Однофамилец британского премьера

Отношение танкистов к «Черчиллю» было неоднозначным, но из всех танков союзников как раз у него было наилучшее бронирование, соответственно, экипажи этих автомобилей имели больше всего шансов выжить в битвах. В случае если учесть тот факт, что вопрос выживания для танковых экипажей есть главным, то нет сомнений в том, что к «черчиллям» они относились с уважением

До начала германского наступления во странах и Франции Бенилюкса высшее военное руководство Англии пребывало в благостном заблуждении, что боевые действия, начавшиеся 1 сентября 1939 года, будут носить позиционный темперамент подобно изнурительному противостоянию времен Первой Мировой (потом – ПМВ). Более того, кроме того Польская кампания Вермахта не насторожила и ничему не научила генералитет армии Его Величества, исходя из этого, исходя из этих ошибочных взоров, Управление разработки танков (потом – УРТ) при армейском министерстве заказывало частным разработчиками и производителям соответствующую военную технику.

Пробуждение от спячки

Через два дня по окончании нападения Вермахта на Польшу, 3 сентября 1939 года, Англия объявила войну Германии. Во Францию были посланы экспедиционные армии, каковые (совместно со собственными французскими, бельгийскими и голландскими союзниками) не спешили штурмовать западную полосу германских упрочнений (так именуемую «линию Зигфрида»), не обращая внимания на то, что главная часть сил Вермахта была занята на востоке в военных действиях против поляков. Это практически мирное противостояние во всемирной историографии стало называться «Необычной войны».

В это же время, для потребностей экспедиционных армий УРТ в сентябре 1939 года заказало у судостроительной верфи «Харленд энд Вулф», расположенной в городе Белфаст (Северная Ирландия) разработку нового пехотного танка, взявшего индекс А20. Эта верфь занимательна тем, что за 28 лет до обрисовываемых событий с её стапелей сошёл легендарный круизный лайнер «Титаник». Сейчас правительство страны привлекло это непрофильное предприятие к конструированию бронетанковой техники.

Необходимо заметить, что и для Франции, и Англии участие судостроительных компаний в производстве танков не было чем-то из последовательности вон выходящим.

Однофамилец британского премьера

Прототип танка А20

Источник — all-tanks.ru

В соответствии с утверждённым УРТ чертям, бронирование заказанной автомобили должно было достигать 80 мм у лобовых бронедеталей, 30 мм – у бортовых, 16 мм – у кормовых. Машиной А20 собирались заменить второй пехотный танк, Мk.II «Матильда II», бронирование и чья скорость не совсем устраивали английских армейских. В качестве вероятного оружия для А20 рассматривались разные артсистемы: 2-фунтовые (40-мм) противотанковые пушки, 6-фунтовые (57-мм) пушки, и 75-мм либо 76-мм гаубицы.

Наконец, армейские остановились на 40-мм противотанковой пушке, размещённой в башне, и 76,2-мм гаубице, помещаемой в корпус танка. Для повышения проходимости автомобили её собирались сделать максимально удлинённой, а гусеницы – всецело охватывающими корпус, в лучших традициях английского танкостроения времён ПМВ.

Североирландские конструкторы в минимальные сроки совершили предпроектные и проектные работы. Договор на сборку двух прототипов нового танка УРТ и верфь подписали в феврале 1940 года, наряду с этим инженеры учли все пожелания армейских по бронированию, компоновке и размерам танка. А20 оказался машиной достаточно тяжёлой (43 тонны) и медленной, поскольку мощности 300-сильного 12-цилиндрового плоского двигателя «тип DAV» компании «Генри Мидоус» для тяжёлого пехотного танка не хватало.

Оба прототипа собрали в июне 1940 года, и в том же месяце они прошли опробования.

Летом 1940 года английские бронетанковые армии появилась в катастрофической обстановке. Из 704-х танков, посланных во Францию в составе экспедиционного корпуса, удалось эвакуировать всего 25. По окончании Дюнкеркской трагедии в Англии чуть насчитывалось 150-200 танков (многие из которых были учебными) и всего около 500 орудий (наряду с этим противотанковая артиллерия была потерянной всецело). Катастрофически очень сильно пострадал и автомобильный парк.

Все эти утраты требовалось безотлагательно компенсировать производством и закупкой новых оружий.

Техника союзников, кинутая в Дюнкерке

Источник — tzem.info

Поражение во Франции очень сильно оказало влияние на взоры английского генералитета. Глубочайший и стремительный прорыв сконцентрированных в единую танковую группу германских бронетанковых сил, решивший судьбу всей кампании, продемонстрировал, что время узкоспециализированных медлительных пехотных танков прошло. Для новых реалий войны требовались автомобили более маневренные, универсальные, прекрасно забронированные и вооружённые.

Однако, довольно успешное использование танков «Матильда ІІ», достаточно внушительная броня которых (78 мм – лоб, 70 мм – борт) была непробиваемой для германских танковых и противотанковых пушек, не разрешило британским генералам всецело поставить крест на пехотных танках, но вынудило пересмотреть их характеристики.

А22 – компромисс между традициями и реалиями

От предстоящих опробований А20 отказались, но один из двух его прототипов был передан компании «Воуксхолл Моторс», английскому подразделению «General Motors», создававшему грузовики и двигатели под маркой «Бэдфорд». Автомобилестроители внесли предложение установить на танк личный 12-цилиндровый плоский двигатель, скомпонованный из двух 6-цилиндровых двигателей «Бэдфорд», устанавливавшихся на машины, отчего новая силовая установка стала называться «два-по-шесть».

Практически, с этого момента и началось создание прототипа А22, позднее ставшего танком «Черчилль». Кроме установки нового двигателя, автомобилестроители сделали армейским последовательность предложений по оптимизации конструкции танка с целью уменьшения его стоимости и массы. В следствии сотрудничества с компанией «Воуксхолл Моторс» армейские решили привлечь ее к работе над новым танком в качестве главного исполнителя заказа.

Директор УРТ Генри Меррит пересмотрел тактико-технические характеристики нового пехотного танка, взявшего индекс А22, и предоставил их компании «Воуксхолл Моторс». Из-за ожидания скорого германского вторжения армейские потребовали создать новый танк и запустить его в серию в течение одного года, что для английской индустрии было весьма маленьким сроком. Однако, эксперты «Воуксхолл Моторс» с поставленной задачей совладали.

Проектные работы завершились к июлю 1940 года, а уже в мае 1941 года из цеха вышел первый изготовленный прототип. В июне того же года первые серийные автомобили начали поступать на вооружение английской армии. Но сокращение испытательного периода автомобили стало причиной тому, что танк был «сырым», недоработанным и фактически все последующие годы проводились работы по устранению его недочётов и совершенствованию конструкции.

Новый танк стал называться «Черчилль», в честь Джона Черчилля – 1-го герцога Мальборо, выдающегося английского полководца времён Войны за Испанское наследство 1701-1714 годов. Но в случае если учесть тот факт, что тогдашний глава правительства Англии Уинстон Черчилль был прямым потомком прославленного генерала, несложно додуматься, что кто-то в армейском ведомстве так желал сникать себе размещение премьер-министра.

Из чего же, из чего же, из чего же сделан… танк «Черчилль»?

В отличие от скоростных английских танков, применявших новые типы подвесок (к примеру, подвеску Кристи), при разработке «Черчилля» конструкторы практически сделали ход назад, возвратившись к ответам, обычным для ПМВ. В частности, гусеницы танка охватывали его корпус, а с каждого борта пребывало по 11 сдвоенных опорных катков диаметров 10 дюймов (25,3 см) с личной пружинной подвеской, из которых первый и последний касались грунта лишь при преодолении препятствий.

2-й, 9-й и 10-й катки имели укороченный движение подвески, что давало предупреждение спадание гусениц на мягком грунте. Поддерживающих роликов у «Черчилля» не было – в верхней части гусеницы скользили на протяжении корпуса по особым направляющим полозьям. Именно поэтому в бортах танка появилось пространство для монтажа люков, употреблявшихся для доступа вовнутрь корпуса.

Гусеницы употреблялись безгребневые цевочного зацепления, шириной 356 мм. Они изготавливались в двух вариантах: из 70 траков (любой шириной 211 мм) либо из 71 трака (любой шириной 202 мм). Так как танк компоновался по классической схеме, моторно-трансмиссионное отделение пребывало в корме, ведущими были задние звёздчатые колёса, а в первых рядах пребывали ленивцы.

Первоначально гусеницы «черчиллей» оставались всецело незащищёнными как у обычных «ромбовидных» танков времён ПМВ, но позднее, в первой половине 40-ых годов XX века, начиная с модели Mk.III, в верхней части их начали защищать надгусеничными броневыми и полками экранами, а спереди и позади – бронированными крыльями.

Влияние танковой «моды» времён ПМВ сказалось и на корпусе танка – он оказался существенно меньше гусениц, каковые выступали вперёд на 1,2 метра. Это повышало проходимость танка, разрешая ему преодолевать глубокие траншеи, стенки и высокие валы, но в также время ограничивало сектор возможности механика-ведения и обзора водителя огня из оружий, размещённых в лобовой части корпуса.

Танк «Черчилль» Mk.I

Источник — fr.academic.ru

Как и планировалось, А22 взял 12-цилиндровый оппозитный плоский бензиновый двигатель «Бэдфорд» с рабочим количеством в 21.237 см? и мощностью 350 л/с при 2200 оборотах в 60 секунд. Силовая установка размещалась в корме танка на протяжении его оси. В том месте же монтировались шесть из семи топливных баков неспециализированной ёмкостью 828 литров (седьмой съёмный бак крепился снаружи вне броневого корпуса на кормовых бронедеталях).

Подача горючего в двигатель осуществлялась четырьмя карбюраторами, любой из которых обслуживал три цилиндра. Подача воздуха для охлаждения и вентиляции агрегатов моторно-трансмиссионного отделения шла из боевого отделения через особый клапан, разрешавший осуществлять очистку пороховых газов от гари, прогоняя их через совокупность фильтров.

Удаление выхлопных газов производилось через громадные жалюзи (они являются одной из отличительных изюминок «Черчиллей»), расположенные на бортах танка. На танках первой модели форма жалюзи была цилиндрической, но в ходе серийного производства они поменяли собственную форму. Охлаждённый воздушное пространство подавался на радиаторы и в моторно-трансмиссионное отделение при помощи вентилятора, управляемого сцеплением.

«Черчилль» управлялся не рулевым колесом либо рычагами, а штурвалом подобно самолёту. Такая совокупность приводила к определённым сложностям при подготовке экипажей, но имела и хорошие стороны. Она заставила инженеров применять для управления фрикционом, тормозами и механизмом поворота гидравлические сервоприводы, существенно облегчавшие работу механикам-водителям.

Совокупность во многом копировала решения, применённые на французских тяжёлых танках B1 и B1bis, каковые наровне с «Матильдой-ІІ» кроме этого причинили определённые неприятности германским танкистам.

Штурвал танка «Черчилль» AVRE

Кадр из документального фильма «В танка»

Совокупность разрешала руководить скоростью и направлением вращения каждой из гусениц, благодаря чему «Черчилль» имел возможность развернуться фактически стоя на месте.

Трансмиссия «Черчилля» кроме этого не претерпела трансформаций на протяжении производства. В её состав входили:

  • однодисковый основной фрикцион сухого трения производства «Борг энд Бек», установленный на двигателе;
  • четырёхскоростная механическая коробка передач «Меррит-Браун» H41, объединённая в общем корпусе с механизмом поворота;
  • механизм поворота, складывавшийся из дифференциала, двух барабанных тормозов и планетарных механизмов;
  • барабанные главные тормоза;
  • планетарные бортовые передачи, размешавшиеся в ведущих колёс.

Место механика-водителя «Черчилля» AVRE

Кадр из документального фильма «В танка»

Начиная с А20 и заканчивая моделью «Черчилль» Mk.VII (A22F) бронелисты обшивки несложной неизогнутой формы крепились к каркасу танка заклёпками, а при производстве последующих моделей употреблялась сварка. Корпус его был долгим (7440 мм) и довольно узким (3250 мм) в соответствии со стандартной шириной ЖД платформ, употреблявшихся армией для перевозки техники. Доступ экипажа в танк в простых условиях осуществлялся через два бортовых люка круглой либо прямоугольной формы.

Отделение управления не отделялось от боевого, которое было намного просторнее, нежели у других английских танков.

Толщина лобовой брони корпуса на первых моделях танка (и верхний, и нижний страницы) достигала 102 мм, крыши корпуса – 16-19 мм, лобового промежуточного практически горизонтального страницы брони – 57 мм, борта – 76, кормы – 64, днища и нижнего кормового бронелиста – 19 мм. Большинство поверхностей танка размешалась вертикально к траектории полёта боеприпаса, но кроме того при таких условиях бронирование танка для 1941 года являлось достаточно надёжным.

По толщине брони в то время машина занимала ведущую плозицию в мире (на втором шёл коммунистический танк КВ). У Вермахта не было автомобилей, талантливых на равных бороться с «Черчиллем», до появления «тигров». Но в этот самый момент англичане нашли, чем ответить на вызов – у «Черчиллей» Mark VII, выпуск которых начался в первой половине 40-ых годов двадцатого века, лобовая броня выросла до 152 мм, бортовая – до 102 мм, бронирование дна – до 25 мм.

Лишь «королевские тигры», «ягдтигры» и «фердинанды», выпущенные малым числом к концу войны, превосходили «черчиллей» по уровню бронирования.

«Черчилль» Mk.II CS – прекрасно видна литая башня

Источник – vivavegasgolf.com

Башня «Черчилля» была довольно малый если сравнивать с размерами корпуса, но, однако, в ней в полной мере комфортно размещались командир экипажа, наводчик и заряжающий 2-фунтовой (40-мм) пушки. Стены башни, как и большинство бронеплит корпуса, размещались вертикально, без рациональных углов наклона. Толщина стенок для модификаций с Mk.I по Mk.VI составляла: лоб – 102 мм, борта и корма – 76 и 95 мм соответственно, крыша – 20 мм. На модификациях Mk.VII и Mk.VIII лобовая броня увеличилась до 152 мм.

Бронемаска, защищавшая и орудие, и спаренный 7,92-мм пулемёт BESA, размещалась не снаружи, а в башни.

На танках поздних конструкций к задней части башни начали монтировать дополнительный металлический отсек, что служил не только для хранения имущества экипажа, но и как противовес для потяжелевшего главного оружия. Начиная с модификации Mk.IV, на танках показались перископы производства компании «Виккерс» (один для наводчика, второй – для командира экипажа). Ещё три перископа монтировались в крыше корпуса: два – для механика-водителя, еще один – для наводчика орудия.

В крыше башни сконструировали два двухстворчатых люка: правый – для заряжающего; левый – для наводчика и командира. В задней части башни размещалось радиооборудование с двумя антеннами.

Начиная с модели Mk.III, башню увеличили, дабы разместить в ней более массивное 6-фунтовое (57-мм) орудие. И в случае если первоначально её делали литой обтекаемой формы, то сейчас она стала более простой – сварной шестиугольной с полностью прямыми стенками. В передней стенке башни показалась широкая амбразура, через которую происходила замена орудия.

«Черчилль» Mk.III – новая башня заметно отличается от прошлой модификации

Источник – cgexperience.com

В следующий раз башню поменяли на «черчиллях» модификации Mk.IV – покинув так же, как и прежде шестиугольной, её стали производить частично литой, а частично сварной, ассиметричной, удлинившейся позади. Около амбразуры показались два выступающих бронированных закругления, предназначенных для лучшей защиты орудия от попаданий.

Повышение размеров башни модели Mk.VII было вызвано установкой на неё более массивной 75-мм пушки. Наряду с этим в орудийной маске так же, как и прежде размещались сходу и пушка, и пулемёт BESA, и устройства прицеливания.

Башня устанавливалась на подбашенной коробке на шаровой опоре и приводилась в перемещение электрическим приводом, что питался от генератора, вращаемого двигателем. На протяжении стоянки поворот башни имел возможность осуществляться вручную. Помимо этого, башня оборудовалась вращающимся поликом, подвешенным к ней.

«Черчилль» Mk.VII в экспозиции Бовингтонского музея

Источник – cleeveprints.co.uk
Оружие для тяжеловеса

От разглядываемых в начале проектирования спонсонов с размещёнными в них орудиями конструкторы отказались фактически сходу. У французского танка В1 они позаимствовали идею двухуровневой компоновки оружий.

В следствии на первых «Черчиллях» в башнях монтировали стандартную противотанковую 2-фунтовую (40-мм) пушку (которая, согласно точки зрения армейских, владела в полной мере достаточной скорострельностью и пробивной способностью), а в корпусе – 6-фунтовую (75-мм) гаубицу, предназначенную для штурма полевых упрочнений соперника. Недочётом стали вынесенные вперёд на 1,2 метра гусеницы, очень сильно ограничившие сектор обстрела штурмового орудия.

Второй ранний вариант танка Mk.II CS (Close Support – «близкая подержка») вооружался 3-дюймовой (76,2-мм) гаубицей, которая имела возможность вести пламя лишь дымовыми боеприпасами. Но боевое использование автомобилей скоро продемонстрировало неэффективность гаубицы, размещённой в корпусе, и на Mk.III её заменили курсовым пулемётом.

Замена башенного орудия на более замечательное случилась лишь в первой половине 40-ых годов XX века, в то время, когда оказалось, что пробивная мощность 40-мм пушки недостаточна. Тогда же поменяли и конструкцию башни. Доработки стали причиной созданию модели Mk.III, вооружённой 57-мм орудием.

В следствии эффективность «черчиллей» в противостоянии с лучше вооружёнными германскими танками Pz.Kpfw.III/IV на североафриканском театре боевых действий существенно увеличилась – так, модифицированные танки прекрасно продемонстрировали себя во Втором сражении при Эль-Аламейне.

«Черчилль» Mk.III с 57-мм башенным орудием

Источник – armorama.com

Но в битвах за Тунис улучшенные германские Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, вооружённые новыми пушками 7,5 см Kw.K.40 L/43, стали чаще побеждать над «черчиллями» Mk.III. Назрела необходимость внесения новых трансформаций в конструкцию пехотного танка. Английский офицер Перси Лоувелл внес предложение устанавливать в башни английских танков 75-мм американские орудия, снятые с подбитых танков «Шерман».

Эта модификация «черчиллей», известная как NA-75, участвовала в битвах в Тунисе, а позднее в Италии. Но кроме того оружие «шерманов» не владело достаточной пробивной мощностью, и на Mk.VII начали устанавливать маленькие 17-фунтовые (75-мм) орудия. Их характеристики были лучше, чем у 6-фунтовых пушек, но они не владели достаточной пробивной свойством, дабы на равных противостоять новым германским танкам Pz.Kpfw.V «Пантера» и Pz.Kpfw.VI «Тигр».

«Черчилль» Mk.IV NA-75 с 75-мм орудием, снятым с танка «Шерман»

Источник – icvi.at.ua
От Mk.I до «Тёмного Принца»

Ранние А22 Mk.I/II/III снаружи слабо отличается от более поздних Mk.VII/VIII, но фактически все сохранившиеся танки первых серий потом модернизировали, что стало причиной появлению промежуточных модификаций Mk.IX, X и XI. «Черчилли» поздних серий были лучше бронированы, и, одновременно с этим, стали самыми медленными из всех моделей этого танка. Посильнее всех от первых Mk.I отличался известный экспериментальный «Черчилль» А43 «Тёмный Принц», сконструированный для борьбы с германскими танками последних модификаций.

Всего за 1941 год британские фирмы собрали 303 единицы танка «Черчилль» Mk.I. Главными их отличиями стали: литая башня с закруглёнными формами; 75-мм гаубица, размещённая в передней части корпуса; 40-мм пушка, установленная в башне. Имея массу недочётов, эти танки, по большей части, употреблялись для обучения новых экипажей.

Со временем часть их переоборудовали, перевооружили либо переделали в особые автомобили.

В следующей модификации «Черчилль» Mk.II (время от времени употребляется индекс «Черчилль» Mk.Ia) гаубицу заменили курсовым 7,92-мм пулемётом BESA с целью высвобождения в танке удешевления и дополнительного пространства его конструкции. В ходе эксплуатации у этих танков кроме этого распознали массу недочётов. Всего до середины 1942 года произвели 1127 автомобилей данной модели, каковые позднее модифицировали до отметки новых моделей либо переделали в особые автомобили.

В корпусе «Черчилля» модели Mk.II CS устанавливалась 3-дюймовая гаубица, стрелявшая только дымовыми боеприпасами. Танк признали неудачным, успев выпустить всего пара единиц.

При с «Черчиллем» Mk.III инженеры в первый раз внесли в конструкцию танка важные коррективы – поменяли форму башни и при её производстве вместо литья начали применять сварку. В башню установили 57-мм пушку (вместо орудия калибра 40 мм), а от гаубицы в корпусе совсем отказались, заменив её пулемётом. Большие трансформации претерпели трансмиссия и двигатель, а верхнюю часть гусениц защитили крыльями, надгусеничными бортовыми экранами и полками.

Всего промышленность произвела 675 танков данной модификации (все произведены в первой половине 40-ых годов XX века).

«Черчилль» Mk.IV в экспозиции музея в Кубинке

Источник – ru.wikipedia.org

самая многочисленной модификацией танка «Черчилль» являлся Mk.IV – 1622 единицы. Mk.IV взял самая дешёвую и технологичную литую башню. У автомобилей ранних выпусков в задней части башни крепился противовес, уравновешивавший 6-фунтовую пушку.

Модель «Черчилль» Mk.V, по сути, являлась моделью Mk.IV, предназначенной для «близкой помощи» пехоты. Для этого машину вооружили 47-фунтовой (95-мм) гаубицей примера 1943 года.

«Черчилль» Mk.V в экспозиции Сопротивления Нидерландов и Национального музея войны в Оверлооне. Башню экранировали приваренными траками вторых танков

Источник – anyfille.dyndns.org

«Черчилль» Mk.VI являлся маленькой улучшенной версией Mk.IV с новым 6-фунтовым (57-мм) орудием Mk.V. Всего из сборочных цехов вышло 200 танков данной модификации, но скоро Mk.VI поменяли Mk.VII. Большинство сохранившихся в битвах танков моделей Mk.III/IV позже кроме этого модернизировалась до отметки Mk.VI.

Модификация «Черчилль» Mk.VII была второй моделью, в конструкцию которой английские инженеры внесли так большое количество трансформаций, что её можно считать новым танком. По окончании усиления бронирования вес автомобили возрос на две тонны. Благодаря выросшему практически в 1,5 раза (со 102 до 152 мм) лобовому бронированию танк стал одной из самый защищённых бронированных автомобилей Второй мировой (потом – ВМВ).

В башне смонтировали новую замечательную 17-фунтовую (75-мм) пушку. Эта модификация стала окончательным вариантом танка, взявшим индекс A22F и остававшимся неизменным до конца войны (в 1945 году индекс был поменян на A42). До конца 1944 года английская индустрия выпустила около 1400 танков данной модели.

«Черчилль» Mk.VII в экспозиции танкового музея в Латруне (Израиль)

Источник – armor.kiev.ua

«Черчилль» Mk.не являлся модификацией Mk.VII, предназначенной для яркой помощи пехоты и вооружался 47-фунтовой (95-мм) гаубицей примера 1943 года. Всего промышленность изготовила около 200 единиц данной техники.

Все последующие модели «черчиллей» появились не в следствии производства новых танков, а благодаря модификации уже имевшихся автомобилей, поступавших на фирмы для ремонта. Уровень их бронирования и оружия повышали до стандартов следующих моделей, в следствии чего оказались промежуточные модификации.

«Черчилль» Mk.IX практически являлся модификацией «черчиллей» Mk.III/IV, на каковые устанавливалась новая башня, созданная для Mk.VII, и новые подвеска и трансмиссия. Наряду с этим на некоторых экземплярах башня оставалась ветхой – такие автомобили приобретали индекс Mk.IX LT (light turret – «лёгкая башня»). Трансформаций в оружии такие автомобили не претерпевали.

«Черчилль» Mk.X являлся модификацией Mk.VI, улучшенной до стандартов Mk.VII – на танке наращивали броню, а 57-мм орудие заменяли на 75-мм.

«Черчилль» Mk.XI – Mk.V, улучшенный до отметки Mk.VII и кроме этого приобретавший дополнительное бронирование.

Операция по переделке «Черчиллей» Mk.IV в модификацию NA75 взяла кодовое имя «высший уровень» и Белая жара секретности. Всего модифицировали около двухсот «черчиллей» Mk.IV – на них установили вместе с бронемасками 75-мм орудия со списанных и подбитых американских «шерманов». Первые 48 автомобилей модифицировал офицер-ремонтник английского экспедиционного корпуса в Северной Африке капитан Перси Морелл, позднее отмеченный за это призами.

Из башен «черчиллей» вырезалось 57-мм орудие и в появившуюся амбразуру вставлялось американское орудие, по окончании чего его маска приваривалась к башне «англичанина». Наряду с этим появлялись кое-какие неудобства, поскольку башни «черчиллей» компоновались под орудия, заряжавшиеся с правой стороны, а у американского орудия заряжающий был слева. Исходя из этого орудия приходилось поворачивать около собственной оси на 180°, по окончании чего приспособить прицеливания и приборы наведения к новому положению пушки.

Также, инженерам было нужно сбалансировать башню противовесами, поскольку новое орудие выяснилось тяжелее прошлого.

Капитан Перси Морелл

Источник – panzerserra.blogspot.com

«Тёмный принц» (A43) – к 1943 году «Черчилль» стал самым тяжёлым танком в армии Его Величества, и английское руководство вычисляло его адекватным ответом пантерам «и» немецким «тиграм» при условии перевооружения более замечательной 17-фунтовой пушкой. Экспериментальный танк создали на шасси модели Mk.VII в «Воуксхолл Моторс», установив на него новую башню, созданную для нового танка «Комет».

К началу 1945 года танкостроители изготовили лишь шесть прототипов, в то время, когда уже успели прекрасно себя зарекомендовать более недорогие и успешные американские танки «Шерман» VC («Шерман Файерфлай»), модернизированные англичанами и вооруженные теми же орудиями. Прекрасно продемонстрировали себя и последние модификации вторых танков, исходя из этого «Тёмный Принц» посчитали машиной через чур дорогой, бесперспективной, и от предстоящего развития проекта отказались.

«Чудачества Хобарта»

Увлекательной и необыкновенной серией автомобилей, созданной на базе «черчиллей» первых модификаций, стала инженерная техника, прозванная английскими воинами «Чудачествами Хобарта» (Hobart’s Funnies) за уникальную компоновку.

19 августа 1942 года «черчилли» Mk.III 14-го Калгарийского танкового полка 1-й танковой бригады канадской армии участвовали в неудачной высадке армий союзников на французском берегу Ла-Манша в Дьеппе. Главная часть танков так и не смогла преодолеть упрочнения береговой полосы и погибла под ударами артиллерии и огнём противника пикирующих бомбардировщиков. Шесть автомобилей однако смогли прорваться в Дьепп, но, лишённые помощи пехоты, которую немцы отсекли огнём, погибли либо были брошены экипажами.

Генерал Перси Хобарт

Источник – i3.coventrytelegraph.net

Чтобы в следующей десантной операции не терять военную технику зря, эксперты 79-й танковой дивизии создали на базе шасси «Черчилля» множество инженерных и боевых автомобилей, призванных уменьшить преодоление береговых оборонительных упрочнений. Они сыграли большую роль на протяжении операции «Оверлорд» по высадке армий в Нормандии и послужили предтечей для целого класса английской инженерной бронированной техники. Собственное неформальное прозвище эти автомобили взяли в честь командующего 79-й танковой дивизией генерала Перси Хобарта.

Огнемётный танк «Черчилль» Оке – был сконструирован в середине 1942 года перед рейдом на Дьепп и был назван в честь майора Дж. М. Оке, что его и создал. Это была модификация «Черчилля», представленная тремя прототипами, взявшими индивидуальные имена: «Хряк», «Бык» и «Жук». Ёмкость с реагентом монтировалась снаружи в задней части танка, и подсоединялась совокупностью трубок к огнемёту совокупности Ронсона, установленному с левой стороны в лобовой части корпуса.

С правой стороны монтировался пулемёт. Все три автомобили учавствовали в неудачном десантировании в Дьеппе.

Вид на «Черчилль» Оке позади

Источник – all-tanks.ru

«Черчилль» AVRE – самая массовая из всех особых модификаций танка, созданная уже по окончании рейда на Дьепп. Машина взяла особое оружие – 290-мм мортиру, талантливую вести пламя 18-кг гранатами на дистанции до 150 ярдов (137 метров). По плану инженеров, он был нужен для ведения огня по ДОТам, прочим укреплениям и Дзотам соперника.

Мортира заряжалась со стороны дульного среза, исходя из этого второму водителю-заряжающему при перезарядке приходилось любой раз высовываться по пояс из собственного люка лицом к башне, рискуя взять пулю в пояснице. Мортира не владела достаточной пробивной свойством, дабы пробить броню вражеского танка, но фугасного действия гранаты в полной мере хватало, дабы вывести его из строя.

«Черчилли» AVRE кроме этого употреблялись для траления минных полей, доставки зарядов взрывчатки к укреплениям перевозки и противника фашин, которыми заваливались траншеи и противотанковые рвы. Не считая всего другого, на его шасси монтировались мостоукладчики и вторая инженерная техника.

Башня «Черчилля» AVRE с гранатой, прислонённой к её передней стенке

Источник – tochek.net

Перевозчик бобины – эта модификация употреблялась на протяжении десантирования на мягких грунтах и песчаных пляжах (по большей части в том месте, где образовывалась непролазная грязь). На бобину наматывалось парусиновое полотно шириной в 10 футов (3 метра). Возглавлявший высадку «Черчилль» разматывал и укладывал полотно на грунт, а уже по нему, как по ковровой дорожке, на берег десантировались остальные транспортные средства.

Перевозчик фашин – техническое ответ, отысканное ещё на протяжении ПМВ, и часто применяемое до сих пор. Фашины представляют собой веток и вязанки кольев, каковые с незапамятных времён употреблялись армиями для траншей и заваливания рвов при штурме крепостей, укреплённых лагерей и других фортификационных сооружений. Начиная с ПМВ, для их доставки к цели употреблялись бронированные автомобили.

В случае если появлялась необходимость завалить фашинами русло маленькой речушки с стремительным течением либо сделать её берег удобным для высадки, в фашины вставлялись пустотелые железные трубы, разрешавшие воде протекать через них, не разрушая конструкцию.

Самоходный небольшой балочный мост – употреблялся как мост либо штурмовая лестница для преодоления рвов, каналов и речушек шириной не более девяти метров, а также в качестве воздушного моста для преодоления непроходимых заграждений.

Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри», входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии, высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у города Бернье-сюр-Мер. Справа видны шасси «Черчилля», с которых устанавливается балочный мост, по которому воины поднимаются на набережную

Источник – en.wikipedia.org

«Бычий плуг» – «Черчилль», снабжённый минным тралом, предназначенным для подрыва и извлечения мин. Танк с бойковым тралом, прозванный «Жабой», создали уже по окончании войны, в первой половине 50-ых годов двадцатого века.

«Двойная луковица» – показался в следствии применения в английских армиях кумулятивных взрывных устройств. На танк навешивалась рамная конструкция, на которой крепились два заряда взрывчатки. Танк доставлял их к бетонной стенке вражеского упрочнения и подрывал с надёжной дистанции.

Второе другое наименование танка – «Козёл».

«Черчилль» ARV (Armored Recovery Vehicle – «бронированная ремонтная машина») – эта модификация представляла собой танк Mk.I, со снятой башней и установленным подъёмным оборудованием, нужным для ремонта военной техники. Грузоподъёмность передней кран-балки составляла 7,5 тысячь киллограм, позади для её уравновешивания на машине устанавливался противовес. Задняя кран-балка имела возможность поднимать грузы весом 15 тысячь киллограм, а кран-лебёдка – 25 тысячь киллограм.

В маленькой башенке помещался макет пулемёта. Единственный настоящий 7,92-мм пулемёт размещался в корпусе, в котором по окончании вооружения и демонтажа башни оставалось хватает места для размещения экипажа подбитого танка.

«Черчилль» ARK (Armoured Ramp Carrier – «бронированный мостоукладчик») – эта машина без башни перевозила складывающийся балочный мост. В боевом положении протяженность моста достигала 20 метров.

Мостоукладчик «Черчилль» ARK

Источник – armor.kiev.ua

«Черчилль» «Крокодил» – один из самые известных в мире огнемётных танков, и самый многочисленный огнемётный танк союзников на Европейском театре боевых действий (всего английская индустрия изготовила около 800 автомобилей данной модификации). Практически «Крокодил» являлся модернизированным Mk.VII, в котором курсовой пулемёт BESA заменили огнемётной установкой. Ёмкость с огнемётной смесью буксировалась танком в одноосном бронированном прицепе. Дальность ведения огня составляла примерно 150 ярдов (137 метров) при стрельбе маленькими выстрелами длительностью не более одной секунды.

Огнемётные «крокодилы» на марше

Источник – armor.kiev.ua

«Черчилль» «Кенгуру» – безбашенный вариант автомобили, употреблявшийся как БМП.

88-мм САУ «Черчилль» Mk.I (A22D) – итог практически единственной попытки создания на базе «Черчилля» противотанковой САУ. Башня на шасси не устанавливалась, вместо этого над корпусом на высоту демонтированной башни надстраивалась прекрасно бронированная рубка. В ней устанавливалось 3,5-дюймовое (88-мм) орудие, монтировавшееся в шаровой бронированной установке. В первой половине 40-ых годов XX века английские фирмы собрали около полусотни таких автомобилей, будущее которых автору малоизвестна.

Потом от этого проекта отказались в пользу танков, вооружённых 75-мм пушками.

88-мм САУ «Черчилль» Mk.I (A22D)

Источник – shushpanzer.ru
«Черчилль» в Африке

По окончании появления первых Mk.I/II на Африканском театре боевых действий главной проблемой, с которой столкнулись их экипажи, стала неприспособленность этих автомобилей к эксплуатации в условиях сухого тропического климата – и без того перегруженные двигатели попросту перегревались под действием жаркого солнца. Вентиляция не справлялась с возросшими нагрузками и довольно часто выходила из строя, а фильтры скоро забивались пылью, требуя замены и постоянной чистки.

Поражать танки соперника из 75-мм гаубиц было сложно в силу многих обстоятельств, а пробивная мощность 40-мм башенных орудий была недостаточной. К тому же, обстановку ухудшило появление у немцев новых Pz.Kpfw.III, вооружённых 50-мм пушкой повышенной мощности.

«Черчилли» Мк.I и Мк.II в Северной Африке

Источник – thetankmaster.com

Их появление на фронте англичане почувствовали перед Вторым сражением при Эль-Аламейне, в то время, когда сами ввели в бой первые шесть «Черчиллей» модели Mk.III. Эти танки деятельно поддержали наступление 7-й моторизированной бригады, подавляя позиции вражеской противотанковой артиллерии. Наряду с этим ни одна из шести автомобилей не была повреждена, а на одной из них позднее насчитали минимум 80 попаданий вражеских снарядов, ни один из которых не пробил броню.

Данный успех вынудил Военное министерство спешно создать три бронетанковых полка и полную бригаду, укомплектованные новыми танками. Эти части прибыли на фронт в первой половине 40-ых годов двадцатого века, а все танки прошлых серий были отозваны и посланы судами в Англию для доработки.

Неудача в Дьеппе

19 августа 1942 года английские и канадские армии начали десантную операцию по высадке на французском берегу Ла-Манша и атаке на оккупированный германскими армиями город-порт Дьепп. Операция предназначалась для «прощупывания» надёжности германской береговой обороны и закончилась полным провалом – из 6086 человек, высадившихся на берег, 3623 были убиты, ранены либо захвачены в плен.

В данной высадке принимали черчиллей и 60 «участия» (Mk.III и других модификаций) 14-го Калгарийского танкового полка 1-й танковой бригады канадской армии. Танки должны были высаживаться четырьмя партиями: в первой – 9 танков, во второй – 12, в третьей – 16, в четвертой – оставшиеся силы полка. Но события сложились так, что все три партии высаживались фактически в один момент.

Один из десантных судов третьей волны затонул вместе с шестью «Черчиллями» на борту, а ещё два танка ушли под воду, покинув палубу через чур на большом растоянии от берега. Помимо этого, одна машина взяла прямое попадание крупнокалиберного гаубичного боеприпаса, не успев сойти на берег.

Остальные танки высадились, но галечные пляжи были для них настоящей ловушкой. Гусеницы пробуксовывали на гальке, танки зарывались в грунт по надгусеничные полки и, обездвиженные, становились лёгкими целями для германских артиллеристов. В следствии все танки первых трёх волн десантирования погибли либо были покинуты экипажами.

Погиб и комполка полковник Эндрюс – он пребывал в одном из затонувших танков, сумел покинуть машину, но, выбравшись на берег, был сражен германской пулей. От высадки четвёртой партии танков руководство союзников отказалось.

Подбитые канадские танки «Черчилль» и горящий английский десантный корабль на пляже Дьеппа

Источник – waralbum.ru

Но потерпев неудачу в Северной Франции, «черчилли» всецело реабилитировали себя в Тунисе.

Тунисский реванш

В то время, когда танки «Черчилль» начали массово поступать в Английский экспедиционный корпус в Северной Африке, союзники уже победили сражения за Эль-Аламейн и теснили германские и итальянские армии на запад – в Ливию, а после этого в Тунис. Одвременно с этим США и Англия совершили высадку собственных армий во французском Алжире и Марокко (операция «Факел»). Африканские силы государств Оси появились в клещах, но взяли большие подкрепления, а также, новейшие тяжёлые танки Pz.Kpfw.VI «Тигр». «Черчилли» Mk.III и IV, вооружённые не сильный 57-мм орудиями, не могли пробить броню этих гигантов.

Иначе, «тиграм» было сложно справляться с бронёй «черчиллей». Помимо этого, английские танки владели намного более высокой проходимостью. На гористых местностях Туниса «черчилли» смогли полностью показать собственную непревзойдённую проходимость.

Они вскарабкивались на склоны, каковые казались неприступными для любого типа военной техники (снабжая помощь пехоты в том месте, куда путь для «тигров» был заказан), и обычно оказались в самых неожиданных для соперника районах, сея панику в его рядах.

Итальянский воин осматривает кинутые танки «Черчилль» Mk.III

Источник – waralbum.ru

В одном из битв экипажу «Черчилля» успешным попаданием в башенный погон удалось заклинить башню «Тигра», в следствии чего германский экипаж предпочёл покинуть свой автомобиль. Фактически неповреждённый новейший германский танк был в руках союзников, что стало настоящим подарком для английской разведки. на данный момент эта машина экспонируется в Бовингтонском танковом музее.

Немыслимые приключения «черчиллей» в Европе

По окончании тунисского реванша «черчилли» широко применялись в течении всей итальянской кампании. Главной причиной их широкого применения стал гористый рельеф местности, удобный для обороны. Наступавшей пехоте союзников требовалась постоянная огневая помощь для подавления огневых средств соперника, и «Черчилль» идеально доходил для данной роли.

Специальные инженерные автомобили, созданные на базе танка, кроме этого нашли широкое использование в 8-й армии и других подразделениях союзников. Опыт, купленный на итальянских полях сражений, скоро понадобился армиям, высадившимся в Нормандии.

Как раз в Италии отыскало большинство и своё применение усовершенствованных «Черчилей» NA-75. 75-мм пушки «шерманов» на шасси «черчиллей» были более правильными и действенными за счет того, что масса последних была существенно выше, и орудия при ведении огня на постоянном прицеле меньше сбивались с наводки.

По окончании высадки в Нормандии «черчилли» наровне с «шерманами» были главным бронетанковым «кулаком» союзников. Специальные модификации английских танков и спецмашины на их шасси сыграли большую роль в ходе захвата и десантирования главного плацдарма, и были незаменимы при разминировании, форсировании каналов и наведении переправ.

Помимо этого, первые месяцы битв сопровождались тяжелыми потерями среди военной техники союзников, большую роль в восстановлении и эвакуации которой сыграли ремонтные автомобили, созданные на базе «черчиллей». Нашли собственную «специализацию» и «черчилли» AVRE – их тяжёлые мортиры продемонстрировали собственную эффективность в борьбе с бетонными ДОТами, против которых были бессильны авиация и тяжёлая артиллерия.

Танки «Черчилль» Mk.IV NA-75 едут по узким улочкам итальянского города

Источник – panzerserra.blogspot.com

Хорошая проходимость «черчиллей» выручила союзников на протяжении наступления 2-й английской армии во время с 30 июля по 7 августа 1944 года на протяжении операции «Блюкоут». Главной целью британцев был удержание и захват главных объектов около города Вир в департаменте Кальвадос (а также, господствующих высот Монт-Пинсон) для обеспечения успешного наступления американских армий, действовавших в соответствии с замыслом операции «Кобра».

Только хорошая проходимость «черчиллей» разрешила англичанам скоро захватить главную высоту 309. Позднее эти танки приняли активное участие в освобождении от захватчиков государств Бенилюкса.

На протяжении преодоления союзниками «Линии Зигфрида», и упрочнений, возведённых на протяжении берегов Рейна, «черчилли» снова доказали собственную эффективность, в особенности по окончании прибытия на фронт танков модификации Mark VII. Неуязвимые для подавляющего большинства противотанковых пушек соперника, эти автомобили имели возможность нормально использовать собственное оружие против вражеских упрочнений.

В битвах на «Линии Зигфрида» огнемётные «крокодилы» благодаря собственной страшной эффективности получили так мрачную известность, что одного вида этого танка, не торопясь приближающегося к очередному ДОТу, иногда хватало, дабы германский гарнизон сдался на милость победителей. Но у таковой «популярности» была и обратная сторона – экипажи «крокодилов» немцы принципиально не пленили (но, данный принцип распространялся на всех огнемётчиков обеих противоборствующих сторон). Столь же деятельно, как и при прорыве «Линии Зигфрида», «черчилли» использовались в битвах на территории Фашисткой германии.

«Британцы» на Восточном фронте

«Черчилль» был единственным тяжёлым танком, что СССР приобретал по ленд-лизу. Всего из английских портов к далёким берегам отправилась 301 машина модификаций Mk.III и Mk.IV. Из них 43 танка пошли ко дну вместе с потопленными транспортными судами северных конвоев, остальные же участвовали в военных действиях – ими, по большей части, комплектовались отдельные тяжёлые танковые полки прорыва (потом – от.ттпп.).

Первое боевое крещение советские «черчилли» взяли под Сталинградом (в разгроме окруженной германской группировки участвовали 47-й и 48-й гвардейские от.ттпп. (потом – отд.гв.ттпп), имевшие на вооружении, а также, и «черчилли». Потом 48-й отд.гв.ттпп. был выведен в тыл, пополнен материальной частью и передан в своевременное подчинение 38-й армии, в составе которой он принимал участие в освобождении Киева 6 ноября 1943 года. Но самый заметно участие английских танков проявилось входе боевых действий на Курской дуге.

13 июля 1943 года на Брянский фронт прибыл 34-й отд.гв.ттпп., а 5 августа его «черчилли» первыми ворвались в Орел. 21 июля 10-й отд.гв.ттпп. вместе с 39-й танковой бригадой, и 174-й и 57-й стрелковыми дивизиями нападал позиции соперника в направлении Андреевка-Петрополье-Копанки. На протяжении этого боя танки были отрезаны от пехоты и фактически все подбиты – в первоначальный сутки сгорело 16 «черчиллей».

Советские пехотные танки «Черчилль» Mk.IV из 36-го отд.гв.ттпп. 18-го механизированного корпуса 5-й гвардейской танковой армии на Курской дуге. На фото – автомобили из танковой колонны «За Радянську Україну» («За Советскую Украину»)

Источник – waralbum.ru

47-й отд.гв.ттпп. 2-го Тацинского механизированного корпуса, на вооружении которого к началу сражения на Курской дуге оставался 21 танк «Черчилль», 5-6 июля действовал против левого фланга дивизии «Мёртвая голова» и правого фланга дивизии «Дас Райх». На протяжении ночного марша четыре танка отстали из-за поломок.

Из остальных 17-ти автомобилей по окончании предпринятой атаки на позиции соперника в деревне Смородиново, полк утратил девять (6 – сожжёнными, и 3 – подбитыми), по окончании чего отошёл. Главными обстоятельствами неудачи танкистов были разношласие в действиях с соседними танковыми подразделениями и отсутствие действенной помощи со стороны пехоты, авиации и артиллерии.

Но имели место и более успешные случаи применения этих автомобилей, где их толстая броня выручала советских танкистов. Так, на Волховском фронте 22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» 50-го отд.гв.ттпп. под руководством гвардии капитана Белогуба атаковали немецкие позиции. Четыре из пяти автомобилей были подбиты на вражеских позициях, а одна отошла назад.

Экипажи не покинули подбитые танки, ведя пламя по вражеским позициям и отвергнув все предложения сдаться. С 22 по 25 марта танкисты вели бой, но ночам приобретая продукты и боеприпасы от пробиравшихся к ним автоматчиков 50-го полка. За три дня битв «черчилли» стёрли с лица земли артиллерийскую батарею, четыре дзота, склад снарядов и до двух взводов пехоты.

В итоге, танк капитана Белогуба удалось отбуксировать в тыл. Экипажи трёх остальных «черчиллей» кроме этого вышли из боя без утрат – танкистов спасла надёжная английская броня.

В будущем «черчилли» принимали участие в освобождении Киева, Таллина, островов и Выборга Моонзундского архипелага. Отношение к ним у советских танкистов было неоднозначным. Вспоминает Ашот Апетович Аматуни (интервью размещено на сайте iremember.ru): «…как я знаю, в корпусе были… танки «Черчилль» – мы его именовали «Крокодил», по причине того, что он был довольно высокий. Наименование вошло в историю. Кстати, экипажи собственные «Крокодилы» обожали.

И хорошо оценивали их». Но не все танкисты оценивали эти автомобили позитивно. Вспоминает Иосиф Яковлевич Срезников (интервью размещено на сайте iremember.ru): «…позже были у нас танки «Черчилль», горели как спички.

Вы имеете возможность представить, дабы железо горело? Горит».

Малоизвестные «черчилли»

Неизвестной страницей истории стало участие «черчиллей» в битвах на Тихоокеанском театре боевых действий. Пара этих танков были в середине 1944 года посланы из Англии в Австралию и включены в состав Австралийских армии, действовавших в Новой Гвинее до самого финиша войны. Австралийцы смогли сравнить эти танки с уже употреблявшимися «шерманами» и «матильдами-II» и, в итоге, отдали им предпочтение.

Но из 510-ти заказанных автомобилей Австралийский и новозеландский армейский корпус взял лишь 46, так как по окончании окончания войны заказ был отменён.

Последний раз «черчилли» принимали участие в военных действиях на протяжении Корейской войны – в первой половине 50-ых годов двадцатого века английский эскадрон «крокодилов» участвовал в Третьем сражении за Сеул.

Английский танк «Черчилль» обстреливает силы северных корейцев через реку Ханьшуй

Источник – fototelegraf.ru

Позднее четыре «черчилля» поддерживали оборону 1-го батальона Королевских Нортумберлендских фузилёров. В первой половине 50-ых годов двадцатого века последние «черчилли» были выведены из эксплуатации, тогда как инженерные автомобили на их шасси (к примеру, мостоукладчики) употреблялись до 1970 года. Большая часть танков «Черчилль» сохранилась до наших дней и экспонируется в разных музеях.

Как и у советских танкистов, у британцев отношение к «Черчиллю» было неоднозначным. Так, «однофамилец» танка Уинстон Черчилль сказал: «Танк, носящий моё имя, имеет больше недочётов, чем я сам!» Иначе, из всех танков союзников как раз у «черчиллей» было наилучшее бронирование, соответственно – экипажи как раз этих автомобилей имели больше всего шансов выжить в битвах. В случае если учесть тот факт, что вопрос выживания для танковых экипажей есть главным, то нет сомнений в том, что к «черчиллям» они относились с уважением.

Примечание

Пускай вас не пугает сложность нумерации – сам по себе «Черчилль» представляет собой пехотный танк Mk.IV (Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), но в семейства кроме этого существовали разные модификации, обозначавшиеся сходным образом. Исходя из этого всецело любая разновидность имела возможность именоваться, к примеру, как Churchill Mk VIII либо кроме того Infantry Tank Mk IV, Churchill V.

Английский парламент: Ответ Терезы Мэй на требование отменить приглашение Трампа в Лондон

Темы которые будут Вам интересны: