Пехотный оптимум

Пехотный танк Valentine был самым массовым британским танком армейского периода. Как и Matilda, в качестве танка первой линии в британской армии он на долгое время не задержался, но самоходные установки и командирские версии на его базе дошли до Германии. Ещё более бурной карьера этих танков была в армиях других государств. В Красной армии их деятельно применяли до конца войны — равно как и на Тихом океане. В некоторых государствах эти автомобили в качестве учебных прослужили до начала 1950-х годов.

Какой была история создания данной неординарной автомобили и чем запомнилась боевая работа первых модификаций Valentine?

Промежуточный вариант

Некая курьёзность истории появления Valentine содержится в том, что таковой танк совокупностью оружия британской армии не предусматривался. В соответствии с требованиям, выработанным Армейским министерством, предполагалось применять два типа пехотных танков. Первый из них должен был взять пулемётное оружие, иметь боевую массу около 6 тысячь киллограм, его экипаж складывался из двух человек. Эти спецификации легли в базу проекта, из которого вырос Infantry Tank Mk.I.

Второй тип пехотного танка должен был иметь экипаж и пушечное вооружение из четырёх человек, троих из которых планировалось разместить в башне.

Пехотный оптимум

Лесли Литтл, очень способный конструктор, что остался в тени Джона Кардена и Вивиана Лойда

Работы по Infantry Tank Mk.I вело конструкторское бюро компании Vickers-Armstrongs под управлением Джона Кардена. Ведущую роль наряду с этим игрался конструктор Carden-Loyd Лесли Литтл (Leslie Francis Little), трудившийся на Кардена и Лойда с момента основания их компании. По окончании ужасной смерти Джона Кардена в декабре 1935 года Carden-Loyd, и без того к тому времени практически поглощенная Vickers-Armstrongs, прекратила существовать.

Вивиан Лойд начал пробовать себя на втором поприще (и создал БТР Loyd Carrier), а Литтл стал главным конструктором Vickers-Armstrongs по линии танкостроения.

Частично как раз позиция Литтла стала обстоятельством того, что разработка пехотного танка второго типа перешла к арсеналу Royal Arsenal Woolwich. Очевидно, не обошлось и без конкурентной борьбы. Но в целом концепция автомобили, превратившейся в Infantry Tank Mk.II (либо Matilda), Литтлу не нравилась. Было разумеется, что создание трёхместной башни потянет за собой резкий рост боевой массы всего танка.

В один момент это означало, что потребуется более замечательный двигатель, а с ними у британской танковой индустрии и без того существовали трудности. Наконец, более тяжёлый и большой танк — это больше затрат и металла на производство и в конечном счёте более большая цена. Литтл был провидцем: с сентября 1939 по август 1943 года выпустили 2987 Infantry Tank Mk.II.

Цифра может показаться внушительной, если не знать, что строился танк аж на шести фирмах.

Первый пример Infantry Tank Mk.III с регистрационным номером T.15946, Elswick Works, апрель 1940 года

Тут направляться уточнить, что Литтл был не против пушечного пехотного танка в принципе. Но он в полной мере обоснованно думал, что лучше таковой танк сделать мельче, легче, с двухместной минимальным использованием и башней литых подробностей. В следствии машина получалась дешевле и технологичнее.

Разработку инициативного проекта Литтл начал во второй половине 30-ых годов XX века. За базу были забраны два танка — пехотный A11 и крейсерский A10, принятый на вооружение как Cruiser Tank Mk.II. От A11 Литтл позаимствовал неспециализированное построение корпуса, адаптированного под более большую башню. От клиновидной формы носовой части было решено отказаться, наряду с этим вместо одного люка в крыше башни было сделано два по бокам.

Это решало проблему попадания механика-водителя в отделение управления, которая имела место на A11. От A10 фактически без трансформаций бралась ходовая часть, прекрасно доходившая для пехотного танка. Боевая масса автомобили оценивалась в 16 тысячь киллограм.

Первоначально в двухместной башне должен был пребывать чешский крупнокалиберный пулемёт ZB 60.

Эта же машина позади. направляться обратить внимание на воздуховод в корме башни: такой же приобретали танки первых выпусков

Проект представили в Армейском министерстве 10 февраля 1938 года. Британские армейские постарались «улучшить» детище Лесли Литтла, предложив сделать башню трёхместной, а толщину брони расширить до 75 мм. Все эти предложения встретили твёрдый отпор со стороны конструктора, что замечательно осознавал, что такие новшества приведут к росту боевой массы и, в итоге, лишат танк его сильных сторон.

Одной из уступок, на каковые пошли в Vickers, стала замена ZB 60 на 2-фунтовую пушку и спаренный с ней пулемёт. Кроме этого толщина бортов башни выросла с 50 до 60 мм. Идею с командирской башенкой отвергли, потому, что она также увеличивала боевую массу.

24 марта Vickers представила макет танка, у которого вместо командирской башенки был смотровой прибор конструкции польского инженера Рудольфа Гундляха (Rudolf Gundlach).

Первый пример Infantry Tank Mk.III на полигоне Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо

Сначала всё это противоборство закончилось тем, что Военное министерство от проекта, неофициально именовавшегося Valentine, отказалось. Кодового индекса A## машина так и не взяла, потому, что была инициативной разработкой. Очень сильно расстраиваться Литтл не стал, это был далеко не первый танк, от которого британские армейские отказывались.

Время расставило всё на собственные места. Весной 1939 года британские армейские возвратились к проекту Valentine. Частично это было связано с тем, что работы по Infantry Tank Mk.II затягивались.

Помимо этого, показалось познание, что концепция Infantry Tank Mk.I была далеко не самой успешной.

Башня Infantry Tank Mk.III без крыши. Как возможно подметить, места тут не довольно много

4 апреля (иные источники показывают 14 апреля) был представлен ещё один макет. Похоже, Литтл в некоем смысле решил поиздеваться над Армейским министерством. Он сделал башню трёхместной, но при диаметре погона 1270 мм.

В итоге здравый суть восторжествовал, армейские однако приняли двухместную башню.

Но, на этом их идеи с «улучшениями» не закончились. Было предложено закрыть с бортов ходовую часть экранами по типу Infantry Tank Mk.II. Эту идею конструкторы отвергли, потому, что для сохранения боевой массы в 16 тысячь киллограм было нужно бы уменьшить боекомплект пушки до 50 патронов.

Задумку с установкой на танк минного трала Fowler Coulter Ploug кроме этого удалось торпедировать, потому, что с ним Литтл не обеспечивал большую скорость 25,6 км/ч.

По большому счету смелости Литтла возможно лишь позавидовать. Если бы не приближающаяся война (а британцы никаких иллюзий по этому поводу не испытывали), то Valentine дальше макета вряд имел возможность продвинуться. Это был чуть ли не единичный случай в британском танкостроении, в то время, когда удалось не просто продавить инициативный проект, а максимально отодвинуть от него военных с их очевидно лишними «улучшениями».

Эта фотография превосходно демонстрирует неспециализированную конструкцию шасси и ходовой части танка. На ней представлен канадский Valentine VI, но по корпусу и ходовой части он аналогичен британскому

Для проверки надёжности работы ходовой части один из Cruiser Tank Mk.II был нагружен до боевой массы 16 тысячь киллограм. Опробования продемонстрировали, что в таком режиме ходовая часть трудится нормально. Это стало знаком для запуска в серийное производство танка, что взял обозначение Infantry Tank Mk.III. Наименование Valentine на время провалилось сквозь землю. Тут стоит подчернуть, что это было легко кодовое обозначение.

Ни ко Дню святого Валентина, ни к имени «Джон Валентайн Карден» оно никакого отношения не имеет.

Двигатель AEC A189, что ставился на Valentine I. На применении бензинового мотора настояли британские армейские, каковые позже сами же и расхлёбывали неприятности с ним

Без маленькой мести со стороны Армейского министерства однако не обошлось. Хронологически первый договор T7221 от 29 июня 1940 года на выпуск 125 танков был подписан не с Vickers, а с вагоностроительной компанией Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). Но, практически MCCW представляла собой подразделение Vickers-Armstrongs. В тот же сутки был подписан договор T7222 с Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCW) на выпуск 125 танков.

Что же касается договора T7220 на выпуск 50 танков самой компанией Vickers-Armstrongs, то он получил юридическую силу 1 июля 1940 года. Для постройки употреблялись мощности завода Elswick Works.

Чехарда с моторами и гусеницами

Отсрочка на двое суток в действительности ничего не означала. Первый Infantry Tank Mk.II всё равняется был выстроен силами Elswick Works. Машину с регистрационным номером T.15946 выпустили в апреле 1940 года, и она отправилась на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. В целом её конструкция повторяла макет.

Она взяла двухместную башню, в которой пребывала 2-фунтовая пушка со спаренным пулемётом BESA, и 2-дюймовый (50,8 мм) казнозарядный миномет. Ходовая часть полностью повторяла Cruiser Tank Mk.II, за исключением траков, ширина которых выросла до 356 мм.

Ещё одним значительным отличием стал двигатель. Конструкторское бюро Vickers поддерживало применение дизельного, но Военное министерство настояло на бензиновом моторе. В следствии танк взял бензиновый двигатель AEC A189 количеством 9,64 л и мощностью в 131 л. с. Он имел автобусное происхождение. С таким мотором удельная мощность составляла 8,18 л. с. на тонну.

Показатель не выдающийся, но с целью достижения большой скорости в 25,7 км/ч этого хватило.

На сборочных линиях новые пехотные танки поменяли Cruiser Tank Mk.II

Опробования продемонстрировали в полной мере удовлетворительный итог, что стало знаком к запуску серийного производства. Воздействие договора T7220 начиналось 12 июня 1940 года, всего Elswick Works сдал за первый месяц семь танков. Первые автомобили были самыми дорогими — 14 900 фунтов за штуку. Для сравнения: первые десять танков выпуска MCCW обходились в 11 600 фунтов, а дальше цена уменьшалась до 10 400 фунтов.

На MCCW первые танки изготовили 1 августа 1940 года, а 3 августа началось производство и на BRCW. За третий квартал 1940 года удалось сдать всего 101 танк, а в четвёртом квартале три завода суммарно сдали 236 автомобилей.

Литтл был полностью прав: уже к Январю три завода выпустили более чем вдвое больше Infantry Tank Mk.III, чем за это же время шесть фабрик сдало Infantry Tank Mk.II. Небходимо отметить, что начавшаяся война вынудила расширить договор с Vickers до 275 танков, а с BRCW — до 200.

Такими были последние 100 Infantry Tank Mk.III. Они приобрели новые воздуховоды и траки моторного отделения по типу Infantry Tank Mk.III*

Ранние Infantry Tank Mk.III отличались от более поздних автомобилей рядом элементов, каковые стали менять по ходу производства. Одним из них был воздухоприток в кормовой части башни. Начальная его конструкция была неудачной. Ориентация данного танка на эксплуатацию в государствах с жарким климатом стала обстоятельством того, что машина взяла массу вентиляционных отверстий, через каковые засасывался воздушное пространство. Циркуляцию снабжала замечательная совокупность охлаждения двигателя.

Но масса отверстий на крыше башни стала причиной тому, что танк имел не сильный защиту от бутылок с зажигательной смесью.

При же с воздухопритоком в корме башни обстановка была ещё более нелепой. Стало известно, что через него возможно просунуть руку и, что ещё хуже, гранату. По данной причине на протяжении производства его форму поменяли.

Но, как продемонстрировало изучение танков более поздних серий в СССР, проблему устранили не до конца.

Дизельный двигатель AEC A190, что поменял в производстве ненадёжный A189. Автомобили с этим мотором взяли обозначение Infantry Tank Mk.II*

Ещё одной классической для пехотных танков головной болью стали траки гусениц. В отличие от траков Infantry Tank Mk.II, каковые были штампованными, для Infantry Tank Mk.III их изготавливали способом литья. Неприятности были не только в низких качествах сцепления на распутье. Траки были сверхсложными по конструкции (особенно это относится их соединения).

Дабы соединить их между собой, требовалось два пальца, причём речь заходит не о половинках, как у некоторых траков других типов. С пальцами скреплялось по два «переходника». Совокупность была ненадёжной и всегда ломалась.

Под конец выпуска Infantry Tank Mk.III показались штампованные траки, каковые употреблялись и на ранних Infantry Tank Mk.III*. Они лучше себя вели с позиций сцепления с грунтом, но наряду с этим ненадёжное соединение осталось. Неудивительно, что продолжительно эти траки в серии не продержались.

Достаточно скоро их заменили литыми «скелетными» траками, значительно более несложными и надёжными.

Ранние Infantry Tank Mk.III* со штампованными траками. Конструкция была не самой надёжной, так что продержалась в производстве недолго

Было нужно вносить коррективы и в кое-какие элементы корпуса. На Infantry Tank Mk.III конструкторское бюро Vickers применяло очень сложную, но действенную совокупность воздухозаборников моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря ей осуществлялся вольный доступ воздуха, но для бутылок с зажигательной смесью такая совокупность была непреодолимой.

Действительно, первый вариант жалюзи был неудачным, так что на протяжении производства его улучшили. Кроме этого поменяли кожух над глушителем. Ближе к концу производства первой версии Infantry Tank Mk.III сетчатую конструкцию заменили на целый страницу, более несложный и надёжный.

Три типа траков, каковые использовались на Valentine в 1940–1942 годах

Самое важное изменение в конструкции танка случилось в конце 1940 года. Эксплуатация в армиях распознала массу неприятностей с бензиновым двигателем AEC A189. Мотор был очень ненадёжным. Было нужно безотлагательно искать ответ появившейся неприятности. Замена нашлась скоро — дизельный двигатель A190 всё той же AEC, кроме этого имевший автобусное происхождение. При количестве 9,65 л он развивал мощность 131 л. с., другими словами был фактически равнозначен предшественнику.

Куда серьёзнее было то, что данный мотор владел значительно более высокой надёжностью.

С заменой мотора медлить не стали, в следствии количество выпущенных Infantry Tank Mk.III по первым договорам выяснилось меньше запланированного — 308 штук. Elswick Works изготовила 175 танков данного типа (номера T15946-T16120), MCCW выпустила 66 автомобилей (номера T16221-T16264 и T20419-T20440), а BRCW — 67 (номера T16356-T16421). Версия с мотором AEC 190 взяла обозначение Infantry Tank Mk.III*.

Как и Matilda, пехотные танки Valentine оснащались зенитной установкой Parrish-Lakeman Mounting

Потому, что по габаритам двигатели A189 и A190 фактически не отличались друг от друга, снаружи последние Infantry Tank Mk.III и Mk.III* были аналогичными. По данной причине отличить танки возможно лишь по регистрационным номерам. Ранние автомобили оснащались штампованными траками, каковые по ходу производства заменили на литые, «скелетного» типа.

Ещё одним значительным трансформацией, которое внесли на протяжении производства, была радиостанция. Сначала на танк ставилась радиостанция № 11 с достаточно сложным по конструкции креплением антенны. Во второй половине 1941 года её заменили на более компактную и надёжную радиостанцию № 19.

Она оставалась стандартной для британских танков до конца войны, её же ставили в американские танки, каковые поступали в Англию по программе ленд-лиза. В один момент с вводом радиостанции № 19 изменилось крепление антенны. Его перенесли на крышу башни ближе к задней стенке.

Приблизительно одвременно с этим с левого борта башни показался лючок для выброса гильз, кроме этого делавший роль пистолетного порта.

Valentine II из состава 6-й бронетанковой дивизии, сентябрь 1941 года. Машина позднего типа взяли лючки с левой стороны башни

Infantry Tank Mk.III* был самой массовой версией данного танка. Уже в течение последних трех месяцев 1941 года было сдано 316 автомобилей, во втором — 372, в третьем — 407 штук. Всего же было выпущено 1493 автомобили данного типа, из них 350 изготовил завод Elswick Works, 494 MCCW и 649 BRCW. В то время это выяснилось рекордом для британского танка одной модификации, превзойти что смог лишь Cromwell IV.

Неудивительно, что именно эта версия была главной среди Infantry Tank Mk.III, сражавшихся в Северной Африке.

Летом 1941 года случилось переименование танка. Потому, что к тому моменту начали разрабатываться его старый индекс и новые версии стал неудобным для применения, танк взял обозначение Valentine. Infantry Tank Mk.III стал Valentine I, а Infantry Tank Mk.III* стал Valentine II.

Приблизительно одновременно с этим, в то время, когда показалось обозначение Valentine II, танк взял дополнительный топливный бак на левом крыле.

Схема размещения двигателя GM 6004

В целом эта версия была в полной мере успешной. Однако ближе финишу 1941 года она сошла со сцены. Обстоятельством стала силовая установка. Во-первых, производитель двигателей AEC был перегружен заказами и не успевал за такими темпами роста производства. Во-вторых, по ленд-лизу поставлялись не только танки — за океаном нашёлся и подходящий мотор.

Им был двухтактный дизельный 6-циллиндровый двигатель Дженерал моторс 6–71. В армейском выполнении он имел обозначение Дженерал моторс 6004.

Данный мотор количеством 6,98 л употреблялся на автобусах Дженерал моторс и, что ответственнее, его спаренный вариант предполагалось ставить на средние танки M3A3, M3A5 и M4A2. В таком варианте мотор развивал номинальную мощность 188 л. с., а большую — 205 л. с. Но для Valentine было решено его дефорсировать до 138 л. с. Данной мощности в полной мере хватало, дабы соответствовать задачам пехотного танка.

Снаружи заключительные Valentine II и Valentine IV были однообразными

Вариант с двигателем GM 6004 запустили в серийное производство в осеннюю пору 1941 года называющиеся Valentine IV. Перескок с индексом не должен удивлять: под обозначением Valentine III выпускалась вторая версия танка, которая хороша отдельного повествования. Её делал завод BRCW, в производстве Valentine IV участие не принимавший.

Нужно заявить, что в Бирмингеме неспешно от производства Valentine отдалялись, потому, что с 1942 года более приоритетным стал крейсерский танк Cromwell.

Что же касается Valentine IV, то снаружи он от Valentine II последних выпусков ничем не отличался. Кроме мотора новая модификация приобрела новую коробку передач, и это стало хорошей новостью для механиков-водителей. До того на танк устанавливалась 5-скоростная механическая коробка передач Meadows Type No.22. Сейчас же ставилась 5-скоростная механическая коробка передач Spicer, имевшая синхронизаторы.

Это заметно облегчило работу механика-водителя.

Эта машина взяла дополнительный топливный бак на левом борту

Появление модификации Valentine IV опять внесло сумятицу в договора по выпуску танков. Кое-какие из них было нужно переделывать. Трансформации касались и денежной стороны вопроса: сейчас цена в документах разделялась на двигатель и сам танк с трансмиссией.

К примеру, по договору T9824 с Vickers от 31 мая 1940 года предполагалось выпустить 300 Valentine I, позже их заменили на Valentine II, а под конец поделили на 250 Valentine II и 50 Valentine IV. Наряду с этим Valentine II стоили 11 000 фунтов за штуку, а цена Valentine IV складывалась из 7120 фунтов за танк и 4490 фунтов за другие агрегаты и мотор.

Количества выпуска Valentine IV были скромнее, чем у предшественника. Всего было выстроено 660 танков данного типа, из них 425 изготовили на Elswick Works и 235 на MCCW. Большая часть из них (520 штук) отправилось в СССР, действительно, происходил данный процесс аж до лета 1944 года, и часть автомобилей была, что именуется, б/у. К 1942 году больший приоритет в производстве отдавался уже модификации Valentine V.

Не для того театра войны

Первым получателем Infantry Tank Mk.III стала 21-я танковая бригада, в которую танки стали поступать с 3 августа 1940 года. В том месте они приняли эстафету у морально устаревших Medium Tank Mk.II, в связи с началом войны временно возвращённых на работу. Высокий темп выпуска разрешил укомплектовать бригаду матчастью до состояния боевой готовности уже к середине сентября.

Потом танки стали поступать в 6-ю бронетанковую дивизию, созданную в сентябре 1940 года. Следующим соединением стала 8-я бронетанковая дивизия, организованная 4 ноября 1940 года. После этого автомобили начали поступать в 11-ю бронетанковую дивизию, созданную в марте 1941 года. С весны 1941 года вместо Valentine I в части стали поступать более идеальные Valentine II. Уже к концу июня 1941 года в частях пребывало 203 Valentine I и 569 Valentine II.

К примеру, в 6-й бронетанковой дивизии имелось 324 Valentine, а в 8-й — 290.

Принятие присяги воинами Польской танковой бригады. Январь 1942 года

К середине августа число Valentine I в частях снизилось до 180 штук, а Valentine II, напротив, выросло до 696 штук. Стоит подчернуть, что 6-я, 8-я и 11-я бронетанковые дивизии оставались в резерве в метрополии, их продолжительно не отправляли на другие театры боевых действий. К резерву относилась и Польская танковая бригада, взявшая 24 Valentine I.

Танки данного типа замечательно доходили для военных действий в метрополии. И не смотря на то, что в середине 1941 года угроза германского вторжения в Британию миновала, много пехотных танков тут смотрелось совсем не лишним.

Типовой комплект для битв в пустыне начал устанавливаться с лета 1941 года

Первой частью, которая применила Valentine в сражении, стал 8-й королевский танковый полк. Произошло это в ноябре 1941 года на протяжении операции «Крестоносец». Как продемонстрировала практика, само по себе применение пехотных танков в условиях пустыни если не неточность, то очень спорное ответ.

Для для того чтобы театра войны больше доходили стремительные крейсерские танки, а медлительный пехотный становился эргономичной мишенью. В условиях стремительного насыщения немецко-итальянской группировки замечательной противотанковой артиллерией толстая броня выяснялась далеко не главным доводом. Но, уже на этом этапе стало ясно, что Valentine однако пара превосходит танк Matilda, в особенности это касалось манёвренности.

Эта же машина позади

Приблизительно то же самое наблюдалось и на протяжении военных действий зимний период 1942 года. С одной стороны, танкисты жаловались на не сильный пушку и тесную двухместную башню. Это, кстати, во многом растолковывает переориентацию производства на выпуск Valentine III и Valentine V. Иначе, танкисты 44-го Королевского танкового полка в собственных докладах отмечали более высокую скорость Valentine если сравнивать с Matilda.

Помимо этого, меньшие габариты были не только минусом, но и плюсом, поскольку в довольно малый танк было сложнее попасть.

Не следует удивляться затем, что Valentine прослужили в частях продолжительнее, чем Matilda. К примеру, на протяжении второй битвы за Эль-Аламейн Matilda уже были выведены из первой линии и употреблялись больше как тральщики. Одвременно с этим 23-я танковая бригада имела в общем итоге 135 Valentine различных модификаций. Танк того же типа имела и 8-я бронетанковая дивизия, прибывшая в Египет в июне 1942 года.

Появилась в Северной Африке и 6-я бронетанковая дивизия, которая, действительно, скоро поменяла собственные Valentine на «Шерманы».

Valentine хорошо себя продемонстрировали в пустыне, но в целом концепция лёгкого пехотного танка для для того чтобы ТВД была не самой лучшей

Танки, каковые поступали в Северную Африку, были соответствующим образом подготовлены. Первые автомобили приобретали особые крепления для канистр, позднее на их месте показался дополнительный топливный бак. Кроме этого к крыльям крепились экраны, каковые заметно снижали облако поднимаемой при перемещении пыли.

В метрополии Valentine оставались на вооружении довольно продолжительное время. На фотографии автомобили 6-й бронетанковой дивизии, которая использовала их впредь до лета 1942 года

По результатам битв в Северной Африке британцы в Valentine разочаровались. Тут стоит лишний раз отыскать в памяти о том, что этот театр войны в принципе не весьма доходил для пехотных танков. В Тунисе, в особенности в тех местах, где была не только пустыня, Valentine показал себя мало в противном случае. Однако выводы для себя британские армейские уже сделали.

Северная Африка стала последним местом, где эти танки использовались ими в первой линии.

Неудачным выяснилось и применение Valentine II в Бирме в1942 году. Тяжёлая броня в битвах против японцев не очень понадобилась. Не очень сильно помогла она и на Мадагаскаре в мае 1942 года, в то время, когда вишисты смогли огнём 75-мм полевых пушек вывести из строя пара Valentine, каковые принимали участие в десанте вместе с лёгкими танками Tetrarch. Кроме этого стоит упомянуть Новую Зеландию, куда ушло 98 Valentine II.

В военных действиях они не использовались. Но повоевать было нужно Valentine III-V, также поставлявшимся в Новую Зеландию.

литература и Источники:

  1. British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 1, Dick Taylor, Progress Publishing, 2011, ISBN 978–83–60672–13–6.
  2. Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012, ISBN 978–83–61421–36–8.
  3. Архив автора.

MIGHTY ROMAN INFANTRY — Germanicus — Total War: Arena Gameplay

Темы которые будут Вам интересны: