Подросшая «копейка»

Создание лёгкого танка Pz.Kpfw.I далось германскому танкостроению очень непросто. Машину много раз переделывали ещё на стадии разработки, и исходный танк 3-тонного класса с 20-мм пушкой достиг массы 5 тысячь киллограм, причём ничего больше спарки пулемётов MG-13 установить в его башню конструкторам так и не удалось.

Не смотря на то, что Pz.Kpfw.I однако отправился в серию и был первым по-настоящему массовым германским танком, легко преодолев отметку в 1000 штук, ещё на стадии организации его производства германские танковые армии были не в полной мере довольны его чертями. Модернизация первенца панцерваффе была вопросом времени. К каким итогам она привела?

С мотором побольше

В видоизменениях, происходивших с Pz.Kpfw.I в ходе его создания, германские армейские имели возможность винить, первым делом, самих себя. Это по большому счету была хроническая неприятность вермахта: единственным случаем, в то время, когда начальные тактико-технические требования, в особенности по массе, совпали с финальным изделием, был танк помощи B.W.(Pz.Kpfw.IV).

Но и это случилось, скорее, не по воле германских армейских, а благодаря инженерам концерна Krupp, каковые изначально должны были сделать лишь башню для шасси от Rheinmetall. Так вышло, что управление Krupp с боем продавило вместе с башней и целый собственный танк, в итоге появлявшийся самым массовым в германской армии и задержавшийся на работе в до конца 60-х годов.

Подросшая «копейка»

Что же касается танка Kleintraktor/La.S., позднее взявшего наименование Pz.Kpfw.I , его создание можно считать каноничным примером в полной мере обычной ситуации, в то время, когда германские армейские потребовали от конструкторов неосуществимого. В боевую массу 3,5 тонны и корпус длиной 3,5 метра они потребовали вписать 20-мм пушку, троих членов экипажа, полноценную защиту от пуль винтовочного калибра и двигатель, снабжающий удельную мощность 17 л.с. на тонну. Кроме того не обращая внимания на то, что от идей оружия танка 20-мм пушкой и экипажа из трёх человек по ходу разработки клиенты отказались, масса автомобили неуклонно росла.

Двигатель NL 38 Tr, установка которого привела к необходимости переделок Pz.Kpfw.I

В это же время, маленькие габариты моторного отделения разрешали поставить на танк очень ограниченное число двигателей. Инженерам Krupp было нужно ставить оппозитный мотор от грузовика, что ещё было нужно доводить до кондиции. Неудивительно, что с силовой установкой неприятности начались практически сходу.

Первое шасси изначально продемонстрировало большую скорость всего 28 км/ч. У Kleintraktor с серийными номерами 8001–8005 скорость составляла 34 км/ч. На танках первой серии (1.Serie/La.S.) стоял уже более идеальный двигатель, что разрешил расширить скорость до 37,5 км/ч.

В это же время масса шасси уже достигла 4 тысячь киллограм, а ведь танк должен был взять ещё башню, подбашенную коробку, боезапас и вооружение. В итоге, боевая масса Pz.Kpfw.I Ausf.A достигла 5,4 тысячь киллограм, а удельная мощность снизилась до 11,1 л.с. на тонну. Не смотря на то, что формально большая скорость не уменьшилась, направляться признать, что чудес не бывает.

Неприятности с двигателями были очень распространённым явлением на этих автомобилях.

О том, что развитие обстановки с танком пошло совсем не по тому сценарию, что ожидался, германские армейские задумались ещё летом 1932 года. 18 августа из 6-го Управления оружий в адрес Krupp пришло распоряжение безотлагательно проработать возможность установки на создаваемую военную машину двигателя Bussing-NAG Typ G. Данный 4-цилиндровый рядный мотор количеством 3,92 литра и мощностью 65 лошадиных сил ставился на грузовики семейства Bussing-NAG G 31. Им же оснащались и шасси для трёхосных бронеавтомобилей.

Конструкторы оперативно решили вопрос и вынесли неутешительную резолюцию. Установка мотора водяного охлаждения потребовала полной переделки моторного отделения, а масса танка возрастала на 250 кг.

Не обращая внимания на это, вопрос о новом двигателе не канул в небытие. Проблему следовало решать, и в Krupp сначала решили её устранить сомостоятельно. В октябре 1932 года закипела работа над перспективным V-образным 8-циллиндровым двигателем воздушного охлаждения мощностью 80 лошадиных сил.

Первый этап проектных работ закончился в ноябре 1932 года, и уже тогда стало ясно, что без переделки корпуса танка всё равняется обойтись не удастся. Чтобы разместить новый двигатель, требовалось удлинить корпус на 220 мм, по большей части за счёт моторного отделения. Наряду с этим мощность проектируемого двигателя к тому моменту возросла до 85 лошадиных сил.

Приблизительно одвременно с этим появилась мысль попытаться установить в танк второй двигатель Bussing-NAG, мощностью 80 лошадиных сил. А в первой половине 30-ых годов XX века показался ещё один соперничающий мотор, на этот раз от Adler.

Шасси La.S.-May. Прекрасно видны особенности ходовой части

В итоге, не без участия Эрнста Книпкампа, новую подходящую силовую установку удалось отыскать. Один из главных сотрудников 6-го Управления оружий занимался и полугусеничными тягачами. Для одного из них, 5-тонного Bussing-NAG BN L5, на компании Maybach был заказан 6-циллиндровый мотор NL 35 мощностью 90 л.с. и количеством 3,5 литра.

Его развитием стал мотор NL 38 с увеличенным до 3,8 литров мощностью и объёмом 100 лошадиных сил.

Мысль поставить данный достаточно компактный мотор, прекрасно продемонстрировавший себя на полугусеничном тягаче, смотрелась в полной мере разумной. В конце 1935 года была подготовлена танковая версия этого мотора, взявшая обозначение NL 38 Tr. В итоге этот мотор и выбрали в качестве нового «сердца» для Pz.Kpfw.I.

Не обращая внимания на то что новый двигатель занимал не слишком много места, без переделки шасси дело однако не обошлось. Одним из уязвимых мест Pz.Kpfw.I Ausf.A была его ходовая часть. Установка нового мотора стала достаточным предлогом для её переделки, тем более что корпус всё равняется удлинялся. Количество опорных катков выросло до пяти на борт, был установлен новый ленивец, мало немного поднятый над почвой.

За счёт таковой переделки шасси, взявшее обозначение La.S.-May., стало более стабильной платформой. Потом это сделало вероятным проектировать на его базе самоходные установки.

Схема шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B

Что же касается боевого отделения, то оно осталось фактически прошлым. Была поменяна задняя станка подбашенной коробки, потому, что переделанное моторное отделение приобрело новую надмоторную плиту. Смотровые устройства с задней стены были убраны, потому, что для них не нашлось места. Были переделаны рымы для демонтажа подбашенной коробки, а болты взяли пулестойкие головки. Ещё меньше трансформаций взяла башня.

Тут рымы переместили с бортов на крышу башни, и переделали заклёпки.

Из боевых танков в учебные и обратно

В соответствии с замыслам от 15 января 1936 года, из 1500 заказанных La.S. часть танков с двигателями Maybach NL 38 Tr была относительно небольшой – 325 штук. Финальная шифра была ещё меньшей, потому, что 72 шасси La.S.-May. планировалось применять в качестве базы для командирских танков. Так, в 5-й серии (5a.Serie/La.S.) для танков с новыми моторами оставалась квота всего на 253 автомобили.

30 танков с серийными номерами 10478–10537 собирала Daimler-Benz. Самый громадный кусок достался Henschel – 107 танков с серийными номерами 12501–12608. Второй по количеству договор достался MAN – 66 5a.Serie/La.S. с серийными номерами 13501–13566.

Наконец, компания Grusonwerk выпустила 50 таких автомобилей с серийными номерами 14501–14566.

Танки 5a.Serie/La.S. в Польше, сентябрь 1939 года

Производство 5a.Serie/La.S. началось летом 1936 года. Правильная дата на данный момент малоизвестна, вероятнее, это произошло в июле либо августе месяце. К октябрю первые 52 танка были посланы в армии. В это же время, на горизонте замаячил договор на вторую партию La.S.-May., взявшую обозначение 6a.Serie/La.S.

Снаружи эти танки отличались тем, что в корме показалась труба-усилитель, повышавшая жёсткость корпуса, а смотровой люк механика-водителя взял три заклёпки.

Всего было произведено 146 танков серии 6а. Компания Daimler-Benz опять взяла самый мелкий заказ всего на 30 танков, серийные номера 10538–10567. Громаднейший кусок опять достался Henschel, всего в том месте было собрано 48 танков с серийными номерами 12609–12656. MAN и Grusonwerk взяли однообразные по количеству договора по 34 танка любой, с серийными номерами 13567–13600 и 14687–14720 соответственно. Дата начала выпуска 6-й серии малоизвестна, но известно, в то время, когда закончилось их производство.

В мае 1937 года все танки были уже готовы, 58 автомобилей ожидало отправки в армии. К тому моменту танки с моторами Maybach NL 38 Tr взяли обозначение Pz.Kpfw.I Ausf.B.

Pz.Kpfw.I Ausf.B серии 6a.Serie/La.S. Прекрасно видны заклёпки на смотровом лючке механика-водителя

На этом выпуск танков Pz.Kpfw.I официально закончился. Не в последнюю очередь это связано с тем, что из Испании начала поступать информация об их боевом применении. Сведения эти были совсем не в пользу пулемётного танка.

Стало известно, что действенно бороться с советскими Т-26, поступившими на вооружении республиканцев, эти танки фактически не смогут. Безотлагательно потребовался танк, имеющий главное оружие хотя бы в виде 20-мм автоматической пушки. Такая машина, взявшая обозначение La.S.100, была спроектирована инженерами компании MAN и к осени 1936 года отправилась в серию.

Более известная как Pz.Kpfw.II, эта машина и стала сменщиком пулемётного танка, предстоящее производство которого казалось сейчас тщетным. Но в действительности выпуск «первенца» продолжился, не смотря на то, что официально Pz.Kpfw.I Ausf.B эти автомобили уже не назывались.

Schulfahrzeuge, учебная парта германских танкистов

Дело в том, что Pz.Kpfw.I самой первой серии (1.Serie/La.s.) так и не взяли башен с подбашенными коробками, и их переквалифицировали в учебные танки. Мысль германским армейским так приглянулась, что в дополнение к полноценным танкам 5a.Serie/La.S. Grusonwerk взяла договор на выпуск 120 автомобилей серии 5b.Serie/La.S.

Официально они назывались Schulfahrzeuge, другими словами «учебная машина». Практически же это был всё тот же Pz.Kpfw.I Ausf.B, у которого на месте подбашенной коробки ставились ограждения. Кроме этого мало отличалась надмоторная плита, у которой рымы были перенесены с бортов на крышу, а саму её делали из неброневой стали.

Эти учебные танки взяли серийные номера 14567–14686. После этого последовала партия из 60 танков серии 6b.Serie/La.S с серийными 14721–14780, которую кроме этого произвели на Grusonwerk. 7-я серия (7b.Serie/La.S.) досталась Henschel, в том месте выпустили 40 автомобилей с серийными номерами 15201–15240. Наконец, 8-я серия (8b.Serie/La.S.) была поделена между тремя компаниями. Daimler-Benz изготовила 21 танк с номерами 16001–16021, Henschel выпустил 37 8b.Serie/La.S. с серийными номерами 16101–16137. Последние 17 учебных танков с номерами 16201–16217 выпустили на MIAG.

Всего же было выстроено 295 Schulfahrzeuge.

Трофейный Pz.Kpfw.I Ausf.B. Если судить по рымам по бортам башни, это Umsetz-Fahrzweuge

В большинстве случаев, считается, что эти танки выпускались только для учебных целей и в военных действиях участие не принимали. На этом фоне очень весьма интересно выглядит Pz.Kpfw.I Ausf.B, находящийся в экспозиции парка «Патриот». Он имеет серийный номер 16208, другими словами на деле это учебный танк выпуска MIAG. Наряду с этим на нём установлена подбашенная коробка по типу 5a.Serie/La.S., а башня забрана от Pz.Kpfw.I Ausf.A.

какое количество всего Schulfahrzeuge выяснилось переделано в Pz.Kpfw.I Ausf.B, неизвестно.

Переделанные танки практически не отличались от простых Pz.Kpfw.I Ausf.B

В случае если танк из музейной экспозиции, само собой разумеется, может привести к ряду вопросов, то в том, что Pz.Kpfw.I Ausf.B с серийным номером 14720 не стал последним Pz.Kpfw.I с вооружением и башней, сомнений нет. Уже по окончании выпуска 6a.Serie/La.S. у военных появилась мысль о дополнительной серии танков. Связано это было с очень занятной обстановкой. Дело в том, что часть Pz.Kpfw.I Ausf.A, кроме уже упоминавшихся 150 1.Serie/La.s., переделали в учебные танки путём демонтажа подбашенных коробок с башнями.

Делалось это прямо в армиях, и подобная инициатива взяла массовое распространение. Официально процесс переделки Pz.Kpfw.I Ausf.A в учебные танки был легализован 2 октября 1937 года.

В следствии появился очень большой подбашенных коробок и запас башен. Конечно, появилась логичная мысль под них выпустить дополнительную серию шасси. Так показались автомобили, каковые формально не назывались Pz.Kpfw.I Ausf.B, но в действительности были им практически аналогичны (помимо этого, что имели башни от Pz.Kpfw.I Ausf.A). Обозначались такие танки Umsetz-Fahrzweuge, другими словами «переделанная машина».

Снаружи они всецело повторяли Pz.Kpfw.I Ausf.B, находящийся в парке «Патриот».

Подобные дымовые гранатомёты ставились на танки 101-го огнемётного батальона. Танков Pz.Kpfw.I у них не было, но схожие конструкции ставили и соседние части, где такие автомобили имелись

Первый договор на Umsetz-Fahrzweuge, взявшие обозначение 7c.Serie/La.S., был заключён с Grusonwerk в октябре 1937 года. Всего дочернее предприятие Krupp выпустило 52 шасси с серийными номерами 15301–15352. Чуть позднее был поднят вопрос об изготовлении дополнительной партии Umsetz-Fahrzweuge, взявших обозначение 8c.Serie/La.S.

Grusonwerk досталось всего 9 танков с серийными номерами 16301–16309. Намного больший кусок достался Heschel: в том месте было произведено 86 шасси с серийными номерами 16401–16486.

Так, настоящая цифра изготовленных танков на шасси La.S.-May. пара отличается от официальных данных. Возможно сказать как минимум о 546 танках, наряду с этим неизвестно, сколько ещё автомобилей, аналогичных Pz.Kpfw.I Ausf.B из парка «Патриот», были переделаны из учебных в боевые.

Командирские коробочки

Первые командирские танки на базе Pz.Kpfw.I были изготовлены ещё в 1935 году. В целом мысль с переделкой была признана успешной. Однако, опыт эксплуатации leichte (Funk) Panzerwagen продемонстрировал, что конструкция требует доработки.

Для начала, оказалось, что несложная замена башни на неподвижную рубку была полумерой. Для дополнительного оборудования в автомобили требовалось больше места. Помимо этого, командирский танк был всецело лишённым оружия, что в боевых условиях было угрожает громадными проблемами.

Kleiner Panzerbefehlswagen серии 7a.Serie/La.S.. Машина ещё не взяла командирской башенки, а на месте шаровой пулемётной установки — закрытая заглушкой дыра

Беседы о новой партии командирских автомобилей на базе La.S. начали вестись в осеннюю пору 1935 года. 29 ноября на протяжении дискуссии комплектования танковых армий матчастью было издано постановление о заказе 72 командирских танков. Из этого числа 47 командирских автомобилей планировалось строить с применением шасси La.S.-May.

Машина взяла обозначение Kleiner Panzerbefehlswagen (небольшой командирский танк) и сквозной индекс Sd.Kfz.265. От Pz.Kpfw.I Ausf.B она отличалась тем, что вместо башни и подбашенной коробки на неё ставилась высокая рубка. Как и при с leichte (Funk) Panzerwagen, её экипаж был увеличен до трёх человек.

Благодаря увеличившемуся внутреннему количеству условия работы экипажа заметно улучшились. В крыше рубки и в левом борту были оборудованы громадные двухстворчатые люки. не меньше серьёзным трансформацией стало появление шаровой пулемётной установки в лобовом странице корпуса. Именно поэтому Kleiner Panzerbefehlswagen имел возможность постоять за себя в борьбе с вражеской пехотой.

Радиооборудование включало в себя передатчик Fu 2 (EU), и блок приёма/передачи Fu 6. Устойчивая голосовая связь обеспечивалась на расстояниях до 4–6 километров.

Kleiner Panzerbefehlswagen с командирской башенкой первого типа

47 командирских танков были объединены в серию 5а (5a.Serie/La.S.). Один танк с серийным номером 12521 изготовили на Henschel. Grusonwerk досталась приблизительно треть от количества выпуска – автомобили с номерами 14507–14510, 14515–14517, 14519, 14520, 14522–14528, всего 16 штук.

Самый же громадный кусок заказа достался Daimler-Benz. Всего в том месте было собрано 30 Kleiner Panzerbefehlswagen с серийными номерами 10478–1497, 10506–10512, 10514, 10518, 10522. Помимо этого, как раз Daimler-Benz несла ответственность за изготовление рубок, каковые отправлялись вторым изготовителям.

На этом выпуск Kleiner Panzerbefehlswagen не закончился. Скоро последовал заказ на 112 командирских танков серии 7а (7a.Serie/La.S.). На этот раз Grusonwerk по большому счету не принимала участие в сборке. Daimler-Benz выпустила 44 танка с серийными номерами 15001–15044.

А базой кусок достался Henschel – 68 танков с номерами 15101–15168. Совсем сборка Kleiner Panzerbefehlswagen завершилась к концу 1937 года.

Kleiner Panzerbefehlswagen (справа) в финальной конфигурации. Польша, сентябрь 1939 года

В ходе эксплуатации Kleiner Panzerbefehlswagen автомобили подверглись массе переделок. Самой заметной стало появление командирских башенок на месте люка в крыше рубки. Существовали башенки двух модификаций, отличавшиеся друг от друга створками люков, и козырьками над смотровыми щелями.

В итоге все командирские танки взяли такие башенки.

Танки для битья

Боевым дебютом для Pz.Kpfw.I Ausf.B, как и при с его предшественником версии А, была Испания. За счёт более замечательного двигателя манёвренность новой модификации пара выросла. Помимо этого, инженерам удалось устранить кое-какие недочёты конструкции. Но улучшение манёвренности не очень сказалось на боевой эффективности.

Вооружённый спаркой пулемётов, танк был практически беспомощен перед Т-26.

Pz.Kpfw.I Ausf.B в Испании

Что из себя в действительности воображает Pz.Kpfw.I, германские армейские замечательно осознавали. Неприятность была в том, что очень заменить его было нечем. Не смотря на то, что с 1937 года в армии начали массово поступать Pz.Kpfw.II, кроме того эти автомобили являлись скорее промежуточным звеном.

Что же касается танков Pz.Kpfw.III, каковые должны были составлять базу танковых армий, то с организацией их массового производства случилась задержка. Pz.Kpfw.III Ausf.A на свечной подвеске было выстроено всего 10 штук, и последовавшие за ним Pz.Kpfw.III Ausf.B-D на рессорах также были немногочисленными. В следствии в сентябре 1939 года из 2553 танков, каковые были задействованы в войне против Польши, 973 штуки, либо 38 процентов, являлись Pz.Kpfw.I.

Треть из употреблявшихся в Польше Pz.Kpfw.I была подбитой

Результат месячных битв был неутешительным. За это время 320 танков выяснилось подбито, из них 89 было утрачено безвозвратно. Боевая эффективность Pz.Kpfw.I была низкой, а многочисленное насыщение польской армии противотанковой противотанковыми ружьями и артиллерией быстро снизило выживаемость танков на поле боя.

Но, настоящий кошмар для танкистов, вести войну на Pz.Kpfw.I, начался весной следующего года. К 10 мая 1940 года в германских частях, каковые принимали участие в военных действиях во Франции, имелось 554 Pz.Kpfw.I. К концу скоротечной французской кампании 182 танка этого типа были безвозвратно утрачены.

В случае если с бою с польскими танкетками TK-S Pz.Kpfw.I ещё имели возможность что-то сделать, то против французских танков, большая часть из которых имело броню толщиной порядка 40 мм, они были ненужны. Подобное положение дел германские армейские прогнозировали, но отказаться от Pz.Kpfw.I не могли. Численность Pz.Kpfw.III к тому моменту была недостаточной, и любой танк был для панцерваффе не лишним.

Из 66 Pz.Kpfw.I, посланных в Африку, танков модификации Ausf.B было только 11 штук. Совсем вторая обстановка сложилась на советско-германском фронте. Танки модификации Ausf.A ко мне по большому счету не попали, а Pz.Kpfw.I Ausf.B 22 июня 1941 года имелось 337 штук. К концу августа 1941 года 172 из них были записаны в безвозвратные утраты. Пара танков выяснилось захвачено частями Красной армии. Один из них был доставлен на НИИБТ Полигон в Кубинку.

Изучение трофея ограничилось кратким описанием, никакого интереса у советских экспертов данный танк не позвал. Последние Pz.Kpfw.I провалились сквозь землю с фронта в первой половине 40-ых годов двадцатого века. К тому моменту они употреблялись как командирские танки.

Не обращая внимания на очевидные недочёты, отдельные танки Pz.Kpfw.I дожили до 1943 года

В целом Pz.Kpfw.I был очень неоднозначной машиной. Это первенствовал по-настоящему массовый германский танк, но уже к началу серийного производства он морально устарел. Время пулемётных танков подошло к концу ещё в середине 30-х годов. Наряду с этим германские армейские трезво оценивали боевые возможности Pz.Kpfw.I, о чём свидетельствует много танков этого типа, переделанных в учебные.

А с конца 1939 года Pz.Kpfw.I стали переоборудовать в другие спецмашины и самоходные установки, каковые хороши стать темой для отдельных статей.

литература и Источники:

  • BAMA
  • Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
  • Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
  • Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
  • Фотоархив автора
  • ЦАМО РФ

Лишняя копейка в доме не помешает – Коли ми вдома. Сезон 2. Серия 29 от 30.10.15

Темы которые будут Вам интересны: