Плавающие танки «шерман»: высадка в нормандии

Плавающие танки «шерман»: высадка в нормандии

«Танки, шедшие к берегу с первой волной десанта, с воды вели пламя по позициям немцев. С учётом предварительной бомбардировки с воздуха это произвело на обороняющих берег деморализующее воздействие», — пересказывает начало операции в Нормандии американский журналист Корнелиус Райан в книге «Самый долгий сутки». Высадке союзников на берега Франции 6 июня 1944 года с применением танков-амфибий предшествовали годы испытаний и работы инженеров этих автомобилей в сражении.

Первым идеям по применению танков в морском десанте практически столько же лет, сколько и самим военным машинам. Еще в октябре 1917 года, фактически в один момент с наступлением английских армий во Франции при Камбре, подготовилась высадка на побережье Бельгии пехотной дивизии при помощи 9 танков Mk IV. Но дальше замыслов дело не пошло.

Первая успешная морская десантная операция с участием танков случилась намного позднее, на протяжении войны в Марокко — 8 сентября 1925 года. Но это были простые танки (Renault FT-17s) без каких-либо особых приспособлений.

Тюнинг «Шерманов»

С июля 1942 года в Соединенных Штатах на протяжении тайной программы Blue Freeze разрабатывались и тестировались насадки и водонепроницаемые чехлы на выхлопные трубы танков, каковые защищали двигатели и электрические системы от попадания воды вовнутрь и разрешали танку двигаться кроме того по башню в воде.

Первыми новое влагонепроницаемое оборудование взяли американские лёгкие танки М3 и М5. 8 ноября 1942 года началась операция «Торч» («Факел») — высадка в Северной Африке, в которой было задействовано 36 лёгких и 54 средних танка. В предрассветной тьме первые пять М3 утонули либо завязли в песке, но следующие десять с восходом солнца удачно поддержали пехоту.

Остальные танки высадились уже утром «классическим» путём — в захваченной гавани.

Плавающие «Шерманы» DD из-за собственной сокращения взяли среди воинов прозвище «Дональд Дак».

К 1944 году планировщики высадки в Нормандии учли не только опыт успешных десантов в Средиземноморье, но и неудачный рейд 1942 года на французский порт Дьепп. Против германской обороны десантные суда, несущие простые танки, имели возможность появляться более уязвимыми. Исходя из этого было решено оснастить средние танки М4 «Шерман» совокупностью DD (Duplex Drive, двойного управления), которая разрешала танку двигаться в воде посредством двух винтов, подсоединённых к двигателю и приводимых в перемещение гусеницами.

Совокупность железных резиновых трубок и обручей со сжатым воздухом поддерживала складной влагонепроницаемый экран-чехол около танка. Данный экран поднимался практически на 90 см от корпуса, но на протяжении боя его возможно было скоро спустить. Танки управлялись поворотом пропеллеров водителем или начальником. Скорость в воде достигала 10 км/ч.

При выходе на сушу пропеллеры поднимались.

Сначала на обеспечение водонепроницаемости одного «Шермана» DD, что воины прозвали «Дональдом Даком», требовалось более 250 часов, в особенности сложной была защита электрики от маленьких замыканий. Но попутно эти меры стали причиной неожиданному бонусу — увеличению боеготовности танков в сырую погоду.

Переоснащение союзниками простых танков совокупностью DD стартовало в начале 1944 года. К началу высадки в Нормандии в распоряжении союзников: американцев, канадцев и британцев — было 290 плавающих «Шерманов».

741-й танковый батальон. Зачистка для пехоты

Ко дню начала операции экипажи «Шерманов» совершили более 500 высадок с берега и 1200 — с десантных судов, было утрачено три танка и три участника экипажей. Доклад главы амфибийных сил по результатам тренировок гласил, что эти танки должны употребляться не потом 4000 ярдов (около 3650 метров) от берега и при беспокойстве не более 3 баллов.

С учётом печальных уроков рейда на Дьепп танки-амфибии должны были десантироваться за 10 мин. до первых пехотинцев и заблаговременно подавить германскую оборону. Любой десантный корабль нёс четыре «Дональда Дака». Часть экипажей решила забрать дополнительно от 60 до 100 снарядов, добавив больше тонны веса.

Не обращая внимания на волны и сильный ветер до двух метров — условия, очевидно превышающие требуемые, — два командир роты 741-го батальона на востоке сектора Омаха решили однако начать высадку. Танки начали десантироваться в 5:35 — практически за час до начала неспециализированной высадки — и в 5000 ярдах от берега. В итоге все 16 танков роты «С» капитана Чарльза Янга утонули: одни практически мгновенно, другие — успев проплыть некое расстояние.

Солидную часть экипажей подобрало вспомогательное судно.

Роте «B» Джеймса Торнтона повезло немногим больше: два корабля задержались, исходя из этого высадка была ближе к берегу. Танки сержантов Джорджа Геддеса (George Geddes) и Тернера Шеппарда (Turner Sheppard) первыми доплыли до берега. Один танк затонул, ещё у трёх чехлы были повреждены германской артиллерией, и их высадили простым методом. Итого до берега смогли добраться пять «Дональдов Даков».

За ними последовали ещё шесть «Шерманов» DD и пять танков-бульдозеров.

Сержант Геддес выстрелом через амбразуру подавил дот с 88-мм орудием, Шеппард — два бункера с полевыми 75-мм пушками, закрывающие сектор, где первый взвод десанта смог вырваться с пляжа. К концу дня 741-й батальон имел всего три боеспособных танка и два повреждённых, 48 было стёрто с лица земли либо выведено из строя.

Каковы же итоги? Из общего количества в 290 танков-амфибий союзников в первоначальный сутки высадки в Нормандии было десантировано 120 «Шерманов» DD, из которых как минимум 42 затонуло. Около 140 танков было высажено на мелководье либо конкретно на берег.

Так, большая часть танков так или иначе однако выполнили собственную задачу. Не обращая внимания на не хватает отработанную технику огромные потери и высадки, десантированные танки, по отзывам пехоты, были бесценными при прорыве германской обороны.

Интересные факты:
  • Влагонепроницаемый экран для передвижения танка вплавь был изобретён в первой половине 40-ых годов двадцатого века венгром Николасом Штраусслером, трудившимся в Англии.
  • Опробования совокупности проводились рядом с Лондоном, в водохранилище Брент. Первым танком, что поплыл с применением экрана, стал лёгкий «Тетрарх».
  • Совокупность DD на практике использовалась лишь на средних танках. Но был проект оснащения ею тяжёлого пехотного «Черчилля».
  • До появления экрана танки применяли сбрасываемые понтоны, прикреплённые к корпусу. Эта совокупность была через чур громоздкой. Танк, оснащённый понтоном, занимал очень много места на борту десантного корабля.

27909

Создатель текста — Евгений Белаш.

Евгений Белаш — историк, создатель статей и книг о Первой и Второй мировых войнах. самая известная работа — «Мифы Первой мировой». На данный момент закончил работу над рукописью книги о боевом применении танков 1920–1930-х годов.

Источники:
  • Капа Р. Скрытая возможность. СПб.: Клаудберри, 2011. С. 184.
  • Alvarez Jose E. Tank Warfare During the Rif Rebellion. 1921–1927. ARMOR, January-February 1997. С. 28.
  • Browne, Douglas Gordon. The tank in action. Edinburgh, W. Blackwood, 1920. С. 186–187.
  • Fletcher, David Swimming Shermans: Sherman DD amphibious tank of World War II. Osprey Publishing ЛТД., 2006. С. 14–24.
  • Zaloga Steven J. US Amphibious Tanks of World War II. Osprey Publishing ЛТД., 2012. С. 7–28.

Нормандия 1944 (танки Sherman, Panzer Mark IV, V Panther, VI Tiger)

Темы которые будут Вам интересны: