Под знаком среднего танка

В первоначальный год ВОВ советская танковая индустрия столкнулась с глобальными сложностями. Их преодолением занимался созданный в сентябре 41-го Народный комиссариат танковой индустрии, что возглавил Вячеслав Малышев. К лету 1942 года удалось решить только часть острых вопросов, но показались новые: неприятность наращивания количеств производства танка Т-34, понижение качества танков и потребность в создании самоходных установок.

Решать их предстояло уже новому наркому Исааку Зальцману. Из-за чего Сталин снял Малышева и что вынудило генсека вернуть его на эту должность год спустя?

Лето 1942 года для советской танковой индустрии ознаменовалось отставкой наркома В. А. Малышева, руководившего отраслью практически год. Согласно точки зрения Сталина, нарком не хватает усердно трудился над реализацией правительственной программы, в соответствии с которой мобилизованные фабрики военной индустрии должны были производить порядка 50 000 танков в год. на данный момент подобные претензии кажутся не в полной мере обоснованными по двум обстоятельствам.

Во-первых, требования были разумеется завышенными: кроме того в первой половине 40-ых годов XX века, в то время, когда советское танкостроение было уже на подъёме, с конвейера сошло лишь около 29 000 автомобилей. Во-вторых, начало войны на территории СССР было важным потрясением для всей советской индустрии, среди них и для танковых фабрик.

Фирмы эвакуировались в тыл, где нужно было налаживать новые инфраструктурные связи, бороться с тяжёлыми условиями труда и жизни, разрабатывать и внедрять новые производственные разработки. Комплекс неприятностей, с которым столкнулся Народный комиссариат танковой индустрии (НКТП) в первоначальный год войны, не только не содействовал наращиванию количеств производства, но и во многом мешал ему. В общем, лето 1942 года никак не доходило для подведения итогов деятельности Малышева на должности главы НКТП.

Под знаком среднего танка

Исаак Моисеевич Зальцман,

1905–1988

http://www.hrono.ru

Однако, 24 июля 1942 года Сталин назначил новым наркомом танковой индустрии СССР 36-летнего уроженца Подольской губернии Исаака Моисеевича Зальцмана. Прежде он был директором ленинградского Кировского завода, где смог за очень маленький срок — с 1933 по 1938 гг. — вырасти до данной должности из несложного мастера. Как и Малышев, Зальцман за годы работы накопил много нужных связей среди партийного управления, каковые в будущем помогли ему действенно приводить в судьбу реформы в области танкостроения.

В первую очередь Зальцман принял меры по налаживанию выпуска Т-34, вошедшего в историю как самый массовый танк Великой Отечественной. К моменту начала войны он превосходил по своим чертям все существовавшие германские автомобили, но в конце 1942 года его превосходство начало сходить на нет из-за перевооружения Pz.IV длинноствольными 75-мм пушками, легко пробивавшими лобовую броню «тридцатьчетвёрки».

Однако, летом 1942 года Зальцман не без оснований начал позиционировать Т-34 как главный танк советской армии, для наращивания количеств производства которого имело суть уменьшить выпуск тяжёлых и лёгких танков. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё при Малышеве: весной 1942 года фабрики № 173 и № 174 были объединены в одно предприятие, на котором к лету был развернут выпуск Т-34 вместо лёгких танков Т-50.

Танк Т-34 со штампованной башней, 1942 год

РГАЭ, фонд 8752, опись 4, дело 784, лист 1

В распоряжении Зальцмана не было резервов, талантливых оказать помощь восполнить недочёт средних танков: к середине 1942 года все фабрики были заняты, любой был загружен производством собственной продукции. Оставался единственный вероятный вариант – переориентировать часть фирм на выпуск самые эффективных автомобилей. В июле нарком подключает к производству Т-34 Уральский завод тяжёлого машиностроения и созданный на протяжении эвакуации челябинский «Танкоград».

Чтобы УЗТМ, прежде создававший по большей части корпуса и башни для КВ, смог наладить выпуск Т-34, с ним был слит свердловский завод № 37, занимавшийся производством лёгких танков. Совместно два фирмы смогли в течение лета организовать в собственных стенках полный цикл производства средних танков. Первые автомобили сошли с конвейера в сентябре, а к концу осени предприятие производило уже 101 танк в месяц.

«Танкоград» включал в себя Челябинский тракторный завод и два вывезенных на Урал предприятия: ленинградский Кировский и Харьковский моторостроительный фабрики. До эвакуации Кировский завод специализировался на производстве тяжёлых танков КВ, исходя из этого часть мощностей ЧТЗ по окончании объединения простаивала без дела. В частности, для производства Т-34 понадобился конвейер, употреблявшийся до войны для производства тракторов.

Рабочие «Танкограда» под управлением конструкторов завода № 183, в стенках которого был собран первый Т-34, освоили полный цикл производства новой автомобили за впечатляюще маленький срок – 33 дня. Первые танки сошли с конвейера уже в августе, в октябре предприятие выпустило 300 «тридцатьчетвёрок». Помимо этого, существенно улучшили собственные показатели вывезенный на Урал из Харькова завод № 183 и избежавший эвакуации горьковский завод № 112 «Красное Сормово».

Совместными усилиями фирм НКТП в декабре 1942 года было выпущено более полутора тысяч Т-34. В этом деле Зальцман достиг успеха.

Советские плакаты, посвящённые работе индустрии, 1942 год

Так же, как и прежде остро стоял вопрос надёжности боевых автомобилей, обозначившийся ещё в первые месяцы войны. В той либо другой мере неприятность преждевременного выхода из строя была характерна для всех моделей советских танков, но Зальцман решает сосредоточить главное внимание на Т-34. Учитывая обрисованные выше реформы на производстве, это логично: «тридцатьчетвёрка» становилась самым массовым танком, исходя из этого неприятность её надёжности вышла на первый замысел.

В сентябре 1942 года в стенках завода № 183 в Нижнем Тагиле прошла конференция по качеству танков Т-34, на которой были обозначены главные неприятности автомобили и намечены методы их решения. Данный вопрос и прежде заботил управление НКТП, но издание распоряжений само по себе не имело возможности исправить ситуацию . Для этого требовались общие усилия конструкторов, технологов, представителей и работников наркомата танковых армий, конкретно сталкивавшихся с недостатками автомобили.

За счет того, что все эти люди участвовали в конференции по качеству Т-34, на ней удалось вскрыть наболевшие неприятности и наметить пути для их решения.

Неприятность понижения качества танков уходила собственными корнями во время эвакуации индустрии на Урал. Основной конструктор завода № 183 А. А. Морозов отмечал дефицит на новом месте квалифицированных рабочих: 80% сотрудников были новыми людьми, не владеющими достаточным опытом. В той либо другой степени обстановка была схожей и на вторых эвакуированных фабриках, директора которых много раз писали в народный комиссариат о нехватке кадров.

Неприятность затронула и отдел технического контроля: 800 из 900 работников ОТК завода № 183 были новичками в собственном деле. Обстановка осложнялась тем, что разработку производства приходилось упрощать из-за недостатка оборудования на новой площадке. В следствии упало уровень качества подшипников и резины, внутренняя амортизация колёс была ненадёжной. Из-за ухудшения качества бронелиста и небрежности в его обработке более половины дефектных танков имели трещины в броне.

Помимо этого, не у всех важных за техпроцесс рабочих были на руках измерительные приборы и необходимые документы.

Чертежи башни Т-34 ветхой и новой конструкции (с командирской башенкой), 1942 год

РГАЭ, фонд 8752, опись 4, дело 186, страницы 47–48

По окончании выяснения главных неприятностей участники конференции перешли к дискуссии способов борьбы с ними. Был составлен перечень подробностей, нуждающихся в доработке прежде всего. В их число входили бортовая передача, ленивец, скоро засоряющийся воздухоочиститель. Кроме этого на конференции было решено оснастить Т-34 командирской башенкой, разрешавшей сделать башню танка более вместительной и дать начальнику лучший обзор на поле боя.

Решения конференции коснулись и организации производства: на рабочие места предписывалось спустить нужные техпроцессы и измерительные устройства.

Дабы ликвидировать обстановку, в то время, когда персональную ответственность за уровень качества подробности не несёт ни один сотрудник, и мотивировать мастеров смотреть за качеством самостоятельно, была введена практика простановки личных клейм на подробностях. Громадную свободу взяли сотрудники ОТК: сейчас они имели возможность обратиться в народный комиссариат в обход директоров фабрик, в случае если видели в этом острую необходимость.

Но приёмка дефектных автомобилей так же, как и прежде осуществлялась, поскольку танки были необходимы фронту много и через чур требовательный технический контроль имел возможность обернуться в этих условиях важными проблемами. Однако, к лету 1943 года главные недочёты Т-34 были устранены, на опробованиях танк преодолевал расстояние 2000 километров и был признан в полной мере надёжным.

Сборка СУ-152 на Челябинском Кировском заводе. Гаубица-пушка МЛ-20С калибром смонтирована в рамке на бронеплите, которая после этого будет установлена в броневой рубке самоходки

http://waralbum.ru

Вторым направлением работы Зальцмана было создание новых моделей танков, но на этом поприще его удачи не были столь велики. Самым ответственным достижением наркома за год работы стало появление самоходных артиллерийских установок. Работа над ними была начата ещё в начале 1942 года в связи с тем, что простая артиллерия не имела возможности оказывать армиям постоянную огневую помощь на протяжении наступления.

Первая лёгкая самоходка СУ-12, принятая на вооружение как СУ-76, приводилась в перемещение двумя автомобильными двигателями. В следствии рассинхронизации между ними у неё скоро ломалась коробка передач. Ответственность за провал Зальцман возложил на С. А. Гинзбурга, положившего начало разработке советских САУ и принимавшего в ней самое яркое участие.

Конструктор был отстранён от работы и послан на фронт, где скоро погиб. Работы по созданию новых самоходок были продолжены. В январе 1943 года началось производство СУ-122 на базе танка Т-34, а в феврале из ворот Кировского завода выехала первая серийная СУ-152 – известный «зверобой».

С другими автомобилями дела шли не так гладко. Тяжёлый танк КВ-13 (будущий ИС) страдал от постоянных поломок на протяжении опробований, и обстановка начала улучшаться лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Средний танк Т-43, спроектированный на базе «тридцатьчетвёрки», так и не отправился в массовое производство; было выпущено лишь три умелых примера.

Так, в очередной раз появились ограничения советской индустрии в ресурсах: главные силы фабрик уже были брошены на наращивание выпуска Т-34 и разработку более технологичных узлов для него. В этих условиях не могло быть речи о полномасштабном переоснащении танковых армий.

Чертёж танка КВ-13 Кировского завода, неспециализированный вид. 1942 год

РГАЭ, фонд 8752, опись 4, дело 782, лист 9

В первой половине 40-ых годов двадцатого века потребность в нём стала очевидной. По окончании появления новых германских «Тигров», «Пантер» и модернизированных Pz.IVF коммунистический Т-34 утратил собственное прежнее превосходство на полях сражений. Волна критики в адрес Зальцмана росла: его обвиняли в затормаживании программы модернизации и безответственном отношении к распоряжениям о разработке новых автомобилей. Весной 1943 года тревогу забил В. А. Малышев, бывший в то время ассистентом В. М. Молотова в сфере танкостороения.

10 апреля он направил Сталину письмо, содержавшее конкретные меры для действенного противостояния германским Pz.VI «Тигр». У Зальцмана таковой программы не было, исходя из этого летом 1943 года он был снят с должности наркома танковой индустрии. Вместо него на данный пост возвратился Малышев, взявший возможность реализовать собственный замысел по перевооружению танковых армий.

Перечень использованной литературы:

  1. Ермолов А. Ю. Танковая индустрия СССР в годы ВОВ – М., 2009
  2. Свирин М. Н. Военная техника Сталина. самоходки и Танки СССР – М., 2014
  3. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920–1950-е годы: темпы роста поизводства, структура, управление и организация производства – М., 1996

ТОП 5 самых крутых средних танков — Выпуск №59 — от Red Eagle [World of Tanks]

Темы которые будут Вам интересны: