Предвестники «тигра»

Известный тяжелый танк Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E стал одним из знаков германской военной мощи. Германия во время второй мировой была одной из немногих государств, наровне с СССР и Англией, каковые не только запустили в серию тяжелые танки, но и массово использовали их в военных действиях.

Первые серийные «Тигры» готовься в первой половине 40-ых годов XX века, но их история началась за 5 лет до этого. Предшествовавшие ему германские тяжелые танки были существенно легче, да и ставившиеся перед ними задачи были легко иными…

Танк прорыва по-германски

Танки тяжелого класса в межвоенный период появились в незавидной обстановке. Не обращая внимания на то, что именно такие автомобили стали первыми танками, примененными на фронте, по окончании окончания Первой Мировой интерес к ним упал. Далеко не в последнюю очередь это связано с тем, что тяжелый танк – это весьма дорогое наслаждение. Кроме того средние танки в то время строили не все танкостроительные державы, а уж тяжелые военные машины тем более.

Только СССР в 30-е годы запустил в серию Т-35, да и их количество за все время производства не очень сильно перевалило за полсотни экземпляров.

Помимо этого, в соответствии с представлениям армейских теоретиков 30-х годов предполагалось прежде всего массированно применять легкие автомобили и, в довольно маленьком количестве, – средние. Для тяжелых танков в аналогичной схеме места просто не было. Совокупность танкового оружия Вермахта, что был создан 16 марта 1935 года на базе Рейхсвера, слабо отличается от мировых тенденций.

Базой стали легкие пулеметные танки La.S. (Pz.Kpfw.I), в дополнение к ним началась разработка La.S.100 (Pz.Kpfw.II), вооруженных 20-мм автоматическими пушками. Кроме этого были запущены программы разработки средних танков Z.W. (Pz.Kpfw.III) и B.W. (Pz.Kpfw.IV).

В целом германская концепция применения танков подразумевала применение очень подвижных легких и средних боевых автомобилей с противопульной броней. Однако, в осеннюю пору 1935 года в первый раз был поднят вопрос о разработке еще одного танка. Как ни парадоксально это раздастся, но предназначался он для борьбы с тяжелыми танками. Таковые имелись у Франции – FCM 2C, каковые являлись самыми тяжелыми и громадными из серийных танков.

Не смотря на то, что по обстоятельству окончания Первой Мировой число выпущенных автомобилей этого типа составило всего 10 штук, роль «стращала» они игрались исправно.

Наряду с этим германские армейские на полном серьезе думали, что французы строят и более идеальные тяжелые танки. Наровне с FCM 2C германские источники показывали кроме этого на существование некоего FCM 3C. Если судить по описанию, за эту машину они приняли FCM 2C bis, другими словами переделанный FCM 2C со 155-мм гаубицей.

Еще один, очевидно надуманный танк, немцы именовали «Тяжелым танком D». Он показался в справочниках по окончании того, как французы внесли предложение стереть с лица земли все танки боевой массой больше 92 тысячь киллограм. В действительности для того чтобы танка в то время кроме того не проектировалось, что не помешало немцам составить его примерные ТТХ а также включить в справочник «Taschenbuch der Tanks».

Предвестники «тигра»

Наглядная демонстрация того, какой информацией по тяжелым танкам будущего соперника располагали немцы

Верил в существование «тяжелого танка D» и генерал Курт Лизе, глава Управления оружий сухопутных сил. 30 октября 1935 года он поднял вопрос о разработке танка среднего класса, что должен был взять 75-мм орудие с начальной скоростью боеприпаса не меньше 650 м/с. Это разрешило бы действенно бороться с французскими тяжелыми танками, имевшими, по германским данным, броню толщиной 50–55 мм. Действительно, просуществовал данный проект совсем недолго.

Расчеты показывали, что боевая масса таковой автомобили составила бы не меньше 30 тысячь киллограм, наряду с этим толщина брони не превышала 20 мм.

Вопрос боевой массы стоял очень остро, потому, что отметка в 30 тысячь киллограм жестко ограничивала возможность применения инженерного оборудования для переправ через реки. Не смотря на то, что Лизе отклонил разработку для того чтобы танка, в октябре 1935 года 6-й отдел Департамента оружий (Wa Pruf 6) обсудил с управлением компании Maybach возможности создания двигателя мощностью 600–700 лошадиных сил. 28 декабря была утверждена работа по созданию мотора мощностью 600 лошадиных сил.

На протяжении дискуссии опять упоминался 30-тонный танк. Наличие для того чтобы двигателя разрешило бы взять удельную мощность 20 л.с. на тонну, другими словами 30-тонная машина взяла бы подвижностью танков среднего класса. Среди тех, кто учавствовал в дискуссии перспективного танка, был и Генрих Книпкамп.

Эрвин Адерс, основной конструктор подразделения Henschel, нёсшего ответственность за разработку танков

К вопросу создания танка 30-тонного класса 6-й отдел Департамента оружий возвратился год спустя. 2 ноября 1936 года Krupp взял задание на разработку башни для для того чтобы танка. В качестве его оружия предполагалось применять пушку калибром 75 мм. Договор на разработку шасси был заключен позднее – в январе 1937 года, в то время, когда Книпкампа прописали важным за создание перспективных танков.

В отличие от башни, разработку шасси армейские доверили отнюдь не Krupp. Вместо ведущего производителя и немецкого разработчика танков, отличавшегося своенравностью, Книпкамп отыскал другого подрядчика. Им был концерн Henschel und Sohn из Касселя.

Паровозостроительный гигант к тому моменту уже имел прямое отношение к танкостроению. Тут выпускались Pz.Kpw.I Ausf.A, а позднее началось производство Pz.Kpfw.I Ausf.B, причем любой раз компании Henschel доставались большие количества выпуска. Очевидно, концерн из Касселя, что был одним из спонсоров NSDAP (Национал-социалистической германской рабочей партии), желал большего.

По окончании прихода фашистов к власти Henschel занялся выпуском и проектированием самолетов, самыми успешными из которых стали корректировщик Hs 126, и штурмовики Hs 123 и Hs 129.

Роль несложного сборщика танков Henschel кроме этого не устраивала. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века на предприятии было организовано конструкторское бюро по разработке танков. Его возглавил инженер Эрвин Адерс. До этого Адерс работал на MAN и Daimler-Benz, занимаясь по большей части автомобилестроением. Действительно, обе эти компании занимались и танкостроением. Причем Daimler-Benz занималась этим напрямую, а при с MAN танками занималась подконтрольная данной компании компания Gutehoffnungshutte, Aktienverein fur Bergbau und Huttenbetrieb (GHH) из Оберхаузена.

Со своей стороны, данной компании была подконтрольна шведская Landsverk с Отто Меркером в роли главного конструктора. В следствии самые удачные наработки Landsverk, включая торсионную подвеску (создана она была Porsche K.G.), позднее были и на германских танках.

В отличие от очень своенравного управления танкового отдела Krupp, время от времени вступавшего в прямую конфронтацию с Wa Pruf 6, за Адерсом для того чтобы не водилось. Первенство Книпкампа в качестве главного идеолога концепции нового танкового шасси признавалось им безоговорочно. В этом смысле возможно сказать о том, что танки разработки Henschel частично являлись и разработкой 6-го отдела Департамента оружий.

Реконструкция внешнего вида D.W. Башен оба шасси так и не дождались

Первоначально проект танка 30-тонной весовой категории носил обозначение B.W. (verstarkt), другими словами «усиленный танк помощи». Само по себе наименование сказало о том, что концепция применения автомобили, которую сейчас относили к тяжелому классу, изменилось. Вместо борьбы с тяжелыми французскими танками область применения сместилась к задачам, схожим с теми, каковые возлагались на B.W. Об этом говорит и оружие, которое предполагалось применять – 7.5 cm Kw.K. L/24.

Такая же пушка ставилась и на Pz.Kpfw.IV.

Индекс B.W. (verstarkt) просуществовал недолго: 12 марта проект переименовали в I.W. (Infanteriewagen, другими словами «пехотный танк»). Это обозначение просуществовало всего полтора месяца: 28 апреля случилось переименование в D.W. (Durchbruchswagen, другими словами «танк прорыва»). И вот это наименование всецело соответствовало созданной концепции.

Потому, что Maybach к тому моменту так и не смог создать 600-сильный двигатель, выбор конструкторов остановился на 300-сильном Maybach 120 TR. С ним большая скорость военной машины не должна была быть больше 35 км/ч. Иначе, танк взял хорошее для того времени бронирование – 50 мм по периметру.

С позиций компоновки D.W. не отличался от вторых германских танков того времени. Трансмиссия, складывавшаяся из полуавтоматической коробки передач Maybach Variorex, механизма поворота Cletrac и планетарных бортовых передач, пребывала спереди. Действительно, сейчас подбашенная коробка и шасси были единым целым, наряду с этим сам корпус складывался из двух половинок.

Это улучшило снарядостойкость, но заметно усложнило обслуживание трансмиссии.

Значительным трансформациям подверглась и ходовая часть. Ее создал конкретно Книпкамп, эта конструкция воспроизводилась на целом последовательности перспективных танков того периода. D.W. взял по 5 опорных катков на борт, имевших торсионную подвеску по типу той, что использовалась на Landsverk L-60. Передний и задний опорный катки взяли амортизаторы.

Ведущие ленивцы и колёса, как и на полугусеничных тягачах разработки Книпкампа, были обрезинены. Весьма похожими на траки полугусеничных тягачей оказались и траки нового танка, имевшие резиновые подушки и смазываемые шарниры. Для чего такие траки, предназначенные для скоростных автомобилей, конструкторы решили поставить на танк, что не должен был ехать стремительнее 35 км/ч, неясно. В целом же прекрасно заметно, что Книпкамп старался максимально унифицировать D.W. с Z.W.38 (будущим Pz.Kpfw.III Ausf.E).

Особенно это относится трансмиссии.

Одна из двух известных на сегодняшний момент фотографий D.W.2

В середине 1937 года Henschel решил о постройке второго опытного образца. Потому, что технически автомобили отличались друг от друга, первую машину переименовали в D.W.1, а вторую назвали D.W.2. Ее корпус не разделялся на две подробности, а трансмиссия и ходовая часть подверглись переделке. Во многом это было связано с тем, что опробования Z.W.38 продемонстрировали противоречивые результаты. К тому же для танка с большой скоростью 35 км/ч кое-какие технические ответы смотрелись очевидно излишними.

Торсионные валы конструкторы переработали, ход траков сократился с 300 до 260 мм, были переделаны ведущие колеса. Вместо трехрадиусного механизма поворота Cletrack установили многоступенчатый механизм поворота. Была упрощена и конструкция бортовых передач.

Как продемонстрировали опробования, траки, созданные по примеру траков для полугусеничных тягачей тяжелому танку не подошли

В соответствии с замыслам выпуска, датированным 1 октября 1937 года, Henschel строил D.W.1 и D.W.2 во второй половине 1938 года. Оба танка изготовили и испытали, действительно, подробной информации по этому поводу нет. Возможно с уверенностью сказать только о том, что опробования принесли громадной количество пищи для размышлений. Если судить по предстоящему формированию событий, созданная Книпкампом ходовая часть была не совсем подходящей для танка аналогичной массы.

Особенно это относится траков с резиновыми подушками. Похожие неприятности с траками отмечались и на Z.W.38.

Что же касается башни, то шасси D.W. ее так и не дождались. Договор №106–8000/38 на изготовление башни из неброневой стали был подписан 24 июля 1938 года, а выстроили ее 26 мая 1939 года. К тому моменту программа разработки тяжелого танка пара продвинулась в развитии, заодно изменились требования к башне.

Жертва ограничений по массе

Не обращая внимания на кое-какие неприятности, найденные на протяжении ходовых опробований D.W., в целом концепцией танка германские армейские остались довольны. 9 сентября 1938 года In 6 (Inspekteur fur Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных армий) дала распоряжение о продолжении работ. D.W. стали рассматривать в случае если и не как однозначную замену Pz.Kpfw.IV, то уж совершенно верно как перспективную альтернативу ему.

Оружие танка оставалось тем же самым. Очень отмечалась необходимость придерживаться лимита по боевой массе – она не должна была быть больше 30 тысячь киллограм.

Схема бронирования VK 30.01 по состоянию на январь 1940 года. Позднее ее мало пересмотрели в сторону усиления бронирования дна

Первоначально проект обозначался как D.W., но позднее его переименовали в VK 30.01. В ноябре 1939 года уникальный D.W. начал обозначаться как VK 30.01 alte Konstruktion (ветхой конструкции). Наряду с этим иногда и ветхая, и новая машина назывались D.W. Неспециализированная компоновочная схема танка осталась неизменной, наряду с этим инженеры Henschel и Книпкамп внесли в его конструкцию массу трансформаций. Конструкцию ходовой части очень сильно переделали.

Ведущие колеса стали цельнометаллическими, показалась более привычная схема зацепления, но основное – изменилась схема размещения опорных катков. В значительной степени на это повлияла разработка легкого танка VK 6.01, он же Pz.Kpfw.I Ausf.C. Число опорных катков выросло до 7, наряду с этим их разместили в шахматном порядке.

Это увеличило площадь контакта и в один момент улучшило плавность хода, в особенности на распутье. Первоначально диаметр катков составлял 500 мм, но 5 января 1940 года их увеличили до 700 мм.

Изменился и двигатель – сейчас в танк устанавливался 300-сильный Maybach HL 116. Переделанная совокупность охлаждения вынудила конструкторов сделать характерные «уши» воздухозаборников по бортам корпуса. Коробка передач не изменилась, а вот механизм поворота стал вторым – 3-радиусный Henschel L 320 C с гидравлическим приводом, по типу Z.W.38.

Захваченный весной 1945 года на полигоне Зеннелагер под Падерборном опытный образец VK 30.01 из неброневой стали. На машине тестировалось инженерное оборудование

В работах над VK 30.01 концерн Krupp смог взять достаточно большую часть заказа. Как раз в Эссене строились корпуса для нового танка. Достался Krupp и договор на выпуск и разработку башен.

В целом за базу была забрана башня D.W., в которую произвели несколько изменений. Еще на протяжении проектирования башни D.W. было нужно переделывать прицел, потому, что он был через чур маленьким. Так показался прицел T.Z.F.9, позднее установленный в VK 45.01. Помимо этого, башню для VK 30.01 унифицировали с башней для сверхтяжелого танка S.W., он же VK 65.01.

Отличались они лишь толщиной брони – у VK 65.01 она составляла 80 мм.

Эта же машина с правого борта

В соответствии с начальным замыслам, Krupp должен был выслать первый корпус VK 30.01 к 15 марта 1940 года, второй к 15 апреля, а третий к 15 мая. На практике обстановка развивалась в противном случае. Начавшаяся война "настойчиво попросила" перераспределения упрочнений на выпуск серийных танков, по данной причине случилась важная задержка. Однако, в первой половине 40-ых годов двадцатого века все три корпуса попали на завод Henschel, где из них выстроили умелые шасси.

29 января 1940 года 6-й отдел Департамента оружия заключил с Krupp договор №106.3.3801/39 на выпуск восьми корпусов нулевой серии. Поставлялись они, в соответствии с условиям договора, во время с июля по октябрь 1941 года. В тот же сутки был подписан договор №106.3.5910/39 на изготовление восьми башен силами дочернего предприятия Grusonwerk в Магдебурге.

Их предполагалось поставить во время с октября 1941 по январь 1942 года.

Тестирование бульдозерного оборудования, полигон Henschel, 30 января 1944 года

В конструкцию VK 30.01 вносились трансформации, местами очень значительные. К примеру, 21 июня 1940 года толщину дна увеличили до 25 мм. Разные трансформации вносились вплоть до конца августа 1941 года.

Одним из самых заметных стала замена коробки передач на механическую ZF SSG 77, такую же ставили на Pz.Kpfw.III начиная с модификации Ausf.H. Коробку было решено поменять 25 февраля 1941 года, а в августе показались еще два варианта замены – полуавтоматические SRG 32 8 128 и SMG 90.

не меньше значительно выглядят и попытки замены силовой установки на более замечательные двигатели. В качестве первого другого мотора предполагался 375-сильный Maybach HL 190, позднее показался второй мотор – 400-сильный Maybach HL 150. При применения HL 150 удельная мощность танка, боевая масса которого составила 32 тонны, вырастала бы до в полной мере адекватных 12,5 л.с. на тонну.

Для сравнения, удельная мощность среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.E составляла 12,05 л.с. на тонну.

Помимо этого, изменялось и наименование автомобили. 31 октября 1940 года показалось обозначение Pz.Kpfw.VI (7.5 cm), наряду с этим индексы D.W. и VK 30.01 использовались в переписке. Позднее, дабы не путать с одноименным проектом Porsche K.G., второй индекс чуть поменяли – на VK 30.01(H).

Это же шасси позади. Позднее на него установили оборудование для выкапывания траншей

Весной 1941 года VK 30.01(H) был не единственным танком, что разрабатывался конструкторами Henschel. В июле 1940 года начались работы по очень сильно переработанному A.W., превратившемуся в значительно более легкий танк VK 36.01. Помимо этого, на заседании 25 мая 1941 года была запущена программа создания более тяжелого танка – VK 45.01(H). Однако, это не означало остановку программы VK 30.01(H). 8 августа 1941 года Krupp передал на Henschel первый корпус для танка нулевой серии.

Автомобили данной серии взяли серийные номера 150411–150418. Последний корпус был послан в Кассель 30 ноября. Что же касается башен, то первые два набора ушли из Эссена в Магдебург 27 сентября.

К середине ноября первый танк с серийным номером 150411 проходил опробования на полигоне Henschel Зеннелагер под Падерборном. К тому моменту башня уже стояла на танке. Последний набор страниц для башен концерн Krupp сдал 21 января 1942 года.

Одна из шести башен VK 30.01(H), переоборудованная для установки на фортификационные сооружения укрепрайонов

К началу 1942 года стало ясно, что в большую серию VK 30.01(H) не отправится. Весной 1941 года развитие конструкции Pz.Kpfw.IV стало причиной тому, что по уровню защиты с лобовой проекции он сравнялся со своей потенциальной заменой. Наряду с этим боевая масса этого танка была практически на треть меньше, а подвижность – значительно лучше.

VK 30.01(H) не имел ресурса для развития, в особенности это относится оружия.

Еще на протяжении боев во Франции стало ясно, что 7,5 cm Kw.K. L/24 через чур не сильный для противодействия танкам , имеющими противоснарядную броню. 12 марта 1941 года показалась мысль установить на Pz.Kpfw.IV 75-мм пушку с начальной ствола 33 скоростью и длиной калибра боеприпаса 580 м/с. В октябре показался проект более замечательного орудия с длиной ствола 34,5 калибра, что позднее реализовали в металле. Очевидно, появилась мысль установить такое орудие и в башню VK 30.01(H).

И тут германских военных ожидало разочарование: стало известно, что без важных переделок это сделать нереально. Максимум, на что возможно было рассчитывать, это установка 60-калиберной пушки Kw.K. 39.

Не в последнюю очередь это стало результатом через чур плотной компоновки башни, не имевшей кормовой ниши.

Эта же башня справа. Инженеры Krupp умудрились перехитрить самих себя, создав башню, куда без важных переделок не было возможности установить более замечательное орудие

Вторая попытка установить более замечательное орудие была предпринята 3 декабря 1941 года. На этот раз в качестве оружия предполагалось применять 75-мм пушку Kw.K. L/43, позднее принятую на вооружение как 7.5 cm Kw.K.40 L/43. 16 января 1942 года от Krupp пришел ответ, что теоретически орудие поставить возможно, но при условии сильной переделки установки орудия и с учетом последовательности ограничений для начальника. Неудивительно, что 30 января 6-й отдел Департамента оружий работы свернул.

Наряду с этим Pz.Kpfw.IV установку более замечательных орудий нормально «пережил», равно как и еще большее усиление брони.

Эта история с VK 30.01(H) была совсем не случайной: похожие неприятности испытывало большая часть германских танков, разрабатывавшихся в военное время.

Шасси VK 30.01(H) на протяжении достройки в виде учебных танков. Завод Henschel, апрель 1942 года

В тот же сутки, в то время, когда 6-й отдел Департамента оружий свернул работы по усилению оружия VK 30.01(H), была совсем решена будущее автомобилей нулевой серии. Число производимых танков сократили до четырех, больше того, ни про какие конкретно военные машины сейчас обращение уже не шла. Танки выпускались в качестве учебных, два шасси были изготовлены в марте 1942 года, еще два в октябре.

Что же касается башен, то их ожидала совсем вторая будущее. 1 ноября 1942 года в первый раз раздалась идея об применении их на оборонительных сооружениях. В практическую стадию работы вошли в феврале 1944 года, в то время, когда 6 башен было решено применять на береговых упрочнениях Атлантического вала. Всего в том направлении отправились четыре башни, и они поучаствовали в битвах против союзных армий на протяжении высадки в Нормандии, действительно, без особенного успеха.

Еще две башни в первых числах Марта 1945 года были установлены на Западном валу, в районе Влодроп на границе Нидерландов и Германии.

При переработке в башни для упрочнений орудийная установка приобретала громадной противовес. Стоит также подчернуть, что один танк с серийным номером 150411 был собран всецело, другими словами с башней. Весной 1945 года он достался британцам вместе с одним из умелых шасси, на котором испытывалось инженерное оборудование.

Первый танк нулевой серии, захваченный британцами весной 1945 года. Это была единственная машина семейства D.W./VK 30.01, взявшая башню

Очень печальный финал и непростая судьба VK 30.01(H) во многом были результатом достаточно своеобразного технического задания. Требования по ограничению боевой объёма и массы боевого отделения стали причиной созданию достаточно необычного танка, в особенности в плане оружия. Но, много вопросов появляется и к Krupp как к проектировщику башни.

Конструкторы концерна создали башню так, что более замечательное оружие без важных переделок было легко нереально установить. В будущем эта неприятность, как упоминалось выше, сопровождала большинство германских танков, созданных во время войны.

Еще одной проблемой стало то, что шасси VK 30.01(H) имело небольшой запас прочности, очень болезненно реагируя на увеличение боевой массы. Это полностью ощущалось на протяжении эксплуатации самоходной установки Pz.Sfl.V, созданной в первой половине 40-ых годов XX века на базе VK 30.01(H). Однако, D.W. и VK 30.01(H) не были полным провалом.

Эти автомобили стали базой для Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, что в полной мере заслуженно считается одним из лучших танков Второй мировой.

Создатель благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.

литература и Источники:

  • Материалы BAMA (Bundesarchiv)
  • Материалы NARA
  • Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
  • Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
  • Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, productionmodifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
  • Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
  • Uberschwere Panzerprojekte: Konzepte und Entwurfe der Wehrmacht, Michael Frohlich, Motorbuch verlag, 2016, ISBN 978–3613039254

Тигрице при родах оказывает помощь тигр

Темы которые будут Вам интересны: