое бронирование. Во второй половине 40-ых годов XX века на свет показался Centurion Mk.3, что взял пушку Ordnance QF 20-pr Tk Mk.I калибра 84 мм.

Это орудие существенно повысило боевую эффективность танка.

Имелись у британского танка и недочёты. Он был больше и тяжелее M46, а его большая скорость не превышала 35 км/ч. Это очевидно шло вразрез с представлениями шведских армейских о танке как о подвижной военной машине.

Помимо этого, толщина лобовой брони корпуса составляла всего 76 мм, что кроме того с учётом громадного угла наклона для начала 50-х было очевидно мало.

Один из первых Centurion Mk.3, прибывших в Швецию. Учения танкового полка P 2, Хаслехолм, лето 1953 года

Из двух кандидатов шведы выбрали Centurion Mk.3. Но тут стало известно, что по состоянию на 1950 год британцы были совсем не готовы к экспортным поставкам. На запрос шведской стороны был дан ответ, что раньше 1958 года ожидать танки Centurion не следует. Помимо этого, летом 1950 года началась война в Корее, которая стала причиной новый виток гонки оружий.

Сейчас США и Англии стало совсем не до Швеции.

На этом фоне с конца 1950 года продолжилось сближение в Франции и оборонной сфере Швеции. В январе 1951 года KATF получил данные о французском среднем танке AMX M4, позднее превратившемся в AMX 50. В июле того же года шведам удалось познакомиться ещё с одной французской машиной — AMX 13. Оба этих танка сильно повлияли на развитие шведского танкостроения. По результатам изучения французского опыта к началу сентября 1951 года перспективный шведский танк превратился в проект EMIL.

Годом спустя его достаточно серьёзно переработали. С 28 тысячь киллограм его боевая масса выросла до 41,8, от пушки калибром 120 мм отказались в пользу двух орудий калибра 105 и 150 мм, машина заметно увеличилась в габаритах.

В апреле 1952 года один экземпляр AMX 13 прибыл в Швецию, где начались его опробования. Французская машина всерьёз рассматривалась в качестве нового танка для шведской армии. Больше того, начались переговоры о поставках 300 танков этого типа.

бортовые номера и Шведские флаги — всё, чем изначально отличались Strv 81 от Centurion Mk.3

Нельзя исключать, что предстоящее развитие шведского танкостроения имело возможность пойти по «французскому» пути, но в конце 1952 года обстановка начала меняться. 5 декабря из шведского консульства в Лондоне пришло письмо, в котором говорилось, что правительство Великобитании дало согласие на поставку 80 Centurion MK.3 в Швецию. Всецело укомплектованная машина обходилась в 50 тысяч фунтов, в эту сумму кроме этого входило два года обслуживания.

При заключения сделки в январе 1953 года заказ всецело выполнялся за 1953–54 годы. В январе 1953 года в KATF поступили подробные технические данные по британскому танку. Помимо этого, в ноябре — декабре 1952 года шведские эксперты побывали в Швейцарии, где смогли осмотреть Centurion Mk.3.

Как возможно подметить, заряжающему в Strv 81 было очевидно не тесно

Было нужно вносить важные коррективы в замыслы по закупке бронетанковой техники. По состоянию на январь 1953 года шведская армия собиралась закупить 300 AMX 13 по цене 700 тысяч шведских крон за штуку. Что же касается британского танка, то его полная цена в пересчёте на шведскую валюту составляла 845 400 крон.

Иначе, Centurion Mk.3 смотрелся более заманчивым вариантом. Эти танки в полной мере хорошо зарекомендовали себя в Корее. Что же касается AMX-13, то в нём шведы разочаровались. Генерал Эренсверд (Carl August Ehrensvard), командующий шведской армией, высказался о AMX-13 следующим образом: хороший танк, но не для шведских условий.

Выбор шведского руководства совсем склонился в сторону британского танка. Как раз ему предстояло стать временной, как тогда казалось, заменой перспективного отечественного танка EMIL.

Окончательное решение проблемы KRV

В соответствии с начальному контракту, первые 6 танков Centurion Mk.3 прибывали в Швецию в апреле 1953 года. Поставка другой части заказа растягивалась до 31 декабря 1954 года. В действительности первые автомобили прибыли в порт Ландскруна 2 мая. Автомобили загрузили на платформы и послали железной дорогой в Хаслехолм, куда во второй половине 40-ых годов двадцатого века из Хельсингборга перевели танковый полк P 2. Тут танки, взявшие шведское обозначение Strv 81, стали осваивать и изучать.

К слову, цифра 8 в новом индексе означала калибр орудия в сантиметрах, а цифра 1 показывала на то, что это первая военная машина шведской армии с подобным оружием.

Учения с участием танков из состава P 2, лето 1954 года

Centurion по концепции существенно отличался от того, что первоначально предполагали заполучить для собственных танковых армий шведские армейские. В определённом смысле эту машину возможно было назвать старомодной. В частности, на ней британцы возвратились к блокированной подвеске конструкции Сиднея Хорстманна.

В первый раз эта совокупность была использована на танках Vickers ещё в конце 20-х годов и на послевоенной машине смотрелась пара архаично. Иначе, такая подвеска не занимала места в корпусе, а при повреждении тележку возможно было скоро снять без особенных неприятностей. К слову, общеизвестные в узких кругах германские танки E-50 и E-75 кроме этого должны были иметь похожую по концепции подвеску.

Значительной проблемой стала громадная боевая масса автомобили — 50 тысячь киллограм. Наряду с этим официально Centurion оставался средним танком.

Танки в горной местности. Стало известно, что британские автомобили в полной мере подходят для своеобразных природных условий Швеции

Вместе с тем у танка была и масса плюсов, каковые очевидно перевешивали минусы. Одним из требований к танкам у шведов было удобство работы экипажа, и тут к Centurion очевидно не было вопросов. С позиций комфорта экипажа данный танк для британского танкостроения стал огромным рывком вперёд.

Если сравнивать с Cromwell и Comet место механика-водителя тут было больше похоже на центр управления звездолётом. В походном положении сиденье приподнималось, так что шофер приобретал хороший обзор. При непогоды имелся особый чехол, что надевался на люк и защищал водителя в походном положении от осадков.

Само отделение управления было грамотно продумано и скомпоновано.

Не меньшие трансформации претерпело и боевое отделение. Особенно это относится места заряжающего, что имел возможность в чуть ли не танцевать джигу. Содействовал этому не только большой диаметр погона, достигавший 1880 мм, но и грамотно проработанная компоновка боевого отделения. Потом без ущерба для работы экипажа конструкторы смогли установить в башню более замечательное орудие.

Но, и штатная 20-фунтовая пушка была весьма хорошей совокупностью.

Финальным аккордом в ходе освоения новых автомобилей стали зимние учения в конце 1954 года. Стало очевидным: с танком шведские армейские не совершили ошибку

Обязательства по поставкам британцы выполнили преждевременно. Последний из 80 «Центурионов» первой партии прибыл в Швецию в осеннюю пору 1954 года. С июня 1954 года начались полномасштабные тактические учения, в которых учавствовали Strv 81. 9–14 августа состоялись манёвры, в которых были задействованы танки из состава P 2. Учения продолжались и в осеннюю пору, танки тестировали в непростых условиях.

Они двигались по болотам, их загоняли в лес, приходилось автомобилям преодолевать и заснеженную местность. Стало известно, что низкая скорость компенсировалась хорошей проходимостью по очень специфичному ландшафту Скандинавии. Стало ясно, что шведские армейские не прогадали с приобретением.

Strv 81 второй закупочной серии возможно легко выяснить по эжектору на стволе. Эти автомобили взяли полный набор «шведского» обвеса

Успех войсковых опробований открыл дорогу для предстоящих заказов. Они стали особенно актуальными на фоне откровенной неудачи в разработке танка EMIL, что во второй половине 50-ых годов двадцатого века поменял обозначение на KRV. Сроки разработки затягивались, и, что хуже, обнаружились значительные неприятности с вооружением и башней перспективной автомобили.

В 1955 году шведская армия заказала ещё 160 Centurion Mk.3. Прибывшие танки пара отличались от автомобилей первой партии. Главным внешним отличием стало изменение ствола 20-фунтовой пушки.

С кончика ствола провалился сквозь землю противовес, в один момент показался эжектор, что снижал количество попадающих в боевое отделение по окончании выстрела пороховых газов. Так, неспециализированный размер поставок составил 240 танков. Кроме этого, было закуплено 13 БРЭМ Centurion ARV, взявших обозначение Bargningsbandvagn 81 A, либо Bgbv 81 A.

Bgbv 81 A, БРЭМ на базе Centurion. Всего было приобретено 13 таких автомобилей

Появление британских автомобилей разрешило наконец начать масштабное перевооружение шведской армии. Strv 81 поменяли в частях морально устаревшие Strv m/42. Эти танки стали модернизировать, перевоплотив в Strv 74, каковые, со своей стороны, стали заменять в частях лёгкие танки семейства Landsverk L-60-S и Strv m/41. Сами Strv 81 неспешно видоизменялись. Первое время автомобили употреблялись в первозданной британской комплектации.

После этого на них показались шведские радиостанции, а их вид стал мало иным. На передних и задних брызговиках показались крепления и катафоты для тактических знаков, а на лобовом странице были закреплены особые упоры, делавшие роль горного тормоза. Пара изменилась передняя светотехника.

Наконец, на командирской башне была установлена турель с пулемётом KSP m/39C.

Весной 1958 года шведские армейские были на перепутье. Опытный образец KRV в полной мере удачно проходил опробования, но наряду с этим вооружения и башни он так и не взял. 2 мая прошло заседание, на котором поднимался вопрос о программе перевооружения шведской армии на 1958–1966 годы.

Кроме предстоящих работ по KRV, рассматривался вопрос о закупке танков производства Англии, США либо Германии или об их лицензионном производстве. Помимо этого, уже была запущена разработка ещё одной альтернативы для KRV — Strv S.

Данный Strv 81 оснащён особым прицепом, что употреблялся для перевозки дополнительного запаса горючего

Нужно заявить, что департамент KATF не хотел закрывать программу KRV: через чур много сил на неё было уже израсходовано. В это же время из Англии стали поступать сведения о выпуске новых модификаций Centurion. 6 ноября 1958 года армейские взяли данные о вероятных вариантах для новых закупок.

На выбор предлагались танки Mk.8 и Mk.10. Отличие по цене между ними была минимальной, чего не сообщишь о чертях.

Для начала, Centurion Mk.10 взял дополнительный бронелист на лобовой плите корпуса и новую бронировку орудийной маски. На танк устанавливалась более замечательная 105-мм пушка L7. Справедливости для, всё то же самое возможно было взять, модернизировав Centurion Mk.8, но шведы в полной мере разумно стали рассматривать для закупок как раз Centurion Mk.10.

Британцы предлагали танки в трёх партиях по цене 50 тысяч фунтов за штуку. Первая партия из 75 танков могла быть поставлена с марта 1960 года, с марта 1961 года шла вторая партия из 100 штук, третья партия из 140 автомобилей поставлялась с августа 1961 года. Кроме этого по цене в 51 200 фунтов (плюс 401 фунт за кран как дополнительное оборудование) предлагались ремонтно-эвакуационные автомобили Centurion ARV Mk.2 на шасси Centurion Mk.7.

За 52 тысячи фунтов возможно было купить мостоукладчики Centurion Bridgelayer.

Таким мог быть Strv K, гибрид KRV и Centurion Mk.10. Шведские армейские в итоге решили не рисковать

Шведы очень сильно колебались. С одной стороны, всё более очевидным становился тот факт, что британские танки, очень дорогие на первый взгляд, выяснялись удачным предложением. Иначе, подвижности у них не прибавилось, а шасси KRV оказалось в полной мере пристойным. Последней попыткой спасти проект KRV стало предложение установить на шведское шасси башню от Centurion Mk.10.

Работы над данной машиной, которая обозначалась как Strv K, датированы серединой июня 1959 года. Действительно, для её создания было нужно бы переделывать подбашенный погон, потому, что его диаметр у KRV был больше. Возможно имел возможность оказаться очень увлекательный гибрид, с хорошим бронированием, мощным орудием и высокой подвижностью. Нельзя исключать кроме этого, что в башню шведы поставили бы собственную пушку длиной 62 калибра, которая «прописалась» на Strv S.

Взвесив все за и против, шведские армейские от данной идеи отказались. Несложнее выяснилось приобрести готовые танки, чем делать гибрид, что, наверное, превысил бы по цене Centurion Mk.10 минимум в полтора раза. К тому же работы по Strv S были на пике, так что возможность заполучить отечественную подвижную машину с автоматом заряжания и мощным орудием у шведов всё равняется оставалась.

Strv 101, что стал заменой KRV и Strv K

Итоговая цифра поставок Centurion Mk.10 была ниже той, что изначально предлагали британцы. Всего в 1959–1960 годах в Швецию отправилось 110 танков, взявших обозначение Strv 101 (первая военная машина с орудием калибра 10 см). Strv 101 фактически сходу подвергся тем же переделкам, что и Strv 81.

Изменилась светотехника, показались горные тормоза «и катафоты», была установлена турель со шведским пулемётом. Швеция купила кроме этого три БРЭМ Centurion ARV Mk.2, взявших обозначение Bgbv 81 B.

Strv 81, доведённый до отметки Strv 102. Эта модернизация продлила срок работы танка на три десятилетия

Потому, что орудие L7 смотрелось куда более перспективно, чем 20-фунтовая пушка, появилась здравая мысль перевооружить им и имевшиеся на вооружении Strv 81. Сделано это было в течении 1964–1966 годов. В один момент на танки была установлена более современная радиостанция Ra 421 и в очередной раз переделана светотехника. Бронирование лобовой части корпуса усиливать не стали. По окончании переделки танки взяли новый индекс — Strv 102.

Так, во второй половине 60-х годов шведская армия имела на вооружении 350 Centurion в самых современных в то время вариантах.

Полвека в строю

Во второй половине 60-ых годов XX века наконец началось производство Strv 103A. Безбашенный шведский танк был частично унифицирован с Centurion: у него он позаимствовал опорные катки. Появление Strv 103 совсем не означало, что Strv 101 и Strv 102 скоро уйдут на покой.

Дело в том, что Strv 103 был однако очень специфичной военной машиной, а для некоторых боевых задач танки хорошей компоновки смотрелись более предпочтительно. Помимо этого, шведы умели вычислять деньги, а в модернизацию Strv 81 уже были положены большие средства. Одним словом, карьера британских танков в шведской армии давала слово быть продолжительной.

Strv 101 на протяжении учений, 1970 год. Как возможно подметить, его светотехника пара изменилась

Следующий этап модернизации Strv 102 начался в первой половине 70-ых годов XX века и длился до 1977-го. Подобная программа модернизации для Strv 101 закончилась в первой половине 80-ых годов XX века. Благодаря внесённым трансформациям удалось существенно продолжить срок работы автомобилей.

Кроме модернизаций, танки часто становились объектами разных опытов. Одним из них стали работы по созданию очень специфичных экранов, созданных во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Воображали они собой особые фермы, на которых крепились цепи.

Подобная конструкция, по задумке разработчиков, должна была улучшить защиту танков от кумулятивных снарядов. Дальше умелых работ у шведов дело не продвинулось, но что-то подобное возможно заметить на израильских «Меркавах», действительно, в пара другом выполнении.

Опробования экранов из цепей, каковые проводились во второй половине 70-ых годов двадцатого века

Предполагалось, что Strv 101 и Strv 102 будут заменены на танк, проходивший по программе MBT 2000, но дальше полноразмерного макета дело не продвинулось. В это же время с 1983 по 1986 год была совершена очередная модернизация по программе torn-REMO, совершили её на мощностях Bofors. Прошедшие модификацию танки взяли обозначения Strv 101R и Strv 102R.

Кроме получения новых электронных совокупностей, танки пара изменились и снаружи. Очередной переделке подверглась светотехника, на крыше башни показалась спарка миномётов. Наконец, часть автомобилей взяла блоки динамической защиты, подобные тем, что были созданы израильской компанией Блейзер.

Все эти переделки продлили срок работы танков до 1995 года.

Strv 102R, первый шведский танк, взявший динамическую защиту

Самой идеальной серийной модификацией шведских «Центурионов» стал Strv 104. Модернизацией танков до этого уровня занималась компания HagglundsSoner AB. Пристально изучив опыт модернизации Centurion в других государствах, шведы создали собственный вариант. Для начала машина взяла новый комплект динамической защиты, более идеальный, чем тот, что ставился на Strv 101R и Strv 102R. Следующим шагом стало важное улучшение динамических черт.

HagglundsSoner AB отправилась по израильскому пути, позаимствовав двигатель и коробку передач у американского танка. В этом случае донором послужил M60. Благодаря данной переделке большая скорость автомобили выросла до в полной мере приличных 48 км/ч.

коробки нового передач и Установка двигателя "настойчиво попросила" переделки надмоторной плиты. Она стала весьма похожей на ту, что устанавливалась на израильских модификациях «Центуриона», известных как «Шот». Кроме этого башня танка приобрела новые совокупности управления и спарку миномётов на крыше.

Strv 104, самая идеальная из серийных модернизаций шведских «Центурионов»

Всего с 1983 по 1987 год до отметки Strv 104 было модернизировано 80 танков. Их взяли танковые полки P 6 (Кристианстад) и P 10 (Стренгнес). Позднее эти же автомобили появились в P 18, размещавшемся на острове Готланд.

Эта часть стала последней, которая имела на вооружении Centurion.

В 90-е годы Strv 101 и Strv 102 стали неспешно снимать с оружия, заменяя их на Strv 121 (Leopard 2). В попытке продолжить жизнь ветхим танкам была создана модификация Strv 105, но дальше опытного образца в этом случае дело не продвинулось. Что же касается Strv 104, то они прослужили до 2001 года, умудрившись пережить в армиях кроме того Strv 103.

В этом смысле шведские «Центурионы» не одиноки: в целом последовательности государств танки данного типа помогали весьма долго, а кое-где всё ещё находятся на вооружении.

Андрей Уланов
/
Шведский «Центурион» со всех сторон
38 фотографий танка Strv 101 (Centurion Mk 10) из коллекции шведского танкового музея Arsenalen

  • танки
  • холодная война
  • Англия
  • Швеция

Создатель высказывает громадную признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

литература и Источники:

  • Материалы из архива Карла Бломстера.
  • http://tanks.mod16.org.
  • http://ftr.wot-news.com.
  • http://www.ointres.se/pansar.htm.

Приключения викингов ( 2014 )_ сага-фэнтази_приключения_семейный

Темы которые будут Вам интересны: