По земле и воде. плавающий танк жозефа котина

По земле и воде. плавающий танк жозефа котина

В годы войны известный конструктор Жозеф Яковлевич Котин был не только помощником наркома танковой индустрии, но и главным конструктором Челябинского завода. Целое «созвездие» грозных боевых автомобилей было создано при его участии либо под руководством: КВ-1С, ИС-122, СУ-152, ИСУ-152 и другие.

По окончании войны Котин возвратился в Ленинград и возглавил научно-исследовательский танковый и дизельный университет. Тут он трудился над новыми автомобилями.

Металлический пловец

Опыт войны продемонстрировал, что одна из непростых и наиболее значимых задач — форсирование водных рубежей: рек, каналов и т. д. Существующие переправочные средства были буксируемыми, а потому имели довольно низкую мобильность. Самоходных понтонно-мостовых парков в конце 40-х годов по большому счету не существовало.

Галерея

15 августа 1949 года Совет Министров СССР поставил перед конструкторами задачу: создать плавающий бронетранспортёр и танк. Сроки на исполнение задачи устанавливались предельно твёрдые — опробования образцов должны были начаться до конца 1950 года. Неспециализированное управление проектом возложили на Ж. Котина.

Проект плавающего танка взял заводское обозначение «Объект 740».

Уже в начале работы между конструкторами, принимавшими участие в проектировании, появился жаркий спор, посредством какого именно движителя машина будет плавать. Всего было четыре варианта: откидные винты на колонках, тоннельные винты, гусеничный водомёты и водоходный движитель. Самому Котину схема с откидными винтами казалась самой успешной.

Но конструктор Н. Ф. Шамшурин доказал преимущества водомётного движителя, на котором в итоге и решили остановиться. Национальные опробования подтвердили, что эта мысль была наилучшей: «Объект 740» продемонстрировал превосходство над всеми автомобилями-соперниками.

В первых числах Августа 1961 года танк был принят на вооружение под обозначением ПТ-76. На войсковых опробованиях под Севастополем эти автомобили ещё раз блеснули, преодолев такое внушительное препятствие, как Керченский пролив. Тем самым было доказано, что ПТ-76 возможно использовать в том числе и в военно-морских десантных операциях.

ПТ-76 выпускался с 1951 до 1967 года и много раз модернизировался, по большей части по части оружия, связи и средств наблюдения. Изменялись кроме этого форма и размеры бронекорпуса. Всего было выстроено более трёх тысяч танков ПТ-76, каковые состояли на вооружении не только советской, но и последовательности зарубежных армий.

Амфибия в сражении

Танк учавствовал во многих военных конфликтах середины ХХ века: Вьетнамской войне, израильско-сирийских и индо-пакистанских войнах и других. Он продемонстрировал себя как хорошая военная машина и конкретно успешная конструкторская разработка.

ПТ-76 имел возможность перевезти на броне через реку десант до 12 человек, а вдруг переправляться не было необходимости, то и больше

Очень показательным было применение ПТ-76 в первой половине 70-ых годов двадцатого века на протяжении индо-пакистанской войны. Хорошая проходимость автомобили в очередной раз прошла опробования на сложной местности. Послевоенная модернизированная пушка и оптика на этом танке достойно противостояли американским танкам М24 Chaffee.

ПТ-76 имел возможность вести прицельный пламя на дистанции до километра, тогда как танк соперника, спроектированный ещё на протяжении Второй мировой войны, фактически не был способен попасть в ПТ-76 на таком расстоянии. Совершенно верно так же были не через чур действенными гранатомёты, базуки и безоткатные орудия армии Пакистана. Огромной сокровищем для индийцев была свойство танка действенно преодолевать реки, которых было большое количество на театре боевых действий (сейчас — часть Бангладеш).

ПТ-76 кроме этого имел возможность перевезти на броне через реку десант до 12 человек, а вдруг переправляться не было необходимости, то и больше.

Второй пример только успешного боевого применения ПТ-76 — война Судного дня между арабскими странами и Израилем в октябре 1973 года. Тут данный танк применяли армии обеих сторон. На начальной стадии военных действий египтяне с его помощью форсировали Суэцкий канал.

Позднее, в то время, когда часть ПТ-76 была захвачена Армией обороны Израиля, состоялась масштабная операция «Абирей-Лев» («Отважные»). В её начале маленькой отряд израильтян под руководством Ариэля Шарона на семи трофейных плавающих танках и восьми бронетранспортёрах с десантом переправился через Громадное Горькое озеро (часть Суэцкого канала) и захватил плацдарм, на что после этого переправились главные силы.

Для собственного времени ПТ-76 был одной из самой успешных машин-амфибий. Жозефу Котину удалось совместить в нём хорошую сухопутную мобильность, хорошие качества при передвижении по воде и важную огневую мощь. Неудивительно, что в некоторых государствах мира ПТ-76 состоял на вооружении до конца двухтысячных годов.

Кроме этого просматривайте:

  • «Весеннее пробуждение». Последнее наступление рейха.
  • «Ваффентрагер» Льва Горлицкого.
  • Путь «Лучника».
Создатель текста — Алёна Гуськова

Источники:

  • Управление по матчасти и эксплуатации танков ПТ-76 и ПТ-76Б. Военное издательство Минобороны СССР. М., 1967.
  • Барятинский М. Плавающий танк ПТ-76. М.: ЗАО «Редакция издания “Моделист-конструктор”». 2004, особый выпуск № 1 (5).
  • Котин Жозеф Яковлевич (1908–1979), коммунистический конструктор танков. Электронный ресурс. Режим доступа: http://biography-peoples.ru/index.php/k/item/366-kotin-zhozef-yakovlevich.
  • Барятинский М. Плавающий танк ПТ-76. Электронный ресурс. Режим доступа: http://army.lv/ru/Biblioteka/Voennoe-delo/Zhurnali-periodicheskie-izdaniya/Bronekollektsiya/Plavayushchiy-tank-PT-76/2054.
  • боевое применение и Эксплуатация плавающих танков ПТ-76 и автомобилей на их базе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://otvaga2004.ru/tanki/v-boyah/ekspluataciya-i-boevoe-primenenie-plavayushhix-tankov-pt-76-i-mashin-na-ix-baze/.
  • Сайт ОАО «ВНИИтрансмаш». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vniitransmash.ru/MENU/WE/wem.html.

Танк Т-38 — на земле и на воде…

Темы которые будут Вам интересны: