Пятилетка проб и ошибок

Вторая добрая половина 40-х годов стала тёмной полосой для многих танкостроительных держав. Проекты многих перспективных танков или затормозились, или по большому счету свернулись. Не была исключением и Франция. Единственным французским танком, что без относительных неприятностей был в серии, стал лёгкий AMX 13.

Со средним танком ARL 44 всё вышло значительно сложнее и драматичнее. Попав в серию, эта машина была такой очевидной неудачей французского танкопрома, что практически сразу после принятия на вооружение была с него снята. Ещё более печальная будущее постигла преемника ARL 44 — средний танк AMX M4.

Безудержный поиск идеала привёл к тому, что данный танк, о начале работ по созданию которого говорила статья «Наработки Фашисткой германии для Четвёртой республики», стал самым затянувшимся долгостроем французской танковой индустрии.

Дольше, уже, тяжелее

1946 год прошёл для проекта AMX M4 практически без перемещения. Это напрямую связано с тем, что в марте на опробования наконец вышел опытный образец среднего танка ARL 44. Послевоенный первенец французского танкостроения запоздал практически на год, да и опробования продемонстрировали, что машина требует определённых переделок.

Не могли не воздействовать эти опробования и на новую машину. К сожалению, подробности результатов опробований малоизвестны, но, если судить по предстоящим видоизменениям, появились определённые вопросы к продольной устойчивости.

Пятилетка проб и ошибок

Переработанный корпус AMX M4, чертёж датирован 17 января 1947 года

Работы по перспективному среднему танку активизировались к концу 1946 года. Первые результаты были показаны инженерами AMX в начале 1947 года. В целом, концепция танка боевой массой около 50 тысячь киллограм не изменилась.

Осталось на месте и оружие в виде 90-мм пушки громадной мощности, и башня, в которой её устанавливали.

Главным трансформацией стало шасси танка. Корпус автомобили удлинили с 6705 до 7413 мм за счёт повышения количества отделения управления. Именно поэтому механик-стрелок и водитель-радист взяли полноценные люки в крыше корпуса. Удлинение корпуса повлекло за собой и рост длины ходовой части на один опорный каток.

Кроме этого, верхний лобовой лист взял развитые боковые скосы, увеличивающие возможность рикошета.

При проектировании корпуса прорабатывались разные варианты бронирования.

При толщине лба 120 мм масса танка оценивалась в 55,5 тысячь киллограм. Вследствие этого от таковой толстой брони отказались

Разумеется, что подобное ответ было вызвано отнюдь не заботой о механике-водителе и стрелке-радисте. Диаграммы конкретно говорят о том, что так конструкторы AMX занимались улучшением обстановки с центром тяжести. На исходном корпусе AMX M4 башня была смещена мало вперёд, что имело возможность очень плохо сказаться на нагрузке передних опорных катков.

Иначе, какой ценой была достигнута более оптимальная развесовка? Толщину брони опять снизили, на этот раз до 80 мм, но и в этом случае ориентировочная боевая масса всё ещё среднего танка достигала 54 тысячь киллограм. Рассматривался и обратный вариант – утолщение лобовой брони корпуса до 120 мм. По расчётам, такое усиление брони поднимало боевую массу всего на 1,5 тонны.

Дальше теории, действительно, обращение в этом случае не отправилась. Уменьшение толщины лобовой брони до 80 мм утвердили совсем.

Таким AMX M4 был к началу 1949 года. Танк всё больше и больше напоминал германский Tiger II

В 1947–48 годах проект рассчитывался и перерассчитывался всячески. В итоге, к началу 1949 года конструкторы были вынуждены признать, что рост массы до 54 тысячь киллограм был не пределом. В соответствии с уточнённым данным, полная масса танка начала оцениваться в 54,6 тонны, из которых 13 приходилось на башню. Оказавшаяся машина по размерам корпуса умудрилась догнать, а кое в чём кроме того перегнать германский Tiger II. Наряду с этим её бронирование выяснилось кроме того пара меньшим, чем у Pz.Kpfw. Panther.

Но, решение проблем с развесовкой было отнюдь не окончанием эпопеи, а только одним из эпизодов. Наступивший 1949 год принёс с собой очередные, на этот раз радикальные перемены.

Качели с барабаном

В ноябре 1946 года AMX представила проект авиадесантного танка 12-тонного класса. Одной из изюминок новой автомобили была так называемая «качающаяся» башня — вместе с орудием в вертикальной плоскости поворачивалась вся её верхняя часть. В первый раз такую совокупность реализовали на умелом бронеавтомобиле Panhard 201, но на авиадесантном танке пошли дальше.

«Качающаяся» башня, которую создала FAMH (Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt, более известна как Saint-Chamond), пригодилась для установки полуавтоматической совокупности заряжания. В кормовой нише разместили две укладки револьверного типа по 6 выстрелов в каждой. Применение данной совокупности разрешило добиться скорострельности 12 выстрелов в 60 секунд.

По окончании серии из 12 выстрелов следовала продолжительная пауза, потому, что требовалось перезарядить «барабаны», но игра стоила свеч, потому, что в большинстве случаев 12 выстрелов для поражения целей хватало. Авиадесантного танка в итоге не получилось. Но оказался AMX 13.

Чертёж «качающейся» башни FAMH для AMX M4

Мысль с разработкой подобной башни для AMX M4 была в полной мере логичной. Первые наработки по теме качающейся башни разработки FAMH для условно среднего танка датированы мартом 1949 года. В один момент прорабатывался и другой вариант бронирования лобовой части корпуса. Угол наклона верхнего лобового страницы уменьшался до 45 градусов, но наряду с этим бронирование возрастало до 180 мм. Толщина нижнего лобового страницы возрастала до 120 мм.

Так, корпус становился чуть меньше (7237 мм), но наряду с этим боевая масса танка возрастала до 57 800 кг. В итоге французский танк по толщине и общей длине лобового страницы превосходил германский Tiger II.

Проект усиления лобовой подробности корпуса до 180 мм. В итоге получалась масса в 57,8 тысячь киллограм

Стоит подчернуть, что башня разработки FAMH была компактнее, чем башня Schneider. За счёт того, что в ней не было большой кормовой ниши для укладки снарядов, неспециализированная протяженность существенно уменьшилось. За вращение башни отвечал отдельный мотор Maybach мощностью 55 лошадиных сил. Иначе, внешняя компактность совсем не означала уменьшения массы башни. В соответствии с схеме, масса обеих башен оценивалась приблизительно одинаково – чуть менее 13 тысячь киллограм.

Для сравнения, башня Tiger II весила 13,5 тысячь киллограм.

Параллельно с введением в проект качающейся башни в первой половине 50-ых годов двадцатого века прорабатывался вопрос об изготовлении на базе AMX M4 истребителя танков. Но, наименование это очень условно, потому, что именно сейчас истребителем танком нарекли ARL 44. Боевая масса для того чтобы «истребителя» должна была составить 51,2 тонны.

Вместо качающейся башни FAMH предполагалось установить достаточно большую башню литой конструкции, в которую устанавливалась 100-мм пушка. Переделывался и корпус: носовая часть приобретала лобовой лист «шевронного» типа, что здорово напоминал «щучий шнобель» ИС-3. Равно как и в советском тяжёлом танке, в корпусе AMX M4 оставался лишь механик-водитель.

Не смотря на то, что визуально башня думается мало смещённой, в действительности это не верно.

Опытный образец AMX M4, 1949 год

О том, что наименование «истребитель танков» применительно к данному проекту носит очень условный темперамент, говорит то, что существовало пара вариантов проекта. Финальному варианту с массой в 51,2 тонны и толщиной лобовой брони в 45 мм предшествовали значительно более тяжёлые автомобили — наряду с этим предшественники, датированные весной 1950 года, конкретно характеризовались как «танки». Не смотря на то, что снаружи они очень сильно напоминали более лёгкую машину, их масса за счёт повышения брони возрастала до 70 тысячь киллограм.

Дальше бумаги все эти наработки не пошли, но в будущем отдельные элементы, в особенности лобовая часть корпуса «шевронного» типа, были пользуются спросом и реализованы в металле.

Совсем с AMX M4 определились во второй половине 40-ых годов XX века. Взвесив все «за» и «против», корпус танка оставили в конфигурации 1947 года, сохранив толщину брони лобовой части 80 мм. В один момент из верхнего лобового страницы был убран курсовой пулемёт вместе с его установкой. Не смотря на то, что формально ассистент механика-водителя остался, сейчас он ездил в качестве балласта. Уже тогда появились сомнения в необходимости пятого члена экипажа. Толщина башенной брони составляла 120 мм в лобовой части и 60 мм по бортам.

Для удобства демонтажа орудия бронировку передней части башни сделали съёмной.

Истребитель танков на базе AMX M4. На данной машине в первый раз предлагалось установить пушку калибра 100 мм

В конце 1949 года танк, наконец, был выстроен. Боевая масса автомобили составила порядка 52 тысячь киллограм. Само собой разумеется, если сравнивать с исходным проектом масса мало выросла, но благодаря 1000-сильному двигателю Maybach 295 динамические характеристики совпали с расчётными. На опробованиях, начавшихся в первой половине 50-ых годов двадцатого века, машина разогналась до 51 км/ч на шоссе, а по проселку ездила со скоростью до 35 км/ч. Оказался в полной мере хороший танк, что в полной мере годился в качестве потенциальной замены для ARL 44.

С последним, к слову, дела были совсем нехороши, потому, что серийное производство затянулось, а отзывы из армий шли совсем не лестные.

Всё бы было ничего, но к моменту постройки прототипа AMX M4 военных он уже не устраивал. На этот раз обстоятельством стало оружие.

Новая пушка

С весны 1950 года шли работы над очень сильно переделанным AMX M4, оснащённым 100-мм пушкой. Его проекты ушли в архив. Но не пушка. Орудие с начальной скоростью боеприпаса 1060 м/с весьма приглянулось французским армейским, потому, что владело более высокой пробиваемостью, чем 90-мм пушка.

С таким орудием AMX M4 имел возможность бороться фактически с любым танком того периода. Неудивительно, что пушку захотели установить не только в истребители танков, но и в танк.

Проект установки в M4 пушки калибра 100 мм, июнь 1950 года

К 6 июня 1950 года был подготовлен эскизный проект Char M4, оснащённый 100-мм пушкой. В соответствии с расчётам, боекомплект танка должен был составлять 60 выстрелов, из них 14 (9 в «барабане», ещё 5 в кормовой нише) пребывало в башни. За счёт установки нового орудия масса башни выросла до 15 тысячь киллограм, а неспециализированная масса танка – до 53,7 тысячь киллограм. Военных это нисколько не смутило, так что уже к концу 1950 года прототип AMX M4 перевооружили 100-мм пушкой.

При перевооружении от съёмной бронировки отказались, сделав носовую часть башни единой подробностью. Опробования продемонстрировали, что мысль с перевооружением была успешной. Тогда же изменился и индекс танка.

Индекс «M4» провалился сквозь землю из его заглавия, машину стали именовать «Char Moyen de 50 tonnes AMX». Позднее это обозначение трансформировалось в «AMX 50». Довольно часто данный танк именуют AMX 50–100, но в действительности таковой индекс не употреблялся.

AMX M4 с установкой 100-мм пушки, январь 1951 года

По результатам опробований было издано постановление о постройке двух прототипов улучшенной версии AMX 50. Пара изменилась конструкция башни, и форма лобового страницы. Боевая масса автомобили по окончании всех переделок достигла 55 тысячь киллограм.

Уже в апреле 1951 года первый из выстроенных AMX 50 продемонстрировали на протяжении демонстрации новых военной техники и образцов вооружения, проходившей на территории 32-го артполка, дислоцировавшегося в Бад-Лобенштайне (Германия).

14 июля 1951 года оба танка празднично состоялись в парадном строю по улицам Парижа. Данный парад запомнился тем, что в нём участвовали множество боевых автомобилей, так и оставшихся потом в виде умелых экземпляров. Однако, прошедшие танки и САУ приводили к настоящему фурору.

Стоит подчернуть, что прототипы AMX 50 мало отличались друг от друга. Первый прототип по конструкции башни ничем не отличался от переработанного AMX M4. Вторая машина взяла пара поменянную башню.

Помимо этого, ширина её корпуса выросла до 3400 мм за счёт расширения надгусеничных полок.

Прототипы AMX 50 на параде, Париж, 14 июля 1951 года

Больше всего новыми французскими танками 50-тонного класса заинтересовались в Швеции, где именно сейчас шли работы по среднему танку EMIL. Ещё в январе 1951 года шведы посетили Францию, где ознакомились с перевооружённым на 100-мм пушку AMX M4. Между Францией и Швецией шёл достаточно деятельный обмен информацией — возможно конкретно заявить, что французский танк прямым образом оказал влияние на шведский проект Krv.

Действительно, шведский танк сначала имел другой механизм заряжания.

Ещё одной страной, которая очень сильно заинтересовалась новыми французскими танками, стали США. Американцев так расположил AMX 50, что они договорились о предоставлении первого прототипа для полномасштабных опробований. В последних числах Декабря 1951 года танк загрузил на корабль и послали в Соединенных Штатах.

Уже 10 января 1952 года опробования начались. Их первый этап закончился в марте 1952 года, а всецело тесты завершились через год – 13 марта 1953 года.

Интерес американцев, как и при со шведами, имел под собой в полной мере веские основания. С января 1951 года в Соединенных Штатах шла разработка среднего танка T69, что по конструкции башни здорово напоминал французскую машину. Конструкция механизма заряжания в американском танке отличалась от использованной во французской машине, не смотря на то, что принцип револьверной укладки сохранялся и в нём.

Корпус второго прототипа AMX 50

Отчёт американских экспертов признавал конструкцию башни AMX 50 увлекательной, но наряду с этим говорил о массе неприятностей с уязвимостью. Заклинить такую башню вражеским боеприпасом имело возможность значительно несложнее, чем башню классической конструкции. Помимо этого, боеприпас 90-мм американской пушки довольно легко пробивал такую башню кроме того в лоб.

Довольно лобовой брони корпуса было высказано предложение расширить её толщину до 90 мм — сейчас 90-мм боеприпас пробивал её не с 2414 метров, а только с 1775.

Но, к тому моменту, в то время, когда французская машина накатывала первые километры по американскому полигону, её будущее было уже выяснено. Растущие аппетиты французских армейских ещё в первой половине 50-ых годов XX века поставили крест на шансах AMX 50 пойти в серию. В их головах обретала контуры уже вторая машина, вооружённая значительно более замечательным орудием…

Продолжение направляться

литература и Источники:

  • Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • http://www.chars-francais.net/

Новый сериал \

Темы которые будут Вам интересны: