Немецкий лев

Германская школа танкостроения времен Фашисткой германии запомнилась среди них и бронированными чудовищами наподобие Pz.Kpfw. Maus, E-100 и им подобными. К тому же, изначально в германской совокупности оружий начала 30-х годов не было не только сверхтяжелых монстров, но кроме того тяжелых танков. Кроме того во второй половине 30-х в германских Панцерваффе планировалось иметь только два типа легких и два типа средних танков. Откуда же у немцев показались проекты тяжелых бронированных чудовищ наподобие Pz.Kpfw.

Lowe, и какими дорогами шло их развитие?

Танк помощи побольше и потолще

Первые ростки германской программы тяжелых танков показались в январе 1937 года. Тогда Генрих Книпкамп одобрил начало разработки танка 30-тонной весовой категории, изначально именовавшийся B.W. (verstarkt), другими словами «танк помощи (усиленный)». Разработчиком шасси для данной автомобили была выбрана компания Henschel, работы возглавил Эрвин Адерс.

Частично новый танк был и проектом самого Книпкампа, потому, что схема ходовой части разрабатывалась как раз им.

Немецкий лев

Возможно заявить, что этому проекту не повезло сначала. Развитие германской программы перспективного тяжелого танка пошло совсем не так, как изначально вспоминала. 12 марта его переименовали в I.W. (Infanteriewagen, другими словами «пехотный танк»), а 28 апреля показалось более привычное обозначение D.W. (Durchbruchswagen, другими словами «танк прорыва»).

В сентябре 1938 года D.W. эволюционировал в VK 30.01, в целом сохранивший конструкцию корпуса, но наряду с этим взявший новую ходовую часть с шахматным размещением опорных катков.

Первоначально предполагалось, что тяжелый танк возьмёт 600-сильный мотор, так что его подвижность окажется на уровне среднего. По факту же D.W. взял 280-сильный двигатель Maybach HL 120 TR, а VK 30.01 – 300-сильный Maybach HL 116. Это стало только началом необычных метаморфоз проекта с совсем неожиданно появляющимися ответвлениями от него.

Одним из таких ответвлений стал проект танка, что имел возможность появляться первой сверхтяжелой военной машиной Фашисткой германии. Его крестным отцом был генерал Вальтер фон Браухич, 4 февраля 1938 года назначенный на пост главнокому сухопутными армиями вермахта. 24 ноября 1938 года он дал распоряжение о начале проектирования максимально защищенных вариантов La.S. (Pz.Kpfw.I), La.S.100 (Pz.Kpfw.II) и B.W. (Pz.Kpfw.IV).

Предназначались они для штурма замечательных заблаговременно созданных линий обороны, которых в Европе того времени хватало. В январе компания Henschel взяла задание на разработку еще одного «усиленного» варианта Pz.Kpfw.IV. Тактико-технические требования предполагали создание танка приблизительно в габаритах Pz.Kpfw.IV, но с толщиной брони 65 и боевой массой тонн 80 мм, надежно защищавшей от 50-мм противотанковой пушки Pak 38.

Большая скорость танка оценивалась приблизительно в 20–25 км/ч.

Помимо этого, в работах Томаса Йентца и Хилари Дойла упоминается проект A.W., он же Artilleriewagen («артиллерийский танк»). Об данной машине известно весьма мало: данный сверхтяжелый танк должен был иметь броню толщиной 100 мм, которая защищала бы его от огня 88-мм зенитной пушки Flak 18. Эти по его боевой массе варьируются от 80 до 100 тысячь киллограм.

В качестве оружия предполагалось применять 105-мм гаубицы с длиной ствола от 20 до 28 калибров.

Таким S.W. предполагался изначально.

На реконструкции за авторством Хилари Дойла продемонстрировано, как как раз разделялся корпус при транспортировке. Башня тут продемонстрирована условная, на деле ее проектировали с нуля

Первоначально проект носил обозначение S.W. В соответствии с заданию, инженеры Krupp проектировали три варианта оружия. Представленный в апреле 1939 года полноразмерный макет башни S.W. разрабатывался в расчете на то, что, кроме 7.5 cm KwK L/24, танк имел возможность взять и более замечательное орудие. Первой альтернативой стала 75-мм KwK L/40, боеприпас которой имел начальную скорость 685 м/с. Это орудие разрабатывалось для тяжелого 30-тонного танка и должно было с уверенностью поражать французские тяжелые танки семейства FCM 2C.

От нее в итоге отказались, посчитав, что для разрушения вражеских упрочнений хватит и орудия с длиной ствола в 24 калибра.

Второй альтернативой стала 105-мм пушка с длиной ствола 20 калибров и начальной скоростью боеприпаса 420 м/с. Это орудие было более замечательным, чем 7.5 cm KwK L/24, но имело собственные недочёты. "Наверное," заряжание предполагалось унитарным, а это в небольшой по размеру башне имело возможность привести к в работе заряжающих.

Помимо этого, укладки более больших снарядов было сложнее размещать в корпусе. О том, дабы добавить башне развитую кормовую нишу, инженеры Krupp кроме того не задумались.

Башня VK 30.01 на оборонительной линии, лето 1944 года. VK 65.01 должен был иметь похожую башню, но с толщиной брони 80 мм

По результатам дискуссии 6-й отдел Департамента оружий решил остановиться на орудии 7.5 cm KwK L/24. Произошло это в последних числах Июня, и вдобавок раньше, в апреле, Krupp взял заказ на изготовление башни S.W. из неброневой стали. Предполагалось, что башня возьмёт гидравлический привод.

Что же касается шасси, то инженеры Henschel спроектировали очень необычную конструкцию. Дело в том, что предел большой боевой массы в 30 тысячь киллограм показался не просто так. Существовали достаточно твёрдые ограничения, накладывавшиеся, а также, и необходимостью учитывать возможность перевозки ЖД платформами.

В следствии конструкторам было нужно разрабатывать совокупность транспортировки, при которой S.W. разбирался на 3 части. Само шасси являлось развитием идей, заложенных в D.W. и VK 30.01. Формой корпус в целом был похож на корпуса 30-тонных танков, но наряду с этим он стал дольше, а в его лобовой части показалась пулеметная башенка.

Похожей смотрелась и ходовая часть, но в ее конструкцию кроме этого были внесены трансформации. Количество опорных катков на борт выросло до 10, а их диаметр уменьшился. Сделано это было для более равномерного распределения нагрузки на грунт.

Как и при с D.W. и VK 30.01, тут употреблялась торсионная подвеска. Приводить в перемещение танк должен был созданный во второй половине 30-ых годов XX века 600-сильный мотор Maybach HL 224.

Финальная конфигурация VK 65.01. В соответствии с документам, был изготовлен корпус из неброневой стали

1 сентября 1939 года инспекция моторизованных армий выдала заказ на выпуск нулевой серии тяжелого танка, взявшего обозначение VK 65.01. Кроме этого в отношении этого танка употреблялся и второй индекс – Pz.Kpfw.VII. Предполагалось, что будет выпущено 8 танков нулевой серии, поставщиком брони для нее выступал концерн Krupp.

Проект VK 65.01 развивался : в соответствии с подписанному в марте 1940 года договору, финальный вариант башни воображал собой башню VK 30.01 с увеличенной до 80 мм толщиной брони.

Летом 1940 года работы над танком шли очень деятельно, но именно к этому времени над ним начали сгущаться облака. Во-первых, штурмовать было уже нечего: чехословацкие, французские и бельгийские оборонительные линии были пройдены безо всяких штурмовых танков. Помимо этого, опыт французской кампании продемонстрировал, что строить военные машины массой более 30 тысячь киллограм не следует в виду ограниченной грузоподъемности мостов.

В следствии с августа 1940 года активность по теме VK 65.01 начала сворачиваться. Первый германский сверхтяжелый танк дошел до стадии изготовления собранного корпуса из неброневой стали, произошло это в середине 1941 года. Работы по башне были остановлены еще раньше – в октябре 1940 года.

Что же касается A.W., то данный танк в июле 1940 года «усох» до проекта VK 36.01. А VK 65.01 погиб, дабы возродиться в виде куда более монструозного проекта.

Сверхтяжелый «царь зверей»

Первым свидетельством того, что разработка германского сверхтяжелого танка возродилась, стала сводка советского разведывательного управления, датированная 11 марта 1941 года. Посвящена она была «направлению развития армии Германии и трансформациям в их состоянии». Среди сведений, каковые добыла разведка, были и такие:

«3. Тяжелые танки

По сведениям, требующим дополнительной проверки, немцы начинают строить три новых примера тяжелых танков.

Марки танка Вес Оружие Броня
Тип V 36 тысячь киллограм

75-мм пушка

и 2 пулемета

до 60 мм

Тип VI 45 тысячь киллограм

75-мм пушка,

20-мм пушка

и 3 пулемета

до 70 мм
Тип VII 90 тысячь киллограм

1 — 105-мм пушка,

2 — 20-мм пушки

и 4 пулемета

?

Помимо этого, на фабриках Рено производится ремонт 72-тонных французских танков, участвовавших в войне на западе.

По сведениям, поступившим в марте месяце этого года и требующим проверки, на фабриках Шкода и Круппа ставится производство 60 и 80-тонных танков».

Очевидно, информация в сводке была частично искажена. Но она не была лишена оснований. Под танками «Тип V» и «Тип VI», разумеется, прятались VK 30.01 и VK 36.01, каковые кроме этого носили обозначение Pz.Kpfw.VI. Что же касается 90-тонного «Тип VII», то стоит напомнить, что именно таковой индекс носил VK 65.01.

Больше того, концерн Krupp продолжал разработку и 105-мм танкового орудия, на этот раз для VK 36.01. Да и боевая масса 90 тысячь киллограм показалась не просто так. Если судить по документам, каковые датированы 4 апреля 1941 года, к тому моменту Krupp уже трудился над неким шасси, которое изначально именовалось легко Sfl.

На это шасси, более подробных точных информации о котором не сохранилось, предполагалось установить 149-мм пушку с длиной ствола 40 калибров.

В этом документе, датированном 4 апреля 1941 года, имеется одно из первых упоминаний будущего VK 70.01

Что это было за шасси, стало ясно в ноябре 1941 года, в то время, когда вместо Sfl в качестве носителя пушки начал указываться второй индекс – VK 70.01. В первый раз новый тяжелый танк стал темой дискуссии 4 октября 1941 года на заседании, в котором учавствовал Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp. Боевая масса новой автомобили оценивалась приблизительно в 75 тысячь киллограм.

Кстати говоря, она кроме этого проходила в документах как Pz.Kpfw.VII.

Дизельный двигатель Daimler-Benz MB.507, что первоначально предполагалось применять в качестве силовой установки для нового танка

Спецификация на VK 70.01 была подготовлена к 1 ноября 1941 года. В соответствии с ей, боевая масса оценивалась в 73 тонны. Толщина башни и брони корпуса составляла 140 мм, а бортов – 100 мм. Экипаж предполагался в 5 человек, из них трое должны были пребывать в башне. Приводить в перемещение новый сверхтяжелый танк должен был дизельный двигатель Daimler-Benz MB.507, созданный для малых торпедных катеров серии LS. Если сравнивать с морским вариантом мотор мало дефорсировали.

При 2200 об/мин он развивал мощность 800, а при 2400 об/мин – 1000 лошадиных сил. В первом случае ожидаемая скорость составляла 40 км/ч, а во втором – 43,6 км/ч.

Самое замечательное орудие, которое предполагалось для установки на германские танки. Дальше расчетов дело по нему не продвинулось

Отдельного упоминания достойно оружие. Как уже говорилось, первоначально шел разговор о пушке калибром 149 мм и длиной ствола 40 калибров. Если судить по переписке, предполагалось его раздельное заряжание, но к началу ноября обращение шла уже об унитарном заряжании. «Гуляла» и боевая масса боеприпаса – от 43 до 50 килограмм.

Ожидалось, что начальная скорость боеприпаса составит 750 м/с.

8 ноября в первый раз был поднят вопрос о еще более ужасной пушке. Протяженность ее ствола выросла до 52 калибров, а начальная скорость боеприпаса – до 890 м/с. Возможно лишь догадываться, какой танк планировали поражать таким орудием. Кстати, как раз его позднее почему-то стали считать оружием истребителя танков на базе E-75.

В действительности это орудие старше шасси на 2,5 года. Да и сам истребитель танков «существовал» лишь в виде прикидок по запасу массы для шасси.

Кроме орудий калибра 149 мм, Krupp начал прорабатывать и менее монструозный вариант – пушку калибра 128 мм. В соответствии с требованиям от 11 ноября 1941 года, боеприпас пушки VK 70.01 должен был поражать на дистанции 1000 метров плиту толщиной 180 мм, установленную под углом 60о. К концу декабря было подготовлено два варианта выстрела для перспективного орудия калибра 128 мм.

Первый унитарный выстрел имел длину 1313 мм, а второй – 1593 мм. Начальная скорость их снарядов должна была быть однообразной – 840 м/с.

105-мм пушка с длиной ствола 70 калибров стала к весне 1942 года главным вариантом оружия VK 70.01

До тех пор пока шло обсуждение оружия, проект VK 70.01 развивался . К середине декабря его проектная масса выросла до 90 тысячь киллограм. Эта величина стала чертой, за которую не было возможности заходить, потому, что таковой лимит устанавливала грузоподъемность ЖД платформы.

Первый эскизный проект VK 70.01 (чертеж W 1648) был представлен на заседании 21 января 1942 года, на котором находились технический директор Krupp Эрих Мюллер, Вольфёрт, и глава 6-го отдела Департамента оружий Себастьян Фихтнер.

Представленный проект пара отличался от начального задания. Его боевая масса составила 82 тонны, а большая скорость снизилась до 35 км/ч. Снизилась и толщина брони: сейчас толщина лба составляла 120 мм, а бортов 100 мм. Наконец, изменилось оружие: пушка калибра 128 мм на время провалилась сквозь землю с повестки, обсуждение пушки калибра 149 мм длилось, а на эскизе «прописалось» 105-мм орудие с длиной ствола 70 калибров.

Как и пушка калибра 128 мм, она «происходила» от зенитного орудия. Начальная скорость ее боеприпаса оценивалась в 965 м/с. На протяжении дискуссии проекта случилась замена силовой установки: сейчас в качестве двигателя предполагалось применять 800-сильный Maybach HL 230, что планировалось запустить в серию В первую очередь 1943 года.

VK 72.01, попытка создать облегченный вариант VK 70.01.

Как возможно подметить по правкам, однозначного мнения не было ни по оружию перспективного танка, ни кроме того по его заглавию. Как раз в этом документе упоминаются и Pz.Kpfw. Lowe, и Pz.Kpfw.VII

март и Февраль состоялись в очень бурных дискуссиях предстоящего развития проекта. Пушка калибра 128 мм снова возвратилась, но сейчас уже с длиной ствола 50 калибров. Однако, как раз 105-мм орудие было выбрано как самоё оптимальное.

В один момент германские армейские склонялись к облегчению автомобили за счет понижения толщины брони лба до 100 мм и бортов до 80 мм, другими словами до отметки VK 45.01.

Спешка была позвана опасениями немцев, что по окончании КВ-2 с Востока придут куда более мощно бронированные и вооруженные советские танки. Германские донесения о том, что на Урале строятся 100-тонные танки, фиксировала и отечественная разведка. Возможно заявить, что немцами овладело то же состояние легкой паники, которое охватило советское военное управление весной 1941 года по окончании получения информации о 90-тонном тяжелом танке «Тип VII».

По замыслам финиша января – начала февраля 1942 года, уже к апрелю ожидалось начало выпуска VK 70.01.

«Каноничный» Pz.Kpfw.

Lowe, чертеж W 1661 от 7 апреля 1942 года. Особенное внимание на лобовую часть корпуса – она изготовлена из одного гнутого страницы

Развитием идеи с облегчением стал проект VK 72.01, совсем оформленный 5 марта 1942 года. 72-тонная машина имела «облегченную» броню. Первоначально в нее предполагалось установить пушки калибра 128 или 149 мм.

Позднее оружие поменяли на 105-мм пушку с длиной ствола 70 калибров, и 149-мм пушку с длиной ствола 37 калибров. Никаких данных по двигателю автомобили не указывалось, но была известна численность экипажа, выросшая до 6 человек. Позднее эти по VK 72.01 много раз корректировались. Как раз в это время танк в первый раз был назван как Pz.Kpfw.

Lowe. В один момент употреблялся и второй индекс – P.Kpfw.VII. По большому счету с обозначениями VK 70.01 и родственных ему проектов существовала настоящая чехарда.

В документах он довольно часто назывался под различными индексами.

Реконструкция внешнего вида Pz.Kpfw. Lowe спереди за авторством Хилари Дойла. Как и при с VK 30.01, масса вопросов появляется к размещению начальника в башне

не меньше увлекательной выглядит обстановка с «каноничным» Pz.Kpfw. Lowe. Таковым он стал вследствие того что эскизный проект W 1661 был единственным, что дешёв в виде графики. Датирован он 9 апреля 1942 года. 90-тонная машина должна была оснащаться все тем же Maybach HL 230, наряду с этим ее большая скорость была куда скромнее – 23 км/ч.

вооружение и Бронирование соответствовали проекту W 1648. Существовал и облегченный вариант танка с броней толщиной 80–100 мм и боевой массой 76 тысячь киллограм, скорость наряду с этим вырастала до 26,8 км/ч.

Особенный интерес вызывают кое-какие конструктивные изюминки проектируемого танка. Для начала, его башня должна была быть литой конструкции, что для германских танков – очень большая редкость. Массу вопросов приводит к расположению командирской башенки. Если судить по эскизу, начальник должен был сидеть прямо на казеннике орудия. Наконец, лобовой лист корпуса был… гнутым. Да-да, инженеры Krupp предполагали делать лобовой лист единой подробностью, как у первых Т-34.

Это было в полной мере рядовым ответом для Krupp в то время: лобовые подробности корпусов первого (120-тонного) варианта Typ 205 Maus, и обоих вариантов тяжелых танков Typ 180, кроме этого были гнутыми.

«Мышь», убившая «Льва»

Видоизменения Pz.Kpfw. Lowe на этом отнюдь не закончились. С марта 1942 года к разработке сверхтяжелого танка подключился новый игрок, Porsche K.G.

Команда Фердинанда Порше взяло задание на создание танка 100-тонной весовой категории. Подобно соперникам из Krupp, в качестве главного варианта оружия инженеры Porsche предполагали применять 40-калиберную 149-мм пушку. Альтернативой ей выступало уже упоминавшееся орудие калибром 128 мм и с длиной ствола 50 калибров.

Один из вариантов Pz.Kpfw. Lowe, датированный апрелем-маем 1942 года.

В этом случае танк имеет 105-мм орудие и башню, смещенную к корме. Как возможно подметить, лобовой лист корпуса корпуса гнутый

Не обращая внимания на то, что Porsche K.G. и Krupp являлись соперниками, по последовательности вопросов между ними имело место сотрудничество. Так как в любом случае договор на изготовление башен и корпусов достался бы Krupp. Сама по себе Porsche K.G. представляла собой инжиниринговую компанию, которая взаимодействовала с рядом компаний, включая и Krupp.

Помимо этого, как раз в Эссене проектировали башни для танков Порше.

Со своей стороны, конструкторское бюро Порше проектировало, кроме танков, и силовые установки. 23 апреля показался эскизный проект W1662, в котором в качестве других силовых установок для Pz.Kpfw. Lowe выступали именно моторы разработки Porsche K.G.

Спарка дизельных моторов должна была развивать мощность 840 лошадиных сил.

Башня, созданная Krupp в мае 1942 года в расчете на установку 15 cm Kw.K. L/40.

Наверное, именно она ставилась бы на Pz.Kpfw. Lowe при принятия ответа об применении для того чтобы замечательного орудия

В течение мая-июня 1942 года концерн Krupp представил еще пара вариантов Pz.Kpfw. Lowe. Как минимум один из них воображал собой машину с кормовым размещением башни.

До недавнего времени считалось, что в башне стояла 149-мм пушка с длиной ствола 40 калибров. Позднее стало известно, что на модели установлено 105-мм орудие. Что же касается пушки калибра 149 мм, то она совсем «прописалась» в Pz.Kpfw. Lowe со второй половины мая.

Вопрос в том, что в штатную башню она совершенно верно бы не вписалась. При наличии унитарных выстрелов длиной под полтора метра заряжание было бы легко неосуществимым.

К сожалению, финальные эскизы, включая W 1670, до тех пор пока что не найдены, но с высокой долей возможности башня в том месте уже такая же, как на первом варианте Pz.Kpfw.Maus. На башню «Льва» она похожа неспроста – разработчик тот же. У данной башни уже имеется кормовая ниша, так что неприятности с заряжанием частично отпадали. Так или иначе, в июне 1942 года стало ясно, что дни Pz.Kpfw. Lowe сочтены. Проект коллектива Фердинанда Порше был очевидно лучше и имел более ясные возможности.

20 июля 1942 проект Lowe был совсем закрыт. Однако, Krupp не сдался: скоро на свет показался проект Tiger-Maus. Но это уже совсем вторая история…

Создатель благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.

литература и Источники:

  • Материалы ЦАМО РФ
  • Материалы BAMA (Bundesarchiv)
  • Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008, ISBN 0–9815382–3–1
  • Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
  • Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
  • Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
  • Uberschwere Panzerprojekte: Konzepte und Entwurfe der Wehrmacht, Michael Frohlich, Motorbuch verlag, 2016, ISBN 978–3613039254

тест-драйв MAN TGX на 440 л.с. \

Темы которые будут Вам интересны: