Последний из рода char b

Существует распространённое заблуждение, что французы на протяжении оккупации 1940–44 годов сидели ровно и трудились только на новых хозяев. Вправду, по окончании стремительного захвата Франции в мае-июне 1940 года большинство производств, занятых созданием и разработкой бронетанковой техники, появилось в германской территории оккупации. И кое-какие фабрики занимались выпуском техники для новых хозяев.

Однако, то самое Сопротивление, о котором так много говорят, действовало, а также на оккупированных территориях медлено шли проектные работы. Как раз они стали фундаментом для восстановления французского танкостроения, начавшегося сразу же по окончании освобождения страны от оккупантов.

Результаты негромких наработок

Так сложилось, что главными «теневыми центрами» разработки французской военной техники были предприятия, примененные в производстве лучшего французского танка армейского периода – Char B. Вне территории германской оккупации выяснилось предприятие Forges et Chantiers de la Mediterranee (FCM), размешавшееся в пригороде Тулона. Конкретно в зоне оккупации пребывало Ateliers de construction de Rueil (ARL) из Рюэй-Мальмезон, что к западу от Парижа. До 1936 года это предприятие являлось танковым подразделением французского оружейного гиганта APX.

Кроме программы Char B, оба предприятия с 1937 года занимались модернизацией французского танка прорыва. Тут были созданы и выпущены прототипы B1 ter, начались работы по более идеальному танку B40. Помимо этого, обе компании соперничали в программе разработки сверхтяжёлого танка, предназначенного для усиления Линии Мажино.

Дело дошло до изготовления и заказа прототипов полноразмерных макетов.

В годы оккупации активность FCM и ARL затихла, но не закончилась. Вне территории оккупации шли работы по модернизации кавалерийского танка Somua S-35. Инженерами FCM были созданы проекты двух- и трёхместных башен, оснащённых более замечательной 47-мм пушкой.

Что же касается ARL, то в том месте пошли ещё дальше. В первой половине 40-ых годов XX века конструкторское бюро создало проект глубокой модернизации Somua S-35, взявшей обозначение SARL 42 (Somua-ARL 42).

Конструкцию корпуса для новой автомобили поменяли: носовая часть взяла более рациональные углы наклона, место радиста упразднили, сам корпус стал более несложным по формам. Ещё одним значительным трансформацией стал совсем новый подбашенный погон: в свету его диаметр составлял чуть более 1500 мм, посадочный – 1580 мм. С нуля была спроектирована трёхместная башня, которая должна была взять 75-мм пушку с длиной ствола 53,3 калибра.

Разработку поделили: конкретно в Рюэй-Мальмезон разрабатывали корпус SARL 42, руководил работами основной конструктор ARL Морис Лавиротт (Maurice Lavirotte). Башню спроектировала несколько инженера Девенна (Devenne), трудившаяся в Коссаде, что был вне территории германской оккупации. В том месте же, в Коссаде, проектная несколько под управлением инженера Лафарга (Lafargue) создала и пушку.

В качестве базы для орудия употреблялось 75-мм зенитное орудие Schneider.

Последний из рода char b

Чертёж корпуса ARL 44, датированный февралём 1945 года. К тому моменту по требованию армейских толщину верхнего лобового страницы увеличили с 60 до 120 мм

По окончании того, как в осеннюю пору 1942 года немцы оккупировали другую территорию Франции, работа по SARL 42 затихла. Несколько инженеров ARL трудилась и над 30-тонным танком, воображавшим собой развитие Char B, но и эти работы было нужно прекратить в ноябре 1942 года. Но, они не были напрасными: инженеры взяли бесценный опыт разработки, что понадобился спустя 2 года.

В августе 1944 года был высвобожден Париж, а уже к осени большая часть Франции была очищенной от оккупантов. Фактически сразу же высвобожденные фирмы принялись за разработку новых образцов бронетанковой техники. К их собственному опыту добавились и богатые трофеи, пребывавшие то тут, то в том месте на территории страны. Не смотря на то, что большая часть германской техники, пребывавшей во Франции, была морально устаревшей, союзникам было нужно столкнуться и с несколькими сотнями «Пантер».

Кроме этого тут им противостояли пара тяжёлых танковых батальонов, вооружённых танками Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. Помимо этого, как раз во Франции состоялся дебют тяжёлых танков Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B, причём солидную часть собственной матчасти вооружённый ими 503-й тяжёлый танковый батальон оставил на полях Нормандии.

Перечисленные образцы трофейной техники, и в особенности Tiger Ausf.B, позднее сыграли ключевую роль в становлении послевоенной французской танковой индустрии.

Рост аппетитов

9 октября 1944 года генерал Лейер, начальник штаба французской армии, подписал приказ о начале работ по изготовлению и разработке новых образцов бронетанковой техники. Первым пунктом в нём значился заказ 150 бронеавтомобилей Panhard 178, вооружённых 47-мм пушками. Позднее данный заказ вылился в разработку бронемашин Panhard 178B.

Для нас более занимателен второй пункт приказа. В нём говорилось о танке боевой массой 35 тысячь киллограм, вооружённом 75-мм пушкой, оснащённом 500-сильным мотором производства компании Talbot и имеющем бронирование на уровне американского среднего танка M4. 29 ноября показался очередной документ.

В нём начальник штаба подтверждал характеристики нового танка, а вот дальше начиналось самое увлекательное. Новый танк требовалось создать максимально безотлагательно. Прямо с чертёжной доски танк должен был отправиться в серию – постройка прототипа кроме того не предполагалась!

Количества планировавшегося производства смотрелись очень смело для индустрии страны, только что высвобожденной от оккупации. Всего генерал Лейер заказал, ни большое количество ни мало, 500 танков. Первые серийные образцы ожидались уже в мае 1945 года, а количество ежемесячного выпуска оценивался в 50–70 автомобилей.

Продольный разрез башни разработки Schneider, оснащённой 90-мм пушкой SA 45

Такие стремительные сроки запуска в серию показались неспроста. Дело в том, что новая машина представляла собой не что иное, как предстоящее развитие концепции Char B. Количество пушек в танке сократили до одной, а лобовой лист корпуса взял больший угол наклона. Ходовая часть в целом осталась похожей на ходовую часть Char B. В качестве оружия предполагалось применять пушку, взявшую индекс 75 mm SA Mle.1944.

Практически, это была та самая пушка, которую в первой половине 40-ых годов XX века спроектировала в Коссаде несколько инженеров под управлением Лафарга. Зенитное орудие, баллистику которого унаследовала 75 mm SA 44, на дистанции в километр пробивало броню толщиной 80 мм. Не смотря на то, что этого хватало, дабы бороться с германскими средними танками, но против «Пантер» и «Тигров» таких черт уже очевидно не хватало.

Это замечательно осознавали и на ARL.

В декабре 1944 года показалось предложение применять в качестве альтернативы 90-мм танковую пушку, созданную на базе зенитного орудия CA Mle 39 S. К слову, именно это орудие, пробивавшее на дистанции в километр броню толщиной 90 мм, считалось самоё подходящим оружием для сверхтяжёлых танков. Разработкой новой танковой пушки занялась компания Schneider. Уже 28 декабря 1944 года 300 из 500 заказанных танков предполагалось вооружить пушкой калибра 90 мм.

В один момент отодвигались сроки запуска в серию – первые 50 танков ожидалось сейчас к 23 июня 1945 года.

Полноразмерный древесный макет ARL 44, выстроенный летом 1945 года на заводе Renault

В первый раз наименование нового танка упоминалось в письме, датированном 28 января 1945 года. В нём обсуждалось распределение ролей фирм в выпуске нового танка, взявшего обозначение ARL 44. Производство 35-тонной автомобили с большой толщиной брони 60 мм распределяли между двумя фабриками – Renault и FAMH (Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt, более известен как Saint-Chamond).

Сейчас кроме двигателей Talbot показалась альтернатива в виде моторов Panhard, которых предполагалось изготовить 150 штук.

Изготовление комплектующих для ARL 44 планировалось начать с февраля 1945 года. Что касается сборки самих танков, то она должна была начаться с сентября. 200 танков должна была выпустить Renault, 300 досталось FAMH. На этот раз темпы выпуска смотрелись куда разумнее. В первоначальный месяц, в соответствии с замыслу, Renault производила 5 автомобилей, в октябре – 10, в ноябре – 15, с декабря – по 20 с выходом к марту 1946 года до отметки 25 танков в месяц.

FAMH в сентябре производила 7 ARL 44, в октябре – 15, в ноябре – 25, а с декабря – по 30 танков в месяц. Последние 8 танков этого типа предполагалось изготовить в августе 1946 года.

Вид сверху на ARL 44, чертёж датирован 6 июля 1945 года

К тому моменту инженеры компании Schneider, на которую возложили изготовление и разработку орудий для нового танка, занялись разработкой более замечательного орудия, чем танковая версия 90-мм зенитной пушки. Орудие, взявшее позднее индекс 90 mm SA Mle.1945S, либо 90 mm SA 45, делалось с очевидной оглядкой на германскую 88-мм пушку KwK 43 L/71. Длину ствола увеличили до 65 калибров, благодаря чему начальная скорость боеприпаса SA 45 увеличилась до 1000 м/с и быстро повысилась бронепробиваемость.

С новой пушкой ARL 44 становился по-настоящему страшным соперником для германских танков. Как раз её вместо танковой версии зенитного орудия CA Mle 39 S и решили ставить на перспективный танк. Одновременно с этим, версия с 75-мм пушкой SA 44 некуда не убежала.

Это орудие, установленное в башне ACL 1 разработки Ateliers de Chantiers de la Loire, предполагалось ставить в самые первые танки.

Таким первенствовал прототип ARL 44. Машина взяла башню ACL 1, в которую установили 75-мм пушку SA 44

Из-за неизменно изменяющихся ряда и требований вторых обстоятельств разработка ARL 44 затягивалась. В это же время, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года германский маршал Кейтель подписал акт о капитуляции Германии, и война в Европе закончилась. Сейчас у французской армии уже не было так срочной необходимости в новых танках.

Одновременно с этим аппетиты французских армейских опять подросли. В полной мере справедливо полагая, что бронирования лобовой части в 60 мм для современного танка не хватает, ещё в феврале 1945 года они "настойчиво попросили" удвоить её толщину. Так 35-тонная машина быстро прибавила в массе, очень сильно уйдя по этому показателю за 40 тысячь киллограм.

Помимо этого, установка 90-мм пушки SA 45 "настойчиво попросила" совсем второй башни, которой занялась компания Schneider. В этом деле кроме этого понадобился опыт создания сверхтяжёлых танков. Танк предстояло опять перепроектировать, потому, что предполагавшиеся силовые установки уже не снабжали нужных динамических черт.

Разочарованные задержкой с выпуском нового танка, французские армейские 23 мая 1945 года снизили неспециализированный размер заказа до 150 танков.

Серийное производство ARL 44 на заводе Renault, 1947–48 гг.

20 июня 1945 года Renault, наконец, показала полноразмерный древесный макет ARL 44. Указывалось, что толщина брони в этом варианте составит прошлые 60 мм, не смотря на то, что было очевидным, что в серию отправится машина со лбом толщиной в 120 мм. В качестве башни был изготовлен макет конструкции Schneider, оснащённый 90-мм пушкой SA 45.

Потому, что боевая масса выросла до 48 тысячь киллограм, вместо французского мотора было решено поставить германский Maybach 230 TRM. По окончании капитуляции Германии французам эти моторы, развивавшие 600 лошадиных сил, достались в товарном количестве. Началось плотное сотрудничество и конкретно с Maybach.

Дополнительно на танк был установлен автомобильный двигатель Simca, приводивший в перемещение механизм поворота башни.

Для понижения габаритов в походном положении орудие имело возможность оттягиваться назад

К моменту, в то время, когда утвердили финальный вариант ARL 44, французские оружейные компании объединились в консорциум DEFA (Direction des Etudes et Fabrications d’Armement, позднее переформирован в GIAT, с 1989 года — Nexter). Подобное объединение разрешило централизовать работы по новой машине. Но, уже в августе 1945 года был заявлен конкурс на новый танк, что должен был заменить ARL 44.

Особенных иллюзий по данной машине французские армейские не имели. В итоге, параллельно с разработкой ARL 44, начались работы по танку AMX 45, скоро превратившемуся в AMX M4.

Тяжёлый послевоенный первенец

Первый пример ARL 44 готовься к 1 марта 1946 года. Как и предполагалось, машина взяла башню ACL 1, в которую установили 75-мм пушку SA 44. Но, мысль выпустить серию из танков, оснащённых башнями и подобными пушками, к весне 1946 года улетучилась.

Во-первых, начались работы над 75-мм орудием, базой для которого послужила германская 7.5 cm KwK 42 L/70. Эта пушка была существенно замечательнее, чем французская разработка. Во-вторых, было разумеется, что орудие калибра 75 мм на танке таких массы и размеров смотрится несерьёзно.

Выговор совсем сместился в сторону 90-мм башни и пушки разработки Schneider.

ARL 44 на опробованиях

Подготовка к серийному производству ARL 44 началась в апреле 1946 года. Как и предполагалось, производство нового танка распределили между собой Renault и FAMH. Первый серийный ARL 44 был изготовлен в июне 1947 года, спустя 2 года по окончании изначально определённой даты выпуска. В то время количества выпуска танка ещё больше урезали: вместо 150 автомобилей заказали 60, из них 20 производила Renault, а 40 FAMH.

Но, как направляться из документов, итоговая пропорция была пара другой: Renault выпустила 24 танка, а FAMH 36.

Серийная машина с полным набором оборудования. В него, к слову, входил и зенитный пулемёт, что устанавливался на командирской башенке

Новая машина далась французской индустрии дорого. Танки ARL 44 попали в армии только спустя пара лет по окончании изготовления первой серийной автомобили. Первой частью, на вооружение которой они поступили, стал 303 танковый полк, прошедший на новых автомобилях 14 июля 1951 года парадным строем в Париже. К тому моменту машину успели переквалифицировать из танков в истребители танков.

Эксплуатация ARL 44 сопровождалась бессчётными поломками. В итоге, годом спустя, автомобили решили временно отстранить от работы.

Как выяснилось, нет ничего более вечного, чем временное. Весной 1952 года началась умелая эксплуатация AMX 50, предстоящего развития AMX M4. Казалось, что новая машина сможет заменить тяжёлого первенца. Помимо этого, именно с 1952 года во французскую армию стали поступать американские M26 Pershing — может, и не так мощно вооружённые, но на порядок более надёжные.

Одним словом, ARL 44 остался не у дел, кроме того толком не послужив в армии.

Дебют ARL 44 на параде в годовщину взятия Бастилии, 14 июля 1951 года. Так сложилось, что данный дебют в один момент стал лебединой песней

На сегодняшний момент в различной степени сохранности существуют пять танков этого типа. Первый из них находится в танковом музее города Сомюр. Ещё один танк стоит в гарнизоне Мурмелон-ле-Гранд.

Одна машина, лишившаяся пушки, находится на территории гарнизона в Фонтевро. Наконец, два ARL 44, продолжительное время находившиеся на стрельбищах, сравнительно не так давно приобрёл французский коллекционер Эрик Кауффманн. Ассоциация ASPHM, которую он возглавляет, собирается отреставрировать оба танка.

Задача эта будет очевидно не из несложных.

источники и Литература:

  • Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • Du B 40 а l’ARL 44, Stephane Ferrard, GBM №111, 2015

Metal Lourd #06 : Le Char B1 Bis | FR

Темы которые будут Вам интересны: