Последние советские тяжёлые истребители танков

Во время второй мировой тяжёлые самоходные установки игрались ключевую роль на полях сражений. Неудивительно, что по окончании её окончания разработка тяжёлых САУ, одной из главных задач которых являлась борьба с вражеской бронетанковой техникой, продолжилась конструкторами различных государств. Тем необычнее факт, что до стадии изготовления в металле дошли только единичные проекты, а в серию не отправилась ни одна из этих грозных автомобилей.

И СССР, в котором была создана тяжёлая САУ Объект 268, не стал в этом замысле исключением.

Предельный вес

Как и при с тяжёлыми танками, предполагалось, что перспективные советские тяжёлые САУ будут отлично защищёнными автомобилями, владеющими долгими орудиями калибра 152 мм. Первые требования на подобные установки датированы ещё 1945 годом, не смотря на то, что настоящие работы начались годом позднее. Проектировались они на базе танков Объект 260 (ИС-7) и Объект 701 (ИС-4).

Для самоходной установки на базе ИС-4, имевшей обозначение Объект 715, предполагалось применять 152-мм пушку М31 разработки завода №172, однообразную по баллистике со 152-мм пушкой громадной мощности БР-2. Это же орудие планировалось применять и для проекта самоходной установки Кировского завода в Ленинграде. Как именно она именовалась — до конца не светло.

Одни источники показывают индекс Объект 261, другие именуют её Объект 263.

Последние советские тяжёлые истребители танков

Позднее КБ завода №172 создало ещё более замечательное орудие, взявшее обозначение М48. В целом, оно повторяло по конструкции М31 и имело похожий дульный тормоз, но начальная скорость его боеприпаса была доведена до 1000 м/с. Для для того чтобы замечательного орудия разрушение любого вражеского танка либо ДОТа не являлось громадной проблемой.

Ту же пушку предполагалось разместить и в полуоткрытой самоходной установке Объект 262.

Главным препятствием на пути всех этих замыслов выяснилось затягивание работ по проблемы-7 и ИС с освоением серийного производства ИС-4. Последняя активность по обеим самоходным установкам датирована 1947 годом, по окончании чего работы заморозили «до лучших времён». Каковые так и не наступили.

Установка 152-мм пушки М48 в один из тяжёлых самоходов. Какой как раз проект САУ тут изображён, на данный момент неизвестно

18 февраля 1949 года вышло распоряжение Совета Министров СССР № 701–270сс, в соответствии с которому производство и разработка тяжёлых танков массой более 50 тысячь киллограм прекращались. Закономерно, что за ИС-4 и ИС-7 умерли и разработки самоходных установок на их базе.

В соответствии с тому же распоряжению, СКБ-2 ЧКЗ и филиалу умелого завода №100 (г. Челябинск) было дано задание на разработку тяжёлого танка боевой массой не более 50 тысячь киллограм. Работы, взявшие чертёжный шифр 730, стали причиной созданию тяжёлого танка ИС-5.

Эскизный проект нового тяжёлого танка был представлен в апреле 1949 года, а уже 14 сентября на ЧКЗ закончили сборку первого опытного образца.

В полной мере логично было на той же базе разрабатывать и самоходную установку, но с этим конструкторы не спешили. Еще быстро было воспоминание о том, чем закончились работы по самоходам на базе ИС-7 и ИС-4. Отмашку дали лишь в тот момент, в то время, когда стало ясно, что 730-й объект оказался в полной мере успешным, и принятие его на вооружение прейдет скоро.

САУ Объект 116 (СУ-152П) на опробованиях. Установленная на нём 152-мм пушка М53 употреблялась ОКТБ Кировского завода как база для орудия новой САУ

В литературе, посвящённой Т-10 и автомобилям на его базе, начало работ по штурмовой самоходной установке в большинстве случаев датируют 2 июля 1952 года. В действительности хронология событий пара другая. Дело в том, что самоходную установку в большинстве случаев делают под в полной мере определённую артиллерийскую совокупность.

А той пушки, что в итоге «прописалась» на машине, известной как Объект 268, не было кроме того в проекте ещё 1,5 года по окончании начала работ. Но работы над этим орудием начались значительно раньше.

С данной точки зрения история новой тяжёлой САУ началась ещё во второй половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда параллельно с М31 и М48 КБ завода №172 начало разработку 152-мм пушки М53. Это орудие с начальной скоростью боеприпаса 760 м/с разрабатывалось для самоходной установки Объект 116, известной как СУ-152П. И орудие, и саму установку выстроили во второй половине 40-ых годов XX века.

Опробования продемонстрировали недостаточную кучность совокупности, и проект закрыли. Сейчас СУ-152П возможно заметить в экспозиции парка «Патриот». Так вот, эта артиллерийская совокупность в пара поменянном виде и предполагалась в качестве оружия перспективной самоходной установки.

Эскизный проект модифицированной для установки в тяжёлую САУ 152-мм пушки М53, 1952 год

Работы по новой машине, исходно не имевшей никаких обозначений, первоначально возглавил П. П. Исаков. Разработкой завода занимался коллектив Особенного конструкторско-технологического бюро (ОКТБ) Ленинградского Кировского завода. Машину проектировали сходу в трёх вариантах, два из которых заметно отличались от того Объекта 268, что на данный момент достаточно широко известен.

О том, что проектирование началось ещё до июля 1952 года, красноречиво говорят даты, стоящие в эскизных проектах 2-го и 3-го вариантов – 25 апреля 1952 года. Уже к тому моменту были известны главные параметры автомобили. Одним из основных требований к САУ являлось ограничение по весу: её боевая масса не должна была быть больше 50 тысячь киллограм.

САУ на базе Объекта 730, вариант №2. К слову, первый тяжёлый самоход с кормовым размещением боевого отделения прорабатывался Н. Ф. Шашмуриным ещё в первой половине 40-ых годов XX века

Вариант №2 проектируемой тяжёлой САУ предусматривал кормовое размещение боевого отделения. За счёт этого длину корпуса удалось сократить до 6675 мм. Всю носовую часть автомобили занимало моторно-трансмиссионное отделение, так что механику-водителю в том месте места не нашлось.

Его посадили в боевое отделение, где он размещался справа по ходу перемещения. При таковой компоновке обзор у механика-водителя был неважным.

Подобные неудобства компенсировались относительно маленьким вылетом орудия за габариты автомобили – 2300 мм. Толщина лба рубки составляла от 150 до 180 мм, борта 90 мм. Верхний лобовой лист корпуса имел толщину всего 75 мм, но наряду с этим угол его наклона составлял 75 градусов.

Одним словом, машина имела в полной мере хорошую защиту. Экипаж автомобили складывался из четырёх человек. Для облегчения работы заряжающего боеприпасы пребывали в особом барабане сзади орудия.

Проект №3, предусматривавший установку орудия во вращающейся башне, апрель 1952 года

не меньше уникально смотрелся и третий вариант самоходной установки. По солидному счёту, это была кроме того не самоходная установка, а танк, у которого из-за более замечательного и тяжёлого орудия было нужно уменьшить толщину брони.

Но, отличие между Объектом 730 и проектируемой СУ-152 (так эта машина обозначена в документации) достаточно значительна. Башню для САУ конструкторы создали с нуля, причём для обычной установки в ней 152-мм орудия диаметр погона было нужно расширить с 2100 до 2300 мм. Большая толщина брони башни достигала 200 мм.

В башне размешался и боекомплект, размер которого остался тем же – 30 выстрелов. Главную боеукладку предполагалось разместить в кормовой нише, что мало облегчало работу заряжающего.

Из-за новой башни было нужно поменять и корпус, протяженность которого, если сравнивать с 730-м, выросла на 150 мм. Толщина верхних бортовых страниц понижалась до 90 мм, а нижних – до 50 мм, делалось это для сохранения боевой массы в пределах 50 тысячь киллограм. С той же целью была снижена и толщина верхнего листов кормы и лобового листа, до 60 и 40 мм соответственно.

Спаренного пулемёта на самоходе не предусматривалась, но наверху должна была устанавливаться зенитная установка крупнокалиберного пулемёта КПВ.

Так, к лету 1952 года проектирование самоходной установки на базе «Объекта 730» не началось, а уже купило в полной мере оформившиеся очертания. Распоряжение Совета министров СССР от 2 июля 1952 года скорее «узаконило» работы по машине, и внесло последовательность поправок в уже шедшие проектные работы. Приблизительно одвременно с этим самоходная установка взяла чертёжный индекс 268, а сама тема начала именоваться Объектом 268.

Коммунистический «Ягдтигр»

В литературе указывается, что всего по теме Объекта 268 было создано 5 вариантов автомобили. Это одновременно и так, и не так. Дело в том, что два варианта, вышеупомянутые, разрабатывались ещё до получения финальных тактико-технических требований.

И они кроме того не носили шифра 268.

Исходя из этого практически речь заходит о трёх вариантах автомобили, два из которых представляли собой эволюцию созданных ранее эскизных проектов. Оба эти варианта в переработанном виде готовься в декабре 1952 года. Наряду с этим артиллерийская совокупность, которую предполагалось устанавливать в эти автомобили, всё ещё проектировалась .

В соответствии с предварительным расчётам, начальная скорость её боеприпаса должна была составить 740 м/с. За базу бралась самоходная пушка М53, которая переделывалась с применением отдельных узлов 122-мм танковой пушки М62-Т. В соответствии с расчётам, неспециализированная масса таковой совокупности, не имевшей официального обозначения, составляла 5100 кг.

Вариант №4 отличался усиленной бронезащитой и более просторным боевым отделением, где пребывало уже 5 членов экипажа

Переработанный проект второго варианта самоходной установки, взявший порядковый номер 4, ОКТБ Кировского завода подготовил к 18 декабря 1952 года. На этот раз машина уже имела шифр 268, а в качестве её главного конструктора фигурировал Ж. Я. Котин. Снаружи 4-й вариант был очень сильно похож на 2-й, но в действительности различия были значительными.

Для начала, длину корпуса увеличили до 6900 мм, другими словами практически до длины Объекта 730. В один момент протяженность выноса ствола орудия за габариты корпуса уменьшилась на 150 мм. От скошенного кормового страницы рубки конструкторы отказались, что положительно сказалось на внутреннем количестве боевого отделения.

Такие трансформации были очень нужны, потому, что, в соответствии с новому техническому заданию, экипаж автомобили был увеличен до 5 человек.

Новым участником экипажа стал второй заряжающий, размешавшийся сзади начальника. Сам начальник приобрел новую командирскую башенку с дальномером, а впереди него показалась пулемётная установка с «кривым» стволом. Мало переделали и место механика-водителя, которое приобрело новые смотровые устройства. Совокупность с «барабаном» осталась на месте, наряду с этим авторы эскизного проекта подчёркивали, что за счёт громадного внутреннего количества вероятна установка и более замечательного оружия.

Параллельно с повышением количества боевого отделения повысилась бронезащита. Толщину нижнего лобового страницы корпуса подняли до 160 мм. Толщина лба рубки осталась 180 мм, но наряду с этим скосы толщиной 160 мм выполнялись под громадным углом.

При всём этом масса автомобили осталась в пределах 50 тысячь киллограм.

10 декабря 1952 года был закончен переработанный вариант 3-го варианта САУ, взявший 5-й порядковый номер. Длину его корпуса сократили до отметки 730-го объекта (6925 мм), наряду с этим были переделаны верхние бортовые страницы, ставшие гнутыми. Мало изменился и лоб корпуса, но толщина этих подробностей осталась неизменной. Сохранение длины корпуса в пределах базисного танка было обусловлено установкой двигателя В-12–6, что, к слову, в итоге показался и на тяжёлом танке Т-10М.

На него же позднее «перекочевал» и увеличенный башенный погон.

Переделкам подверглась и башня, рассчитанная на 4 человек. Начальник тут кроме этого приобрел новую командирскую башенку, а вот кривоствольный пулемёт инженеры ОКТБ Кировского завода отдали заряжающему. К слову, оба переработанных проекта унаследовали и установку зенитного пулемёта КПВ.

Вариант №5 отличался от предшествующего варианта №3 рядом переделок и повышением экипажа до 5 человек

Оба этих варианта, но, дальше эскизных проработок не пошли. В январе 1953 года проекты были представлены на суд научного комитета Главного бронетанкового управления (ГБТУ) и Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения (МТиТМ). Изучив их, члены НТК заключили , что эти проекты предусматривают необходимость важной переделки корпуса Объекта 730 и потому не подходят.

Рабочая группа утвердила к предстоящей работе совсем второй, куда более «спокойный» проект, потребовавший минимальных переделок базисного шасси. Из важных трансформаций в нём требовалась только установка чуть более компактного двигателя В-12–6, что, кстати, предусматривался и в варианте №5.

Переработанная версия проекта была представлена в июне 1953 года. Кроме этого рабочей была представлена древесная модель в масштабе 1:10. А 25 августа по теме Объекта 268 было дано заключение за подписью генерала А. И. Радзиевского.

В ряде источников указывается, что на этом этапе конструкторские работы застопорились, но это не верно. Непременно, на работы по самоходу пара повлияло принятие 28 ноября 1953 года на вооружение Объекта 730, ставшего потом танком Т-10. Однако, работы по машине продолжились.

Ведущим инженером Объекта 268 стал Н. М. Чистяков, до того трудившийся в Нижнем Тагиле на должности главы сектора нового проектирования. В том месте при нём начиналась работа по среднему танку Объект 140, но по многим причинам конструктор покинул Нижний Тагил и перебрался в Ленинград. Неспециализированное управление легло на Н. В. Курина, ветерана автора ряда и Кировского завода самоходных установок.

Эскизный проект финальной версии Объекта 268, июнь 1954 года

Была, но, ещё одна обстоятельство, тормозившая работу по Объекту 268, которую кое-какие исследователи не учитывают. Дело в том, что орудие, которое предполагалось ставить на самоходную установку, всё ещё пребывало на стадии проектирования. В это же время, коллектив завода №172 не сидел сложа руки.

За 122-мм пушкой М62, предлагавшейся для установки в перспективные танки Объект 752 и Объект 777, пермские оружейники в начале 1954 года наконец добрались и до калибра 152 мм.

С момента проектирования М53, модифицированную версию которой предполагалось ставить на Объект 268, прошло 7 лет, а развитие артиллерии в эти годы не стояло на месте. В следствии на свет показался проект 152-мм орудия, взявшего обозначение М64. Начальная скорость его боеприпаса была практически такой же, как и у М53 (750 м/с), но протяженность ствола заметно уменьшилась.

С учётом того, что боевое отделение Объекта 268 пребывало приблизительно в том месте же, где и боевое отделение Т-10, это было крайне важно. Для сравнения, модифицированная М53 имела неспециализированную длину по горизонтали от оси вращения башни до кончика дульного тормоза 5845 мм, а М64 — 4203 мм. С новым орудием вылет ствола составил всего 2185 мм.

Таковой машину изготовили в металле. Весна-лето 1957 года

Официально технический проект М64 был рассмотрен Главным артиллерийским управлением (ГАУ) в августе 1954 года. На деле же данные по новому орудию коллектив ОКТБ Кировского завода взял раньше. Уже упоминавшийся тезис о том, что проектные работы по Объекту 268 к осени 1953 года застопорились, звучит мало необычно на фоне того, что чертёжная документация по машине датирована 20-ми числами июня 1954 года.

На чертежах (всего проектная документация содержала 37 страниц) изображена машина, которая максимально похожа на тот Объект 268, что потом был выстроен в металле. Концептуально машина здорово напоминала германскую самоходную установку Jagdtiger, максимально унифицированную с тяжёлым танком Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B.

Принципиальная отличие между двумя автомобилями была в том, что советским инженерам удалось не только вписаться в габариты корпуса Т-10, но и сохранить такую же боевую массу. А по высоте Объект 268 был кроме того чуть ниже Т-10. От прошлых проектов машина унаследовала командирскую башенку с дальномером.

Как и при с предшественниками, толщину корпуса с кормы и бортов было нужно снижать, а вот толщина бортов рубки выросла до 100 мм. В полной мере внушительной была и защиты рубки со лба – 187 мм. За счёт того что рубка была расширена до общей ширины корпуса, она была в полной мере просторной.

Между прошлым и будущим

Финальная смета по Объекту 268 была закончена в марте 1955 года. Тогда же были утверждены и сроки изготовления опытных образцов. В соответствии с замыслам, первый пример Объекта 268 ожидалось взять в течение первых трех месяцев 1956 года, ещё два экземпляра должны были быть изготовлены в IV квартале.

Увы, именно в это время начались работы над тяжёлыми танками нового поколения, Чистяков возглавил работы над тяжёлым танком Объект 278, и это прямым образом отразилось на сроках готовности САУ.

Что же касается завода №172, то создание опытного образца 152-мм орудия М64 он закончил в декабре 1955 года. А в феврале 1956 года, по окончании программы заводских опробований, орудие с серийным номером 4 отправилось в Ленинград, на Кировский завод.

Спереди машина смотрелась весьма внушительно. Страно, но по высоте она была ниже ИСУ-152

Затягивание работ стало причиной тому, что первый опытный образец Объекта 268 был закончен лишь к осени 1956 года. В целом машина соответствовала проектной документации, не смотря на то, что кое-какие трансформации однако имели место. К примеру, от выпуклой крыши рубки было решено отказаться.

Вместо неё самоходная установка взяла крышу более простой в изготовлении конструкции. Не выяснилось у автомобили пулемёта с «кривым» стволом, на его месте у умелой автомобили была заглушка. Более простой стала и форма кормового страницы рубки, что решили не делать гнутым.

Эта подробность была выполнена съёмной, потому, что через неё производился демонтаж и монтаж орудия.

Экипаж автомобили остался тем же и насчитывал 5 человек. Благодаря успешной компоновке в автомобили было совсем не тесно, трудиться в ней имел возможность кроме того довольно высокий человек. И это при том, что боекомплект крупнокалиберного орудия составил 35 выстрелов.

Удобство работы экипажа было обусловлено среди них и конструктивными изюминками орудия. Во-первых, М64 имела эжектор, благодаря чему удалось свести к минимуму попадание в боевое отделение пороховых газов. Во-вторых, орудие взяло механизм заряжания, что заметно облегчило работу заряжающих.

Объект 268, вид с правого борта

Заводские опробования опытного образца Объекта 268 начались в осеннюю пору 1956 года, а закончились весной 1957 года. В целом машина показала характеристики, родные к расчётным. По ходовым качествам Объект 268 практически совпал с Т-10, среди них и по большой скорости.

Практически сразу после опробований самоходная установка отправилась на НИИБТ Полигон в Кубинку. Опробования стрельбой продемонстрировали, что завод №172 не зря затянул разработку орудия. М64 по кучности огня очевидно превосходила МЛ-20С, которая устанавливалась на ИСУ-152.

Новое орудие выяснилось лучшим и по начальной скорости боеприпаса, и по дальности стрельбы, и по скорострельности.

Увы, но всё это уже не игралось никакой роли. От постройки ещё двух опытных образцов Объекта 268 было решено отказаться, а первый прототип автомобили отправился в музей при НИИБТ Полигоне. Сейчас это экземпляр находится в экспозиции парка «Патриот».

Сравнительно не так давно силами музейных сотрудников удалось привести САУ в ходовое состояние.

На этом ракурсе прекрасно видно, что крыша рубки отличается от проекта

Покажись Объект 268 пятью годами раньше, шансы пойти в серию у него были бы высокими. Машина оказалась успешной, в полной мере удобной для работы экипажа и прекрасно защищённой. Но к 1957 году случился множество событий, каковые в совокупности сделали запуск в серию аналогичных САУ тщетным.

Для начала, с 1955 года началась разработка тяжёлых танков нового поколения (Объекты 277, 278, 279 и 770), имевших намного более большой уровень броневой защиты. Против них кроме того пушки М64 было уже не хватает. В ГБТУ замечательно отдавали себе отчёт, что конструкторы бронетанковой техники за границей также не сидят на месте.

Получалось, что перспективная самоходная установка вооружена артиллерийской совокупностью, которая уже устарела.

Помимо этого, именно в середине 50-х годов началась программа по модернизации ИСУ-152, которая существенно продлевала срок эксплуатации этих автомобилей. В отличие от Объекта 268, что лишь предстояло запустить в производство, эти самоходки были уже тут и по сей день. Да, МЛ-20 по всем параметрам уступала М64, но не столь значительно.

Наконец, производство Т-10 шло очень медленными темпами. Загружать Кировский завод и ЧТЗ ещё и самоходными установками означало дополнительно сузить и без того не широкий ручеек Т-10, поступавших в армии. К тому же заводу №172 для производства новой САУ требовалось осваивать новую пушку.

Была и ещё одна обстоятельство, во многом совпадающая с тем, из-за чего британцы приблизительно одвременно с этим поставили крест на собственных тяжёлых самоходных установках FV215 и FV4005. Дело в том, что во второй половине 50-ых годов двадцатого века начались работы по проектам противотанковых управляемых ракетных комплексов. 8 мая 1957 года Совет министров СССР разрешил работы по разработке танков и самоходных установок, вооружённых управляемыми ракетами.

Многие тут же отыщут в памяти «нехорошего Хрущева», но давайте посмотрим правде в глаза. Пусковая установка для противотанковой ракеты значительно компактнее, чем пушка. Ракетный запуск куда несложнее, а основное, ею возможно руководить в полёте.

В следствии при схожей мощности заряда ракета оказывается на порядок действеннее. Неудивительно, что Объект 268 стал последней советской тяжёлой штурмовой САУ с пушечным оружием.

Эскизный проект ракетного истребителя танков Объект 282Т, 1958 год

На этом работы над самоходными установками на базе Т-10 работы не закончились. Во всё том же 1957 году ОКТБ Кировского завода начало разработку автомобили, взявшей обозначение Объект 282. Довольно часто его именуют танком, но практически это был тяжёлый истребитель танков.

Создавался он с расчётом на вооружение 170-мм ракетами класа "Земля-Земля" «Саламандра», но из-за того что коллектив НИИ-48 так и не смог довести их до ума, оружие поменяли. В финальной конфигурации машина, взявшая индекс Объект 282Т, должна была оснащаться или 152-мм ракетами класа "Земля-Земля" ТРС-152 (боезапас 22 ракеты), или 132-мм ракетами ТРС-132 (боезапас 30 ракет).

Объект 282Т на опробованиях, 1959 год

Вышедшая на опробования во второй половине 50-ых годов двадцатого века машина разительно отличалась от предшествующих самоходных установок. Не обращая внимания на таковой экипаж и внушительный боезапас в 2–3 человека, танк стал пара меньше Т-10. А основное, его высота составила всего 2100 мм.

Лобовая часть танка была переделана. Помимо этого, конструкторы перенесли вперёд и топливные баки, отделив от них экипаж 30-мм перегородкой. Машина взяла форсированный двигатель В-12–7 мощностью 1000 л.с.

Её большая скорость выросла до 55 км/ч.

Одним словом, оказалась неординарная машина, которую в итоге погубило оружие. Опробования продемонстрировали, что установленная на Объекте 282Т совокупность управления «Тополь» трудится не хватает надёжно, что и стало причиной сворачиванию проекта.

Таким должен был стать переработанный проект, носивший обозначение Объект 282К. До изготовления его в металле дело не дошло

В том же 1959 году ОКТБ Кировского завода создало проект усовершенствованной автомобили, взявшей обозначение Объект 282К. Её боевая масса возрастала до 46,5 тысячь киллограм, а неспециализированная высота понижалась до 1900 мм. По задумке, машина оснащалась двумя пусковыми установками ТРС-132 (по 20 ракет для каждой), размещавшимися в бортах. В кормовой части пребывала 152-мм пусковая установка ПУРС-2 с боезапасом 9 ракет.

Совокупность управлением огнём всецело заимствовалась у Объекта 282Т. В виду неудачи с опробованиями Объекта 282Т работы по Объекту 282 не вышли из проектной фазы.

На этом история проектирования самоходных установок на базе Т-10 завершилась.

Создатель благодарит Игоря Желтова за помощь в работе над материалом

литература и Источники:

  • Архив Сергея Нетребенко
  • Фотоархив Евгения Иванова
  • Отечественные Бронированные Автомобили ХХ век Том 3: 1946–1965, А. Г. Солянкин, И. Г. Желтов, К. Н. Кудряшов, Цейхгауз, 2010 г.
  • Фотоальбом “История КБМ”, 1967 год
  • Архив автора

Юрий Пашолок
/
Сверхтяжёлые бумажные истребители танков
Проекты германских САУ Sturmgeschutz Maus и Sturmgeschutz E-100

  • ВМВ
  • танки
  • Германия

Тяжелые танки СССР и 3 рейха Сравнение боевых качеств и применения и история создания

Темы которые будут Вам интересны: