Прерванный полёт инженерной мысли

В первой половине 30-ых годов двадцатого века столичные, харьковские и ленинградские КБ, созданные при ведомствах и заводах, причастных к формированию советского танкостроения, соревновались между собой в создании оптимального артиллерийского самоходного средства помощи пехоты

«Гонка» конструкторов

В начале тридцатых годов прошлого века в СССР не сомневались в необходимости создания самоходных артиллерийских установок первого эшелона. Но важные за это чиновники Красной армии никак не могли определиться, какой как раз проект стоит разрешить войти в серию.

Отказ от создания самоходной установки СУ-1 (по уже утвержденному проекту и доработанному прототипу) в пользу разрабатывавшегося артиллерийского танка (потом – АТ) на базе того же шасси танка Т-26, которое употреблялось при создании самоходки, породил пагубное, как выяснилось позднее, соревнование между двумя концепциями самоходной артиллерии первой линии. Военные функционеры колебались между целесообразностью разных проектов АТ и САУ, ни один из которых в следствии так и не был запущен в большую серию.

В итоге 22 июня 1941 года, в то время, когда войска Вермахта пересекали границу СССР, германских воинов поддерживало пара сотен самоходок StuG III Ausf.A, B, С и D, сотрудничество с которыми у германской пехоты было отработано в битвах во Франции и на балканском полуострове. Одновременно с этим, стрелковые подразделения РККА были лишены таковой помощи, и советским инженерам было нужно в спешке наверстывать потерянное.

Но все это станет ясно позже. А до тех пор пока, в первой половине 30-ых годов двадцатого века, столичные, харьковские и ленинградские КБ, созданные при ведомствах и заводах, причастных к формированию советского танкостроения, соревновались между собой в создании оптимального бронированного артиллерийского самоходного средства помощи пехоты.

КБ завода «Красный путиловец» (бывшего Путиловского завода), в первой половине 30-ых годов XX века переименованного в «Кировский завод», создало проект АТ на шасси танка Т-26, артиллерийская часть которого (вращающаяся башня с пушкой) носила индекс А-39. Он не был реализован кроме того в виде прототипа по многим причинам: танк оказался через чур высоким, сложным и дорогим в изготовлении, а орудие, под которое создавалась его башня, так и не было запущено в серию.

Прерванный полёт инженерной мысли

Проект артиллерийского танка «Путиловец-1» завода «Красный путиловец»

Источник – alternathistory.org.ua

КБ при моторизации и Управлении механизации (потом – УММ) РККА, под управлением конструктора Н. И. Дыренкова создало собственный проект артиллерийского танка. По окончании испытаний ряда и целого изменений он взял индекс А-43 и был реализован в виде прототипа на шасси все того же танка Т-26 на ленинградском заводе им. К. Е. Ворошилова, созданного в первой половине 30-ых годов двадцатого века на базе танкового производства завода «Коммунист» и его умело-конструкторского машиностроительного отдела (потом – ОКМО).

По окончании нескольких внесения и неудач в проект трансформаций были изготовлены пять прототипов с разным оружием. Оказавшийся танк с индексом Т-26-4 собирались запустить в серию, но позднее, по окончании целой серии поломок и ЧП на опробованиях, от данной идеи отказались.

Умелый танк Т-26-4

Источник – valka.cz
«В Ленинграде-городе» делали АТ

В это же время, ленинградские фабрики, занятые в производстве военной техники, скоро множились. За заводом им. К. Е. Ворошилова в первой половине 30-ых годов XX века на базе его ОКМО появился завод №185 либо Умелый завод Спецмаштреста (с 1936 года – завод им. С. М. Кирова). В конце 1933 года в КБ нового предприятия закипела работа над созданием собственного варианта АТ – благо, конструкторы имели "стаж работы" над проектами СУ-1 и Т-26-4, что они купили, в то время, когда ОКМО пребывало в составе фабрик «Коммунист» и им.

К. Е. Ворошилова соответственно.

Шасси для будущего танка помощи было забрано классическое – танка Т-26, но от идеи вращающейся башни конструкторы отказались, остановившись на безбашенном варианте. Не обращая внимания на то, что проектируемая машина носила все показатели самоходной артиллерийской установки, ей был присвоен индекс АТ-1 (артиллерийский танк).

Самоходная артиллерийская установка АТ-1

Источник – alternathistory.org.ua

Главным орудием будущей САУ было решено сделать 76,2-мм пушку ПС-3, созданную конструктором ОКМО П. Н. Сячинтовым для нового пятибашенного тяжелого танка Т-35. Изюминкой орудия была возможность применения зарядов, предназначенных как для полковой 76,2-мм пушки примера 1927 года, так и для дивизионной 76,2-мм пушки примера 1902 года, заряд пороха которой был практически в два раза громадным.

Главный соперник пушки ПС-3 – 76,2-мм орудие КТ примера 1927/1932 годов, которое являлось танковой модернизацией полкового полевого орудия КБ завода «Красный путиловец», таковой универсальностью похвастаться не имело возможности. Также пушка Сячинтова владела такими новшествами, как педальный спуск и клиновый полуавтоматический затвор, благодаря чему пламя из нее имел возможность вести один человек.

Танковая 76,2-мм пушка ПС-3 конструкции П. Н. Сячинтова

Источник – topwar.ru

В АТ-1 пушка была снабжена оптическим и панорамным прицелами и крепилась на особой тумбе, монтируемой к полу боевой рубки. Горизонтальный угол наведения ПС-3 составлял около ±20°, вертикальный – от -5° до +45°. Боекомплект – 30 снарядов в нижних укладках и 4 около орудия.

Кроме пушечного оружия в шаровой установке справа от орудия устанавливался пулемет совокупности Дегтярева калибра 7,62 мм. Второй пулемет был в рубки – для него в бортах рубки прорезались две амбразуры, закрывавшиеся особыми бронезаслонками. Боекомплект двух пулеметов составлял 29 дисков – 1827 патронов.

Бронирование рубки было противопульным, из бронелистов толщиной 13 мм. Верхние части бортовых и кормового страниц АТ-1, прикрепленных к корпусу на петлях, имели возможность откидываться. По плану конструкторов при ведении огня с закрытых позиций такое новшество разрешало бы экипажу испытывать меньше неудобств от загазованности рубки пороховыми газами, и упрощало выгрузку и загрузку боекомплекта.

Крыша корпуса делалась из бронелиста толщиной 10 мм, днище – 6 мм. Для экипажа в крыше рубки были предусмотрены два люка.

АТ-1 с откинутыми верхними частями бортовых и кормового страниц САУ. Люки самоходки кроме этого открыты

Источник – 3v-soft.clan.su

Экипаж складывался из трех человек: начальника, делавшего функции наводчика и размешавшегося в боевом отделении слева от пушки; заряжающего, размешавшегося справа от пушки; механика-водителя, что сидел в отделении управления справа по ходу перемещения САУ.

Самоходка покоряет полигон

В апреле 1935 года начались ходовые и артиллерийские опробования АТ-1. Изменение конструкции рубки никак не оказало влияние на ходовые особенности шасси Т-26, каковые всецело удовлетворяли рабочую группу УММ. Стрельбы кроме этого прошли удачно – орудие продемонстрировало скорострельность в 12-15 выстрелов в максимальную дальность и минуту выстрела в 10,5 км при заданных 7,5-8,0 км.

Но всецело проект САУ одобрен не был, поскольку рабочую группу не устроили неудачное размещение боекомплекта, поворотных прочие недоделки и механизмов орудия.

АТ-1 – вид спереди

Источник – topwar.ru

Благодаря «подковерным» интригам конструкторам Кировского завода удалось убедить функционеров УММ в необходимости замены пушки ПС-3 их 76,2-мм орудием Л-7, которое являлось модернизированным вариантом зенитного орудия Тарнавского-Лендера примера 1914 года. Но последующие проектные изыскания продемонстрировали, что для установки на АТ-1 этого орудия нужно переделывать уже утвержденную рубку самоходки. К тому же недочётов у этого орудия выяснилось больше, чем у ПС-3.

Рабочая группа УММ не рискнула затевать все сперва, и заводу №185 был сделан заказ на производство первой партии АТ-1 числом 10 штук.

САУ, «сбитая на взлёте»

В это же время, Кировский завод, которому был поручен запуск в серию пушки ПС-3, открыто саботировал его. Произведенные предприятием орудия выбраковывались клиентами – в большинстве случаев, по обстоятельству их несоответствия проектной документации. П. Н. Сячинтов оказать влияние на обстановку не имел возможности, поскольку был назначен главой самоходов и секции спецмашин УММ и запуском ПС-3 в серию заниматься не имел возможности, сконцентрировавшись на работе над АТ-1, СУ-5, СУ-14 и другими САУ.

Одновременно с этим на Кировском заводе неприятности растолковывали несовершенством и сложностью создаваемого орудия (заводу не давалась прогрессивная нарезка ствола, предусмотренная в ПС-3) и недостатком подготовленных рабочих кадров. Так как неприятности появились и с выделением для производства 10 шасси танка Т-26, их выпуск перенесли на 1937 год.

Но 31 декабря 1936 года П. Н. Сячинтов был арестован по обвинению в измене Отчизне, а 6 мая 1937 года расстрелян. До этого времени завод №174 им. К. Е. Ворошилова успел собрать 3 экземпляра АТ-1. Еще 8 корпусов были изготовлены на Ижорском заводе в Колпино. Не обращая внимания на это, все работы по производству АТ-1 были свернуты, производство орудия ПС-3 на Кировском заводе кроме этого было прекращено. Конструктору Кировского завода И. А. Маханову удалось «протолкнуть» вместо пушки ПС-3 собственный детище – пушку Л-10.

Но во второй половине 30-ых годов двадцатого века и сам Маханов был репрессирован совместно со всем управлением собственного КБ, а производство орудий серии «Л» было остановлено.

АТ-1 с откинутыми верхними частями бортовых и кормового страниц САУ (вид позади)

Источник – 3v-soft.clan.su

Об АТ-1 отыскали в памяти в январе 1940 года, в то время, когда на протяжении советско-финской войны руководство 35-й танковой бригады, сражавшейся на Карельском перешейке, обратилось в Автобронетанковое управление РККА прося о предоставлении бронированного транспортера для эвакуации раненых в тыл. Завод №174 взял заказ на создание «санитарного танка для эвакуации раненых бойцов с поля боя». Одна из готовых САУ АТ-1 была без проекта переделана в БТР, но 13 марта 1940 года война закончилась.

Готовая машина, взявшая обозначение «санитарный танк Т-26», была послана в Приволжский армейский округ, где ее следы теряются. Будущее остальных экземпляров АТ-1 кроме этого неизвестена.

\

Темы которые будут Вам интересны: