Польская «семёрка»

Польские бронетанковые армии первыми во Второй мировой были вынуждены соперничать с германскими панцерваффе — одним из главных инструментов стратегии блицкрига. Сражения на протяжении сентябрьской кампании 1939 года продемонстрировали, что в техническом замысле легкие танки 7ТР в полной мере способны противостоять германским «панцерам». Но соотношение численности германских и польских танков не покинуло полякам никаких шансов.

Польские бронетанковые силы незадолго до Второй мировой

Уже на протяжении Первой Мировой стало ясно, что боевые столкновения XX столетия будут «войнами моторов» — как в воздухе, так и на земле. Но это не означало, что все страны лихорадочно начали наполнять собственные арсеналы танками и боевыми аэропланами.

Проигравшим войну странам новые армейские автомобили не полагались по условиям мирных контрактов, а у государств-победителей, в особенности у Англии и Франции, на первый замысел выступила противоположная неприятность – необходимо было что-то делать с огромным числом выстроенных боевых автомобилей, ставших ненужными в мирное время. Обе страны радикально уменьшали собственные огромные армии, созданные в военное время.

У массовых британских «ромбов» и французских FT-17 в рамках этого сокращения было три пути: утилизация, экспорт и консервация. Неудивительно, что танковые армии многих государств «начинались» как раз с этих боевых автомобилей.

Польская «семёрка»

Атакующий взвод лёгких танков 7ТР на учениях в Блендовской пустыне

derela.republika.pl

Честным это было и для армии Второй Речи Посполитой. В рамках военного снаряжения и поставок вооружения на протяжении Советско-польской войны Польша получила от основных держав Антанты среди них и танки. Потом поляки закупали и создавали пара типов бронемашин, но кроме того к началу новой всемирный войны в польской армии насчитывалось пара десятков пращуров танков хорошей компоновки – «Рено» FT-17.

Желание Войска Польского иметь бессчётные танковые армии ограничивалось промышленными и экономическими возможностями страны. возможности и Потребности в итоге были уравновешены таким компромиссом: главными бронемашинами польской армии к 1939 году стали недорогие танкетки ТК-3 и TKS.

Наряду с этим, очевидно, поляки имели представление о том, что происходит в армиях сопредельных стран. То, что Германия, СССР и Чехословакия делали ставку на «полноценные» башенные танки, причём как правило – с пушечным оружием, заставило и Польшу ввязаться в «гонку оружий» на этом направлении. Закупка за рубежом маленьких партий новых французских R-35 и британских «танковых бестселлеров» «Виккерс» Mk.

Е в итоге увенчалась производством и созданием отечественных лёгких танков 7ТР на базе «англичанина».

Двухбашенный 7 ТР демонстрирует собственные возможности

waralbum.ru

Укомплектованные разнообразными примерами техники, польские бронетанковые армии мирного времени включали в себя:

  • 10 бронебатальонов;
  • 11-й экспериментальный танковый батальон в учебном центре в Модлине;
  • 10-ю моторизованную кавалерийскую бригаду;
  • два отряда бронепоездов.

Довоенные польские бронебатальоны были большими подразделениями со разнородным вооружением и сложной структурой. Перед началом военных действий в августе 1939 года поляки в рамках мероприятий по мобилизации армии провели в том числе и реструктуризацию собственных бронетанковых армий. К началу войны семи танковым и четырём лёгким дивизиям вермахта Войско Польское имело возможность противопоставить следующие силы:

  • 2 батальона лёгких танков, укомплектованных автомобилями 7ТР (по 49 танков в каждом);
  • 1 батальон лёгких танков, укомплектованный французскими R-35 (45 танков);
  • 3 отдельных роты лёгких танков (по 15 французских «Рено» FT-17);
  • 11 бронебатальонов (в составе – по 8 бронеавтомобилей и по 13 танкеток ТК-3 и TKS);
  • 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток ТК-3 и TKS);
  • 10 бронепоездов.

Помимо этого, в составе двух моторизованных бригад (10-й кавалерийской и Варшавской бронемоторизованной) имелось по роте из 16 британских лёгких танков «Виккерс» Mk. Е и по две роты танкеток ТК-3/ТКS.

Принимая к сведенью тот факт, что средних танков на вооружении польской армии не было вовсе, и то, что по оружию 7ТР превосходил германские лёгкие PzKpfw I и II, возможно с некоей долей условности утверждать, что лёгкий 7ТР на фоне бессчётных польских танкеток имел возможность делать роль среднего танка.

«Виккерс шеститонный» и броневая афера

С 1926 года польское военное министерство поддерживало контакты с английской компанией «Виккерс-Армстронг». Британцы внесли предложение пара моделей собственных боевых автомобилей (Mk.C и Mk.D), но полякам они не пришлись по нраву. С мёртвой точки дело сдвинулось, в то время, когда компания «Виккерс» выстроила танк Mk.E («Виккерс шеститонный»), которому суждено было стать одной из наиболее значимых вех в истории мирового танкостроения.

Причём с новым танком, что был создан во второй половине 20-ых годов двадцатого века, поляки начали знакомство ещё до его рождения: в январе 1927-го их делегации было продемонстрировано новое перспективное шасси, а в августе 1927-го армейские приняли предварительное ответ о покупке 30 ещё не существующих танков.

Французский танк NC-27, танковый музей в Швеции

tank-photographs.s3-website-eu-west-1.amazonaws.com

Большая цена новой английской автомобили заставила поляков обратить внимание на французские танки «Рено» NC-27, каковые, со своей стороны, были попыткой вдохнуть жизнь в быстро устаревающий FT-17. Попытка сэкономить не увенчалась успехом. 10 закупленных во Франции автомобилей произвели на польских военных такое тяжёлое чувство, что было совсем решено возвратиться к «Виккерсам».

Ещё одной вероятной альтернативой, вызывавшей живой интерес у поляков, был колёсно-гусеничный танк Кристи, но американский конструктор не сумел своевременно выполнить собственные обязательства по поставке заказанной копии в Польшу.

Компания «Виккерс» производила танки Mk.E в двух модификациях – однобашенной «В» со смешанным пушечно-пулемётным оружием и двухбашенной «А», пулемётной. По окончании опробований прибывшего в Польшу примера в сентябре 1930-го года поляки решили о приобретении 38 (в некоторых источниках указывается цифра 50) двухбашенных танков в один момент с лицензией на их предстоящее производство.

Предназначенные для Польши танки «Виккерс» Mk.E модификации А в монтажном зале завода «Виккерс» в Ньюкасле. Танки доставлялись в Польшу без оружия и уже на месте на них устанавливались пулемёты 7,92 мм wz. 25 «Готчкисс». Июнь 1932 года

derela.republika.pl

Справедливости для, направляться подчернуть, что новое польское приобретение владело значительными недочётами. Ещё на протяжении предварительных опробований в первой половине 30-ых годов двадцатого века оказалось, что не сильный местом «англичанина» был бензиновый двигатель «Armstrong-Siddeley» мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением. С его помощью танк имел возможность двигаться с крейсерской скоростью в 22–25 км/ч, но на большой скорости в 37 км/ч через 10 мин. мотор перегревался.

Вторым не меньше серьёзным недочётом было бронирование «Виккерса» (инцидент известен в Польше как «броневая афера»). По прибытии в Польшу заказанных танков оказалось, что их броня имеет более низкую стойкость, чем было указано в технических чертях. 13-мм лобовые бронеплиты на протяжении опробований были пробиты огнём крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта с расстояния в 350 метров, заявленного в ТХ.

Скандал удалось уладить понижением цены танков партии – с начальных 3800 фунтов до 3165 фунтов за машину.

16 «Виккерсов» взяли в одну из башен крупнокалиберный 13,2-мм пулемёт, а ещё 6 — короткоствольное 37-м орудие. Потом часть британских танков (22 автомобили) была переоборудована в однобашенные, с 47-мм короткоствольным орудием в качестве главного оружия и спаренным 7,92-мм пулемётом.

Польский двоюродный брат советского Т-26

По окончании советско-польской войны в СССР всерьёз думали, что Польша вынашивает агрессивные замыслы в отношении собственного восточного соседа. Опасаясь способности Польши достигнуть превосходства в танках (но, способности мнимой – промышленные и денежные возможности Второй Речи Посполитой разрешили ей выстроить всего менее 150 полноценных танков), СССР пристально смотрел за развитием польского танкового оружия.

Быть может, одним из следствий для того чтобы внимания стал «синхронный» внимание СССР к «Виккерсу» Mk.E и танку Кристи (по крайней мере, в польских источниках эти события подаются как раз под таким углом). В итоге, танк Кристи стал «прародителем» нескольких тысяч советских танков БТ-2, БТ-5 и БТ-7 (и экспериментального польского 10ТР), а «Виккерс» — базой для тысяч Т-26 и 134 польских 7ТР.

Как уже отмечалось выше, вместе с партией «Виккерсов» британской сборки поляки купили и лицензию на их производство. Лицензия не распространялась на двигатель; но, мотор с воздушным охлаждением был для танка очевидно неудачным. Для замены поляки выбрали швейцарский дизельный двигатель с водяным охлаждением Saurer мощностью 110 л.с., что уже производился в Польше по лицензии.

В следствии этого достаточно случайного выбора (легко Saurer был единственным двигателем, подходящим по мощности и размеру из производившихся в Польше в то время) 7ТР стал первым дизельным танком в Европе и одним из первых – в мире (по окончании японских автомобилей).

Применение дизельного двигателя в танкостроении, как мы знаем, в итоге стало общепринятым. Его преимуществами являются менее огнеопасное горючее, лучший крутящий момент и более низкое потребление горючего, что положительно отражается на запасе хода. Что касается случая с 7ТР, то у швейцарского дизеля был и значительный недочёт: его водяные радиаторы и габариты "настойчиво попросили" увеличить вверх моторное отделение, «горб» которого стал в итоге самым очевидным отличием польского танка от «Виккерса» и Т-26.

Продольный разрез корпусов «Виккерса шеститонного» (вверху) и 7ТР (внизу)

derela.republika.pl

Со вторым недочётом английского танка – недостаточным бронированием – поляки также решили бороться, но в итоге обошлись полумерами: вместо 13-мм гомогенных бронелистов в лобовой проекции были установлены 17-мм поверхностно закалённые. Люк водителя имел толщину всего в 10 мм, борта – от 17 мм в передней части до 9 мм в задней.

Задняя часть корпуса выполнялась из бронелистов толщиной 9 мм (6 мм в ранних сериях), наряду с этим на автомобилях ранних серий в задней стенке силового отделения имелись вентиляционные отверстия-жалюзи для совокупности охлаждения. Двойные башенки имели круговое 13-мм бронирование. Очевидно, ни о какой «противоснарядности» не было и речи.

Новая машина, которая исходно купила наименование VAU 33 (Vickers-Armstrong-Ursus, либо, по второй версии, — Vickers-Armstrong Ulepszony), взяла укреплённую новую трансмиссию и подвеску. Танк оснащался четырёхступенчатой коробкой передач (плюс одна задняя передача). Уже на этом этапе его масса выросла до семи тысячь киллограм, что и вызвало переименование в 7ТР («семитонный польский», по аналогии с «Виккерсом шеститонным»).

Два прототипа 7ТР в двухбашенном варианте под заглавиями Smok (Дракон) и Slon (Слон) были выстроены в 1934–35 годах. Оба они были изготовлены из мягкой неброневой стали и применяли часть приобретённых у компании «Виккерс» подробностей.

Второй прототип 7ТР в варианте бронедрезины

derela.republika.pl

В марте 1935 года была заказана первая серия двухбашенных 7ТР с пулемётным оружием – для их оснащения употреблялись башни, снятые с переделываемых в однобашенные варианты «Виккерсов». Это решение было заведомо временным, поскольку с окончательным вариантом пушки и башни армейские все ещё не определились. 47-мм британская пушка однобашенного «Виккерса» была отклонена, поскольку имела нехорошую бронепробиваемость.

Британцы предложили новую шестиугольную башню с более замечательной 47-мм орудием, но и это предложение поляки отвергли. А вот шведской компании «Бофорс», которая внесла предложение создать новую башню на базе башен танков L-30 и L-10, они ответили согласием. Что и не страно – хорошая 37-мм шведская пушка той же компании «Бофорс» уже стояла на вооружении польской армии как стандартное противотанковое буксируемое орудие.

Прототип 7ТР с башней «Бофорс»

derela.republika.pl

Шведская двухместная башня в Польше была подвергнута переделке. Она взяла кормовую нишу для дополнительного боекомплекта и установки радиостанции, и оптику польского производства, среди них и перископ кругового обзора конструкции Рудольфа Гундлаха, патент на что был реализован компании «Виккерс», и потом подобные перископы стали стандартными для танков союзников.

Запасным оружием танка стал 7,92-мм пулемёт wz.30 с водяным охлаждением (в двухбашенном варианте оружие складывалось из двух таких пулемётов). С 1938 года в башнях танков начальников батальонов, рот и взводов устанавливались польские радиостанции N2/C. Всего до войны поляки успели произвести 38 этих радиостанций, из которых не все были установлены на танки. Башня танка 7ТР в однобашенном варианте имела толщину 15 мм со всех сторон и на маске пушки, 8–10 мм на крыше.

Защитный кожух совокупности охлаждения пулемёта спереди имел толщину 18 мм, около ствола – 8 мм.

Два оборудованных радиостанциями танка 7ТР на параде в Тешине. 2 октября 1938 года

derela.republika.pl

Серийный 7ТР в однобашенном варианте имел массу в 9,9 тысячь киллограм, в двухбашенном – 9,4 тонны. Большая скорость перемещения автомобили составляла 32 км/ч, запас хода – до 150 км по дороге, 130 км – по пересечённой местности (в советских источниках указываются цифры 195/130 км). Экипаж 7ТР складывался из трёх человек в обоих вариантах.

Боекомплект 37-мм орудия составлял 80 снарядов.

Производство

Не обращая внимания на расхождения в подробностях, касающихся размеров партий и правильных сроках их производства, по большей части источники сходятся в оценке общего количества произведённых 7ТР. С учётом двух прототипов, было выпущено 134 танка этого типа. Денежные возможности польского минобороны разрешили ему закупать по одной роте танков в год. По окончании первого заказа из 22 автомобилей в 1935 году, в 1936-м было произведено 16. Такие черепашьи темпы (на 1937 год было заказано 18 7ТР) были очевидно недостаточными.

Лишь благодаря продаже четырёх рот ветхих французских «Рено» FT-17 республиканцам в Испанию (фиктивно их реализовали Уругваю и Китаю) произошло во второй половине 30-ых годов XX века сделать громадный дополнительный заказ на 49 новых танков. Но тут уже жажды армейских сковывались производственными возможностями польских фабрик, на сборочных линиях которых танки 7ТР вынуждены были «соперничать» с артиллерийскими тягачами С7Р. В итоге тягачей польская индустрия успела произвести к началу войны больше, чем танков – около 150 штук.

Всего до начала Второй мировой и в её ходе (11 танков поступили в армии уже в сентябре 1939-го) было создано 132 серийных танка 7ТР, а также 108 в однобашенной и 24 – в двухбашенной модификациях (другие цифры – 110 и 22).

Польский артиллерийский тягач С7Р, созданный с применением узлов и арегатов танка 7ТР

istpravda.ru

Количество серийных танков 7ТР, произведённых по заказам:

Год заказа

Количество танков

1935

22 (выпущены к лету 1936)

1936

16 (выпущены к весне 1937, часть без оружия, довооружались потом)

1937

18 (выпущены к лету 1938)

1937 (дополнительный заказ)

49 (выпущены к маю 1939)

1938

16 (выпущены к лету 1939)

1939

16 (в сентябре 1939 успели выпустить лишь 11 автомобилей из партии)

Не смотря на то, что интерес в приобретении 7ТР высказывали такие страны, как Швеция, Болгария, Турция, Эстония, Нидерланды, Югославия, Греция и, быть может, республиканская Испания, из-за ограниченных приоритета поставок и промышленных мощностей для собственных армии польские танки на экспорт не поставлялись.

сравнение и Боевое применение с однотипными автомобилями

Две роты танков 7ТР (всего 32 автомобили) вошли в состав оперативной группы «Силезия» и в октябре 1938 года принимали участие во вторжении в Тешинскую Силезию – спорную с Чехословакией область, которая по условиям интернационального арбитража в июле 1920 года была присоединена к последней. Чехословакия, которая одвременно с этим подверглась вторжению со стороны Германии в следствии Мюнхенского сговора, не оказала никакого сопротивления полякам, исходя из этого участие 7ТР в конфликте носило скорее психотерапевтический темперамент.

Польский танк 7ТР из состава 3-го бронебатальона (танк 1-го взвода) преодолевает чехословацкие противотанковые упрочнения в районе польско-чехословацкой границы waralbum.ru

В сентябре 1939 года польские танки достаточно удачно использовались против германских армий. По совокупности боевых черт они существенно превосходили германские танки PzKpfw I (что было ясно ещё из опыта применения данной «башенной танкетки» на протяжении войны в Испании против советского Т-26, «двоюродного брата» 7ТР), мало — PzKpfw II и были в полной мере сопоставимы с PzKpfw III и чехословацкими LT vz.35 и LT vz.38, каковые кроме этого употреблялись вермахтом. Оба лёгких танковых батальона, укомплектованных 7ТР, хорошо зарекомендовали себя в столкновениях с германскими танковыми и лёгкими дивизиями, не смотря на то, что, очевидно, в силу маленького собственного числа не смогли значительно повлиять на ход военных действий.

LT vz.35 вермахата, подбитый польским 37-мм орудием (или лафетным, или танковым). Видно, что белый крест замазан грязью – германские танкисты так пробовали маскировать эти хорошие маркёры для прицеливания derela.republika.pl

К примеру, 4 сентября две роты 2-го польского лёгкого танкового батальона принимали участие в обороне на южной окраине Петркова-Трыбунальского, где стёрли с лица земли 2 бронеавтомобиля и 6 танков 1-й танковой дивизии вермахта, утратив наряду с этим один танк. На следующий сутки все три роты батальона пробовали нападать 4-ю танковую дивизию немцев, разгромив автомобильную колонну 12-го пехотного полка и стёрши с лица земли около 15 вражеских танков и боевых бронированных автомобилей на протяжении самого большого танкового боя польской кампании.

Наряду с этим утраты польской стороны составили не меньше 7 танков ТР. В связи с подавляющим превосходством немцев, в том числе и в танках, в будущем польским частям было нужно отойти.

«Разламывающая» стереотипы о польской кампании 1939 года фотография – польский танк 7ТР на фоне германской кавалерии

derela.republika.pl

Захваченные 7ТР употреблялись немцами во Франции (где их в первой половине 40-ых годов XX века нашли американцы), а также в контрпартизанских операциях на территориях современных Польши, Беларуси и Литвы. Помимо этого, два либо три повреждённых 7ТР захватила на протяжении вторжения в Польшу РККА. Из нескольких неисправных танков собрали один, что в октябре 1940 года в Кубинке был подвергнут опробованиям.

Интерес у советских конструкторов привели к дизельному двигателю, броневая защита пулемёта и маски орудия, и перископ кругового обзора совокупности Гундлаха, конструктивные ответы которого потом употреблялись при производстве советских аналогов.

Осмотр трофейного польского танка 7ТР на выставке в Киеве

istpravda.ru

Боевые действия продемонстрировали, что 7ТР имел приблизительно равные шансы на победу при боестолкновениях с германскими (и чехословацкими) пушечными танками, пребывавшими на вооружении вермахта. Результаты танковых битв в итоге зависели по большей части от нетехнических факторов — таких, как внезапность, численное превосходство, подготовка отдельных экипажей, слаженность подразделений и командирские навыки (часть польских экипажей была укомплектована перед началом войны солдатами запаса, не имевшими опыта управления военной техникой). Ещё одним значительным причиной было более широкое использование связи в танковых армиях вермахта.

Определённый интерес может привести к сравнению 7ТР с ещё одним участником событий сентября 1939 года — вторым прямым «потомком» «Виккерса» Mk.Е советским Т-26. Последний был лучше вооружён (45-мм противотанковая пушка против 37-мм орудия у 7ТР). Вспомогательное оружие польской автомобили складывалось из одного пулемёта, на советской их было два.

прицеливания и Приборы наблюдения лучшими были у 7ТР. Что касается двигателя, то в случае если на польский танк ставился упомянутый выше 110-сильный дизель, коммунистический Т-26 обходился 90-сильным бензиновым мотором. Но, удельная мощность была практически однообразной – коммунистический танк весил около 8 тысячь киллограм, на 1,4–1,9 тысячь киллограм меньше, чем польский.

Источники:

  • Janusz Magnuski, Czolg lekki 7TP, «Militaria» Vol.1 No.5, 1996
  • Rajmund Szubanski: «Polska bron pancerna 1939».
  • Игорь Мельников, падение и Взлёт 7ТР, http://www.istpravda.ru
  • http://derela.republika.pl/formacje.htm
  • http://derela.republika.pl/7tp.htm
  • http://derela.republika.pl/vickersp.htm

Александр Сирота
/
«Бронетараканы» Второй Речи Посполитой
Польша — одна из немногих больших государств, базу бронетанкового парка которой к началу Второй мировой составляли танкетки. Что они собой воображали?

  • ВМВ
  • танки
  • Польша

Польская семерка.Польский таз=)

Темы которые будут Вам интересны: