Первенец панцерваффе

С лёгкой руки германских генералов-мемуаристов танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II довольно часто именуют учебными. В определённом смысле это действительно, потому, что по окончании соответствующей переделки многие Pz.Kpfw.I употреблялись для обучения экипажей. Но при разработке этих автомобилей не было и речи о том, что их главной функцией будет учебная.

Первые танки вермахта создавались как обычные представители класса лёгких танков, каковые в начале 30-х годов, в большинстве случаев, имели пулемётное оружие. При их создании конструкторам удалось нащупать концепцию совершенного германского танка, и последующие серийные автомобили в Третьем рейхе строились в соответствии с ней. Первенцем в семействе танков, которым суждено было стать орудиями блицкрига, стал Pz.Kpfw.I Ausf.A.

По британской схеме

Изначально совокупность оружия Рейхсвера, новых армии Германии, созданных по окончании поражения в Первой мировой, предусматривала создание танка 15-тонного класса. То, что в дополнение к среднему танку нужен ещё и лёгкий, германские армейские поняли лишь в начале 1928 года. Начальная концепция Kleintraktor («Небольшой трактор») предусматривала, что это будет военная машина массой 6 тысячь киллограм, оснащённая 60-сильным двигателем, развивающая большую скорость 40 км/ч и вооружённая 37-мм пушкой.

Но, уже в мае 1928 года стало очевидным – 60-сильного мотора с целью достижения заявленных параметров подвижности очевидно мало. На заседании в армейском ведомстве 26 мая были скорректированы требования на танк, а его обозначение изменилось с Kleintraktor на Leichttraktor (лёгкий трактор).

Первенец панцерваффе

Нужно заявить, что концерн Krupp, один из создателей концепции Kleintraktor, трудился и над вторыми военными машинами. В октябре 1927 тут началась работа над самоходным шасси, известном под обозначением Motorlafette. Позднее это наименование было поменяно на L.S.K. (leichte Selbstfahrkanone, другими словами лёгкое самоходное орудие).

В целом машина оказалась похожей на Kleiner Sturmwagen, что инженеры Krupp разрабатывали в Первую мировую. Мотор тут был не в первых рядах, как у Kleintraktor, а позади. Спереди размещались боевое отделение и отделение управления.

Механик-водитель был смещён вправо, а за ним пребывали или противотанковая 37-мм пушка, или 75-мм пехотное орудие.

Обсуждение концепции L.S.K. продолжалось 1,5 года, в итоге концерн Krupp взял договор на изготовление двух образцов автомобили. За разработку германские армейские платили 10,5 тысяч марок, за два умелых примера — 132 тысячи марок. Итоговая сумма годом спустя выросла практически до 170 тысяч марок.

Не смотря на то, что проект был начат на 6 месяцев раньше, чем работы над Leichttraktor, обе автомобили вышли на опробования приблизительно в одно да и то же время. Масса шасси L.S.K. выросла с проектных 4,5 тон до 5,3, а с бронёй и вооружением машина весила практически 7,9 тонны. Разработку Krupp преследовали те же самые неприятности, что и Leichttraktor, в особенности это относится подвески. По окончании 84 километров пробега машину вернули на завод-изготовитель, где заменили её ходовую часть на новую.

Но, это ей не помогло.

leichte Selbstfahrkanone, 1930 год. В данной машине угадывается вид будущего Kleintraktor

Не обращая внимания на столь несчастливую судьбу, собственную роль в истории германского танкопрома L.S.K. сыграла. Концепция самоходного шасси с кормовым размещением двигателя позднее была взята на вооружение при разработке нового Kleintraktor. Первое упоминание об данной машине датировано 14 февраля 1930 года, но имеется важные подозрения, что началась её история значительно раньше.

В соответствии с исходной спецификации, боевая масса автомобили должна была составить 3 тонны, а оснащалась она всё тем же 60-сильным двигателем. В качестве оружия предполагалось применять 20-мм автоматическую пушку. Слово «traktor» в заглавии этого проекта присутствует не только по соображениям секретности.

Не смотря на то, что главным вариантом должен был стать танк-разведчик, в перечне модификаций находились кроме этого тягач и подвозчик боеприпасов.

Любопытная подробность: к тому моменту ни Leichttraktor, ни L.S.K. кроме того не вышли на опробования, а в 6-м моторизации Управления и департаменте бронетехники оружий уже предлагали закупить британский тягач Carden-Loyd. Генрих Книпкамп уже очевидно что-то подозревал.

Модернизированный L.S.K., главным отличием которого была новая ходовая часть

Целый 1930 год был израсходован на согласования спецификации на Kleintraktor. Уже к началу 1931 года боевая масса проектируемой автомобили выросла до 3,5 тысячь киллограм. На разработку Kleintraktor Krupp запросил 38 тысяч марок, ещё 2400 марок стоила древесная модель. 5007 марок потребовалось на разработку ходовой части, позднее эта сумма выросла до 8066 марок.

Предполагалось, что с апреля 1933 по март 1938 года будет закуплено 20 Kleintraktor по цене 50 тысяч рейхсмарок за штуку.

Изначально Kleintraktor, древесная модель которого была представлена 2 июня 1931 года, разительно отличался от танка, что мы знаем как Pz.Kpfw.I. Его трансмиссия и двигатель пребывали в первых рядах, ведущие колёса размешались позади. Неспециализированная протяженность автомобили составляла 3460 мм, ширина 1820 мм, 60-сильный двигатель должен был разгонять её до 45 км/ч.

Потому, что для башни места просто не осталось, 20-мм пушка размешалась в съёмной подбашенной коробке. Экипаж автомобили складывался из 3 человек: механика-водителя, что был слева, начальника, что делал и обязанности наводчика и размещался справа, и расположившегося позади за ними заряжающего.

Ходовая часть нового танка должна была складываться из 10 опорных катков на борт, напоминая ту, что ставилась на модифицированный Leichttraktor. От резино-металлических траков к тому моменту конструкторы уже отказались, заменив их на железные. 2 июня в конкурентную борьбу вступила компания Rheinmetall, которая начала разрабатывать личный вариант подбашенной коробки с 20-мм пушкой.

Помимо этого, по требованию Книпкампа концерн Krupp начал работу над вариантом ходовой части с четырьмя опорными катками на борт. Но, длились они недолго.

Тягач VAE 393, купленный в осеннюю пору 1931 года. Опробования данной автомобили лишний раз подтвердили, что схема британской автомобили есть оптимальной для проектирования германских танков нового поколения

Опробования L.S.K. на полигоне Куммерсдорф и Leichttraktorr на ТЕКО под Казанью продемонстрировали несостоятельность идеи с кормовым размещением ведущих колёс. Неудачной была и мысль с передним размещением мотора. 18 сентября 1931 года Книпкамп практически поставил крест на трёхлетней работе Krupp и других компаний.

В качестве ориентира при разработке новых танков был выбран тягач Carden-Loyd, что производитель совместно с компанией Vickers продвигал на зарубежные рынки с 1929 года. Машина неизменно модифицировалась, причём она существовала как в виде артиллерийского тягача, так и в качестве автомобили, имевшей грузовую платформу. Позднее детище Джона Кардена и Вивиана Лойда превратилось в лёгкий танк, последнее звено в эволюции которого, Light Tank Mk.VI, составляло базу британских бронетанковых сил на начало Второй мировой.

Продвижение тягачей на экспорт дорого обошлась британцам. Британские наработки стали базой для немцами собственных танков второго поколения, да и итальянские танки также базировались на британских конструкциях. В итоге через пара лет британцам было нужно сражаться с тем, к созданию чего они сами приложили руку.

Своим путём

Дабы не привести к у британцев, 6-й департамент Управления оружий при закупке тягачей Carden-Loyd действовал через третьих лиц. 10 ноября 1931 года кузовная компания Aug. Nowack A.G. из Баутцена заказала у Vickers-Armstrongs Limited первый тягач. Второй пример был заказан 12 сентября 1932 года, ещё один – 11 октября.

Купленные автомобили носили регистрационные номера VAE 393, VAE 406 и VAE 407. Первая из них прибыла на полигон Куммерсдорф в январе 1932 года. Опробования продемонстрировали, что Книпкамп был прав, и британская разработка очевидно больше годилась как база для новых танков, чем отечественные германские разработки.

К слову, купленные тягачи по ходовой части всецело соответствовали британскому танку-амфибии VCL 1931. Весьма похожий тягач, купленный СССР приблизительно одвременно с этим, стал базой для разработки танка-амфибии Т-33, советского аналога VCL 1931.

Kleintraktor по окончании перепроектирования. Не обращая внимания на выбор компоновочного ответа «британского» типа, в машине всё равняется угадываются черты leichte Selbstfahrkanone

К тому же, сказать о полном копировании немцами британской разработки некорректно. Практически с английского тягача позаимствовали неспециализированные правила компоновки, частично траки и подвеску «скелетной» конструкции.

Спецификация на новый Kleintraktor была утверждена ещё 18 сентября 1931 года. Инициатором её разработки выступил сам концерн Krupp. В соответствии с новым требованиям, ходовая часть складывалась из 4 опорных катков диаметром 500 мм, а пятый каток в один момент делал роль ленивца.

Подвеска на половинчатых рессорах напоминала подвеску Carden-Loyd, но наряду с этим очевидно не являлась копией британской конструкции. Позднее диаметр опорных катков был увеличен до 530 мм, а протяженность гусеничной ленты – до 7 метров (по 140 траков в ленте).

Kleintraktor на опробованиях

21 декабря с концерном Krupp были заключены договора на изготовление умелого Kleintraktor (30 700 марок) и разработку ходовой части (13 000 марок). Позднее, в мае 1932 года, сумма, выделенная на постройку автомобили, выросла до 43 700 марок. Постоянные внесения трансформаций в конструкцию стали причиной тому, что в изначальные сроки изготовления автомобили (к 30 июня 1932 года) исполнитель не вложился.

Показ Kleintraktor с серийным номером 8000 состоялся 29 июля 1932 года.

Снаружи машина здорово напоминала сниженный в размерах L.S.K. с примесью британских разработок. От громадного «горба» над мотором конструкторам удалось избавиться благодаря применению оппозитного мотора Krupp M 301, что ставился и на лёгкий артиллерийский тягач и армейский грузовик L2 H 43 (он же Krupp Protze). По тактико-техническим требованиям он должен был развивать мощность 60 лошадиных сил, но в действительности выдавал 52–54 лошадиные силы.

Помимо этого, машина оказалась мало тяжелее, чем требовалось по заданию. Однако, на опробованиях Kleintraktor смог развить скорость 42 км/ч. На опробованиях в Вюнсдорфе германский «трактор» продемонстрировал полное превосходство над тягачом Carden-Loyd.

Да, конструкция всё ещё потребовала доработок, но если сравнивать с Leichttraktor это был однозначный успех.

Такими первенствовали Kleintraktor из установочной партии

Первоначально Kleintraktor рассматривался как многоцелевая машина. Предполагалось создать на неспециализированной базе машину наблюдателей, подвозчик боеприпасов и артиллерийский тягач. Но, по окончании опробований генерал Освальд Лутц, нёсший ответственность за моторизацию Рейхсвера, сразу же заговорил как минимум о пяти Kleintraktor с оружием.

Произошло это 12 октября 1932 года. Варианты другого применения гусеничной платформы скоро сами собой отпали, и танк стал главной версией новой автомобили.

Примечательно, что Лутц захотел иметь в вооружённых силах отнюдь не казематный вариант с 20-мм автоматической пушкой. Такая версия в первый раз была подготовлена в виде эскизного проекта ещё 22 июня 1932 года, другими словами до постройки прототипа. Но уже 28 июня началось обсуждение варианта оружия Kleintraktor двумя пулемётами, установленными во вращающейся башне.

Вот как раз такое оружие и захотел иметь на Kleintraktor Лутц.

Установка на Kleintraktor подбашенной установки с 20-мм автоматической пушкой. Дальше бумаги эта концепция не отправилась

На деле автомобили с серийными номерами 8001–8005 никакого оружия по большому счету не взяли. Это была скорее установочная партия шасси, выпущенная в июле-августе 1933 года по цене 37800 рейхсмарок за штуку. Наряду с этим автомобили имели множество отличий от опытного образца «малого трактора».

По результатам опробований был увеличен диаметр ленивца, на надмоторной плите показались характерные «уши» воздухозаборников. На машине употреблялся более замечательный мотор Krupp M 302, что имел мощность 56 лошадиных сил, а при 2600 об/мин – 60 лошадиных сил.

Опытный образец изготовлялся из неброневой стали, но уже в июне 1933 года прошёл опробования обстрелом первый корпус, выполненный из полноценной брони. Потому, что на протяжении опробований имели место два пробития 7,9-мм тяжёлыми пулями, толщина брони автомобили была увеличена с 8 до 13 мм.

Выпущенные шасси употреблялись в качестве испытательных стендов. На них отрабатывались разные технические ответы. Кстати говоря, именно на Kleintraktor должны были испытать торсионную подвеску разработки Porsche K.G.

По многим причинам это мероприятие не произошло, и в итоге первым танком с торсионной подвеской стал шведский Landsverk L-60.

Один из Landwirtschaftliche Schlepper первой серии. Большая часть этих автомобилей так оружие и не взяла, их применяли как учебные танки

Ещё до того момента, в то время, когда первые Kleintraktor установочной партии стали выходить из стенку завода, германские армейские совсем определились с их судьбой. В апреле 1933 года генерал Лутц выяснил сроки начала крупносерийного производства этих боевых автомобилей – 1 апреля 1934 года. Позднее было решено, что, кроме Krupp, в производстве будут задействованы и другие германские компании – Rheinmetall-Borsig, MAN, Henschel, Daimler-Benz и Grusonwerk (последняя являлась дочерней структурой Krupp).

По в полной мере понятным обстоятельствам, самый деятельно при дележе бюджетного пирога в виде контрактов на производство вёл себя концерн Krupp, что 1 июля заявил о готовности заключить сделку на выпуск 150 танков первой серии. Тогда же в первый раз было использовано и обозначение, которое закрепилось за машиной – La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, другими словами «сельскохозяйственный трактор»).

Позднее концерн Krupp расщедрился и снизил количество выпуска «собственных» 1.Serie/La.S. до 135 автомобилей, остальным участникам серийного производства с барского плеча предлагалось изготовить по 3 La.S. Поставки автомобилей ожидались с декабря 1933 года, но реально первый La.S. был послан в Меппен лишь к 20 января 1934 года. 1.Serie/La.S. выпуска концерна Krupp имели серийные номера 8011–8145, Grusonwerk – 8401–8403, MAN – 8501–8503, Rheinmetall – 8601–8603, Henschel – 8701–8703 и Daimler-Benz – 8801–8803.

От установочной партии Kleintrakror эти автомобили отличались достаточно значительно. Их протяженность достигла 4 метров, масса составляла 4 тонны. Была переработана ходовая часть, на танк установили более замечательный двигатель Krupp M 305 мощностью 60 лошадиных сил.

С ним большая скорость автомобили составляла 37,5 км/ч.

Не обращая внимания на сопутствующие неприятности, постройка партии 1.Serie/La.S. стала первым случаем, в то время, когда производство германских танков выяснилось не только массовым, но и распределённым среди многих производителей.

20 1.Serie/La.S. взяло башни и подбашенные коробки Krupp. Проездили они с ними недолго

В случае если при с шасси танка концерн Krupp более-менее сохранял монополию, то с оружием вышло в противном случае. Для начала, начальную версию с 20-мм автоматической пушкой с октября 1932 года клиенты стали медлено задвигать на второй план. Таковой вариант оружия пал жертвой настойчивого жажды армейских запихнуть в La.S. третьего члена экипажа.

Что же касается варианта с одноместной башней и двумя пулемётами, то сначала для концерна Krupp все складывалось хорошо. Уже 18 ноября 1932 года была показана древесная подбашенной коробки и модель башни, созданная конструкторами компании. Но в марте 1933 года к разработке подключилась компания Daimler-Benz, и в итоге, армейские отдали предпочтение подбашенной коробке и башне как раз этого производителя.

Подобное ответ смотрелось в полной мере логично. Башня Krupp оказалась значительно меньшей по размеру. Да и крупповская подбашенная коробка смотрелась далеко не последним словом инженерной мысли.

Борта её были выполнены под прямым углом, что уменьшало возможность рикошета пули, а откидная углубление-люк под голову механика-водителя смотрелась достаточно необычно. Но, это не помешало Krupp выстроить 20 наборов башен и подбашенных коробок, каковые некое время «ездили» на 1.Serie/La.S.

Принятые в производство подбашенная коробка и башня Daimler-Benz

Конструкция, созданная экспертами Daimler-Benz, разительно отличалась от того, что сделали инженеры Krupp. Вместо несложных форм подбашенную коробку тут выполнили в виде восьмиугольной конструкции с бортовыми страницами, расположенными под наклоном. Наряду с этим в шести из восьми бортовых страниц имелись смотровые устройства, что очевидно пошло на пользу обзорности. Сверху коробки размешалась достаточно просторная башня, кроме этого не обделённая смотровыми устройствами.

Ещё одним значительным отличием конструкции Daimler-Benz стала крыша моторного отделения. Её переделали, увеличив по высоте и расположив мало под наклоном. Тем самым был не только увеличен количество моторного отделения, но и улучшилась его защищённость от вражеского огня.

В общем, неудивительно, что армейские выбрали как раз эту конструкцию.

Массовый первенец

Из-за разных метаморфоз, каковые происходили с La.S., производство автомобилей первой серии затянулось. Сказалось это и на замыслах по запуску в производство второй серии, которая уже сначала планировалась не просто как гусеничное шасси, а как в полной мере сформировавшийся лёгкий танк помощи. Начальный заказ на 150 2.Serie/La.S. по мере продолжения разработки лишь возрастал.

Хотя здесь сыграл приход нацистов и свою роль к власти в Германии, были у этого другие объёмов причины и роста заказа. Германские армейские поняли, что промышленность Германии, наконец, выдала им что-то похожее на современный танк. В январе 1934 года заказ вырос до 200 танков, а в середине июля до 300. Но, уже 12 июля замыслы изменились в сторону ещё большего, радикального повышения производства.

Сейчас клиенту требовалось, ни большое количество ни мало, целая тысяча новых La.S.!

От идеи выпуска танков в Эссене производители отказались. Сейчас Krupp переориентировал на танковое производство предприятие Grusonwerk в Магдебурге. В соответствии с финальному варианту заказа, Grusonwerk производил 205 танков с серийными номерами 9001–9205, 27 с номерами 9207–9233 и 81 с номерами 9235–9315.

MAN приобретал договор на выпуск 160 2.Serie/La.S. с серийными номерами 9501–9660. Rheinmetall достался договор на 110 танков с номерами 9801–9910. Не остался в стороне и Henschel – он взял договор на 150 2.Serie/La.S. с номерами 10001–10150.

Наконец, Daimler-Benz производила 115 танков с серийными номерами 10301–10415. Наряду с этим самый жирный кусок всё равняется выяснялся в руках у Daimler-Benz, потому, что башни и подбашенные коробки для танков делали лишь в том месте.

2.Serie/La.S. на параде. На танки нанесён 3-цветный камуфляж, употреблявшийся в панцерваффе с 1935 по 1938 год

Конструкция 2.Serie/La.S. в целом повторяла финальную конфигурацию автомобилей прошлой серии. Одним из основных отличий стало появление усиленного переднего опорного катка, на что по окончании установки башни с подбашенной коробкой начало приходиться больше нагрузки. По окончании всех улучшений от исходной концепции Kleintraktor практически ничего не осталось.

Вместо 3-тонной автомобили с 3-местным экипажем и 20-мм автоматической пушкой оказался 2-местный танк боевой массой 5,4 тысячь киллограм с оружием в виде двух пулемётов MG-13.

Не обращая внимания на это, какие-либо беседы об «учебном» предопределении La.S. являются не более чем попыткой выдать желаемое за настоящее. В действительности германские армейские взяли в полной мере современный лёгкий танк помощи пехоты, имевший надёжную защиту от пуль винтовочного калибра. Приблизительно одвременно с этим британцы производили танки, каковые имели похожее оружие, каковые что по броне, что по огневой мощи уступали германскому танку.

Все La.S. имели радиостанции, что в то время по большому счету было уникальностью. Вряд ли учебные танки стали бы поголовно оснащать таким дорогим оборудованием.

Танк 3.Serie/La.S. имел минимальные отличия от предшественника

В августе 1935 года последовал заказ на дополнительные полторы много танков 3.Serie/La.S. Grusonwerk взяла договора на 2 танка с серийными номерами 9206 и 9234, плюс 35 танков с номерами 9316–9350. MAN досталось 40 автомобилей с номерами 9661–9700.

Компании Rheinmetall и Daimler-Benz взяли договора на изготовление 20 танков любая, с серийными номерами 9911–9930 и 10416–10435 соответственно. Наконец, компания Henschel взяла договор на постройку 35 2.Serie/La.S. с серийными номерами 10151–10185.

К тому моменту La.S. взял обозначение M.G. Panzerwagen и индекс Vs.Kfz.617 (умелая машина 617). Продержалось это обозначение недолго: в октябре 1935 года его поменяло наименование M.G.

Kampfwagen, а в ноябре – M.G. Panzerkampfwagen. Автомобили третьей серии лишились ненужного смотрового прибора в правом-заднем борту подбашенной коробки, а по бортам у них появились накладки-усилители.

Усиление взяли все опорные катки.

4.Serie/La.S. из 3-го танкового полка на манёврах

Последней серией автомобилей этого типа стала 4.Serie/La.S. В общем итоге было заказано 175 танков, наряду с этим из перечня производителей провалился сквозь землю MAN. Grusonwerk взял договор на 40 танков с серийными номерами 9366–9405.

Rheinmetall должен был выпустить 30 4.Serie/La.S. с серийными номерами 9931–9960. Самый громадный договор был у Henschel – 64 танка с серийными номерами 10186–10249. Наконец, Daimler-Benz взял заказ на выпуск 41 танка с номерами 10436–10476.

Танки четвёртой серии взяли расширенный люк доступа к трансмиссии, и усиленную ходовую часть.

Настоящий совокупный количество выпущенных танков 2–4 серий был меньшим – 1075 штук вместо чуть более 1300.

В апреле 1936 года эти танки взяли финальное обозначение – Pz.Kpfw.I (M.G.) со сквозным индексом Sd.Kfz.101 (спецмашина 101). на данный момент автомобили 2.Serie/La.S.- 4.Serie/La.S. известны как Pz.Kpfw.I Ausf.A. В ходе эксплуатации их конструкция подверглась последовательности трансформаций.

К началу Второй мировой танки взяли переделанный воздухозаборник на надмоторной плите, установку с дымовым гранатометом, мало модернизирована была и ходовая часть. (С модернизированным Pz.Kpfw.I Ausf.A второй серии из коллекции шведского танкового музея Arsenalen возможно поближе познакомиться в детальном фотообзоре).

Модернизированный Pz.Kpfw.I Ausf.A с дымовыми гранатомётами

Не обращая внимания на то что La.S. оказался не в пример лучше собственных предшественников, первый по-настоящему массовый германский танк был не лишённым неприятностей. Потому, что исходная боевая масса была превышенной более чем в полтора раза, 60-сильного мотора ему очевидно не хватало. Потом это стало причиной разработке модификации, оснащённой более замечательным мотором.

Хватало у Pz.Kpfw.I Ausf.A и других технических неприятностей, что, но, неудивительно – первенец постоянно страдает детскими заболеваниями. Самой основной проблемой стало оружие. Первые показатели того, что концепция танка помощи пехоты с пулемётным оружием уже устарела, обнаружились ещё на протяжении применения Pz.Kpfw.I Ausf.A в Испании.

Германские автомобили были бессильными против республиканских Т-26, а противотанковые пушки оставляли им мало шансов на выживание. Те же результаты немцы взяли в и ходе польской кампании осени 1939 года.

Не обращая внимания на это, маленькое количество Pz.Kpfw.I Ausf.A кроме того в первой половине 40-ых годов двадцатого века всё ещё употреблялось Африканским Корпусом. Большая часть танков данной модификации, но, к тому моменту употреблялись в качестве тренировочных. С них были сняты башни и подбашенные коробки.

Примеры аналогичной конверсии возможно найти ещё во второй половине 30-ых годов XX века.

leichte (Funk) Panzerwagen из 3-го танкового полка

В конце стоит упомянуть и единственную спецмашину, созданную на базе Pz.Kpfw.I Ausf.A. Ещё в марте 1934 года был поднят вопрос о создании командирского танка на базе 2.Serie/La.S., потому, что линейные автомобили имели лишь радиоприемники. Машина, взявшая обозначение leichte (Funk) Panzerwagen, отличалась от линейного танка тем, что вместо башни у неё появилась неподвижная рубка, в которой размешалось нужное радиооборудование.

Всего таких автомобилей было произведено 18 штук.

Создатель благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.

литература и Источники:

  • BAMA
  • Panzer Tracts No.1–1 Panzerkampfwagen 1 ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
  • Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
  • Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
  • Фотоархив автора

Великие военные машины Второй мировой. Истребители государств Оси.

Темы которые будут Вам интересны: