Одна голова – хорошо, а много – лучше?

Самым броским, внушительным и в также время самым парадоксальным этапом в развитии бронетанковой техники, несомненно, возможно назвать период создания многобашенных совокупностей. Все началось с 2С – французских танков прорыва. Практически они были созданы в следствии неточности французского руководства, которое очень сильно переоценило мощь упрочнений «линии Гинденбурга» и решило дополнить собственные «Рено» чем-то сверхтяжелым и разрушительным.

По конструктивной схеме 2С был подобен британским танкам Первой Мировой – его гусеницы охватывали корпус, но наряду с этим главное оружие размещалось во вращающейся башне. Толщина брони монстра достигала 37 мм, силовая установка складывалась из двух двигателей «Майбах» по 250 л.с. любой. Вооружен танк был 75-мм пушкой в передней башне и тремя пулеметами винтовочного калибра (в кормовой башне и по бортам).

Экипаж складывался из 13 человек.

Одна голова – хорошо, а много – лучше?

Тяжелый французский танк Char 2C (http://thor-2006.livejournal.com)

На полях сражений Первой мировой эта машина вселяла бы неописуемый кошмар в сердца неприятелей, но французы так и не выпустили в бой собственного 70-тонного гиганта. Обстоятельство была несложна – война закончилась. Исходя из этого производство свернули, выпустив к 1929 году всего 10 автомобилей.

Дожив до Второй мировой, все они бесславно попали в руки наступающих немцев.

Танк 2C, ставший трофеем германской армии. Весна 1940 г. (http://waralbum.ru)

Британцы по окончании Первой мировой также не избежали соблазна взять собственного гиганта и взялись за разработку многобашенного танка. В первой половине 20-ых годов XX века военное министерство обратилось в компанию «Виккерс» прося создать тяжелый танк, что был бы вооружен громадным числом пулемётов и пушек. По задумке такая машина должна была нести разрушение и смерть, пребывав в отрыве от вторых танков либо пехоты.

Наименование было придумано соответствующее – «Independent» («Свободный»).

Тяжелый танк Vickers A1E1 «Independent» (https://wikipedia.org)

Нужно подчернуть, что в создании собственного тяжелого танка британцы очень сильно превзошли французов. «Свободный» был оснащен пятью башнями (одна пушечная и четыре пулеметных). Пулеметные башенки были сгруппированы около основной, в которой была размещена 47-мм пушка. Это ощутимо увеличивало гибкость управления огнем и разрешало наводить на цель как минимум два пулемета и орудие.

В броне «Индепендент» уступал собственному французскому родственнику (лоб – 28 мм, борт – 13 мм; башня – 28 мм), но благодаря такому ответу танк весом в 32 тонны имел возможность достигать скорости более чем 30 км/ч, очень приличной по стандартам того времени.

«Индепендент» – экспонат английского танкового музея в Бовингтоне (http://www.com-central.net)

Кроме этого британцы оснастили собственного гиганта несколькими новинками: командирской башенкой с круговым обзором, индикатором поворота и внутренней связью башни. Именно поэтому экипаж из 8 человек имел возможность с легкостью вести бой и руководить танком. К сожалению, небольшой калибр пушки не разрешал подавлять защищенные огневые точки соперника, что сводило к нулю все остальные преимущества автомобили. «Индепендент» так и не приняли на вооружение, и единственный выпущенный экземпляр занял место в английском бронетанковом музее в Бовингтоне.

Танки Т-35 въезжают на Красную площадь (www.waralbum.ru)

Не обращая внимания на то, что мысль сверхтяжелых бронированных автомобилей охватила умы конструкторов из различных государств от Германии до Японии, единственной серийной сверхтяжелой машиной межвоенного периода стала разработка советских экспертов, которая взяла обозначение Т-35.

В конце 1931 года был изготовлен опытный образец пятибашенного танка. Весил он 42 тонны, был вооружен одной пушкой калибра 76 мм и двумя пушками калибра 37 мм (позднее их заменили на длинноствольные 45-мм орудия), и тремя пулеметами. Оружие размещалось в два яруса. В основной башне размещались начальник, что делал кроме этого функции наводчика, радист и пулемётчик, что делал функции заряжающего.

В двух башнях с 37-мм пушками пребывало еще по два человека (пулемётчик и наводчик). В пулеметных башнях – по одному стрелку. Механик-водитель размешался перед передней пулеметной башней.

Одиннадцатый член экипажа, техник, обслуживал двигатель М-17 (500 л.с.), что устанавливался в задней части корпуса.

Германские воины осматривают кинутый на улице украинского села Запытов танк Т-35.

Невозможность эвакуации стала главной причиной утрат бронированных гигантов (www.waralbum.ru)

Масса Т-35 составляла 50 тысячь киллограм, но, не обращая внимания на это, он развивал скорость в 30 км/ч. Протяженность автомобили составляла 9,7 м, ширина – 3,2 м, высота – 3,43 м. На любой борт приходилось по восемь опорных катков малого диаметра, каковые блокировались в тележки по два. Ходовая часть защищалась 10-мм бронированным экраном.

Сварной корпус танка из 30-мм броневых страниц снабжал защиту экипажа от осколков и стрелкового оружия снарядов, и от бомб и мин. Во всемирной истории танкостроения Т-35 был единственным серийным пятибашенным танком.

Как и танк с прошлого фото, данный скинутый наступающими немцами в кювет Т-35 покинут экипажем

при отступлении. О том, что танкисты остались живы, свидетельствуют открытые люки

и демонтированные пулеметы (http://army.lv)

Увы, как часто бывает с этими большими проектами, использование Т-35 в сражении распознало полную несостоятельность идеи рассредоточенного огня. На танк, в отличие от корабля, не было возможности установить единый пост управления артиллерией, исходя из этого начальник не смог давать указание стрелкам, к тому же нехороший обзор затруднял выбор какой-то одной цели.

Самым же главным минусом концепции стало то, что вести прицельную стрельбу в то время было вероятно только с маленькой остановки, но у Т-35 маленьких остановок не получалось. Любой раз, в то время, когда экипаж планировал осуществить прицельный выстрел, он становился красивой мишенью для соперника. Помимо этого, танки были сложными в техобслуживании, и в начале ВОВ практически все были покинуты экипажами при отступлении.

Единственный сохранившийся Т-35 в экспозиции танкового музея в Кубинке (http://www.osd.ru)

Платить за точность безопасностью руководство не желало, исходя из этого, выпустив около 60 танков к началу 1941 года, производство свернули, а от идеи многобашенных совокупностей отказались вовсе, предпочтя одевать танки прорыва в тяжелую броню и оснащать их пушками громадного калибра.

ПОСТКРЕТИНИЗМ — Одна голова — прекрасно, а две..?

Темы которые будут Вам интересны: