Последний средний танк европы

Послевоенный шведский средний танк Strv 74 увлекателен уже кроме того тем, что средние танки как тип фактически «вымерли» по окончании окончания Второй мировой войны. Они эволюционировали в главные боевые танки, каковые стали строить все передовые танковые державы того времени. Strv 74 создавался и принимался на вооружение фактически в один момент с советским главным боевым танком Т-55, американским М-60 и мало раньше, чем германский «Леопард».

Помимо этого, Strv 74 стал последним серийным шведским танком хорошей компоновки — ему на смену пришёл экзотический безбашенный Strv 103. Как же показался последний европейский средний танк и что он собой воображал?

Шведский вооружённый нейтралитет

В двадцатом веке Швеции повезло так, как везло мало какой европейской стране, за исключением разве что Швейцарии. Совместно со собственными скандинавскими соседями она избежала участия в Первой мировой. Во Второй мировой войны, в то время, когда уже и данный негромкий угол Европы был вовлечён в боевые действия, Швеция всё равняется умудрилась сохранить нейтралитет, не смотря на то, что война гремела фактически со всех сторон.

Дания была оккупирована Германией, Норвегия превратилась в поле сражений между англо-немцами и французскими войсками, в Балтийском море столкнулись между собой кригсмарине и ВМФ СССР – а Швеция жила в мире.

Очевидно, растолковать всё простым везением сложно. Шведский нейтралитет подкреплялся, с одной стороны, филигранной работой дипломатов королевства. Но данный нюанс, как и оценка неучастия в войне с нацизмом с моральной точки зрения, выходит за рамки статьи.

Иначе, не обращая внимания на провозглашённый нейтралитет, шведы прекрасно усвоили известное с старейших времён правило, кратко сформулированное Наполеоном Бонапартом в следующем виде: «Народ, не желающий кормить собственную армию, скоро будет должен кормить чужую».

Швеция – средняя по размерам, но весьма слабо населённая страна. Помимо этого, та Швеция, которую мы знаем в двадцать первом веке – процветающая и богатая, — ещё в начале ХХ века не отличалась каким-то особенно большим уровнем благосостояния. Однако, не обращая внимания на скудость материальных ресурсов и людских, шведы с самого провозглашения собственного нейтралитета в 1814 году неизменно серьёзно относились к вопросам обороны.

В следствии страна с населением менее чем в 10 миллионов человек (приблизительно как Беларусь, Португалия, Греция, Сербия) создавала и до сих пор создаёт широкий список пехотного, бронетанкового и артиллерийского оружия, и боевых, а также реактивных, самолётов. А с 1945 до конца 50-х годов Швеция всерьёз разрабатывала носители и ядерное оружие для него – крылатые ракеты и бомбардировщики.

Наряду с этим нейтралитет, возможно, в какой-то степени повлиял и на то, что большая часть создаваемого в Швеции оружия была создана без особенной оглядки на зарубежные образцы. Более того, во многих случаях как раз местные образцы оружия, и внедрённые шведскими конструкторами (либо трудившимися в Швеции чужестранцами) разработки являлись образцом для зарубежных конструкторов.

Примером тут может служить лёгкий танк Landsverk L-60, послуживший базисной моделью для принятого на вооружение шведской армией Stridsvagn m/38 и для венгерского лёгкого танка «Толди». Применённая в L-60 ещё в 1934-м торсионная подвеска стала нормой для мирового танкостроения позднее. К примеру, первый серийный коммунистический танк Т-40 с торсионной подвеской был создан лишь во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Данный же L-60 с его революционной для танков подвеской по сути можно считать пращуром последнего серийного шведского башенного танка Stridsvagn 74 (Strv 74), о котором дальше и отправится обращение.

История создания Strv 74

Конструкция L-60 легла в базу серийных шведских лёгких танков Strv m/38, m/39, m/40L и m/40K, каковые до 1944 года составляли базу танкового парка скандинавской страны, а по окончании войны поставлялись на экспорт (25 танков Strv m/40L было реализовано в Доминиканскую Республику во второй половине 50-ых годов двадцатого века). Автомобили этого семейства имели массу около 9 тысячь киллограм, вооружались 37-мм орудиями и оснащались двигателями мощностью в 142 и 162 лошадиных силы.

Во второй половине 30-х годов двадцатого века для венгерских армии шведы разрабатывали имевший несомненное родственное сходство с L-60 и его «потомством» средний танк Lago, весивший 15 тысячь киллограм и вооружённый 47-мм орудием. Прототип Lago был полностью готов, продемонстрирован венграм – но те предпочли забрать за базу для собственного «Турана» более простой в производстве чехословацкий Т-22. Но разработка не пропала – именно к началу 40-х годов необходимость в средних танках поняла шведская армия.

На базе Lago был создан средний танк Strv m/42 с боевой массой в 22,5 тонны, вооружённый короткоствольной 75-мм нарезной пушкой «Бофорс»и четырьмя 8-мм пулемётами.

Последний средний танк европы

Шведский средний танк Strv m/42

ointres.se

До конца войны, с апреля 1943 по январь 1945 года, шведы выпустили 282 этих автомобили в разных модификациях, отличавшихся прежде всего силовой трансмиссией и установкой. В вариантах ТМ, ТН и TV устанавливались спаренные двигатели Scania-Vabis L-603 мощностью по 160 л.с. любой, а танки Strv m/42 ЕН приводились в перемещение одним двигателем Volvo A8B мощностью 380 л.с. Экипаж автомобили складывался из четырёх человек.

Наряду с этим на ТМ устанавливалась электромеханическая коробка передач, которая трудилась не хорошо, и в итоге все танки m/42 данной модификации переделали в TH и TV с гидравлической трансмиссией.

Уже к концу Второй мировой стало ясно, что Strv m/42 по своим боевым возможностям существенно уступает средним танкам и государств Оси, и Антигитлеровской коалиции. Начавшаяся по окончании окончания военных действий холодная война не дала передышки таковым конструкторским бюро, и в арсеналах, и на полях сражений локальных войн показались главные боевые танки, сочетавшие подвижность средних с оружием и защищённостью тяжёлых.

Армия Швеции, дабы радикально не отставать от фаворитов, разглядывала для принятия на вооружение «кандидатуру» довольно недорогого французского лёгкого танка АМХ 13. В начале 50-х годов была достигнута предварительная договорённость о заказе Швецией 300–400 французских танков.

Но по окончании периода напряжённых споров в управлении шведской армии в декабре 1952 года Швеция закупила 80 танков «Центурион» Mk 3, вооружённых 83,4-мм орудиями, в Англии. Позднее к этому числу добавилось ещё порядка 270 «Центурионов» Mk 10 со 105-мм пушками. Английский танк был существенно лучше защищён; большую роль сыграло да и то, что он значительно лучше имел возможность выдерживать последствия применения атомного оружия.

Однако, направляться подчернуть, что близкое знакомство с АМХ 13 не прошло бесследно для шведских конструкторов. По окончании опытов на предмет применения «качающейся башни» с жёстко закреплённым автоматом и орудием заряжания (к примеру, была попытка установить башню от АМХ 13 на Strv m/42) шведы совершили в этом направлении технологический прорыв, создав в итоге неповторимый «качающийся танк» и сверхскорострельную самоходную гаубицу Artillerikanonvagn 151. Но, это уже совсем другие истории.

«Центурион» был хорошей машиной, но для маленькой Швеции – весьма дорогой. Исходя из этого по окончании отмены замыслов на приобретение сотен АМХ 13 вакансия массового танка оставалась открытой. И вот тут понадобились Strv m/42 с их быстро устаревавшим оружием, но в полной мере годной ходовой частью.

Цех по сборке орудий для танка Strv 74

ointres.se

Strv 74 сначала создавался по привычной для шведских оружейников схеме «дёшево и со злобой». В качестве оружия для автомобили на базе танка довоенной разработки шведы выбрали 75-мм зенитные орудия с длиной ствола 60 калибров кроме этого довоенной разработки — m/1936 и m/1937 (начальная скорость полёта боеприпаса – 840 м/с, скорострельность – 8–10 выстрелов в 60 секунд). По окончании модернизации для установки на танк орудие стало называться m/49.

Единственной большой частью танка, которая разрабатывалась фактически с нуля, была башня. И без того высокое шасси увенчалось большой надстройкой, с которой высота автомобили шириной в 2,43 метра составила 3,3 метра. В итоге один «новый» шведский танк обходился бюджету в 360 000 шведских крон, тогда как за «Центурион» необходимо было платить около 1 000 000.

График действенной дальности стрельбы (с учётом угла обстрела) по танкам ИС-3 и Т-54 для орудий Strv 81 и Strv 74

tanks.mod16.org

Очевидно, недорогое весьма редко бывает лучшим по качеству, о чём красноречиво свидетельствует, к примеру, графики действенной дальности стрельбы по автомобилям возможного соперника (в роли таковых выступают ИС-3 и Т-54) из орудий Strv 81 (шведское наименование для «Центуриона» Mk 3) и Strv 74.

применение и Производство

Цех по сборке башен для танка Strv 74

ointres.se

Производство новых шведских танков заключалось, по солидному счёту, в сборке новых башен (каковые произвели две компании – 113 штук Landsverk и 112 штук HagglundSoner) и установке их с орудиями на уже готовые шасси от Strv m/42. Массивная по размеру башня имела лёгкое бронирование, надёжно защищавшее разве что от пуль крупнокалиберных пулемётов. В докладе Королевской военной академии об опробованиях башни Strv 74 в августе 1960 года находятся очень неутешительные для шведских танкистов выводы.

Боеприпасы 20-мм пушки точно пробивают башню (не считая маски) на расстоянии менее 300 метров, но в некоторых проекциях – и с 640 метров. 37-мм довоенная противотанковая пушка м/34 пробивает башню со всех сторон, не считая маски орудия, с расстояния в 750 метров. 75-мм пушка самого танка Strv-74 надёжно пробивает кроме того самый «непробиваемый» элемент башни – маску орудия – с дистанции в 1400 метров.

Вероятнее, пробил бы и с громадных расстояний – но таковой обстрел не проводился.

Фотографии из доклада Королевской военной академии об опробованиях башни Strv 74 с результатами попадания 20-мм снарядов

tanks.mod16.org

С 1957 по 1960 годы все m/42 модификаций ТН и TV были перестроены в Strv 74. 57 танков Strv m/42 ЕН на слом также не пошли – по окончании малого переделки, касавшейся по большей части размещения пулемётов и средств связи, эти автомобили, визуально практически не отличимые от Strv m/42, были приняты на вооружение шведской армии как Ikv 73. Ikv (Infanterikanonvagn) – это таковой своеобразный вид шведской военной техники, наименование которого практически переводится как «пехотная пушечная машина».

Их задача – яркая огневая помощь пехоты, и поступают они на вооружение пехотных бригад. По классификациям других государств эти САУ относят то к истребителям танков, то к лёгким танкам. «Венцом» развития этого типа техники стала 16-тонная машина Ikv 91 с 90-мм орудием, снятая с оружия в 2003 году.

Ikv 73

ointres.se

Что характерно, кроме того ветхие башни от Strv m/42 на протяжении их «безотходной модернизации» до Strv 74 не пошли на слом. Бережливые шведы установили их как стационарные огневые точки (Varntorn, «защитные башни») на главных участках морского побережья, в аэропортах и портах.

Varntorn – башня от Strv m/42

sphf.se

С 1957 по 1960 годы шведская индустрия переоборудовала в Strv 74 225 танков. Они поступили на вооружение танковых бригад, в которых по штату имелось 48 таких автомобилей. С 1967 года в армии начал поставляться Strv 103, и «семьдесят четвёрки» поменяли специализацию, перейдя на вооружение рот штурмовых орудий в пехотные бригады, по 11 танков на роту.

Масса Strv 74 составляла 26 тысячь киллограм. Экипаж автомобили включал 4 человека, причём условия их работы были достаточно комфортными благодаря просторной башне и такому же отделению управления. Не считая 75-мм орудия, оружие танка состояло кроме этого из двух 8-мм пулемётов Ksp m/39 Strv. В качестве силовой установки употреблялась спарка из двух шестицилиндровых бензиновых двигателей Scania-Vabis 607 неспециализированной мощностью в 340 л.с.

Удельная мощность автомобили в 13,1 лошадиной силы на тонну разрешала ей развивать скорость до 45 км/ч по дороге. Существовало два варианта танка, различавшихся трансмиссией — Strv 74 Н с гидравлической (155 автомобилей) и Strv 74 V с механической (70 экземпляров).

Средний танк Strv 74

sphf.se

Последний серийный башенный танк шведской конструкции был на вооружении до 1984 года. Затем по ветхой шведской традиции (которой избежал разве что безбашенный танк Strv 103) башни танка Strv 74 были перевоплощены в Varntorn – и размещены на протяжении морского побережья. Во второй половине 90-ых годов двадцатого века, но, закончилась их работа и в этом качестве – по окончании окончания холодной войны они пошли на слом.

Познакомиться с наружностью Strv 74 более подробно возможно в отечественном подробном фотообзоре.

Источники:

  • Weapon effectiveness charts, strv 74 and strv 81 vs IS-3 and T-54, tanks.mod16.org
  • A report from the Royal Military Academy, dated 1960–11–30, regarding live fire trials conducted against a strv 74 turret in August of 1960, tanks.mod16.org
  • http://www.sphf.se/Axvall/74.htm
  • http://www.sphf.se/Axvall/varntorn.htm
  • http://ointres.se/strv_74.htm
  • http://ointres.se/strv_m_42.htm
  • http://www.ointres.se/ikv_72_102_103_73.htm
  • http://www.ointres.se/strv_81_101_102_104_centurion.htm

Александр Сирота
/
Самая скорострельная гаубица в мире
История создания послевоенных шведских САУ — прототипа Artillerikanonvagn 151 и серийной Bandkanon 1

  • артиллерия
  • военная техника
  • Швеция

Александр Сирота
/
Шведские танки Отто Меркера
Семейство шведских танков Landsverk L-5, L-10 и L-30, созданное под управлением германского конструктора

  • танки
  • Швеция

Object 140 • Fight to the Last Shell • WoT Gameplay

Темы которые будут Вам интересны: