Последний из рода landsverk l-60

10 сентября 1937 года шведская армия решила о закупке 15 легких танков L-60-S, взявших армейское обозначение Strv m/38. Эта машина стала первым танком шведской разработки, что был произведен в количестве более 10 экземпляров. Более чем через два года шведские армейские заказали еще 20 Landsverk L-60S/II, взявших армейское обозначение Strv m/39. В это же время, в Европе уже бушевала война, причем к декабрю 1939 года боевые действия начались рядом от границ Швеции.

Известное древнеримское высказывание «желаешь мира – подготовься к войне» становилось очень более актуальным. В таковой сложной обстановке и показалась на свет последняя модификация танка L-60, известная как Strv m/40.

В условиях зыбкого нейтралитета

Начало Второй мировой Швеция встретила в неоднозначном положении. Шведская армия была наибольшей в регионе и имела за спиной сильную и развитую индустрию. Но наряду с этим вооруженные силы королевства испытывали острейший недостаток бронетехники.

Достаточно заявить, что на 1 сентября 1939 года современных танков у шведов имелась всего 61 вещь, из которых пушечное оружие было лишь у 16. И за первый год Второй мировой обстановка нисколько не изменилась, потому, что замыслы по выпуску Strv m/39 были по многим причинам сорваны.

Последний из рода landsverk l-60

Strv m/40 (Strv m/40L) на заводском дворе, 1941 год

В это же время, обстановка в северной части Европы все более накалялась. Война между СССР и Финляндией стала только прологом для будущих грозных событий. Стоит подчернуть, что в скандинавских государствах нашлось много людей, каковые отправились добровольцами в Финляндию.

В Швеции таковых, к примеру, набралось 8260 человек. Деятельно повоевали в Финляндии и шведские 37-мм противотанковые пушки pvkan m/38, появлявшиеся в том месте самым страшным соперником для советских танков. Для датчан, шведов и норвежцев война Финляндии против СССР была «собственной», скандинавская солидарность в этом случае не была безлюдным звуком.

Но, СССР была нужна не вся Финляндия, а та ее часть, которая могла быть позднее использована как плацдарм для наступления на Ленинград. И события лета 1941 года продемонстрировали всю правильность ответа советского управления.

Совсем другие цели преследовали стороны, развязавшие боевые действия в Скандинавии весной 1940 года. С 8 на 9 апреля 1940 года началась операция германских флота и армии «Учения на Везере» (Weserubung). Довольно часто при упоминании о ней опускается тот факт, что Англия с Францией также планировали оккупировать Норвегию, но опоздали практически на пара недель.

Битва за Норвегию длилась больше двух месяцев, а Дания продержалась считанные часы. В итоге летом 1940 года Швеция «нашла» около себя оккупированных Германией соседей и симпатизирующую немцам Финляндию. Продолжая на словах выполнять нейтралитет, шведы 5 июля были вынуждены дать немцам осуществлять транзит армий по собственной территории.

Очень деваться в этих условиях было некуда: к полноценной войне Швеция была не готова, а складывающаяся в то время в Европе обстановка была отнюдь не в пользу соперников Германии.

Громаднейшие трансформации в конструкции, если сравнивать с Strv m/39, имелись в кормовой части

На этом фоне более чем страно выглядит некая медлительность шведского управления. Нужно заявить, что тут в полной мере трезво оценивали производственные мощности компании Landsverk AB, и, что не менее важно, умели вычислять деньги. А танк Landsverk L-60-S оказался, мягко говоря, недешевым.

При чертях пускай и хорошего, но все-таки легкого танка он стоил как средний, а бюджет Швеции был совсем не глубоким.

По данной причине шведские армейские весьма пристально смотрели в сторону Чехословакии. Конкретно их интересовали новинки компании CKD (Ceskomoravska Kolben-Danek), с которой уже имелся хороший опыт сотрудничества с результатом в виде малых танков Strv m/37. Эти автомобили были самыми массовыми танками шведской армии на начало Второй мировой.

Для полного понимания картины стоит напомнить, что чехословацкий небольшой танк был «могильщиком» для шведского Landsverk L-120.

Весьма похожая обстановка имела возможность сложиться и при с Landsverk L-60. Дело в том, что 14 марта 1939 года было подписано соглашение о поставке в Швецию 50 чехословацких легких танков TNH. Детище Landsverk спасли, как не необычно, немцы, что днем позднее оккупировали Чехословакию. Во второй раз шведы постарались купить легкие танки CKD спустя год.

21 марта 1940 года было подписано соглашение о поставке 90 танков TNHP-S, которыми предполагалось залатать зиявшую «брешь» в танковом парке шведской армии. И опять отечественного шведского производителя косвенно поддержали немцы. 18 июля 1940 года договор был отменён, а уже выстроенные TNHP-S отправились в вермахт под обозначением Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S.

Схема бронирования Strv m/40L

Шведы не сдавались, и с третьей попытки все же смогли купить лицензию на танк, более известный как Strv m/41. Игра стоила свеч, по причине того, что кроме того завышенная, согласно их точке зрения, цена чехословацкой автомобили составляла всего 120 тысяч крон, другими словами практически в 2 раза меньше, чем у Strv m/39.

Однако, на этот раз шведские армейские решили подстраховаться. В октябре 1940 года с Landsverk был заключён сделку на выпуск ста танков третьей серии, взявших обозначение Landsverk L-60-S/III. Кроме этого эти автомобили взяли армейское обозначение Strv m/40, под которым они сейчас легендарны .

История с продолжением

Танки третьей серии сначала имели мало отличий от предшественников. Отработанная конструкция башни с двумя спаренными пулеметами в полной мере устраивала шведских армейских, так что ее трогать не стали. То же самое касалось и носовой части корпуса, которая никак не изменилась.

По данной причине, кстати, Strv m/39 и Strv m/40 довольно часто путают. Надежно отличить их друг от друга возможно по бортам корпуса, и по надмоторной плите.

По результатам эксплуатации танков прошлой серии стало ясно, что воздухозаборники в бортах – не самое успешное техническое ответ. Их конструкцию было нужно переработать. Сейчас в бортах показались характерные «уши», куда лучше защищающие от осколков и попадания пуль снарядов моторное отделение.

Кроме этого с правого борта показался характерный выступ, где разместился воздушный фильтр.

Заметно преобразилась и надмоторная плита: ее поделили на две секции, что облегчило обслуживание, а левая створка взяла воздухопритоки. Подобные воздухопритоки показались и на задней части крыши боевого отделения. Еще одним трансформацией конструкции стало применение гидромеханической трансмиссии Atlas-Diesel.

По результатам переделок боевая масса танка выросла до 8930 кг, а его неспециализированная протяженность увеличилась до 4900 мм.

Производство Strv m/40 на заводе Landsverk

В соответствии с начальному замыслу, производство Strv m/40 предполагалось начать в апреле, а закончить – в ноябре 1941 года. На деле эти замыслы были сорваны: последние Strv m/40 покинули Ландскруна лишь 9 марта 1942 года. Как и при с Strv m/39, виновником задержек была компания Bofors, задержавшая отгрузку пушек.

Помимо этого, задерживался и выпуск коробок передач.

Серийные танки взяли регистрационные номера 315–414. К слову, за счет более большого количества выпуска цена танков удалось снизить практически на четверть. Все равно получалось дороговато, но это уже были не астрономические для легкого танка 200 тысяч крон.

Выпущенными танками стали доукомплектовываться части, ранее взявшие Strv m/38 и Strv m/39. Первой из них стал Скараборгский пехотный полк (I 9) в Шёвде, в первой половине 40-ых годов XX века переформированный в Скараборгский танковый полк (P 4). Взял Strv m/40 и Сёдерманландский пехотный полк (I 10) из Стренгнеса, с 1942 года переформированный в танковый полк (P 3).

Набор дополнительных бронелистов, каковые монтировались на верхний лобовой страницу Strv m/40L

В это же время, к 1942 году до шведского военного управления начало доходить, что текущее положение дел в армии может закончиться для Швеции приблизительно тем же, что случилось с Данией и Норвегией. Была инициирована масштабная программа по реструкуризации частей. Именно на протяжении реализации этих замыслов пехотные полки были переформированы в танковые.

Потому, что для их комплектования требовалось значительно больше боевых автомобилей, новый заказ на L-60-S был уже прейдет скоро.

Еще 17 февраля 1942 года начал прорабатываться заказ на улучшенный вариант Strv m/40, взявший кроме этого обозначение L-60-S/V. Бронирование его корпуса возрастало до 18 мм, башни до 20 мм. Танк предполагалось оснастить двигателем Scania-Vabis L 603, мощность которого увеличилась до 162 лошадиных сил. Прорабатывалась и другая силовая установка – V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 175–180 лошадиных сил.

Всего планировалось заказать 80 L-60-S/V ценой 155 тысяч шведских крон за штуку.

Strv m/40L с дополнительным бронированием, 1943 год

Но, эти пожелания остались на бумаге. Дело в том, что в дополнение к легким танкам новая шведская теория предполагала принятие на вооружение тяжелых (по шведским меркам) танков массой 22 тонны. Под эти требования Landsverk переделала танк LAGO, работы по которому начались еще во второй половине 30-ых годов XX века.

В следствии Landsverk был перегружен заказами, и о дополнительной серии Strv m/40 было нужно забыть. L-60-S/на данный момент был последним легким танком, выпущенным в Ландскруне.

Проект установки V-образного двигателя Scania-Vabis в L-60-S/V, 1941 год

В ситуации армии было нужно искать другого подрядчика, талантливого выполнить ответственный заказ. Им была компания AB Karlstads Mekaniska Werkstad (KMW) из Карлстада. «Механическими мастерскими», как переводится «Mekaniska Werkstad» со шведского, это предприятие назвать возможно очень условно. Основанное в далеком 1860 году, KMW являлось одним из ведущих производителей турбин для гидроэлектростанций.

При наличии таких важных производственных мощностей переориентировать предприятие на выпуск легких танков не выяснилось очень сложной задачей. Лицензионная версия Strv m/40 взяла обозначение L-60-S/V. Позднее, дабы не путать танки двух производителей, армейское обозначение было поменяно. Танки выпуска Landsverk стали именовать Strv m/40L, а автомобили выпуска KMW – Strv m/40K. Это обозначение, кстати, также выяснилось не финальным.

В управлении по эксплуатации эти автомобили фигурировали как Strv m/40LI и Strv m/40 KI.

Strv m/40K. Прекрасно видно, как отличаются башенные смотровые устройства

До тех пор пока длились работы по подготовке и утрясались формальности, шло время, а заодно и росли требования, предъявляемые клиентами к бронезащите танков. К 1943 году стало ясно, что броня толщиной 20 мм выглядит уже совсем несерьезно. По данной причине была запущена программа модернизации ранее выпущенных автомобилей.

Как и Strv m/39, ранее выпущенные Strv m/40L взяли усиленное бронирование лобовой части башни и корпуса, что подняло боевую массу автомобили до 9360 кг. Верхний лобовой лист корпуса взял экраны толщиной 30 мм, а лоб подбашенной коробки – 35 мм. Лоб башни был усилен дополнительными страницами толщиной 35 мм.

Так, толщина лба достигла 50 мм.

Но, и с таковой броней, надежно защищавшей от пушек калибра 37 мм, шведы очевидно опоздали. В то время противотанковая артиллерия с уверенностью достигла калибров 57–76 мм, и для нее подобные показатели бронирования не являлись важной преградой. К счастью, шведским танкистам так и не довелось принимать участие на собственных автомобилях в настоящих сражениях.

Strv m/40K спереди. Как возможно подметить, лобовая часть его корпуса заметно отличается от лобовой части корпуса Strv m/40L

Изменяющиеся требования отразились и на Strv m/40K. Благодаря закупкам в Германии коробок передач ZF FAK 55, случившимся в осеннюю пору 1942 года, было решено возвратиться к ветхой схеме и отказаться от гидродинамической трансмиссии. В один момент танки взяли усиленное бронирование.

Но, толщину лба корпуса производители оставили на уровне 30 мм.

Танки из Карлстада лишились, наконец, фары по центру верхнего лобового страницы. Действительно, массивный воздухозаборник на верхнем лобовом странице так и остался на своем месте. Сначала его прикрыли дополнительными жалюзи, а позднее показался массивный короб, похожий на тот, что ставился на Strv m/40L.

Пара изменилась конструкция башни, в частности были переделаны смотровые устройства.

За счет переделок боевая масса танка выросла до 10900 кг, а протяженность достигла 4970 мм. Рост массы был пара скомпенсирован за счет более замечательного двигателя. Помимо этого, выросшая боевая масса "настойчиво попросила" усиления ходовой части.

Схема бронирования Strv m/40K

В соответствии с замыслам, компания KMW должна была производить по 10 танков в месяц начиная с ноября 1943 года. Практически же поставки пара затянулись, и последний Strv m/40K покинул предприятие в последних числах Сентября 1944 года. К тому времени танк безнадежно устарел, но и угроза германского вторжения миновала.

Выстроенные автомобили взяли регистрационные номера 415–494. Большая часть из них отправилось в Сканский кавалерийский полк (K 2), дислоцировавшийся в Хельсингборге. Позднее В том же направлении попало и некое количество ранее выпущенных Strv m/40L.

Так, всего шведская армия взяла 216 танков семейства Landsverk L-60-S.

Боевой опыт на излете карьеры

Не обращая внимания на то, что к концу Второй мировой танки семейства Landsverk L-60-S были очевидно устаревшими, списывать их никто не планировал. Война очевидно шла к концу, а Швеция смогла сохранить на всем ее протяжении нейтралитет, чему, к слову, не в последнюю очередь содействовало усиление армии в армейские годы. Играть в гонку оружий шведы не имели ни жажды, ни возможностей – средств в казне для этого просто не было.

По данной причине легкие танки, история которых началась еще в середине 30-х годов, на долгое время задержались в строю. К тому же созданная под управлением Отто Меркера машина была достаточно успешной и эргономичной в эксплуатации.

В ходе работы как минимум часть этих автомобилей взяла установку пехотного миномета, разместившуюся на крыше моторного отделения.

Strv L-60 m/48, проект модернизации с 40-мм зенитным автоматом Bofors в качестве оружия

К слову, на Landsverk и по окончании Второй мировой не считали, что резервы модернизации Landsverk L-60-S исчерпаны. В середине ноября 1947 года был представлен проект модернизации танка, взявший обозначение Strv L-60 m/48. В целом башня и корпус особенных трансформаций не претерпевали, только кормовой лист выполнялся упрощенным.

В качестве силовой установки предполагался некоторый 8-цилиндровый двигатель, мощность которого не указывалась.

Значительно занимательнее смотрелось оружие. На Landsverk решили возвратиться к автоматическим пушкам и внесли предложение для оружия танка 40-мм зенитный автомат Bofors. Для сохранения и упрощения заряжания текущей конфигурации башни орудие было перевернуто. Оказался хорошей танк-разведчик.

Но, шведских военных он не заинтересовал, и дальше эскизного проекта дело в этом направлении не продвинулось.

Strv m/40K с набором водоходного оборудования, июль 1948 года

В апреле 1948 года была запущена программа по разработке совокупности подводного вождения для Strv m/40. В качестве подопытной автомобили был выбран Strv m/40K с регистрационным номером 419. Танк взял герметичные крыши на воздухозаборники, помимо этого, все его щели хорошо закрыли, исключив попадание вовнутрь воды. На люк командирской башенки была установлена громадная труба, а трубы мельче употреблялись для питания воздухом двигателя.

В соответствии с расчетам, подобные переделки разрешали преодолевать брод глубиной до 4 метров.

Опробования танка, оснащенного совокупностью вождения под водой, проходили с 24 по 29 июля 1948 года. На протяжении тестов трубу с командирской башенки убрали, в один момент придав люку герметичность. Вместо широкой трубы оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) была установлена вторая, оказавшая уже и дольше.

По результатам опробований был составлен отчет, на чем все и закончилось.

Истребитель танков Pvkv IV, 1950 год

Имели место попытки приспособить быстро устаревающий легкий танк и для других целей. Еще в первой половине 40-ых годов XX века раздалась мысль перевооружить Strv m/40 значительно более замечательной 57-мм противотанковой пушкой. К данной идее конструкторы возвратились во второй половине 40-ых годов XX века, и на этот раз дело пошло дальше эскизных проработок.

Strv m/40L с регистрационным номером 377 приобрел новую, более большую башню, формой напоминающую ту, что устанавливалась на Strv m/42. В ней была размещена 57-мм противотанковая пушку Pvkan m/43, взявшая массивный кожух. Спаренный пулемет не поместился в маске, так что его было нужно установить раздельно, справа от пушки.

Эта машина взяла обозначение Pvkv IV (Pansarvarnskanonvagn IV), другими словами «истребитель танков IV». Кроме этого употреблялось обозначение Varjan, другими словами «Клинок». Но, опробования, проходившие в первой половине 50-ых годов двадцатого века, продемонстрировали, что данный клинок уже очевидно маловат.

Кроме распознанных неприятностей с оптикой, было разумеется, что в первой половине 50-ых годов двадцатого века 57-мм противотанковая пушка может бороться с достаточно ограниченным числом танков. Pvkv IV так и остался умелым.

Strv m/40L, оснащенный пусковыми установками ракет класа "Земля-Земля" SS.10

не меньше занимательным был второй проект истребителя танков, датированный 1956 годом. Швеция пристально смотрела за последними новинками в области оружий. Не пропустили шведские армейские и момента создания управляемых ракет класа "Земля-Земля".

В 1955 году на вооружение французской армии поступили ракеты класа "Земля-Земля" SS.10, в американской армии они же употреблялись под обозначением MGM-21A. Ракеты хранились в особых контейнерах. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Strv m/40L с регистрационным номером 394 переоборудовали в мобильную пусковую установку. Вместо башни на ней была размещена установка с рабочим местом оператора-наводчика, и фермами, куда возможно было поставить до 11 контейнеров с SS.10. В серию эта машина кроме этого не отправилась.

Опыты с ПТУР продолжились, но уже на другой базе.

С оружия Strv m/40 начали снимать во второй половине 50-ых годов XX века. Первыми под списание попали Strv m/40L, более поздние Strv вести войну/40K продержались продолжительнее – до 1960 года. С части списанных танков шведы демонтировали башни, каковые употреблялись на долгосрочных огневых точках. В это же время, 25 танков Strv m/40L ожидала совсем вторая будущее. Во второй половине 50-ых годов XX века эти автомобили были реализованы в Доминиканскую Республику.

Это был самый большой и одновременно последний экспортный договор для Landsverk.

Strv m/40L мятежников, подбитый на протяжении столкновения с американскими морскими пехотинцами. Доминиканская Республика, апрель 1965 года

Strv m/40L были доставлены в Доминиканскую Республику в первой половине 60-ых годов двадцатого века. Пять лет спустя в республике вспыхнуло восстание, на протяжении которого наконец состоялся боевой дебют Strv m/40L. Но, громким он не стал. Дело в том, что армейским во главе с полковником Франсиско Кааманьо было нужно сражаться с американской морской пехотой, которая высадилась на острове 28 апреля 1965 года.

Один танк шведского производства был подбит из 105-мм безоткатного орудия, второй пал жертвой самоходной установки M50 Ontos, а третьему Strv m/40L совсем не повезло. Его соперником был M48 Patton III, против которого у ветерана не было никаких шансов.

Сохранившиеся в 1965 году танки прослужили в армии Доминиканской республики до 2003 года.

В отличие от Strv m/38 и Strv m/39, до наших дней дожило большое число танков «третьей» серии. Лишь в отреставрированном виде их сохранилось полтора десятка, из которых треть будет в ходовом состоянии. С одним из Stridsvagn m/40L, представленном в экспозиции шведского музея Arsenalen, возможно познакомиться в детальном фотообзоре.

Еще около десятка автомобилей находится на артиллерийских стрельбищах.

литература и Источники:

  • Материалы из архива Карла Бломстера (Karl Blomster)
  • http://tanks.mod16.org
  • Landsverk L-60, Christer Baadstoe, PANSAR 3–2013
  • “Pueblo” En Dominikansk L-60 I ratta hander, Thorlief Olsson, PANSAR 2–2000
  • http://www.ointres.se/strv_m_40.htm

Создатель высказывает громадную признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Swedish Armoured Divisions | World War II | HD

Темы которые будут Вам интересны: