Немецкие пушки на французских плечах

28 марта 1941 года 4-й Департамент Управления оружий сухопутных сил выдал компании «Рейнметалл-Борзиг» заказ на разработку шестнадцати 105-мм САУ, вооружённых 10.5-см гаубицами. Полное наименование САУ оказалось достаточно сложным – 10.5cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B-2(f), не смотря на то, что немцев, привыкших выговаривать слова длиной в полстраницы, таким не напугаешь. И однако, для краткости они использовали сокращённое написание – 105 leFH18B2

В первой половине 20-ых годов XX века Генштаб Армии Франции принял долговременную программу развития танкостроения. Среди целого перечня разных бронемашин, которыми потомки храбрых галлов планировали угрожать неприятелю, числился и танк помощи пехоты, во французской интерпретации носивший наименование «боевого танка» (Char de bataille).

Затянувшееся рождение

В январе 1921 года тактико-технические требования к нему были сформулированы особой рабочей группой и доведены до ведома наибольших французских танкостроительных компаний – «Рено», «Шнейдер», FCM, АМХ, FAMH и «Делоне-Бельвилль». Государство, которое по окончании Первой Мировой испытывало экономические трудности, не спешило финансировать создание нового танка, а компании, соответственно, не торопились его разрабатывать.

Вследствие этого пять прототипов показали главе технического отдела Генштаба генералу Жану-Батисту Эжен Этьену лишь в первой половине 20-ых годов XX века. Возглавляемая генералом рабочая группа продолжительно, не спеша, разбиралась в этом «танкопарке».

В итоге, то ли это кому-то надоело, то ли кто-то поплатился должностью за собственную неторопливость, и в марте 1927 года для доработки выбрали три изделия компаний FCM, FAMН и «Рено-Шнейдер», с которыми заключили договора на создание новых прототипов под номерами 101, 102 и 103. В целях секретности целый проект по документам Генштаба проходил под кодовым заглавием «Трактор 30».

Первым работу над собственным танком завершил тандем компаний «Шнейдер» и «Рено». Созданный ими прототип №101 уже в марте 1929 года начал проходить полигонные опробования. Два их соперника затянули работы над собственными автомобилями, что, в итоге, и предопределило выбор военных бюрократов.

Немецкие пушки на французских плечах

Прототип №101 концерна «Рено-Шнейдер»

Источник – panzerserra.blogspot.com.tr

Но французские армейские, по всей видимости, посчитали, что танк оказался как-то через чур скоро и в течение ещё пяти лет вносили в проект трансформации, а конструкторы «Рено» и «Шнайдера» послушно реализовывали их на бумаге и в металле. Наконец, в первой половине 30-ых годов XX века (через целых тринадцать лет по окончании начала работ) армия Франции взяла на вооружение новый танк с индексом «В1», что к тому времени уже безнадёжно устарел.

В1 – созданный, дабы быть поменянным

Компоновка танка В1 была хорошей, и от компоновки бронированных гусеничных автомобилей времён Первой Мировой отличалась мало. в первых рядах пребывало отделение управления, за ним – боевое отделение, и в корме – моторно-трансмиссионное. Гусеницы всецело охватывали обводы корпуса и существенно выступали вперёд и назад за его габариты.

Такая компоновка существенно повышала проходимость танка при преодолении рвов, траншей и других фортификационных преград, но делала гусеницы очень уязвимыми для огня соперника. Помимо этого, при размещения места механика-водителя на их уровне его обзор был бы очень сильно ограничен как справа, так и слева. Исходя из этого его сидение в левой передней части отделения немного подняли над дном, а над крышей корпуса надстроили литую бронированную рубку.

Она защищала верхнюю часть тела механика-водителя, сейчас не вмещавшегося в отделение. Вместо рычагов управления на В1 установили простой автомобильный руль.

В правой части отделения управления разместили 75-мм гаубицу SA-32. Она предназначалась для штурма полевых огневых и укреплений точек соперника, а потому возимый боекомплект к ней, в большинстве случаев, складывался из 87-ми осколочно-фугасных снарядов. Орудие обслуживали два человека – наводчик и заряжающий.

Главным противотанковым оружием танка В-1 стала 47-мм противотанковая пушка SA-34, размешавшаяся в его башне. Вести из неё пламя предписывалось командиру экипажа, в функции которого кроме этого входило наблюдение за полем боя, общее командование и радиосвязь машиной. Кроме пушек танк вооружили четырьмя 7,5-мм крепостными пулемётами Reibel МАС-31.

Ходовая часть танка складывалась из четырнадцати опорных и двух натяжных катков на любой борт (опорные катки планировали в семь тележек). Передний и задний натяжные катки, и первая тележка с двумя опорными катками оснащались подвеской на листовых рессорах. Остальные тележки оснащались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, крепившихся к верхней балке.

Совокупность была сверхсложной и ненадёжной, но движение автомобили отличался плавностью. Ширина гусениц танка В1 составляла 460 мм.

Корпус танка сделали клёпано-сварным. Толщина его лобовой брони достигала 40 мм, бортовой – 20 мм. Масса В1 была чуть меньше 25 тысячь киллограм, и не хватает замечательная силовая установка имела возможность разогнать машину лишь до скорости 24 км/ч.

Танк снабдили такими техническими новинками, как самозатягивающиеся в месте пробоин топливные баки, огнеупорные переборки, централизованная система и гирокомпас смазки. В кормовом отделении размещался рядный V-образный шестицилиндровый двигатель «Рено» мощностью 250 л. с. при 1600 об./мин. В том месте же монтировалась гидравлическая трансмиссия «Недэр» с пятискоростной двойным перемены дифференциалом и коробкой передач, разрешавшая водителю осуществлять наводку 75-мм орудия по горизонтали.

По окончании принятия В1 на вооружение армейские госслужащие тут же принялись поменять его конструкцию, стараясь исправить допущенные недочёты. Толщину бронирования увеличили, доведя её до 60 мм со бортов и лба, и до 55 мм – с кормы. Двигатель заменили на «Рено-307», мощность которого достигала 307 л. с., а ширину гусениц увеличили до 500 мм. Новый танк взял индекс «В1bis».

Трансформациям подверглись кроме этого башенное орудие и башня, но в данной статье мы их разглядывать не будем, поскольку при производстве автомобилей, которым она посвящена, употреблялись лишь шасси В1 и В1bis.

Из танков в САУ

Всего до начала военных действий во Франции промышленность успела выпустить 35 танков В1, 342 – В1bis и 5 – В1ter. Отличие последних автомобилей заключалось в более замечательном бронировании, возможности и пятом члене экипажа наводить 75-мм орудие по горизонтали на углах ±5°. Из всего этого богатства немцам досталась 161 машина.

Их впечатлила неуязвимость брони В1bis, проявившаяся в битвах с противотанковыми орудиями и немецкими танками, исходя из этого большинство этих трофеев в неизменённом виде под индексом «Pz.Kpfw.B2 740(f)» была использована для оружия оккупационных частей, расквартированных во Франции. Ещё 60 автомобилей переделали в огнемётные танки для вермахта, а около трёх-пяти единиц – в лишённые башен тягачи, употреблявшиеся для подготовки механиков-водителей.

Французский тяжёлый танк В1 с сорванной башней

Источник – fotowarmotors.ru

28 марта 1941 года 4-й «артиллерийский» Департамент Управления оружий сухопутных сил (Heerswaffenamt, потом – УВС) выдал компании «Рейнметалл-Борзиг», расположенной в Дюссельдорфе, заказ на разработку шестнадцати 105-мм САУ, вооружённых 10.5-см гаубицами leFh18/3 (Sf), поставленными на шасси Pz.Kpfw.B2 740(f). Это орудие было создано компанией «Рейнметалл-Борзинг» во второй половине 20-ых годов XX века на базе 105-мм гаубицы примера 1918 года, начало поступать в армии в 1935 году, и к 1941 году на вооружении вермахта было более 7000 таких пушек разных типов, составлявших базу германской дивизионной артиллерии.

105-мм лёгкая гаубица leFh18/3 (Sf)

Источник – nevsepic.com.ua

Полное наименование САУ оказалось достаточно сложным – 10.5cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B-2(f), не смотря на то, что немцев, привыкших выговаривать слова длиной в полстраницы, таким не напугаешь. И однако, для краткости они использовали сокращённое написание – 105 leFH18B2. Прототип САУ с боевой рубкой из простой конструкционной стали собрали в июне 1941 года, а по окончании проведения цикла опробований в УВС составили график изготовления первых десяти самоходок во второй половине 1941 года (двумя партиями по пять автомобилей), и ещё шести – в первой половине 40-ых годов XX века.

Эскиз 10.5 cm leFH18/3 (Sf) auf Geschutzwagen B-2(f)

Источник – acemodel.com.ua

Но к тому времени все сохранившиеся танки B-2(f) «прибрал к рукам» 6-й «танковый» Департамент, и для производства САУ было нужно ожидать поступления шасси, проходивших ремонт. Исходя из этого работы в Дюссельдорфе начали лишь в конце 1941 года, и выпущенные шестнадцать самоходок покинули заводские цеха во время с января по март 1942 года.

105 leFH18B2 около заводского цеха, верх рубки затянут брезентом

Источник – gosu-wot.com

Для ускорения работ трофейные французские танки подвергались только минимальной переделке (с них демонтировали башни с пушками, а из корпуса – 75-мм гаубицы). Артиллерийскую бойницу в правой части верхней лобовой бронедетали закрыли особой бронированной латкой, крепившейся заклёпками. Над крышей корпуса из 20-мм бронированных плит надстроили открытую шестигранную боевую рубку неправильной формы, в которой на особой тумбе установили гаубицу.

105 leFH18B2 – вид спереди. Прекрасно видно, что 75-мм орудие в корпусе отсутствует. Бойница закрыта бронированной латкой

Источник – acemodel.com.ua

Углы наведения орудия достигали: по вертикали – от ?5° до +20°; по горизонтали – ±15°. Возимый боекомплект составлял 42 выстрела. Гаубица имела раздельное гильзовое заряжание.

Орудие снабдили средствами наведения – панорамным прицелом Rblf-36 для ведения огня с закрытых позиций и телескопическим прицелом Z.E.34 для стрельбы прямой наводкой.

105 leFH18B2 в составе 93-го артполка 26-й танковой дивизии

Источник – acemodel.com.ua

Габариты автомобили были внушительными (её высота достигала 3, а протяженность – 6,5 метра), но так как самоходка проектировалась только для помощи пехоты, особенным недочётом это не считалось. Вес автомобили в 32,5 тонны для оставшегося неизменным 307-сильного двигателя был великоват, исходя из этого САУ не развивала скорость выше 28 км/ч. Запас хода у неё кроме этого был довольно мал – 150 км. Но такие показатели в полной мере устраивали УВС, и функционеры настояли только на замене несовершенных французских радиостанций ER53 (трудившихся лишь на азбуке Морзе), ER51 и ER55 более передовыми германскими FuG 5.

Германский воин позирует на фоне САУ 105 leFH18B2

Источник – acemodel.com.ua
В боевых порядках вермахта

Первоначально новыми самоходками вооружили 93-й артполк 26-й танковой дивизии, организованный в Бельгии и предназначавшейся для обороны побережья Ла-Манша. Были организованы три батареи по четыре автомобили, а ещё четыре числились как сверхнормативные. В ходе полевых испытаний и манёвров техники стало известно, что новые САУ переутяжелены, владеют низкой манёвренностью и довольно часто ломаются.

Исходя из этого перед отправкой дивизии в Италию материальную часть 93-го артполка заменили на двенадцать САУ Wespe, а пятнадцать числившихся за полком 105 leFH18B2, из которых боеспособными оставались четырнадцать, послали в учебно-тренировочный центр в Гавре.

Несколько воинов вермахта на фоне САУ 105 leFH18B2

Источник – panzerserra.blogspot.com.tr

Но во второй половине 1944 года обстановка со снабжением германских частей военной техникой быстро ухудшилась, и САУ изъяли у учебного центра, передав их 90-й танково-гренадёрской дивизии, базировавшейся на Сардинии.

САУ 105 leFH18B2 на марше

Источник – panzerserra.blogspot.com.tr

12–14 сентября 1944 года (в первые дни по окончании объявления о выходе Италии из войны) руководство вермахта отвело армию (а также 90-ю дивизию) с острова Сардиния на Корсику. Но и Корсику германское руководство удерживать не планировало, исходя из этого уже к 20 сентября дивизию по воздуху эвакуировали на материковую часть Италии. В случае если к этому времени САУ 105 leFH18B2 успели прибыть в её распоряжение, то они вряд ли смогли покинуть острова.

После этого последовала защита Кассино, и в полной мере быть может, что самоходки 105 leFH18B2 доставили уже в том направлении. При таких условиях, след этих автомобилей необходимо искать где-то между Болоньей и Римом, где 90-ю танково-гренадёрскую дивизию совсем разгромили в апреле 1945 года.

САУ 105 leFH18B2 в игре World of Tanks

Источник – world-of-tanks.eu

Но согласно данным исследователя Андрея Харука, в зарубежных источниках имеется упоминания этих САУ как участвовавших в бою за Нормандию в июне 1944 года в составе 200-го батальона штурмовых самоходных орудий. И не смотря на то, что в полной мере вероятным представляется то, что самоходки до Италии не доехали, а сражались во Франции, полной ясности в этом вопросе нет. Так или иначе, ни одной сохранившейся 105 leFH18B2 до отечественного времени не сохранилось.

Супер пушка Гитлера2016/Building Hitler’s Supergun HD/ Hitlers Superkanone V3

Темы которые будут Вам интересны: