Первый пехотный

В истории мирового танкостроения было много автомобилей, которым крупно не повезло. Полностью это относится и к английскому Infantry Tank Mk.I. С лёгкой руки зарубежных историков затерялось кроме того его имя: танк знают в основном под обозначением Matilda, не смотря на то, что в действительности оно относится к совсем второй машине.

Став первым британским пехотным танком в истории, к началу Второй мировой Infantry Tank Mk.I безнадёжно устарел. А также толстая броня была не сильный доводом для выживания в условиях битв, к каким он просто не был приспособлен.

Renault NC по-английски

С лёгкими танками у британцев дело не заладилось сначала. Созданный в первой половине 20-ых годов двадцатого века Light Tank Mk.I скоро превратился в Medium Tank Mk.I, потому, что лёгким он был лишь по массе. Та же будущее постигла и Light Tank Mk.II, что был скоро переквалифицирован в Medium Tank Mk.II.

Хороший же лёгкий танк с боевой массой в 5–7 тысячь киллограм у британцев не получался.

Первый пехотный

Но, не очень-то армейские Туманного Альбиона его и желали. Роль автомобилей помощи пехоты они отводили танкеткам, для противодействия танкам предполагалось применять автомобили среднего класса, а для прорыва предназначались тяжёлые танки с толщиной брони порядка 25 мм. На роль танка прорыва, кстати, претендовал A1E1 Independent, но его разработка затянулась, да и оказался он безумно дорогим.

Ну а лёгким танкам в данной совокупности оружия просто не было места.

В то время, когда лёгкие танки в британской армии однако появились, их концепция радикально отличалась от бытовавших в то время представлений о лёгких танках в других государствах. Дело в том, что выстроенный во второй половине 20-ых годов XX века Light Tank Mk.I являлся практически развитием танкетки Carden-Loyd Mk.VII, да и авторы у обеих автомобилей были одинаковые. Задачи у лёгких британских танков были такими же, что и у танкеток.

Наряду с этим для сопровождения пехоты на поле боя они доходили очень ограниченно, потому, что толщина их брони защищала лишь от стрелкового оружия винтовочного калибра.

Что же касается Vickers Mk.E, что намерено создавали как лёгкий танк сопровождения пехоты, то к нему британские армейские отнеслись с громадным скепсисом. Как ни необычно, в значительной мере этому содействовало сравнение с более лёгким собратом Light Tank Mk.I. При практически той же защищённости Vickers Mk.E был менее манёвренным, а как специальное средство «зачистки окопов» его не рассматривали.

В следствии опробования «экспортного бестселлера», проводившиеся армейским ведомством в первой половине 30-ых годов двадцатого века, закончились ничем.

Infantry Tank A11E1, осень 1936 года

В это же время в начале 30-х годов поблизости от Англии усиленно развивалась совсем вторая европейская школа танкостроения — французская. Что весьма интересно, у французов сложилась противоположная обстановка. Не обращая внимания на массу неприятностей, они смогли выпустить малую серию лёгких танков Renault NC, а вот со средними автомобилями у них наблюдались огромные неприятности.

Не смотря на то, что французские армейские отвергли Renault NC, неспешный, но прекрасно бронированный лёгкий танк был примером для подражания для танкостроителей в других государствах. И, не смотря на то, что практически их закупили лишь японцы, в соответствии с справочникам того периода, Renault NC якобы пребывали на вооружении Югославии, Швеции, Польши и самой Франции.

Воздух необычного ажиотажа около данной автомобили дополнительно подогревала информация о наличии NC-2 с двумя пулемётами и других похожих автомобилей, причём часть аналогичных слухов являлись не более чем «домыслами» и уткой. Как бы то ни было, в один красивый момент британские армейские захотели личный Renault NC.

Запуск программы по разработке пехотных танков в полной мере справедливо связывает с сэром Перси Хобартом. В первой половине 30-ых годов XX века он был назначен начальником Танковой бригады, в которой в то время были собраны британские танки. Тогда же он стал инспектором Королевского механизированного корпуса, взяв, так, контроль над созданием перспективных боевых автомобилей.

В том же 1934 году показались требования на два танка нового типа — пехотных. Обе военные машины должны были иметь броню толщиной 25 мм и скорость порядка 16 км/ч. Первый тип пехотного танка должен был иметь оружие, складывающееся из пулемёта калибра или 7,62, или 12,7 мм. В отличие от второго, более тяжёлого пехотного танка, вооружённого 2-фунтовой (40-миллиметровой) пушкой, более лёгкая пулемётная машина должна была стать главным средством помощи пехоты.

Значительно более массовый, данный танк должен был воображать собой подвижное пулемётное гнездо, которому были бы не страшны ни пулемёты, ни пушки.

Данный же танк по окончании первых переделок. Добавились фары в защитных кожухах, и зеркало заднего вида

В качестве подрядчика выступили компании Vickers-Armstrongs и Carden-Loyd. Довольно часто создателем нового лёгкого танка именуют сэра Джона Кардена, но на деле обстановка была пара другая. В созданной Карденом и Лойдом компании трудилось много гениальных инженеров, включая Лесли Литтла (Leslie Francis Little).

Как и основатели Carden-Loyd, начинал он собственную карьеру как офицер английской армии, а после этого попытался себя на поприще автомобилестроения. Литтл учавствовал фактически во всех разработках компании, будучи практически правой рукой Джона Кардена. Именно он и стал ведущим инженером по новому танку.

Разрабатывать танк было нужно в очень сложных условиях. Из-за скудности армейского бюджета на разработку отводилось всего 93 750 фунтов. Ещё одним ограничивающим причиной стала цена самой автомобили — она должна была стоить не более 5000 фунтов.

В будущем танк взял новые и инструментальные ящики смотровые устройства

Придумывать велосипед на Carden-Loyd не стали и в качестве базы при создании собственного танка максимально применяли концепцию Renault NC. Первые наработки по машине, взявшей индекс A11, были представлены Джоном Карденом в октябре 1935 года. Кстати, именно на этом наброске перспективный танк был обозначен как Matilda.

Это было не более чем кодовое название, которое, к слову, позднее провалилось сквозь землю, и в будущем он фигурировал в документах под индексом A11.

В исходном варианте танк должен был иметь подвеску совокупности Хорстмана, которая употреблялась на лёгких танках Vickers-Carden-Loyd. В противном случае смотрелись и башня, и корпус. Тот танк, что мы знаем, показался позднее.

Долгий узкий корпус, одноместная литая башня, экипаж в два человека, размещение трансмиссии позади — всё это было совсем не характерно создававшимся до этот поры британским лёгким танкам.

Благодаря применению максимально узкого корпуса удалось снизить массу танка. Вместе с тем при разработке A11 были устранены уязвимые места, каковые достались Renault NC ещё по наследству от Renault FT. От громадного люка во лбу корпуса инженеры Carden-Loyd отказались, заменив его одностворчатой конструкцией, разместившейся на крыше.

Сам корпус оказался мало ниже, чем у Renault NC. Моторно-трансмиссионное отделение стало пара шире, потому, что в качестве силовой установки употреблялся V-образный 8-цилиндровый двигатель Ford. Данный легковой мотор количеством 3,62 литра развивал мощность всего в 70 лошадиных сил, но по расчётам этого должно было хватать с целью достижения требуемой скорости.

Последним добавлением на A11E1 стали задние брызговики

Новая машина оказалась заметно шире, чем французский аналог. Во многом это выяснилось связано с ходовой частью. Изобретать новую конструкцию подвески Литтл не стал и позаимствовал её с артиллерийского тягача Dragon, Medium Mk.IV, созданного на базе Vickers Mk.E. Так, в некоем смысле эти два танка помощи пехоты являются «родственниками» (кроме того если не считать того, что создали их одинаковые люди).

Весьма похожей была и конструкция траков.

Благодаря более низкому центру тяжести и большей ширине A11 должен был значительно меньше мучиться от неприятностей с опрокидыванием, чем Renault NC.

Самоходная пулемётная точка

В самый разгар работ по A11 произошло несчастье. Кроме танкостроения, господин Джон Карден увлекался авиацией, например, в 1935 году он основал Carden Aero Engines ЛТД. Увлечение выяснилось для него фатальным: 10 декабря 1935 года случилась авиакатастрофа, в которой гениальный инженер погиб. Это означало фактическую смерть компании Carden-Loyd, к тому моменту и без того ставшую придворным подразделением Vickers-Armstrongs.

Лесли Литтл совсем перешёл в Vickers, где и продолжил работу над A11.

Схема смазки Infantry Tank Mk.I, которая даёт неспециализированное представление о компоновке танка

В это же время к 1936 году концепция лёгкого танка помощи пехоты изменилась. К этому времени стало ясно, что броня толщиной 25 мм уже не имеет возможности защитить от противотанковых пушек. Французы ещё в первой половине 30-ых годов XX века увеличили толщину брони для лёгких танков до 40 мм. Как раз с таковой бронёй выпускались, к примеру, Renault R 35 и FCM 36. Но, и эта толщина была, с позиций британцев, недостаточной.

В итоге требования по броне для A11 были доведены до 60 мм.

Вышедший в сентябре 1936 года на опробование опытный образец, взявший обозначение A11E1, был очень неординарной машиной. При бронировании тяжёлого танка он имел оружие лёгкого. Утолщение брони довело его боевую массу до 11 тысячь киллограм. До значившихся в требованиях 16 км/ч перетяжелённая машина не имела возможности разогнаться, как бы того ни желали её создатели. 12,8 км/ч были для A11E1 пределом. Но, британских военных это не отпугнуло.

Для сопровождения пехоты таковой скорости, сопоставимой со скоростью Renault FT, казалось достаточно.

Первый серийный Infantry Tank Mk.I (WD-номер T.3433, регистрационный номер MHM 788), оснащённый тралом Fowler Coulter Plough

Позднее машина взяла WD-номер T.1724 и регистрационный номер CMM 880. По ходу опробований в конструкцию ходовой части были внесены трансформации. В частности, задние опорные катки стали цельнометаллическими, потому, что резиновые бандажи очень сильно изнашивались.

Кроме этого танк взял инструментальные коробки в носовой части фары и корпуса в защитных кожухах. Потому, что на ходу по пересечённой местности крыша моторно-трансмиссионного отделения забрасывалась грязью, позади показались маленькие брызговики.

Во второй половине 30-ых годов XX века на A11E1 был установлен опытный образец противоминного трала, созданного компанией John FowlerCo. Специализировалась эта компания на плугах и тракторах, посему и созданный ею трал больше напоминал плуг. Так он и именовался — Fowler Coulter Plough.

Привод на цепную передачу в кормовой части корпуса, что устанавливался на танки, оснащавшиеся Fowler Coulter Plough

По результатам опробований был составлен перечень дополнений и изменений, каковые требовалось внести в серийные автомобили. В апреле 1938 года, спустя более чем полтора года по окончании начала опробований, Военное министерство выдало Vickers-Armstrongs заказ на выпуск 60 танков, взявший официальное обозначение Infantry Tank Mk.I. Их WD-номера были распределены в промежутке между T.3433 и T.3492.

В последних числах Апреля было заказано ещё 60 танков второй партии, взявших WD-номера T.5551-T.5610.

Уже первый серийный Infantry Tank Mk.I (WD-номер T.3433, регистрационный номер MHM 788) оснащался всё тем же тралом Fowler Coulter Plough. Кроме того со снятым тралом переделку под инженерную машину было легко отличить по приводу на цепную передачу в кормовой части корпуса. Мысль с самоходным тралом так понравилась британским армейским, что было решено переделать подобным образом в общем итоге 70 танков.

Infantry Tank Mk.I первой производственной серии из состава 4 Королевского танкового полка. На башне видны нарисованные глаза — одна из отличительных изюминок танков данной части

Серийные Infantry Tank Mk.I пара отличались от опытного образца. Была поменяна конструкция ведущего колеса, а лобовая подробность корпуса, которая ранее планировала из трёх частей и имела сложную форму, начала изготавливаться единой подробностью. Был поменян и смотровой прибор механика-водителя, а в люке показался смотровой прибор MK-IV. Заметно изменилась башня, у которой практически на нет были сведены «брови», имевшиеся ближе к крыше.

Кроме этого на бортах башни показались крепления для дымовых гранатомётов.

На бортах корпуса танка показались крепления для огнетушителя, других предметов и троса ЗИП. Серийные танки комплектовались радиостанцией №11, антенна которой размещалась сзади и правее башни. Помимо этого, от кожухов для фар было решено отказаться.

Дабы компенсировать недостаточный обзор механика-водителя, с правой стороны показалось зеркало заднего вида.

Серийный танк с WD-номером T.3443 и регистрационным номером MHM 798, вид позади

В январе 1939 года заказ был увеличен ещё на 19 танков с WD-номерами T.8101-T.8119. направляться подчернуть, что танки второй и третьей производственной серии пара отличались от более ранних автомобилей. Для начала, эксплуатация танков продемонстрировала, что фары установлены неправильно, и на низких углах наклона пулемёта попадают в его сектор обстрела. По данной причине фары перенесли в носовую часть корпуса.

Помимо этого, пара изменилось размещение ЗИП, а инструментальные коробки увеличились в размерах. Был поменян и смотровой прибор механика-водителя.

Танк второй производственной серии. Прекрасно видна отличие в смотровом приборе механика-водителя, форме и размещении фар инструментальных коробок

Раздельно стоит упомянуть обозначение танка. С лёгкой руки британских историков Infantry Tank Mk.I известен как Matilda или Matilda I. В соответствии с публикациям, наименование это показалось благодаря генерал-лейтенанту сэру Хью Эллису (Sir Hugh Jamieson Elles), в первой половине 30-ых годов XX века занявшему пост главы по оружию британской армии. Якобы танк спереди напомнил Эллису игрушечную утку, которую кликали Матильда.

Так данный танк именовался официально. Обозначение Matilda показалось в первой половине 40-ых годов двадцатого века и относилось к совсем второй машине

На деле это не более чем легенда. Правдой есть то, что на наброске от 10 октября 1935 года господин Джон Карден вправду обозначил машину кодовым именем Matilda, но в будущем такое наименование в отношении этого танка не употреблялось. Дело в том, что во всех документах эта машина обозначается как Infantry Tank Mk.I. В официальном потреблении обозначение Matilda показалось весной 1941 года, и взять его Infantry Tank Mk.I уже не имел возможности, потому, что подобные заглавия давали автомобилям, пребывавшим в производстве.

В это же время данный пехотный танк прекратили создавать ещё в августе 1940 года, а к весне 1941 года он был лишь в учебных частях. А наименование Matilda I носил совсем второй танк.

Не для того поля боя

В соответствии с документам, к началу Второй мировой Vickers-Armstrongs сдал клиенту 67 Infantry Tank Mk.I. За последний квартал 1939 года удалось сдать 39 танков, ещё 19 было сдано за три последних месяца 1940 года. Танки пошли на вооружение 4-го и 7-го Королевских танковых полков.

К слову, как раз с пехотных танков началась английская полуофициальная традиция давать танкам имена личные. На деле это был один из вариантов маркировки, точно разрешавший выяснить номер полка, не всматриваясь в эмблему на носовой части танка. Все автомобили 4-го танкового полка взяли имена личные, начинавшиеся с буквы D, а танки 7-го полка несли имена личные, начинавшиеся с буквы G. Танкисты 4-го танкового полка добавили к совокупности маркировки и собственный неповторимый элемент.

На башнях их Infantry Tank Mk.I изображались глаза, характерные лишь для танков данной части.

Infantry Tank Mk.I во Франции, финиш 1939 года

К началу Второй мировой британские армейские заметно охладели к концепции «подвижного пулемётного гнезда». Становилось всё более очевидным, что танк с чисто пулемётным оружием безнадёжно устаревает, а также толстая броня не через чур ему оказывает помощь. По данной причине предстоящих заказов на Infantry Tank Mk.I не последовало, и на Vickers занимались тем, что делали ранее оформленные договора.

Нельзя исключать, что и их исполнение Военное министерство прекратило бы, не ждя окончания производства. Но заменить Infantry Tank Mk.I в то время было нечем.

Тот самый пехотный танк второго типа, оснащённый двухфунтовой пушкой, к началу Второй мировой так ещё и не начали создавать. Да и в целом с танками у британцев дело обстояло весьма не хорошо. По данной причине каждые поступавшие на вооружение танки появились весьма кстати. Помимо этого, Infantry Tank Mk.I занимал одну неповторимую нишу: как мы не забываем, его применяли как машину разминирования.

К январю 1940 года было готово 14 Fowler Coulter Plough.

Маленькое число танков взяло пулемёты Vickers калибра 12,7 мм. По причине того, что бронированный кожух у этого пулемёта был таким же, как и у пулемёта калибра 7,62 мм, снаружи отличить эти автомобили нереально. Кроме этого существует информация о том, что британцы прорабатывали вопрос установки на собственные первые пехотные танки 25-миллиметровой пушки Hotchkiss (такие же работы в отношение Renault FT проводили и французы).

Теоретически подобное перевооружение было быть может, но до практической реализации дело не дошло.

Танк второй производственной серии, ещё имеющий смотровой прибор механика-водителя. Франция, весна 1940 года

10 мая 1940 года немцы начали исполнение замысла «Гельб». В то время части Английских экспедиционных сил (British Expeditionary Force) были в недостаточной степени оснащены танками. Большую часть танковых частей британцы перебросили во Францию уже по окончании начала германского наступления.

Но, части 1-й армейской танковой бригады, куда входили 4-й и 7-й Королевские танковые полки, к началу германского вторжения уже пребывали во Франции. По состоянию на май 1940 года в составе 4-го полка пребывало 50 Infantry Tank Mk.I. Состав 7-го полка был пара иным: в нём насчитывалось 27 Infantry Tank Mk.I и 23 штуки Infantry Tank Mk.II. Кстати, как раз последние весной 1941 года и стали обозначать как Matilda I.

На вооружении обеих частей было 12 тралов Fowler Coulter Plough, но по назначению их так и не применяли.

Разбитый Infantry Tank Mk.I. В соответствии с подписи, дело происходит в Камбре

К 20 мая 1940 года оба танковых полка были к северу от французского города Аррас, много раз становившегося ареной битв не на жизнь а насмерть. Они вошли в подчинение 50-й пехотной дивизии, которой руководил генерал Гиффорд Мартель, одна из главных фигур в британском танкостроении. Рядом пребывала французская 3-я лёгкая механизированная дивизия, которая относилась к кавалерии.

На следующий сутки состоялась одна из самые известных сражений кампании весны 1940 года. Противостояли англо-французским армиям 7-я танковая дивизия под руководством Эрвина Роммеля и 3-я дивизия СС под руководством Теодора Эйке. Конкретно с британцами эсэсовцы контактировали мало.

Они обходили главное место сражения, пробуя зайти сопернику во фланг, но нежданно были лицом к лицу с французами.

Кстати, французские танки на протяжении боя мало стали жертвами британской противотанковой артиллерии, потому, что сначала британцы приняли их за германские. Французы утратили 20 танков, стёрши с лица земли 9 германских (из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии), Эйке недосчитался 100 подчинённых убитыми и 200 — захваченными в плен.

Британские пехотные танки выстроились в две колонны. Левая колонна (37 Infantry Tank Mk.I 4-го и 7 Infantry Tank Mk.II 7-го Королевских танковых полков) вместе с пехотой начала наступать на юго-запад, обходя Аррас. Руководил этими силами конкретно генерал Мартель.

Правая колонна (23 Infantry Tank Mk.I и 9 Infantry Tank Mk.II, все из 7-го полка) поддерживала атаку пехоты на южном направлении.

Сначала британцам сопутствовал успех: танки германской 7-й танковой дивизии легко ничего не могли сделать против автомобилей, надёжно защищённых толстой броней. в течении практически часа британцы медлительно, но правильно теснили германские части, давя противотанковые пушки. Частично досталось и эсэсовцам, до которых дошла правая колонна.

Но для Роммеля это был уже не первый случай, в то время, когда приходилось вступать в бой с танками, имевшими противоснарядную броню. Рецепт «лечения» был привычным — применять против танков 88-мм зенитные пушки Flak 18, пребывавшие на вооружении 23-го зенитного батальона. Но, они были не единственным германским средством борьбы: против британских автомобилей активно использовались и 105-мм гаубицы leFH 18, состоявшие на вооружении 78-го артполка.

Результат атаки для британцев был родным к трагедии. Из 76 участвовавших в атаке танков было утрачено 47, а пехота, которую они сопровождали, утратила половину личного состава. Германская 7-я танковая дивизия по результатам битв утратила 20 танков, из которых британцами было стёрто с лица земли 11, и много противотанковой артиллерии.

Стратегически битву победили немцы, потому, что франко-английские армии смогли только ненадолго задержать продвижение 7-й танковой дивизии.

Печальный результат английской атаки 21 мая 1940 года. Танки из состава 4-го Королевского танкового полка, разрушенные огнём германской артиллерии

По результатам сражения за Аррас в составе обоих танковых полков осталось 2 Infantry Tank Mk.II и 26 Infantry Tank Mk.I. Вечером 26 мая 1940 года Английские экспедиционные силы получили приказ о начале эвакуации на протяжении операции «Динамо». 4-й и 7-й танковые полки отошли к Дюнкерку, где приняли самое активное участие в обороне, закрывая эвакуирующиеся французские и британские армии.

Персональный состав обоих полков кроме этого эвакуировался, но все остававшиеся на вооружении танки появились в руках немцев. Так, на полях сражений во Франции осталось больше половины от всех выпущенных Infantry Tank Mk.I.

Особенного интереса к британским пехотным танкам немцы не показали. Трофеи взяли обозначение Infanterie Panzerkampfwagen Мк I 747 (e), но их не применяли кроме того как учебные автомобили. Собранные по полям сражений танки были посланы на склады.

В течение второго квартала 1940 года заводом-изготовителем было сдано ещё 12 Infantry Tank Mk.I. Последние два танка были взяты армейскими в августе. В боевые части они уже не попали, потому, что стало очевидным: современным требованиям к танкам эти автомобили не соответствуют.

Употреблялись они в будущем уже как учебные автомобили, да да и то недолго — до 1941 года, в то время, когда в британских армиях показалась более подходящая техника.

Infantry Tank Mk.I из состава польской 10-й бронекавалерийской бригады, Англия, 1941 год

Напоследок стоит поведать об ещё одном мифе, связанном с Infantry Tank Mk.I. В соответствии с некоторым публикациям, в июле 1939 года один Infantry Tank Mk.I был якобы реализован в Польшу, где его захватили немцы. В качестве иллюстрации кроме того приводится фотография автомобили с башенным номером 834.

В действительности это не верно.

Номер 834 на танк нанесла германская трофейная команда. Позднее данный танк был на складе трофейной техники, где пребывали, к примеру, и французские Char D2, каковые кроме этого были скучными для немцев. Что же касается поляков, то они вправду имели на вооружении Infantry Tank Mk.I. Таковой танк был в составе 10-й бронекавалерийской бригады полковника Мачека.

Но произошло это уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века на территории Англии, куда бригаду эвакуировали из Франции. До 1941 года такие танки употреблялись поляками как тренировочные автомобили.

До наших дней в той либо другой степени сохранности «дожили» три Infantry Tank Mk.I. Первый из них, с WD-номером T.3447, относится к первой производственной серии. Его нашли на стрельбище рядом с Оттерберном и вернули до ходового состояния. Наряду с этим вместо родного двигателя было нужно установить современный автомобильный мотор Rover.

Второй танк, с WD-номером T.8106, относится к третьей производственной серии. Его кроме этого нашли на стрельбище, причём одну машину было нужно собирать из двух. На стрельбище был обнаружен и третий танк, что несёт на себе все показатели автомобилей поздних серий.

Потому, что машина не легко повреждена, её реставрация не проводилась.

Все три танка сейчас находятся в коллекции танкового музея в Бовингтоне.

литература и Источники:

  • Материалы ЦАМО Российской Федерации.
  • Материалы из фотоархива автора.
  • http://tankdevelopment.blogspot.ru.
  • http://forum.axishistory.com.
  • Infantry Tank Mk.I Instruction Book, 1939.
  • Matilda, Janusz Ledwoch, Militatia, 2007.
  • Matilda Infantry Tank 1938–45, David Fletcher, Osprey, 1994.

Танковый и пехотный преисподняя — Battlefield 1

Темы которые будут Вам интересны: