Предложения, от которых трудно отказаться

К середине 30-х годов танковая индустрия Чехословакии приблизилась к общемировым стандартам. Созданный компанией CKD лёгкий танк P-II, первый серийный чехословацкий танк собственной разработки, был по своим чертям фактически на уровне тогдашних мировых фаворитов. А LT vz.35, победивший в конкурсе на новый кавалерийский танк, разрешил чехам совсем догнать мировое танкостроение.

Неудивительно, что на чехословацкие танки с интересом стали посматривать в государствах, где собственной танковой индустрии не было. В следствии этого стечения событий на свет показались CKD TNH и LTP (Tanque 39) — очень успешные автомобили, ставшие базой танковых парков Ирана и Перу.

Клиент с Ближнего Востока

22 марта 1935 года на политической карте мира показалось новое наименование — Иран. Так начала именоваться Персия. Тем самым шах Реза Пехлеви сделал очередной ход по модернизации собственной страны.

Правитель-реформатор неспешно менял вид Ирана, стараясь перевоплотить его в промышленно развитое государство. В один момент глубокие реформы проходили и в армии, основной опоре власти шаха.

Предложения, от которых трудно отказаться

Запатентованная Алексеем Суриным подвеска, которая стала визиткой танков CKD

Одним из самых востребованных вопросов для модернизируемой армии выяснилось приобретение танков. Пара Renault FT, имевшиеся у персов на вооружении, к середине 30-х годов совсем устарели. Ирану требовались танки нового поколения. В то время мировым фаворитом в области экспортных поставок бронетанковой техники являлась Англия.

Но данный вариант отпадал, потому, что у Персии/Ирана с Англией были, мягко говоря, очень своеобразные отношения, как, но, и с северным соседом, СССР. А немцам и французам в тот момент было совсем не до экспорта.

Первым купленным Ираном современным танком был американский Marmon-Herrington CTL-1. По солидному счёту, посредством данной сделки американская компания из Индианаполиса избавилась от собственного прототипа, что, вдобавок, являлся скорее не танком, а танкеткой.

Опытные образцы AH-IV (справа) и TNH на заводском дворе. Сентябрь 1935 года

Как и в СССР во второй половине 20-ых годов XX века, в Иране была создана закупочная рабочая группа, задачей которой являлось приобретение новых образцов артиллерии и, по возможности, бронетанковой техники. В начале 1935 года рабочая группа во главе с генералом Исмаилом Ханом появилась в Париже, где в первый раз состоялись переговоры с представителями CKD и Skoda.

В то время иранские армейские хотели купить сотню 3-тонных малых танков (танкеток). Подобные предложения имелись у обеих компаний: Skoda пробовала отыскать клиентов для собственной танкетки MU-4 (она же S-I), а CKD серийно производила танкетку P-I, известную кроме этого называющиеся Tancik vz. 33. Иранцы заинтересовались и другими чехословацкими танками, включая P-II.

В переговорах деятельно учавствовал агент CKD Эмиль Оплатка, что смог убедить иранских военных сделать выбор в пользу продукции собственной компании за процент от сделки.

Тот же прототип TNH по окончании переделки. Февраль 1936 года

В это же время у обеих автомобилей CKD имелись значительные недочёты. Особенно это относится к их ходовой части. Фактически сразу после парижских переговоров в конструкторском бюро, возглавляемом Алексеем Суриным, начались авральные работы по созданию улучшенных автомобилей на базе P-I и P-II.

Переработанная танкетка, взявшая заводское обозначение AH-IV, заслуживает отдельного рассказа.

Что же касается переработанного P-II, взявшего внутренне обозначение TNH, то эта машина существенно отличалась от исходного танка. При конструировании умелого танка был максимально применён опыт, полученный при проектировании P-II-a. Особенно это отразилось на форме моторного отделения. Самым же главным трансформацией стала конструкция ходовой части, созданная Алексеем Суриным.

Количество катков сократилось до 4 на борт, наряду с этим они существенно увеличились в стали и диаметре одинарными. Созданная для экспортного танка подвеска стала визиткой CKD. Поменялась конструкция ведущих ленивцев и колёс, а на траках количество гребней увеличилось до двух.

Данный же танк справа. На момент появления Praha TNH мало кто имел возможность предложить на экспорт что-то подобное

В мае 1935 года иранская закупочная рабочая группа прибыла в Прагу. По результатам визита был подписан договор на поставку 30 танкеток AH-IV и 26 лёгких танков TNH. Не осталась обиженной и компания Skoda: не смотря на то, что на протяжении визита обсуждалась возможность установки в TNH пушек компаний Bofors и Виккерс, в итоге иранцы остановились на 37-мм чехословацких орудиях производства Skoda.

Договор с чехословацкими компаниями иранцы заключили ещё до изготовления опытных образцов. Согласие на для того чтобы «кота в мешке» связывалось, во-первых, с отсутствием настоящих альтернатив, а во-вторых, со щедрым подарком, взятым от CKD. В Иран сначала уехал только опытный образец танкетки P-I.

Танк преодолевает косогор. По манёвренности экспортный танк не уступал практически всем автомобилей собственного класса

Посланники шаха Пехлеви не прогадали. Максимально заинтересованная в зарубежном клиенте, компания CKD в ударном темпе трудилась над опытными образцами. Уже к началу сентября оба прототипа готовься для демонстрации клиенту, действительно, вместо башен на них находились полноразмерные макеты.

Танк TNH и по боевой массе, и по габаритам был между P-II и P-II-a. Промежуточной была и силовая установка: в танке был установлен 7-литровый двигатель мощностью 85 лошадиных сил от грузовика Praha TN. К слову, данный грузовик стал базой для броневика CKD TN SPE-34, изготовленного по румынскому заказу. Менее замечательный, чем у P-II-a, автомобильный мотор, однако, снабжал танку удельную мощность выше 10 л. с. на тонну.

Бронирование TNH осталось на уровне P-II, чего для сопровождения пехоты в полной мере хватало.

Чертёж переработанного по результатам опробований танка

Представленная иранцам машина конкретно произвела на них чувство. Первые же опробования продемонстрировали, что TNH очевидно превосходит P-II. На штатных оборотах двигателя его скорость достигала 32 км/ч, на повышенных оборотах она возрастала до 37 км/ч. Такие результаты стали вероятными благодаря не только более замечательному двигателю, но и другой подвеске.

Машина дорабатывалась: в будущем на неё была установлена полноценная башня, имевшая командирскую башенку, смещённую вправо довольно продольной оси. Skoda со своей работой в срок не справилась, и по данной причине танк в качестве «оружия» взял макет 37-мм пушки A 4 Beta.

Всё то время, пока танк дорабатывался, иранская рабочая группа оставалась в Праге, ни в чём себе не отказывая. Это, но, управление CKD никак не тревожило, потому, что ещё 10 сентября 1935 года иранские представители сделали основное — расширили заказ до 50 AH-IV и 50 TNH. Сейчас в Праге облегчённо набрались воздуха.

Сделка количеством в 100 боевых автомобилей означала, что провал P-II-a на военных опробованиях в полной мере компенсировался первым большим успехом на зарубежном рынке.

Кроме того британцы имели возможность только грезить о таких количествах экспортных поставок. Успех чехословацких танков, кроме хороших тактико-технических черт, разъяснялся и адекватной ценой. Любой TNH обходился в 3570 иранских риалов, что было ниже, чем цена британского Vickers Mk.E.

Такими первенствовали серийные Praha TNH. Особенное внимание стоит обратить на установку курсового пулемёта

Серийные автомобили TNH пара отличались от опытного образца. По результатам опробований стало известно, что установка курсового пулемёта требует доработки. На ранних TNH устанавливалась новая пулемётная установка, пара вынесенная вперёд. Позднее конструкцию установки курсового пулемёта упростили. В бортах отделения управления показались смотровые щели.

Переделке подверглось установка глушителя и моторное отделение.

Целому последовательности переделок подверглась и башня. Конструкция командирской башенки была упрощена, по бортам показались воздуховоды для вентиляции, изменилась конструкция установки спаренного пулемёта, увеличилось число смотровых щелей. При необходимости на командирскую башенку возможно было установить вертлюг для зенитного пулемёта.

При необходимости на командирскую башенку возможно было установить зенитный пулемёт

Ввиду задержки со стороны Skoda полноценная пушка на прототипе TNH показалась лишь в августе 1936 года. Совершённые опробования продемонстрировали, что орудие оказалось в полной мере успешным. Это стало знаком к запуску серийного производства танка.

Кооперация выяснилось приблизительно той же, что и при выпуске LT vz.34. Броню для танков поставляла POLDI Hutte из города Кладно. Литые подробности делала сама CKD в Праге, тут же осуществлялась и сборка.

К концу 1936 года было выстроено 23 танка, а всецело заказ на TNH удалось выполнить к маю 1937 года. Нужно заявить, что откомандированные в Чехословакию иранские приёмщики не очень спешили: Прага им очевидно понравилась, а сами они вызывали громадной интерес у местных дам.

Такими были TNH главной серии

В первый раз собственные новые танки иранская армия показала 22 февраля 1937 года, в то время, когда по улицам Тегерана прошли 11 TNH. Демонстрация была встречена достаточно шумно, поскольку Иран неожиданно стал обладателем самых современных танков в регионе.

Как иранские армейские были довольны новым приобретением, красноречиво говорит тот факт, что весной 1938 года начались переговоры о закупке ещё двухсот TNH. Действительно, к тому моменту CKD была загружена вторыми заказами, а весной 1939 года, по окончании оккупации Чехии немцами, переговоры закончились.

Танки Ирану, но, не помогли. В то время, когда в августе 1941 года началась совместная советско-английская операция по его оккупации, войска шаха практически не сопротивлялись. Власть Резу Пехлеви пала, а сам он, отрёкшись от престола, покинул собственную страну.

Лучший танк в Латинской Америке

В начале 1935 года агент Оплатка сказал из Парижа, что установил контакт с капитаном Мартинесом из перуанской армии. Как стало известно, тот прибыл в Европу с целью закупки лёгких и средних танков.

К середине 30-х годов Перу пребывала в очень непростом внешнеполитическом положении. В 1932–1933 годах случилась война между Перу и Колумбией, которая для перуанцев не сложилась. В то время танки в Южной Америке были у двух Бразилии: и стран Боливии — и обе они граничили с Перу.

Наконец, совсем сравнительно не так давно отгремела война за Чако между Парагваем и Боливией, в которой боливийцы часть собственных танков утратили. Перуанцы в полной мере обоснованно полагали, что при таких «шумных» соседях лучше себя обезопасить.

Таким изначально должен был быть LTP. Позднее пушку A 4 Beta было нужно поменять на более раннюю, A 3

В начале переговоров между представителями и Мартинесом CKD перуанцы склонялись к приобретению итальянских малых танков L3/33. Латиноамериканцев привлекла в первую очередь низкая цена, составлявшая при пересчёте на чехословацкую валюту 200 000 крон за штуку.

Из чехословацких автомобилей закупочную рабочую группу сперва заинтересовали танкетки AH-IV. По результатам первых переговоров, состоявшихся 27 января 1936 года, перуанские армейские выразили желание приобрести 10–20 танков, причём они колебались между AH-IV и TNH.

Но, вывод очень сильно изменилось, в то время, когда закупочная рабочая группа в октябре 1936 года прибыла в Прагу. Заметив TNH вживую, перуанские армейские осознали, что танкетки — совсем не то, что им необходимо. В соответствии с спецификации, перуанской армии требовался танк боевой массой 5–6 тысячь киллограм, с пушкой калибром 37 мм и пулемётом, большой скоростью не менее двадцати километров/ч и дальностью действия 160 км.

Нужно заявить, что Оплатка собственные деньги отрабатывал абсолютно: практически все данные, которую высылали перуанские армейские в Лиму, выяснялась в руках агента CKD.

Опытный образец LTP на заводских опробованиях, июль 1938 года

В следствии деятельности Оплатки и других агентов CKD от итальянских малых танков перуанцы отказались. Наряду с этим, пока шли переговоры с перуанцами, на горизонте показался ещё один потенциальный клиент — Литва. Литовские армейские также желали танк большой массой 5–6 тысячь киллограм, потому, что громадную нагрузку не выдерживали тамошние мосты. Действительно, переговоры, первоначально шедшие скоро, перешли в традиционно неспешное русло.

Литовцы в один момент приценивались к шведскому Landsverk L-120, позже продолжительно тянули со спецификациями на вооружение. За это время на горизонте показались куда более сговорчивые швейцарцы, под которых в Чехословакии спроектировали лёгкий танк LTL-H.

Что же касается предназначенного для Литвы LTL, то по нему работы застопорились, а имевшиеся наработки пошли в дело при создании танка для перуанцев. Действительно, на «южноамериканском фронте» появились дополнительные неприятности. Дело в том, что интерес к перуанскому рынку оружий имели и французы, а также компания Schneider, поставлявшая в том направлении артиллерию.

Чехословацкая Skoda была её давешним партнёром, так что было нужно совершить последовательность переговоров, перед тем как французы уступили.

Помимо этого, 37-мм пушку A 4 Beta было нужно заменять на более ветхую A 3, имевшую, но, приблизительно те же ТТХ. Танк LTL имел иную, чем TNH, компоновку: трансмиссия и ведущие колеса у этого танка пребывали в корме. Исходя из этого танк было нужно достаточно очень сильно переделывать.

Танк взял трёхцветный камуфляж

По окончании продолжительных и очень нервных переговоров, проходивших в Париже, 15 февраля 1938 года был подписан договор на постройку 24 чехословацких танков для армии Перу. Первоначально они всё ещё назывались LTL, но уже в апреле, в то время, когда началась постройка двух умелых автомобилей, обозначение изменилось на LTP.

В соответствии с изначальной спецификации, танк должен был иметь боевую массу 6,3 тонны, развивать большую скорость в 40 км/ч и трудиться на высотах до 4,5 километра. Для Перу, где с горами, мягко говоря, неприятностей нет, последнее требование являлось критически ответственным. Для проверки возможности работы в горах один из прототипов по окончании постройки отправлялся в Перу.

Завершающий этап работ по созданию опытного образца LTP на CKD начался в июне 1938 года, но из-за затягивания работ приёмка автомобили состоялась лишь 11 июля.

LTP оказался не только подвижным танком, но и очень хорошо вооружённым. Особенно для собственного класса

Как и при с иранцами, перуанские армейские не пожалели о собственном выборе. Полученный ими танк был очень занимательной разработкой. Его боевая масса выросла до 7325 килограмм, другими словами на тонну превысила расчётную.

Но, это выяснилось чуть ли не единственным недочётом LTP.

При массе меньшей, чем у LT vz.34, танк владел такой же пушкой и спаренным пулемётом, а по толщине брони был равен LT vz.35. Корпус автомобили был заметно меньше: неспециализированная протяженность LTP составляла всего 4100 мм, другими словами на полметра меньше, чем у LT vz.34. По боевым возможностям данный танк ничем не уступал более тяжёлому TNH, а по последовательности параметров его превосходил.

На чехословацкий танк был установлен шведский рядный 6-цилиндровый мотор Scania-Vabis 1664 количеством 7,75 литра и мощностью 125 лошадиных сил. Такой же шведы поставили на собственный лёгкий танк L-60-S, он же Strv m/38. Появление этого компактного и замечательного двигателя стало вероятно благодаря сотрудничеству CKD со шведами, каковые закупали чехословацкие танкетки AH-IV-Sv, принятые на вооружение шведской армии как Strv m/37.

Благодаря шведскому мотору LTP взял впечатляющую удельную мощность 17,1 л. с. на тонну.

Ещё одним отличием LTP от LTL стал переделанный смотровой прибор механика-водителя, снабжающий больший обзор. Была поменяна и установка курсового пулемета, что, кстати, конструкторы заменили на ZB vz.30. Совсем второй стала башня: её форма больше напоминала башню LT vz.34, наряду с этим командирская башенка на неё перекочевала с TNH, а вытяжка расположилась в корме.

Эта же машина позади

По окончании первых огневых испытаний и пробных пробегов танк взял трёхцветный имя и камуфляж собственное LIMA. 4 августа его загрузили в Гданьске на пароход «Пилсудский», что дошёл до Нью-Йорка. В том месте танк перегрузили на пароход «Фрида», 13 сентября прибывший в перуанский порт Кальяо.

По окончании первых заездов и ознакомления в арсенале Лимы танк был доставлен в высокогорный город Ла Оройа. Танк с уверенностью штурмовал гористые дороги в Андах, кроме того на высоте 4200 метров в полной мере нормально выжимая 33 км/ч. В простых же условиях его скорость составляла около сорока километров/ч. 3 октября танк осмотрел генерал Оскар Бенавидес, тогдашний президент латиноамериканской страны, что остался им доволен. Удачно прошли и опробования в пустыне.

Перу взяла красивый танк.

Серийное производство LTP началось 23 сентября 1938 года, сразу после опробований танка LIMA в Андах. В это же время сложившаяся внешнеполитическая обстановка чуть не поставила на экспортных поставках крест. Угроза войны, которая имела возможность начаться между Германией и Чехословакией, вынудила чехословацкую армию искать танки везде, где будет необходимо. Они кроме того дали согласие выкупить LTP по цене 5752 фунтов за любой танк.

Но, по окончании безрадосно известного Мюнхенского сговора суть в закупках новых танков для чехословацкой армии провалился сквозь землю.

4 ноября 1938 года шесть LTP в порту Гамбурга были загружены на пароход «Патрия», что прибыл в Кальяо 7 декабря. В том месте автомобили встретили представители CKD, каковые организовали учебные направления для перуанских экипажей. Оставшиеся 16 танков готовься в ноябре 1938 года. По окончании программы опробований они также были посланы на нескольких судах в Южную Америку.

Последняя партия пришла в Перу 27 февраля 1939 года.

Первый опытный образец LTP взял имя собственное LIMA. Кстати, позднее все Tanque 39 кроме этого взяли личные имена

Появление на вооружении перуанской армии 24-х LTP, взявших тут обозначение Tanque 39, заметно поменяло ситуацию в регионе. Перу неожиданно была обладателем наибольшего на континенте танкового формирования — батальона, в который входило две роты. Позднее в Перу из Чехословакии прибыли тягачи Praha T6 и грузовики.

По окончании оккупации Чехии Германией большинство представителей CKD предпочла не возвращаться на родину, а остаться в Перу. Это выяснилось на руку перуанцам, потому, что их танковый батальон пополнился опытными технику экспертами.

Продолжительно прозябать без дела Tanque 39 и их экипажам не было нужно. 5 июля 1941 года началась война между Перу и Эквадором, которой предшествовал последовательность боестолкновений на спорной территории. 23 июля состоялся боевой дебют танков чехословацкого производства в Латинской Америке.

Танковый батальон, среди личного состава которого было большое количество чехов, атаковал эквадорские войска в направлении портового города Пуэрто-Боливар. Противопоставить им эквадорцы ничего не могли, так что успех был ошеломляющим. Танки сыграли одну из главных ролей в войне.

По результатам перемирия, подписанного 29 января 1942 года, к Перу отошла практически добрая половина территории Эквадора — 278 тысяч квадратных километров.

Tanque 39 и их экипажи. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Перу имела наибольшие и сильнейшие танковые силы на континенте

По окончании того как Перу открыто заявила о том, что не желает иметь со государствами Оси никаких дел, США поставила в страну по ленд-лизу 30 Light Tank M3A1. Теоретически американский танк по всем параметрам превосходил LTP. На деле же перуанские армейские больше обожали чехословацкие автомобили, а американские им не пришлись по нраву.

Больше того, по окончании окончания Второй мировой перуанский генерал Мартинес, тот самый, что в звании капитана завязал контакт с чехами в 30-вести войну годах, опять выступил посредником в переговорах CKD. Перуанская армия захотела купить ещё 24–36 модернизированных танков LTP. Предполагалось, что это будут автомобили со сварными корпусами, 37-мм пушками A7 и дизельными двигателями Tatra.

Сделка так и не состоялась: переговоры были прерваны в первой половине 50-ых годов XX века по инициативе чехословацких правительства. Однако перуанцам удалось купить запчасти к ранее закупленным автомобилям. Это разрешило на долгое время продолжить эксплуатацию этих танков.

Как минимум до 1988 года кое-какие из них всё ещё пребывали в строю и употреблялись в контрпартизанских операциях.

До наших дней дожило не меньше 11 таких танков. Один из них всё ещё находится на ходу и участвует в парадах, причём в его башне в большинстве случаев сидят ветераны войны 1941 года. Недавно ещё один Tanque 39 был передан Чехии, где его всецело вернули.

Сейчас он находится в военно-техническом музее Лешаны.

Источники:

  • Материалы из РГВА.
  • Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014.
  • Export Light Tanks. Tanque 39, Pzw 39, LT-40, V. Francev, C. Kliment, MBI, 2007.
  • Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997.

Мастер-класс «Как сформулировать предложение, от которого ненужно отказываться». Бизнес Юность

Темы которые будут Вам интересны: