Патриарх

19 ноября 1928 года из Форт-Мида в штате Мэриленд выехала очень необыкновенная машина. Снаружи она больше была похожим гоночный автомобиль, чем на танк, коим являлась в действительности. Башня на ней отсутствовала, а вместо неё была установлена турель с пулемётом Browning M1919A2. Ещё один такой же пулемёт пребывал в спонсоне, в носовой части корпуса. Этим необыкновенным аппаратом являлся Christie M.1928, умелая машина, созданная новой компанией Джона Уолтера Кристи, U.S.

Wheel Track Layer Corporation. Сам конструктор именовал собственное детище M.1940, намекая тем самым на то, что за такими танками будущее. Основной изюминкой автомобили стала свободная пружинная подвеска, сейчас известная как свечная подвеска, либо подвеска Кристи.

В сутки рождения выдающегося американского конструктора, появившегося 6 мая 1865 года, предлагаем познакомиться с историей его революционного танка.

Спутавший все карты

Первая неофициальная демонстрация Christie M.1928, которая была разрешена Чарльзом П. Саммеролом (начальником штаба американской армии с 1926 по 1930 года), прошла в октябре 1928 года на территории Форт-Майера, штат Виржиния. По её итогам было издано постановление о начале опробований танка, причём за счёт самого Кристи.

На протяжении пробега из Форт-Мида в Геттисберг и обратно танк продемонстрировал среднюю скорость 45 км/ч, наряду с этим большая скорость на гусеничном ходу составила 68 км/ч, а на колёсах – 112 км/ч. По окончании первой фазы опробований танк возвратился на фабрику U.S. Wheel Track Layer Corporation (Рауэй, штат Нью-Джерси), где проходил капитальный ремонт.

В июне 1929 года армейские опробования были прекращены, и оценку Christie M.1928 продолжили представители кавалерии.

Патриарх

Танк Кристи смешал все замыслы Управления оружий по замене более чем двух сотен танков M1917. К моменту появления Christie M.1928 главным претендентом на звание нового главного лёгкого танка американской пехоты были автомобили семейства Light Tank T1. Ещё летом и в осеннюю пору 1928 года танки T1E1 прошли ту же расстояние от Форт-Мида до Геттисбурга и обратно, что и Christie M.1928 несколькими месяцами позднее.

В первоначальный пробег средняя скорость составила 14,5 км/ч, во второй – 16 км/ч. По окончании таких «впечатляющих» результатов ноябрьская демонстрация танка Кристи произвела на военных эффект разорвавшейся бомбы.

Christie M.1928 на опробованиях. Форт-Мид, июль 1929 года

Первый запрос о выделении средств на закупку бронеавтомобиля Кристи (танком американские армейские Christie M.1928 не считали) был направлен ещё в феврале 1929 года. 11 декабря глава Управления оружий советовал 250 000 $, выделенных на закупку лёгких танков T1E2 компании Cunningham, перенаправить для заказа четырёх–пяти Christie M.1928. Танки собирались закупить для войсковых опробований.

Обстановка поменялась с приходом в начале 1930 года нового главы Управления оружий, генерала Самуэла Хофа. Он был против закупки танков Кристи целой партией и думал, что вернее будет купить единичный экземпляр. На решение генерала повлиял доклад, подготовленный ярым соперником Кристи, капитаном Джоном К. Крисмесом.

Дополнительно масла в пламя подлила Society of Automotive Engineers Ordnance Advisory Committee (SOA OAK), организация, созданная Кларенсом С. Вильямсом в 1919 году и занимавшаяся перспективными примерами военной техники. Члены SOA OAK подвергли резкой критике конструкцию танка Кристи. Наряду с этим SOA OAK нахваливала Light Tank T1, что неудивительно: лобби из Управления оружий, в котором состоял и Крисмес, не оставляло попыток «продавить» данный танк на вооружение американской армии.

Демонстрация нового танка у стенку Капитолия.

Кристи деятельно применял прессу для продвижения собственных автомобилей
В очередь!

28 июня 1930 года, по окончании продолжительных переговоров и подковёрной борьбы, было издано постановление о подписании договора №89 с U.S. Wheel Track Layer Corporation на выпуск и разработку улучшенной версии танка M.1928. Опытный образец обошёлся американской казне в 55 000 $, ещё 6000 $ было зарезервировано на тесты и 1000 $ — на модификацию двигателя. В качестве инспектора по договору от Управления оружий был назначен капитан Крисмес.

Остальные деньги, выделявшиеся на закупку танков, отправились обратно в казну.

На протяжении данной борьбы Кристи отыскал для себя и других клиентов, кроме американской армии. Первыми их них стали поляки. Во второй половине 20-ых годов XX века в Соединенных Штатах был направлен капитан Мариан Русинский, воображавший интересы Армейского университета инженерных изучений (WIBI).

Он познакомился с Кристи, от которого выяснил, что U.S. Wheel Track Layer Corporation уже трудится над улучшенной версией танка M.1928, взявшей обозначение M.1940. По результатам переговоров был подписан договор, по которому U.S. Wheel Track Layer Corporation бралась за создание улучшенной версии танка M.1928 для Польши.

Цена танка, по соглашению, составляла 30 000 $. Ещё 3500 $ стоили запчасти. Срок поставки определялся в 90 дней по окончании подписания договора.

Патент на свечную подвеску, одну из слагаемых успеха танков Кристи

Кроме этого оговаривалось, что при срыва сроков поставки Польша имела возможность оштрафовать U.S. Wheel Track Layer Corporation максимум на 10 000 $. Помимо этого, польская сторона разглядывала вопрос о закупке набора патентов ценой 90 000 $, но таковой соглашение так и не был подписан. Предоплату за танк поляки внесли без промедлений.

28 апреля 1930 года, всего через месяц по окончании сделки с поляками, был подписан договор между U.S. Wheel Track Layer Corporation и советской Amtorg Trading Corporation. СССР заплатил 60 000 $ за два примера Christie M.1940 (сумма была разбита на части), 4000 $ за запасные части, и 100 000 $ за набор патентов и право лицензионного производства на 10 лет. По договору, U.S. Wheel Track Layer Corporation обязалась информировать о новых предположениях танка.

Кроме этого предоставлялось место для советского инженера на заводе в Рауэй. Этим самым инженером, прибывшим в Соединенных Штатах в середине июля, был глава механизации и Управления технического отдела моторизации РККА Н. М. Тоскин. Первые 127 страниц чертежей Christie M.1940 были доставлены в Москву в августе.

Сборка двух образцов Christie M.1940 для СССР. Рауэй, штат Нью-Джерси, лето-осень 1930 года

Так, вместо одного не определившегося клиента у Кристи показались ещё два зарубежных. Также, была ещё совсем маленькая история с попыткой немцев предложить конструктору трудиться на них. Как пишет Питер Чемберлен, немцы предлагали сумму в 1 000 000 $, но глава U.S.

Wheel Track Layer Corporation им на дверь.

Из двух осуждённых контрактов выполнен был только коммунистический. С поляками Кристи разругался, договор с ними был порван, а деньги за предоплату потом были возвращены через суд. Что же касается советских M.1940, то они были посланы в СССР 24 декабря 1930 года, на три месяца позднее оговорённого в договоре срока.

На машине отсутствовали башни и часть оборудования, в связи с чем клиентом было удержано 25 000 $, каковые должны были быть выплачены по окончании поставки танков в СССР.

Пиррова победа

В то время в то время, когда корабль с двумя Christie M.1940 отплывал из Нью-Йорка, на фабрике в Рауэй вовсю кипела работа над танком для Управления оружий. К назначенному сроку U.S. Wheel Track Layer Corporation башню изготовить опоздала, и самые первые ходовые опробования машина, взявшая обозначение M.1931, проходила без неё.

Но, 22 января танк был показан по всей красе перед корпусом завода в Рауэй в присутствии бессчётных журналистов. Машина резво преодолевала разные препятствия, легко взбиралась на крутые бугры, демонстрируя хорошую подвижность. Само собой разумеется, она оказалась медленнее Christie M.1928, но это уже была полноценная военная машина с в полной мере сформировавшимся видом.

Демонстрация Christie M.1931, январь 1931 года.

На протяжении опробований танк преодолел милю (1609 метров) менее чем за 60 секунд. В то время на такое был способен не каждый автомобиль

Будучи весьма похожим на «советские» M.1940, танк для американских армейских однако имел кое-какие отличия. От применения шестерёнчатой передачи на нём Кристи отказался, и машина опять взяла цепи Галля. Заметно отличалась и носовая часть корпуса, которая была выполнена не клепаной, а сварной.

Танк взял полноценную башню с оружием в составе 37-мм пушки M1916 и пулемёта Browinin M1919.

По окончании первых пробных опробований всецело комплектный Christie M.1931 направили на Абердинский полигон. В том месте машина совершила два месяца, по окончании чего возвратилась в Рауэй на модернизацию и ремонт. Тесты продемонстрировали, что танк требует доводки, благодаря чего договор был отменён, и M.1931 был в собственности Кристи.

Но Управлению оружий сейчас уже было нереально отпираться, такими очевидными, не обращая внимания на найденные недочёты, были преимущества танка Кристи. 25 марта 1931 года наступил момент истины: между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Управлением оружий был подписан договор на изготовление серии из пяти танков Christie M.1931. Спустя три месяца, 12 июня 1931 года, заказ расширили до семи автомобилей. Что касается опытного образца, то его так и не приобрели.

Позднее он заинтересовал британцев, каковые его сняли в аренду. По результатам опробований в Англии умелый танк стал примером Cruiser Tank Mk.III.

Convertible Medium Tank T3 на Абердинском полигоне

Победа была пирровой. Огромные денежные вложения в разработку Christie M.1928 стали причиной тому, что Кристи влез в долги, причём выпуск танков для СССР и американской армии не имел возможности всецело компенсировать затраты. Чтобы обстановка изменилась, нужен был громадной армейский заказ, но в условиях начала 30-х, в разгар Великой депрессии, это было нереальным.

Первый M.1931 поступил от U.S. Wheel Track Layer Corporation в сентябре 1931 года. Раздельно стоит упомянуть о том, как как раз отгружались танки. По договору, за любой танк было заплачено 34 500 $, наряду с этим на них не устанавливались оружие, башня, двигатель, радиостанция и глушители.

Недостающие компоненты монтировались уже в арсеналах. Для чего это было сделано, остаётся тайной. Нельзя исключать, что армейские очевидно решили сэкономить.

Одна собранная так машина, но без глушителей, поступила на Абердинский полигон 9 октября 1931 года. Последняя, седьмая машина была взята армейскими в марте 1932 года. Четыре танка достались кавалерии, ещё три — пехоте.

Ещё две автомобили были заказаны сверх начального договора. О том, что это были за танки, имеется различные точки зрения. Согласно точки зрения Питера Чемберлена, эти автомобили, имевшие шестерёнчатые передачи, были танками, первоначально заказанными Польшей. Иначе, по польским источникам как мы знаем, что заказ был сделан всего на одну машину.

Помимо этого, по данным известного американского танкового историка Ричарда Ханникатта, изначально шестерёночная передача была только у одного, седьмого по счёту M.1931, что ещё больше усугубляет путаницу. Вдобавок, нет документальных подтверждений передачи кавалерии танка с шестерёночной передачей, а одна такая машина (танк под номером 7) досталась армии.

Соперники на опробованиях. в первых рядах Convertible Medium Tank T3, за ним Medium Tank T2 и Medium Tank T1E1

Серийные автомобили имели кое-какие отличия от умелого Christie M.1931. На M.1940 и умелом танке люк механика-водителя складывался из двух однообразных половинок, а на серийной машине его конструкцию поменяли. Одна створка тут складывалась из крыши и левого борта, а вторая – из правого борта и лобовой части.

Глушители стали цилиндрическими, красились в серебристый цвет, а на кормовом странице корпуса показались ограждения. Важные видоизменения претерпела и башня: командирская башенка стала фиксированной, но показался люк, откидывающийся назад.

На пехотных опробованиях

По окончании долгих тестов, проходивших на Абердинском полигоне, три танка в феврале-марте 1932 года поступили в Форт-Беннинг, штат Джорджия. Они были включены в состав роты F 2-го танкового полка, что 25 октября 1932 года был переформирован в 67-й пехотный (оснащённый средними танками). Поступившие танки взяли номера 2, 6 и 7, и имена личные – Tornado, Hurricane и Cyclone.

Танки 2 и 6, с цепями Галля, взяли обозначение Convertible Medium Tank T3, танк 7, с шестерёночной передачей, взял обозначение Convertible Medium Tank T3E1.

Кроме танков Кристи, в составе полка были Light Tank T1, Medium Tank T1E1 и Medium Tank T2. Дошедшие до отечественного времени фотографии демонстрируют кардинальные различия в отношении армейских к автомобилям Кристи и танкам вторых моделей. Кроме того снаружи испытатели Convertible Medium Tank T3 отличались от своих сослуживцев: поверх формы они носили белые как снег костюмы, больше похожие на те, в которых выступали автогонщики.

Форт-Беннинг был популярным среди конгрессменов местом

На протяжении работы внешний вид автомобилей неспешно изменялся. Не смотря на то, что арсеналы и должны были полностью оснастить танки ещё до прибытия их в Форт-Бэннинг, на деле боеготовности они достигли только в первой половине 30-ых годов XX века, в то время, когда на них, наконец, были установлены радиостанции. Штыревые антенны разместили на башнях. Помимо этого, на протяжении эксплуатации в конструкцию танков вносились разные трансформации.

К примеру, на танке №6 Hurricane испытывался ветровой щиток, прекрасно подходящий для езды с высокой скоростью. Более большим переделкам подвергся танк №2 Tornado. Он лишился глушителей, а заднюю стенку его корпуса сделали откидывающейся на петлях назад, что заметно облегчило доступ к трансмиссии.

Колонна Convertible Medium Tank T3

Первым опробованием для пехотных автомобили стал пробег 17 июня 1932 года из Форт-Бэннинга в Форт-Макферсон, штат Джорджия, и обратно. В его ходе танки прошли 234 мили (377 км), передвижение осуществлялось на колёсном ходу. Кое-какие неприятности с бандажами и масляной системой наблюдались на танке №2 Tornado, остальные две автомобили преодолели расстояние без неприятностей. Средняя скорость передвижения танков №6 Hurricane и №7 Cyclone составила 21,6 и 24,18 миль в час (34,8 и 38,9 км/ч) соответственно.

Отмечалось, что механики-водители по окончании для того чтобы протяжённого пробега не ощущали особенной усталости.

В отчёте об опробованиях Convertible Medium Tank T3, датируемом 17 января 1933 года, сообщено:

“Пехотный совет придерживается того мнения, что колёсно-гусеничный танк есть самые подходящим для пехоты и что танки Кристи намного превосходят все другие танки, выстроенные сейчас”.

Пехотный совет советовал срочно принять Convertible Medium Tank T3 стандартом и положить имеющиеся средства в закупку и модернизацию новых танков этого типа. К тому времени все три танка из роты F суммарно прошли 1403 мили (2258 км). Автомобили были уже очень сильно изношены, в особенности это касалось ходовой части, но неспециализированный результат опробований был хорошим.

Кроме высокой манёвренности, отмечались достаточная мощь оружия, и удобство управления. В качестве недочёта отмечалось не сильный бронирование (большая толщина бронелистов составляла 12,7 мм), но стоит подчернуть, что соперники танка Кристи были в этом замысле никак не лучше.

Данный танк на громадной скорости занесло, и он улетел в кювет. В то время для танков это был феноменальный случай

Кроме хороших отзывов со стороны испытателей, несомненным плюсом для репутации танков Кристи были бессчётные публикации в прессе. Танки довольно часто учавствовали в учениях, а их стремительный, запоминающийся вид был находкой для изданий, посвящённых военной тематике.

В кавалерии

В один момент с заказом на пехотные автомобили, U.S. Wheel Track Layer Corporation трудилась и над четырьмя танками для кавалерии. Полученные автомобили имели обозначение Combat Car T1.

Как и пехотные танки, кавалерийские Combat Car T.1 поступили в армии в виде полуфабриката, другими словами их оружие, радиостанции и двигатели армейским следовало устанавливать самостоятельно.

Бережливость Управления оружий сыграла злую шутку не с одним десятком авторов, занимающихся историей бронетанковой техники. Дело в том, что на все автомобили оружия не хватило, и один танк (серийный номер США W.404) был не только без пушки с пулемётом, но и без орудийной маски. В экспериментальном порядке его оснастили 12,7-мм авиационным пулемётом Browning M1918.

Фактически, от фотографии с данным танком и отправился культивироваться миф о том, что Combat Car T1 отличались от Convertible Medium Tank T3 оружием. В действительности остальные три кавалерийские машины по оружию ничем от пехотных собратьев не отличались.

Но, по окончании установки радиостанций отличить кавалерийские автомобили от пехотных стало несложно: штыри антенн кавалеристы находились на особых кронштейнах с левой стороны башни. Что касается оружия, то позднее танк, вооружённый крупнокалиберным пулемётом, планировали перевооружить на Browning M2HB того же калибра, но эта мысль так и не была реализована.

Демонстрация Combat Car T1, 1932 год

Местом базирования кавалерийских автомобилей был выбран Форт-Нокс, штат Кентукки. Тут с 16 января 1932 года дислоцировался 1-й кавалерийский механизированный полк. Собственное происхождение он вёл от 1-го кавалерийского полка, ветшайшего кавалерийского подразделения США, основанного ещё в марте 1833 года.

Так, появление Combat Car T1 совпало с рождением в американской армии механизированных кавалерийских частей.

Танк с серийным номером США W.404, что вместо 37-мм пушки взял пулемёт Browning M1918

Практически сразу же по прибытии в танки-и Форт стали подвергаться бессчётным модернизациям. Одна из таких модернизаций породила миф о том, что Кристи поставил Управлению оружий несколько, а две автомобили с шестерёночной передачей. В действительности гитары на второй танк установили уже в Форт-Ноксе.

Модернизированный так танк взял обозначение Combat Car T1E1.

Ещё одна модернизация предусматривала замену двигателя Liberty L-12 на 6-циллиндровый дизель Cummins мощностью 120 лошадиных сил. Танк, что планировали подобным образом модернизировать, должен был взять обозначение Combat Car T1E2. Эту модернизацию так и не реализовали, не смотря на то, что без замены двигателя однако не обошлось.

В порядке опыта летом 1932 года в один из танков установили 12-циллиндровый V-образный двигатель компании American LaFrance. Не считая двигателя, были заменены совокупность охлаждения, сцепление, и механизм соединения двигателя с трансмиссией.

Эта машина, взявшая обозначение Combat Car T1E3, была послана на опробования на Абердинский полигон. Двигатель American LaFrance был тише Liberty L-12, но это было не сильный утешением на фоне заметно ухудшившихся динамических черт. По окончании опробований ветхие агрегаты вернули на место, вернув машину до базисной конфигурации Combat Car T1.

Силовое отделение Combat Car T1E3, взявшего в умелом порядке двигатель American LaFrance

Как и пехотные танки, кавалерийские военные машины деятельно испытывались, среди них и пробегами из одного форта в второй. Танки довольно часто демонстрировались руководству кавалерии. В этих демонстрациях часто учавствовал Джордж Паттон, один из активных приверженцев танков Кристи.

Один из таких эпизодов обрисован Чарльзом М. Провинсом в книге “Малоизвестный Паттон”. В главе, посвящённой жене Паттона, Беатрис, имеется такие строки:

«Одна из непридуманных историй её активности связана с прототипом нового танка, что Джон Уолтер Кристи пробовал реализовать американской армии. Джордж был приверженцем боевых автомобилей Кристи пара лет, и он договорился о демонстрации возможностей танка перед рабочей группой высокопоставленных представителей и конгрессменов армии. Происходило это в Форт-Майере, Виржиния, в апреле 1932 года.

Влиятельные лица воображали Комитет Армейских Дел, им показывали лёгкий танк, именовавшийся «гусеничная машина Кристи». Это была эффектная демонстрация мощности танка, его манёвренности и скорости. Он перескакивал через глубокие канавы, мчался через брод и пересекал препятствия на полной скорости.

Никто в мире раньше для того чтобы не видел.

По окончании демонстрации Джордж внес предложение любому из участников комитета прокатиться. После этого, в то время, когда все отказались, он передал защитные очки и шлем жене, по окончании чего она прошла по той же полосе препятствий во второй раз. По окончании заезда она покинула башню, обширно радуясь, вся в грязи, но без единого синяка и довольная. Один из конгрессменов позднее подошёл к Джорджу. «Это красивый танк, Джордж, без сомнений, лучший из всех, что я видел.

Но мы не планируем его брать, ты это знаешь. Я сомневаюсь, что мы это сделаем, даже если он приедет к ступеням Капитолия, полный голосов. Мы просто не можем тратить на него деньги».

Жертва коридорных интриг

Как и при с пехотным руководством, кавалерия советовала стандартизировать военную машину Кристи, но Управление оружий этого так и не сделало. Опробования кавалерийских и пехотных танков, проходившие в первой половине 30-ых годов двадцатого века, распознали не только преимущества, но и недочёты. Для таковой революционной автомобили, как Christie M1931, это было в полной мере нормально. Главным в ситуации было верно воспользоваться взятыми результатами.

Как пехота, так и кавалерия показывали на не хватает просторные боевое отделение, и особенно – отделение управления в носовой части корпуса. Кавалеристы вдобавок вычисляли размеры башни недостаточными, а вес танка, согласно их точке зрения, должен был быть меньшим.

Все эти трансформации руководство кавалерии решило воплотить в танке, что создавался не US Track Wheel Corporation, а Управлением оружий совместно с арсеналом Рок-Айленд. Главной причиной, по которой Кристи отказали, были денежные мысли. Цена Combat Car T1 была такова, что имеющиеся финансы не разрешали закупать танки в нужных количествах.

Недешёвым выяснилось и техобслуживание.

Кавалерийские Combat Car T1 в полном составе

Но, одной из главных обстоятельств непринятия на вооружение новых танков стала фигура самого Кристи, вспыльчивого и довольно часто увлекавшегося вторыми проектами. 14 октября 1932 года Комитет по оружиям закончил спецификацию на Medium Tank T3E2. Предложение к сотрудничеству было разослано 14 компаниям, включая главу US Track Wheel Corporation. Результат был предсказуем: 28 ноября стало ясно, что договор Кристи не взял.

Вместо него контракт о поставке пяти танков на сумму 200 000 $ взяла компания American LaFrance.

Что же касается уже выпущенных танков для кавалерии и пехоты, то они довольно продолжительное время эксплуатировались. Но, к маю 1936 года стало ясно, что предстоящая эксплуатация этих автомобилей экономически нецелесообразна. Снятые с оружия танки, не считая одного, применяли как мишени на артиллерийских полигонах.

Единственным сохранившимся до наших дней Medium Tank T3 есть танк номер 2 Tornado.

Не обращая внимания на таковой печальный финал, неудачным танк Кристи назвать совершенно верно запрещено. Став жертвой интриг в родном отечестве, M1931 был прародителем класса крейсерских танков. Эта машина стала примером для подражания для танкостроителей во многих государствах. БТ, Т-34, британские крейсерские танки – все эти автомобили являются прямыми потомками детища Кристи.

Что же касается свечной подвески, то она употребляется до сих пор. Время от времени возможно услышать вывод, в соответствии с которому такая подвеска подходит только для лёгких танков. Что ж, подобным «специалистам» возможно дать совет посмотреть на израильскую «Меркаву», по окончании чего попросить ответить на вопрос, в каком как раз месте эта практически 70-тонная военная машина «лёгкая».

литература и Источники:

  • NARA
  • РГВА
  • T.3 Christie: Armour in Profile #4, Peter Chamberlain, Steveson Pugh, Once Read Books, 1967
  • Sherman: A History of the American Medium Tank, R. P. Hunnicutt, Presidio, 1978
  • Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R. P. Hunnicutt, Presidio, 1992
  • A Yankee Inventor and the Military Establishment: The Christie Tank Controversy, George F. Hofmann, Military Affairs, Vol. 39, No. 1 February 1975
  • Фотоархив автора

Документальный фильм \

Темы которые будут Вам интересны: