Немецкие кошки при дворе короля георга

Изучение новой техники либо оружия неприятеля всегда были в числе приоритетных задач любой армии. Появление на фронтах Второй мировой нового германского среднего танка «Пантера» не имело возможности остаться незамеченным разведками союзников, среди них и английской. Добывать данные о новом «звере» было нужно в пара этапов.

Эти с чужих слов

Слухи о новом германском танке стали проникать в Англию уже летом 1943 года: армейский атташе в СССР отправил в метрополию перевод статьи о некоем новом танке «Panterra», показавшемся в германской армии. Статья была размещена в «Красной Звезде» от 24 июля 1943 года. Информация была скудная, к тому же создатель очевидно путал «Пантеру» с «Фердинандом», но более точная информация показалась уже 7 сентября.

По тактико-техническим чертям, приведённым в документе, ясно, что «German Heavy Tank, Mark V» это уже «верная» «Пантера»: 75-мм пушка, вес 45 тысячь киллограм, восемь катков на борт в шахматном порядке.

Немецкие кошки при дворе короля георга

Тактико-технические характеристики «Германского тяжёлого танка Мark V» высланные из Москвы армейским атташе лейтенантом МакГейбом.

Спустя некое время те же характеристики были размещены в американском армейском издании TacticalTechnical Trends. В данной статье танк уже именуют «PzKw 5 (Panther) Tank», но новых информации о нём, не считая заглавия, в статье нет, не смотря на то, что имеется одно занимательное отличие: танк уже вычисляют средним, а не тяжёлым, как в докладе из Москвы.

Дополнительную данные разместили в декабре. Показались более правильные эти – к примеру, о пушке 7.5 cm KwK 42 L/70 (в издании KwK 43). Ранее высказывалось предположение, что в танке может находиться танковая версия пушки 7.5 cm Pak 41 с коническим стволом.

Сейчас создатель подчернул, что по американским меркам танк всё-таки тяжёлый.

Танк PzKw 5 «Пантера». Издание TacticalTechnical Trends, №37

Не считая тактико-технических черт нового танка, в статье были обрисованы способы борьбы с ним. Предполагалось, что действенным будет винтовочно-пулемётный пламя по устройствам наблюдения, бронебойные и фугасные боеприпасы калибра 54 мм и более по башне с дистанции до 800 метров, бронебойные боеприпасы калибра 45 мм по бортам. Потому, что у британцев были весьма смутные понятия о возможностях советской артиллерии, эти сведенья им не весьма помогали.

Нужно было взять настоящую «Пантеру» и совершить её опробования.

Презент от русских

Такая возможность показалась летом 1944 года, в то время, когда в Англию привезли танк из СССР. «Пантера» с серийным номером №213101 к тому времени уже проехала порядка 500 миль (800 км). Ходовые опробования начались 12 июня.

«Пантера» на опробованиях подвески на полигоне боевых автомобилей (Fighting Vehicle Proving Establishment)

«Пантера» удачно взобралась на горку по щебенистому склону в 22,5° и по цементной плите под углом в 24°. Остальные танки удачно останавливались на склоне и трогались со склона, но из-за нехорошего состояния гидроприводов управления на «Пантере» испытатели решили этого не делать. На протяжении восхождений на Бикон-хилл гидравлическая совокупность разрешила течь, и её было нужно заполнять заново любой раз.

Средняя скорость восхождения была 8,19 миль в час – такая же, как у «Черчилля», но меньше чем у «Шермана» (10,4 миль/час) и «Кромвеля» (20,6 миль/час). По травяному склону в 40° «Пантера» вскарабкаться не смогла – двигатель начал давать перебои и загорелся. Действительно, пожар скоро потушили.

Опробования подвески также не обошлись без аварий. На протяжении пробега по пересечённой местности отлетели ограничители седьмого катка с обоих бортов. Танк очень сильно клевал носом на протяжении переезда громадных неровностей, что было очень некомфортно для экипажа.

После этого «Пантеру» отвезли на опробования по расходу горючего, но закончить их она не смогла. Танк не имел возможности держать третью передачу, шестерни соскальзывали. Через два круга двигатель снова начал давать перебои.

Опробования закончили, и «Пантеру» вернули в ремонт.

По окончании важного ремонта танк снова вышел на опробования 28 июля. Двигатель сначала трудился гладко, но это продолжалось недолго:

«По окончании первого круга двигатель начал давать маленькие перебои, но это не очень сильно оказывало влияние на показатели танка… По окончании ещё половины круга в танке пригодилось подтянуть правую тягу поворота, и мотор заглушили. Густой дым из моторного отделения мгновенно заполнил башню. Через пара секунд в моторном отделении прогремел пол и взрыв отделения загорелся… Танк выгорел и опробования данной автомобили прекратили».

Поведение «Пантеры» на протяжении опробований не впечатлило английскую рабочую группу. Танк был капризный и потребовал нередкого ремонта, на полигон его возили на прицепе, дабы сэкономить ресурс двигателя. Потому, что кое-какие подробности мотора были, по британским меркам, «нестандартные и устаревшие», всецело вернуть его так и не удалось.

«Пантера» до обстрела.

Средняя скорость «Пантеры» с таким двигателем была ниже, чем у тяжёлого «Черчилля» Mk.VII, что, вдобавок, к тому времени проехал 3232 мили, другими словами в шесть раз с лишним больше чем «Пантера». Подвеска работникам полигона также не понравилась. Люди, каковые трудились с «чудесами техники» наподобие открыто неудачных танков «Ковенантер», очень красноречиво оценили надёжность автомобили как «намного хуже любого английского танка, находящегося в эксплуатации».

Чем ближе к Германии — тем больше «Пантер»

Но скоро британским испытателям повезло: до тех пор пока они добивали изношенную «Пантеру», в Европе открыли второй фронт. Добыча новых танков для опробований стала лёгкой задачей, и не так долго осталось ждать им привезли ещё одну. Следующую «Пантеру» доставили на полигон в осеннюю пору, но, наверное, желание кататься на ней уже отпало, и данный танк решили расстрелять.

Обстрел танка пулями винтовочного калибра 0.303» дал мало результатов. Осколки от пуль, попавших в разные щели, смогли пробраться в боевое отделение, но у них не хватало убойной силы, дабы вывести из строя экипаж. Обстрел заднего башенного люка был более успешным, но, возможно, лишь вследствие того что люк не закрывался достаточно хорошо – согласно точки зрения испытателей, у него была погнута защёлка.

Обстрел осколочно-фугасными боеприпасами из 25-фунтовой пушки с дистанции 5000 метров «Пантера» не выдержала: из пяти снарядов четыре поразили радиаторы осколками в таковой степени, что в сражении это привело бы к выходу танка и перегреву двигателя из строя. Радиаторы кроме этого возможно было пробить 20-мм авиационной пушкой под углом в 27° от горизонтали.

Пробития в крыше моторного отделения «Пантеры» от 20-мм бронебойных снарядов авиационной пушки Hispano A.P.

Mk.II.

57-мм пушка 6-pounder смогла пробить броню танка рикошетом от маски бронебойным боеприпасом (APCBC), что пробил крышу отделения управления и разнёс бы целый танк, если бы в нём был боекомплект. Испытатели сделали вывод, что таковой фокус возможно выполнить с 1270–1780 ярдов (1160–1630 метров), в случае если целиться в нижнюю часть маски. Пробить борт башни под углом в 50° боеприпасы также смогли, причём один из них пробил бензобак и привёл к пожару.

Под таким углом же подкрылок пробивался с 1020 ярдов (930 метров), причём броня начала трескаться от непробитий.

Подкалиберные боеприпасы (APDS) не смогли пробить маску, но два боеприпаса заклинили башню так туго, что их было нужно вырезать автогеном. Под углом в 50° такие боеприпасы смогли пробить борт башни на дистанции до 2500 ярдов (2290 метров), а под углом в 60° – с 700 ярдов (640 метров). С такой же дистанции возможно было пробить и нижнюю лобовую подробность корпуса.

Боеприпас, попавший в борт под углом в 50°, также попал в бензобак и поджёг танк.

Кусок брони размером 56?46 см, выбитый рикошетом 76-мм боеприпаса.

76-мм пушка 17-pounder пробила верхнюю лобовую подробность с 1500 ярдов (1370 метров) подкалиберным боеприпасом, но кроме того бронебойные (APCBC) боеприпасы смогли поразить танк с 800 ярдов (730 метров). По окончании первого боеприпаса броня дала трещину, второй же выломал из неё громадный кусок. Ещё один бронебойный (AP) боеприпас пробил верхнюю лобовую подробность с 900–1000 ярдов (820–910 метров) и дал новые трещины.

Лоб танка был в таком нехорошем состоянии, что в него больше стрелять не стали.

Опробования 75-мм бронебойным боеприпасом марки М61 были ещё зрелищнее:

«Один американский боеприпас M61 APCBC попал в нижнюю часть башни. Боеприпас сработал, отлетел вниз, разбил крышу за люком водителя, и состоялся в корпус вместе с громадными кусками крыши. Это стало причиной большое количество внутренних повреждений и вывело бы из строя водителя, даже если бы не загорелся порох в повреждённой боеукладке».

75-мм осколочно-фугасный боеприпас проломил крышу башни при попадании в верхнюю часть борта. Такой же боеприпас, попав в задний башенный люк, не смог его снести либо заклинить, не смотря на то, что осколки от боеприпаса пробили радиаторы. Попадание боеприпаса в корпус дало трещину, но вторых повреждений найдено не было.

Осколочно-фугасные боеприпасы из 25-фунтовки смогли заклинить люк и повредить радиаторы. Боеприпас, попавший в борт башни, деформировал крышу, а второй, угодивший в корпус, проделал трещину в семь футов длиной и двухдюймовый пролом.

Пролом в борту танка по окончании попаданий 57-мм снарядов.

Танк обстреливали и из противотанкового гранатомёта PIAT. Одна граната попала в обвес и не смогла пробить борт танка, но вторая пробила борт, выбив отколы. Лоб танка и командирскую башенку PIAT не пробил.

Обстреливать башенку сочли тщетным занятием, поскольку 60% из попавших гранат не сработали.

Гусеницы танка были достаточно крепким орешком. Дабы разбить гусеницу, испытателям пригодилось три гранаты No.75 либо противотанковая мина Mk.V. H.C.

На всякий случай опробования повторили, обстреляв вторую башню от «Пантеры» Ausf.G, но в этот самый момент результаты были подобными: попадание бронебойных снарядов типа APCBC и AP давало трещины и отколы. Уровень качества германской брони было намного ниже, чем у английской.

«Пантера» горит от попадания 57-мм боеприпаса в башню.

В заключении по опробованиям рабочая группа записала, что танк легко горит от попаданий по бензобакам и боеукладкам. Уровень качества брони у данной «Пантеры», равно как и у ранее отправленной из СССР, выяснилось неудовлетворительным, попадание бронебойных снарядов любого калибра давало трещины и отколы. Изучение вторых «Пантер» на поле боя продемонстрировало, что такая неприятность была у всех танков этого типа.

Сварные швы кроме этого были неудовлетворительного качества, и многие из них потрескались ещё до начала опробований. Присутствие циммерита только замаскировало эти недостатки.

Послевоенные опробования

Мучения «Пантер» не закончились с войной. Дабы совершить опробования в максимально «стерильной» обстановке, британцы раздобыли пять новеньких «Пантер»: два простых танка, два истребителя танков «Ягдпантера», и одну БРЭМ «Бергепантера». Увы, но кроме того с пятью новыми танками британцы не смогли закончить полную программу опробований.

Все пять танков через чур скоро сломались, наряду с этим «Бергепантере» поменяли двигатель (она проехала всего 632 километра и уже нуждалась в замене), а остальные танки были собраны в мастерских Английской Армии на Рейне (British Army of the Rhinе – BAOR) и не вести войну по большому счету.

Те эти, что удалось раздобыть, «Пантере» не льстили. Так же, как у советского трофея, двигатели всегда горели (по паре раз у каждого танка) и ломались. Сейчас удалось установить, что механизм поворота кроме этого очень ненадёжен.

Поворачивать на высокой скорости было так страшно, что опробования по расходу горючего не проводились. Седьмая передача была фактически недоступной. На неё возможно было переключиться лишь в благоприятных условиях, на прямой и ровной асфальтированной дороге.

Кроме того на данной передаче было практически нереально разогнать танк до большой паспортной скорости.

Тормоза были через чур не сильный, дабы держать танк на склоне всего в 22°. Один танк сполз со склона, шофер утратил управление, и танк заехал на пень. Удар сломал торсионный вал, что пробил коробку передач.

Это был последний танк; остальные разобрали на запчасти, дабы продолжать опробования. По окончании данной поломки испытывать стало нечего, и проект закрыли.

«Пантера», собранная мастерскими BAOR.

Напоследок англичане решили проверить, как эргономична работа экипажа «Пантеры». Танк для этих опробований был также собран силами BAOR.

Место начальника было эргономичным, но не без недочётов: к примеру, ноги начальника имели возможность легко соскользнуть, в то время, когда он поднимался, дабы высунуться из башни на ходу. Резиновые прокладки на эпископах были через чур твёрдыми и не защищали лицо. Сиденье начальника было неподвижным.

У наводчика эргономичным было лишь сиденье. Трудиться, сидя в нём, было нереально. Трёхдюймовая рукоятка маховика горизонтального наведения была через чур маленькой. Башню ещё возможно было поворачивать педалями, но они были расположены неудачно.

Дабы их применять, приходилось выворачивать всё тело вправо. Педали были весьма твёрдыми, и совершенно верно поворачивать башню с их помощью было весьма сложно. Маховик вертикального наведения также был весьма твёрдым, и наводка пушки вследствие этого занимала большое количество времени. Оба маховика, как и педали, пребывали на шесть дюймов левее, чем нужно, отчего ими было некомфортно пользоваться.

Не считая одного прицела TZF 12a, наводчику не во что было наблюдать, почему наведение на цель имело возможность занимать до 30 секунд. Применять прицел и наушники в один момент было нереально, поскольку наряду с этим правый наушник упирался в стенку башни.

Высота места заряжающего была лишь 5’3» (около 160 см), и среднему человеку приходилось сгибаться, от чего он скоро уставал. Сидения у заряжающего не было, не дали ему и наушников. Начальник не имел возможности отдавать ему распоряжения, что необычно, раз не считая заряжания пушки он должен был стрелять и дымовыми гранатами из мортирок по обе стороны башни . Заряжающему кроме этого очень сильно не повезло с укладками: дабы открыть одну защёлку, нужно было приложить громадные упрочнения обеих рук.

Открывание защёлок занимало 10 секунд, что снижало скорострельность. Заряжание боеприпаса из самой эргономичной укладки занимало в среднем шесть секунд.

Место водителя было тесным. Сиденье возможно было переводить из верхнего положения в нижнее и обратно, но это занимало через чур много времени – британцам больше понравился подобный механизм на американском «Першинге». В нижнем положении сиденья видимость у водителя была нехорошей, потому, что в его распоряжении оставался лишь один перископ.

Английский танкист на опробованиях по оценке удобства работы в танке.

Дабы стрелять из пулемёта, приходилось очень сильно наклоняться влево.

Место радиста также было тесным, в особенности недалеко от колен. Применять пулемёт было весьма некомфортно, поскольку приходилось наклоняться влево.

Подводя итоги английских опробований трофейного «зверя», возможно сообщить следующее. без сомнений, у «Пантеры» было много плюсов на поле боя над более лёгкими танками, но эти преимущества сводились на нет массой помой-му второстепенных факторов. Замечательную пушку было некомфортно наводить и заряжать, толстая броня была низкого качества и легко кололась, а трансмиссия и ненадёжный двигатель не обеспечивали, что танк приедет своевременно в том направлении, где он нужнее всего сейчас.

Неудивительно, что кроме того англичане, без сомнений, потерявшие к концу Второй мировой первые роли в мировом танкостроении, оценили данный танк не весьма высоко.

Источники:

  1. Н. Моран, The Chieftain’s Hatch: Tigers and Panterras
  2. TacticalTechnical Trends №37
  3. TacticalTechnical Trends №40
  4. Fighting Vehicles proving Establishment Field Trials Report on German Panther (Pz.Kw.V) F.V.P.E. Report No.F.T.1391
  5. Armour Branch Report on Comprehensive Firing Trials against German Panther Pz.Kw. V.
  6. Fighting Vehicles Proving Establishment Automotive Wing Report On Panther – Performance Trails
  7. Military Operational Research Report No 61 Study No.11 issued by Motion Study Wing, Motion Studies of German Tanks

Боевые коты! Наступление кошек на псов, наступление на людей! Агрессивные кошки!

Темы которые будут Вам интересны: