Последний советский тяжеловес

Последний советский тяжеловес

Ловушка, в которой находятся советские конструкторы тяжёлых танков в конце 40-х годов, именовалась «резкое повышение боевой массы». Уже на стадии проектирования новые военные машины перешагивали планку в 50 тысячь киллограм. Это влекло за собой большое количество неприятностей.

К примеру, требовалась новая эвакуационная техника, талантливая извлечь с поля боя повреждённого «тяжеловеса». Далеко не все мост, кроме того ЖД, выдерживал такую массу, помимо этого, появлялся вопрос с ЖД платформами нужной грузоподъёмности.

Взвесив все за и против, советское управление приняло единственно верное, хоть и пара болезненное ответ: прекратить производство и разработку танков тяжелее 50 тысячь киллограм. Данный вердикт поставил крест на экспериментальном 68-тонном ИС-7, чуть ли не лучшем послевоенном тяжёлом танке СССР, остановилось и производство ИС-4.

Параллельно с этим челябинские и ленинградские конструкторы, в большинстве случаев соперничающие между собой, взяли задание создать новый тяжёлый танк массой не более 50 тысячь киллограм. Объединённый коллектив возглавил узнаваемый конструктор Жозеф Яковлевич Котин.

Успешный ход назад

Проектные работы по новому танку велись в Ленинграде, а воплощать их в металле должен был Челябинск. Машина, взявшая индекс ИС-5, вобрала в себя технические ответы, употреблявшиеся как ленинградскими, так и челябинскими конструкторами в более ранних проектах — умелых и серийных.

Тяжёлый танк с индексом ИС-5 вобрал в себя технические ответы, употреблявшиеся ленинградскими и челябинскими конструкторами в более ранних проектах — умелых и серийных

Корпус ИС-5 при внимательном рассмотрении был не чем иным, как творческим переосмыслением наработок по танку ИС-7 примера 1948 года. Носовая часть с боковым размещением смотровых устройств мехвода, характерные скосы кормовой части, V-образная нижняя часть с гнутыми бортами — всё это говорило о преемственности проектов. Башня кроме этого представляла собой сплав ответов по ИС-3 и ИС-7.

В связи с тем что масса танка не должна была быть больше 50 тысячь киллограм, конструкторам было нужно не наращивать, а облегчать броневую защиту. Последний раз такое было в первой половине 40-ых годов XX века, при создании КВ-1С. За счёт применения последних достижений по увеличению стойкости брони ИС-5 оказался более защищённым, чем ИС-3. Но если сравнивать с ИС-3 и тем более ИС-7 уровень бронезащиты, в особенности в лобовой проекции, снизился.

Это была плата за ограничение массы.

Ещё одним шагом назад стало оружие ИС-5. Классическое орудие советских тяжёлых танков, 122-мм Д-25Т, не устраивало армейских уже в первой половине 40-ых годов XX века. Замечательная 130-мм пушка, спроектированная для оружия ИС-7, для ИС-5 не доходила, так что было нужно применять Д-25Т.

В следствии перспективный тяжёлый танк по огневой мощи соответствовал не финишу 40-х годов, а завершающему этапу Второй мировой.

Не обращая внимания на то что бронирование и вооружение ИС-5 стало шагом назад, нельзя сказать, что танк оказался неудачным. Его уровень бронирования в полной мере соответствовал мировому, а оружие в полной мере доходило чтобы бороться с танками бывших союзников: США, Англии и Франции. Бронирование советских танков стало недостаточным лишь с возникновением в 60-е годы английской 105-мм танковой пушки L7.

В общем, в лице ИС-5 Советская армия взяла в полной мере современный тяжёлый танк.

Смена времён, смена имён

Рабочие чертежи нового танка были подготовлены к началу лета 1949 года. В середине сентября Челябинский завод имени Кирова закончил сборку первого прототипа. Опробования продемонстрировали, что вентиляторная система и трансмиссия охлаждения не выдерживают заданного гарантийного километража работы.

Было нужно скоро вносить трансформации в конструкцию. В декабре 1949 года ещё два ИС-5 сошли с конвейеров и отправились на опробования.

Всего за 1949–1950 годы на Челябинском заводе выпустили 13 танков ИС-5. Опробования автомобили шли практически непрерывно, конструкторы всегда дорабатывали танк, повышая его надёжность. Попутно на базе данной автомобили шла отработка разных совокупностей, к примеру механизма заряжания.

В итоге число трансформаций достигло для того чтобы количества, что ИС-5 решили переименовать. В начале 1953 года танк взял обозначение ИС-8, с которым он и должен был пойти в армии. Но 5 марта 1953 года погиб И. В. Сталин. Изменение политической обстановки в СССР стало причиной тому, что с мая 1953-го танк стали именовать только «Объект 730».

По всей видимости, армейские перестраховывались, потому, что сейчас в Политбюро КЦ КПСС шла борьба за власть.

В последних числах Ноября 1953 года новый танк приняли на вооружение под обозначением Т-10. Символично, что за 15 лет до это конструктор Жозеф Котин руководил разработкой двухбашенного тяжёлого танка СМК («Сергей Миронович Киров»). Это первенствовала советская военная машина, названная в честь большого политического деятеля.

ИС-8 был последней в этом последовательности, в будущем все советские танки имели цифровые индексы.

Армейские разглядывали Т-10 как временное ответ, которое будет в строю до разработки нового поколения тяжёлых танков. Но в следствии он пережил ещё две волны проектных «тяжеловесов». В 1965 году последние 60 Т-10 сошли с конвейеров Челябинского завода, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась.

Началась эра главного боевого танка, нового класса, впитавшего в себя лучшие стороны тяжёлых и средних автомобилей.

Просматривайте кроме этого:

  • Škoda Т-40: попытка танкового ренессанса.
  • БТ-7 Артиллерийский. Дебют танка помощи.
  • Французский «кавалерист» SOMUA S35.
Создатель текста — Юрий Пашолок

Источники:

  1. ЦАМО РФ.
  2. РГАЭ.
  3. Архив Ю. Пашолока.
  4. Фотоархив Евгения Иванова.
  5. Отечественные бронированные автомобили. ХХ век. Том 3. 1946–1965 гг. / Солянкин А., Желтов И., Кудряшов К.Н. Цейхгауз, 2010.

Тяжеловес

Темы которые будут Вам интересны: