Неродившийся немецкий лев

Не секрет, что Адольф Гитлер страдал милитаристской гигантоманией, стремясь обзавестись самыми громадными судами, пушками, самолётами, каковые должны были символизировать лидерство германской индустрии и несокрушимость германской армии. Для реализации этих проектов Гитлер пользовался собственной неограниченной властью, и на свет показалась самая громадная в мире пушка «Дора», самые громадные в мире линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц», самые громадные транспортные самолёты Me-323 «Гигант». Эта страсть фюрера не обошла стороной и германское танкостроение.

Летом 1941 года Гитлер задумался о создании тяжёлых танков, вес которых приближался бы к ста тоннам, и каковые были бы неуязвимы для советской военной техники. Первые битвы на Восточном фронте, где немцы столкнулись с тяжёлыми танками КВ-1 и КВ-2, и средними танками Т-34, аналогов которых у Вермахта не было, пара обеспокоили их. Оказалось, что у технически отсталой страны, каковой в Третьем Рейхе вычисляли СССР, имеется передовая техника, по многим параметрам превосходящая германскую.

Такое положение вещей Гитлера устраивать не имело возможности.

Неродившийся немецкий лев

Захваченный немцами коммунистический танк КВ-2 со следами бессчётных попаданий

Источник — beutepanzer.ru

Крупповская сталь против КВ-2

Скоро, в первых числах Ноября 1941 года, корпорация Круппа взяла задание на разработку нового сверхтяжёлого танка. По своим тактико-техническим чертям он должен был превосходить коммунистический штурмовой танк КВ-2. В начале Восточной кампании противопоставить данной 52-тонной машине Третьему Рейху было нечего. Ленинградский Кировский завод выпустил всего 204 таких автомобили, но в июле 1941 года должен был прекратить их производство в связи с приближением фронта.

К ноябрю того же года большинство этих автомобилей было утрачено в приграничных битвах, но в ставке Гитлера об этом не знали и всерьёз опасались сверхмощного танка «русских». Конструкторы Круппа детально изучили изюминке трофейного советского КВ-2, и сейчас им предстояло создать машину, талантливую бороться с ним на равных.

Как тигромышь стала львом

1 ноября 1941 года 6-м отделом опробований (Waffen Prufung 6) Управления оружий сухопутных сил были утверждены требования к проекту тяжёлого танка весом 70 тысячь киллограм, разрабатывать что было поручено корпорации Круппа, отчего проект взял индекс VK 7001(К). В марте 1942 года шифр проекта поменяли на VK 7201(К), а в апреле – на Pz.Kpfw.VII «Лев» (по-германски – «Lowe»).

Танк взял наименование хищного животного, как это было принято делать в Третьем Рейхе, начиная со среднего танка Pz.Kpfw.V «Пантера» и тяжёлого Pz.Kpfw.VI «Тигр». В материалах, посвящённых Pz.Kpfw.VII и распространяемых в сети, его иногда именуют Е-75 либо «Тигр-Маус» (в германском написании – «Tiger-Maus»).

Но проект танка Е-75 не имеет к Pz.Kpfw.VII фактически никакого отношения, за исключением того, что у него употреблялся тот же тип подвески конструкции Генриха Эрнеста Книпкампа, что и у Pz.Kpfw.VII (Книпкамп кроме того, что занимался конструкторской работой, возглавлял 6-й отдел опробований, что, фактически, и заказывал у компаний бронетанковую технику). Одновременно с этим, над этими двумя танками трудились совсем различные команды конструкторов. Что же касается прототипа «Тигр-Маус», то так неофициально именовался проект танка «Лев» на стадии присвоения ему индекса VK 7001(К).

Фото Генриха Эрнста Книпкампа

Источник — subscribe.ru
В начале пути

В соответствии с техническому заданию, выданному 6-м отделом опробований, VK 7001(К) должен был иметь замечательное бронирование: лоб – 140 мм, борта – 110 мм. Армейские рассчитывали, что масса танка не превысит 75 тысячь киллограм, а скорость автомобили на шоссе планировалась не ниже 44 км/час. Экипаж автомобили должен был складываться из пяти человек.

Какое у «Льва» сердце?

Разработка двигателя для танка была поручена компании «Даймлер-Бенц», которая внесла предложение готовое ответ – 1000-сильный дизельный двигатель MB 511, устанавливавшийся на торпедных катерах. Но в управлении Фашисткой германии господствовало вывод, что всё ДТ нужно направлять на снабжение германского флота, исходя из этого потом было решено применять в новом танке не дизельный, а карбюраторный 700-сильный двигатель.

«Лев» на «тигриных лапах»

При проектировании Pz.Kpfw.VII конструкторы корпорации Круппа применяли шасси танка Pz.Kpfw.VI «Тигр», в создании которого они принимали участие совместно с инженерами компании «Хеншель» (в частности, на фирмах корпорации изготавливались башни для первых прототипов танка). На применении в конструкции модулей «Тигра» и будущего Льва «агрегатов» настаивал и 6-й департамент Управления оружий, поскольку танки, поступавшие на фронт, должны были быть максимально унифицированными, что облегчило бы снабжение танковых подразделений запчастями.

Модель танка Pz.Kpfw.VII «Lowe»

Источник — all-tanks.ru
Замыслы изменяются

Так как от установки на танк дизельной установки клиенты отказались, конструкторам приходилось рассчитывать лишь на карбюраторные двигатели мощностью 700–750 л. с. (более замечательных бензиновых моторов, годившихся для установки на танк, в то время в Третьем Рейхе не существовало). В это же время, по окончании начала работ стало ясно, что расчётный вес автомобили при заданных параметрах бронирования будет быть больше 100 тысячь киллограм.

При мощности и таких показателях массы силовой установки танк вряд ли имел возможность перемещаться с приемлемой для клиента скоростью. Вследствие этого было решено в ходе проекта создать сходу два прототипа, каковые не соответствовали начальным чертям, выдвинутым клиентом, потому, что те были легко невыполнимы.

Лёгкий «Лев»

На первом, так именуемом «лёгком» (по-германски – leichte) варианте, толщину лобовых бронеплит собирались уменьшить со 140 до 100 мм, в следствии чего масса танка снизилась бы с 90 до 76 тысячь киллограм. В качестве силовой установки планировалось применять 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель HL 210 P30 количеством 21 литров производства компании «Майбах». Расчётная скорость прототипа при таких параметрах достигала бы 27 км/ч.

Кроме всего другого, конструкторы решили поэкспериментировать с компоновкой автомобили, разместив её боевое отделение в корме, а двигатель вместе с трансмиссией – спереди. На эскизах и в черновых моделях обводы корпуса и башню конструкторы показывали закруглёнными и сглаженными, а лобовые плиты размещались под рациональными углами наклона, что должно было повысить возможность рикошета вражеских снарядов от брони. Данный вариант Pz.Kpfw.VII, будь он создан, по компоновке походил бы на современный израильский танк «Меркава».

Модель танка Pz.Kpfw.VII «leichte Lowe»

Источник — karopka.ru
Тяжёлый германский «Лев»

У второго, тяжёлого (по-германски – schwere) варианта толщина лобовой брони уменьшалась лишь на 20 мм (со 140 до 120 мм). Он сохранял хорошую германскую компоновку времён Второй мировой с передним размещением трансмиссии, размещением боевого отделения в средней части корпуса и двигателем, установленным в кормовой части (соответственно, башня танка помещалась бы среди крыши корпуса). В таком варианте вес танка достигал бы 90 тысячь киллограм, а расчётная скорость – 23 км/ч.

В итоге, армейские клиенты остановились на предложенном конструкторами корпорации Круппа «тяжёлом» варианте, настояв, дабы его лобовое бронирование достигало 140 мм. Первый вариант с задним размещением башни наталкивался на одно значительное препятствие – ухудшенный обзор с места механика-водителя и невозможность обеспечить его устройствами наблюдения, каковые разрешили бы нивелировать данный недочёт автомобили.

Применение технических ответов, наработанных при проектировании «Тигра», разрешило расширить лобовое бронирование танка «Лев» за счёт уменьшения веса его ходовой. Ширину гусениц разработчики собирались увеличить до 900–1000 мм, дабы уменьшить удельное давление автомобили на грунт. Соответственно, при транспортировке гусеницы танка было нужно бы поменять на более узкие транспортные, в противном случае габариты автомобили не разрешали бы перевозить ее ЖД транспортом.

Оружие нового танка

В роли главного оружия танка «Лев» рассматривалось пара артиллерийских совокупностей: 15-см танковая пушка L/37 (либо L/40), которая так и не была создана, и орудие калибра 10,5 см KwK L/70 со спаренным с ним 7,92-мм пулеметом MG34. Во время с февраля по май 1942 года конструкторы концерна Круппа подготовили шесть вариантов «тяжёлого Льва», отличавшихся калибром орудий и другими менее значимыми конструктивными отличиями.

Танк Pz.Kpfw.VII «schwere Lowe» — скриншот компьютерной игры Word of Tanks

Источник — gamer.ru
Проект, оставшийся на бумаге

8 июля 1942 года в Управлении оружий прошло заседание, касавшееся возможностей развития проектов сверхтяжёлых танков. Председательствовал на заседании узнаваемый конструктор врач Фердинанд Порше. Благодаря сотрудничеству с Гитлером в довоенные годы (при работе над программой «народного автомобиля») Порше заслужил у фюрера громадный авторитет.

Не обращая внимания на то, что опыт конструирования танков у компании Порше практически отсутствовал, он смог убедить управление Фашисткой германии в собственной достаточной компетентности для принятие участия в конкурсах на разработку тяжёлых и сверхтяжёлых танков Pz.Kpfw.VI и Pz.Kpfw.VII.

Борьба при разработке «Тигра» разгорелась нешуточная. Против Порше ополчились корпорации «Хеншель» и «Крупп», поддерживаемые главой 6-го отдела Книпкампом. Важный скандал начался, в то время, когда предприятия Круппа, создававшие башни и для прототипа «Тигра» конструкции корпорации «Хеншель», и для варианта Порше, изготовили башню для последнего с погоном меньшим, чем было нужно.

За Порше вступился рейхсминистр боеприпасов и вооружений Фриц Тодт, благоволивший гениальному конструктору. Но 8 февраля 1942 года Тодт погиб в авиакатастрофе, и Порше в конкурентной борьбе за «Тигр» потерпел фиаско. Сейчас у конструктора стало возмможно частично поквитаться с обидчиками, и он не преминул ею воспользоваться.

Порше убедил Гитлера в необходимости разработки более тяжёлого танка, чем «Лев», и договор с корпорацией Круппа на постройку двух прототипов шасси (один с башней, второй – с её муляжом) был расторгнут 18 мая 1942 года. На июльском заседании более перспективной моделью сверхтяжёлого танка признали проект «Тип 205» разработки компании «Порше», позднее получивший широкую известность называющиеся «Маус».

Представители корпорации Круппа не дали согласие с ответом, принятым на заседании. Конструкторская несколько ещё некое время вносила трансформации в проект, сохраняя надежду, что «Лев» всё-таки окажется востребованным. Трансформации касались установки на башню танка 88-мм орудия KwK 43 L/71 и замены карбюраторного двигателя HL 210 P30 на более новую силовую установку HL 230 P30 мощностью 800 л.с., которой уже начали оснащаться пантеры «и» серийные «тигры».

Соответствующие трансформации вносились в башни и конструкцию корпуса. Но скоро стало ясно, что все усилия были напрасными. 20 июля 1942 года компании Круппа поступило распоряжение свернуть все работы по проектированию башни для танка Pz.Kpfw.VII «Лев», и проект «Маус» совсем победил.

В металле прототип VK 7201 ни при каких обстоятельствах не реализовывался, существуя только на бумаге и в виде нескольких неотёсанных древесных макетов. Исходя из этого каждые упоминания о его постройке и успешных опробованиях не соответствуют действительности.

Модели танков «Тигр» и «Лев», установленные рядом

Источник — pro-tank.ru

ГЕРМАНСКИЙ КОРОЛЬ ЛЕВ — хуже уже легко НЕКУДА!

Темы которые будут Вам интересны: