Начало тернистого пути к «боевому танку»

Знаком французского танкостроения времён Второй мировой в полной мере заслуженно считается военная машина Char B1 и её более идеальная версия — Char B1 bis. На начало Второй мировой войны это были наилучшие средние танки, каковые сочетали в себе серьёзное вооружение и противоснарядное бронирование, с уверенностью поражавшее все танки того времени.

В это же время, кое-какие элементы конструкции Char B1 — в первую очередь его ходовая часть и короткоствольная 75-мм пушка, расположенная в лобовом странице корпуса — смотрелись очень архаично. И у этого, очевидно, были веские обстоятельства. Не смотря на то, что на вооружение Char B1 был принят всего за пять лет до начала войны, в первой половине 30-ых годов XX века, история его создания началась более чем на полтора десятилетия раньше…

С пушкой в корпусе

В отличие от британцев, каковые в Первую мировую сосредоточились, по большей части, на танках тяжёлого типа, французы сначала занялись автомобилями средней весовой категории. К ней относился и первенец французского танкостроения — танк Schneider CA1. В целом, французам удалось создать самые успешные средние танки Первой Мировой.

Они же были и самыми массовыми в собственном классе. А показавшиеся позднее британские Medium Mk.A Whippet были очевидно хуже французских одноклассников.

В соответствии с распространённой версии, в будущем французы сконцентрировали все усилия на лёгком Renault FT, ставшим в следствии самым массовым и успешным танком Первой Мировой. Но это не совсем так. Компания Schneider продолжила работу над машиной среднего типа, учтя найденные на протяжении эксплуатации Schneider CA1 недочёты.

Машина имела через чур очень сильно выступающую вперёд носовую часть, которая по задумке должна была употребляться для прорыва вражеских заграждений, но была скорее недочётом. Помимо этого, её корпус в целом был чересчур долгим. Ещё одной проблемой было размещение пушки с правой стороны корпуса, что ограничивало сектор обстрела.

В 1917 началась работа над Schneider CA нового поколения.

Начало тернистого пути к «боевому танку»

Schneider CA.3 в варианте с установкой 75-мм орудия в корпусе. Заложенные в данной конструкции ответа позднее будут использованы при разработке Char B

1 мая 1917 года в Армейском министерстве было представлено пара проектов средних танков разработки Schneider. Их боевая масса варьировалась от 13,2 до 15,4 тонны. Отличалось у танков как оружие, так и схема его размещения. В первом варианте танк имел 47-мм пушку, размещённую в башне кругового вращения, во втором 75-мм пушка обр.1897 года пребывала в лобовом странице корпуса.

Эти два примера показались французским армейским самые интересными. Всего же из всех вариантов рабочая группа выбрала 5 штук, каковые 11 мая были представлены CCAS (Comite Consultatif de l’Artillerie d’Assaut, другими словами «Консультативному комитету по штурмовой артиллерии»).

По результатам заседания было решено создать на базе Schneider №1 улучшенную версию танка. Башенную схему размещения оружия танк сохранил, но наряду с этим его пушку поменяли на короткоствольную калибра 75 мм. 5 июля 1917 года была представлена переработанная версия танка, взявшая обозначение Schneider CA.3.

Причём для подстраховки танк создали в двух вариантах. Первый соответствовал техническому заданию и воображал собой переработанный Schneider №1 с увеличенной башней и 75-мм пушкой. Второй вариант башни не имел, а его короткоствольная пушка пребывала в центре передней части корпуса.

В качестве средства защиты от пехоты танк имел пулемёты, расположенные в носовой части корпуса и в бортах.

Нежданно этот вариант был признан армейскими самый подходящим. Schneider взял заказ на изготовление четырёхсот Schneider CA.3, закипела работа по подготовке к изготовлению опытного образца, но в феврале 1918 года последовал приказ о замораживании программы CA.3, а позднее её и вовсе отменили. Так, армия Франции осталась без средних танков второго поколения.

Средний танк разработки Delaunay-Belleville. Что за машина была его прародителем, можно понять сходу. Слева от рубки механика-водителя видна орудийная маска 37-мм пушки

Продолжение истории с французскими средними танками развивалось в инициативном порядке. Среди фирм, задействованных в сборке Renault FT, была и компания Delaunay-Belleville из парижского пригорода Сен-Дени. Компания эта славилась шикарными машинами, но и она не смогла пройти мимо военного заказа.

На мощностях Delaunay-Belleville было выстроено 390 FT. Применяя базу этого танка, инженеры Delaunay-Belleville создали артиллерийский тягач для 155-мм гаубицы Canon de 155 C mle.1917 Schneider. В соответствии с концепции, перевозилась гаубица прямо в тягаче, откуда кроме того имелась возможность вести пламя.

В октябре 1918 года машина была представлена на опробования, но в серию не отправилась: кончилась война.

Установка более замечательного двигателя "настойчиво попросила" повышения моторного отделения

Применяя наработки по тягачу, на Delaunay-Belleville снова же в инициативном порядке запустили разработку среднего танка. Изобретать велосипед в Сен-Дени не стали: изготовленный в 1919 году танк воображал собой повышенный в размерах Renault FT. башня и Носовая часть были забраны от предшественника без трансформаций. Боевая масса выросла до 15,8 тонны, что потребовало установки нового двигателя и удлинения корпуса практически на метр.

В один момент корпус был сделан шире, и связано это было уже не только с новым двигателем. Дело в том, что в носовой части, слева от механика-водителя, пребывала 37-мм пушка.

В таком, пара неуклюжем, виде конструкторы Delaunay-Belleville реализовали концепцию Schneider CA.3. Незамеченной инициативная разработка не осталась. Ею заинтересовался генерал Эстьен, папа французского танкостроения.

Совместно и порознь

Итоги Первой Мировой для французского танкостроения были очень противоречивыми. С одной стороны, как раз французы создали лучшие танки Великой войны, первыми перейдя к оптимальной компоновке, признанной потом хорошей. Иначе, всецело реализовать потенциал собственной танковой индустрии они опоздали. Тяжёлые танки прорыва, основное детище Эстьена, на поля сражений опоздали.

Помимо этого, они были через чур дорогими, что и предопределило их судьбу.

Что же касается Renault FT, то он, не обращая внимания на то что был лучшим лёгким танком мира, всё равняется был далёк от идеала. Защищён он был лишь от пуль винтовочного калибра, а поставить в него что-то больше 37-мм пехотной пушки выяснилось задачей не из лёгких. В итоге Эстьен пришёл к разумному выводу: будущее — за средними танками.

Их размеры разрешали иметь и достаточно толстую броню, и замечательное оружие, а обходились они куда дешевле, чем тяжёлые танки.

В соответствии с концепции Эстьена, Renault FT должны были уйти в небытие, неспешно уступив место на полях сражений «боевым танкам» (char de bataille, либо Char B). Их боевая масса оценивалась в 13–14,5 тонны, а неспециализированная концепция во многом повторяла Schneider CA.3. В качестве главного оружия предусматривалась 75-мм пушка, как орудие минимального калибра, талантливого действенно бороться с лёгкими упрочнениями. Предполагалось, что она будет пребывать в лобовой части корпуса. Экипаж должен был складываться из трёх человек.

Наличие вращающейся башни считалось не необходимым, и в любом случае в том месте планировалось разместить оружие не больше пулемёта.

Готовить землю к началу работ Эстьен начал в первой половине 20-ых годов XX века. Год спустя, в конце 1921 года, генерал инициировал программу по разработке нового танка. Кроме Delaunay-Belleville, к работе Эстьен подключил компании FAMH, FCM, Renault и Schneider.

В соответствии с начальному соглашению, первый заказ на Char B составил 120 танков. По результатам работ Delaunay-Belleville приобретала заказ на 10 автомобилей, FAMH — 15, FCM — 15, а Schneider и Renault — по 30.

По предложению Эстьена, компании должны были совместно разрабатывать данный самый Char B. На деле все оказалось совсем не так: практически все производители пошли собственными дорогами. Более того, Delaunay-Belleville, которая первой реализовала в металле концепцию нового среднего танка, достаточно скоро вышла из конкурса. Её танк только по массе доходил под предъявленные тактико-технические требования, в остальном же он был устаревшим.

Так, соперников осталось четверо.

Из-за роста требований к бронированию, которое должно было составлять минимум 25 мм в лобовой части и 20 мм по бортам, в боевую массу 14,5 тонны разработчики вписаться не смогли. Помимо этого, в итоге требование установить башню с пулемётным оружием стало необходимым.

Согласно точки зрения генерала Эстьена, созданная FAMH машина оптимальнее доходила под требования, отражённые в концепции Char B

Компания FAMH, либо Compagnie des Forges et Acieries de la Marine et d’Homecourt, чьи танки более известны под обозначением Saint-Chamond («Сен-Шамон», в этом городе в том месте размешалось предприятие), подготовила самый подходящий под требования Эстьена танк. Он был самым маленьким (неспециализированная протяженность 5,2 метра), а его орудие размешалось строго по центру корпуса, как и потребовало техническое задание. Но, механику-водителю от этого комфортнее вряд ли становилось.

Не смотря на то, что он имел отдельную рубку, пушка всё равняется находилась в близи от его ног. Дополнительные неприятности доставляла пневматическая совокупность управления, потребовавшая от механика-водителя дополнительных упрочнений.

Как и потребовало техническое задание, экипаж танка складывался из трёх человек. Кроме его-помощника и механика водителя, каковые в один момент обслуживали пушку, в экипаж входил начальник, разместившийся в пулемётной башне. Ему кроме этого было нужно несладко: кроме выполнения ярких обязанностей, он был наводчиком и заряжающим спарки пулемётов Hotchkiss Mle.1914. Их обслуживание потребовало недюжинной сноровки.

Стоит подчернуть, что у всех танков, созданных по программе Char B, их расположение и экипажи были подобными.

Данный же танк спереди. Его механику-водителю сложно позавидовать

При боевой массе в 17 тысячь киллограм Char B разработки FAMH имел 120-сильный двигатель Panhard. Его в полной мере хватало, дабы развивать большую скорость 18,2 км/ч, другими словами двигаться более чем вдвое стремительнее, чем Renault FT. Как и у всех остальных автомобилей, представленных на конкурс, трансмиссия танка и силовая установка размещались в кормовой части.

Передовым ответом стало применение в качестве упругих элементов подвески пневматических амортизаторов. Что же касается траков, то они имели британское происхождение. Французы воспользовались наработками Филиппа Джонсона, каковые употреблялись им на Medium Tank Mk.D.

Как и американцы на своём Medium Tank M.1922, инженеры FAMH установили на танк траки с древесными подушками, каковые имели возможность «трудиться» на неровном грунте.

Подобным образом с ходовой частью поступили и инженеры FCM (Forges et chantiers de la Mediterranee). Они позаимствовали у Medium Tank Mk.D не только траки, но и подвеску с очень уникальным ответом в виде троса, выполнявшего роль упругого элемента. "Наверное," компания из пригорода Тулона таки получила данные от американцев о том, как ненадёжным есть канат, потому, что вместо него французы установили цепь Галля.

На танке, что время от времени обозначают как FCM 21, кроме этого употреблялся двигатель Panhard, но из-за чуть подросшей массы его скорость снизилась до 17,5 км/ч. Иначе, за счёт большего запаса горючего дальность действия, если сравнивать с машиной FAMH, выросла с 70 до 175 километров.

Средний танк разработки FCM. Сходство с FCM 2C налицо, причём башня начальника — это кормовая башня с тяжёлого танка

В виде танка от FCM легко угадывался танк прорыва FCM 2C. Не обращая внимания на траки и иную подвеску, неспециализированная концепция ходовой части мало поменялась. Во многом схожей была и конструкция корпуса.

Танк от FCM был самым долгим (6,5 метра) и самым высоким (2,5 метра). На высоте сказалась командирская башенка, которая, как и башня, по собственной конструкции кроме этого вела родословную от FCM 2C.

Бронирование варианта FCM осталось на уровне автомобили FAMH — 25 мм. Роднило его с танком соперника и неудобство размещения механика-водителя. Он размещался с левой стороны, а с правой пребывала пушка. Вряд ли такое соседство содействовало удобству работы, к тому же быстро ухудшилась обзорность.

Иначе, начальник в танке от FCM ощущал себя чуть ли не королём. Кроме того, что у него имелась командирская башенка, так ещё и сама башня была заметно больше, чем у соперников.

Опытный образец среднего танка SRA (Renault JZ) в сборочном цеху. Прекрасно видна конструкция ходовой части

Единственными компаниями, внявшими словам Эстьена и решившими трудиться сообща, были Schneider и Renault. 21 октября 1921 года они подписали соглашение о совместной работе. Борьба сохранялась, и любой производитель по некоторым направлениям отправился собственной дорогой.

Однако обе компании двигались приблизительно неспециализированным курсом, причём по последовательности агрегатов и узлов у их автомобилей случилась унификация.

Оба танка имели фактически однообразные башни разработки Schneider, в которых пребывала спарка пулемётов Hotchkiss. Позднее модифицированная башня, известная как ST1, и её улучшенная версия ST2 употреблялись на лёгких танках Renault D1. Унификация коснулась и силовой установки: в её качестве на обеих танках употреблялся 180-сильный двигатель Renault.

Схожим выяснилось и бронирование, увеличенное до 30 мм, и боевая масса — 19 тысячь киллограм. В значительной мере похожими были и корпуса танков, в особенности это относится размещения механика и установки вооружения-водителя. Наконец, танки имели похожие заглавия — SRA и SRB, где «SR» расшифровывается как Schneider-Renault.

SRA на ходовых опробованиях

Созданный Renault танк SRA имел кроме этого внутреннее обозначение — Renault JZ. Эта машина была полностью разработкой компании из Булонь-Бийанкур. По длине танк был посередине между детищами FAMH и FCM — 5,95 метра. Стремительнее 17,5 км/ч он не разгонялся, но высокая скорость перемещения и не входила в список требований, предъявляемых к танку армейскими.

Как и у других соперников, на SRA употреблялись траки по типу Medium Tank Mk.D, но наряду с этим употреблялось тележечное размещение опорных катков (2 тележки по 6 катков на каждой) и рессорная подвеска. В целом такая ходовая часть была надёжнее, чем у соперников.

Таким танк был по окончании прохождения этапа опробований. Прекрасно видно, как износились траки, а в особенности — их древесные подушки

Основная изюминка танка Renault, но, заключалась в оружии. 75-мм короткоствольную пушку конструкторы максимально переместили вправо, наряду с этим возможность наведения по горизонтали без поворота корпуса всего танка у неё отсутствовала по большому счету. Данное ответ снижало манёвренность огня, но наряду с этим выяснилось явным плюсом с позиций защищённости.

Помимо этого, механик-водитель SRA был в более комфортных условиях. Не обращая внимания на то что он всё равняется делал функцию наводчика, если сравнивать с водителями вариантов Char B от FAMH и FCM ему жилось куда несложнее. Это же справедливо в отношении обзорности.

Заметно облегчало наличие и управление сервоприводов.

SRB, созданный Schneider, имел весьма похожую конструкцию лобовой части корпуса, действительно, за одним исключением. Вместо короткоствольной 75-мм пушки тут была установлена 47-мм длинноствольная. На этом танке кроме этого была установлена совокупность поворота NAEDER, которая заметно упростила механику-водителю наведение пушки по горизонтали.

На SRB по протекции Луи Рено установили и сервопривод.

SRB был единственным танком, владевшим хорошей от соперников пушкой, которая, но, имела такую же установку, что и на SRA

Заметным отличием SRB от SRA стала ходовая часть. На танке употреблялась весьма похожая по конструкции подвеска, которую, но, позднее желали поменять на гидропневматическую. Но вместо траков по типу Medium Tank Mk.D тут употреблялась более классическая конструкция.

За базу были забраны траки по типу Renault FT, каковые подверглись важной переделке. Весьма похожие по конструкции траки позднее были созданы для Renault NC. Кстати, при однообразном моторе SRB был чуть стремительнее SRA.

В то время, когда в товарищах согласья нет

Потому, что танки было нужно проектировать с нуля, работы по ним затянулись. Презентация всех четырёх автомобилей состоялась 13 мая 1924 года в Рюэй-Мальмезоне. Начались совместные опробования, каковые длились до марта 1925 года.

Танки должны были комплектоваться особым прицепом, в котором пребывало 800 литров горючего, и возможно было перевозить до 8 человек

Итоги опробований стали для генерала Эстьена неприятной неожиданностью. Он предполагал, что из соперничающих автомобилей удастся выбрать лучшую, и как раз её запустят в серийное производство. На практике же оказалось, что любой из представленных танков имел собственные недочёты.

Танк разработки FAMH был очень сложным с позиций вождения, к тому же наблюдались его неоднократные поломки. У прототипа FCM ахиллесовой пятой была коробка передач, которая много раз выходила из строя. Похожие неприятности преследовали и SRA.

Помимо этого, траки конструкции Филиппа Джонсона были признаны не самыми успешными. Сначала всё было нормально, но на протяжении опробований траки с древесными башмаками приходили в негодность. Стало ясно, что цельнометаллические траки более успешны, но и они потребовали доработки.

Char B разработки Renault, FCM и FAMH на совместных опробованиях, 1924 год

Явным фаворитом смотрелся SRB, чья ходовая часть была лучше, а совокупность NAEDER продемонстрировала себя во всей своей наготе. Но всецело Эстьена не устроил и данный танк. По результатам опробований в договоре на серийное производство было отказано всем соперникам.

Вместо этого Эстьен создал новые тактико-технические требования, каковые подразумевали иные условия работы. Вместо четырёх танков сейчас требовалось создать один, наряду с этим неспециализированная концепция новой автомобили должна была стать совместной разработкой компаний Schneider и Renault. В машине должны был употребляться двигатель Renault, двойной дифференциал Schneider, сцепление Fieux и устройство поворота NAEDER.

Отдельные элементы ходовой части планировалось позаимствовать от танков созданья FCM и FAMH.

Толщину брони требовалось расширить до 40 мм в лобовой части, 30 мм по бортам, толщина крыши должна была составить 20 мм, а пола — 15 мм. Боевая масса наряду с этим предполагалась на уровне 19–22 тон. Неспециализированный контроль над проектом передавался компании Renault, которая действовала в тесном сотрудничестве с STCC (Section technique des chars de combat, другими словами «технической секцией по танкам»).

Активное участие в работах должны были принимать и инженеры Schneider.

Так, проект среднего танка нового поколения по окончании практически четырёх лет работ перезапускался уже во второй раз. А до принятия на вооружение Char B1 ещё оставались продолжительные девять лет.

Продолжение

литература и Источники:

  • Материалы Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
  • Le Char B1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №13, 2012
  • The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, HistoireCollections, 2014
  • GBM 78, 100

Боевой путь – начало новых побед! [World of Tanks]

Темы которые будут Вам интересны: