От французского бронетранспортера до немецкой сау

В конце 1936 года французское армейское руководство решило о создании бронированного гусеничного транспортера для пехоты и перевозки грузов, призванного заменить БТР Renault UE. В соответствии с тактико-техническим заданием машина должна была быть не тяжелее 2600 кг и иметь свойство транспортировать не меньше 500 кг груза в грузовом отсеке и до 1000 кг – в прицепе.

Под эти требования в 1936–37 годах пять компаний создали личные проекты транспортеров. Компания Lorraine-Dietrich первой справилась с заданием и уже 23 апреля 1937 года представила вниманию армейских первый прототип транспортера Lorraine 37 (потом названный «маленькая версия»). 16 апреля 1937 года был заявлен новый конкурс – на создание бронированного гусеничного транспортера для перевозки грузов в танковых частях.

Так как в модели транспортера Lorraine были заложены значительные резервы для модернизации, его конструкторы смогли скоро создать новый пример – Lorraine 37L (известен как «долгая версия») и 9 июля 1937 года представить его на опробования. Ходовая часть «маленькой модели» складывалась из двух тележек с двумя катками с каждого борта, ходовая часть «долгой модели» – из трех тележек с двумя катками с каждого борта. Так, конструкторы смогли представить для принятие участия в разных конкурсах два унифицированных прототипа, что являлось неоспоримым конкурентным преимуществом.

Первый этап опробований начался 28 апреля и длился до 10 июня 1937 года, по окончании чего прототип вернули на завод для устранения распознанных недочётов. Масса БТР 37l превышала заданную практически вдвое, но военный рабочая группа (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что нереально создать транспортер требуемой грузоподъемности без повышения его собственного веса. В конце 1937 года обе предположения были приняты на вооружение по окончании малого доделки.

С этого момента и берет начало работа БТР семейства Lorraine во французской армии, а позднее в Вермахте. Правильнее было бы заявить, что работу несли бронетранспортеры лишь «долгой версии»: французские армейские в итоге решили отказаться от применения двух унифицированных транспортеров в пользу единого транспортера (заказ на производство ста БТР «маленькой версии» был отменен). Не обращая внимания на ограниченный период производства (1938–40 годы), БТР производился в трех модификациях: 37L, 38L и 39L.

От французского бронетранспортера до немецкой сау

Боковые проекции БТР Lorraine 37L и Lorraine 38L. Масштаб 1:35

Источник: Издание «Танкомастер», № 5 за 2007 год

Модификация

37L

38L

39L

Тактико-технические характеристики БТР семейства Lorraine

Боевая масса, тысячь киллограм

Экипаж, человек

Габаритные размеры, мм

протяженность

ширина

высота

клиренс

Броня, мм

лоб

борт

корма

Двигатель

Трансмиссия

Скорость хода по шоссе, км/ч

Запас хода, км

Грузоподъемность, тысячь киллограм

Буксируемый груз, тысячь киллограм

Десант, человек

Преодолеваемые препятствия

подъем, градусов

ров, м

брод, м

5,2

5,46

Нет данных

2

2

2

4200

4200

4500

1570

1570

2030

1210

Выше 1740

1740

310

310

Нет данных

16

Нет данных

Нет данных

9

Нет данных

Нет данных

16

Нет данных

Нет данных

6-цилиндровый карбюраторный двигатель Delahaye

103 ТТ мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим количеством 2120 куб. см

6-цилиндровый карбюраторный двигатель Delahaye 103 ТТ мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим количеством 2120 куб. см

6-цилиндровый карбюраторный двигатель Delahaye 103 ТТ мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим количеством 2120 куб. см

механическая с пятискоростной КПП и блокируемым дифференциалом Cletrac

механическая с пятискоростной КПП и блокируемым дифференциалом Cletrac

механическая с пятискоростной КПП и блокируемым дифференциалом Cletrac

37

37

Нет данных

135

135

Нет данных

0,8

1,0

Нет данных

1,1

1,1

Нет данных

6

10

8

40–50

40–50

Нет данных

1,30

1,30

Нет данных

0,60

0,60

Нет данных

Lorraine 37L – базисная модель с расположенным спереди всецело бронированным отсеком управления, двигателем в средней части БТР и десантно-грузовым отделением – в кормовой части автомобили. Информацию о количестве выпущенных БТР в разных источниках разнятся.

Большая часть источников информирует о 378 единицах – эта цифра складывается из практически произведенных во второй половине 30-ых годов XX века 278 БТР и заказанных во второй половине 30-ых годов двадцатого века ста транспортеров «долгой версии» вместо отменённого заказа на «маленькую версию». Другие источники (в частности, издание «Танкомастер», №5 за 2007 год) говорят о 278 автомобилях, произведенных в 1938, и 174 – во второй половине 30-ых годов двадцатого века, что в сумме дает 452 транспортера. Помимо этого, в некоторых источниках приводятся информацию о 432 единицах как неспециализированном заказе транспортеров Lorraine 37L для потребностей армии Франции.

Погрузка БТР Lorraine 37L для отправки в Норвегию. 1940 год

Источник: Издание «Танкомастер», № 5 за 2007 год

По результатам эксплуатации транспортера французские армейские пришли к следующим выводам:

  1. БТР владеет действенной защитой против пуль и осколков стрелкового оружия среднего калибра на дистанции потом прямого выстрела;

  2. Проходимость автомобили достаточна для передвижения вне дорог с жёстким покрытием;

  3. Десантовместимость автомобили есть достаточной для перевозки расчетов орудий, но не разрешает осуществлять транспортировку пехотных и моторизованных отделений из расчета «один транспортер – одно отделение»;

  4. Скорость передвижения БТРа для обеспечения постоянного сопровождения механизированных колонн должна быть повышена до 50 км/час.

Кинутый Lorraine 37L с прицепом-цистерной

Источник: Издание «Танкомастер», № 5 за 2007 год

По сути, перед компанией-изготовителем была поставлена задача создать отдельный транспортер для моторизованных армий. С учетом необходимости неотложного пополнения формирующихся моторизованных армий новой техникой было издано постановление о исполнении поставленной задачи в два этапа. На начальной стадии в качестве временного ответа Управлением сухопутных армий (без представления прототипа БТР на утверждение в Основной штаб армейского министерства) был одобрен БТР Lorraine 38l (во французских документах фигурирует как «первая модификация»), представлявший собой незначительно поменянный Lorraine 37L. Всего было заказано 240 таких БТР, каковые выпускались до августа 1940 года в трех модификациях:

Lorraine 38L VDP – модификация для перевозки пехоты. В прошлый вариант были внесены следующие трансформации: высота корпуса была увеличена для более экипажа и комфортного размещения солдат, а конструкция грузового прицепа была поменяна (сейчас стала вероятной транспортировка 4 человек). Всего было выпущено 100 БТРов данной модификации.

Lorraine 38l VBCP – модификация для перевозки пехоты. При подобной прошлым модификациям силовой установке боевая масса БТР возросла до 5,46 тысячь киллограм за счет усиленного бронирования отсека для перевозки личного состава. Помимо этого, в набор автомобили был добавлен новый десантный прицеп для личного состава с высокими бронированными бортами. Грузоподъемность нового прицепа составила 1 тонну.

Десантовместимость прицепа – 4 человека. Всего было произведено 130 автомобилей данной модификации: по 48 транспортеров взяли 5-й батальон моторизованной пехоты 1-й бронетанковой дивизии и 7-й батальон 2-й дивизии; 16-й батальон 3-й танковой дивизии взял, по различным данным, от 20 до 28 БТР, будущее же остальных автомобилей малоизвестна.

БТР Lorraine 38L VBCP

Источник: Издание «Танкомастер», № 5 за 2007 год

Lorraine 38L PC – вариант командирской автомобили на базе модификации Lorraine 38L VBCP. Этот вариант воображал собой штатную машину, дополнительно оснащенную радиоаппаратурой для потребностей начальников батальонов и рот. За период с осени 1939 по январь 1940 года было выпущено не меньше десяти таких автомобилей (2 – для начальников батальонов и 8 – для начальников рот), каковые поступили на вооружение 5-го и 7-го батальонов 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно.

БТР начальника батальона оборудовали радиостанцией ближней связи ER-55 для связи с начальниками рот и радиостанцией дальней связи ER-51 либо ER-30 – для связи с руководством дивизии (наличие данной радиостанции породило предположение о выпуске Lorraine 38L PC для начальников танковых дивизий), телефоном ТМ-32, а в прицепе устанавливался приемник R-61. БТР командира роты оборудовали радиостанцией ER-55 и устройством внутренней связи.

Потому, что БТР Lorraine 38L воображал собой временную модель, позднее он был подвергнут жёсткой критике. В качестве главных недочётов транспортера показывали:

  1. не сильный броню;

  2. Недостаточную проходимость по пересеченной местности (из-за буксируемого прицепа);

  3. Неэффективную конструкцию смотровых щелей, создающую бессчётные непросматриваемые пространства на ближней расстоянии.

Параллельно с выпуском модели Lorraine 38L компания Lorraine-Dietrich вела разработку (в соответствии с требованиями армейских) новой модификации БТР – Lorraine 39L (во французских документах фигурирует как «вторая модификация»). Lorraine 39L имел поменянный корпус, что, во-первых, разрешило расширить численность десанта в грузовом отсеке до 8 человек, а во-вторых, более комфортно разместить командира и водителя (в прошлой модификации они размешались практически полулежа).

Транспортер был представлен на опробования в июне 1939 года. В ответе рабочей группы от 31 августа 1939 года отмечалось: «Вторая модификация достаточно идеальна и существенно превосходит первую, возможно срочно разрешена войти в серийное производство в качестве военной машины мотопехоты». Заказ от 14 октября 1939 года предполагал выпуск 150 БТР Lorraine 39L, но в связи с загрузкой производственных мощностей исполнением заказа по выпуску Lorraine 38L был произведен лишь один транспортер модели Lorraine 39L, судьба которого малоизвестна.

В следствии разгрома французской армии в первой половине 40-ых годов двадцатого века Вермахт взял в качестве трофеев порядка трехсот БТР Lorraine 37L и Lorraine 38L. Транспортер массой более пяти тысячь киллограм, талантливый перевозить до одной тонны груза и буксировать еще порядка одной тонны, не заинтересовал Вермахт в качестве транспортного средства (не смотря на то, что некое количество этих автомобилей все же употреблялось немцами называющиеся Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper). Но уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века конструкторское бюро компании Alfred Becker приступило к разработке на базе транспортера семейства боевых и запасных автомобилей самоходной артиллерии (практически серийное переоборудование было начато в первой половине 40-ых годов XX века):

1. Командирская машина управления

Машина предназначалась для начальников батарей 105-мм самоходных установок на базе транспортера Lorraine. Переоборудование заключалось в установке на месте грузового отсека бронированной рубки, оснащенной позади двухстворчатой дверью. Всего, по разным данным, было переоборудовано от 10 до 40 автомобилей.

Смотр батареи 105-мм самоходных артиллерийских установок на базе французского

БТР Lorraine 37L. В ближнем последовательности первая снизу – командирская машина управления

Источник: Издание «Танкомастер», № 5 за 2007 год
2. связи и Бронированная машина наблюдения (уникальное германское наименование – Gro?er Funk-und Beobachtungspanzer auf Lorraine-S(f)

Представляла собой всецело бронированный командный пункт начальника батареи. Если судить по фотографии имела на вооружении пулемет. Всего было переоборудовано 30 транспортеров.

связи и Бронированная машина наблюдения

Источник: Издание «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год

Все самоходные артиллерийские установки, созданные на базе БТР Lorraine, были конструктивно схожи и различались типом артсистемы, устанавливавшейся в бронированной рубке коробчатой формы, размешавшейся на корме.

3. 75-мм самоходная артиллерийская установка (уникальное германское наименование – 7,5 cm Pak 40/1 auf Lorraine Schlepper (f) «Marder I»)

Бронелисты толщиной от 5 до 12 мм размешались с маленькими углами наклона. В качестве артиллерийской совокупности употреблялось противотанковое орудие 7,5 cm Pak40/1 L/46, оснащенной оптическим прицелом ZF 3?8. Угол наводки по горизонтали составлял 64°, по вертикали – от ?5° до +22°.

Для защиты от пехоты в укладке имелся 7,92-мм пулемет MG34. Полный возимый боекомплект включал 40 патронов и 600 выстрелов. В следствии переоборудования масса САУ возросла до восьми тысячь киллограм, что, но, не оказало критического влияния на ее проходимость.

Экипаж автомобили складывался из пяти человек (начальник, механик-водитель, наводчик, заряжающий и радист, обслуживавший радиостанцию FuG5). Наличие радиста являлось собственного рода фирменным знаком германской военной техники, тогда как в армиях антигитлеровской коалиции функции радиста обычно передавали начальнику автомобили. Всего было переоборудовано 179 транспортеров (по другим сведеньям – 170 либо 184 транспортера).

75-мм самоходная артиллерийская установка Marder I

Источник: Издание «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год
4. 105-мм самоходная гаубица (уникальное германское наименование – 10,5 cm leFH 18/4(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f)

Повторяла противотанковый вариант, за исключением того, что на модель ставили второе орудие – гаубицу 10,5 cm leFH 18/4. Всего было переоборудовано 12 транспортеров (по другим сведеньям – 24).

105-мм самоходная гаубица

Источник: Издание «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год
5. 150-мм самоходная гаубица (уникальное германское наименование – 15 cm sFH 13/1(SF) auf GW Lorraine Schlepper (f)

Повторяла противотанковый вариант, за исключением того, что на модель ставили второе орудие (гаубицу 15 cm sFH 13/1), прицел Rblf 36 и радиостанцию FuG Spr f.В. Всего было переоборудовано 94 автомобили (по другим сведеньям – 102).

150-мм самоходная гаубица

Источник: Издание «Бронеколлекция», спецвыпуск № 2 за 2007 год

Спорным есть вопрос о создании на базе транспортера самоходной артиллерийской установки, вооруженной французской 47-мм пушкой SA37 (обозначение в Вермахте – 4,7 cm Pak 181 (f). По одной из предположений САУ была изготовлена французами, по второй – являлась германской умелой САУ. В любом случае, такая САУ существовала и имела германское наименование 4,7 cm Pak 181 oder 183 (f) auf Panzerjager Lorraine-S (f).

Существовала кроме этого умелая САУ, оснащенная советской 122-мм гаубицей М-30 (уникальное германское наименование – 12,2 cm Kanone ® auf Geschutzwagen Lorraine (f).

САУ с французской 47-мм пушкой SA37

Источник: http://www.aviarmor.net/tww2/photo/france/lorraine_l37/c1_lorrain_37l_47mm_1.jpg

Подводя итоги боевого применения транспортеров Lorraine, и боевых и вспомогательных автомобилей на их базе, направляться отметить:

  1. Французская теория применения бронированных транспортеров для перевозки грузов была ошибочной. Транспортеры уступали стандартным грузовикам по грузоподъемности и были уязвимыми для противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов в близи от переднего края;

  2. БТР Lorraine 39L стал первой машиной, в которой был воплощен принцип «один транспортер – одно отделение», взявший признание экспертов уже по окончании окончания Второй мировой. Так, Lorraine 39L может с полным правом рассматриваться в качестве предка всех современных гусеничных транспортеров;

  3. Германским конструкторам удалось рационально применять трофейные транспортеры, создав на их базе достаточно успешные модели самоходных артиллерийских установок и автомобилей управления

Подъем германской САУ StuG-40

Темы которые будут Вам интересны: