Последний советский тяжеловес

Последней военной машине, названной сначала именем Сталина, суждено было стать одновременно и последним советским серийным тяжёлым танком. Он показался в тот переломный момент, в то время, когда по объективным обстоятельствам прервалась тенденция к постоянному повышению веса новых тяжёлых танков. Лишённые возможности наращивать оружие и защищённость боевых автомобилей за счёт роста боевой массы, конструкторы применили при создании ИС-8 (он же Т-10) последовательность уникальных ответов.

Финиш недолгой эры гигантов

С конца 1943 года советские танкостроители неуклонно шли по пути повышения веса боевых автомобилей тяжёлого класса. К этому времени на начальном этапе проектирования боевая масса новых танков перешагнула психотерапевтическую планку в 50 тысячь киллограм. Как исключение, тут возможно отыскать в памяти недотягивавший до 50 тысячь киллограм танк ИС-3, но эта машина практически являлась результатом глубокой модернизации более раннего ИС-2.

Примечательно, что весной 1945 года на самом верху, в Главном бронетанковом управлении (ГБТУ КА), имелись сомнения по поводу целесообразности запуска ИС-3 в серию. Куда более перспективным казался тяжёлый танк Объект 701, что ещё на стадии проектирования имел боевую массу 55 тысячь киллограм. Будущий ИС-4 шёл к серии не легко: первые опытные образцы готовься ещё к лету 1944 года, но машину всегда переделывали, а в серию танк, созданный в качестве ответа «Фердинандам», отправился лишь во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

К тому моменту ИС-3 не только запустили в серию, но и успели снять с производства, выпустив 1555 танков.

Наряду с этим сам ИС-4 уже в 1945 году считался вчерашним днём. С зимы 1945 года началось проектирование нового тяжёлого танка, что взял индекс ИС-7. Под этим обозначением, а заодно и под индексом «Объект 260», пряталось сходу 3 танка, каковые существенно отличались по характеристикам и конструкции. Созданный в качестве противовеса германскому сверхтяжёлому танку Pz.Kpfw.Maus, ИС-7 являлся самой идеальной военной машиной в собственном классе.

Кроме того на данный момент характеристики автомобили, вид которой совсем сформировался во второй половине 40-ых годов XX века, поражают воображение. При боевой массе в 68 тысячь киллограм его большая скорость превышала 60 км/ч, а по бронезащите и вооружённости советская машина ничем не уступала германскому 189-тонного монстру, кое в чём кроме того превосходя его.

Последний советский тяжеловес

Эскизный проект тяжёлого танка ИС-5, апрель 1949 года

В это же время, рост боевой массы стал для новых тяжёлых танков ловушкой. ИС-4 на мощностях ЧКЗ выпускался с трудом: во второй половине 40-ых годов двадцатого века выпустили всего 55 автомобилей, ещё 155 танков изготовили во второй половине 40-ых годов XX века. ИС-7 ожидала ещё более значительная неприятность: ему требовался принципиально новый двигатель, производство которого ещё предстояло освоить.

Боевая масса в 68 тысячь киллограм означала, что потребуются новые средства эвакуации, да и тактическая мобильность выяснялась очень вызывающей большие сомнения. Такую махину выдержит далеко не все мост, среди них и ЖД. Помимо этого, появлялся вопрос и с ЖД платформами нужной грузоподъёмности.

Сложности, обойдённые по многим причинам в первой половине 40-ых годов двадцатого века, «догнали» советские тяжёлые танки в конце 40-х. Появились ровно те же неприятности, что ожидали бы КВ-3, КВ-4 и КВ-5, отправься они в серию.

Взвесив все «за» и «против», советское управление приняло единственно верное ответ. 18 февраля 1949 года произошло совещание Совета Министров СССР, на котором находилось руководство бронетанковыми и механизированными армиями, и представители Главного бронетанкового управления Армии. Итогом совещания стало распоряжение Совета Министров СССР № 701–270сс, в соответствии с которому производство и разработка тяжёлых танков массой более 50 тысячь киллограм прекращались.

ИС-7 ушёл в небытие, закончилось производство и ИС-4 (во второй половине 40-ых годов XX века выпустили последние 19 танков).

В соответствии с тому же распоряжению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу умелого завода №100 (г. Челябинск) давалось задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тысячь киллограм. В качестве базы для проектирования нового танка указывались агрегаты и узлы ИС-4, что должно было оказать помощь ускорить разработку. Одновременно с этим, общее построение и схема бронирования корпуса должны были браться от ИС-3, как самоё подходящего по боевой массе.

Коллективу предъявлялись твёрдые сроки: первые три танка предполагалось изготовить в августе, а ещё десять, для войсковых опробований, – в сентябре 1949 года. Итого на изготовление первого танка, что предстояло ещё и спроектировать, выделялось всего полгода.

Общими усилиями

Для решения столь непростой задачи потребовалось объединение упрочнений двух соперничающих КБ, параллельно занимавшихся разработкой тяжёлых танков. 19 марта 1949 года филиал умелого завода №100 был включён в состав создаваемого ВНИИ?100 (г. Ленинград).

Первым заданием, которое взял университет, именно и стала разработка нового тяжёлого танка. Объединённый коллектив возглавил Ж. Я. Котин. В Ленинграде занимались проектированием, тогда как в Челябинске проектные работы воплощали в металле. Наряду с этим 41 человек из коллектива ВНИИ?100 был отправлен Челябинск. Так или иначе, но новая машина взяла челябинскую «прописку».

Военные машины, каковые разрабатывались в Ленинграде, шли с индексами 2##, в то время, как челябинские имели индексы 7##. К примеру, ИС-4 имел чертежный индекс 701 (объект 701), а ИС-7 – 260 (объект 260). Так вот, проектируемая машина взяла чертёжный шифр 730, а в документах она часто фигурировала как «объект 730».

Первый опытный образец ИС-5, осень 1949 года. Танк имеет трансмиссию и вентиляторную систему охлаждения по типу ИС-4

В некоторых публикациях говорится о том, что эскизный проект 730-го объекта был создан на базе ИС-4. В действительности это, мягко говоря, весьма спорное утверждение. Практически новый танк, взявший индекс ИС-5, унаследовал от ИС-4 только двигатель В-12 и, на начальной стадии, совокупность охлаждения с двумя громадными вентиляторами.

В остальном эта машина, эскизный проект которой представили в апреле 1949 года, была представителем совсем другой школы. ИС-4, особенно его башня и корпус, проектировался по разработкам финиша 1943 года. За это время в Челябинске создали ИС-3, фактически не уступающий ИС-4 по бронированию, а в Ленинграде создали ИС-7 в трёх вариантах, каковые по концепции бронирования ушли если сравнивать с 701-м объектом на большом растоянии вперёд.

Остальные агрегаты и узлы за прошедшие 5 лет также претерпели бессчётные усовершенствования. На протяжении проектирования ИС-7 множество работ был совершён по ходовой части, трансмиссии и вторым узлам. Помимо этого, как уже писалось выше, проектные работы по большей части шли в Ленинграде, так что опыт ленинградских танкостроителей полностью отразился на 730-м объекте.

При ближайшем рассмотрении корпус ИС-5 оказывается ничем иным, как творческим переосмыслением наработок по ИС-7 1948 года. Носовая часть с боковыми смотровыми устройствами механика-водителя, кормовая часть с характерными скосами, V-образная форма нижней части корпуса с гнутыми бортами – всё это говорит о прямой преемственность 730-го и 260-го объектов. Ничего общего с ИС-4 не имеет и башня, воображающая собой сплав ответов по ИС-3 и ИС-7.

Ввиду того, что боевая масса ИС-5 не должна была быть больше 50 тысячь киллограм, в первый раз с 1942 года (другими словами с КВ-1с) броневую защиту было нужно не усиливать, а напротив, снижать. За счёт научно-исследовательских работ по теме увеличения стойкости брони без её утолщения удалось воплотить последовательность ответов, благодаря которым ИС-5 был мало более защищённым, чем ИС-3. Однако, если сравнивать с ИС-4 и тем более с ИС-7 уровень броневой защиты, в особенности в лобовой её части, упал.

Такой была плата за понижение боевой массы до 50 тысячь киллограм.

До отечественного времени сохранился третий опытный образец ИС-5.

Это машина выпуска весны 1950 года, которую позднее переделали в Объект 266. Под этим обозначением она и известна. На данный момент танк находится в экспозиции парка «Патриот» (бывший ЦМ БТВТ, Кубинка)

Ещё одним проявлением необычного регресса стало оружие. Устанавливавшаяся на ИС-2, ИС-3 и ИС-4 122-мм пушка Д-25Т не устраивала армейских уже в начале 1944 года. На ИС-7 спроектировали 130-мм пушку С-70, но в ИС-5 это орудие установить было нереально.

В итоге новый танк взял в качестве оружия всё ту же Д-25Т. Так, в плане бронирования и вооружения перспективный тяжёлый танк больше соответствовал не финишу 40-х годов, а периоду окончания Второй мировой.

Компромиссный танк

С весьма похожими проблемами столкнулись приблизительно одновременно с этим и американцы. Начав с 64-тонного T29 Heavy Tank, в течение нескольких лет американские танкостроители пробовали довести до ума автомобили с боевой массой около 65 тысячь киллограм. Во второй половине 40-ых годов XX века от концепции столь тяжёлых боевых автомобилей американцы отказались. В то время, когда советские танкостроители занимались 50-тонным ИС-5, их американские сотрудники трудились над тяжёлым танком T43, боевую массу которого ограничили 55-тонной планкой.

В итоге, не смотря на то, что серийный M103 Heavy Tank был тяжелее пилотных автомобилей и весил 56,7 тысячь киллограм, это было намного меньше тех 65 тысячь киллограм, каковые весили американские тяжёлые танки во второй половине 40-х.

Платой за понижение массы стало более не сильный бронирование. Особенно «пострадала» башня. Значительным преимуществом американского танка была 120-мм пушка, но наряду с этим машина оказалась большой.

На схожем уровне были и характеристики британского FV214 Conqueror, не смотря на то, что наряду с этим машина была ещё тяжелее, чем M103 – 65 тысячь киллограм. Так, возможно сказать о том, что ход назад приблизительно в одно время сделали все ведущие армии, но наряду с этим британцам и американцам удалось усилить оружие. Платой за это стали увеличившиеся габариты, а вместе с ними и громадная боевая масса.

Установка оружия в башне Объекта 730

Не обращая внимания на то, что бронирование и вооружение ИС-5 стали шагом назад, сказать об данной машине как о неудаче не следует. На конец 40-х уровень брони, надёжно защищавшей от германской 88-мм пушки, в полной мере соответствовал мировому. Современной смотрелась в то время и пушка Д-25Т, поскольку противостояла новому танку не германская техника, а военные машины бывших союзников.

Кроме того показавшиеся в конце 40-х — начале 50-х годов средние танки M46 Patton и M47 Patton II не были полноценными соперниками для ИС-3, не говоря уже о новой машине. Впредь до появления на зарубежных танках 105-мм пушки L7 лобовая броня советских послевоенных тяжёлых танков надёжно защищала их от вражеского огня. Кстати говоря, обстрел корпуса ИС-5, совершённый в мае-июне 1950 года, продемонстрировал, что лобовая броня выдерживает попадания 122-мм снарядов с дистанции 100 метров.

Одним словом, в лице ИС-5 Советская армия приобретала в полной мере современный тяжёлый танк.

Как уже говорилось выше, много технических ответов перекочевало в новый танк с ИС-7. В их числе была прогрессивная подвеска, где в качестве упругих элементов употреблялись пучковые торсионы. Благодаря данной совокупности длину торсионных валов удалось значительно сократить. Остальные элементы ходовой части (катки, балансиры, траки и т.д.) представляли собой развитие конструкции ходовой части ИС-3.

Ходовая часть смотрелась похоже, но конструкцию достаточно без шуток переработали, существенно повысив надёжность. Её выполнили так, дабы она без важной переделки имела возможность устанавливаться на другие военные машины семейства ИС.

В середине 50-х новую ходовую часть взяли ИС-2, ИС-3 и ИСУ, проходившие программу модернизации. Так, новый танк и старые машины по ходовой части унифицировали. Применение 750-сильного двигателя В-12 разрешило поднять (если сравнивать с ИС-3) динамические характеристики. Большая скорость выросла до 42 км/ч. Специально для Объекта 730 создали пара вариантов планетарной трансмиссии.

направляться подчернуть, что отдельные элементы нового танка испытывались на ИС-4 и ИС-7, облегчённых до массы в 50 тысячь киллограм.

Тяжёлый танк ИС-8, весна 1953 года

Эскизный проект ИС-5 был представлен комиссии в апреле 1949 года. К началу лета были подготовлены и рабочие чертежи автомобили. По многим причинам случилась задержка: первый корпус поступил на ЧКЗ лишь 30 июля, а второй – 9 августа 1949 года.

Сборку первого опытного образца ИС-5 завод завершил 14 сентября. На танке стояла 6-ступенчатая планетарная трансмиссия от ИС-4. Опробования продемонстрировали, что вентиляторная система и трансмиссия охлаждения не выдерживают заданный гарантийный километраж в 2000 километров. В следствии на танк поставили 8-ступенчатую планетарную трансмиссию разработки ВНИИ-100. Кстати, она кроме этого имела отношение к ИС-7.

Вместо вентиляторной совокупности охлаждения установили эжекционную, использовавшуюся на ИС-7. В декабре 1949 года было произведено ещё два танка, каковые участвовали в зимнем этапе опробований.

Переименования

Указанные в распоряжении № 701–270сс танки для национальных опробований начали изготовлять с полугодовой задержкой – в феврале 1950 года. Три танка закончили к 5 апреля и послали в район города Ломоносова под Ленинградом, где они в Апреле 1950 года проходили опробования. По их итогам были распознаны недостатки, исправленные на ЧКЗ, по окончании чего в октябре-ноябре 1950 года танки проходили опробования на Полигоне (НИИБТ) в Кубинке.

Ещё раньше, в июне-июле 1950 года, танки прошли опробования в Средней Азии. Всего за 1949–1950 годы было произведено 13 танков ИС-5, ещё 2 выстроили в первой половине 50-ых годов XX века.

Серийный тяжёлый танк Т-10

На протяжении опробований в конструкцию ИС-5 всегда вносились трансформации, каковые повышали надёжность автомобили. На танке отрабатывали работу разных совокупностей, включая механизм заряжания. По результатам число трансформаций достигло для того чтобы количества, что модернизированные ИС-5 решили переименовать. В начале 1953 года танк взял индекс ИС-8.

С ним танк и отправился бы в армии, но 5 марта 1953 года погиб Сталин. Уже в мае 1953 года в переписке новый тяжёлый танк именуется только как Объект 730. В полной мере быть может, в армейском управлении решили перестраховаться, потому, что именно весной и летом 1953 года шла борьба за власть в Политбюро.

26 июня 1953 года арестовали Л. П. Берию, а к власти пришел Н. С. Хрущёв.

Новый тяжёлый танк приняли на вооружение Распоряжением Совета Министров СССР от 28 ноября 1953 года. Этим же распоряжением тяжёлому танку присвоили индекс Т-10. Первые 30 Т-10 выпустили в первой половине 50-ых годов XX века, всего на ЧКЗ изготовили 190 танков первой серии. Символично, что машина, созданием которой руководил Котин, стала последней, носившей имя большого советского деятеля.

За 15 лет до этого тот же Котин руководил созданием тяжёлого танка СМК-1 (Сергей Миронович Киров), с которого началось обозначение советских боевых автомобилей тяжёлого класса именами вместо буквенно-цифровых индексов.

Т-10, копия заводского чертежа

Т-10 рассматривался скорее как временная мера. Уже в первой половине 50-ых годов двадцатого века была запущена программа по созданию тяжёлого танка нового поколения, финалом которой стал проект Объект 777. Но Т-10 суждено было пережить собственного вероятного преемника, разработка которого так и не продвинулась дальше стадии макета в масштабе 1:10.

Пережил Т-10 и следующую волну разработки тяжёлых танков, итогом которой стали танки Объект 277, Объект 279 и Объект 770. С 1958 года к производству Т-10 подключился ЛКЗ, но только единожды годовой количество выпуска танков этого типа превысил 200 экземпляров. В 1965 году ЧКЗ изготовил последние 60 Т-10, и на этом история советских тяжёлых танков завершилась.

На горизонте показался новый класс, впитавший в себя лучшие тяжёлых машин и стороны средних – главной боевой танк.

Источники:

  • ЦАМО РФ
  • РГАЭ
  • Архив автора
  • Фоторахив Евгения Иванова
  • Отечественные бронированные автомобили. ХХ век. Том 3. 1946–1965 гг. Солянкин А., Желтов И., Кудряшов К. Н., издательство Цейхгауз, 2010 г.

Тяжеловес

Темы которые будут Вам интересны: