Плоды затянувшегося прожектёрства

Мысль замены танка La.S.100, либо Pz.Kpfw.II, на более идеальную машину появилась еще в январе 1937 года. Результатом разработки стал La.S.138, он же Pz.Kpfw.II Ausf.D/Ausf.E, создававшийся концерном MAN совместно с известным конструктором Генрихом Книпкампом. Машина взяла передовую торсионную подвеску, но наряду с этим её век был весьма недолгим. То, что обстановка с La.S.138 начинается по не совсем привычному сценарию, стало очевидным еще летом 1938 года, другими словами ещё до организации серийного производства самой автомобили.

Результатом этого понимания стал запуск программы разработки нового танка, которому в возможности предстояло заменить и La.S.100, и La.S.138.

VK 6.01 на троих

18 июня 1938 года In 6 (Inspekteur fur Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных армий) инициировала работы по разработке нового танка. В новой совокупности индексов, придуманной при участии Книпкампа, в октябре 1938 года проект взял обозначение VK 9.01 (гусеничный, 9-тонная весовая категория, первая модель). Поменять разработчиков не стали: как и в прошлых проектах, над шасси VK 9.01 трудилась компания MAN, а башню и подбашенную коробку создавал концерн Daimler-Benz.

Неспециализированная концепция танков семейства Pz.Kpfw.II не изменялась. Предполагалось, что машина будет трехместной: в башне поместиться начальник, он же наводчик и заряжающий, а в отделении управления обоснуются механик-радист и водитель. Как и в La.S.138 механик и радист-водитель тут размешались плечом к плечу.

Плоды затянувшегося прожектёрства

Практически неизменным оставалось оружие, складывавшееся из 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней пулемета MG 34. Тут, действительно, показался вертикальный стабилизатор, заметно увеличивавший точность стрельбы на ходу. Бронирование сохранялось на уровне La.S.138: толщина страниц в лобовой части составляла 30 мм, а по бортам 14,5 мм.

Это означало, что с лобовой проекции машина будет защищена от огня автоматических пушек калибром 20 мм, а с бортов – от пуль винтовочного калибра.

Умелое шасси VK 9.01 на заводе MAN

Разработка шасси VK 9.01 происходила в плотном сотрудничестве с Книпкампом, что самым прямым образом отразилось на его конструкции. "Наверное," конструктор решил пойти по пути мельчайшего сопротивления и не отыскал ничего лучшего, чем забрать за базу уже имевшуюся разработку. Такой был легкий танк VK 3 t, что разрабатывался с октября 1937 года компанией Krauss-Maffei и Книпкампом. К лету 1939 года данный проект эволюционировал в VK 6.01.

Как раз его конструкцию и было решено забрать в качестве базы.

Кроме того невооруженным взором было отлично видно, как похожи эти автомобили, и чем дальше шла разработка, тем более очевидным становился этот факт. Грубо говоря, получался тот же VK 6.01, но чуть больше по размерам, в особенности в ширину. Делать шасси более широким вынуждало то, что в танка требовалось разместить не двух человек, а трех.

Весьма похожей оказалась и башня, отличавшаяся лишь вооружением и габаритами. Неизвестно, пробовал ли Книпкамп установить на VK 9.01, как и на VK 6.01, траки с резиновыми подушками и ведущие колеса по типу полугусеничных тягачей.

Таким было отделение управления умелой автомобили и серийных Pz.Kpfw.II Ausf.G. Главные отличия заключались в других коробках передач

11 октября 1938 года рабочая группа 6-го отдела Департамента оружий прибыла в Нюрнберг на завод MAN, где ей представили полноразмерный древесный макет танка. В данный же сутки произошло заседание, в котором от MAN учавствовали ведущие конструкторы Фридрих Пауль и Риф Вибике. К слову, в начале карьеры Книпкамп трудился на MAN и был подчиненным Вибике.

Основной частью мероприятия, очевидно, стал осмотр макета. Книпкампа и других представителей 6-го отдела Департамента оружий очень сильно тревожили внутренний количество боевого отделения. Он казался через чур маленьким, и это при том, что в до тех пор пока было установлено не все оборудование.

Работы длились, и чем дальше они заходили, тем больше VK 9.01 и VK 6.01 становились похожими и снаружи, и в техническом замысле. В окончательных редакциях оба проекта приобретали 150-сильный двигатель Maybach HL 45 и 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach SRG 15319. На VK 9.01 устанавливался трехступенчатый механизм поворота LG 45.

Как и на VK 6.01, управление тут осуществлялось при помощи штурвала. Согласно расчетам, большая скорость была ниже, чем у VK 6.01 – 67 км/ч. Ходовая часть кроме этого была похожей на ходовую «младшего брата», а также диаметр опорных катков был таким же — 650 мм.

Да и сами катки были весьма похожими.

Опытный образец VK 9.01 по окончании установки башни и подбашенной коробки

По результатам доработок исходного проекта MAN получил от Департамента оружий договор на выпуск пяти умелых шасси VK 9.01. Кроме этого In 6 заключила контакт на выпуск тридцати VK 9.01 нулевой серии, увеличив заказ в июле 1939 года до 75 танков. В один момент договор на подобное подбашенных коробок и число башен был заключен с Daimler-Benz.

По хорошей традиции, эти замыслы начали корректироваться уже практически сразу после их утверждения. В августе-сентябре 1939 года показался новый вариант танка, взявший обозначение VK 9.02. Отличался он модернизированным механизмом поворота LG 45 L, позднее переименованным в LGL 15319.

В соответствии с новым замыслам, первые 30 танков нулевой серии выпускались с обозначением VK 9.01 и механизмами поворотов LGR 15319, а остальные 45 – уже в версии VK 9.02. Первые 5 шасси VK 9.01 предполагалось выпустить в июле 1940 года, ещё 10 в августе, 10 в сентябре и 5 в октябре.

Но, уже в июле 1939 года стало ясно, что сроки будут изменяться. Срок выпуска шасси сдвигался на ноябрь 1940 года, а поставки готовых танков и вовсе ожидались в ноябре 1941 года. Все, что удалось сделать за 1939 год – это изготовить в последних числах Декабря одно умелое шасси VK 9.01.

Осознавая, к чему всё идет, в апреле 1940 года было решено, что при неудачи с танком его заменят на Pz.Kpfw.II Ausf.F со стабилизированным оружием. Приблизительно так и случилось, но серийные Pz.Kpfw.II Ausf.F никакого вертикального стабилизатора не дождались. На заседании, прошедшем 25 апреля, в качестве обозначения VK 9.01 был использован индекс Pz.Kpfw.II n.A.

Куда приводят грезы

Вторая добрая половина 1940 года прошла под знаком изменений планов и дальнейших переделок танка выпуска. К примеру, 25 июля количество танков с механизмами поворота LGR 15319 уменьшилось до 20, оставшиеся 55 приобретали механизмы поворота LGL 15319. В ноябре 1940 скорректировали замыслы по количеству выпуска: с мая по сентябрь 1941 года от MAN ожидалось взять 45 шасси VK 9.01.

Одно из шасси нулевой серии на протяжении тестирования КПП Maybach

Тем временем всё шло к тому, что выпуск VK 9.01 так и ограничится нулевой серией. Дело в том, что 22 июня 1940 года In 6 выдала заказ на новый легкий танк 10-тонного класса с улучшенными скоростными чертями и увеличенной до 20 мм толщиной бортовой брони. Машина взяла обозначение VK 9.03.

Компенсировать увеличившуюся боевую массу должен был 180-сильный двигатель Maybach HL 66 P. Более большой двигатель вынудил перепроектировать и моторное отделение – оно стало чуть просторнее. Характеристики оружия на начальном этапе оставались теми же, что и у VK 9.01.

В июле 1940 года MAN подготовил первые расчеты по VK 9.03. Механизм поворота оставался тем же, что и у VK 9.01, а вот КПП изменялась на Maybach VG 20417. Предстоящее развитие проекта пошло по пути усиления ходовой части: протяженность опорной поверхности выросла до 2,08 метра, а ширина трака с 300 до 360 мм.

На модернизированную машину у управления германской армии были громадные замыслы. В соответствии с утвержденной 30 мая 1941 года программе развития танкового оружия, ожидалось изготовить 2592 VK 9.03 для потребностей танковых частей, вторая очередь смотрелась еще внушительнее – 8111 штук. Не исключалось, что танк будет совершенствоваться – по крайней мере, индексы VK 9.04 и VK 9.05 уже фигурировали в документах.

Для имитации подбашенной башни и коробки на машину установили груз

До тех пор пока длились дебаты по поводу будущего VK 9.03, обстановка с VK 9.01 складывалась далеко не радужно. В апреле 1941 года случилась очередная рокировка коробок передач. 5 танков было решено выстроить с коробками передач Maybach OG 20417, еще 5 с ZF SMG 50. Тогда же было выстроено первое шасси Pz.Kpfw.II n.A, а к середине августа число сданных шасси достигло 15.

Результат установки новых коробок передач был печальным: по результатам опробований на полигоне в Куммерсдорфе 2 КПП Maybach OG 20417 и 5 ZF SMG 50 сломались.

Как возможно подметить, испытывали танк в условиях, максимально приближенных к боевым

На этом фоне длилось внесение всевозможных правок в конструкцию VK 9.03, что к концу 1941 года так и не вышел за рамки проектных работ. К примеру, в сентябре 1941 года появилась мысль создания более замечательного оружия для танка на базе 28-мм противотанкового ружья Geschutz 8202 (оно же 2.8 cm sPzB 41). Появление для того чтобы проекта смотрелось логично, потому, что мощности 20-мм пушек KwK 30/KwK 38 уже очевидно не хватало.

Новое орудие должно было взять обозначение 2.8 cm Kw.K.41, позднее в связи с затягиванием работ индекс сменился на 2.8 cm Kw.K 42.

Таким имел возможность стать VK 9.03 с двухместной башней. Именоваться эта версия должна была Pz.Kpfw.II Ausf.M

не меньше увлекательная видоизменение с еще не появившимся проектом VK 9.03 произошла в декабре 1941 года. Кроме главной версии с одноместной башней, Heereswaffenamt (Управление оружий сухопутных сил) заказало у концерна MAN разработку другого варианта с двухместной башней. Она проектировалась Daimler-Benz для легкого разведывательного танка VK 13.01, более известного как Pz.Sp.Wg.II Luchs. В связи с тем, что под обозначением VK 9 были уже три автомобили, их дополнительно поделили по индексам.

VK 9.01 взял обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.G, VK 9.03 начал называться Pz.Kpfw.II Ausf.H, а версия с двухместной башней – Pz.Kpfw.II Ausf.M. Вариант с двухместной башней должен был иметь боевую массу 10,5 тысячь киллограм, его защита и динамические характеристики сохранялись на уровне VK 9.03.

Еще одна видоизменение имела возможность произойти с силовой установкой. В феврале 1942 года обсуждался вопрос применения дизельного двигателя. Таковой мотор создали на MAN еще во второй половине 30-ых годов двадцатого века, он развивал мощность 180 лошадиных сил.

В марте 1942 года рассматривался вариант установки в перспективный VK 9.05 400-сильного двигателя Maybach HL 100. Кроме этого прорабатывался вопрос замены коробки механизмов и передач поворота на механизмы, каковые компания BMM создала для разведывательного танка Pz.Kpfw.38(t) n.A.

Серийный вариант Pz.Kpfw.II Ausf.G, машина несла «тропический» камуфляж

Все эти грезы были бессердечно разбиты 27 марта 1942 года. В данный сутки MAN взяла письмо от генерала Эмиля Лееба, главы Heereswaffenamt. Наверху очевидно устали от прожектёрства, тем более что работы над VK 9.03 до сих пор не вышли за рамки постройки шасси, кроме того толком не собранных.

При наличии VK 13.03, в который эволюционировал VK 13.01, разработка еще одной похожей автомобили была излишеством. Работы по VK 9.03 и его производным прекратили.

Танк с серийным номером 150021 на протяжении не через чур успешных опробований коробки передач ZF SMG 50

В отличие от перспективной замены, будущее VK 9.01 сложилась более удачно. Но, замыслы по выпуску автомобили всегда менялись. Помимо этого, случилась задержка по выпуску башен и подбашенных коробок, каковые производил завод Daimler-Benz Wrk 40 в Берлине. Первые наборы стали поступать не ранее осени 1941 года.

В общем итоге MAN изготовил не меньше 45 шасси Pz.Kpfw.II Ausf.G, а Daimler-Benz 60 наборов башен и подбашенных коробок. какое количество из них стало в итоге полноценными танками – неизвестно. Нет всех данных и о том, какое число танков взяло те либо иные типы коробок передач.

Как уже упоминалось, на танки устанавливались КПП трёх типов.

Один из танков, появлявшихся в учебной части. Дальнейшее его будущее малоизвестна

Финальный вариант VK 9.01 был в полной мере соответствующим спецификациям, в соответствии с которыми он строился. Боевая масса выросла до 10,5 тысячь киллограм, но в целом динамические характеристики практически не пострадали. Большая скорость по шоссе составила 67 км/ч, но ее искусственно ограничили до 65 км/ч. В целом, оказался далеко не самый нехороший танк-разведчик.

Вопрос в том, что весной 1942 года на опробования вышел VK 13.03, что значительно больше годился для данной роли. Неудивительно, что дальше производства нулевой серии, да ещё и выстроенной не полностью, дело не пошло. Тут сыграло собственную роль да и то, что MAN неспешно загружался работой по среднему танку Pz.Kpfw.

Panther: предприятию попросту становилось не до легких танков-разведчиков.

Pz.Kpfw.II Ausf.G на фронте. Увы, в какой части и в то время, когда он сражался, узнаем позже

История боевого применения Pz.Kpfw.II Ausf.G представляет собой один громадный символ вопроса. Как мы знаем, что первой частью, куда должен был попасть новый танк, являлась 15-я танковая дивизия. Но подобные замыслы относились к февралю 1941 года, в то время, когда автомобили нулевой серии еще не начали покидать MAN. Однако, выпущенные к августу 1941 года танки взяли базисный цвет RAL 8000, в который красили танки германского Африканского корпуса. О том, что с ними было дальше, история умалчивает.

Наверное, большая часть автомобилей в учебных частях.

Однако, информация о том, что Pz.Kpfw.II Ausf.G в военных действиях участие не принимали, не соответствует действительности. Иногда всплывающие на интернет-аукционах фотографии конкретно свидетельствуют в пользу того, что на советско-германский фронт эти танки все же попали. Увы, пока что ни время съемки, ни часть, которая взяла эти танки, установить не удалось.

В истории танка Pz.Kpfw.II Ausf.G множество белых пятен, каковые еще предстоит ликвидировать в будущем.

Стремительный истребитель

Бессчётные пертурбации с VK 9.01 не помешали германским армейским летом 1940 года задуматься об применении его шасси в качестве базы для самоходной артиллерийской установки. Обстоятельством тому стали результаты боевого применения противотанковой САУ Panzerjager I во французской кампании. В целом автомобили продемонстрировали себя хорошо, однако ещё тогда стало ясно, что применение шасси Pz.Kpfw.I Ausf.B в качестве базы для аналогичной автомобили есть, скорее, вынужденным ответом.

Помимо этого, на финальном этапе разработки к тому моменту пребывала 50-мм противотанковая пушка Pak 38. По чертям пробития она была лучше, чем чехословацкая 47-мм PUV vz.36, и, что ответственнее, выпускалась она в Германии. Неудивительно, что 5 июля 1940 года In 6, а позднее 6-й отдел Департамента оружий выдали Rheinmetall-Borsig заказ на разработку истребителя танков с применением в качестве базы шасси VK 9.01.

Один из двух опытных образцов Pz.Sfl.Ic

Конструкция автомобили, взявшей обозначение Pz.Sfl.Ic, оформилась к концу весны 1941 года. Не обращая внимания на то, что к тому моменту более перспективной виделась база VK 9.03, в концерне Rheinmetall-Borsig, где разработкой САУ традиционно занималось подразделение Alkett, в качестве базы было решено применять VK 9.01. С учетом того, что это шасси существовало в металле, ответ в полной мере логичное.

Само шасси оставалось практически без трансформаций, только толщину его бортов за счет экранов увеличивали до 20 мм. На шасси устанавливалась мало переделанная подбашенная коробка. Ее пара расширили, потому, что вместо одноместной башни предполагалось боевое отделение, рассчитанное на двух человек. Вместо башни устанавливалась неподвижная, открытая сверху рубка. в первых рядах пребывало 50-мм орудие Pak 38, которое пара изменилось по конструкции.

В частности, изменялись его откатные механизмы, благодаря чему орудие занимало меньше места в боевом отделении. Спереди и частично с боков орудийная установка прикрывалась подвижной бронировкой.

Особенным простором обитаемого отделения конструкция автомобили не отличалась, но как истребитель танков она давала слово быть куда более действенной, чем Panzerjager I. Кроме более замечательного оружия, Pz.Sfl.Ic отличалась высокой маневренностью и в полной мере хорошей для автомобили собственного класса защитой. По крайней мере, крупнокалиберные пулеметы для нее уже не были смертельным неприятелем.

Pz.Sfl.Ic на фронте, лето-осень 1942 года

Замыслы на Pz.Sfl.Ic у германского управления были очень широкие. Предполагалось, что объем их поставок составит 2028 штук. Вопрос в том, что изменяющиеся всевозможные улучшения и требования все больше отдаляли момент постройки кроме того опытных образцов VK 9.03.

Самоходная установка была заложником ситуации .

Однако, в осеннюю пору 1941 года все же удалось выстроить две умелые автомобили, причем для них употреблялась броневая сталь. Совсем программу Pz.Sfl.Ic добило два фактора. Во-первых, в последних числах Марта 1942 года проект VK 9.03 умер .

Во-вторых, приблизительно одвременно с этим на вооружение вермахта стали поступать первые 75-мм противотанковые орудия Pak 40, значительно более замечательные, чем Pak 38. Для установки этого орудия шасси VK 9.01 не годилось. Осознавая это, еще в декабре 1941 года инспекция In 6 разрешила программу разработки истребителей танков на шасси La.S.138, более известных как Marder II. Однако, Pz.Sfl.Ic все же повоевали.

Обе умелые автомобили отправились в 3-ю батарею 559-го батальона истребителей танков. В его составе они сражались на советско-германском фронте, и по состоянию на 20 августа 1942 года одна машина все еще было в боеспособном состоянии.

Создатель благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.

литература и Источники:

  1. Материалы NARA
  2. Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007, ISBN 0–9771643–8–1
  3. Panzer Tracts 7–1 Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
  4. Panzer Tracts No. 20–2 Paper Panzers Aufklaerungs, Beobachtungs, and Flak-Panzer (Reconnaissance, Observation, and Anti-Aircraft), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2002, ISBN 0–09708407–7–2
  5. Фотоархив автора

светло синий Фил 212 (спецвыпуск): х/ф \

Темы которые будут Вам интересны: